Как отстоять свои права на дороге

Обновлено: 30.06.2024

Совершение такого опасного маневра, как выезд на встречную полосу является серьёзным правонарушением, ведущим к различного рода опасным ситуациям на дороге, которое влечёт за собой административную, а в особо тяжёлых случаях и уголовную ответственность.

Существует ряд законодательных нюансов, которые определяют меру наказания за данный вид нарушений. Рассмотрим все вопросы, связанные с лишением прав за выезд на встречную полосу.

Потеря водительского удостоверения за встречку

Согласно данной статьи правонарушение может караться:

  1. выплатой штрафа до 5 тыс. руб.;
  2. или лишением прав на срок от 4 до 6 мес.

Ситуации, когда штраф заменяется лишением прав, связаны с отягощающими обстоятельствами или с нежеланием нарушителя выплачивать назначенный сотрудниками ДПС денежного взыскания. Размер срока определяется мировым судьёй в ходе судебного разбирательства с учётом смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Дорожная разметка, которую следует учитывать при движении по автодорогам:

  • 1.1 – разделяющие полосы автострады на попутный и встречный трафик сплошные белые или оранжевые линии.
  • 1.3 – двойные сплошные, разделяющие четырёхполосную широкую дорогу на потоки автотранспорта.
  • 1.11 – сплошная и прерывистая двойная линия, по стороне которой можно выполнить манёвр.

На фото изображена разметка 1.1:


Ознакомьтесь с фото разметки 1.3:


Ниже — фото разметки 1.11:


Пересекать данные линии, помимо 1.11 по стороне пунктирной, категорически запрещается. Когда на дорожное полотно не нанесена разметка, водитель транспортного средства самостоятельно должен рассчитать количество полос, исходя из размеров и пространства между полосами.

Случаи, которые, могут привести к лишению водительского удостоверения:

Справка! Лишение прав может заменять штрафные санкции, однако данный вид наказания исключает дополнительные выплаты. Сочетание штрафа и лишения документов возможно только в случае повторного правонарушения.

Вторичное правонарушение

Часть 5 статьи 12.15 КоАП рассматривает повторный выезд на полосу встречного движения и определяет следующие меры наказания:

  • лишение водительских прав сроком на 12 мес.;
  • и вынужденная пересдача теоретического экзамена ПДД.

Стоит учитывать, если фиксация произошла лично сотрудником дорожной службы, то повторный выезд будет стоить нарушителю водительских прав, однако если факт правонарушения был зафиксирован благодаря специальным техническим средствам (фото-, киносъемка, видеозапись), то административный штраф составит 5 тысяч рублей.

Повторным нарушением считается сходный по степени ответственности случай, совершаемый вторично в течение года. В том случае, если у водителя уже есть неоплаченный штраф, лишение его прав становится более вероятным с точки зрения судебной системы. Рецидив нарушений может привести к лишению прав сроком до двух лет.

Административная ответственность

Выезд на полосу встречного движения является административным правонарушением, которое подпадает под юрисдикцию правил территориального суда и рассматривается мировым судьёй. Совершивший данное правонарушение водитель несет административную ответственность в соответствии с положением ч. 4 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Ответственность может заключаться не только в лишении прав, но в выплате штрафных санкций в размере до 5 000 руб. При условии отсутствия отягощающих факторов, административные меры в виде штрафных выплат предусмотрены за следующие правонарушения:

После того, как постановление приобрело юридическую силу (десять дней после вынесения), у водителя есть два месяца для оплаты штрафных санкций. В соответствии с п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, в 2017 г. заплатить только половину вменяемого штрафа не получится.

Важно! В случае, если оплата просрочена, наступает новая административная ответственность в качестве пени, ареста или принудительных работ.

Уголовная: какие случаи влекут ее за собой?

Уголовная ответственность в случае нарушения правил дорожного движения предусмотрена статьей 264 УК РФ. На основании Федерального закона от 23.04.2019 N 65, были внесены изменения, которые не делают различий между лицами, находящимися в алкогольном опьянении и водители, просто сбежавшими с места преступления, теперь обе категории будут будут наказываться одинаково. Правонарушение, связанное с причинением тяжкого вреда здоровью человека, наказуемо:

  • Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – ограничением свободы на 3х лет, либо принудительными работами до 2х лет, либо арестом на срок до полугода, либо лишением свободы на срок до 2х лет.
  • Нанесение тяжких повреждений здоровью лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или оставившим место ДТП – принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок от 3х до 7 лет.
  • Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смертельный исход, грозит принудительными работами на срок до 4х лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.
  • Водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения или оставивший место ДТП, при этом неумышленно лишивший жизни человека наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет.
  • ДТП, повлекшее смерть двух и более лиц по неосторожности наказуемо принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет.
  • Лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения или оставившее место ДТП, совершив нарушение, повлекшее неумышленную смерть двух и более человек, лишается свободы на срок от 8 до 15 лет.

Данная категория происшествий влечёт за собой назначение экспертизы, в ходе которой следователь устанавливает конкретные пункты ПДД, нарушенные водителем. Результат совершенных действий, а также причинная связь между ними оценивается индивидуально.

Важно! Административная ответственность наступает в случае нанесения легкого вреда потерпевшему, а уголовная только в том случае, если нарушение привело к причинению тяжких повреждений или смерти человека.

Статья 168 УК РФ. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности

Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, — наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Что делать, чтобы не лишили документа?

Во время принятия решения о мере судом учитывается следующее:

  1. личностная характеристика нарушения;
  2. материальное положение;
  3. степень и характер совершенного правонарушения;
  4. смягчающие и отягчающие обстоятельства административного правонарушения;
  5. крайняя необходимость осуществления движения по встречному направлению.

В соответствии со статьёй 2.7 КоАП Российской Федерации выезд на полосу встречного движения не считается правонарушением и водитель не несёт административной ответственности в случае, если заезд был осуществлён в случае крайней необходимости, т.е. выполнялся с целью избежать ситуации, подвергающей непосредственной опасности жизни управляющего автомобильным средством или иных лиц, ситуации угрозы нарушения общественного или государственного интереса.

Статья 2.7 КоАП РФ. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Возможность отстоять свои права также увеличивается вследствие установления следующих обстоятельств:

  • Не по ГОСТу Р 52289-2004 выставленные дорожные знаки (развёрнуты обратной стороной по направлению движения, повреждения, скрытость знака деревьями или кустами).
  • Не по ГОСТу нанесена разметка (к примеру, штрихованная линия затёрта, нанесена неточно, отсутствует предупреждающая разметка 1.6 между разметками 1.5, не позволяющими совершить маневр).
  • Плохие погодные условия, которые не позволяют ясно различить разметку.

Рекомендуем посмотреть видео о том, как отстоять свои права в случае неправомерного взыскания за выезд на встречную полосу:

Отсчёт срока наказания

Момент получения судебного постановления и сдача временного разрешения является началом отсчёта срока наказания. После вынесения судебного решения у нарушителя есть десять суток для обжалования приговора. Если постановление не было оспорено, статус пешехода начинается со дня возврата временных документов. О штрафах и других видах наказания за езду без прав после лишения вы можете прочитать в этой статье.

Стоит отметить! Срок лишения не подлежит амнистированию, его нельзя уменьшить благодаря примерному поведению. Накопление нарушений может привести к увеличению срока лишения автомобильного удостоверения до нескольких лет. О случаях, когда возможно пожизненное лишение водительских прав, читайте тут.

Процедура возврата

Изъятые документы хранятся в отделении ГИБДД. Для получения удостоверения необходимо предъявить следующие документы:

  1. постановление о лишении;
  2. паспорт;
  3. квитанция об уплате штрафа;
  4. медицинская справка.

В некоторых случаях, водитель обязан пересдать теоретический экзамен для восстановления документов.

Согласно ПП РФ №1210 от 10.10.2018, документ будет возвращен в день обращения в Госавтоинспекцию.

Заключение

Нормы КоАП имею направленное действие, связанное с урегулированием ситуаций, предусмотренных ст. 12.15. Административное наказание – штраф или лишение прав – зависит от исключительных обстоятельств и должно быть вынесено в индивидуальном порядке. Смягчающие и отягчающие обстоятельства учитываются судебными органами при вынесении приговора.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Как отстаивать свои права с работником ГИБДД

Ни для кого не секрет, что некоторые работники дорожного контроля злоупотребляют своим служебным положением и нарушают права автолюбителей. А это происходит из-за того, что очень малое количество водителей знают свои права. В статье рассмотрим способы отстаивания своих прав на примерах типичных ситуациях на дороге.

Остановка автомобиля

Работник ГИБДД должен подойти к остановленному автомобилю, представиться (назвать свое ФИО, должность и звание) и объяснить причину остановки. Сразу нужно уточнить, что инспектор не имеет право останавливать транспортное средство просто так. На это должны быть объективные причины. Согласно Приказу МВД № 185 и Приказу № 329 разрешено останавливать автомобиль в таких случаях:

1. Водитель нарушает правила дорожного движения.

2. Транспортное средство находится в розыске.

3. Необходимо опросить водителя или пассажиров, которые были свидетелями ДТП или преступления.

4. Водителя или пассажиров подозревают в совершении преступления.

5. Автомобиль или водитель необходим для оказания помощи сотрудникам ГИБДД.

6. Нужно привлечь пассажиров в качестве понятых.

Некоторые работники дорожного контроля останавливают авто для проверки документов. Их действия не совсем законны. Останавливать транспортное средство по этой причине имеют право работники ГИБДД на стационарных постах. Вне стационарного поста можно останавливать автомобиль, но это делается только в рамках спецоперации.

Если вас остановили для проверки документов, ссылаясь на спецоперацию, то обязательно поинтересуйтесь что это за спецоперация. Возможно, вам скажут, что автомобиль, который числится в угоне, очень похож на ваш. Тогда попросите предоставить полную информацию о разыскиваемом авто. Инспектор ГИБДД обязан это сделать. А далее попросите дать вам номер очередной части УВД города. Позвоните по этому номеру и поинтересуйтесь, действительно ли проходит спец. операция.

Как отстаивать свои права с работником ГИБДД

Выход из транспортного средства

После проверки документов сотрудник ГИБДД может предложить водителю продолжить разговор в служебном автомобиле. Выходить из собственной машины – это право, а не обязанность водителя. Но есть ситуации, когда инспектор имеет право требовать от водителя покинуть транспортное средство. Согласно Приказу № 185 выход из автомобиля происходит в таких случаях:

1. Проверка узлов и агрегатов.

2. Проведение осмотра машины.

3. Наличие оснований, что водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении.

4. Водителя или пассажиров подозревают в совершении ДТП или преступления.

5. Устранение неисправностей автомобиля.

6. Предоставление помощи участникам дорожного движения или инспектору ГИБДД.

Ремень безопасности

Много споров возникает между водителем и работником ГИБДД по поводу ремня безопасности. В правилах дорожного движение четко указано, что во время движения нельзя управлять транспортным средством без пристегнутого ремня безопасности. Но тут есть один интересный нюанс. В правилах ничего не указано о ремне, если автомобиль стоит на месте. То есть, это правило касается только транспортного средства в движении.

Нужно не забывать простое правило: водитель не должны доказывать свою невиновность, а инспектор ГИБДД должен доказывать виновность водителя.

Если инспектор ГИБДД задаст вам вопрос: почему вы не пристегнуты? То самым лучшим ответом будет – я отстегнул ремень безопасности, как только машина остановилась. Если работник ГИБДД будет вам возражать, то попросите его предоставить доказательства. Без доказательств он ничего не сможет сделать.

Оформление протокола

Очень много конфликтных ситуаций возникает по поводу административного протокола. Водители, как правило, боятся оформления протокола и ищут другие пути, как выйти из данной ситуации. Хотя в оформлении протокола ничего страшного нет. Наличие его еще не означает, что водитель виноват.

Не нужно забывать, что в нашей стране еще действует презумпция невиновности. Не вы должны доказывать свою невиновность, а работник дорожного контроля должен доказывать вашу виновность. К сожалению, об этом многие водители забывают.

При составлении протокола нужно учитывать такие моменты:

Как отстаивать свои права с работником ГИБДД

Объяснение. Вы должны внимательно ознакомиться с содержанием документа. В нем будет информация о совершенном нарушении. Вы имеете право не соглашаться с содержанием протокола и указать свою версию событий.

Как отстаивать свои права с работником ГИБДД

Подпись. Если вы подписываете документ, то это будет означать, что вы согласны с версией событий инспектора ГИБДД. Таким образом, вы признаете свою вину. Ставить или не ставить подпись в протоколе – это ваше право, а не обязанность.

После составления протокола инспектор должен выдать вам копию протокола. Документ понадобится вам для обжалования решения инспектора ГИБДД

Почему я нарушаю

Признаюсь честно: если есть возможность нарушить ПДД и не попасться, то я это делаю. Если стоит длинная очередь на поворот налево, я объеду ее справа и вклинюсь. Если на трассе кто-то "тупит" на рельсах или впереди авария, я поеду по обочине. Не могу сказать, что я беспредельщик. Скоростной режим я превышаю в пределах пока еще "условно легальных" 20 км/ч, машину под знаком "Остановка запрещена" не бросаю, на тротуаре не паркуюсь и пьяным за руль не сажусь.

Зачем я нарушаю? Когда моя девушка, которая недавно получила права и теперь живо интересуется происходящим на дороге, спросила меня об этом, я спустя пару минут смог сформулировать ответ. Ясный, как день. Я нарушаю потому, что не могу спокойно смотреть, как за мой счет нарушают другие.

И правда: стоит встать спокойно в какую-нибудь очередь из машин, как найдется с десяток умников, которые объедут тебя справа и слева. Народ в больших городах просто привык тыкаться всюду, где есть свободное место. Зачастую иррационально, когда выигрыш составит пару секунд. Это происходит "на автомате" — никто не желает никому зла, просто есть место и туда надо проехать. Так почему, собственно говоря, я должен позволить другим водителям лезть вперед меня и терять свое личное время на это?

Depositphotos_11063050_original.jpg

Из истории вопроса

Вы скажете: "Хочешь, чтобы все жили правильно, начни с себя". Лет пять назад я так и сделал. Год или два я честно ездил по городу в пределах 60 км/ч, тормозил на мигающий зеленый, пропускал пешеходов, никогда не выезжал на забитый перекресток и не пытался объезжать пробки. И все бы ничего, но больше половины окружающих меня водителей исповедовали другую религию. Они ехали, как им хотелось и куда им хотелось, и оставались безнаказанными. Я пробовал воевать. Зажимал и не пускал в ряд тех, кто туда пытался влезть. Однажды весь воскресный вечер ехал по обочине вровень с медленно ползущей очередью по трассе, не давая "объездунам" (так я тогда их называл) проскочить вперед. Очень много мне тогда кричали в окно обидных слов, но до рукоприкладства так и не дошло. Но потом я понял, что эта борьба бессмысленна. Ты никогда не заставишь водителя, который едет перед тобой, присоединиться к твоей священной войне с нарушителем. Он пустит в ряд кого угодно, потому что ему страшно или лень ввязываться в конфликт. Моя девушка говорит мне, что у меня слишком больное самолюбие, и это наверняка так. Но я физически не могу уступать, если только это не бандиты на "Гелендевагене" (а таких в наши дни все меньше). Возможно, к старости я научусь смотреть на окружающее с философским спокойствием и стану слушать в машине один лишь джаз. Но пока смесь тестостерона с адреналином в моей крови мешает мне уступать. И поэтому я нарушаю.

Depositphotos_35442919_original.jpg

А как же ГИБДД?

Отвечу на этот вопрос зарисовкой. Я живу в Петербурге, и наша главная улица, как можно узнать из Википедии, называется Невский проспект. В самом его начале на него стекаются два транспортных потока — с Дворцовой площади и Адмиралтейского проспекта. Нетрудно догадаться, что по утрам там пробка, и аккурат на развилке, на островке безопасности, стоит экипаж ДПС. Каждое утро они равнодушно смотрят, как десятки водителей объезжают очередь на поворот с Дворцовой налево на Невский, и никого не штрафуют. И так — всегда. ДПС обычно интересует пьяная езда, выезды на встречную полосу и неправильная парковка. Раньше еще интересовала тонировка, "колхозный" ксенон и наличие полиса ОСАГО. Кстати, с упразднением снятия номеров интерес к этой теме у гаишников резко упал, о чем свидетельствует возросшая популяция граждан, искренне считающих, что их машина и они сами выглядят более стильно и брутально, если на стеклах наклеена черная пленка. В общем, относительно мелкие нарушения ГИБДД не интересуют, и их можно понять. Как-то раз меня остановил инспектор и я задал ему вопрос спокойно и по-приятельски, почему так мало внимания обращают на водительские нравы. На что он мне ответил: "А чего ты хочешь, нас — четыре экипажа на смене по всему району. Два — на разборе ДТП, один — на эвакуации и я один, без напарника, на дежурстве". Для наших читателей из небольших городов поясню, что район в Петербурге — это в среднем от 200 до 500 тысяч человек, каждый пятый из которых имеет автомобиль. И на всех работает один инспектор.

Depositphotos_1044208_original.jpg

Я не знаю, правы ли те люди, которые утверждают, что ГИБДД — это большой, так сказать, финансовый холдинг с "менеджерами по продаже" на местах, "региональными управляющими", "планом по выручке" и строгими обязательствами по его выполнению для всех сотрудников. Но даже если все эти люди врут, и коррупция в рядах правоохранительных органов не так уж хорошо организована (а может, ее и вовсе нет), то инспекторам явно хватает своих забот. Показатели фиксации нарушений, заполнение бумаг, а еще ипотека, автокредит, жена, дети и ремонт на даче. Думаю, что наведение порядка на дорогах России стоит в списке приоритетов примерно на 152-м месте.

Что же делать?

Ситуация выглядит безнадежной. Нарушение ПДД вошло в ежедневную привычку, на дорогах живут по понятиям, а ГИБДД взирает на это равнодушно, изредка наказывая особо зарвавшихся. Если принять правила игры, то в этих условиях вполне можно жить (что я и делаю). Но что если хочется, чтобы на дорогах воцарились Закон и Справедливость? В самом начале я говорил, что знаю рецепт, и я не соврал. В России нужно ввести режим чрезвычайного положения. Изначально на полгода, с возможностью продлить еще на полгода, если первых шести месяцев будет мало. Нужно донести до людей, что с определенного дня начинается жесткая и бескомпромиссная война за безопасность на дороге. Все штрафы на период действия ЧП увеличиваются в десять раз. За неоплату штрафа в течение недели — арест автомобиля. За повторную неоплату — конфискация автомобиля в пользу государства. За попытку дачи взятки — тюремный срок.

Depositphotos_30666191_original.jpg

Каковы права водителя и работника

Сталкиваясь на дорогах с полицейскими, обладатели автомобилей зачастую не представляют, как отстоять свои права. Опытные сотрудники ГИБДД используют таких водителей в своих целях. Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию, необходимо чётко знать, на что конкретно имеешь право.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Как быть с беспределом на дорогах?

Наилучший вариант – выучить наизусть все статьи, законы, ПДД и Административный регламент. Но не все имеют такую хорошую память.

Замечательно, если автомобилист знает всё и применяет это на практике.

ВАЖНО! Автомобиль является техникой с разрядом повышенной опасности. Поэтому у владельцев транспорта гораздо больше обязанностей, нежели прав.

Для начала рассмотрим обязанности водителей (ПДД 2.1, 2.2):

Водитель всегда обязан держать в машине:

  • водительское удостоверение или временное разрешение с указанием категории;
  • документы на автомобиль и на прицеп, если таковой имеется;
  • справку о пройденном техосмотре;
  • страховку;
  • в отдельных случаях специальное разрешение, путёвку или лицензию на перевоз груза или пассажиров;
  • доверенность на управление транспортом. С 24.11.12 года предъявление не обязательно, но лучше возить все необходимые документы с собой, чтобы предотвратить возникновение щекотливой ситуации.

ПДД 2.3.1

Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

Перед отправлением в путь, особенно долгосрочный, необходимо проверить наличие неисправностей.

Настоятельно рекомендуем осмотр рулевого управления, тормозов, задних габаритов, фар, стеклоочистителей. Любой дефект из данного списка может привести к запрету на передвижение машины.

Водитель обязан следить за тем, что происходит в машине:

  • все находящиеся внутри должны быть пристёгнуты (ПДД 2.1.2);
  • исключено управление транспортным средством в нетрезвом или утомлённом состоянии (КоАП, статья 12.8);
  • не передавать рулевое управление тем, кто не имеет на это прав (КоАП статья 12.7).

Водитель попал в ДТП, или стал свидетелем аварии, он обязан (ПДД 2.5):

  • совершить остановку автомобиля и включить аварийный сигнал;
  • позвонить в полицию и вызвать скорую помощь;
  • не трогать ничего до приезда ДПС;
  • если возможно, то оказать пострадавшим помощь, до прибытия скорой помощи.
  • ожидать приезда полиции.

Будьте предельно внимательны! Статья 19.3 часть 1 КоАП РФ говорит о том, что водитель должен повиноваться автоинспекторам, когда они при исполнении. Иначе это грозит штрафом от 500 до 1000 рублей.

Чтобы избежать подобных нарушений и конфликтов с полицией, нужно хорошо знать свои права.

Каковы права водителя?

Не останавливаться в тёмное время суток по требованию гаишника, если у того отсутствуют опознавательные знаки (специальные сигналы, громкоговоритель, жезл).

Не выходить из своего автомобиля.

Не препятствуйте инспектору, если он попросит выйти из автомобиля по одной из причин (п.6.11 ПДД):

  • необходимо устранить техническую неисправность машины;
  • находитесь в нетрезвом или больном состоянии;
  • произошло нарушение по перевозке груза, или нужно осмотреть груз;
  • инспектор должен произвести личный досмотр;
  • сверка номера, узлов или агрегата;
  • являетесь свидетелем или участником аварии на дороге;
  • ваше поведение угрожает жизни инспектора.

ПДД пункт 6.11

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

ВНИМАНИЕ! Отсутствие талона техосмотра на лобовом стекле – не повод для остановки! Изменение пункта 2.1.1 ПДД РФ вступило в силу с 13.04.2012 года.

Попросить автоинспектора показать своё удостоверение (ПДД 2.4).

Во-первых, приятно знать, с кем беседуете. Во-вторых, при возникновении сложностей будете знать, куда обратиться и на кого именно пожаловаться.

Возможность фиксировать всё происходящее на любой носитель, будь то фотоаппарат, видеокамера, телефон или диктофон – всё, что попадётся под руку. Особенно это пригодится в том случае, если при остановке вам пришлось покинуть транспорт (Административный регламент п.25).

Пассажир в вашем автомобиле – законный свидетель (КоАП, статья 25.6 ).

Не согласиться с выдвинутым протоколом (КоАП, статья 29).

Требовать объяснить составленный документ.

Перед подписанием любого протокола обязательно прочтите, в чём состоит обвинение. Если возникло непонимание, инспектор должен чётко пояснить суть дела. Не забудьте спросить копию для себя.

Неадекватное и грубое обращение? Не стесняйтесь, сразу звоните по номеру 02 и рассказывайте всё, что видите и слышите.

Если возникают спорные ситуации, каждый водитель вправе позвонить по телефону доверия в своём регионе.

Воспользоваться защитой адвоката.

Если не удалось найти решения и дело довели до судебных разбирательств, вы можете требовать юридическую помощь (Конституция, глава 48). Автоюрист окажет квалифицированную защиту ваших прав. Все неразрешимые сомнения используются в пользу водителя (КоАП, статья 1.5)

Если машина припаркована, предъявлять водительское удостоверение не обязательно.

Показать подошедшему инспектору можно, например, паспорт. Если вы пьяны, оштрафовать не вправе. Транспорт стоит на месте, а автолюбитель им не управляет (КоАП статья 12.8 ч.1).

Чтобы не впутаться в грязную и неприятную историю, помимо своих обязательств и преференций, необходимо знать, чем руководствуются работники ДПС.

Что должны делать и каковы возможности сотрудники ГАИ?

Обязанности и права работников ГАИ также перечислены в ПДД.

Причины остановки автотранспорта:

  • зафиксировано нарушение правил дорожного движения. Например, обгон в неразрешённом месте или превышение скорости.
  • данные, указывающие на угон или розыск автомобиля.
  • факты, свидетельствующие о причастности к ДТП;
  • сотруднику необходимо опросить вас и ваших пассажиров;
  • полиции нужна ваша помощь в роли понятого;
  • вы или ваш автомобиль может оказать существенную помощь остальным участникам дорожного движения (Административный регламент, абзац 5 п.4).

ВНИМАНИЕ! Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Без основания ваш автомобиль не может быть остановлен (пункт 63 Приказа №185).


Запрещено останавливать машины в плохой или опасной зоне видимости (перекрёстки, повороты, переезды, подъёмы).

Сотрудник обязан представиться и назвать причину остановки (Административный регламент, ст. 67, п. 20).

Инспектор обязан показать своё удостоверение в открытом виде, но при этом не выпускать его из рук (ст.20).

Каждый сотрудник ДПС при исполнении должен иметь специальный нагрудный знак.

Если автолюбитель захочет узнать номер телефона дежурного или ответственного за мероприятие, патрульный должен сообщить эту информацию (ст.23).

При проверке документов инспектор должен быть аккуратным, не совершать никаких пометок в неположенных местах (ст.26).

Во избежание недопонимания, любой работающий в полиции человек обязан быть вежливым, грамотным и тактичным, ясно излагать свои требования и объективно расценивать каждую ситуацию.

Оснащение патрульной машины опознавательными знаками. Сюда входят громкоговорители, жезл, свисток, звуковые или световые сигналы.

Может ли работник ГИБДД останавливать не на стационарном посту? Работники должны исполнять свои обязательства строго в зоне ответственности поста. Стационарный пост – это специализированная местность для работы наряда ДПС. Он оснащен всевозможным оборудованием, фиксирующим те или иные нарушения граждан. При исполнении инспектор должен находиться на территории поста. Для точности он обязан хорошо знать схему – карту рабочей местности.

ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют специальные мероприятия, проводимые на значительном удалении от постов. Обстановка будет ясна – толпы дежурных в бронежилетах или парадной форме, проверки патрулём на каждом повороте.

Использование технических средств разрешено.

Может ли автоинспектор снимать на личную камеру? Обновленный регламент (приказ №185) не запрещает снимать на видеокамеру или записывать происходящее работникам полиции.

Допускается применение силы в предусмотренных законом ситуациях.

Если автомобилист представляет собой угрозу для общества, инспектор должен потребовать остановки машины. Добросовестному автолюбителю бояться нечего.

Действия автоинспектора при неповиновении водителя:

  • передача информации дежурному или другим подразделениям;
  • преследование машины, если шофер решил скрыться;
  • вызов подкрепления в экстренных ситуациях;
  • использование оружия.

Не совершать административных наказаний без протокола.

Извлечение номерных знаков, изъятие водительского удостоверения или просто штраф за превышение скорости – всё должно быть зафиксировано.

При обнаружении неисправностей ДПС может провести полный технический осмотр.

Это позволяет лучше следить за безопасным движением на дорогах. Инспектор может остановить любую машину и проверить её техническое состояние по установленным нормам.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять аптечку и огнетушитель? Наличие в машине этих предметов – это критерии, проверяемые при техосмотре. Здесь каждый должен помнить, что в дороге могли понадобиться и аптечка, и огнетушитель.

Как обычному водителю отстоять свои права?

Избежать подобных ситуаций поможет отличное знание ПДД и законов Российской Федерации.

Всегда, при любых обстоятельствах, сохранять спокойствие. Никогда не переходите на крик и не оскорбляйте работников ГИБДД.

Если остановили: что делать?

Определите, не мошенник ли перед вами?

Если вы не нарушитель каких – либо правил, а с вашим техосмотром всё отлично, нечего бояться.

ОБЯЗАТЕЛЬНО спросите, а лучше запишите на бумажку все данные автоинспектора – его должность, фамилию, подразделение. Порядочный работник без труда ответит на интересующие вас вопросы. Если перед вами жулик, он поторопится скорее отпустить вас.

Не выходите из своей машины!

Только после того, как вы удостоверились, что перед вами честный работник ГИБДД, можете протягивать свои документы.

Если гаишник настаивает — выйти из машины.

Предложили оплатить штраф за административное правонарушение?

Ни в коем разе не отдавайте деньги на руки! Это противозаконно. Просите составить квитанцию – постановление. Всегда имейте при себе в машине таблицу штрафов. Это поможет лучше сориентироваться.

В любой сложившейся ситуации инспектор обязан составить протокол. Только после составления необходимого документа вы должны покинуть автомобиль.

ТРЕБУЙТЕ составления протокола (КоАП РФ, глава 27):

  • протокол досмотра ( 27.9 );
  • протокол при задержании (27.4.1);
  • протокол при отстранении от управления автотранспортом (27.12).

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

  1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
  2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Проверяйте правильность составления протокола.

Все пункты и подпункты должны быть заполнены. Не ставьте подписи, если с чем-то не согласны. Не свидетельствуйте против себя (Конституция, статья 51).

Статья 51. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего…

  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Если на вас составили протокол…

ВНИМАНИЕ! Вы имеете право не разрешить осматривать машину (багажник), если присутствует только один сотрудник.

Досмотр подразумевает собой приглашение двух понятых (это касается также и протокола при задержании, и при отстранении от управления автотранспортом).

Самовольное рытьё по вашим вещам недопустимо (КоАП 19.1, самоуправство). В таких случаях звоните 02 незамедлительно!

Статья 19.1. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Используйте свои права по максимуму, не давайте загнать себя в тупик. Если необходимо, цитируйте закон. При разговоре с грамотными автолюбителями, сотрудники ГИБДД задерживать не станут.

Закон для водителей – это ПДД и КоАП РФ. Не ведитесь на ссылки гаишников о приказах МВД.

Чтобы избежать неприятностей, хорошо знать закон необходимо как сотруднику ГИБДД, так и самому водителю. Плюсы и минусы есть для каждого. Знание – это действительно сила, поэтому вооружайтесь им. Счастливого пути!

Посмотрите видео, в котором говорится, какие есть права у водителей и у сотрудников ГАИ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: