Как повысить уровень занятости

Обновлено: 02.07.2024

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Кризисная ситуация заставляет искать новые решения традиционных экономических и социальных проблем, таких, например, как безработица. И здесь может пригодиться опыт, казалось бы, совсем другой исторической эпохи.

Заводы стоят

В 1994 году в России в условиях перехода к рыночным отношениям сложилась напряженная ситуация с занятостью. Заводы останавливались из-за неплатежей и падения спроса, и многим угрожала потеря работы. По сравнению с 1993 годом число граждан, поставленных на учет как безработные, выросло на 60%. Из них почти две трети имели опыт работы и уволились из-за остановки предприятия.

Официальная статистика того времени фиксировала, что 25% работников предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, науки и научного обслуживания были отправлены в вынужденные административные отпуска (естественно, без оплаты), а 16% были переведены на режим неполного рабочего времени. Общая численность работающих неполное рабочее время или находившихся в административных отпусках составляла 4,8 млн человек.

Полностью был задействован и ресурс вторичной занятости — совместительство и подработки в других секторах экономики. До 1,5 млн человек спасались челночным бизнесом или мелкой торговлей.

Ситуация грозила стать неуправляемой. Массовая безработица могла привести к социальному взрыву, а ведь еще свежа была память о трагических событиях октября 1993 года в Москве. Но ресурсов у правительства практически не было. Доходная часть федерального бюджета составляла 124,4 трлн руб., а расходная — 194,4 трлн руб., дефицит достигал 36% от расходов.

Надо было действовать нетривиально. Еще в 1993 году специалисты Минтруда предложили изменить правила использования средств Фонда содействия занятости населения. Фонд, в который работодатели отчисляли 2% от зарплат, был рассчитан на традиционные подходы: регистрация в статусе безработного и получение помощи только в этом качестве. Понятно, что это была практика, взятая у благополучных стран, которые давно не сталкивались с такими социально-экономическими катаклизмами, какие испытала в 1990-е годы Россия. После долгих споров (сторонники свободы рынка считали, что помогать не надо, рынок сам все расставит по местам) правительство согласилось применить чисто российскую новацию — предоставление действующим предприятиям специальных субсидий для сохранения персонала.

Только в 1994 году по программе содействия занятости получили компенсационные выплаты примерно 970 тыс. работников, находившихся в простое или отправленных в отпуска без содержания. Это сработало. Фонд сыграл роль финансового резерва, с помощью которого можно было принимать превентивные меры против роста безработицы.

Исторические параллели

В наше время такой структуры нет, хотя ситуация на рынке труда не менее сложная. В чем-то она напоминает период 1994–1995 годов. Во-первых, практика административных отпусков, создающая реальную угрозу потери дохода работников. Во-вторых, высокая занятость в бюджетных отраслях (это имеет свои негативные стороны, но обеспечивает стабильные рабочие места и доходы). В-третьих, отсутствие у служб занятости возможности трудоустроить большое количество безработных. Заявленные ранее вакансии на глазах становятся неактуальными.

Вдобавок граждане, которых сократили по соглашению сторон, уволившиеся по собственному желанию, работавшие в серой зоне (по оценке Росстата, это до 14,5 млн человек) по действующим законам не имеют права на пособия.

С другой стороны, у правительства сейчас есть немалые финансовые ресурсы в виде Фонда национального благосостояния.

Что можно сделать? Учитывая опыт предыдущих лет, надо создавать механизм субсидирования предприятий. Субсидии могут выделяться при условии сохранения занятости и организации переобучения на рабочих местах, совершенствования производственного процесса. Объем субсидии должен быть не менее одного МРОТ в месяц в расчете на одного работника. Это намного лучше, чем допустить увольнения без денег и в будущем спровоцировать волну неплатежей по ЖКХ и личных банкротств.

А вот финансировать создание безработными своих собственных предприятий надо очень осторожно, поскольку вероятность их удачного старта крайне мала — это подтверждает практика 1990-х.

Самое главное — не паниковать и делать расчетливые и точные шаги, опираясь на ранее приобретенный опыт.


Чиновники Правительства выдали очередную версию единого плана развития страны до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Кругом цифры, амбициозные KPI, указы и цифровизация. Документ на почти 400 листах. Давайте разбираться.

Целей всего пять:

  1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
  2. Возможности для самореализации и развития талантов.
  3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
  4. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
  5. Цифровая трансформация.

Однако нас больше всего интересует четвертая : про труд и предпринимательство.

Через тернии к звездам

Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков. Поэтому мы оказались там, где оказались.

Однако оценки того, где мы конкретно оказались, расходятся у чиновников и бизнеса. В документе снова говорится о том, что мы успешно преодолели наиболее сложный период и связано это было, прежде всего, с беспрецедентным комплексом антикризисных мер, направленных на поддержание доходов населения, максимальное снижение текущих издержек бизнеса и поддержание региональных бюджетов.

Дальше очень много статистики (и конечно, оптимизма) про динамику численности населения сейчас и в ближайшие годы, но мы перейдем сразу к интересующей нас части.

А в ней зампредседателя Правительства А. Белоусов сделает всё, чтобы число занятых в МСП (включая ИП и самозанятых) выросло к 2030 году до 25,65 млн.человек.

За счет чего будет такое фееричное достижение? Давайте сначала посмотрим на динамику:

  • в 2019 году было 22.7 млн чел.;
  • в 2020 году 22.94 млн чел.;
  • в следующем 23,3 млн чел;
  • в 2022 году станет 24 млн чел;
  • в 2024 будет 24,5 млн чел.;
  • а к 2030 году нас будет 25.65 млн человек!

Как повысят доходы населения

Перед тем, как мы перейдем к анализу мер, позволяющих достигнуть 25 млн. человек занятых в МСП, остановлюсь на том, как будут стимулировать рост реальных доходов населения.

Ведь от этих мер, в том числе, зависит спрос на продукцию, которую будут производить те 25.6 млн человек, которые будут заняты к 2030 году в МСП:

  1. Повышение оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
  2. Ежегодная индексация страховых пенсий не ниже уровня инфляции предыдущего года.
  3. Увеличение пенсий граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц.
  4. Поддержка занятости в виде социальных выплат безработным.
  5. Содействие в поиске подходящей работы, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
  6. Развитие гибких форм занятости.
  7. Ежегодное установление МРОТ не ниже величины ПМ и привязка МРОТ к медианной заработной плате.

В части достижения цели успешного предпринимательства чиновники планируют:

  • поддерживать потребительский спрос за счет устойчивого роста доходов населения: оплаты труда, пенсий, довольствия военных;
  • поддерживать инвестиционную активность , в т. ч. компаний с госучастием, повышать эффективность государственных капвложений, улучшать деловой климат, активизировать институты развития;
  • создавать финансовые инструменты для финансирования инвестпроектов;
  • экспортировать медицинские, образовательные, туристические, транспортные, услуги в сфере ИТ и связи;
  • развивать среднее профобразование и ВУЗы;
  • территориально связывать и снимать инфраструктурные ограничения;
  • поддерживать ключевые отрасли экономики — обрабатывающую промышленность, ТЭК, транспорт, космическую деятельность, атомную промышленность, АПК;
  • обеспечивать целевой уровень инфляции, взвешенно подходить к тарифной политике, развивать конкуренцию, госзакупки, повышать финансовую грамотность.

Для решения этих задач повысят зарплату бюджетникам до среднеотраслевой по региону, снизят ставки по ипотеке, ежегодно будут поднимать размер МРОТ до уровня ПМ. Будут создавать технологические долины, обеспечивать нормативами новые виды предпринимательской деятельности и развивать механизм прямого воздействия на инвестклимат.

Доля несырьевого экспорта должна срочно в этом году взлететь на целых 4 %, к 2024 году на 27 %, а к 2030 году — на 70 % по отношению к ситуации 2020 года.

Развитие малого бизнеса будет реализовано путем формирования комфортных условий старта и ведения бизнеса, оказания прямой поддержки МСП и самозанятым, создания единой цифровой среды на основе принципов клиентоцентричности.

Планируют сформировать условия для легкого старта и комфортного ведения бизнеса субъектами МСП через создание комфортных условий налогообложения, осуществления быстрых платежей, снижения издержек, связанных с КНД.

Будет и прямая поддержка, которая выразится в льготном кредитовании по пониженной ставке, расширении доступа к финансовым ресурсам, создадут гарантийную поддержку на всех стадиях развития, создадут переходные налоговых режимов.

В цифровую среду, призванную обеспечить тот самый комфорт, включат разные сервисы, клиентоориентированный интерфейс, механизм адресного проактивного подбора мер и сервисов.

В числе задач в рамках достижения этой амбициозной цели есть такие:

Выводы

В итоге в каждом блоке целей дублируются одни и те же пункты, и не просите снижения налогов, отмены завышенных штрафов!

Вам будут проактивно предлагать меры поддержки. Видимо, роботы будут звонить на мобильный телефон и наговаривать ваши права и обязанности, а потом информация о том, что вы меру поддержки получили, появится в отчете о том, что центр оказания услуг МСП охватил все 24 выживших субъектов МСП и занятых в нем беспрецедентными мерами поддержки.

Вы не дождетесь отмены СОУТ для офисных видов деятельности , вам вместо этого предложат единую площадку поддержки, на которой расскажут о том, что вам надо это сделать, иначе штрафа в 80 тыс. рублей не избежать.

Вы не дождетесь отмены обязанности применения онлайн-кассы при разовой продаже физику старого авто , а вместо этого вам предложат войти в ряды пользователей экосистемы, где вам окажут консультационные услуги о том, как правильно пробить чек и почему важно в нем отразить все 20 обязательных пунктов, иначе налоговая инспекция оштрафует на ¾ суммы непробитого чека.

Вы в проактивном режиме будете знать все свои обязанности, даже если вам это не надо, но отмены НДС , который никак не вяжется с ныне сформировавшейся деловой системой взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, вы не дождетесь . Разве что ваши дети. Или внуки. Но это не точно.

Банк России расскажет вам о том, что именно вы как население со своими инфляционными ожиданиями являетесь ключевой причиной роста цен. Не ждали бы — не было бы роста цен. И нечего ждать смягчения политики Банка России. Как не давали кредиты бизнесу, так и не будут давать . Нет у вас обеспечения ликвидного — сидите и не отсвечивайте. Скажите спасибо, что банку не платите за то, что деньги на счетах лежат.

Хотите субсидии на старт бизнеса и отдавать их в виде налогов? Не дождетесь.

Хотите, чтобы чиновники и депутаты стали невыездными на протяжении 15 лет после окончания срока полномочий? Нет, вместо этого вам запрет на мат в социальных сетях и голосование на пенечках.

Вас надо освободить от авансовых платежей по налогу на прибыль? Нет уж, не дождетесь. Вместо этого получите риск-ориентированный подход в принятии решения о проведении выездной проверки.

Вы хотите налоговые льготы для производственных предприятий по налогу на прибыль? Нет, не дождетесь. Вас вместо этого проконсультируют в центре оказания услуг бизнесу по вопросу возможности кредитования, который вы никогда не получите, ибо нет ликвидного имущества, а почку вы отдали в залог еще в 2009 году, когда брали валютную ипотеку на 50 квадратных метров.

Вы хотите замену лицензирования страхованием? Глупости. Получите цифровизацию всех госуслуг в одном окне и наслаждайтесь цифровой бюрократией.

По статье 145 НК хотели бы увеличения лимита выручки до 10 или 15 миллионов в квартал? Нет, вам 2 млн. хватит. Чиновник эту сумму в месяц в виде зарплаты получает, а вам хватит на освобождение от НДС. А то жирно будет. Будете быстро расти, будете богаче чем он, а вдруг на ФНБ не хватит?

Спрос хотели? Вот вам: зарплату госслужащим поднимут, военных обеспечат, депутатов тоже не обделят. Их всех и будете обслуживать, одевать, обувать, чистить, стричь, кормить и поить. А остальные пойдут на стройку, если здоровье останется после занятия спортом и физкультурой на свежем воздухе.

Читайте также: