Какие виды блага по содержанию соответствуют обязанности врача делать благо

Обновлено: 02.07.2024

Принципы биомедицинской этики как общие постулаты взаимоотношений медицинского работника и пациента. Деонтологическая модель и принцип соблюдения долга. Принцип "не навреди", "делай благо", принцип уважения автономии пациента, принцип справедливости.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.01.2010
Размер файла 15,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по биомедицинской этике на тему:

Антон, 2-БТ, 1 группа

3. Принцип уважения автономии пациента

4. Принцип справедливости

5. Деонтологическая модель и принцип соблюдения долга

Принципы биомедицинской этики формулируют наиболее общие постулаты взаимоотношений медицинского работника и пациента.

Различают такие формы вреда:

- вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

- вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например корыстной целью;

- вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями.

В этих случаях медицинский работник несет не только моральную, но и, в первую очередь, уголовную ответственность (см. статью 124 “Уголовного Кодекса РФ”).

- вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Такой вред может быть вызван несколькими причинами:

Если лечение включает болезненные или неприятные процедуры, причиняет физические страдания.

Если при информировании пациента о состоянии его здоровья, диагнозе и прогнозе заболевания врач утаил часть информации или обманул пациента. В этом случае введенный в заблуждение пациент может причинить вред и себе, и окружающим. Кроме того, обман свидетельствует о неуважении врачом своего пациента. С другой стороны, правдивая информация, данная без необходимой подготовки, без учета состояния пациента может причинить ему не меньший вред.

Если медицинский работник раскрывает информацию о пациенте третьим лицам, то он может нанести ему и моральный, и материальный ущерб.

Само обращение к врачу может повлечь финансовые расходы, потерю времени, ограничение свободы для пациента.

Если вред вызван дефицитом лекарственных средств, недостатком необходимой аппаратуры, приборов, технических устройств.

Таким образом, принцип ненанесения вреда можно сформулировать так: медицинский работник в ходе общения с пациентом не должен причинять ему ни моральный, ни физический вред. Если вред объективно неизбежен, он должен быть по возможности минимальным. Необходимо, чтобы ожидаемое в результате медицинского вмешательства благо превышало причиняемый вред.

В целом то благо, которое обязаны преследовать врачи и другие медицинские профессионалы - обеспечение здоровья пациентов. Соответственно, задача здравоохранения - не только вылечить больного, но и предупредить потерю здоровья, если это возможно; восстановить утраченное здоровье пациента, если есть разумная надежда на его излечение, хотя в ряде случаев приходится довольствоваться и меньшим, например тем, чтобы приостановить прогрессирующее развитие болезни или даже - в случае паллиативной медицины - облегчить боли и страдания умирающего.

3. Принцип уважения автономии пациента

Предполагается, что решение относительно своего собственного здоровья может принять автономная личность. Действие можно считать автономным лишь в том случае, если оно осуществляется:

1) преднамеренно, то есть в соответствии с некоторым собственным замыслом, планом;

2) с пониманием того, что именно он делает;

3) без таких внешних влияний, которые определяли бы ход и результат действия.

Личность не является автономной, если она не была свободна в принятии решения, и, следовательно, не несет ответственности за свои поступки. Автономной личностью не считается ребенок до 14 лет, пациент, признанный судом недееспособным, тот, кто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или личность, сделавшая выбор под давлением, недобровольно.

Принцип автономии утверждает право личности на невмешательство в ее планы и поступки и, соответственно, обязанность других не ограничивать автономные действия. Из этого, конечно, не следует, что окружающие никогда не вправе препятствовать автономным действиям. Существенно здесь то, что в каждом случае ограничение автономии должно специально обосновываться другими принципами. В подобных случаях обнаруживается, что данный принцип не является абсолютным - он действует лишь по факту. Иначе говоря, дело не в том, что этот принцип ни при каких условиях не должен нарушаться - существенно, чтобы мы сами отдавали себе отчет в том, что нам приходится, мы вынуждены идти на нарушение. И если в той или иной конкретной ситуации требования принципа автономии вступают в противоречие с требованиями какого-либо другого принципа, например, принципа "не навреди", то возникает необходимость нарушить один из них.

4. Принцип справедливости

Принцип справедливости, как он понимается в биоэтике, в первом приближении можно сформулировать так: каждый должен получать то, что ему причитается. "Каждый" при этом может относиться либо к отдельному человеку, либо к группе людей, выделяемых по тому или иному основанию. Будет, например, справедливым распределять социальное пособие среди членов такой социальной группы, как малообеспеченные граждане, и будет несправедливым раздавать его всем подряд. В отличие от рассмотренных ранее принцип справедливости предназначен для ориентировки в таких ситуациях, когда наши оценки, решения и действия затрагивают не кого-то одного, а разных людей или разные социальные группы.

Такой подход у Аристотеля получил название "распределительной справедливости", то есть справедливое распределение либо некоторого ресурса (а им могут быть, например, финансы, квалифицированные специалисты, медицинские установки и препараты и пр.) между теми, кто в нем нуждается, либо бремени затрат, расходов, возникающих при осуществлении каких-либо социально необходимых мероприятий. Основная проблема, возникающая при этом - каковы те характеристики и качества нуждающихся (или, наоборот, несущих затраты), которые необходимо принимать в расчет, иными словами, каким должен быть критерий распределения. Естественно, эта проблема возникает лишь тогда, когда данный ресурс количественно ограничен. Основная трудность, с которой приходится иметь дело при распределении ограниченного ресурса, состоит в определении того, какая его доля должна по справедливости причитаться каждому, кто в нем заинтересован. Для решения этой задачи приходится обращаться к тем или иным критериям справедливости.

Известен восходящий к Аристотелю критерий справедливости, который можно сформулировать так: равные должны рассматриваться равно, а неравные должны рассматриваться неравно. Этот критерий, против которого было бы трудно что-либо возразить, называют элементарным, минимальным или формальным. Элементарен и минимален он в том смысле, что все другие являются более сложными и более развернутыми. Формальным же его считают постольку, поскольку он не задает никаких уточнений или пояснений, которые позволяли бы установить, в каком именно отношении сравниваемые объекты (либо сравниваемых людей) следует рассматривать как равные.

Поэтому, не отрицая логической обоснованности, убедительности и значимости обозначенного критерия, как и того, что он не должен нарушаться (будет, безусловно, несправедливо, если равные получают неравные доли либо если неравные получают поровну), следует, тем не менее, иметь в виду, что в реальных ситуациях его бывает недостаточно, так что возникает необходимость прибегать к более содержательным критериям.

Понятие социальной справедливости, столь широко используемое всеми нами, на первый взгляд представляется столь же самоочевидным, как очевидны для всех бывают вопиющие нарушения этой справедливости, с которыми довольно часто нам приходится сталкиваться. Оказывается, однако, что содержательных или, как их еще называют, "материальных критериев справедливости" существует не один, а множество. И разные люди пользуются разными критериями, так что представляющееся справедливым для одного отнюдь не будет таковым для другого. Очень часто поэтому действительной причиной разногласий и конфликтов между людьми при распределении тех или иных ресурсов или издержек бывает не столько преднамеренное нарушение справедливости, сколько различия в ее понимании. Вполне может так оказаться, что понятие справедливости будет различным у медицинского работника и пациента.

Каковы же материальные критерии справедливости? Первым и, видимо, наиболее простым для понимания является критерий равенства: "каждый должен получить по равной доле". Проблема, однако, в том, что часто кому-то распределяемый ресурс (пусть это будет, скажем, некоторое лекарство или место в специализированной больнице) может быть вовсе не нужен, тогда как другому он жизненно необходим, а доля, получаемая им при равном распределении, для него недостаточна. Значит, такое распределение не принесет блага ни первому, ни второму.

Учитывая это, будет целесообразным обратиться к другому критерию - критерию потребности. Здесь, однако, в несколько измененном виде возникает та же проблема, с которой мы сталкивались и предыдущем случае - одна и та же потребность у одного будет диктоваться, скажем, капризом или завистью, тогда как для другого она будет жизненно необходимой. Проблема распределения, соразмерения остается нерешенной.

Поэтому приходится вводить дополнительное условие. Им может стать, к примеру, удовлетворение не всяких, а только разумных потребностей. Но кто и как будет отграничивать разумные потребности от неразумных? Возможен и другой подход, когда говорят об удовлетворении в первую очередь фундаментальных, жизненно важных потребностей. Но есть и еще одна проблема - очень часто того или иного ресурса не хватает для удовлетворения даже фундаментальной потребности всех тех, кто в нем нуждается. Так бывает, например, с очень дорогостоящим либо совершенно новым, уникальным медицинским оборудованием. И здесь приходится обращаться к каким-то другим критериям распределения.

Следующий критерий основан на том, что доля каждого определяется его заслугами, некими достоинствами или отличиями, дающими известные преимущества. В лучшем случае таким преимуществом может быть то, что данный пациент, ожидающий, когда ему будет пересажен донорский орган, оказывается первым в очереди. Во многих случаях, однако, определить те качества претендентов, которые позволяют считать их наиболее достойными, бывает затруднительно. Действительно, если, скажем, хирургу надо выбирать, кому делать срочную операцию - маленькому ребенку либо знаменитому артисту, то выбрать в этой ситуации достойного будет очень непросто. Если, к примеру, в той же ситуации с пересадкой донорского органа окажется, что пациент, занимающий более далекое место на листе ожидания, находится в критической ситуации, то врач может поступиться обязательствами, вытекающими из принципа справедливости, и руководствоваться принципом "не навреди". Впрочем, отказ от соблюдения очереди в этом случае можно интерпретировать и в том смысле, что врач ориентируется на принцип справедливости, но обращается к другому критерию - критерию потребности и исходит из степени ее остроты.

Наконец, последний из рассматриваемых критериев распределения заключается в том, что доля каждого определяется механизмами рыночного обмена. Скажем, какой-то ресурс будет доставаться тем, кто в состоянии больше за него заплатить. Здесь может возникнуть вопрос: а разве такое решение можно счесть справедливым? Конечно, очень часто подобный подход вызывает возражения. Однако современные медицинские технологии или операции могут быть объективно очень дорогими, что заставляет медицину прибегать к платным услугам. Главное, какая из ценностей медицинского работника возьмет верх в рыночных условиях: добросовестное выполнение своего долга или желание заработать за счет здоровья пациента.

Принцип справедливости в общем виде звучит так: каждый пациент должен получать медицинскую помощь в том объеме, который ему необходим, и настолько срочно, насколько он нуждается в этом, независимо от расы, вероисповедания, положения в обществе, материального благосостояния.

5. Принцип соблюдения долга

Принцип соблюдения долга был введен в отечественную медицину в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Он же разработал принципы хирургической деонтологии. Суть его в том, что медицинский работник при всех обстоятельствах стремится к выполнению должного, в рамках законодательства и морали.

Таким образом, ни один из рассмотренных критериев не является абсолютным, пригодным на все случаи жизни. В то же время каждый из них имеет свою область, в которой он выглядит наиболее обоснованным. Нередко мы, принимая конкретные решения, комбинируем два или более из этих критериев.

Рассмотренные принципы имеет не абсолютную, но лишь относительную силу, они действует по факту. Все ситуации в медицинской практике должны анализироваться конкретно, с учетом всех обстоятельств и биоэтических принципов.

1. Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М., 1997. С.6-50.

2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.

3. Введение в биоэтику. Под ред. Б.Г. Юдина. М.,1998.

4. Иванюшкин А.Я. Введение в биоэтику. М., 1998. С.53-69.

5. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997. С.33-65.

В разных этических теориях обязанность делать добро обосновывается по-разному. Утилитаристы, например, считают обязанность делать добро непосред­ственным следствием принципа пользы: делая добро другим, мы увеличиваем общее количество блага в мире. В деонтологической этике Канта эта обязанность является требованием, вытекающим из категорического императива: если ты хочешь, чтобы делание добра другим было всеобщей нормой, и чтобы, следовательно, другие делали тебе добро, делай сам добро другим. Дэвид Юм обосновывал необходимость делать добро другим природой соци­альных взаимодействий: живя в обществе, я получаю блага от того, что делают другие, и поэтому я обязан действовать в их интересах.

Но здесь есть свои тонкости. Если человеку предлагают пожертвовать свою почку для пересадки, которая может спасти жизнь кому-то, кто не является его родственником, то для этого человека такое самопожертвование не является обязанностью. Если же донором почки будет родитель, а реципиентом - его ребенок, то такой акт будет представляться много более морально обязательным. Здесь отношения являются специальными, поскольку быть родителем-значит выступать в определенной социальной роли, которая налагает свои обязательства.

С точки зрения той взаимности, о кото­рой писал Юм, основанием обязательств врача перед пациентом можно считать полученное врачом образование. Сегодня оно - если не целиком, то в преобладающей мере - осуществляется за счет ресурсов общества.

Медицинский патернализм предполагает, что врач может опираться лишь на собственные суждения о потребностях пациента в лечении, информировании, консультировании. Позиция патернализма позволяет оправдывать принуждение пациентов, и даже их обман или сокрытие от них информации, если это делается во имя их блага.

В России традиция патернализма вообще и меди­цинского патернализма, в частности, имеет глубокие корни. В России XIX века определяющим типом взаимоотношений врача и пациента была ситуация, в которой земский врач брал на себя заботу о здоровье и благополучии крестьян, составлявших основное население России. Крестьяне считались социальной силой, не способной разумно определить, в чем заключается их благо. С определенными модификациями эта традиция была продолжена и даже в чем-то усилена в советский период.

С другой стороны, во всем мире патерналистские позиции в здравоохранении оставались преобладающими и не ставились под сомнение вплоть до середины ХХ века. Начавшийся в это время резкий отход от патернализма обусловлен действием целого ряда причин, включая быстрый рост грамотности населения и осознание того обстоятельства, что в современном обществе по необходимости сосуществуют разные системы ценностей и представления врача о благе пациента могут не совпадать с его представлениями о

Вопрос №15.

Традиционные и совреенные критерии определения смерти. Смерть мозга и постоянное вегетативное состояние.

Смерть – полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности. Наше понятие о смерти, а соответственно и критерии смерти, зависят от уровня технологического развития.

Традиционные критерии смерти – остановка дыхания и сердцебиения. Современный критерий смерти – смерть мозга, прекращение деятельности мозга.

Так же стоит отметить, что выделяют и стадии смерти: клиничекая смерть (остановка деятельности сердца и дыхания, до патологических изменениях в ЦНС, примерно 5-7 минут), биологическая смерть (прекращение деятельности сердца, дыания и ЦНС) и окочательная смерть (остановка всех биологических и физиологичеких процессов всех клеток).

Если больной находится в стадии клинической смерти, его еще можно спасти и вернуть к жизни. А если на стадии биологической смерти – уже нельзя.

Существует Гарвардский критерий смерти мозга:

· Невосприимчевость и отсутствие реакции даже на очень большие стимулы

· Отсутсвие движения или дыхания в течении одного часа наблюдения

· Отсутствие всех рефлексов

· Повторение признаков 1- спустя 24 часа

Постоянное вегетативное состояние - отсутствие возможности к самопроизвольной ментальной активности из-за обширных повреждений или дисфункции полушарий головного мозга с сохранением деятельности диэнцефальной области и ствола мозга, сохраняющие вегетативные и двигательные рефлексы. (Это смерть больших полушарий, но не мозга в целом)

В разных этических теориях обязанность делать добро обосновывается по-разному. Утилитаристы, например, считают обязанность делать добро непосред­ственным следствием принципа пользы: делая добро другим, мы увеличиваем общее количество блага в мире. В деонтологической этике Канта эта обязанность является требованием, вытекающим из категорического императива: если ты хочешь, чтобы делание добра другим было всеобщей нормой, и чтобы, следовательно, другие делали тебе добро, делай сам добро другим. Дэвид Юм обосновывал необходимость делать добро другим природой соци­альных взаимодействий: живя в обществе, я получаю блага от того, что делают другие, и поэтому я обязан действовать в их интересах.

Но здесь есть свои тонкости. Если человеку предлагают пожертвовать свою почку для пересадки, которая может спасти жизнь кому-то, кто не является его родственником, то для этого человека такое самопожертвование не является обязанностью. Если же донором почки будет родитель, а реципиентом - его ребенок, то такой акт будет представляться много более морально обязательным. Здесь отношения являются специальными, поскольку быть родителем-значит выступать в определенной социальной роли, которая налагает свои обязательства.

С точки зрения той взаимности, о кото­рой писал Юм, основанием обязательств врача перед пациентом можно считать полученное врачом образование. Сегодня оно - если не целиком, то в преобладающей мере - осуществляется за счет ресурсов общества.

Медицинский патернализм предполагает, что врач может опираться лишь на собственные суждения о потребностях пациента в лечении, информировании, консультировании. Позиция патернализма позволяет оправдывать принуждение пациентов, и даже их обман или сокрытие от них информации, если это делается во имя их блага.

В России традиция патернализма вообще и меди­цинского патернализма, в частности, имеет глубокие корни. В России XIX века определяющим типом взаимоотношений врача и пациента была ситуация, в которой земский врач брал на себя заботу о здоровье и благополучии крестьян, составлявших основное население России. Крестьяне считались социальной силой, не способной разумно определить, в чем заключается их благо. С определенными модификациями эта традиция была продолжена и даже в чем-то усилена в советский период.

С другой стороны, во всем мире патерналистские позиции в здравоохранении оставались преобладающими и не ставились под сомнение вплоть до середины ХХ века. Начавшийся в это время резкий отход от патернализма обусловлен действием целого ряда причин, включая быстрый рост грамотности населения и осознание того обстоятельства, что в современном обществе по необходимости сосуществуют разные системы ценностей и представления врача о благе пациента могут не совпадать с его представлениями о

2. Умышленный или вызванный небрежностью (халатность, корыстная цель и т.д.).

3. Неквалифицированные действия персонала или неосторожность.

4. Объективно – необходимый в данных условиях:

предусмотренный и непредусмотренный.

Утилитаризм:

1.Делание добра – это непосредственное следствие из принципа пользы, основного принципа утилитаризма.

2. Если мы делаем добро другим, то тем самым увеличиваем количество блага в мире.

Деонтологическая этика Канта:

  • Обязанность делать благо вытекает непосредственно из категорического императива.
  • Если ты хочешь, чтобы делание добра превратилось во всеобщий закон, делай другим добро сам.

Существуют ли пределы в которых должно делаться благо?

Томас Шеннон (амер. биоэтик):

Какие действия врача считать благом?

Благо – обеспечение здоровья пациентов.

Задача здравоохранения:

  • Предупредить потерю здоровья,
  • По возможности восстановить утраченное здоровье,
  • Приостановить прогрессирующую болезнь,
  • Облегчить боль и страдания умирающего человека

Амер. этик Ричард Маккормик

1. Благо, ради которого мы жертвуем, должно быть выше или равно, тому благу, которым мы жертвуем.

2. При наличии нескольких альтернатив лечения, должна быть принята та альтернатива, негативные последствия которой лучше по сравнению с другими.

3. Для того, чтобы действия врача были признаны благом – средства никогда не должны компрометировать цель.

Кто должен определять содержание блага?

При патернализме – врач, и он же несет полную ответственность.

В современных условияхпациент.

Ценности врача и его представления о благе могут не совпадать с ценностями и представлениями о собственном благе пациента.

III. Принцип уважения автономии личности

  • Является противоположным принципу патернализма
  • Основывается на праве пациента на принятие самостоятельного решения по поводу обследования, диагностики, лечения и участия в эксперименте
  • Ответственность за принятое решение лежит не на враче, а на пациенте
  • Опирается на представления о том, что человеческая личность самоценнанезависимо от каких-либо обстоятельств

3 смысла автономии:

  • Автономия, как свободадействия
  • Автономия, как свободавыбора
  • Автономия, как свобода эффективно обдумать ситуацию
  • 1 и 2-й смысл автономии традиционно противопоставляется прямому и скрытому принуждению.
  • Утверждает право личности на невмешательство в ее планы и поступки и, соответственно, обязанность других не ограничивать автономные действия.
  • Действие принципа уважения автономии естественным образом ограничивается в отношении тех, кто не в состоянии действовать автономно.

Ограничение автономии:

  • Решения принимаются с помощью определенных юридических лиц, суррогатных заместителей:
  • Родители, опекуны, родственники.
  • Врачи, в случае отсутствия близких пациента.

Врач как суррогатный заместитель:

Решения принимаются в рамках 2-х принципов:

  • Верхняя граница – принцип учета наилучших интересов пациента – позволяет принять решение соответственно медицинским показаниям.
  • Нижняя граница – принцип рационального выбора– учитываются все условия жизни пациента, убеждения, ценности, благосостояние и т.п.

Любое решение врача, принятое внутри этих границ считается этически легитимным.

IV. Правило добровольного информированного согласия

Обязанность медицинского персонала проинформировать пациента:

  • о его правах в данном мед. учреждении и о способах защиты этих прав, если они были нарушены.
  • о всех известных методах борьбы с заболеванием, которые существуют и о негативных последствиях каждого метода.

V. Принцип справедливости

  • В сфере здравоохранения главное значение приобретает так называемая дистрибутивная, или распределительная справедливость.
  • Что означает обязанность предоставления и равнодоступность медицинской помощи.
  • Обычно этот принцип находит свое отражение в законодательных актах и социально обусловлен.

Распределительная справедливость – это распределение на различных уровнях.

макро-распределение микро-распределение

(уровень государства (уровень какой-либо

или социума) конкретной мед. орг.)

- лечебные и профилак- - распределение в рам-

тические программы; ках какой-либо мед.

-научно –исслед. работы; организации

-мед. образование и т.п. -реализуется в соответ-

с инструкциями и нор-

мативными актами

Основные:

  • Окончательный отбор осуществляется на основе строгих медицинских критериев.
  • Во внимание принимается учет незащищенности, уязвимости пациентов.
  • Учет социальной значимости, социальной ценности индивида.

Альтернативные:

  • На праве первого, кто первый пришел (например, очередь в поликлинике и т.п.)
  • По выбору наугад, принцип лотереи.
  • Ни один из перечисленных подходов не содержит справедливости в форме равенства и одинаковых возможностей, но они могут быть использованы в сложных ситуациях.

VI. Правило правдивости

  • Быть правдивым — прежде всего значит сообщать собеседнику то, что, с точки зрения самого сообщающего, соответствует действительности.
  • Иногда это правило выражается в форме запрещения говорить ложь, то есть то, что с точки зрения говорящего является ложным.
  • Согласно правилу правдивости, человек обязан говорить правду лишь тому, кто имеет право знать эту правду.

Правило правдивости

  • Правдивость является необходимым условием нормального общения и социального взаимодействия.
  • Соблюдение правила правдивости обеспечивает взаимное довериепартнеров по социальному взаимодействию.

Правило правдивости

VII. Правило конфиденциальности

Предметом конфиденциальности являются:

5. Защита общественного статуса, популярности врача и авторитета медицинской профессии.

6. Обеспечение доверия в отношении с пациентами.

7. Соблюдение правила конфиденциальности необходимо для реализации права пациента на автономию, эффективный контроль над тем, что и как происходит в его жизни.

Ограничение действия правила конфиденциальности

1. Неавтономные пациенты (дети до 15 лет, лица, признанные неавтономными судом, находящиеся в бессознательном состоянии)

2. Угроза распространения инфекционного заболевания.

3. По запросу суда, органов следствия, прокуратуры.

4. При наличии у врача основания предполагать, что ущерб здоровью пациента явился следствием противоправных действий.

1. технического типа (инженерная)

2. Сакральная модель (патернализм)

3. Коллегиальная модель

Врач и пациент – коллеги, стремящиеся к общей цели, к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Это самая идеальная модель, но на практике не всегда применима. Ценностные, образовательные, этнические и др. различия между людьми превращают эту модель в мечту.

4. Контрактного типа

1. Вред от бездействия или неоказания помощи (124 ст. УК).

2. Вред от злого умысла. На первом месте стоят корыстные мотивы, то есть, экономический интерес. Около 20-30% операций совершаются без необходимости (в США). Акад. Осипов проверял несколько клиник, где делают аборты, и оказалось, что примерно половину абортов делают небеременным женщинам.

3. Неквалифицированные действия, то есть, погрешность в работе.

4. Неизбежный объективно необходимый вред пациенту от диагностики и лечения. В данном случае действует принцип адекватности, соразмерности и ожидаемого результата. Диагностический риск не должен превышать важности получаемой информации. Терапевтические и хирургические риски не должны быть выше важности получаемого результата.

Наиболее ярко встает проблема о болезни, возникшей после предыдущего лечения.

II. Делай благо (твори добро)

Этот принцип являлся главным в эпоху Парацельса.

До середины XX века абсолютным благом считались жизнь и здоровье пациента. Однако, в современной медицине:

1. Усложнились вопросы, решаемые врачом и пациентом.

2. Свое благо выбирает сам пациент. Он выбирает свое благополучие.

III. Принцип справедливости

1. Каждый человек, проживающий на Земле, имеет право на адекватную медицинскую помощь.

2. Справедливость – важный принцип для политики здравоохранения.

3. Граждане имеют право принимать участие в разработке политики здравоохранения.

Справедливость – это соответствие должному, характеристика распределения между людьми благ, ответственности, невзгод, и т.д.

В истории философии: справедливость – природное право более сильного на лучшую участь. С развитием цивилизации справедливость обязательно в каких-либо вопросах должна касаться вопросов равенства.

В медицине конкурируют 2 основные идеи:

1. Идея рыночной справедливости.

2. Идея равного доступа к определенному минимуму медицинских благ.

Наиболее принятой концепцией является концепция американского ученого Ролза: в любом обществе справедливость может быть достигнута последовательным соблюдением трех принципов:

1. Принцип равной свободы каждой личности.

2. Принцип равных возможностей.

3. Принцип сглаживания различий.

Первые два принципа приводят к неравенству, а третий способствует сглаживанию этих резких различий.

Россия занимает 185 место из 191 по уровню справедливости.

2. Определяется распределением медицинских благ по регионам страны.

3. Уровень деятельности конкретной клиники и конкретного врача.

а) по степени необходимости;

б) по очередности.

IV. Принцип уважения автономии пациента

Все основные вопросы своей медицинской судьбы пациент имеет право решать сам. Врач должен уважать его выбор. Но больной не может быть автономен по всем вопросам. В новой биоэтической модели от утверждения этого (решение пациента всегда хуже выбора врача) отказались.

Сегодня принцип автономии ограничивается в отношении лиц:

а) недееспособных (дети, подростки);

в) лиц, находящихся в наркотическом состоянии или без сознания.

Автономия пациента не означает, что теперь он командует врачом. Врач вправе отказаться от тех представлений, которые не укладываются в понятие справедливости у врача.




Правила биоэтики

I. Правило конфиденциальности

Неразглашение информации посторонним, коллегам врача, не занятым лечением пациента, родственникам (по желанию пациента). Если врачебная тайна нарушена, то виновный несет наказание. По закону, российский врач может нарушить правила:

1. При угрозе инфекционных заболеваний, массовых отравлений, поражений.

2. По юридическому следствию, по закону суда.

3. Информирование родителей и опекунов несовершеннолетних.

4. При подозрении о преступлении.

Но статьи о недоносительстве в кодексе нет. Врач сам принимает решении о доношении.

II. Правило правдивости

Право пациента на правдивую информацию. По закону, врач обязан предоставить эту информацию в деликатной форме.

Моральная ответственность врача проявляется именно в деликатности формы подачи информации. Совершенно ошибочно сообщать лишние подробности. Ошибка, когда врач делится своими опасениями, прогнозами.

III. Правило информированного согласия

Оно регулирует обязательное согласие пациента на все диагностические, терапевтические, хирургические действия, связанные с риском.

Информированность включает в себя раскрытие врачом значения и смысла действия, его необходимости, ожидаемых результатов, возможных последствий, степени риска для здоровья, последствий в случае отказа от операции, возможных альтернативных вариантов лечения.

Модели взаимоотношения врача и пациента

Существует 4 модели врачевания в зависимости от ведущего нравственного принципа:

1. Модель Гиппократа – не навреди.

2. Модель Парацельса – делай благо.

3. Деонтологическая модель – исполняй свой долг.

4. Биоэтическая модель – уважение автономии пациента.

Конкретные отношения врача и пациента подлежат типизации в зависимости от характера нравственно-психологических отношений. Наиболее известна типизация Р. Вича (2 группы):

2. Непатерналистские модели:

а) технократическая (инструментальная): нравственно-психологические взаимоотношения сведены к минимуму, допустима при посещении узкого специалиста;

б) коллегиальная: пациент и врач почти как коллеги обсуждают вопросы пациента;

в) контрактная: ведущая модель для платной медицины; четкое следование контракту.

22.03.04 Лекция №3

Проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике

Проблемы жизни и смерти в культуре и медицине

Жизнь и смерть – это важнейшие категории.

1. Смысл и ценность жизни и смерти.

2. Качество жизни.

3. Право на жизнь и на смерть.

4. Право на достойное умирание.

Критерии жизни и смерти. Возможно ли бессмертие и в каком смысле?

II. Средневековье

Идет пересмотр ценностей. Положительными ценностями начинают считать старость, страдание, бедность, болезнь. Звучит идея гуманности6 помогать ближнему, бедному.

Великие мыслители Августин и Фома Аквинский дегенерализировали (развенчали) самоубийство. Они объявили его презренной слабостью и трусостью, самым тяжким грехом, так как самоубийца не успеет даже покаяться (это важный с точки зрения Христианства акт).

Как представлялся финал переходной жизни?

III. Эпоха Возрождения

Кардинально меняется представление о бытии. Утверждение о греховности уходит на второй план. Человек – это не тварь, а творение божье. Человек подобен Богу. В связи с этим болезнь перестала считаться благом. Так как ценность здоровья возрастает, то стала расти ценность врача и медицины. Представление о загробном существовании изменилось: человек полностью возродится на том свете.

IV. Новое время

Получают оптимистические оценки жизни: Бэкон, Спиноза считали, что главное – это думать о достойной жизни в этом мире, а не о смерти.

V. XIX – XX вв.

Проблема жизни и смерти изучается всесторонне. Разворачивается диалог между фрейдизмом (З. Фрейд) и неофрейдизмом (Э. Фромм).

Зигмунд Фрейд выделил 2 типа:

1. Инстинкт смерти (Танатос).

Танатос может быть направлен на себя (мазохизм) или на других (садизм). Фрейд считал, что это нормально.

Медицина взяла позицию Э. Фромма.

Философия оптимизма И.И. Мечникова. Он был атеистом. Смысл его философии: победить страх может и сама жизнь через ортобиоз – состояние человека до деятельной старости, которая в финале приведет к чувству насыщения жизнью, и возникнет естественное желание умереть, как заснуть.

Идея бессмертия, которая волновала человечество, получила отражение в русском космизме, представителем которого был Федоров. Он считал, что с помощью науки человек решит рад задач:

а) обустроит планету;

б) превратит планету в корабль, чтобы искать место для дальнейшего заселения;

в) победит смерть;

г) воскресит всех умерших.

Таким образом, медицина выбрала биофилию для своих устремлений и дел.

Эксперименты на животных

Неприемлемость заключается в том, что:

1. Животное мучается.

2. Неблагоприятные последствия для моральных свойств экспериментатора.

3. Страдают окружающие – наблюдатели.

Организованная борьба против эксперимента над животными развернулась в XIX веке в Великобритании.

После Вирхова нападки выдерживал И.П. Павлов, особенно со стороны Б. Шоу. В 1935 году И.П. Павлов открыл памятник собаке.

В последние годы защитники животных (био- и патоцентристы) стали особенно агрессивны: поджигали лаборатории, выпускали животных, нападали на ученых. В 1985, а затем в 1989 г. в связи с этой ситуацией были выработаны Правила по проведению экспериментов на животных:

1. Исследование животных необходимо для дальнейшего развития медицины.

2. Эксперименты на животных предваряют эксперименты на людях.

3. Бережное отношение к животным.

4. Если возможно, заменять эксперименты на животных компьютерным моделированием.

5. Использовать минимальное количество животных.

6. Минимизация боли животных, эвтаназия обреченных.

7. Вся медицинская общественность должна противостоять любым попыткам совершать нападки на экспериментаторов.

19.04.04. Лекция №6

Мифы генетики

Законы евгеники.

Наши ведущие генетики – Кольцов, Серебров – признавали евгенику в положительном смысле.

На данный момент в Сингапуре действует евгеника по экономическому плану: малообеспеченной женщине предлагают стерилизацию за какое-либо вознаграждение (например, квартиру).

В Перу в период правления диктатора Фухимори проводилась евгеническая политика для борьбы с бедностью. За 4-5 лет было стерилизовано более 420 тысяч женщин.

Этические правовые вопросы медицинской генетики представлены следующими документами:

· Всемирная Медицинская Ассоциация (ВМА) – 1987-1992 гг.

Основные положения данных медицинских документов:

1. Медико-генетическая помощь должна быть правом каждого человека.

2. Наличие свободной воли и выбора за каждым индивидом.

3. Обязательное соблюдение конфиденциальности.

4. Запрет на использование генетической информации для понижения каких-либо прав личности.

ВМА в 1992 г. делает одну оговорку, когда может быть нарушена конфиденциальность: если родственникам пробанда угрожает серьезность какого-либо заболевания.

· ст. 18 – запрет создания эмбрионов человека в исследовательских целях. Запрет выбора пола будущего ребенка на основе будущей диагностики, за исключением заболеваний, связанных с полом.

В 1997 году принят дополнительный протокол Конвенции, запрещающий клонирование идентичных какому-либо существу или мертвым.

История оплодотворения.

В конце XVIII века оплодотворение произведено на собаках. С середины XIX века метод используют в животноводстве. С конца XIX века метод внедряется в медицину. Идея оплодотворения в пробирке принадлежит Иванову.

В 1978 году в Англии рождается первый пробирочный ребенок – Луиза Браун. В России это событие произошло через 8 лет в 1986 году.

1987 г. – в Мадриде принята Декларация, где приняты все 3 вида НРТ.

Проблемы ЭКО и ПЭ.

1. Нарушение таинства союза.

2. Заготовка большого количества эмбрионов.

3. Стоимость процедуры.

Принципы и правила биоэтики

Выделяют 4 основных принципа:

3. Принцип справедливости.

4. Уважение автономии пациента.

Выделяют 3 правила:

а) правило конфиденциальности;

б) правило правдивости;

в) правило информированного согласия.

Принципы биоэтики

I. Не навреди (non nocere)

Основные виды вреда, нанесенные врачом:

1. Вред от бездействия или неоказания помощи (124 ст. УК).

2. Вред от злого умысла. На первом месте стоят корыстные мотивы, то есть, экономический интерес. Около 20-30% операций совершаются без необходимости (в США). Акад. Осипов проверял несколько клиник, где делают аборты, и оказалось, что примерно половину абортов делают небеременным женщинам.

3. Неквалифицированные действия, то есть, погрешность в работе.

4. Неизбежный объективно необходимый вред пациенту от диагностики и лечения. В данном случае действует принцип адекватности, соразмерности и ожидаемого результата. Диагностический риск не должен превышать важности получаемой информации. Терапевтические и хирургические риски не должны быть выше важности получаемого результата.

Наиболее ярко встает проблема о болезни, возникшей после предыдущего лечения.

II. Делай благо (твори добро)

Этот принцип являлся главным в эпоху Парацельса.

До середины XX века абсолютным благом считались жизнь и здоровье пациента. Однако, в современной медицине:

1. Усложнились вопросы, решаемые врачом и пациентом.

2. Свое благо выбирает сам пациент. Он выбирает свое благополучие.

III. Принцип справедливости

1. Каждый человек, проживающий на Земле, имеет право на адекватную медицинскую помощь.

2. Справедливость – важный принцип для политики здравоохранения.

3. Граждане имеют право принимать участие в разработке политики здравоохранения.

Справедливость – это соответствие должному, характеристика распределения между людьми благ, ответственности, невзгод, и т.д.

В истории философии: справедливость – природное право более сильного на лучшую участь. С развитием цивилизации справедливость обязательно в каких-либо вопросах должна касаться вопросов равенства.

В медицине конкурируют 2 основные идеи:

1. Идея рыночной справедливости.

2. Идея равного доступа к определенному минимуму медицинских благ.

Наиболее принятой концепцией является концепция американского ученого Ролза: в любом обществе справедливость может быть достигнута последовательным соблюдением трех принципов:

1. Принцип равной свободы каждой личности.

2. Принцип равных возможностей.

3. Принцип сглаживания различий.

Первые два принципа приводят к неравенству, а третий способствует сглаживанию этих резких различий.

Россия занимает 185 место из 191 по уровню справедливости.

Читайте также: