Как понять вековое наследство

Обновлено: 02.07.2024

Индивидуальные домашние задания

• Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности.

• Прочитать текст выразительно.

Первичное знакомство с текстом

Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные…); что интересного заметили ребята в стихотворении. Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста.

Анализ стихотворения начнём с композиции: выяснение её особенностей поможет понять содержание.

Если ученики затрудняются, поможем им вопросами.

— С чего начинается стихотворение?

(Рассказчик повествует о случае, который произошёл с ним на охоте.)

— До каких слов идёт рассказ об этом?

— Это значит, что со слов после черты “О, милые плуты! Кто часто их видел…” идёт совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(Дети ответят, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: “Теперь нам пора возвратиться к началу”.)

Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели.

— Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

(Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену.

Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти на могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращён, кто слушатели этой истории?

Важно, чтобы ребята представили себе непринуждённую атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию рассказчик — слушатели.

Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.

На доске и в тетрадях можно оформить таблицу. Мы будем заполнять её по ходу анализа.

— История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить строение этого стихотворения?

Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрёшку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрёшка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы рассмотрим образ дома.

У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Комментированное чтение

1. Дети читают текст.

О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как “низкого рода людей”, —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.

— Почему автор называет крестьянских детей “милые плуты”?

(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)

— “О милые плуты!” — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

— В первом отрывке рассказчик-охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?

Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: “читатель”, причём читатель, скорее всего, из привилегированного сословия — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям “низкого рода”.

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: “…Я всё-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…”

— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза “в их жизни так много поэзии слито”?

— Кого автор называет “балованными детками”?

— Как вы понимаете строки: “Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они”?

2. Читаем следующий отрывок со слов: “Я делывал с ними грибные набеги…” до слов: “Должно быть, за подвиги славы мы ждали”.

— Кто “делывал с ними грибные набеги”?

(Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.)

— Что значит “грибные набеги”? Почему автор употребляет слово “делывал”? Какой у него смысловой оттенок?

— О какой ситуации говорится в первых четырёх строчках этого отрывка?

Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик нет.)

— Савося — уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?

— Почему дети клали змей на перила моста?

(В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.)

3. Третий отрывок со слов: “У нас же дорога большая была…” до слов: “Что новый прохожий, то новый рассказ…”

— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?

(Вологжанин — житель города Вологды.

Лудильщик — рабочий, который лудит (покрывает специальным сплавом олова) посуду.

Портной — мастер по шитью одежды.

Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.)

— Когда автор пишет о том, кто шёл или ехал по дороге, то строки становятся короче. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире и о жизни.

— Как вы понимаете такие строки: “Иной подгуляет, так только держися — // Начнёт с Волочка, до Казани дойдёт!”?

(Если человек “подгуляет” (выпьет вина, но не напьётся!), то в кураже он рассказывает обо всём, что видел, о народах, населяющих города и веси России: “начнёт с Волочка” (с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья до Казани.)

— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

4. Следующий отрывок со слов: “Ух, жарко. До полдня грибы собирали” до слов: “…Бояться смиренной лошадки своей?”

Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрёшкой, заключённой в большую матрёшку рассказа о “грибных набегах”.

— Чем закончился поход за грибами?

— Что делают дети, вернувшись домой?

5. От “Грибная пора отойти не успела…” до “Живого в деревню тащат с торжеством…”.

— Объясните смысл слов и выражений: “чернёхоньки губы у всех, // Набили оскому: черница поспела!”, “взлетит ли тетеря // Закокав птенцам”.

— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

(Из шести предложений четыре — восклицательные.)

— Какое настроение передаёт нам поэт с помощью этого отрывка?

6. От “— Довольно, Ванюша! гулял ты немало…” до “Ванюша в деревню въезжает царём…”.

— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

(Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребёнок влезает на самый верх и “в деревню въезжает царём”.)

— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала “нарядной своей стороной”?

(Под “нарядной стороной труда” автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость.)

7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста.

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

— Как вы понимаете выражение “в дворянском дитяти”? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьёзно, любовно или иронично?

— Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребёнок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только нарядную сторону жизни крестьянских детей?

— Как вы понимаете выражение “две стороны одной медали”? Как использует это выражение автор?

— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.

— Поставьте логические ударения в строках: “…Но вырастет он, если Богу угодно, // А сгибнуть ничто не мешает ему”.

8. От “Однажды, в студёную зимнюю пору…” до “…В которых так много любви!”.

— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?

— Почему рассказчику сначала кажется, что “как будто всё это картонное было”, что он попал в детский театр?

— Почему рассказчик убеждается в том, что “всё настоящее русское было”?

— Как вы понимаете выражения “зимнего солнца холодный огонь”, “что русской душе так мучительно мило”? Какой литературный приём использован в этих выражениях?

Если дети ещё не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.

— Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка.

…Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Важно, чтобы ученики поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за неё.

9. Читаем и комментируем последний отрывок.

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.

— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то ещё?

(Заполняем таблицу.)

— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?

— Как вы думаете, какое “вековое наследство” призывает хранить поэт?

(“Вековое наследство” — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего “дома”, то есть между началом и концом, где рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? На каком приёме они построены?

Предыдущая работа поможет ребятам увидеть две большие части (можно сказать — “комнаты”, если продолжать метафору дома): светлую, “нарядную” сторону жизни и трудную, тяжёлую сторону.

Светлая сторона: 1–6-й отрывки.

Девятый отрывок — кульминационное обращение к детям — в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание

Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому подготовить выразительное чтение. Четырём сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвёртой (заключительной) частям стихотворения (сцены встречи охотника с детьми): по два ученика на каждый отрывок.

Выразительное чтение

Начнём с комментированного чтения начального и заключительного отрывков. Первый отрывок читают поочерёдно дети, у которых слабая техника чтения. Ученики, которые дома готовили комментарии, объясняют непонятные слова и выражения, например: вирши, чу, барин, у бар бороды не бывает — усы, вода с языка-то бежит, стволина двойная, замочки резные, так стаей с мякины летят воробьи.

— Какой приговор изрекли дети охотнику? Прочитайте этот отрывок. Что означает такой приговор?

Дети рассуждают о герое, разглядывают его, пытаются определить его социальную принадлежность: барин он, то есть помещик, дворянин или разночинец. Они обращают внимание на бороду (дети считают, что “у бар бороды не бывает — усы”), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружьё, всему удивляются.

Дети считают, что охотятся люди, чтобы добыть дичь и съесть её. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, охотится не ради пропитания и может спокойно отдыхать, то есть, по мнению детишек, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с одним из крестьян их деревни, а “баре”, по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами. Поэтому гость — “не барин”.

Затем аналогичную работу проводим с заключительным отрывком.

Словарная работа: серьёзную мину, пожитки, дичина, обширная область собачьей науки, публика, когда разразиться грозе суждено, зрители дали стречка.

— Каким человеком вам представляется автор произведения? Объясните, почему вы так считаете.

Завершаем работу выразительным чтением стихотворения. Для этого пригласим “на сцену” 11 человек (по количеству выделенных нами отрывков), предложим им встать по порядку следования отрывков, которые они готовили, и прочитаем стихотворение целиком.

Карточка 1

“…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «…Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,
Я совершил ещё раз
Милую эту дорогу,
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги… как сладок
Тёплого колоса пар!

— Останови же лошадок!
Видишь: из каждых ворот
Спешно идёт обыватель.
Всё-то знакомый народ,
Что ни мужик,
то приятель.

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда — позднее — и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве.

Но самое замечательное было, когда вся орава высыпала на большую дорогу”.

Скатов Н. Некрасов. М., 2004 (ЖЗЛ). С. 31–32.

Карточка 2

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

Как вы думаете, почему стихотворение "Крестьянские дети" так названо?
О чём оно?

Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?

Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, уснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек.

Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа.

Рассказчик — не крестьянин. Некрасов пишет: проживая в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень обожал охотиться и часто уезжал из городка в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи.

Писатель чувствует себя в деревне очень хорошо. Ему легко и весело.
Опять деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая.

Опишите картину, которую наблюдает герой стихотворения, проснувшись в деревенском сарае.
Что происходит дальше? Чьими глазами показано происходящее?

Герой наблюдает, как птицы воркуют около сарая, а потом крестьянские дети стали заглядывать в щели сарая, они переговариваются между собой, действие показано глазами крестьянских детей.

Как относится поэт к крестьянским детям?
Поясните, используя текст, в чём проявляется отношение поэта к детям.

Поэт любит крестьянских детей, считает, что они растут среди природы, более свободные, а значит и более счастливые. Поэт много времени проводил с детьми крестьян.
В их жизни так много поэзии слито.
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни.

Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей?
Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?

1-ое, с чем встречается рассказчик, — это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как именно в глазах отражается душа человека, автор ассоциирует их с полевыми цветами:

Все серые, карие, синие глазки - Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Почему дети с таким интересом рассматривают барина?
Чем он привлекает их внимание?

Что было со мною — всему подивились И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой.

Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах?
Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы?
Серьёзно или иронично пишет об этом поэт?
Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Некрасов, в отличие от многих дворян, никогда не считал крестьян людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, ум и добрую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детьми. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с ними за грибами.

Как описан в стихотворении мир крестьянских детей?
Что отличает мир детей от мира взрослых?
Как крестьянские дети приучаются к ответственному отношению к труду?

Мир крестьянских детей описан в стихотворении как чудесный, веселый, счастливый мир, свободный об обременительного обучения. Мир детей отличает от мира взрослых непосредственность, простота, у них еще нет каких-то серьезных обязательств. Тем не менее крестьянские дети приучаются к ответственному отношению к труду, это поэт очень хорошо показывает, когда описывает маленького мальчика, который помогает отцу с заготовкой дров.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!

В чём состоит школа жизни, которую проходят крестьянские дети, чтобы быть сильными, готовыми к непростому крестьянскому труду, умению не сдаваться в сложных ситуациях?

Школа жизни состоит в том, что дети с малых лет выполняют какую-то доступную для них работу:
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску.
Все это готовит их к непростому крестьянскому труду, умению не сдаваться в сложных ситуациях.

Как вы объясните состояние героя во время и после его встречи с мальчиком, занимающимся тяжёлой мужской работой?
Какие чувства испытывает герой по отношению к мальчику?

Герой во время и после его встречи с мальчиком, занимающимся тяжёлой мужской работой, думает о том, какой настоящий и честный труд они выполняют все это вызывает у героя и чувство сострадания, но и чувство бесконечной любви к родным местам и крестьянам, и к этому маленькому мальчику конкретно.
Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!

Какой наказ даёт герой стихотворения крестьянским детям?
Как это характеризует его?

Герой стихотворения дает наказ крестьянским детям:
Играйте же дети, растите на воле, для этого вам детство и дано, чтобы вечно любить русские просторы, поле, засеянное и вспаханное, любить свое вековое наследство, свой хлеб трудовой.

Какую роль в стихотворении играет прямая речь героев?
Запомнили ли вы имена мальчиков? Расскажите об одном из них.
Как вы думаете, что для поэта было важнее — нарисовать отдельные образы или представить читателю собирательный, обобщённый образ крестьянских детей?

Прямая речь героев играет большую роль, она позволяет читателю погрузиться в мир реальности происходящего, услышать речь из уст самих героев. Я запомнил имя Влас. Это маленький мальчик, лет шести, который живет в большой крестьянской семье, помогает отцу заготавливать дрова. Но для поэта было важнее представить читателю собирательный, обобщённый образ крестьянских детей, ведь они похожи по образу жизни, по времени препровождению, по привычкам.

Что изменилось в жизни со временных крестьянских детей? Чем их жизнь по-прежнему сильно отличается от жизни городских детей?

Современных жителей сел и деревень уже не называют крестьянами. В жизни современных сельских детей изменилось то, что они учатся в школе, также делают домашние задания, читают учебные книги. Но их жизнь по-прежнему сильно отличается от жизни городских детей тем, что растут они среди природы, у них как правило, есть какие-то обязанности по сельскому хозяйству. Они чаще ходят в лес по грибы и ягоды.

Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а ребятишки подглядывают за ним в щелку и обсуждают путника.
2) Некрасов вспоминает, что когда он был ребенком, ходил в походы за грибами с крестьянс4кими детьми, их шуточку со змеей.
3) Крестьянские дети на большой дороге слушают рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.
4) После сбора грибов дети купаются в луговой речке.
5) Возвратившись в деревню, ребята занимаются играми, кто-то помогает родителям.
6) Дети идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старого глухаря.
7) Картины сельского труда, которые видит ребенок.
8) Встреча рассказчика с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.
9) Поэт возвращается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с ребятами: автор скомандовал дрессированной собаке показать трюки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и ребятишки убежали в деревню.

Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)?
Как вы думаете, правильно ли вы ответили на вопрос, о чём это стихотворение?
Как бы вы теперь ответили на него?
Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины, нарисованные поэтом, проникнуты чувством любования и печалью: автор отлично знает жизнь крестьянских деток, он понимает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону, что эти малыши — это и есть будущее народа.

Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.

Какие художественные приёмы использует Некрасов, чтобы раскрыть образы крестьянских детей?

Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут. Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

Приведите примеры просторечных слов, используемых поэтом в стихотворении.

Примеры просторечных слов: гляди-тко, погляди-тко (смотри), спроста (просто), родименький — свой, родной. Удел —доля, судьба, участь.

Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Значение слов и словосочетаний:
вирши — стихи
коснулось души умиленье — человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты — Некрасов называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты — доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги — веселые походы в лес за грибами
рубанок — столярный инструмент
синеющей лентой — Некрасов сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство — Некрасов имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой — хлеб, который достается не даром, а благодаря большому труду.

В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Изваяние — скульптурное изображение; статуя.
Величава — проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький — свой, родной.
Удел — доля, судьба, участь.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 11 ноября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Н. Некрасова "Крестьянские дети", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 186-187

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали стихотворение Некрасова "Крестьянские дети". Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?

Главные герои этого стихотворение - крестьянские дети. Поэтому оно так названо.

Это стихотворение о крестьянских детях, об их нелёгкой судьбе и коротком детстве.

Герой после охоты спал в сарае, а дети наблюдали за ним. Герою сразу понравилось выражение глаз детей.

Рассказчик - барин, он опять в деревне ради охоты. Он пишет вирши-стихи. У него дорогие часы, золотая цепочка, ружьё.

Эпитеты: внимательных глаз, святой доброты, милые плуты.

Сравнения: как в поле цветы, так стаей летят воробьи.

Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Это привлекло внимание автора.

Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы, поэтому решили, что незнакомец не барин.

3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Автор вместе с детьми ходил за грибами, раскапывал листья, обшаривал пни, примечал грибное местечко.

Они губили змей, считая это подвигом. И ждали одобрения своих поступков от прохожих.

Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.

Рассказами их радовали прохожие: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, горожанин

Нарядная сторона труда состоит в наблюдении за работой родителей, помощи им, которая кажется детям игрой.

Родители специально брали маленьких детей в поле, чтобы они видели, как трудятся родители, помогали им и привыкали к крестьянскому труду. Они прививали детям любовь к полю и труду.

6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Мне больше всего запомнилась картина с Власом. Серьёзный мальчик вёз из леса дрова и считал себя мужиком, который обязан содержать дом и хозяйство.

Мне стало жаль мальчика, который так рано повзрослел и лишился счастливого, беззаботного детства.

7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины детских игр и забав пронизаны весельем. Картины детского труда кажутся грустными.

Я считаю, что правильно ответила на заданный вопрос. Автор хотел сказать, что крестьянским детям очень рано приходиться работать наравне со взрослыми, у них почти нет детства, они с малых лет знают, что такое труд.

Поэт рисует яркие картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами. Он рассказывает, как дети внимательно слушают рассказы взрослых, как всё им интересно.

Дальше он рассказывает, как начинают трудиться крестьянские дети и что их ждёт в будущем. Он показывает мальчика, который возит из леса дрова наравне со взрослыми.

Обогащаем свою речь

Вирши. Стихи.

Коснулось души умиленье. Стало приятно на душе.

Милые плуты. Милые проказники, озорники.

Святой доброты. Бескорыстной доброты.

Грибные набеги. Поход в лес за грибами.

Рубанки. Инструмент плотника.

Синеющей лентой. Голубая лента реки.

Вековое наследство. Оставленное предками.

Хлеб трудовой. Добытый тяжёлым трудом.

2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.

3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению "Крестьянские дети". Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.

Мне кажется, что эти иллюстрации хорошо дополняют стихотворение и помогают лучше представить образ крестьянских детей.

Устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрациях Шмаринова

На первой иллюстрации мы видим детей, которые отправились в лес за грибами. Девочка постарше, одетая в простую, но чистую одежду, держит на руках малыша. Рядом мальчик палочкой тычет в ёжика, которого дети нашли на опушке. К ним спешит со всех ног ещё один мальчик с огромной корзиной для грибов. Он в огромной кепке, чтобы казаться взрослым, но без штанов.

Мне понятно, что детям сказали набрать полную корзину, и хотя для них лес полон тайн и игр, всё равно им придётся потрудиться. Но стоит жаркое лето и дети счастливы.

На второй иллюстрации мы видим Власа, маленького шестилетнего мальчика, который помогает отцу.

Наступила зима. Мальчик тепло одет. Он глубоко утопает в снегу, но упрямо ведёт под уздцы лошадь с возом дров. Он серьёзен, он чувствует ответственность и немного горд своей важностью. Влас ещё не понимает, что игры для него закончились и начинается полная невзгод и трудов взрослая жизнь.

Понравилась ли вам поэма? Если да, то чем? Что больше всего запомнилось из неё? Почему?

Скажите, с каким чувством рассказывает Некрасов о крестьянских детях? Найдите в поэме слова и выражения, которые помогают нам почувствовать его отношение к детям. Можно ли сказать, что автор любуется ими, любит их?

Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей …
Он любуется глазами детей и восклицает:

В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

А как дети поначалу относятся к поэту? Почему? Какие слова и показывают это отношение? Найдите их.

Что было со мною, — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому· то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!

И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой …

А почему дети перестают бояться незнакомца? Благодаря чему они нашли общий
язык с ним?

Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем.

Все ли части поэмы можно назвать смешными? Почему? А какие можно?

Переходим к анализу главной части поэмы. Некрасов рисует коллективный портрет крестьянских детей. При этом он пользуется множеством художественных приёмов, и один из его любимых и выразительных – сравнение.

Найдите в поэме те сравнения, с помощью которых он создаёт этот коллективный портрет.

Откуда взять все эти сравнения? Что их объединяет? (Все сравнения взяты из мира природы. )

Почему для описания крестьянских детей Некрасов использует сравнения именно из мира природы?

Крестьянские дети растут и живут среди лугов) полей) лесов, они хорошо знают грибы, ягоды, травы, птиц:

Ух, жарко! .. До полдня грибы собирали)
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой
И русых головок над речкой пустынной.
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Туг драка — не драка, игра — не игра …
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись: у каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал своё —
Не пьёт! отступились …
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку)
Кто тащит на пожню ведёрко кваску;
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что- то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой
Сплела себе славный венок:
Всё беленькой, жёлтенькой, бледно-лиловой,
Да изредка красный цветок.
Те спят на припёке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.

Сравнения помогают сделать портрет ребятишек очень живым, ярким, запоминающимся.

Что ещё позволяет нам увидеть этих ребятишек? (Описание их действий, забав, занятий, живая разговорная речь.)

Какими же предстают перед нами дети?

Они любознательны и любопытны, любят интересные рассказы, хорошо знают лесные дорожки, растения и обитателей леса, жизнерадостны, самостоятельны, трудятся вместе с родителями.

Чём схожи портреты этих мальчишек?

Обоих мы видим в труде вместе с родителями. Можем мы доказать, что труд для них не наказание, не повинность, что они гордятся участием в труде родителей?
Ванюша внимательно следит за работой родителей в поле, старается им помогать:

Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы пере вяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.

Мальчик ощущает важность и необходимость своего участия в заготовке хвороста: от этого зависит тепло в избе. Он горд, что ему поручили такое важное дело, и потому он не идёт, а шествует, как шествуют важные лица, государственные деятели, цари. В этом смысле они похожи с Ванюшей.

Что поражает поэта в фигурке встреченного в зимнем лесу мальчика?

Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!

Какие из этих синонимов выражают восхищение? А в каком синониме выражена оценка самого себя мальчиком?

Что помогает нам понять этот синонимический ряд?

Благодаря ему, мы понимаем, что маленький ребёнок не должен заниматься тяжёлым физическим трудом в зимнем лесу, что занимается он им не от хорошей жизни, а потому, что больше некому это делать, и в шесть лет мальчик чувствует себя взрослым, он рано становится самостоятельным.

Почему у Некрасова картина, увиденная им на опушке леса, вызывает ощущение чего- то ненастоящего, театрального?

На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, И легонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было …

Какие мысли рождает у поэта эта встреча?

Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Вдумаемся в следующие строчки:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной! ..

Как вы думаете, почему для характеристики родной земли, которую олицетворяет поле, поэт выбрал эпитет скудное?

Это земля предков, это родина, она хранит традиции, культуру, историю рода, народа … В ней покоится прах предков, в неё со временем уйдут и те, кто сейчас играет на воле. Главное, чтоб они любили эту землю, несмотря ни на что, учили любить её своих детей. Только так и сохраняется род, народ, родина.

Читайте также: