Что послужило причиной решения григория выдать себя за наследника престола димитрия

Обновлено: 16.05.2024

Умения: анализировать сцену изученного произведения и образы героев, выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному тексту.

Навыки: работа с текстом, со словарями, с дополнительной литературой при подготовке к уроку.

Необходимое оборудование и материалы

^ Подробный конспект урока

Объявление темы и целей урока, использование исторического материала, мультимедийной поддержки, работа со словарями, с дополнительной литературой при подготовке к уроку.

Ход и содержание урока

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

^ Что нового узнали на уроке?

Что вам было интересно?

Что показалось трудным?

Цели: познакомить учеников с фрагментом драмы,

углубить представление о драматических жанрах,

развивать навыки анализа поэтического текста,

развивать творческие способности учащихся.

Методические приемы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, русским языком, искусством, словарная работа, элементы анализа текста.

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.

Словарная работа: трагедия, инок

ВЫСТУПАЮЩИЙ 1 (Смутное время)

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престоле оказался его сын Федор Иоаннович, отличавшийся кротким добродушным нравом, но недалеким умом, поэтому он мало подходил на роль правителя огромной державы. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошло потрясающее событие. В соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался, думая, что пожар. На дворцовом дворе увидели тело царевича Димитрия, над убитым вопила в отчаянии мать и кричала, что убийцы подосланы Борисом Годуновым, называла Битяговских – отца и сына. Рассвирепевший народ убил их По стране же поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов

ВЫСТУПАЮЩИЙ 2 (Смутное время)

После того, как в 1598году царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. (слайд-схема) Годунов, показавший себя умелым правителем, был избран главой страны. Но царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. ( Смута)

В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

ВЫСТУПАЮЩИЙ 3 ( Григорий Отрепьев)

Григорий Отрепьев родился в Галиче.(Костромская область) Считается, что Григорий был на год или два старше царевича. В монастыре, расположенном неподалеку от родительского поместия, постригся в монахи

Однако простая и непритязательная жизнь монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он поступил в аристократический Чудов монастырь в Москве.

Ценя труд Карамзина, Пушкин следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком. Но драма Пушкина – это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение, содержание которого составляют события последних лет правления неординарного царя Бориса Годунова. Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

Перед анализом этого эпизода проведем словарную работу, так как в тексте встречается много архаизмов.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию монолог Пимена (читает заранее подготовленный ученик). Но перед прослушиванием познакомьтесь с вопросами, на которые вы должны будете ответить.

(Вопросы к монологу Пимена)

Проектор закрывается. Звучит пролог к опере. Выходит Пимен

^ Послушаем диалог Пимена и Григория в исполнении учащихся.(инсценировка) До слов «И в тихую обитель затвориться…

Каждое лицо в драматическом произведении говорит само за себя, чувствует и поступает в соответствии со своим характером

^ ВОПРОСЫ К ОБРАЗУ ПИМЕНА.

Кратко восстановите биографию Пимена. (Её легко восстановить по тексту)

Какое событие изменило судьбу Пимена ( С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

^ Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

^ ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА

Что за сон видит Григорий ? Не пророческий ли он?

^ Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)

^ Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?

Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

Читать стр. 89-96

Проверка и оценивание ЗУНов

Проверка знаний, умений и навыков учащихся была организована на каждом этапе урока.

Была организована вопросно-ответная форма работы при анализе образов отдельного эпизода, которая способствовала развитию речи учащихся, творческой познавательной активности, совершенствованию умений пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе сцены, объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев, привлекать текст для аргументации выводов.

Учащиеся показали умение ориентироваться в содержании произведения, полно отвечать на вопросы учителя.

Рефлексия деятельности на уроке

Учащиеся подводят итог своей деятельности, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность форм работы. Для этого им предлагается ответить на вопросы: 1. Что нового сегодня я узнал. 2. Что мне было интересно. 3. Что показалось трудным.


Читать стр. 89-96

Использованные источники и литература (если имеются)

Словарь литературоведческих терминов.

Толковый словарь Ушакова.

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.

Большой Энциклопедический словарь.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Учащиеся с большим интересом воспринимают уроки с использованием мультимедиа в силу их зрелищности. Так как в первой части урока содержатся устные выступления учащихся, то неинтересные, бесцветные, порой даже не подкрепленные иллюстрациями выступления при использовании мультимедиа превращаются в яркие и запоминающиеся. А зрительные восприятия изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

- познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах;

- развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения.

2. Познакомьтесь с предысторией.

Предыстория.

Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

Вопросы.

1.Кто такой Пимен?

2. Какой завет Бога он выполняет?

3. Как Пимен относится к своему труду летописца?

4.Какой сон видит Григорий? Не пророческий ли он?

5. Какое событие изменило судьбу Пимена?

6. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

7. Как Пимен относится к Григорию?

8. О чём спрашивает инок, т.е. молодой монах, Пимена?

9. Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

10. Что же послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола?

11. Как Григорий оправдывает свои желания стать тем самым самозванцем?

12. Какие черты мы замечаем в Григории?

13. Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству?

5. Ответы для самопроверки.

1. (Это монах, который попал в опалу, то есть в немилость и вынужден творить в монашеских кельях.)

2. (Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил читать и писать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром добрых царей и молились о жестоких деяниях жестоких.)

4. (Москва видится Григорию с высоты, а люди в нём как муравьи в большом муравейнике).

5. (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

7. (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

10. (Безусловно, в первую очередь, честолюбивые замыслы. А уже во вторую очередь, по словам Пимена, царь убиенный был тех же лет, что и Григорий.)

12. (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

13. (А.С. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным. Его желания донести его потомкам историю государства своего. Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Послесловие.

-Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца. Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене "Келья в Чудовом монастыре"?

Подводим итог прочитанному.

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1. Укажите, где правда, а где ложь. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

1) в трагедии "Борис Годунов" летопись вёл монах Пармен

2) Григорий стал монахом совсем недавно

3) царевича Дмитрия убили в Угличе

4) Григорию трижды снился один и тот же сон

Задание 2 В каком монастыре происходит действие в трагедии "Борис Годунов"? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) в Вознесенском

2) в Афанасьевском

3) в Андрониковом

Задание 3 В каком возрасте был Григорий, герой трагедии "Борис Годунов", по вычислению монаха Пимена. Указать числом.

Запишите число:

Задание 4 Каких царей упоминает в беседе монах Пимен, герой трагедии "Борис Годунов"? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Алексея Михайловича

2) Василия Шуйского

3) Ивана Грозного

4) Фёдора Иоанновича

Задание 5 Чем по замыслу монаха Пимена, героя трагедии "Борис Годунов", должен был заниматься после смерти Пимена Григорий? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) стать самым лучшим в монастыре монахом

2) покинуть монастырь и служить царю

3) хранить монастырскую библиотеку

4) стать летописцем

Задание 6 Чему в жизни монаха Пимена завидовал Григорий, герой трагедии "Борис Годунов"?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) что Пимен воевал под Азовом

2) что Пимен воевал под Казанью

3) что Пимен бывал при дворе царя Ивана Грозного

4) что Пимен воевал в Литве

Задание 7 Чем по совету монаха Пимена должен был смирять "младую кровь" Григорий, герой трагедии "Борис Годунов"? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

Задание 8 Какое из приведённых выражений в трагедии "Борис Годунов" повторяется дважды?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Еще одно, последнее сказанье

2) Добру и злу внимая равнодушно

3) Минувшее проходит предо мною

4) И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда

Задание 9 Правильно сопоставьте слова с их характеристиками. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти 2) постель 3) народное собрание в древней и средневековой Руси 4) документ публично-правового характера А) хартия Б) вече В) власяница Г) одр

Задание 10 Какой сон снился Григорию, герою трагедии "Борис Годунов"? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) он сражался с царём Борисом и побеждал его

2) он объезжал дикого коня и укрощал его

3) он видел ангела, повелевающего ему занять трон царя-убийцы

4) он поднимался по лестнице на башню и падал с неё

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В реализации поставленной цели помогали следующие задачи:

Воспитательные:

воспитывать интерес и уважение к литературе;

воспитывать ценностное отношение к слову;

развивать коммуникативные УУД:

создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Развивающие:

развивать критическое мышление;

развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развивать творческие, речевые способности учащихся;

формировать логическое мышление;

развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

Образовательные:

развивать умение формулировать определение понятий;

формировать умение отличать особенности литературных жанров;

развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать технику чтения.

Методические приемы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, русским языком, искусством, словарная работа, элементы анализа текста.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с балладой Пушкина песнь о вещем олеге . Дома вы должны были подготовить её пересказ . Вызываю к доске и задаю вопросы : Что послужило основой этого произведения ? Что такое летопись ? Почему его назвали песнь ? В каком жанре написана ? Каковы различия летописи и баллады ? Каковы сходства летописи и баллады? Какова основная тема этого произведения ?

ВЫСТУПАЮЩИЙ 1

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престоле оказался его сын Федор Иоаннович, отличавшийся кротким добродушным нравом, но недалеким умом, поэтому он мало подходил на роль правителя огромной державы. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошло потрясающее событие. В соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался, думая, что пожар. На дворцовом дворе увидели тело царевича Димитрия, над убитым вопила в отчаянии мать и кричала, что убийцы подосланы Борисом Годуновым, называла Битяговских – отца и сына. Рассвирепевший народ убил их По стране же поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов

ВЫСТУПАЮЩИЙ 2 (Смутное время)

После того, как в 1598году царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. (слайд-схема) Годунов, показавший себя умелым правителем, был избран главой страны. Но царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. ( Смута)

В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

ВЫСТУПАЮЩИЙ 3 ( Григорий Отрепьев)

Григорий Отрепьев родился в Галиче. Считается, что Григорий был на год или два старше царевича. В монастыре, расположенном неподалеку от родительского поместия, постригся в монахи

Однако простая и непритязательная жизнь монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он поступил в аристократический Чудов монастырь в Москве.

Эти реальные исторические события послужили основой создания драмы Бориса Годунова .

Ценя труд Карамзина, Пушкин следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком. Но драма Пушкина – это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение, содержание которого составляют события последних лет правления неординарного царя Бориса Годунова. Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

Перед анализом этого эпизода проведем словарную работу, так как в тексте встречается много архаизмов

Клобух – высокий монашеский головной убор с покрывалом

Днесь – сегодня , теперь

Смирять – сделать послушным , приводить в покорность

Отрок – мальчик –подросток

Инок – монах , отшельник

Келья – монашеская комната

Ратный – военный , боевой

А сейчас я предлагаю вашему вниманию монолог Пимена (читает заранее подготовленный ученик).

(Вопросы к монологу Пимена)

Послушаем диалог Пимена и Григория в исполнении учащихся.(инсценировка) До слов «И в тихую обитель затвориться…

Каждое лицо в драматическом произведении говорит само за себя, чувствует и поступает в соответствии со своим характером

ВОПРОСЫ К ОБРАЗУ ПИМЕНА.

Кратко восстановите биографию Пимена. (Её легко восстановить по тексту)

Какое событие изменило судьбу Пимена ( С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

Вопросы к образу Отрепьева

Что за сон видит Григорий ? Не пророческий ли он?

Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)

Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?

Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Многие поэты и писатели обращались к исторической теме .Благодаря этому мы можем ярче и отчетливее представить ту или иную эпоху , о котором говорится в произведении ,познакомиться с традицией и бытом наших предков .

Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Кочегаров. К учебнику Пчелова, Лукина Русское Слово

Как он стал царём?

Стр. 66. Вопросы к иллюстрации №1

Рассмотрите представленные на иллюстрациях парные портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек. Поясните, в какой период они были написаны.

Представленные на иллюстрациях парные портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек были написаны после их свадьбы. Поскольку с этого момента и до убийства Лжедмитрия прошло немного времени, можно с уверенностью сказать, что портреты были созданы весной 1606 г.

На основании чего это можно определить?

Лжедмитрий I изображен здесь величественным и немного властным. Возле правой руки у него нарисована корона. Значит, к этому моменту он уже занимал российский престол. В свою очередь, Марина Мнишек изображена с царской короной на голове. Т.е. она уже вышла замуж и стала царицей.

Стр. 70. Документ №1

Расстригой на Руси традиционно называли священнослужителя, который был лишен духовного сана. Это значит, что автор летописи относится к Лжедмитрию I крайне негативно, с плохо скрываемым презрением.

2. Какие качества, по мнению автора, важны для правителя? Кто из героев описания получил от него более высокую оценку в этом отношении?

По мнению автора летописи, наиболее важными для правителя качествами являются: острый ум, красноречие, набожность (благоверие), забота о бедных (нищелюбство), организаторский талант (распорядительность) и самое главное – умение заботиться о своём государстве. Таким правителем, по мнению летописца, был царь Борис Годунов.

3. Можно ли сказать, что автор стремился быть объективным в своих оценках?

Можно однозначно сказать, что автор данной летописи пытался быть объективным. Он хоть и характеризует Лжедмитрия I отрицательно, но всё же при этом указывает его некоторые положительные черты. Это касается и царя Василия Шуйского. В свою очередь Бориса Годунова летописец хоть и изображает мудрым и справедливым монархом, но все же не скрывает определённые отрицательные качества (властолюбие).

Стр. 70. Вопросы в конце параграфа

2. Кто и почему поддержал Лжедмитрия на его пути к царскому трону? Выскажитесь от имени известных исторических лиц, представителей основных сословий.

Мы, представители древнейших и достойнейших русских родов, всегда считали Бориса Годунова ненастоящим царём. Он не родился в царской семье, не принадлежал к династии Рюриковичей. Его родство с покойным царём Фёдором – не более, чем хитрый трюк. Именно так, с помощью хитрости и подлости, он добился престола. Поэтому мы желаем поддержать истинного царя, правителя по крови, чудом спасшегося Дмитрия Ивановича.

Дворяне и служивые люди

Царь Борис Годунов нас давно не устраивает. Не идет навстречу нашим пожеланием. Не советуется с нами. Жалованье платит небольшое. А этот проклятый голод. И хотя считается, что от него умирает только простонародье, многих достойных дворян постигла эта жуткая смерть. Поэтому мы готовы поддержать сына Ивана Грозного и его единственного законного наследника – Дмитрия. Очень надеемся на то, что законный царь исправит положение. Преодолеет последствия голода, будет привлекать нас для решения государственных вопросов, повысит жалованье, окончательно прикрепит наших крестьян к земле. О последнем пункте мы уже не первый год мечтаем.

Мы поддержим чудом выжившего царевича Дмитрия Ивановича не только потому, что он единственный законный наследник на Руси, а и потому, что Борис Годунов делает всё, чтобы прикрепить крестьян к земле и отменить урочные лета. Для нас это было бы просто катастрофой, потому что большинство сами в прошлом были беглыми крестьянами. Естественно, никто не хочет возвращаться к своим бывшим хозяевам. Поэтому мы искренне верим в приход доброго и справедливого царя, который отменит все эти начинания.

Мы поддерживаем недавно объявившегося царевича Дмитрия Ивановича, потому что верим в его доброту и справедливость. Борис Годунов – лживый и лукавый правитель. Мало того, что он незаконно пришел к власти, но и довел нас до нищеты и голода. Никогда такого не было на нашей памяти, чтобы три года подряд был такой неурожай. Теперь люди умирают тысячами. А всё это из-за наказания Божьего. Бог наказывает простой русский народ за грехи этого незаконного царя. Мы уверены – когда придет истинный царь, тогда и заживём намного лучше. Забудем все невзгоды и печали.

Основные события Смуты (1604 – 1618)
Дата Событие
1604 г. Беглый монах Григорий Отрепьев заявил о своих правах на русский престол. Вторжение войска Лжедмитрия I в Россию.
Начало 1605 г. Битва у села Добрыничи. Победа войск Бориса Годунова.
13 апреля 1605 г. Смерть Бориса Годунова. Новым царём стал его сын – Фёдор Годунов.
Июнь 1605 г. Мятеж в Москве и убийство Фёдора Годунова.
20 июня 1605 г. Торжественный въезд в Москву Лжедмитрия I.
Июль 1605 г. Венчание на царство Лжедмитрия I.
17 июля 1606 г. Свержение и убийство Лжедмитрия I.

4. Охарактеризуйте личные качества Лжедмитрия I. Используйте текст параграфа и приведённый отрывок из летописи.

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) отличался наличием таких качеств: острым умом, большой образованностью и начитанностью, храбростью и ораторским талантом. Кроме того, он был физически развитым, крепким молодым человеком. Любил конные состязания, а также воинское дело. Ко всему этому можно добавить склонность к риску и даже некоторую безрассудность в решениях и поступках, а также умение быстро приспосабливаться к различным обстоятельствам.

5. Чем отличалось положение Лжедмитрия I как правителя?

Положение Лжедмитрия I как правителя было крайне сложным. По сути, он оказался между двух огней: между Россией и Польшей. Чтобы заручиться поддержкой польской шляхты и католической церкви он раздавал много обещаний. Но когда самозванец пришел к власти, выполнять обещанное не хотелось. Лжедмитрий I прекрасно понимал, что, отдав Речи Посполитой Смоленскую и Чернигово-Северскую земли, он вызовет массовое недовольство в России. Ещё более опасной была идея введения в православном государстве католической веры. Поэтому Лжедмитрий I смог решиться только на предложение денежного выкупа полякам, вместо обещанных русских земель.

6. Как и почему был свергнут Лжедмитрий I?

Несмотря на то, что Лжедмитрий І пришел к власти благодаря любви простого народа, в нем быстро разочаровались. К тому же, своими привычками и образом жизни он вызывал недоумение, и даже недовольство бояр. Как следствие – появились слухи о самозванстве нового царя. Также говорили о том, что государь тайно отказался от православия и принял католичество. Последней каплей стала свадьба Лжедмитрий I и Марины Мнишек. Наглое и вызывающее поведение польской свиты молодой царицы сильно возмутило народ.

В такой ситуации князь Василий Шуйский и группа бояр-единомышленников организовали заговор. 17 мая 1606 г. заговорщики ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия I. Его труп сожгли, а вдову – Марину Мнишек и приехавших польских шляхтичей отправили в ссылку.

Читайте также: