В какую часть кодификации юстиниана было включено элементарное изложение основ римского права
Обновлено: 04.07.2024
Кодификация РЧП – это процесс с-матизации основных источников РЧП в период империи.
1. Политические – в период домината усилился процесс разложения Римской империи, её распада на Западную и Восточную, в силу чего кодификация была призвана централизовать власть путём создания единого источника римского права.
2. Правовые – скопление множества законодательных актов, в том числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые институты.
3. Ослабевала классическая римская юриспруденция. Юристы в период поздней империи занимались не правотворчеством, а лишь комментариями трудов классических юристов. Кроме того, юристы-практики видели свою задачу в том, чтобы защитить интересы клиента путём искусно подобранных цитат из источников, что повлекло за собой ослабление юридического творчества, юр. техники. Конституции императоров, составлявшиеся императорскими чиновниками, отличались многословием, пышностью фраз, неточностью изложения и пробелами. Поэтому потребность в упорядочении многочисленных правовых норм становилась всё более актуальной.
Основной целью кодификации была "очистка" римского права от архаичных юридических конструкций и приведение всех норм РЧП к единому знаменателю.
Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:
- Институции – элементарные учебники римского права.
- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;
- Кодекс – собрание императорских конституций;
- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).
Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический хар-р–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.
Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный хар-р. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).
Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем нес-матизированных римских законов, противоречащих друг другу.
Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus собрал его конституции. В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс гре-горианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах. Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.
Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.
С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших списках littera Florentina – в VI–VII вв., остальные – в VIII–XI вв.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
§ 39. Кодификация Юстиниана
Общие причины кодификации и общий ход работ
Все указанные опыты частных и официальных компиляций вызывались одною общей потребностью — иметь какой-либо единый сборник права, единый свод, в котором было бы суммировано как jus vetus, так и императорское законодательство, и который с. 232 мог бы служить твердым основанием при отправлении правосудия. И чем дальше, тем эта потребность ощущалась все сильнее и сильнее. По отношению к императорским конституциям, благодаря кодексам Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus, задача судей была значительно облегчена; но конституции продолжали издаваться, многие из находившихся в кодексах оказывались отмененными, вследствие чего по истечении известного периода пересмотр кодексов и дополнение их делалось необходимым. Гораздо труднее было положение и частных лиц, и судей, когда дело касалось jus vetus. Непосредственное пользование сочинениями классических юристов затруднялось уже тем обстоятельством, что они делались в обороте все более и более редкими. С другой стороны, если даже ограничиться сочинениями пяти юристов, легализованных в lex Allegatoria, то все же разобраться во всей массе их и найти в них надлежащее решение для данного конкретного случая было работой нелегкой, особенно при общем упадке юридической образованности. Далее, мнения юристов нередко друг другу противоречили, а механический подсчет голосов, установленный законом о цитировании, представлял, конечно, известное удобство для судей, но отнюдь не убеждал в юридической верности голоса большинства. Наконец, условия жизни за 2— 3 столетия успели во многом существенно измениться, и обычные решения классических юристов оказывались иногда устаревшими. Одним словом, чувствовалась общая потребность в полном и официальном пересмотре всей правовой системы, в подведении итогов всего многовекового развития.
Как было указано выше, уже император Феодосий II имел мысль сделать такой общий пересмотр как конституций, так и юридической литературы, и переработать все в единый, цельный свод. Но мысль эта осталась при нем неосуществленной. Выполнение этого плана, и притом в очень широком масштабе, составляет огромную заслугу Юстиниана и его ближайшего помощника в этом деле Трибониана.
176 Колоссальный труд составления Юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.
Этим составление Свода было закончено. Выходившие после того указы называются новеллами (novellae leges), и некоторые из них имеют весьма существенное значение, представляя полную реформу в некоторых областях права (напр., в области наследования). Юстиниан имел намерение также собирать эти новеллы по мере их накопления, но сам он этой мысли уже не осуществил. Мы имеем, однако, несколько частных сборников новелл, причем новеллы рассматриваются, как последняя заключительная часть юстиниановского законодательства.
Составные части Юстиниановского Свода и их общая характеристика
Рассмотрим несколько ближе каждую из составных частей этого огромного свода.
Внутри каждого титула (кроме кратких) цитаты также расположены в известном порядке: сначала идут цитаты из сочинений, комментировавших цивильное право, т. е. в большинстве с. 236 случаев из комментариев ad Sabinum — т. н. масса Сабина; затем следуют цитаты из сочинений ad edictum — масса эдикта, и наконец выдержки из сочинений, возникнувших на почве юридической практики (responsa и т. д.); а так как во главе сочинений этой группы стояли responsa Papiniani, то эту массу называют массой Папиниана. Иногда в самом конце находятся еще добавочные цитаты — Appendix.
Предполагают поэтому, что комиссия при производстве своих работ разделилась на три подкомиссии, распределив между собою указанным образом просмотр сочинений. Затем сделанные каждой подкомиссией выдержки сводились воедино в общих заседаниях 4 .
2. Hermogenianus libro tertio iuris epitomarum. in muris itemque portis et aliis sanctis locis aliquid facere, ex quo damnum aut incommodum irrogetur, non permittitur.
3. Paulus libro quinto sententiarum. Neque muri neque portae habitari sine permissu principis propter fortuita incendia possunt 5 .
Fr. 12. 3. D. 7. 1. Ulpianus libro XVII ad Sabinum. De illo Pomponius dubitat, si fugitivus, in quo meus ususfructus est, stipuletur aliquid ex re mea vel per traditionem accipiat: an per hoc ipsum, quasi utar, retineam usumfructum?
Fragmenta Vaticana § 89. De illo Pomponius dubitat, si fugitivus, in quo ususfructus meus est, stipuletur aliquid vel mancipio accipiat, an per hoc ipsum, quasi utar, retineam usumfructum 6 .
Fr. 49. 1. D. 24. 3. Paulus l. VII responsorum. Fundus aestimatus in dotem datus a creditore antecedente ex causa pignoris ablatus est.
Fragmenta Vaticana § 94: Fundus aestimatus in dotem datus a creditore antecedente ex causa fiduciae ablatus est 7 .
Разоблачение интерполяций и восстановление подлинного текста классических юристов имеет огромное значение для истории развития римского права; но как действующее право Юстиниана с. 239 должно считаться не то, что юрист действительно говорил, а то, что ему вложено в уста юстиниановскими компиляторами 8 .
с. 240 Impp. (imperatores) Severus et Antoninus AA (augusti) Crispinae (имя лица, к которому была адресована конституция). Si fratri tuo legitima heres esse potes, centum dierum praefinitione non excluderis ad acquirendam hereditatem 10 . PP (proposuerunt) III non. (nonis) Nov. (Novembr.) Antonino A. II et Geta II coss. (consulibus — т. е. дано в III ноны ноября в тот год, когда консулами были сам император Антонин во раз и Гета также во раз = 205 г.).
Важнейшие рукописи и печатные издания
Рукописи Кодекса очень рано стали подвергаться различным сокращениям: выпускались греческие конституции, вычеркивались и многие латинские. Тогда же были вовсе заброшены три последние книги, и под именем Кодекса разумелись только первые девять книг. Когда же эти три последние книги стали снова циркулировать, то еще долго носили особое заглавие Tres libri 12 . Рукописей кодекса мы тоже имеем довольно много, так что из сопоставления их можем устранить все сокращения и выпуски и установить более или менее подлинный текст. Лучшими из рукописей признаются Веронская VIII столетия, Парижская и Дармштадтская.
2. Гермогениан в третьей книге извлечений [действующего] права. В отношении стен, а равно ворот и других священных мест делать что либо, отчего может быть причинен ущерб или вред, не допускается.
Помпоний сомневается в отношении того, что, если беглый раб, относительно которого у меня есть право узуфрукта, совершит стипуляцию в моих интересах или получит что-либо путем традиции, удерживаю ли я через это право узуфрукта, как если бы пользовался [им]?
На определенном этапе развития римской государственности потребовалась систематизация римского права. Первые попытки кодификации законов предприняли частные лица, которые составляли сборники императорских юстиций.
Выпущенный в 295 г. Кодекс Грегориана объединил все императорские конституции, которые были приняты в начале II – конце III вв. В Кодекс вошло 19 книг, разделенных на титулы с предметными рубриками.
Ничего оригинального составители не придумали: первые 13 книг объединяли законы так называемого преторского права. Остальные 6 трактовали уголовное право и судебный процесс. При этом собрание Грегориана было официально признано и применялось на практике в течение двух веков.
Позднее первое собрание дополнил Кодекс Гермогениана. Составитель включил в действующий сборник конституции вплоть до императора Константина (IV в.). В общей сложности он собрал 120 конституций. Собрание выдержало три редакции, в ходе которых конституции подвергались нещадным правкам. Сегодня мы не можем изучить систему и порядок титулов данного документа, поскольку они оказались безвозвратно утраченными.
Первым официальным сборником конституций считается Кодекс Феодосия. Изначально этот восточно-римский император планировал не просто систематизировать, но и дополнить конституции цитатами из произведений классиков. Столь масштабную задачу реализовать не удалось, были собраны только императорские конституции. Собрание насчитывало 16 книг, разделенных предметными титулами.
Кодекс Феодосия был отправлен в Рим, где его одобрил правитель Западной Римской империи Валентиниан III. На западе сборник приобрел сильное влияние и продолжал действовать, даже когда в восточной части давно действовал Кодекс Юстиниана.
Кодификация Юстиниана
Грандиозная работа по кодификации законов развернулась при императоре Юстиниане. Предпосылками для этого стали планы по воссоединению восточной и западной части Римской империи. Государственные интересы предъявляли к законам такие требования как единство, определенность и ясность содержания.
Честолюбивому Юстиниану не терпелось прославиться как великому законодателю. Поэтому он приказал проанализировать правовой материал прошлых лет, убрать устаревшие положения и отобрать актуальные для эпохи законы. Речь шла не только об императорских законах, но и о сочинениях классиков.
Кодекс Юстиниана
13 февраля 528 г. была учреждена особая комиссия, в которую вошли десять выдающихся юристов того времени, включая начальника императорской канцелярии Трибониана и профессора Константинопольской школы права Феофила.
Юристы начали работу с кодификации императорских законов. Юстиниан уполномочил их сокращать и переформулировать старые конституции. Разрешалось разрабатывать новые конституции и выбрасывать устаревшие.
Конституции размещались в соответствующих титулах, которые располагались в хронологическом порядке. В начале каждой конституции было указано имя создавшего её императора, в конце – цель издания и имя консула.
До наших дней эта редакция кодекса не дошла. Известны лишь исторические факты: сборник конституций был сделан за год и был назван в честь императора. Когда он вступил в силу, все прежние конституции были упразднены.
Дигесты
Дигесты представляют собой систематизированный сборник цитат из работ римских юристов. Они являются одним из важных частей свода римского гражданского права.
Сочинения юристов-классиков систематизировала специальная комиссия, в которую вошли чиновники, адвокаты из высшего суда и профессора ведущих школ. Под руководством Трибониана комиссии предстояло проанализировать сочинения юристов и извлечь цитаты, которые имели практическое значение.
Комиссия была разделена три секции. Первая изучала труды по цивильному праву, вторая – по преторскому, третья – сочинения казуистического характера. После системного анализа все цитаты сводились воедино по определенной системе.
При составлении Дигест комиссия изменяла подлинных текст классических произведений путем вставок (так называемых интерполяций) и замены устаревших терминов на актуальные. Юстиниан придал Дигестам законную силу и запретил делать к ним поправки и комментарии.
В сомнительных случаях судья должен был обращаться к императору, ведь только он обладал единоличным правом толкования закона.
Институции Юстиниана
Институции Юстиниана являются официальным древнеримским элементарным учебником по основам римского гражданского права.
Когда Дигесты были составлены, Юстиниан назначил новую комиссию, которой предстояло составить учебник права по аналогии с прежними институциями. В учебник вошли Институции Гая, цитаты из институций Флорентина, Ульпиана и более поздних сборников.
Комиссия под председательством Трибониана завершила работу над учебником к осени 533 года. 21 ноября Институции Юстиниана были опубликованы и получили законную силу.
Помимо кодификационных работ Юстиниан разрешил наиболее спорные вопросы гражданского права. Выпущенный им Кодекс Юстиниана объединял ветви римского права и придавал новое содержание устаревшим правовым понятиям, сохраняя их актуальность.
Кодекс состоит из 12 книг, разделенных на титулы. Последние, в свою очередь, состоит из отдельных императорских постановлений, которые делятся на параграфы. Данный свод законов стал законодательной основой европейских стран и дошел до нас в полном виде. Сегодня его изучают как один из крупнейших памятников римского права.
Новеллы Юстиниана
Новеллы Юстиниана представляют собой сборник императорских институций, в который вошли как институции самого Юстиниана, так и сборники, которые издавали последующие императоры.
Новеллы включали в себя три части: вступление, основная часть и эпилог. Данный документ позволил реформировать ряд правовых отраслей. В частности, реформы касались гражданского права и судопроизводства, а также административных и церковных вопросов.
1. Древнейший период (4–3 вв. до н.э.) римское право этого периода характеризуется полисной замкнутостью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.
2. Классический период (середина 3 – конец 3 в.до н.э.) в течении этого периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных человеческих отношений.
3. Постклассический период (4–6 вв.) изменения в римском праве данного периода связаны с его систематизацией и постепенным приспособлении к формирующимся феодальным отношениям.
Рецепция римского права. Историческое значение римского права и его роль на современном этапе развития российского права.
Исторические системы римского частного права.
Цивильное (кривитское) право. Совокупность норм обычного права, применяемых только к римским гражданам.
Преторское право. Создавалось деятельностью судебных магистратов – преторов, которые своими эдиктами и формулами дополняли и исправляли правовое регулирование.
Естественное право. Требования морали основываются на нравственном сознании. Право собственности основывается на естественном праве. Естественные права носят надгосударственный, общечеловеческий характер.
Право народов. Имущественное право, созданное судебной практикой в спорах между перегринами(иностранцами),а также римскими гражданами по вопросам торговли и взаимного вступления в брак.
Право справедливости. Введенный в обиход практикой юристов принцип справедливости, который предполагал справедливость как равенство субъектов вне зависимости от социального положения в области прав перед законом, снижавшим остроту и тяжесть цивильного права.
Основные институты римского частного права.
- правовой статус лица в Древнем Риме;
- правовое положение субъектов в имущественных отношениях;
- вопросы защиты частных прав;
Понятие и виды источников римского права.
Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников римского права:
— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э.придал плебисцитам силу законов;
Надписи на дереве, камне, бронзе
Законы XII Таблиц
Corpus juris oivilis—кодификация императора Юстиниана
Произведения римских юристов
Папирусы
Кодификации римского права. Кодификация Юстиниана.
Кодификация – это процесс систематизации основных источников РП в период империи.
Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:
- Институции – элементарные учебники римского права.
- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;
- Кодекс – собрание императорских конституций;
- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).
Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический характер–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.
Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный характер. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)
Кодификация РЧП – это процесс систематизации основных источников РЧП в период империи.
До поры до времени существовала фикция единства законодательства. Каждый из императоров двух империй – Восточной и Западной – издавали законы от своего имени. С Феодосия II законы, изданный в одной половине империи должны иметь силу для другой половины, только если их подтвердит император другой половины. Кроме императорских конституций со временем силу закона приобрели и постановления префектов. Таким образом, уже в конце республики ощущалась потребность в систематизации норм РЧП. Впервые этот замысел пытался осуществить Цезарь, но он остался не реализованным.
1. Политические – в период домината усилился процесс разложения Римской империи, её распада на Западную и Восточную, в силу чего кодификация была призвана централизовать власть путём создания единого источника римского права.
2. Правовые – скопление множества законодательных актов, в том числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые институты.
3. Ослабевала классическая римская юриспруденция. Юристы в период поздней империи занимались не правотворчеством, а лишь комментариями трудов классических юристов. Кроме того, юристы-практики видели свою задачу в том, чтобы защитить интересы клиента путём искусно подобранных цитат из источников, что повлекло за собой ослабление юридического творчества, юридической техники. Конституции императоров, составлявшиеся императорскими чиновниками, отличались многословием, пышностью фраз, неточностью изложения и пробелами. Поэтому потребность в упорядочении многочисленных правовых норм становилась всё более актуальной.
Основной целью кодификации была "очистка" римского права от архаичных юридических конструкций и приведение всех норм РЧП к единому знаменателю.
Изначально кодификация носила частный характер, т.е. проводилась не на официальном уровне, а частными лицами, главным образом, юристами. Постепенно были созданы: Кодекс Григориана (295 г.н.э.), Кодекс Гермогениана (сер. IV в. н.э.). Однако, эти кодексы были невелики по объёму и кроме того представляли собой лишь техническую систематизацию императорских конституций, независимо от их юридической силы. Более значительной была кодификация Феодосия, воплотившаяся в Кодексе Феодосия (439г.н.э.). Значимость этой кодификации заключалась в том, что была создана специальная комиссия, имевшая право видоизменять конституции, тем самым проверяя их юридическую пригодность, а также это была первая официальная (государственная) кодификация. Однако, и этот кодекс не решил всех проблем, поскольку в нём были систематизированы только императорские конституции, изданные после кодекса Гермогениана.
Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:
- Институции – элементарные учебники римского права.
- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;
- Кодекс – собрание императорских конституций;
- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).
Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический характер–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.
Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный характер. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).
Читайте также: