В какую часть кодификации юстиниана было включено элементарное изложение основ римского права

Обновлено: 04.07.2024

Кодификация РЧП – это процесс с-матизации основных источников РЧП в период империи.

1. Политические – в период домината усилился процесс разложения Римской империи, её распада на Западную и Восточную, в силу чего кодификация была призвана централизовать власть путём создания единого источника римского права.

2. Правовые – скопление множества законодательных актов, в том числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые институты.

3. Ослабевала классическая римская юриспруденция. Юристы в период поздней империи занимались не правотворчеством, а лишь комментариями трудов классических юристов. Кроме того, юристы-практики видели свою задачу в том, чтобы защитить интересы клиента путём искусно подобранных цитат из источников, что повлекло за собой ослабление юридического творчества, юр. техники. Конституции императоров, составлявшиеся императорскими чиновниками, отличались многословием, пышностью фраз, неточностью изложения и пробелами. Поэтому потребность в упорядочении многочисленных правовых норм становилась всё более актуальной.

Основной целью кодификации была "очистка" римского права от архаичных юридических конструкций и приведение всех норм РЧП к единому знаменателю.

Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:

- Институции – элементарные учебники римского права.

- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;

- Кодекс – собрание императорских конституций;

- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).

Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический хар-р–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.

Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный хар-р. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).

Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем нес-матизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus собрал его конституции. В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс гре-горианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах. Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.

Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших списках littera Florentina – в VI–VII вв., остальные – в VIII–XI вв.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

§ 39. Коди­фи­ка­ция Юсти­ни­а­на

Общие при­чи­ны коди­фи­ка­ции и общий ход работ

Все ука­зан­ные опы­ты част­ных и офи­ци­аль­ных ком­пи­ля­ций вызы­ва­лись одною общей потреб­но­стью — иметь какой-либо еди­ный сбор­ник пра­ва, еди­ный свод, в кото­ром было бы сум­ми­ро­ва­но как jus ve­tus, так и импе­ра­тор­ское зако­но­да­тель­ство, и кото­рый с. 232 мог бы слу­жить твер­дым осно­ва­ни­ем при отправ­ле­нии пра­во­судия. И чем даль­ше, тем эта потреб­ность ощу­ща­лась все силь­нее и силь­нее. По отно­ше­нию к импе­ра­тор­ским кон­сти­ту­ци­ям, бла­го­да­ря кодек­сам Gre­go­ria­nus, Her­mo­ge­nia­nus и Theo­do­sia­nus, зада­ча судей была зна­чи­тель­но облег­че­на; но кон­сти­ту­ции про­дол­жа­ли изда­вать­ся, мно­гие из нахо­див­ших­ся в кодек­сах ока­зы­ва­лись отме­нен­ны­ми, вслед­ст­вие чего по исте­че­нии извест­но­го пери­о­да пере­смотр кодек­сов и допол­не­ние их дела­лось необ­хо­ди­мым. Гораздо труд­нее было поло­же­ние и част­ных лиц, и судей, когда дело каса­лось jus ve­tus. Непо­сред­ст­вен­ное поль­зо­ва­ние сочи­не­ни­я­ми клас­си­че­ских юри­стов затруд­ня­лось уже тем обсто­я­тель­ст­вом, что они дела­лись в обо­ро­те все более и более ред­ки­ми. С дру­гой сто­ро­ны, если даже огра­ни­чить­ся сочи­не­ни­я­ми пяти юри­стов, лега­ли­зо­ван­ных в lex Al­le­ga­to­ria, то все же разо­брать­ся во всей мас­се их и най­ти в них над­ле­жа­щее реше­ние для дан­но­го кон­крет­но­го слу­чая было работой нелег­кой, осо­бен­но при общем упад­ке юриди­че­ской обра­зо­ван­но­сти. Далее, мне­ния юри­стов неред­ко друг дру­гу про­ти­во­ре­чи­ли, а меха­ни­че­ский под­счет голо­сов, уста­нов­лен­ный зако­ном о цити­ро­ва­нии, пред­став­лял, конеч­но, извест­ное удоб­ство для судей, но отнюдь не убеж­дал в юриди­че­ской вер­но­сти голо­са боль­шин­ства. Нако­нец, усло­вия жиз­ни за 2— 3 сто­ле­тия успе­ли во мно­гом суще­ст­вен­но изме­нить­ся, и обыч­ные реше­ния клас­си­че­ских юри­стов ока­зы­ва­лись ино­гда уста­рев­ши­ми. Одним сло­вом, чув­ст­во­ва­лась общая потреб­ность в пол­ном и офи­ци­аль­ном пере­смот­ре всей пра­во­вой систе­мы, в под­веде­нии ито­гов все­го мно­го­ве­ко­во­го раз­ви­тия.

Как было ука­за­но выше, уже импе­ра­тор Фео­до­сий II имел мысль сде­лать такой общий пере­смотр как кон­сти­ту­ций, так и юриди­че­ской лите­ра­ту­ры, и пере­ра­ботать все в еди­ный, цель­ный свод. Но мысль эта оста­лась при нем неосу­щест­влен­ной. Выпол­не­ние это­го пла­на, и при­том в очень широ­ком мас­шта­бе, состав­ля­ет огром­ную заслу­гу Юсти­ни­а­на и его бли­жай­ше­го помощ­ни­ка в этом деле Три­бо­ни­а­на.

176 Колос­саль­ный труд состав­ле­ния Юсти­ни­а­нов­ско­го Сво­да был выпол­нен в несколь­ко при­е­мов и в срав­ни­тель­но корот­кий срок.

Этим состав­ле­ние Сво­да было закон­че­но. Выхо­див­шие после того ука­зы назы­ва­ют­ся новел­ла­ми (no­vel­lae le­ges), и неко­то­рые из них име­ют весь­ма суще­ст­вен­ное зна­че­ние, пред­став­ляя пол­ную рефор­му в неко­то­рых обла­стях пра­ва (напр., в обла­сти насле­до­ва­ния). Юсти­ни­ан имел наме­ре­ние так­же соби­рать эти новел­лы по мере их накоп­ле­ния, но сам он этой мыс­ли уже не осу­ще­ст­вил. Мы име­ем, одна­ко, несколь­ко част­ных сбор­ни­ков новелл, при­чем новел­лы рас­смат­ри­ва­ют­ся, как послед­няя заклю­чи­тель­ная часть юсти­ни­а­нов­ско­го зако­но­да­тель­ства.

Состав­ные части Юсти­ни­а­нов­ско­го Сво­да и их общая харак­те­ри­сти­ка

Рас­смот­рим несколь­ко бли­же каж­дую из состав­ных частей это­го огром­но­го сво­да.

Внут­ри каж­до­го титу­ла (кро­ме крат­ких) цита­ты так­же рас­по­ло­же­ны в извест­ном поряд­ке: сна­ча­ла идут цита­ты из сочи­не­ний, ком­мен­ти­ро­вав­ших цивиль­ное пра­во, т. е. в боль­шин­стве с. 236 слу­ча­ев из ком­мен­та­ри­ев ad Sa­bi­num — т. н. мас­са Саби­на; затем сле­ду­ют цита­ты из сочи­не­ний ad edic­tum — мас­са эдик­та, и нако­нец выдерж­ки из сочи­не­ний, воз­ник­нув­ших на поч­ве юриди­че­ской прак­ти­ки (res­pon­sa и т. д.); а так как во гла­ве сочи­не­ний этой груп­пы сто­я­ли res­pon­sa Pa­pi­nia­ni, то эту мас­су назы­ва­ют мас­сой Папи­ни­а­на. Ино­гда в самом кон­це нахо­дят­ся еще доба­воч­ные цита­ты — Ap­pen­dix.

Пред­по­ла­га­ют поэто­му, что комис­сия при про­из­вод­стве сво­их работ разде­ли­лась на три под­ко­мис­сии, рас­пре­де­лив меж­ду собою ука­зан­ным обра­зом про­смотр сочи­не­ний. Затем сде­лан­ные каж­дой под­ко­мис­си­ей выдерж­ки сво­ди­лись воеди­но в общих заседа­ни­ях 4 .

2. Her­mo­ge­nia­nus lib­ro ter­tio iuris epi­to­ma­rum. in mu­ris item­que por­tis et aliis sanctis lo­cis ali­quid fa­ce­re, ex quo dam­num aut in­com­mo­dum ir­ro­ge­tur, non per­mit­ti­tur.

3. Pau­lus lib­ro quin­to sen­ten­tia­rum. Ne­que mu­ri ne­que por­tae ha­bi­ta­ri si­ne per­mis­su prin­ci­pis prop­ter for­tui­ta in­cen­dia pos­sunt 5 .

Fr. 12. 3. D. 7. 1. Ul­pia­nus lib­ro XVII ad Sa­bi­num. De il­lo Pom­po­nius du­bi­tat, si fu­gi­ti­vus, in quo meus ususfruc­tus est, sti­pu­le­tur ali­quid ex re mea vel per tra­di­tio­nem ac­ci­piat: an per hoc ip­sum, qua­si utar, re­ti­neam usumfruc­tum?

Frag­men­ta Va­ti­ca­na § 89. De il­lo Pom­po­nius du­bi­tat, si fu­gi­ti­vus, in quo ususfruc­tus meus est, sti­pu­le­tur ali­quid vel man­ci­pio ac­ci­piat, an per hoc ip­sum, qua­si utar, re­ti­neam usumfruc­tum 6 .

Fr. 49. 1. D. 24. 3. Pau­lus l. VII res­pon­so­rum. Fun­dus aes­ti­ma­tus in do­tem da­tus a cre­di­to­re an­te­ce­den­te ex cau­sa pig­no­ris ab­la­tus est.

Frag­men­ta Va­ti­ca­na § 94: Fun­dus aes­ti­ma­tus in do­tem da­tus a cre­di­to­re an­te­ce­den­te ex cau­sa fi­du­ciae ab­la­tus est 7 .

Раз­об­ла­че­ние интер­по­ля­ций и вос­ста­нов­ле­ние под­лин­но­го тек­ста клас­си­че­ских юри­стов име­ет огром­ное зна­че­ние для исто­рии раз­ви­тия рим­ско­го пра­ва; но как дей­ст­ву­ю­щее пра­во Юсти­ни­а­на с. 239 долж­но счи­тать­ся не то, что юрист дей­ст­ви­тель­но гово­рил, а то, что ему вло­же­но в уста юсти­ни­а­нов­ски­ми ком­пи­ля­то­ра­ми 8 .

с. 240 Impp. (im­pe­ra­to­res) Se­ve­rus et An­to­ni­nus AA (augus­ti) Cris­pi­nae (имя лица, к кото­ро­му была адре­со­ва­на кон­сти­ту­ция). Si frat­ri tuo le­gi­ti­ma he­res es­se po­tes, cen­tum die­rum prae­fi­ni­tio­ne non exclu­de­ris ad ac­qui­ren­dam he­re­di­ta­tem 10 . PP (pro­po­sue­runt) III non. (no­nis) Nov. (No­vembr.) An­to­ni­no A. II et Ge­ta II coss. (con­su­li­bus — т. е. дано в III ноны нояб­ря в тот год, когда кон­су­ла­ми были сам импе­ра­тор Анто­нин во раз и Гета так­же во раз = 205 г.).

Важ­ней­шие руко­пи­си и печат­ные изда­ния

Руко­пи­си Кодек­са очень рано ста­ли под­вер­гать­ся раз­лич­ным сокра­ще­ни­ям: выпус­ка­лись гре­че­ские кон­сти­ту­ции, вычер­ки­ва­лись и мно­гие латин­ские. Тогда же были вовсе забро­ше­ны три послед­ние кни­ги, и под име­нем Кодек­са разу­ме­лись толь­ко пер­вые девять книг. Когда же эти три послед­ние кни­ги ста­ли сно­ва цир­ку­ли­ро­вать, то еще дол­го носи­ли осо­бое загла­вие Tres lib­ri 12 . Руко­пи­сей кодек­са мы тоже име­ем доволь­но мно­го, так что из сопо­став­ле­ния их можем устра­нить все сокра­ще­ния и выпус­ки и уста­но­вить более или менее под­лин­ный текст. Луч­ши­ми из руко­пи­сей при­зна­ют­ся Верон­ская VIII сто­ле­тия, Париж­ская и Дарм­штадт­ская.

2. Гер­мо­ге­ни­ан в третьей кни­ге извле­че­ний [дей­ст­ву­ю­ще­го] пра­ва. В отно­ше­нии стен, а рав­но ворот и дру­гих свя­щен­ных мест делать что либо, отче­го может быть при­чи­нен ущерб или вред, не допус­ка­ет­ся.

Пом­по­ний сомне­ва­ет­ся в отно­ше­нии того, что, если бег­лый раб, отно­си­тель­но кото­ро­го у меня есть пра­во узуф­рук­та, совер­шит сти­пу­ля­цию в моих инте­ре­сах или полу­чит что-либо путем тра­ди­ции, удер­жи­ваю ли я через это пра­во узуф­рук­та, как если бы поль­зо­вал­ся [им]?

На определенном этапе развития римской государственности потребовалась систематизация римского права. Первые попытки кодификации законов предприняли частные лица, которые составляли сборники императорских юстиций.

Выпущенный в 295 г. Кодекс Грегориана объединил все императорские конституции, которые были приняты в начале II – конце III вв. В Кодекс вошло 19 книг, разделенных на титулы с предметными рубриками.

Ничего оригинального составители не придумали: первые 13 книг объединяли законы так называемого преторского права. Остальные 6 трактовали уголовное право и судебный процесс. При этом собрание Грегориана было официально признано и применялось на практике в течение двух веков.

Позднее первое собрание дополнил Кодекс Гермогениана. Составитель включил в действующий сборник конституции вплоть до императора Константина (IV в.). В общей сложности он собрал 120 конституций. Собрание выдержало три редакции, в ходе которых конституции подвергались нещадным правкам. Сегодня мы не можем изучить систему и порядок титулов данного документа, поскольку они оказались безвозвратно утраченными.

Первым официальным сборником конституций считается Кодекс Феодосия. Изначально этот восточно-римский император планировал не просто систематизировать, но и дополнить конституции цитатами из произведений классиков. Столь масштабную задачу реализовать не удалось, были собраны только императорские конституции. Собрание насчитывало 16 книг, разделенных предметными титулами.

Кодекс Феодосия был отправлен в Рим, где его одобрил правитель Западной Римской империи Валентиниан III. На западе сборник приобрел сильное влияние и продолжал действовать, даже когда в восточной части давно действовал Кодекс Юстиниана.

Кодификация Юстиниана

Грандиозная работа по кодификации законов развернулась при императоре Юстиниане. Предпосылками для этого стали планы по воссоединению восточной и западной части Римской империи. Государственные интересы предъявляли к законам такие требования как единство, определенность и ясность содержания.

Честолюбивому Юстиниану не терпелось прославиться как великому законодателю. Поэтому он приказал проанализировать правовой материал прошлых лет, убрать устаревшие положения и отобрать актуальные для эпохи законы. Речь шла не только об императорских законах, но и о сочинениях классиков.

Кодекс Юстиниана

13 февраля 528 г. была учреждена особая комиссия, в которую вошли десять выдающихся юристов того времени, включая начальника императорской канцелярии Трибониана и профессора Константинопольской школы права Феофила.

Юристы начали работу с кодификации императорских законов. Юстиниан уполномочил их сокращать и переформулировать старые конституции. Разрешалось разрабатывать новые конституции и выбрасывать устаревшие.

Конституции размещались в соответствующих титулах, которые располагались в хронологическом порядке. В начале каждой конституции было указано имя создавшего её императора, в конце – цель издания и имя консула.

До наших дней эта редакция кодекса не дошла. Известны лишь исторические факты: сборник конституций был сделан за год и был назван в честь императора. Когда он вступил в силу, все прежние конституции были упразднены.

Дигесты

Дигесты представляют собой систематизированный сборник цитат из работ римских юристов. Они являются одним из важных частей свода римского гражданского права.

Сочинения юристов-классиков систематизировала специальная комиссия, в которую вошли чиновники, адвокаты из высшего суда и профессора ведущих школ. Под руководством Трибониана комиссии предстояло проанализировать сочинения юристов и извлечь цитаты, которые имели практическое значение.

Комиссия была разделена три секции. Первая изучала труды по цивильному праву, вторая – по преторскому, третья – сочинения казуистического характера. После системного анализа все цитаты сводились воедино по определенной системе.

При составлении Дигест комиссия изменяла подлинных текст классических произведений путем вставок (так называемых интерполяций) и замены устаревших терминов на актуальные. Юстиниан придал Дигестам законную силу и запретил делать к ним поправки и комментарии.

В сомнительных случаях судья должен был обращаться к императору, ведь только он обладал единоличным правом толкования закона.

Институции Юстиниана

Институции Юстиниана являются официальным древнеримским элементарным учебником по основам римского гражданского права.

Когда Дигесты были составлены, Юстиниан назначил новую комиссию, которой предстояло составить учебник права по аналогии с прежними институциями. В учебник вошли Институции Гая, цитаты из институций Флорентина, Ульпиана и более поздних сборников.

Комиссия под председательством Трибониана завершила работу над учебником к осени 533 года. 21 ноября Институции Юстиниана были опубликованы и получили законную силу.

Помимо кодификационных работ Юстиниан разрешил наиболее спорные вопросы гражданского права. Выпущенный им Кодекс Юстиниана объединял ветви римского права и придавал новое содержание устаревшим правовым понятиям, сохраняя их актуальность.

Кодекс состоит из 12 книг, разделенных на титулы. Последние, в свою очередь, состоит из отдельных императорских постановлений, которые делятся на параграфы. Данный свод законов стал законодательной основой европейских стран и дошел до нас в полном виде. Сегодня его изучают как один из крупнейших памятников римского права.

Новеллы Юстиниана

Новеллы Юстиниана представляют собой сборник императорских институций, в который вошли как институции самого Юстиниана, так и сборники, которые издавали последующие императоры.

Новеллы включали в себя три части: вступление, основная часть и эпилог. Данный документ позволил реформировать ряд правовых отраслей. В частности, реформы касались гражданского права и судопроизводства, а также административных и церковных вопросов.

1. Древнейший период (4–3 вв. до н.э.) римское право этого периода характеризуется полисной замкнутостью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина 3 – конец 3 в.до н.э.) в течении этого периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных человеческих отношений.

3. Постклассический период (4–6 вв.) изменения в римском праве данного периода связаны с его систематизацией и постепенным приспособлении к формирующимся феодальным отношениям.

Рецепция римского права. Историческое значение римского права и его роль на современном этапе развития российского права.

Исторические системы римского частного права.

Цивильное (кривитское) право. Совокупность норм обычного права, применяемых только к римским гражданам.

Преторское право. Создавалось деятельностью судебных магистратов – преторов, которые своими эдиктами и формулами дополняли и исправляли правовое регулирование.

Естественное право. Требования морали основываются на нравственном сознании. Право собственности основывается на естественном праве. Естественные права носят надгосударственный, общечеловеческий характер.

Право народов. Имущественное право, созданное судебной практикой в спорах между перегринами(иностранцами),а также римскими гражданами по вопросам торговли и взаимного вступления в брак.

Право справедливости. Введенный в обиход практикой юристов принцип справедливости, который предполагал справедливость как равенство субъектов вне зависимости от социального положения в области прав перед законом, снижавшим остроту и тяжесть цивильного права.

Основные институты римского частного права.

- правовой статус лица в Древнем Риме;

- правовое положение субъектов в имущественных отношениях;

- вопросы защиты частных прав;

Понятие и виды источников римского права.

Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников римского права:

— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э.придал плебисцитам силу законов;

Надписи на дереве, камне, бронзе

Законы XII Таблиц

Corpus juris oivilis—кодификация императора Юстиниана

Произведения римских юристов

Папирусы

Кодификации римского права. Кодификация Юстиниана.

Кодификация – это процесс систематизации основных источников РП в период империи.

Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:

- Институции – элементарные учебники римского права.

- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;

- Кодекс – собрание императорских конституций;

- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).

Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический характер–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.

Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный характер. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Кодификация РЧП – это процесс систематизации основных источников РЧП в период империи.

До поры до времени существовала фикция единства законодательства. Каждый из императоров двух империй – Восточной и Западной – издавали законы от своего имени. С Феодосия II законы, изданный в одной половине империи должны иметь силу для другой половины, только если их подтвердит император другой половины. Кроме императорских конституций со временем силу закона приобрели и постановления префектов. Таким образом, уже в конце республики ощущалась потребность в систематизации норм РЧП. Впервые этот замысел пытался осуществить Цезарь, но он остался не реализованным.

1. Политические – в период домината усилился процесс разложения Римской империи, её распада на Западную и Восточную, в силу чего кодификация была призвана централизовать власть путём создания единого источника римского права.

2. Правовые – скопление множества законодательных актов, в том числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые институты.

3. Ослабевала классическая римская юриспруденция. Юристы в период поздней империи занимались не правотворчеством, а лишь комментариями трудов классических юристов. Кроме того, юристы-практики видели свою задачу в том, чтобы защитить интересы клиента путём искусно подобранных цитат из источников, что повлекло за собой ослабление юридического творчества, юридической техники. Конституции императоров, составлявшиеся императорскими чиновниками, отличались многословием, пышностью фраз, неточностью изложения и пробелами. Поэтому потребность в упорядочении многочисленных правовых норм становилась всё более актуальной.

Основной целью кодификации была "очистка" римского права от архаичных юридических конструкций и приведение всех норм РЧП к единому знаменателю.

Изначально кодификация носила частный характер, т.е. проводилась не на официальном уровне, а частными лицами, главным образом, юристами. Постепенно были созданы: Кодекс Григориана (295 г.н.э.), Кодекс Гермогениана (сер. IV в. н.э.). Однако, эти кодексы были невелики по объёму и кроме того представляли собой лишь техническую систематизацию императорских конституций, независимо от их юридической силы. Более значительной была кодификация Феодосия, воплотившаяся в Кодексе Феодосия (439г.н.э.). Значимость этой кодификации заключалась в том, что была создана специальная комиссия, имевшая право видоизменять конституции, тем самым проверяя их юридическую пригодность, а также это была первая официальная (государственная) кодификация. Однако, и этот кодекс не решил всех проблем, поскольку в нём были систематизированы только императорские конституции, изданные после кодекса Гермогениана.

Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:

- Институции – элементарные учебники римского права.

- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;

- Кодекс – собрание императорских конституций;

- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).

Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический характер–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.

Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный характер. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).

Читайте также: