Как понимались естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина 1789

Обновлено: 04.07.2024

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. — это самый важный документ Великой французской революции, определяющий права человека и подчеркивающий их абсолютный приоритет.

Декларация была принята Национальным собранием 26 августа 1789 г. В ее основу положена концепции равноправия и свободы, равенства перед законом, принадлежащие каждому человеку от рождения. Естественными правами человека были провозглашены: право на свободу, право на собственность, право на безопасность и право на сопротивление угнетению.

Гражданское равноправие — равноправие граждан перед законом в независимости от их расы, национальности, пола, места проживания, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Равноправие делает акцент на правах человека. Предметом особого внимания является законодательная защита прав и равный доступ всех граждан к правовой системе.

Равенство перед законом предусматривает одинаковую обязанность граждан соблюдать закон и равное отношение правоохранительных органов к различным нарушителям одних и тех же норм. Последнее тесно связано с принципом верховенства права, поскольку требует, чтобы законы касались и тех, кто их выдает, и тех, кто обладает верховной властью. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам рядовых граждан, должна распространяться на всех граждан.


Эта Декларация испытала влияние предыдущего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии билля о правах, Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.).

Авторы французской Декларации прав человека и гражданина (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) к естественным правам человека включили свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Поставив на первое место в списке естественных прав человека свободу и собственность.

Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляется, что единственными причинами общественных бедствий и ошибок правительств являются незнание, забвение или пренебрежение природными, неотчуждаемыми, священными правами человека; и 17 статей, содержащих в себе, главным образом, две основные идеи — индивидуальной свободы и народовластия.

  1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; общественные различия могут основываться лишь на основе общей пользы.
  2. Целью каждого политического объединения является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека; этими правами являются: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
  3. Источник всего суверенитета берет свое начало в нации; ни одна группа, ни одно лицо не может осуществлять власть, которая прямо не вытекает из него.
  4. Свобода состоит в праве делать все, что не является вредным для других; таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами; такие границы могут быть определены только законом.
  5. Закон может запрещать только те действия, которые являются вредными для общества. Все, что не запрещено законом, то разрешено, и никто не может быть принужден делать то, что законом не предусмотрено.
  6. Закон есть выражение общей воли; все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании; должен быть равным для всех, защищает он или карает. Все граждане, как равные перед ним, в равной степени допускаются ко всем государственным должностям, местам и службам, в соответствии с их способностями и без различия другого, чем на основе добродетелей и одаренности.
  7. Никто не может быть обвинен, арестован или задержан, кроме случаев, определенных законом, и в соответствии с формами, предусмотренными им. Тот, кто добивается издания произвольных приказов, способствует их изданию, выполняет их, или тот, по чьему требованию они выполняются, должен быть наказан; но каждый гражданин, вызванный или задержанный во исполнение закона, должен немедленно повиноваться; он виноват, если сопротивляется.
  8. Закон может устанавливать только те наказания, которые безусловно и очевидно необходимы; никто не может быть наказан иначе, чем на основании закона, принятого и обнародованного до совершения преступления и правомерно примененного.
  9. Поскольку каждый человек считается невиновным, пока его не признали виновным, то в случае необходимости применения ареста любая чрезмерная строгость для обеспечения охраны личности обвиняемого должна строго караться законом.
  10. Никто не может подвергаться гонениям за свои убеждения, даже религиозные, если их выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом.
  11. Свободный обмен мнениями и убеждениями является одним из самых ценных прав человека. Как следствие, каждый гражданин может свободно высказываться, писать и печатать, но подлежит ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
  12. Обеспечение прав человека и гражданина предполагает необходимость применения публичной силы; поэтому такая сила устанавливается для блага всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
  13. Для содержания публичной силы и расходов на управление обязательным является общий налог; он должен взиматься одинаково со всех граждан в соответствии с их состоянием.
  14. Граждане имеют право устанавливать самостоятельно или через своих представителей необходимость государственного налога, свободно соглашаться на его взимание, следить за его использованием и определять его долю, размер, порядок уплаты и продолжительность.
  15. Общество вправе требовать от каждого представителя власти отчетности о его управленческой деятельности.
  16. Всякое общество, в котором не обеспечиваются гарантии прав и не проведено разделения властей, не имеет конституции вообще.
  17. Поскольку собственность является священным и незыблемым правом, никто не может быть лишен ее иначе, чем в случае законно установленной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Декларация до сих пор является основой французского конституционного права. Она подтверждена действующей французской Конституцией от 4 октября 1958 г. Все законы и нормативные акты, которые не согласовывались с принципами Декларации, были отменены.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Французская декларация прав человека и гражданина — одна из основных хартий человеческих свобод, содержащая принципы вдохновившие Французскую революцию. 17 статей, принятых Национальным собранием Франции в период с 20 по 26 августа 1789 года, послужили преамбулой к Конституции 1791 года, а впоследствии Конституций 1793 и 1795 годов.

Предпосылки к началу революции

У Французской революции было несколько причин, копившихся в течение ряда лет, хотя основной стало несоизмеримое неравенство между королевской властью, духовенством и дворянством с одной стороны, средним классом и крестьянами с другой.

Рост населения

По мере роста населения в 18 веке крестьянские земельные наделы становились все меньше, и разрыв между богатыми и бедными увеличивался. Несмотря на то, что в общем положение французов после 1715 года имело тенденцию к большему процветанию, 20 лет до 1789 года были временем экономических трудностей.

Сословное неравенство

Привилегии первого и второго сословия:

  • Аристократия взимала плату за пользование рынками и дорогами.
  • Аристократы были освобождены от уплаты большинства налогов и несения военной службы.
  • Аристократы имели почти полную власть над крестьянским классом.
  • Большинство духовенства и аристократов жили в чрезвычайной роскоши.

Крестьяне были не только лишены каких-либо привилегий, но еще имели множество обязанностей и попадали под множество запретов:

  • Крестьянин не имел права ловить рыбу или охотиться в имениях аристократов.
  • Крестьянин был вынужден платить налоги Церкви, королю, а также своему знатному господину.
  • Простолюдины должны были служить в армии.
  • Для собственных нужд крестьянам полагалось пользоваться винным прессом или мельницей своего благородного хозяина и платить за это.

Финансовые причины

Возникшее недовольство простых людей, возможно, не привело к революции без финансового кризиса, в который страна была втянута в конце 1780-х годов. Правительство Франции обанкротилось, долг составил до 4000 миллионов ливров — множество денег было потрачено на ведение дорогостоящих войн, причем без всякой выгоды для государства.

В то же время членам королевской семьи вменялась в вину трата огромных суммы денег на роскошный образ жизни. Особенное недовольство вызывала непопулярная королева Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, чья расточительность и противодействие реформам стали факторами, способствующими свержению монархии.

Помимо всего прочего, простые французы были недовольны системой налогов, считая ее крайне несправедливой и коррумпированной, а также обвиняя некоторых сборщиков налогов в утаивании от правительства собранных средств.

Неурожай

В 1700-х годах подавляющее большинство населения почти полностью полагалось на сельское хозяйство в качестве источника средств к существованию. В период с 1787 по 1789 годы резко ухудшились климатические условия: после слишком жаркого лета наступили чрезвычайно суровые зимы, а затем прошли беспрецедентные проливные дожди, что привело низкому урожаю в течение трех лет. Цены на продукты питания резко возросли, в то время как доходы населения значительно снизились. Плохие урожаи также привели к безработице большого количества фермеров. Таким образом, среди крестьянского населения возник голод, а отсутствие работы лишь усугубляло ситуацию.

Месяцы, предшествовавшие созыву Генеральных штатов, совпали с глубочайшим финансовым кризисом, лишившим многие семьи элементарных средств к существованию. Городские рабочие, сильно пострадавшие по причине роста цен на хлеб после реформ Тюрго в 1775 году и после ливня 1788 года, имели свой счет к власть имущим. Часть рабочих опасалась увольнения в связи с развитием крупных производственных предприятий; другие возмущались правилами, которые, например, не позволяли подмастерьям создавать свои собственные магазины, конкурируя с привилегированными мастерами гильдий.

Процесс выборов в Генеральные штаты предоставил как сельскому, так и городскому населению беспрецедентную возможность выразить недовольство привилегиями элиты.

Парламентская оппозиция и французские философы

В этот период монархия Франции подвергалась все большей критике со стороны образованных людей. Парламенты, в состав которых входило тринадцать региональных королевских судов, во главе с Парижским парламентом, стали источником инакомыслия. Парламенты были наделены полномочиями регистрировать королевские указы, прежде чем они становились законами. Однако зачастую они выступали против инициатив короля, которые, по их мнению, угрожали свободам и правам французов.

Эта парламентская оппозиция объединилась с оппозицией другой, особенно влиятельной группы интеллектуалов, известной как философы. Они объявляли себя голосом простых людей, выдвигая идею, что у каждого человека есть определенные неотъемлемые права, что правительство должно обеспечить эти права, но при этом не рекомендовали насильственную революцию. Оппозиционеры высмеивали неэффективность и злоупотребление властью со стороны монархии, публикуя трактаты и памфлеты, большая часть которых становились запрещенными.

Наиболее влиятельными деятелями Просвещения во Франции, чьи мысли оказали влияние на основные идеи Французской революции, стали Вольтер, критиковавший абсолютизм и Церковь; маркиз де Кондорсе, излагавший идеи прогресса; барон де Монтескье, популяризировавший конституционный строй Англии; Дени Дидро, выступавший за общественную полезность. Но наибольший вклад внес Жан-Жак Руссо, с его взглядами на народный суверенитет.

Созыв Генеральных штатов

Экономическая реформа, предложенная в 1774-1776 годах, была сорвана сопротивлением привилегированных классов, не желающих отказываться от малейших своих привилегий, а также нежеланием монарха поддержать предложенные экономические и социальные меры.

Тем не менее король нуждался в помощи аристократии в реформировании налоговой системы, за которой и обратился к знати в 1787 году. Монарх предложил, ввести некоторые налоги, однако высшие сословия не согласились с такой постановкой вопроса. По этой причине король созвал Генеральные штаты, которые до этого момента в последний раз собирались более 170 лет назад.

Встреча состоялась в Версале в 1789 году. Король надеялся, что Генеральные штаты одобрят новые налоги, однако духовенство и дворяне по-прежнему желали сохранить свои привилегии. Средний класс жаждал демократии, подобной той, что в Англии. А крестьяне хотели решения собственных проблем — их представители попросили составить список своих обид.

В Версальском дворце, назначенном местом встречи, король разместил большое количество войск.Некоторые сочли это попыткой давления на представителей. Монарх не предоставил им никаких идей, которые можно было бы обсудить, всецело полагаясь на их предложения. Это привело к потере контроля над встречей.

Конфликт интересов сделал переговоры невозможными. Представители третьего сословия наконец объявили, что готовы в одиночку отстаивать свои интересы, и 17 июня 1789 года сформировали так называемое Национальное учредительное собрание.

Парижское восстание

Однако король отнюдь не смирился с этим революционным актом. В период с 27 июня по 1 июля он направил 20 000 королевских солдат в Париж, якобы для защиты собрания и предотвращения беспорядков в беспокойной столице. Призывы собрания к королю вывести эти грозные и ненужные войска не были услышаны. При всей своей моральной стойкости у депутатов совершенно не было материальных ресурсов, чтобы противостоять очевидным намерениям короля. Только массовая мобилизация спасла Национальное собрание от возможного роспуска.

Ситуация все больше накалялась, и увольнение королем 11 июля популярного среди простого люда министра финансов Неккера, парижане восприняли как сигнал к началу контрреволюции. Но вместо того, чтобы уступить, они восстали. Уличные ораторы, такие как Камиль Демулен побуждали своих соотечественников к сопротивлению. Столкнувшись с королевскими войсками на улицах, парижане привлекли некоторых солдат на свою сторону.

13 июля отряды горожан обыскали оружейные лавки в поисках оружия. На следующий день большая толпа вторглась в Дом Инвалидов и без какого-либо сопротивления захватила тысячи винтовок. Затем толпы вооруженного народа переместились к Бастилии, которая в начале века служила печально известной королевской тюрьмой. Полагая, что там хранится порох, горожане осадили крепость. Крошечный гарнизон Бастилии оказал сопротивление, началась жестокая бойня и десятки парижан были убиты.Когда гарнизон окончательно сдался, разгневанная толпа буквально разорвала нескольких солдат.

В другой части города два ведущих королевских чиновника были казнены за их предполагаемую роль в заговоре. Тем временем Национальное собрание свергло чиновников городского правительства, сформировало революционный муниципалитет и организовало ополчение граждан для патрулирования улиц. Подобные муниципальные революции произошли в 26 из 30 крупнейших французских городов.

Парижское восстание 14 июля не только спасло Национальное собрание от роспуска, но изменило ход революции, сделав ее гораздо более активной и насильственной.

17 июля король отправился в Париж, где публично надел кокарду с новым сочетанием цветов: белого для бурбонов, голубого и красного для парижан. Этот триколор со временем стал новым национальным флагом Франции.

Декларация прав человека и гражданина

В июле 1789 года Национальное учредительное собрание приняло решение гарантировании и защите прав личности в новой нации. Одним из пунктов стало принятие документа, отстаивающего эти права. Правозащитные документы являлись характерной чертой британского законодательства и недавно принятой Конституции США.

Собрание сформировало комитет для подготовки билля о правах и 26 августа 1789 года приняло Декларацию прав человека и гражданина, ставшую краеугольным документом Французской революции — и, по мнению некоторых историков, ее величайшим наследием. Декларация прав человека и гражданина послужила преамбулой ко всем трем революционным конституциям и краеугольным документом для различных политических движений. Она установила цели и стандарты для последующих национальных правительств — стандарты, которые игнорировались и попирались во время радикальной фазы революции.

Вклад маркиза де Лафайета

Главным идейным вдохновителем Декларации стал Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет. Ветеран американской Войны за независимость и ученик философов, Лафайет всем сердцем принял доктрины Просвещения о конституционализме, суверенитете народа и правах человека. 11 июля, за три дня до атаки на Бастилию, Лафайет выступил с обращением к собранию, утверждая, что необходим конституционный документ, гарантирующий права отдельных лиц.
Он дошел до того, что составил свой собственный проект декларации прав, подготовленный в соавторстве с Томасом Джефферсоном. Выдающийся писатель и политический лидер, Джефферсон является автором некоторых наиболее значительных документов Американской революции, в том числе Декларации прав Вирджинии и Декларации независимости США (оба 1776 года).

Несмотря на энтузиазм Лафайета, в собрании существовал значительный раскол по поводу необходимости декларации прав. Большинство консервативных и монархических (конституционных монархистов) депутатов отвергли эту идею. Они соглашались, что монархии нужна реформа и ограничение ее полномочий, но билль о правах считали ненужным шагом.

Более радикальные депутаты думали иначе. Новое правительство, утверждали они, должно иметь явные конституционные ограничения в отношении своей власти, особенно в тех случаях, когда эта власть может ущемлять отдельные свободы. У некоторых депутатов возникли структурные, процедурные и юридические вопросы. Какую форму должна иметь декларация прав? Должно ли она быть частью конституции или существовать как отдельное законодательство? Должно ли это быть широкое философское утверждение или юридически обязательный набор пунктов? Дебаты продолжались с июля и до первых дней августа.

4 августа депутаты достигли консенсуса в отношении разработки декларации. Ответственность была возложена на конституционный комитет Учредительного собрания. В состав этого комитета входили около 40 депутатов, в том числе Оноре Мирабо, Эммануэль Сийес, Чарльз Талейран и Исаак Ле Шапелье. В течение шести дней комитет разрабатывал декларацию. Они изучили аналогичные документы Великобритании и Америки, а также получили многочисленные проекты от заинтересованных местных жителей.

В конце концов, комитет набросал проект декларации прав, содержащей преамбулу и 24 статьи. 26 августа черновой проект декларации сократили до 17 статей. Затем комитет проголосовал за приостановку обсуждений и принятие проекта в нынешнем виде, намереваясь рассмотреть его после завершения разработки конституции. Так родилась Декларация прав человека и гражданина (по-французски Déclaration des droits de l’homme et du citoyen).

Декларация стала кристаллизацией идеалов Просвещения. Она заключила в себе идеи права таких авторов, как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Джефферсон и закрепила их во французском законодательстве.

Основные принципы Декларации

Это был небольшой документ, содержащий только преамбулу и 17 кратких статей, обеспечивающих защиту многочисленных индивидуальных прав: свободы, собственности, свободы слова и печати, свободы религии и равного обращения перед законом.
Декларация гарантировала право собственности и утверждала, что налоги должны уплачиваться всеми гражданами пропорционально их средствам. Она также утверждала концепцию народного суверенитета: идея о том, что закон и правительство существуют для того, чтобы служить воле общества, а не подавлять его. Все это было сформулировано ясно, кратко и однозначно. Декларация также была универсальной — ее права и идеи распространяются на всех людей, а не только на граждан Франции.

Документ был одобрен Национальным учредительным собранием и передан Людовику XVI для подписания. Однако король отказывался подписывать Декларацию вплоть до 5 октября, когда был вынужден одобрить данный документ, чтобы успокоить разгневанную толпу, окружившую Версаль.

После принятия Декларация стала краеугольным камнем революции. Национальная конституционная ассамблея приняла Декларацию в качестве преамбулы Конституции 1791 года. Измененный вариант Декларации лег в основу Конституции, разработанной монтаньярами. Документ также служил маяком для других революционных групп. Так, например, якобинский свод правил требовал от членов проявлять верность Декларации и всегда поддерживать ее ценности.

Свобода и равенство не для всех

Хотя Декларация прав человека и гражданина была названа священной и неприкосновенной, возникли споры и разногласия по поводу того, к кому эти права применимы. Революционеры серьезно относились к гражданскому равенству, но их определение политических прав было крайне ограниченным с современной точки зрения.

Как и ожидалось, права, оглашенные в декларации не распространялись на женщин Национальное собрание сочло, что, поскольку женщины слишком эмоциональны и легко вводятся в заблуждение, им следует избегать общественной жизни и посвятить себя воспитанию детей и хранению домашнего очага. Но формальное исключение женщин из политики не удержало их в стороне.

Женщины активно участвовали в локальных конфликтах, которые вскоре разразились из-за религиозной политики, а в октябре парижанки прошли массовым маршем в Версаль, на волне слухов о перебоях с продовольственным снабжением столицы в связи с отъездом короля. В городах они образовывали вспомогательные общества для местных якобинских клубов и даже создали несколько независимых женских клубов, которые участвовали в гражданских фестивалях и общественных работах по оказанию помощи.

Помимо этого, права, изложенные в Декларации, не распространялись на рабов, наемников в колониях и некоторые другие группы населения. Это вызывало раздражение наиболее радикальных демократов. Например, в октябре 1789 года Робеспьер заявил, что евреи — маргинальная группа, исключенная из голосования и политической власти даже во время революции, — также равны и имеют гражданские права.

Несмотря на эти пробелы и недостатки, Декларация стала смертным приговором для абсолютистской монархии и до сегодняшнего дня остается одним из важнейших документов в истории, провозгласивших права человека.

Декларация прав человека и гражданина — это наиболее важный документ периода Великой французской революции, который определял индивидуальные человеческие права.

Декларация была принята 26 августа 1789 года Национальным учредительным собранием. В основу ее идей легла концепция свободы и равноправия, принадлежащим каждому от рождения. Естественными правами объявлялись:

  • свобода личности;
  • свобода убеждений;
  • свобода слова;
  • право на сопротивление угнетению.

История принятия Декларации

В 1789 году во Франции сложилась революционная ситуация. Разорённые налогами, феодальными повинностями и неурожаем 1788 года крестьяне массами приходили в города, пополняя ряды нищих.

Учредительное собрание 1789 года (Национальное учредительное собрание) — это учредительное собрание представителей народа, которое было организовано депутатами Генеральных Штатов 17 июня 1789 года.

9 июля Жан-Жозеф Муниер, депутат Национального собрания от области Дофине, предложил, чтобы текст Конституции предваряла Декларация. Многие депутаты составили свои проекты деклараций: Жильбер де Ла Файет предложил первоначальный проект, затем над ним работали Ги-Жан-Батист Тарже, Мирабо, Мунье, Сийес и Гуж-Карту.

Решающим событием в развитии ситуации было парижское восстание 14 июля 1789 года, ставшее началом революции. Это укрепило позицию национального собрания, ставшего называться Учредительным, и фактически передавшего власть крупной буржуазии.

Учредительное собрание 4 августа 1789 года постановило, что Конституция будет предварена Декларацией.

Учредительное собрание 12 августа постановило создать комитет в составе пяти депутатов, которые отвечали за рассмотрение разных проектов декларации, объединение их в один и представление окончательного проекта 17 августа. 13 августа были назначены члены комитета: Мирабо, Ла Люзерн, Демонье, Тронше и Редон. Комитет выполнил задачу: 17 августа он представил проект декларации прав человека, состоящий из девятнадцати статей, которым предшествовала преамбула.

Готовые работы на аналогичную тему

Через два дня Учредительное собрание решило, что текст проекта Декларации будет обсуждаться постатейно на основе проекта, состоящего из двадцати четырёх статей, предложенного шестым бюро (одно из подразделений Учредительного собрания) под руководством Шампьона де Сисе. Проект сильно изменился при обсуждении. Анри Грегуаром было предложено, чтобы Декларацию прав человека и гражданина сопровождали обязанности.

20-26 августа 1789 года депутаты Учредительного собрания постатейно обсуждали и принимали текст Декларации. 20 августа 1789 года были приняты преамбула и три статьи, 21 августа – статьи 4–6; 22 августа – статьи 7–9; 23 августа – статья 10; 24 августа – статьи 11-13; 26 августа – последние четыре статьи.

26 августа 1789 года обсуждение Декларации было прервано после принятия 17-ой статьи, касающейся права собственности, чтобы депутаты обсудили статьи Конституции.

Статья первая Декларации гласит:

Принятие Декларации

Декларация была утверждена 26 августа 1789 года. В ней отразилась теория естественного права, которую пропагандировали философы-просветители, и которая стала идеологическим основанием для борьбы со Старым Режимом. В Декларации были сформулированы ряд гуманистических и демократических принципов.

Провозглашение свободы и равенства естественными неотчуждаемыми правами, а также идеи народного суверенитета было направлено против сословного строя и деспотизма.

Судьба Декларации

Декларация была полностью включена в конституцию 1791 года. В измененном виде она составляла первую главу конституции 1793 года. Здесь она состояла из 35 пунктов, из которых последний гласил:

Другой новой чертой были пункты 21 и 22, признавшие, что общество обязано помогать неимущим согражданам, доставляя работу или обеспечивая пропитание, и что общество обязано всем предоставить возможность учиться.

В конституцию 1795 года Декларация тоже была включена, но в измененном виде. Отдел прав из 22 пунктов, и непоследовательно включенный отдел обязанностей. В конституцию 1799 года Декларация не включалась.

До сих пор Декларация лежит в фундаменте конституционного права Франции. Ее положения подтверждены французской конституцией 1958 года. Конституционный совет в 1971 году признал Декларацию документом, обязательным к юридическому исполнению, нарушения которого приравниваются к неконституционности.

26 августа 1789 г ода [1]

с комментариями Маленкова С.К.

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА и ГРАЖДАНИНА

Представители французского народа [2] , образовав Национальное собрание [3] и полагая, что невежество, забвение [4] прав человека или пренебрежение [5] ими являются единственной [6] причиной общественных бедствий и испорченности [7] правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные [8] , неотчуждаемые [9] и священные [10] права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза [11] , постоянно напоминала им их права и обязанности [12] , чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического [13] института, встречали большее уважение, чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах [14] , устремлялись к соблюдению Конституции [15] и всеобщему благу [16] . Соответственно, Национальное собрание признаёт и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа [17] следующие права человека и гражданина.

Люди рождаются и остаются свободными и равными [18] в правах. Общественные [19] различия могут основываться лишь на общей [20] пользе.

Цель всякого [21] политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению [22] .

Источником суверенной власти является нация [23] . Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно [24] от нации.

Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами [25] , которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом [26] .

Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества [27] . Всё, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

Закон есть выражение общей [28] воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный [29] доступ ко всем [30] постам, публичным должностям и занятиям сообразно [31] их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями [32] и способностями.

Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах [33] . Тот, кто испрашивает, отдаёт, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе [34] приказы, подлежит наказанию [35] , но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несёт ответственность [36] .

Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые [37] , никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще применённого.

Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признаётся нужным арест лица, любые излишне суровые [38] меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные [39] , при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Свободное [40] выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших [41] прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление [42] этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Для гарантии [43] прав человека и гражданина необходима государственная сила [44] ; она создаётся в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена [45] .

На содержание вооружённой силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно [46] распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.

Все граждане имеют право устанавливать сами [47] или через своих представителей [48] необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчёта о его деятельности [49] .

Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей [50] , не имеет Конституции [51] .

Так как собственность есть право неприкосновенное и священное [52] , никто не может быть лишён её иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости [53] и при условии справедливого [54] и предварительного [55] возмещения.

Конец документа [56] \ вид первоисточника:

Читайте также: