Как помочь аутичному ребенку методическое пособие

Обновлено: 30.06.2024

На приеме у психолога

Консультант рубрики: педагог-психолог А.К. Ковалева

Основные признаки РДА:

1. Нарушение речевого развития, в частности коммуникативной функции речи. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение.

В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят патологический характер. Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины.

Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:

  1. Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями.
  2. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
  3. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
  4. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
  5. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
  6. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
  7. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
  8. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
  9. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

10. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

11. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

12. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

13. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);

- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;

- разрешать переписывать контрольные работы;

- принимать работу позже установленного срока;

- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;

  1. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
  2. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:

  1. Психологическая совместимость учителя и ученика;
  2. Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
  3. Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
  4. Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
  5. Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
  6. Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
  7. Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".

Читайте также: