Как получить опыт вождения на категории с

Обновлено: 04.07.2024

Рассказываем, что нужно сделать человеку, который решился сесть за руль, но пока не знает, с чего начать и что его ждет в будущем.

1. Выбрать правильную автошколу

Уже несколько лет сдать экзамены экстерном, то есть без обучения в автошколе, нельзя. Поэтому избежать учебного заведения не удастся. И к выбору автошколы надо подойти так же ответственно, как к выбору вуза или аспирантуры. Печальная реальность такова, что большинство автошкол готовят учеников исключительно к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения. Но первичные знания очень важны, потому необходимо найти достойное учебное заведение.

2. Выучить билеты

Конспектируйте все лекции. Да, обучение в автошколе практически ничем не отличается от учебы в обычном учебном заведении. Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы. Ничего зазорного в этом нет — в аудитории все пришли учиться с нулевым багажом знаний.

3. Повторяйте практические упражнения

С вождением в городе сложнее. В курс обучения входит не так уж много практических занятий в городских условиях, к тому же инструктор может вас не устроить по тем или иным причинам. Все они профессиональны в плане опыта вождения, но некоторые практически неспособны к передаче знаний.

Опять же стоит обратиться к знакомым и интернету в поисках хорошего инструктора. Он вам пригодится не только для подготовки к сдаче практического экзамена, но и привьет навыки поведения за рулем в городе, где вам вскоре придется ездить самостоятельно. Сосед дядя Вася с 30-летним стажем не подойдет: машина инструктора должна быть оборудована дополнительными педалями, а сам он — иметь право обучать кандидатов в водители. Кстати, если вы нашли действительно хорошего инструктора, то с ним стоит позаниматься и после получения водительского удостоверения.

4. Пройти медкомиссию

Перед экзаменом необходимо пройти медкомиссию и получить справку о том, что медицинских ограничений для допуска к управлению транспортными средствами у вас нет. Автошколы традиционно централизованно приводят группы кандидатов на сдачу экзаменов, а кое-где еще и предоставляют автомобили для сдачи практических экзаменов. Но мнимая поддержка автошколы не поможет. Давно прошли те времена, когда можно было прийти в класс, понажимать на кнопочки, сделать вид, что выполнил упражнения на площадке и, проехав 100 метров в городе, получить водительское удостоверение.

Сегодня все классы сдачи экзаменов компьютеризированы и буквально увешаны камерами, фиксирующими каждое движение инспекторов ГИБДД и кандидатов в водители. Камеры установлены и на площадке, а также в самом автомобиле. Редкий инспектор пойдет на подлог, так как контролирующие органы постоянно просматривают записи с камер.

5. Подобрать первый автомобиль

Нет особого смысла в том, чтобы первый автомобиль был новым. Но и Жигули с Самарами и прочий автохлам необходимо отмести хотя бы из соображений собственной безопасности.

Идеальный, на наш взгляд, вариант: простая иномарка в возрасте 2–3 лет, например Renault Logan/Sandero. У таких моделей непробиваемая подвеска, довольно надежные силовые агрегаты и трансмиссии.

Сразу после покупки стоит сменить все жидкости в автомобиле, даже если продавец утверждал, что провел полное ТО перед продажей.

6. Купить наклейку

7. Не стесняться аварийки

Понятно желание новичка сразу начать ездить на машине на работу. Но первые поездки лучше совершать на свободных дорогах, а не в час пик. И лучше всего в первое время поездить на своем автомобиле с инструктором.

8. Будьте внимательны

Не стоит парковать автомобиль на уклоне: потом будет сложнее тронуться, нежели с ровной поверхности. Даже если вы прекрасно чувствуете габариты автомобиля, паркуйтесь так, чтобы у соседей была возможность выехать без проблем. В холодное время года обязательно прогревайте автомобиль — холодный старт и нагрузки уменьшают ресурс двигателя и трансмиссии. Перед поездкой обязательно проверьте, работают ли у вас фары, нет ли подтеков, а также не загрязнены ли номера. Если они не будут читаться, инспектор ГИБДД вправе выписать штраф в размере 500 руб.

9. Продолжайте учиться

Какой бы хорошей ни были автошкола и инструктор, не помешает сходить на курсы контраварийного вождения, если они существуют в вашем регионе. Новичку не нужны продвинутые программы, в которых учат делать полицейский разворот, двигаться в колонне и уходить от преследователей. А вот базовые курсы привьют навыки безопасного вождения и адекватной реакции на дорожные сюрпризы: от ям до внезапно появившихся на проезжей части пешеходов. Обучение в подавляющем большинстве случаев проходит на собственном автомобиле.

10. Оплачивайте штрафы

Рано или поздно это произойдет — придет первый в жизни штраф с камеры фиксации нарушений. Многие банки предлагают внести данные о водительском удостоверении и автомобили в свои мобильные приложения, после чего уже автоматика будет следить за появлением штрафов. Большинство из которых можно оплатить со скидкой.

11. Не расслабляйтесь

Начинающий водитель через месяц настолько осваивается на дороге, что уже считает себя Шумахером. В этот момент он часто попадает в аварию. Не расслабляйтесь: если в первый месяц поездки проходили нормально, это не значит, что надо ослаблять внимание.

Вторая временная отсечка — год вождения. В этот момент почти все уже чувствуют себя уверенно. Не торопитесь — дорога всегда преподнесет урок.

12. ДДД

На дороге не надо ничего никому доказывать. Поэтому помните главное правило (его, к сожалению, нет в ПДД): дай дорогу дураку.

Традиционно для управления разными типами транспорта выдаются водительские удостоверения с определёнными открытыми категориями. Если ваш автомобиль относится к грузовикам, то необходимо учиться на права с категорией C.

Грузовик КАМАЗ

На чем можно ездить с категорией C в правах

Тип транспортных средств, которыми можно управлять при наличии подобной отметки, достаточно чётко описан в действующих Правилах дорожного движения. С недавних пор также введены подкатегории, которые уточняют разновидности транспорта.

Востребованность автомобилистов, управляющих грузовиками, остается на высоком уровне уже длительное время. Специалисты требуются как в узкоспециализированные автокомпании, отправляющие грузы клиентам, так и на промышленные предприятия, занимающиеся перевозками для собственных нужд.

  • CE. При открытии такого пункта в правах можно будет управлять грузовой машиной, к которой прикреплен прицеп или полуприцеп с массой более 0,75 т.
  • C1. Допустимо вождение авто, масса которого в пределах 3,5-7,5 т. ПДД также водителю позволяет цеплять прицеп до 750 кг.
  • C1E. Открытие такой позиции позволяет управлять машинами из C1, но при этом разрешено тянуть за собой прицеп выше 0,75 т. Важным условием является ограничение общей массы авто до 12 т.

На приобретение СЕ И С1Е придется проходить дополнительное обучение. Также потребуется сдать экзамен в ГИБДД. Имеется возрастной лимит на водителя – 21 год, а также потребуется обязательное наличие стажа вождения C1 либо C не менее 12 месяцев. При открытии C можно управлять C1, а при открытой CE водителя допускают до C1E.

Категории транспортных средств

Нюансы открытия категории С

Большинство водителей в первую очередь стремится получить категорию В, а имеющим B, чтобы получить права категории обязательно нужно учиться и сдавать экзамены. При желании заполучить в права следующую по списку позицию (С) владелец прав на легковушку имеет определённые преимущества. Обучение для него будет проходить не с нуля.

Предполагается, что автомобилисту достаточно изучить курс переподготовки. Будете получать знания по теории, связанные непосредственно с данным типом машин и практические навыки, так как, чтобы получить категорию, придётся перепрофилироваться на грузовики. Сдача экзамена для C если есть B, проходит в три этапа.

Как получить С в водительском удостоверении

Получить категорию для грузовика можно при выполнении таких действий:

  • посещение автошколы и заключение договора на обучение;
  • прохождение медицинского осмотра, после которого автомобилист получает документальное подтверждение в виде заполненной формы 003 в/у;
  • прохождение курса теоретического обучения;
  • отработка практических навыков непосредственно за рулем;
  • сдача всех этапов экзаменов.

Важно всё сдать своевременно в ГИБДД. Мероприятие проводится в установленный день с инструктором.

Водитель грузовика

Сроки обучения

Так как обучение вождению на грузовом транспорте – ответственная задача, то для этого приходится затрачивать немало времени, значительно больше, чем для легкового транспорта. На подготовку профессиональных водителей уходит около 4-6 месяцев в зависимости от плотности занятий и графика.

В часы входит как получение теоретических знаний, так и практическая работа непосредственно за рулем. По теории обязательно проходит обучение ПДД, устройству автомобиля, правилам безопасности и пр. Для практических занятий отводятся специальные площадки, где закрепляются приобретённые знания. В результате на реальном маршруте в городе и за его пределами будущий водитель будет себя чувствовать уверенней.

Стоимость обучения

Одним из решающих факторов при выборе автошколы является ответ на вопрос, сколько в каждом случае стоит быстро открыть грузовую категорию для автомобилей класса С. В популярных автошколах цены стартуют от 45-50 тыс. рублей. В стоимость входит как практический, так и теоретический курсы.

Важно! За медицинскую справку и оплату госпошлин будущий водитель расплачивается самостоятельно.

Некоторые автошколы предлагают параллельно обучать нескольким категориям, например, С и В вместе. В таком случае ценник повысится на 15-20 тысяч.

При определённых условиях удастся получить удостоверение бесплатно. Для этого потребуется обратиться в военкомат, где сотрудники дадут направление. Однако существуют ограничения для определенного круга лиц, например, судимым или негодным к строевой службе.

Мужчина в кабине фуры

Упражнения на автодроме

При получении прав на грузовик с категорией C, потребуется умение управлять таким тяжеловесным транспортом. На первоначальном этапе проводится тестирование в условиях автодрома автошколы. Практический курс стоит примерно 25 000 руб.

К обязательным упражнениям относятся такие действия:

  • нужно уметь легко трогаться с места;
  • потребуется остановиться на крутом подъеме;
  • важно уметь совершать параллельную парковку, чтобы оставалась возможность свободно открыть дверь;
  • стоит уметь делать поворот на 90 градусов;
  • потребуется сделать змейку, развернуться и безопасно въехать в бокс.

При проведении маневров водитель не должен нарушать правила дорожного движения. В противном случае это грозит не сдачей экзамена.

Сдача экзаменов в ГИБДД

Обязательным условием получения водительской корочки является сдача в ГИБДД. Экзамен состоит из трёх пунктов, к которым относится теория, мероприятия на автодроме и вождение в городских условиях.

Традиционно этапы проводятся в какой-то один день. Если на каком-то этапе претендент сбивается, то дальнейшие пункты в данный день не проводятся с ним. Важно учитывать, что позитивная оценка теоретического экзамена легальна лишь в течение 3 месяцев, далее его требуется пересдавать повторно.

Замена водительского удостоверения

Период действия удостоверения ограничен 10 годами. За просроченный документ придётся заплатить штраф в размере 500 рублей.

Менять права можно, если они были утеряны, открылась новая категория или документ пришел в негодность. Также важно проводить замену после ухудшения здоровья либо иным медицинским показаниям. Необходимо предварительно уплатить все имеющиеся штрафы, а для их проверки используются сайты ГИБДД, сервис Госуслуг или иные дистанционные формы.

Заключение

При желании каждый может получить права для вождения грузовиков. Необходимо лишь проучиться несколько месяцев, заплатить за это 50 тыс. рублей и сдать экзамены.

Дефицит водителей сыграл на руку тем, кто грезит дальнобоем, но не имеет опыта работы: устроиться водителем фуры можно и без него – были бы права!

Дальнобойщик – работа не из легких. Водителям необходимо профессионально управлять грузовым автомобилем, следить за сохранностью груза, правильностью заполнения документов и техническим состоянием машины. А еще дальнобойщикам, работающим на межгороде, приходится проводить недели (а иногда и месяцы) вдали от дома.

Тяжелая и нужная работа сравнительно неплохо оплачивается – зарплаты дальнобойщиков в полтора-два раза превышают средние зарплаты по стране, а водители-международники и те, кто перевозит опасные и крупногабаритные грузы, получают еще больше. Поэтому о карьере дальнобойщика задумываются многие молодые люди (а в последнее время эта профессия медленно, но верно набирает популярность и среди девушек).

При этом дальнобойщиков в России не хватает. Транспортные компании сталкиваются с трудностями при поиске дальнобойщиков и нередко нанимают соискателей без опыта управления автопоездом. После короткой обкатки на базе их отправляют на стажировку с бывалым коллегой, а через 2-4 недели новоиспеченный дальнобойщик начинает ездить самостоятельно.

Это, впрочем, не значит, что человек, ни разу не водивший машину, может просто пойти и устроиться дальнобойщиком. От соискателя потребуется опыт работы за рулём малотоннажного или среднетоннажного грузовика.

Какие права нужны, чтобы стать дальнобойщиком?

Для трудоустройства будущему дальнобойщику понадобятся водительские права категории СЕ. Получить их можно не раньше, чем спустя год после получения прав категории С.

Интересно, что для получения прав категории С права категории В не нужны. В теории, не умеющий водить машину соискатель может получить права категории С и начать водить грузовик. На практике такое практически не встречается: поиск работы для человека, ни разу не сидевшего за рулем, превратится в непосильную задачу.

Поэтому чаще всего дальнобойщики делают всё по порядку: сперва открывают категорию В, затем С, в течение года работают на небольшом грузовике и только потом получают удостоверение категории СЕ.

Какой опыт требуется для трудоустройства дальнобойщиком?

Как мы уже говорили, некоторые крупные компании России, наиболее страдающие от дефицита водителей, готовы принять водителей без опыта управления автопоездом с полуприцепом. Но опыт управления грузовым автомобилем им всё же понадобится. Оптимальный вариант – опыт работы и на малотоннажном, и на среднетоннажном грузовике. В крайнем случае можно ограничиться чем-то одним, но лучше всё-таки пройти этот путь, не пропуская его этапы.

Перевозки бывают внутригородские и междугородние. Внутригородские чаще всего осуществляются на малотоннажных автомобилях. Здесь важно чувствовать габариты, уметь разворачиваться в узких местах, уверенно ездить на задней передаче. В междугородних перевозках эти навыки тоже полезны, но большую часть времени водитель едет по трассе – а к движению по ней тоже важно привыкнуть: научиться обгонять медлительную технику, правильно оценивать дорожную ситуацию, рассчитывать скорость и расстояния.

В идеале, будущему дальнобойщику нужно поработать на малотоннажнике в городе, а после получения категории С устроиться на среднетоннажник и получить опыт работы на межгороде.

В какую транспортную компанию пойти работать дальнобойщиком?

Следует понимать, что выбор у водителя, недавно открывшего категорию Е и не имеющего стажа будет ограниченным. К примеру, по данным рекрутингового портала HeadHunter, на апрель 2021 года в Москве и Московской области было размещено 20 актуальных вакансий для водителей без опыта. Вакансий для опытных водителей было размещено гораздо больше – около двухсот. В других регионах России наблюдается похожая картина.

В такой ситуации соискателю нужно быть особенно осторожным, чтобы не нарваться на недобросовестных работодателей. К сожалению, водителям нередко приходится с ними встречаться, поэтому важно изучить отзывы о работодателе, прежде чем устраиваться на работу. Указанное в вакансии объявление не всегда соответствует настоящему названию юридического лица. В таком случае не помешает покопаться в интернете, чтобы найти данные о компании.

Многие водители считают, что самый надежный вариант для новичка – трудоустройство в крупную транспортную компанию с большим автопарком. В действительности, у перевозчиков федерального уровня много плюсов: среди них официальное трудоустройство, низкие требования к водителям и сравнительно новые, комфортабельные автомобили, зачастую – иномарки. К минусам бывалые дальнобойщики относят отсутствие гибкости (вряд ли новичку разрешат выбирать регионы, в которых ему хотелось бы работать и самостоятельно составлять график) и недружелюбное отношение со стороны диспетчеров, которые постоянно подгоняют водителей.

Где искать отзывы на конкретные компании?

Помимо соцсетей, о которых мы уже говорили, узнать об условиях работы дальнобойщиков в транспортных компаниях можно на YouTube. Но здесь важно отделять зерна от плевел.

Сегодня многие крупные автопарки, столкнувшись с дефицитом водителей, активно рекламируют себя на этом видеохостинге. Они сотрудничают с известными блогерами, которые оформляются к ним в штат и рассказывают о своей работе. Об условиях такого сотрудничества зрители, конечно, ничего не знают. Поэтому к такой информации нужно относиться с определенной долей скепсиса.

Как вести себя на собеседовании

Итак, вы определились с транспортной компанией и вас пригласили на собеседование. Права категории Е уже лежат в кармане, и мало-мальский опыт управления грузовыми автомобилями у вас есть. Как не ударить в грязь лицом?

На работодателя нужно произвести хорошее впечатление, поэтому, даже если вам претит офисный дресс-код, перед собеседованием не помешает привести себя в порядок и одеться по возможности официально.

Работодатели ценят в водителях ответственность и порядочность. А еще дальнобойщику важно уметь находить общий язык с людьми. Рекомендательное письмо от бывшего работодателя может произвести хорошее впечатление на кадровика или начальника автоколонны.

Как открыть новую категорию водительского удостоверения?

Чаще всего водители хотят открыть категорию A или C при открытой B или категорию B при открытой C.

В этой статье подробно рассмотрен процесс открытия любой категории водительских прав. Кроме того, ниже приведен перечень экзаменационных этапов, необходимых для открытия каждой из категорий или подкатегорий.

Прежде всего хочу заметить, что водителю в любом случае придется сдавать квалификационные экзамены для открытия новой категории или подкатегории удостоверения. Причем для каждой из категорий состав экзаменов определяется отдельно и об этом речь пойдет ниже.

Обратите внимание на тот факт, что для того, чтобы открыть новую категорию водительских прав, необходимо достигнуть соответствующего возраста. Для каждой категории установлен собственный возрастной порог, и об этом речь шла в статье "В каком возрасте можно сдавать на права?".

Рассмотрим открытие категорий водительских прав поподробнее.

Как открыть категории A, М и подкатегории А1, B1?

Сдача автодрома на мотоцикле

Для открытия категорий A, М или подкатегорий А1, B1 необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект экзаменационных билетов ПДД для теоретического экзамена совпадает с комплектом билетов для категории Б.

2. Практический экзамен на автодроме для транспортных средств категорий А, М, А1 состоит из 5 упражнений:
(с 1 апреля 2021 года, описание упражнений приведено здесь)

  • упражнение № 1 – парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  • упражнение № 2 – габаритный коридор;
  • упражнение № 3 - змейка;
  • упражнение № 4 - скоростное маневрирование;
  • упражнение № 5 - габаритная восьмерка.

Практический экзамен для подкатегории В1 состоит из 6 упражнений:

  • упражнение № 6 – остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
  • упражнение № 7 – прямолинейное движение, экстренное торможение;
  • упражнение № 8 – въезд в бокс задним ходом;
  • упражнение № 9 – маневрирование;
  • упражнение № 10 – параллельная парковка задним ходом;
  • упражнение № 11 – маневрирование в ограниченном пространстве.

Как открыть категорию В?

Сдача автодрома на легковом автомобиле

Для открытия категории Б необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект билетов для теоретического экзамена совпадает с комплектом билетов для категории А.

2. Практический экзамен в городе, который включает в себя несколько упражнений, которые до 1 апреля 2021 года сдавались на автодроме:

Как открыть категории C, D и подкатегории C1, D1?

Сдача автодрома на автобусе

Для открытия категории С, Д или подкатегорий С1, Д1 необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен. Комплект билетов для теоретического экзамена категории С совпадает с комплектом для категории Д.

2. Практический экзамен в городе, который включает в себя несколько упражнений, которые до 1 апреля 2021 года сдавались на автодроме:

  • въезд в бокс задним ходом;
  • параллельная парковка задним ходом;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • остановка и начало движения на подъеме;
  • прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (только для категории С и C1);
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (только для категорий D и D1).

Как открыть категорию Е (BE, CE, C1E, DE, D1E)?

Сдача автодрома на грузовике с прицепом

Для открытия категорий BE, CE, DE или подкатегорий C1E, D1E необходимо сдать:

1. Теоретический экзамен (экзаменационные билеты).

2. Практический экзамен в городе, который включает в себя несколько упражнений, которые до 1 апреля 2021 года сдавались на автодроме:

  • въезд в бокс задним ходом;
  • параллельная парковка задним ходом;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • остановка и начало движения на подъеме;
  • прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (только для категории СE и C1E);
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (только для категорий DE и D1E);
  • сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом.

Не стоит забывать, что для получения категории E необходимо как минимум 1 год иметь права, в которых открыта соответствующая категория (Б, С или Д) или все перечисленные категории одновременно.

Например, для открытия категории DE нужно иметь стаж управления автобусом категории D не менее года.

Повышение квалификации с автоматической коробки на механическую

На практике возможна такая ситуация: водитель получает удостоверение на категорию B с пометкой, позволяющей управлять только автомобилями с автоматической коробкой переключения передач, а впоследствии переучивается на механику.

В данном случае для повышения квалификации нужно сдать только практический экзамен (город).

Примечание. До 1 апреля 2021 года автодром был отдельной частью практического экзамена, поэтому достаточно было сдать только автодром.

В каком случае не нужно сдавать экзамен?

При сдаче на новую категорию или подкатегорию водительских прав теоретический и практический экзамен придется сдавать абсолютно в любом случае. Безо всяких исключений.

Самостоятельная подготовка к сдаче экзамена

В настоящее время в Российской Федерации возможность самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов в ГИБДД отсутствует.

Для получения водительского удостоверения любой категории или подкатегории Вам придется проходить обучение в автошколе.

Примечание. До 5 ноября 2013 года в России сдать квалификационный экзамен на категории А и В можно было подготовившись самостоятельно. В статье "Как сдать на права экстерном?" Вы можете узнать о том, как это было. Еще раз подчеркиваю, что в 2021 году самостоятельная подготовка запрещена.

Кстати, если Вы планируете открывать новую категорию водительского удостоверения, то Вам будет полезно прочитать статью "Как сдать экзамен в ГАИ с первого раза".

Читайте также: