Как получить авторское право на слоган

Обновлено: 04.07.2024

Помните забавное неопознанное природой существо, терпеливо ожидающее очереди на лавке? В народе этот гибрид личинки и морского слона получил прозвище Ждун.

Именно это название запатентовал правообладатель образа в РФ. Заметили, что персонаж утратил популярность? Тренды меняются, но в этом случае причиной ухода из топа мемов стала не только изменчивость трендов, но и активные действия обладателя прав.

Как компания заработала на мемах

Суды соглашались с истцом, правда, снижали суммы компенсаций. На тот момент это была привычная практика для разборок по вопросам интеллектуальной собственности.

Правообладателя такое положение вещей возмутило. Ребята собрали кодексы и законы и отправились в суд по интеллектуальным правам: он считается высшей инстанцией в разбирательствах такого рода. Суд посмотрел на происходящее и сказал, что нельзя занижать суммы компенсаций, если они рассчитаны как двукратный размер от упущенной выгоды истца. Решение опубликовано в картотеке арбитражного суда.

Что стоит знать об авторском праве

Давайте немного окунемся в юриспруденцию и гражданское законодательство и разберемся, кто какими правами обладает или не обладает в этой истории.

Автором фигуры является вовсе не российская компания, а голландская художница Маргрит ван Брифорт. В оригинале Ждун носит имя Homunculus Loxodontus.

Поначалу Маргрит только сетовала на то, что плохо разбирается в российских законах и не может защитить свои права на Ждуна. А потом, по всей видимости, художницу наконец-то просветили.

На территории РФ существует два вида авторского права:

  • личное неимущественное – фактически само авторство, которое нельзя передать, продать или подарить;
  • исключительное право – это и есть разрешение на использование произведения, которое автор передает третьему лицу.

Перейдем к наказаниям. За незаконное использование объекта авторского права Гражданским кодексом предусмотрены компенсации:

  • от 10 тыс. р. до 5 млн р. (окончательный размер устанавливается судом);
  • в двойном размере стоимости контрафакта;
  • в размере двойной оплаты, которую нарушитель должен был внести за право пользования произведением.
  1. Компания заметила мем, стремительно набирающий популярность.
  2. Общество обратило внимание, что образ выходит за пределы интернета. Ждун встречался на вывесках, стендах, в магазинах игрушек, мелочей вроде брелоков и прочего.
  3. Компания связалась с автором и приобрела исключительные права на использование образа в России.
  4. Правообладатель вовсе не кричал о том, что компании должны приобретать право на использование персонажа у него. Но он и не обязан делать это.
  1. С доказательствами использования запатентованного персонажа (чеками, видео, скриншотами, фото и т. д.) лицензиат отправился в суд, где получил причитающиеся ему по закону деньги, попутно создав прецедент о недопустимости снижения компенсационных выплат.

Вот так мем, гуляющий по интернету, принес юридически подкованному правообладателю миллионные прибыли.

Как отстоять право на интеллектуальную собственность

  1. Следите за популярными мемами и находите их авторов. Как вариант, можно создать мем самостоятельно, запустить его в интернет. Только обязательно сохраните исходники, чтобы доказать авторство.
  1. Зарегистрируйте патент (если произведение собственного авторства – пригодится) или руководствуйтесь договором с автором.
  2. Тщательно отслеживайте, кто использует персонаж без спроса. Все скрупулезно фиксируйте на фото или видео. Без бумаг заявления в суде окажутся просто сотрясанием воздуха.
  3. Напишите претензию тому, кто нарушает. Укажите в ней сумму, которую нарушитель должен заплатить за использование. Ждите ответа 10 рабочих дней.

Интересный момент – сумму назначает правообладатель. Но она должна быть разумной, как бы ни хотелось пожадничать.

  1. Если вопрос решается сразу – получите деньги. Если нет – смело отправляйтесь в суд и требуйте причитающуюся по закону компенсацию.
  1. После решения суда, которое вряд ли окажется не в вашу пользу, получите деньги и радуйтесь заработку.

Как бизнесу сэкономить миллионы, установив владельца права

Как же быть предпринимателю, который решил использовать в собственных коммерческих целях какого-то персонажа или мем из интернета:

  1. Проверьте наличие факта регистрации торговой марки на сайте Роспатента. Ведомство ведет специальный открытый перечень, где можно увидеть, кто является правообладателем марки и срок действия исключительного авторского права.

Беда в том, что поиск в реестре ведется по номеру регистрации или дате публикации. Великий и могучий Google здесь в помощь.

  1. Если автор не зарегистрировал права, остается только искать в соцсетях, на порталах и форумах, в упоминаниях СМИ. Везде, где только можно найти автора и его контактные данные. Если этого не сделать и воспользоваться произведением, есть риск, что в один непрекрасный день этот автор найдется сам, докажет свое авторство в суде и обратится к вам с иском. Или обратитесь за продвижением в соцсетях к профессионалам – они таких ошибок не делают.

К сожалению, в нашем сознании пока нет мысли, что все должны соблюдать авторские права. Инциденты с оспариванием нечастые, предпринимателю кажется, что его точно минует подобная история.

Рисковать или нет – выбор каждого отдельного бизнеса. Только вот отвечать в суде придется уже без этого права на выбор.

Читайте также: