Как получить авторское право на слоган
Обновлено: 04.07.2024
Помните забавное неопознанное природой существо, терпеливо ожидающее очереди на лавке? В народе этот гибрид личинки и морского слона получил прозвище Ждун.
Именно это название запатентовал правообладатель образа в РФ. Заметили, что персонаж утратил популярность? Тренды меняются, но в этом случае причиной ухода из топа мемов стала не только изменчивость трендов, но и активные действия обладателя прав.
Как компания заработала на мемах
Суды соглашались с истцом, правда, снижали суммы компенсаций. На тот момент это была привычная практика для разборок по вопросам интеллектуальной собственности.
Правообладателя такое положение вещей возмутило. Ребята собрали кодексы и законы и отправились в суд по интеллектуальным правам: он считается высшей инстанцией в разбирательствах такого рода. Суд посмотрел на происходящее и сказал, что нельзя занижать суммы компенсаций, если они рассчитаны как двукратный размер от упущенной выгоды истца. Решение опубликовано в картотеке арбитражного суда.
Что стоит знать об авторском праве
Давайте немного окунемся в юриспруденцию и гражданское законодательство и разберемся, кто какими правами обладает или не обладает в этой истории.
Автором фигуры является вовсе не российская компания, а голландская художница Маргрит ван Брифорт. В оригинале Ждун носит имя Homunculus Loxodontus.
Поначалу Маргрит только сетовала на то, что плохо разбирается в российских законах и не может защитить свои права на Ждуна. А потом, по всей видимости, художницу наконец-то просветили.
На территории РФ существует два вида авторского права:
- личное неимущественное – фактически само авторство, которое нельзя передать, продать или подарить;
- исключительное право – это и есть разрешение на использование произведения, которое автор передает третьему лицу.
Перейдем к наказаниям. За незаконное использование объекта авторского права Гражданским кодексом предусмотрены компенсации:
- от 10 тыс. р. до 5 млн р. (окончательный размер устанавливается судом);
- в двойном размере стоимости контрафакта;
- в размере двойной оплаты, которую нарушитель должен был внести за право пользования произведением.
- Компания заметила мем, стремительно набирающий популярность.
- Общество обратило внимание, что образ выходит за пределы интернета. Ждун встречался на вывесках, стендах, в магазинах игрушек, мелочей вроде брелоков и прочего.
- Компания связалась с автором и приобрела исключительные права на использование образа в России.
- Правообладатель вовсе не кричал о том, что компании должны приобретать право на использование персонажа у него. Но он и не обязан делать это.
- С доказательствами использования запатентованного персонажа (чеками, видео, скриншотами, фото и т. д.) лицензиат отправился в суд, где получил причитающиеся ему по закону деньги, попутно создав прецедент о недопустимости снижения компенсационных выплат.
Вот так мем, гуляющий по интернету, принес юридически подкованному правообладателю миллионные прибыли.
Как отстоять право на интеллектуальную собственность
- Следите за популярными мемами и находите их авторов. Как вариант, можно создать мем самостоятельно, запустить его в интернет. Только обязательно сохраните исходники, чтобы доказать авторство.
- Зарегистрируйте патент (если произведение собственного авторства – пригодится) или руководствуйтесь договором с автором.
- Тщательно отслеживайте, кто использует персонаж без спроса. Все скрупулезно фиксируйте на фото или видео. Без бумаг заявления в суде окажутся просто сотрясанием воздуха.
- Напишите претензию тому, кто нарушает. Укажите в ней сумму, которую нарушитель должен заплатить за использование. Ждите ответа 10 рабочих дней.
Интересный момент – сумму назначает правообладатель. Но она должна быть разумной, как бы ни хотелось пожадничать.
- Если вопрос решается сразу – получите деньги. Если нет – смело отправляйтесь в суд и требуйте причитающуюся по закону компенсацию.
- После решения суда, которое вряд ли окажется не в вашу пользу, получите деньги и радуйтесь заработку.
Как бизнесу сэкономить миллионы, установив владельца права
Как же быть предпринимателю, который решил использовать в собственных коммерческих целях какого-то персонажа или мем из интернета:
- Проверьте наличие факта регистрации торговой марки на сайте Роспатента. Ведомство ведет специальный открытый перечень, где можно увидеть, кто является правообладателем марки и срок действия исключительного авторского права.
Беда в том, что поиск в реестре ведется по номеру регистрации или дате публикации. Великий и могучий Google здесь в помощь.
- Если автор не зарегистрировал права, остается только искать в соцсетях, на порталах и форумах, в упоминаниях СМИ. Везде, где только можно найти автора и его контактные данные. Если этого не сделать и воспользоваться произведением, есть риск, что в один непрекрасный день этот автор найдется сам, докажет свое авторство в суде и обратится к вам с иском. Или обратитесь за продвижением в соцсетях к профессионалам – они таких ошибок не делают.
К сожалению, в нашем сознании пока нет мысли, что все должны соблюдать авторские права. Инциденты с оспариванием нечастые, предпринимателю кажется, что его точно минует подобная история.
Рисковать или нет – выбор каждого отдельного бизнеса. Только вот отвечать в суде придется уже без этого права на выбор.
Читайте также:
- Сколько прожиточный минимум в архангельской области в 2021 году на ребенка
- Трактовал право как свободу как форма свободы и как закон гегель
- Как настроить аналоговый тахограф
- Сколько ответственных за пожарную безопасность должно быть в организации
- Как определяется территориальная подсудность по делам о возмещении ущерба причиненного преступлением