Как писать резюме конспект

Обновлено: 04.07.2024

Саммари (от англ. Summary) – это краткое описание себя, состоящее из 1-3 предложений, отражена ключевая информация, навыки и компетенции, характеризующие вас как профессионала и/или эксперта.

Саммари размещается в начале резюме, после указания персональной информации.

Прочитав несколько слов о кандидате, у работодателя должно сложиться верное впечатление, и дальнейшее описание профессионального опыта и достижений будет лишь подтверждением.

Например: Опытный Бренд-директор, имеющий более 10ти лет профессионального развития в известных международных компаниях на территории России и СНГ. Непосредственный опыт в продуктовом менеджменте, стратегическом маркетинге, управлении продажами и операциях. Эффективный лидер, имеющий опыт создания и управления командами. Исключительные аналитические и коммуникативные навыки.

Не игнорируйте наличие фотографии. Правильно подобранное фото всегда является плюсом при рассмотрении резюме. Выбирайте портретное фото в хорошем качестве, а стиль (деловой или кэжуал) будет зависеть от компании и роли, на которую претендуете.

В современном динамичном мире нет времени на прочтение длинных, и не всегда увлекательных, историй карьерного пути каждого кандидата.

Резюме должно быть информативным и кратким, даже если за плечами 15+ лет опыта. Сфокусируйтесь на трех последних местах работы, это интересует работодателя в первую очередь.

Включите в резюме только самые ключевые задачи, функциональные обязанности и достижения. Не используйте закрученных словооборотов, составляйте описание тезисно и лаконично.

Обязательно указывайте ваши успехи (достижения) для каждого места работы. Они должны быть конкретны, измеримы и соответствовать должности.

Как вы знаете - важен не процесс, а результат. Поэтому кандидат оценивается по наличию успешных кейсов, а не по бесконечному перечню обязанностей.

Пример достижений у Директора по продажам:

  • Разработал и реализовал стратегию развития продаж Бренда на 3 года
  • Сформировал коммерческое подразделение из 10 чел
  • Перевыполнил план продаж Бренда в 2019 г. на +15%
  • Запустил канал онлайн продаж через Маркетплейсы

Расписав ваши задачи и обязанности, распределите их в порядке убывания от супер важных к менее важным.

Если вы имеете ряд текущих задач и рутины, которые не являются важными для роли, на которую претендуете, не стоит их включать в описание и перегружать резюме.

Если вы имеете расширенную зону ответственности, работаете в режиме многозадачности, вовлечены в кросс-проекты и участвуете нескольких в бизнес-процессах, то когда приходит время для составления резюме, не знаете с чего начать и что выделить приоритетным, важно же все.

Чтобы резюме такой категории кандидатов выглядело структурным, разделите функциональные обязанности на блоки и по каждому сделайте краткое описание.

Например, если вы в коммерческом подразделении выделите блоки: Sales, Marketing, Operations.

Ваш опыт уникален. На каждом месте работы вы приобретаете новые знания, наращиваете компетенции, достигаете результатов и двигаетесь вперед.

Не копируйте функциональные обязанности и достижения из одного места работы в другое, даже если, на ваш взгляд, ничего кардинально не меняется.

Вы эволюционируете, ваш опыт, компетенции наращиваются и преумножаются. Отразите ваше профессиональное развитие на каждом месте работы через описание более обширной зоны ответственности, новые задачи, обязанности и результаты.

При описании функциональных обязанностей не используйте сложные формы, взятые из должностных инструкций. Используйте общепринятые формулировки без тяжелых конструкций.

Если вы не знаете, как составить описание, изучите несколько вакансий, релевантных опыту. Вероятно, вы найдете правильно составленные формулировки, соответствующие вашему бэкграунду.

Только учтите, нельзя просто взять и скопировать текст, пишите сами.

В современном обществе мы стараемся все ресурсы использовать рационально и с пользой, в том числе свободное время.

Если в вашей карьере был период, когда официально не работали, высока вероятность, что вы занимались другими видами деятельности. Например, получали образование, работали волонтером, уделили время саморазвитию, участвовали в проектной работе или перешли на фриланс.

Включайте это также в резюме, указав период и добавив описание. Определенно, вы получили полезный опыт и знания.

Чтобы сократить количество переходов, пересмотрите внимательно резюме, что можно объединить в одно место работы. Например, движение по карьерной лестнице, изменения в структуре холдинга, переименование компании.

Приобретая разнообразный опыт, имея обширные навыки и компетенции, многие кандидаты готовы претендовать сразу на несколько должностей.

Если вы самостоятельно направляете резюме на разные роли, убедитесь, что ваше CV соответствует описанию и требованиям, уделите время для корректировки резюме под каждую из них индивидуально.

Перед приёмом сотрудника на работу руководство предприятия изучает его квалификационные характеристики. В настоящее время, особенно в коммерческих предприятиях, распространена первичная форма знакомства с претендентом на должность в виде резюме.

  • современное резюме (основные термины изображены на стенде):

(от франц. RESUME - ИЗЛАГАТЬ ВКРАТЦЕ) - документ, содержащий краткие биографические сведения, характеризующие уровень образования, профессиональные навыки и опыт работы претендента на вакантное место

(от позднелат. PRAETENDENS - ЗАЯВЛЯЮЩИЙ ПРИТЯЗАНИЯ) - лицо, добивающееся получения какой-либо должности, звания, первенства в соревновании и т.д.

(от лат. VACANS - ПУСТУЮЩИЙ, СВОБОДНЫЙ) - незамещённая должность в учреждении, учебном заведении, предприятии

Квалификационное резюме отражает ваши профессиональные достижения и включает хронологию трудового пути.

(от ХРОНО… и …ЛОГИЯ) - последовательность исторических событий во времени; наука об изменении времени

Резюме - это своего рода самореклама, характеристика человеком самого себя.

Резюме является вашей визитной карточкой и при правильной его подготовке может сыграть решающую роль, обеспечив последующее благожелательное обсуждение вашей кандидатуры.

(от лат. CANDIDATUS - буквально - одетый в белое; в Древнем Риме соискатель государственной должности надевал белую тогу) - лицо, выдвигаемое для занятия какой-либо должности или для приёма в какую-л. организацию.

Резюме - это не детальная история жизни, а внимательно составленный документ, построенный так, чтобы произвести положительное впечатление на потенциального работодателя.

Резюме должно быть составлено так, чтобы дать человеку лучший шанс из всех возможных получить приглашение на собеседование.

Не существует строгих нормативных правил, как составлять резюме. Но, работодатели должны увидеть Ваши сильные стороны и разнообразие Ваших талантов.

Резюме содержит несколько разделов.

  • Фамилия, имя, отчество
  • Дата рождения
  • Гражданство
  • Домашний адрес: индекс, город, улица, дом, квартира
  • Телефон
  • на получение какой должности и почему Вы претендуете
  • Год окончания последнего учебного заведения, его название, специальность, квалификация.
  • Год окончания предпоследнего учебного заведения, его название, специальность, квалификация и т.д.
  • Годы работы на последнем месте работы, занимаемая должность и краткая характеристика содержания работы.
  • Годы работы на предпоследнем месте работы, занимаемая должность и краткая характеристика содержания работы и т.д.

Помимо этих основных разделов можно указать круг интересов, дипломы и сертификаты.

  • Знание иностранного языка.
  • Компьютерная грамотность.
  • Рекомендации (РЕКОМЕНДАЦИЯ (от ср.век. лат. RECOMMENDATIO) - письменный или устный благоприятный отзыв; совет).
  • Ваши уникальные способности (это самый сложный раздел).
  • Размер предполагаемой заработной платы (но, не забывайте о чувстве меры - завышенная или чересчур скромная цифра произведёт о вас неблагоприятное впечатление).

. Мне нравится Ваше резюме - 4 чашки кулинарной школы, пол-ложки производственной практики и щепотка ресторанного менеджмента. Но где мне взять ту тонну звонких монет, о которой Вы просите?

Храните подготовленное резюме в электронном варианте как один из важных документов. Когда в Вашей жизни происходят те или иные события, подлежащие отражению в резюме, введите сведения о них в хранящийся документ и снова сохраните его.

Вопрос: Какие профессионально-важные качества секретаря мы развиваем на этом уроке? (учащиеся называют - учитель корректирует и записывает на доске)

- внимание, усидчивость, работоспособность;

- высокий уровень интеллектуального развития;

- умение пользоваться ПК и компьютерными программами;

- высокий уровень исполнительской дисциплины;

Предложить учащимся самостоятельно на школьной доске выстроить структуру резюме (разделы резюме, магниты).

Как написать резюме?

Это ваша первая коммуникация с работодателем, да и правило одноразовости первого впечатления никто не отменял.

Что такое резюме: нестандартное определение

Сначала очевидное. Все знают, что резюме – это анкета с описанием опыта работы, навыков, умений, достижений и личных качеств. Но не все понимают истинную цель создания резюме. Многие считают написания текста резюме – всего лишь еще одной разновидностью официально-делового формата документации.

Дескать, есть же стандартные заявления на получение пособия, есть запросы на поставку скрепок, а есть – резюме.

Мол, молодец какой, все-то он знает, как нашего брата-кадровика пронять: пишет так стандартно и уныло, что сразу на работу взять хочется.

Никогда не позволяйте себе так думать. Да, писать резюме нужно с соблюдением некоторых рамок официальной документации, но это вовсе не значит, что вы должны превращаться в нем в идеально-занудливого бездушного робота.

Знаете, в чем самая главная цель создания резюме?

Оно нужно для того, чтобы работодатель заметил его среди других соискателей. Выделил. В идеале – запомнил. Плюс, по вашему резюме работодатель (HR-специалист, рекрутер) должен в максимально короткий срок понять, подходите вы ему или нет.

Оценивайте себя глазами потенциального работодателя. Изучайте трезво, насколько каждый пункт отвечает требованиям и ценностям, заявленным в вакансии. Удаляйте лишнюю воду, второстепенную информацию и явное бахвальство. Все это не нужно.

Главные принципы написания хорошего резюме:

Краткость. Стандартная общепринятая длина резюме – 2 страницы А4. Можно меньше, если у вас мало опыта и вы только начинаете свой карьерный путь. Можно чуть больше, если вы ищете работу в определенных сферах. Например, в медицине и образовании обычно составляются объемные резюме.

Также не стоит скупиться на слова, если вы претендуете на руководящую должность, или если работодатель специально попросил описать свой опыт и достижения подробно. Во всех остальных случаях необходимо придерживаться стандарта краткости и лаконичности резюме. .

Уместность. Хорошее резюме содержит только ту информацию, которая пригодится на искомой работе . Если вы ищете вакансию бухгалтера, не надо писать, что в студенчестве вы работали официантом. Или что закончили курсы по экстремальному вождению.

Универсальных резюме не существует. Будьте готовы создать несколько штук под разные вакансии и разные требования работодателей.

И вашу репутацию будет сложно спасти … .

Почему правда должна быть удобной? Чтобы максимально осветить ваши положительные стороны и оставить без внимани отрицательные. Все же помните, вы создаете себе рекламу, а не пишете чистосердечное признание.

Кто лолжен писать резюме?

Есть 2 способа написания резюме: 1) самостоятельно 2) заказав услугу у специалиста или агентства. Какой способ предпочесть – решать только вам.

Можно запросто писать текст резюме самому, если:

  • вы и раньше писали успешные анкеты, получившие положительные отклики от работодателей;
  • вы сможете грамотно и привлекательно сформулировать все обязательные пункты анкеты;
  • у вас есть время м вы неплохо владеете словом.

Лучше заказать написание другим, если:

  • у вас нет времени, но есть деньги;
  • вы претендуете на должность топ-менеджера или любую другую высокую руководящую должность;
  • вы не в ладах со стилистикой и допускаете ошибки при написании текста.
  • необходимо создать резюме на иностранном языке, который вы знаете неидеально.

Что касается графического оформления резюме, то здесь вообще есть 4 способа:

    или заказать в агентстве;
  • создать формление для резюме на шаблонах Word или Google Docs;
  • оформить резюме в платных конструкторах.
  • использовать (создан, кстати, нами) единственный в Рунете бесплатный конструктор профессиональных резюме.

Структура резюме: пошаговое руководство

Итак, переходим от теории к практике и начинаем шаг за шагом составлять свое резюме. Ниже мы приводим стандартную структуру со всеми возможными пунктами. Но не следует забывать, что универсальной модели, как написать хорошее резюме , не существует, и в зависимости от вакансии блоки можно менять местами или убирать вовсе.

Формулируйте должность так, как ее будет искать потенциальный работодатель – без креатива, заумных формулировок и слишком узкой специализации. Рекомендуется указывать только имя и фамилию без отчества.

Со ссылками на соцсети вопрос спорный. Указывать их специально, если они не имеют отношения к вашей рабочей деятельности, не надо. Сегодняшние работодатели и так вас найдут во всех соцсетях, если вы их заинтересуете, так что лучше заранее удалить или скрыть спорный контент на ваших страницах.

Если же вы ведете профессиональный блог или просто делитесь экспертной информацией по теме вакансии, то ссылку следует разместить обязательно.

При указании места проживания достаточно написать населенный пункт. Если вы живете в крупном городе, то дополнительно можно указать район или станцию метро. Работодатель обращает внимание на эту информацию, т. к. слишком долгая дорога до работы – это рисковый фактор.

Сотрудники, живущие далеко, быстрее выгорают и увольняются.

Фото размещается, если внешность соискателя играет определяющую или просто важную роль для принятия решения о занимаемой должности (телеведущий, модель, хостес и пр.).

В остальных случаях с размещением фото лучше придерживаться принципа: лучше никакого, чем какое-нибудь. С одной стороны, фотография оживляет резюме и выделяет его на фоне других. С другой стороны, шансов оттолкнуть работодателя или спровоцировать предвзятое отношение гораздо больше, чем привлечь.

Каким должно быть фото для резюме:

  • на светлом однотонном фоне;
  • без посторонних лиц в кадре;
  • в деловой одежде;
  • без кричащего макияжа, украшений и аксессуаров;
  • актуальное.

Какие фотографии ни в коем случае нельзя добавлять в резюме:

  • с пляжа;
  • с вечеринок;
  • с семьей или детьми;
  • 10-летней давности;
  • с логотипами и водяными знаками сторонних сервисов (например, с сайтов знакомств или Авито);
  • вообще с любыми деталями, которые не вписываются в деловой стиль, дресс-код, рабочую обстановку (с сигаретой, в лесу, в вечернем наряде и пр.).

Слишком завышенные требования точно не ускорят поиск работы. Поэтому если вы считаете, что достойны зарабатывать в 2–3 раза больше конкурентов, то это обсуждение лучше оставить до собеседования.

Также обычно не указываются зарплатные ожидания в резюме на руководящие должности, т. к. в разных компаниях расчет доходов топ-менеджеров сильно отличается.

Опыт работы. Это главная часть во всех резюме, кроме анкет начинающих специалистов (логично, т. к. у них опыта еще быть не может). Не надо путать описание опыта работы и биографию. Главная задача этого пункта – в максимально короткий срок (чаще всего при диагональном чтении) убедить работодателя, что вы перспективный сотрудник и можете быть ему полезны.

Как правильно написать про опыт работы в резюме:

Именно этот пункт – ваше главное маркетинговое оружие в борьбе за внимание работодателя! Достижения гораздо важнее образования, а иногда и самого опыта.

Как написать резюме, чтобы подчеркнуть достоинства и обойти острые углы?

Будьте осторожны с перерывами в работе. Работодатели больше доверяют резюме без больших перерывов в работе. Если они у вас были, следует их обосновать. На месте этого перерыва заводится новый пункт, где вместо названия компании пишем: собственный стартап, фриланс и пр.

Если этот опыт совместим с вакансией, то стоит описать его по общему стандарту – что делали и чего добились. Часто задают вопрос, как написать в резюме про декретный отпуск или службу в армии. Так и пишем – без дополнительных расшифровок.

Если вы часто меняли работу, то объединяйте пункты. Особенно, если это было в начале карьеры и не особенно соотносится с вакансией. Карьерный рост в одной компании описывается в одном пункте. Т.е. чем меньше дроблений опыта, тем лучше.

Если вы занимали руководящую должность, то дополнительно укажите, сколько человек было у вас в подчинении. Это очень важный пункт, поскольку любой опыт руководящей работы ценен, человек с такими навыками ценится больше.

Уберите дату окончания работы на последнем месте. Так создастся впечатление, что вы составили резюме, еще будучи трудоустроенным. Это повышает вашу ценность в глазах рекрутера.

Как написать резюме, если нет опыта или его очень мало?

Если обязанности в вакансии раньше были вашим хобби (например, вы были секретарем и в свободное время любили шить для себя одежду, а теперь хотите устроиться на работу швеей, – покажите свои работы и расскажите о своих навыках).

Также в случае отсутствия опыта особенно тщательно надо составить сопроводительное письмо к резюме, в котором вы подробно и убедительно расскажете, почему работодателю стоит рискнуть и взять на работу неопытного сотрудника.

Образование. В этом блоке перечисляются учебные заведения, в которых вы учились, также в обратном порядке (от последнего к первому). Если у вас есть высшее образование, нет необходимости указывать среднее специальное (колледжи, ПТУ, техникумы).

Исключения – это некоторые сферы, где специальное образование ценится (уточните, относится ли ваша специальность к таковой).

Ниже в таком же обратном хронологическом порядке указываются тренинги, курсы повышения квалификации и пр., если они имеют отношение к вакансии.

Здесь все данные заносятся в строгом соответствии с документами (дипломами, сертификатами и пр.), поэтому написать об образовании в резюме бывает проще всего.

Ключевые навыки. Важный пункт, которому часто не уделяют должного внимания. Это специальные знания и умения, которые необходимы для работы в выбранной сфере. Это пример, как написать навыки в резюме бухгалтера: ведение кассовой книги, навыки управленческого учета, знание международных стандартов (МФСО) и пр.

Рекомендации. Необязательный пункт. Если у вас есть рекомендации с предыдущих мест работы, то стоит их прилагать, если они относятся к вакансии. Но работодатели иногда решают самостоятельно проверить честность таких документов и связываются с автором рекомендации напрямую.

Поэтому убедитесь, что автор готов повторить все сказанное в своем письме, предупредите автора, что ему могут позвонить, и укажите его контактные данные (ФИО, должность, телефон).

Даже если потенциальный работодатель не будет звонить, сам факт наличия контактов чисто психологически будет подтверждением подлинности рекомендации. Ведь если вы предоставили контакт другого человека, значит, уверены в себе и подлинности всех предоставленных документов.

Дополнительная информация. Здесь указываются все навыки, которые не были включены в предыдущие пункты, но могут быть важны для вакансии или работодателя. Вот так следует в резюме написать дополнительную информацию:

Обо мне. Необязательный пункт. Мало просто написать о личных качествах в резюме . Надо презентовать себя как человека, полезного для потенциального рабочего коллектива. Как и с ключевыми навыками, здесь лучше обосновать каждое ваше утверждение.

Включите в этот пункт все ваши качества или личные достижения, которые хотя бы косвенно могут сдвинуть чашу весов в вашу пользу.

Например, обязательно стоит указать в резюме на вакансию фитнес-тренера, что вы мастер спорта по бобслею. Да, информация не совсем в тему, но это покажет, что вы в отличной физической форме и знакомы с тренировочным процессом.

Хобби стоит указывать, только если оно напрямую связано с вакансией (как в примере выше – вакансия швеи и хобби шитье одежды). В остальных случаях про хобби в резюме лучше не писать .

Как написать сопроводительное письмо к резюме

Прежде чем открыть ваше резюме, рекрутер нередко читает сопроводительное письмо к нему. Это краткий рассказ о себе и причины, почему на эту вакансию должны взять именно вас.

Сопроводительное письмо рекомендуется составлять всегда, кроме случаев, когда сотрудники нанимаются массово (например, в колл-центр). Оно должно быть адресным, обращенным к конкретному лицу, с откликом на конкретную вакансию данной компании.

Как правильно написать сопроводительное письмо:

Не забываем, что он хоть и профессионал, но все же человек, и ничто человеческое ему не чуждо. И как мы отмечали выше, особенно важен этот пункт для соискателей без опыта работы.

Кстати, если у вас нет портфолио, вы можете создать бесплатное профессиональное портфолио на лендинге с собственной ссылкой в нашем “Доме Портфолио“!

Как красиво оформить резюме

Выше мы уже писали о том, с помощью каких сайтов и конструкторов можно красиво оформить резюме.Теперь же наступило время деталей и пояснений.

Вообще, внешний вид резюме играет немаловажную роль в отборе кандидатов для собеседования. Сплошную простыню текста без форматирования никто читать не будет. И чтобы правильно написать резюме , уделите верстке особое внимание:

Язык резюме

В самом начале мы уже говорили о том, что написание резюме вовсе не подразумевает автоматический переход на бюрократический язык. Правильное отношение к резюме как маркетинговому инструменту, а не как к бюрократической условности, автоматически меняет и язык резюме с канцелярского на деловой:

Как НЕ надо писать резюме? Типичные ошибки

Если эта чехарда происходила сравнительно недавно и она прямо соответствует заявленной должности, то можно объединить записи в одну, объяснив проектной работой и т. п.


Именно творческая составляющая является причиной того, что рекомендации по подготовке резюме есть, а общего стандарта и строгих форм — нет. Чтобы найти работу, нужно научиться методам саморекламы и освоить основные правила составления резюме и сопроводительных писем к ним.

Содержание резюме

При подготовке резюме нужно в лучшем свете, но с максимальной объективностью показать себя и рассказать о своем рабочем опыте. Резюме должно содержать персональную информацию, которая напрямую относится к выбранной работе. Это касается образования, опыта, раздела с личными качествами и навыками. Стандартное резюме содержит:

Персональные данные кандидата (ФИО, дата и место рождения).

Контакты автора резюме.

Название вакансии, на которую претендует соискатель.

Основную часть с перечислением мест работы и (или) учебы в хронологическом порядке.

Названия должностей (или учебных специальностей).

Дополнительные данные (опыт внештатной работы, профессиональная переподготовка).

Другие сведения (сопутствующие знания и навыки и интересы, склонности, которые имеют отношение к работе соискателя).

Рекомендации работодателей (сведения о рекомендациях).

Дата составления резюме, подпись.

Структура резюме

80% соискателей считают, что резюме, которые они отправляют потенциальным работодателям, никто не открывает. К такому выводу пришли эксперты Американской кадровой ассоциации. Более того, резюме, которые все-таки попадают на стол рекрутеров, те просматривают в среднем чуть больше семи секунд (!).

Исследование популярного ресурса по поиску работы The Ladders показало, что для сотрудников эйчар-служб важна структура резюме: подзаголовки (с ключевыми словами), пространство между предложениями, шрифт. Именно поэтому резюме обязательно должно быть хорошо составлено. Иначе его с большой долей вероятности просто не рассмотрят.



Тепловая карта: как рекрутеры просматривают резюме

Советы соискателям, которые хотят улучшить свое резюме, от экспертов
The Ladders:

Резюме должно легко читаться. Используйте простые макеты и шрифты, не пытайтесь разместить как можно больше информации на одной странице.

Достижения описывайте короткими фразами — они лучше запоминаются.

Используйте в заголовках и контексте резюме ключевые слова, за которые зацепится взгляд эйчара.

Распространенные ошибки в резюме

Берите на вооружение и проверьте свои резюме, мы собрали 11 распространенных ошибок, которые допускают соискатели:

Высылают отклики на вакансии, требованиям которых не соответствуют. Это сильно раздражает рекрутеров. Не рассылайте вслепую свои резюме.

Не пишут сопроводительные письма при отклике на вакансию. Сопроводительное письмо — показатель того, что вы изучили вакансию и осознанно откликаетесь на нее.

Не редактируют резюме под конкретную вакансию. Внимательно читайте текст вакансии, изучайте потенциального работодателя, а потом корректируйте свое резюме перед отправкой в соответствии с информацией, которую нашли.

Размещают некачественные или фривольные фото. Такое фото характеризует вас. Оно может повлиять на то, позвонит вам рекрутер или нет.

Пишут с ошибками. Внимательно вычитывайте текст резюме перед отправкой.

Не структурируют текст, добавляют много ненужной информации. Такое резюме трудно читается.

Сохраняют резюме в pdf или других форматах, с которыми тяжело работать. Сохраняйте и рассылайте резюме только в формате .rtf / .doc.

Не выдерживают деловой стиль. То же самое, что и с нестандартным фото.

Не указывают конкретные цифры и результаты своих достижений в разделе с опытом работы. Серьезному работодателю важно понимать, как вы сможете повлиять на результативность его бизнеса.

Указывают не все свои контакты для связи. Пишите максимум контактов, так рекрутеру будет проще до вас достучаться.

Разглашают конфиденциальную информацию. Не говорите плохо о прежних работодателях и не выдавайте секретов.

Читайте также: