Какие права попадают под защиту международного пакта об экономических социальных и культурных правах

Обновлено: 08.07.2024

Из Международного пакта о гражданских и политических правах:

· v Право на жизнь (ст.6);

· v Запрет применения пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст.7);

· v Запрет содержания в рабстве и подневольном состоянии (ст.8);

· v Запрет принудительного труда (ст.8, п.3);

· v Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9 и 11);

· v Право на свободу передвижения и место жительства (ст. 12);

· v Защита иностранцев в случае депортации (ст. 13);

· v Право на справедливое публичное разбирательство в суде (ст.14);

· v Запрет признания виновным в совершении какого-либо уголовного преступления, которое согласно действующему в момент его совершения законодательству не являлось уголовным преступлением (ст.15);

· v Право на признание правосубъектности (ст.16);

· v Право на невмешательство в личную жизнь (ст.17);

· v Свобода мысли, совести и религии (ст.18);

· v Право на свободное выражение своего мнения (ст.19 и 20);

· v Право на собрания и свободу ассоциаций (ст. 21 и 22);

· v Право на вступление в брак и право создавать семью (ст. 23);

· v Право ребенка на такие средства защиты, которые требуются в его положении как малолетнего (ст.24);

· v Публичные права, в том числе право доступа к государственной службе (ст.25);

· v Запрет дискриминации (ст.26);

· v Особые права этнических, религиозных и языковых меньшинств (ст.27);

Из Международного пакта об экономических социальных и культурных правах:

· v Право на труд (ст.6);

· v Право на создание профсоюзов и вступление в них (ст.8);

· v Право на социальное обеспечение (ст.9);

· v Охрана семьи (ст.10);

· v Право на достаточный жизненный уровень (ст.11);

· v Право на охрану здоровье (ст.12);

· v Право на образование (ст.13);

· v Право на участие в культурной жизни и право на пользование результатами научного прогресса и защиту интересов, вытекающих из творческой авторской деятельности (ст.15).

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международ­ный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный про­токол к нему, которые вступили в силу в 1976 году. В 1989 году был при­нят второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и полити­ческих правах, направленный на отмену смертной казни.

Часть I обоих Пактов, состоящая из одной статьи (ст. 1), провозгла­шает право всех народов на самоопределение. Часть II содержит общие положения, как-то: равноправие мужчин и женщин в пользовании про­возглашенными в Пактах правами, недискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеж­дений, национального или социального происхождения, имуществен­ного положения, рождения или иных обстоятельств.

Обязательства государств по каждому из двух Пактов в отношении содержащихся в них прав и свобод различны.

Участники Пакта об экономических, социальных и культурных пра­вах обязуются принимать меры для того, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление прав, признаваемых в Пакте.

Участвующие же в Пакте о гражданских и политических правах го­сударства обязуются уважать и обеспечивать всем права, признавае­мые в нем.

Государства — участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах могут устанавливать ограничения в пользовании правами. Ограничения должны быть предусмотрены в законе данного государства, быть совместимы с природой таких прав и предпринимать­ся в целях общего благосостояния.

Более жесткие требования установлены в Пакте о гражданских и по­литических правах: государства-участники могут отступать от своих обязательств только в случаях чрезвычайного положения, которое офи­циально объявлено. Меры, предпринимаемые государством в таких ситуациях, не должны быть дискриминационными в отношении опре­деленных групп индивидов, и они не могут затрагивать специально ого­воренных в Пакте прав, как-то: права на жизнь, запрещения пыток, раб­ства и принудительного труда, долгового рабства и др. О принятых от­ступлениях государство-участник информирует через Генерального секретаря ООН всех других участников Пакта.

В отношении некоторых прав, перечисленных в Пакте, государства могут устанавливать ограничения в пользовании ими. Такие ограниче­ния должны быть предусмотрены в законе, они необходимы для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и быть совмести­мыми с другими правами, признаваемыми в Пакте.

Название каждого Пакта раскрывает круг прав и свобод, содержа­щихся в нем. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно подчеркивала равную ценность всех прав и свобод человека для развития свободной личности.

В рамках каждого Пакта создан и действует международный кон­трольный механизм.

Применительно к Пакту о гражданских и политических правах та­ковым является Комитет по правам человека, состоящий из 18 чле­нов, избираемых на четырехлетний срок с правом переизбрания госу­дарствами — участниками Пакта. Члены Комитета выступают в лич­ном качестве.

Ерофеева Оксана Викторовна, преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮУ имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам защиты права на социальное обеспечение в рамках Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Автором проводится анализ Замечаний Экономического и Социального Совета при ООН и делаются выводы о возможности их исполнения Российской Федерацией. В целях сокращения подобных замечаний и повышения эффективности внесудебных способов защиты социальных прав граждан предлагается создание внутригосударственного специализированного органа.

Ключевые слова: право на социальное обеспечение, средство правовой защиты, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, внесудебный способ защиты.

On protection of the right to social security within the framework of realization of the International Pact on Economic, Social and Cultural Rights

The article concerns the issues of protection of the right to social security within the framework of the International Pact on Economic, Social and Cultural Rights. The author analyses the Remarks of the UN Economic and Social Council and makes conclusions with regard to the possibility of execution thereof by the Russian Federation. For the purpose of reduction of such remarks and improvement of efficiency of extra-judicial means of protection of social rights of citizens the author proposes to create an internal state specialized agency.

Key words: right to social security, means of legal protection, International Pact on Economic, Social and Cultural Rights, extra-judicial means of protection.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17 Конституции Российской Федерации).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированном Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., предусмотрено право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9). В ст. 11 данного Пакта признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства обязаны принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

Однако для того, чтобы право на социальное обеспечение могло быть надлежащим образом реализовано, необходимо наличие конкретных гарантий, обеспечивающих в том числе в случае нарушения этого права его эффективное восстановление.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. ст. 45 и 46).

Как следует из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

Пункт 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах устанавливает, что каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 10 декабря 2008 г.). Российская Федерация не ратифицировала данный Протокол // СПС "КонсультантПлюс".

в) этот же вопрос уже был рассмотрен Комитетом или рассматривался или рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;

г) оно несовместимо с положениями Пакта;

з) оно является анонимным или представлено не в письменном виде.

Таким образом, созданное на международном уровне такое средство правовой защиты, безусловно, способствует соблюдению социальных прав, предусмотренных Пактом, в государствах, ратифицировавших названный Факультативный протокол.

Вместе с тем участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах государства, в т.ч. Российская Федерация, обязуются представлять доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в этом Пакте. Все доклады представляются Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направляет их экземпляры на рассмотрение в Экономический и Социальный Совет в соответствии с положениями настоящего Пакта. Государства представляют свои доклады по этапам в соответствии с программой, которая должна быть установлена Экономическим и Социальным Советом в течение одного года после вступления в силу Пакта по консультации с государствами-участниками и заинтересованными специализированными учреждениями (ст. ст. 16 и 17 Пакта).

Так, согласно Замечаниям общего порядка N 19, обращенного к государствам - участникам Пакта, по праву на социальное обеспечение, принятым 23 ноября 2007 г. Экономическим и Социальным Советом , любые лица и группы, право на социальное обеспечение которых было нарушено, должны иметь доступ к эффективным судебным или иным соответствующим средствам правовой защиты, как на национальном, так и на международном уровне . Все жертвы нарушений прав на социальное обеспечение должны иметь право на адекватное возмещение ущерба, включая реституцию, компенсацию, сатисфакцию или гарантии неповторения. Национальным уполномоченным комиссиям по правам человека и аналогичным национальным правозащитным учреждениям должно быть разрешено заниматься вопросами нарушения этого права. Как отмечается в замечаниях, в максимальных пределах имеющихся ресурсов должна предоставляться юридическая помощь по вопросам задействования средств правовой защиты. До осуществления каким-либо государством-участником или какой-либо другой третьей стороной какого-либо действия, препятствующего осуществлению права индивидуума на социальное обеспечение, соответствующие компетентные органы должны обеспечить, чтобы такие действия осуществлялись в соответствии с законом, были совместимыми с Пактом и предусматривали: а) возможность проведения надлежащей консультации с затрагиваемыми субъектами; б) своевременное и полное оглашение информации о предлагаемых мерах; в) заблаговременное уведомление о предлагаемых действиях; г) средства правовой защиты и обжалования, имеющиеся в распоряжении затрагиваемых субъектов; и д) юридическую помощь в получении доступа к средствам правовой защиты .

П. 77 - 81 E/C.12/GC/19. 4 февраля 2008 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций: E/C.12/GC/19. 4 февраля 2008 г.
Замечание общего порядка N 9 (1998 г.) о применении Пакта во внутреннем праве, п. 4 E/C.12/GC/19. Доступ на официальном сайте ООН.
Замечание общего порядка N 9 (1998 год) о применении Пакта во внутреннем праве.

В названных Замечаниях, адресованных государствам-участникам, указывается, что последние должны призвать судей, арбитров и юристов уделять большее внимание нарушениям прав на социальное обеспечение в ходе выполнения своих функций. Также указывается, что государствам-участникам следует уважать, защищать, облегчать и поощрять деятельность правозащитников и других членов гражданского общества с целью оказания помощи обездоленным и маргинализированным лицам и группам в осуществлении их права на социальное обеспечение.

Не поддается сомнению, что указанные социальные права должны прежде всего защищаться государством на национальном уровне. Такая защита должна быть обеспечена различными способами, в т.ч. путем использования государственных учреждений или с помощью специальных институтов. В любом случае государства-участники обязаны обеспечивать эффективное осуществление взятых на себя международными актами обязательств. Как отмечается Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, государства-участники обязаны признавать и обеспечивать осуществление прав человека, закрепленных в Международных пактах по правам человека, однако способы преобразования этих обязательств в правовые нормы в соответствующих государствах-участниках могут варьироваться .

См.: подборку замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. Международные договоры по правам человека. 27 мая 2008 г., т. 2. Организация Объединенных Наций. Доступ на официальном сайте ООН.

Давая рекомендации, Комитет призывает государства-участников в своем следующем периодическом докладе представить обновленную информацию о практическом применении Пакта, в т.ч. путем представления дезагрегированных данных и соответствующей статистической информации на сопоставимой ежегодной основе относительно выполнения законов и обеспечения практической результативности планов, программ и стратегий, осуществляемых в связи с реализацией различных прав, закрепленных в Пакте. Комитет также рекомендует собрать и включить в свой следующий периодический доклад подробную информацию о важных решениях национальных судов, в которых конкретно используются положения Пакта.

Между тем представляется, что исполнить вышеуказанную рекомендацию Российской Федерации будет достаточно проблематично, поскольку, как показывает судебная практика, суды применяют при разрешении конкретных споров нормы международного права в основной массе в целях усиления обоснования своей правовой позиции, основанной на нормах национального законодательства.

Кроме того, Комитет призывает Россию обеспечить подготовку на регулярной основе судей, адвокатов и прокуроров по вопросам возможности отстаивания в судебном порядке экономических, социальных и культурных прав и принять другие эффективные меры для обеспечения предоставления судебных или иных средств правовой защиты в случае нарушений экономических, социальных и культурных прав.

Думается, что одной из таких мер может быть повышение квалификации судей, адвокатов и прокуроров посредством привлечения высококвалифицированных специалистов из научной среды, специализирующихся по вопросам социального обеспечения.

При этом Комитет обращает внимание на неэффективность работы такого способа внутригосударственной защиты, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, поэтому Комитет рекомендовал государству-участнику широко распространять среди населения информацию о методах работы Уполномоченного по правам человека, а также призвал изучить возможность пересмотра требований в отношении приема ходатайств, в частности требования об исчерпании внутренних средств правовой защиты, с тем чтобы соответствующее обращение к Уполномоченному служило одним из альтернативных средств урегулирования жалоб.

Между тем, учитывая, что ч. 1 ст. 16 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусматривает возможность для обращения к Уполномоченному по рассмотрению жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих только в случае, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе, устранить данное ограничение, как к тому призывает Комитет, возможно лишь путем внесения соответствующих изменений в данную норму Федерального конституционного закона.

Названный международный орган ранее уже указывал, что одним из способов, посредством которого могут быть приняты меры по защите социальных прав, является деятельность национальных учреждений по защите прав человека. К числу таких учреждений относятся национальные комиссии по защите прав человека, управления омбудсмена (Уполномоченного по правам человека), общественные организации, "защитники" прав человека, народные посредники и народные защитники, создаваемые правительством, которые в значительной степени независимы от исполнительной и законодательной властей и учитывают международные стандарты в области защиты прав человека. Комитет пришел к выводу о том, что роль таких организаций по защите прав либо не возлагается на них, либо игнорируется ими, т.к. является второстепенной.

Так, в качестве мероприятий, которые могут быть возложены на подобные организации, Комитетом указываются следующие: а) поощрение просветительских и информационных программ, призванных содействовать повышению уровня знания и понимания экономических, социальных и культурных прав как среди широких слоев населения, так и среди конкретных групп, например государственных служащих, работников судебной системы, частного сектора и профсоюзного движения; б) тщательное изучение действующего законодательства и административных актов, а также законопроектов и других предложений с целью обеспечения их соответствия требованиям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; в) оказание технической консультативной помощи или проведение исследований, касающихся экономических, социальных и культурных прав, в т.ч. по просьбе государственных органов или других соответствующих организаций; г) определение общенациональных показателей, позволяющих судить о выполнении обязательств, предусмотренных в Пакте; д) проведение исследований и опросов с целью выяснения того, в какой мере конкретные экономические, социальные и культурные права осуществляются на общегосударственном уровне и уровне определенных районов и общин, находящихся в наиболее уязвимом положении; е) наблюдение за соблюдением конкретных прав, признанных в Пакте, и представление соответствующих докладов государственным органам и общественности; и ж) рассмотрение жалоб в отношении нарушения норм в области экономических, социальных и культурных прав, действующих в государстве.

С учетом представленных рекомендаций представляется, что в целях исполнения указанных замечаний и повышения эффективности внесудебных способов защиты необходимо создание такого органа, который бы являлся средством правовой защиты в случае нарушения социальных прав граждан и способствовал устранению нарушений прав граждан при реализации определенного вида социального обеспечения на внутригосударственном уровне, отвечал требованиям, предъявляемым Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам. Причем данный орган должен быть независим от органа, осуществляющего социальное обеспечение, а в его состав должны входить представители-специалисты от различных органов государственной власти и независимых национальных учреждений.

Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 10 декабря 2008 г.). Российская Федерация не ратифицировала данный Протокол.
Примечание. Аналогичная ситуация возникла в связи с появлением прав у граждан Российской Федерации обращаться в Европейский суд по правам человека при нарушении сроков рассмотрения дела в суде и сроков исполнения судебных актов. Принятием специального законодательства суд наделили компетенцией рассматривать дела о взыскании компенсации в связи с нарушением права на судопроизводство и права на исполнение вступивших в законную силу судебных актов. Таким образом, использование внутригосударственного правоохранительного механизма было направлено на предотвращение нарушений со стороны органов государства разумных сроков в сфере осуществления судопроизводства, исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также на уменьшение количества обращений граждан в Европейский суд по правам человека, а следовательно, и количество дел в этом суде, возбуждаемых против Российской Федерации.

Создание такого органа в Российской Федерации, выступающего в качестве специального внутригосударственного способа правовой защиты, позволит наиболее полно защитить права граждан Российской Федерации, существенно уменьшить количество их обращений в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, а следовательно, и количество замечаний и претензий, высказываемых в отношении Российской Федерации.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Ознакомьтесь со списком задач, которые необходимо выполнить, на странице обсуждения .

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКПЕ, ICESCR на английском языке) является многосторонним международным договором , принятым на 16 декабря 1966 г. от Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в резолюции 2200А (XXI). Он призывает государства-участники действовать в направлении постепенной реализации в полном объеме экономических, социальных и культурных прав, защищаемых Пактом, включая право на труд, право на здоровье, право на образование и право на адекватный уровень жизни. жизни. Пакт вступает в силу 3 января 1976 г. и ратифицирован 171 государством по состоянию на 25 января 2021 г. .

Пакт является неотъемлемой частью Международного билля о правах человека вместе со Всеобщей декларацией прав человека , Международным пактом о гражданских и политических правах и первым и вторым факультативными протоколами к нему.

Контроль за применением Пакта обеспечивает Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам.

Резюме

Источник

Пакт возник в процессе разработки Всеобщей декларации прав человека . Хотя первоначальное намерение состояло в том, чтобы принять единую конвенцию, признающую свод материального права на основе принципов, изложенных в декларации, в ходе этого процесса возникло очень четкое разделение между государствами в отношении статуса гражданских прав и политических прав. с одной стороны, и экономические, социальные и культурные права - с другой. Разногласия в конечном итоге привели к принятию двух отдельных текстов: один содержит гражданские и политические права, а другой закрепляет экономические, социальные и культурные права. Оба пакта были представлены на обсуждение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1954 году и были приняты в 1966 году.

Состав

Структура Пакта аналогична Всеобщей декларации прав человека и Международному пакту о гражданских и политических правах. МПЭСКП состоит из 31 статьи, которой предшествует преамбула и разделена на пять частей:

Первая часть (статья 1) защищает право всех народов на самоопределение, включая право свободно определять свой политический статус, свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие и свободно распоряжаться своим собственным. Богатству и их естественного Ресурсы. Государства-участники, несущие ответственность за управление несамоуправляющимися территориями и подопечными территориями, несут в этом отношении особые обязательства.

В третьей части (статьи с 6 по 15) излагаются защищаемые права. В эту часть входят:

  • Статья 1: право народов на самоопределение
  • Статья 3: равенство мужчин и женщин в отношении экономических, культурных и социальных прав
  • Статья 6: право на работу , руководство, обучение и т. Д.
  • Статья 7: справедливые и благоприятные рабочие условия , которые защищают жизнь с человеческим достоинством, ограничение рабочего времени и право на оплачиваемый отпуск
  • Статья 8: свобода ассоциаций , право на организацию и право на забастовку
  • статья 9: право на социальное обеспечение
  • Статья 10: защита семьи и материнства
  • Пункт 1 статьи 11: право на достаточный уровень жизни для себя и своей семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище
  • Пункт 2 статьи 11: право на свободу от голода и продовольственную безопасность
  • Статья 12: право на лучшее состояние здоровья , безопасностьздоровья и всеобщий охват услугамиздравоохранения
  • Статья 13: Право на образование , включая прогрессивное бесплатноесреднее и высшее образование
  • Статья 14: полное применение бесплатного обязательногоначальногообразования для всех
  • Статья 15: научные и культурные права

Четвёртая часть (статьи 16 до 25) касается механизмов мониторинга и отчетов , которые государства - участники обязуются представлять о мерах, принятых ими и о прогрессе , достигнутом. Также предоставляется возможность Экономическому и Социальному Совету Организации Объединенных Наций - теперь Комитет по экономическим, социальным и культурным правам - представлять Генеральной Ассамблее доклады, содержащие общие рекомендации о мерах, которые должны быть приняты с целью обеспечения всеобщего уважения. за признанные права.

Пятая часть (статьи 26 до 31) касается механизмов ратификации, вступления в силу и поправки Пакта.

Основные положения

Принцип прогрессивной реализации

Статья 2 Пакта требует, чтобы каждое из государств-участников:

обязуется действовать (…) в максимальных пределах имеющихся ресурсов с целью постепенного обеспечения полного осуществления прав, признанных в настоящем Пакте, всеми соответствующими средствами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам истолковал этот принцип как также налагающий минимальное основное обязательство по обеспечению соблюдения сущности каждого из прав. Любые намеренно регрессивные меры в этой сфере должны быть полностью обоснованы. Принятие законодательных мер и положений, направленных на борьбу с дискриминацией, а также признание обеспеченных исковой силой прав с соответствующими средствами судебной защиты были сочтены решающими в этом отношении.

Право на достаточный жизненный уровень

Статья 11 гарантирует право каждого на достаточный уровень жизни для себя и своей семьи, включая право на достаточное питание, одежду и жилище, а также на постоянное улучшение условий их жизни.

Факультативный протокол об экономических, социальных и культурных правах

Государства, ратифицировавшие (темно-зеленый) или только подписавшие (светло-зеленый) Факультативный протокол.

Факультативный протокол об экономических, социальных и культурных правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 2008 г. , и был открыт для подписания государствами 30 сентября 2009 г. . В Февраль 2013 , он достиг 10 ратификаций и, следовательно, вступил в силу 3 месяца спустя, 5 мая 2013 г. . В апрель 2020 , у него было 24 государства-участника.

До этого протокола не было возможности подавать жалобы на международном уровне на нарушения прав, закрепленных в Пакте ООН.

Я продолжаю знакомить вас с международно-правовыми актами, определяющими правовое положение инвалидов.

Сегодня я кратко расскажу еще об одном документе - Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, который был принят 16 декабря 1966 г.

Традиционно для международных актов в области основных прав и свобод человека в преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

В ряде положений Пакт об экономических, социальных и культурных правах пересекается с положениями международного Пакта о гражданских и политических правах, например, право народов на самоопределение, право свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами, запрет на какую-либо дискриминацию, равноправие мужчин и женщин и т.д.

Наибольший интерес для инвалидов представляют положения Пакта, закрепляющие право на труд, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья, право на образование.

В статье 6 рассматриваемого документа закреплено фундаментальное право каждого на труд. Право на труд включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Все государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности:

- вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия;

- условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

- одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

- отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Продолжая тему труда, в статье 8 Пакта закреплено право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору.

Права каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование, также гарантированы Пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Согласно ст. 12 Пакта все государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

К мерам, которые государства должны предпринимать для реализации данного права, в частности относятся:

- обеспечение условий для здорового развития детей;

- улучшение условий труда;

- предупреждение и лечение профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

- создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на образование (статья 13).

Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Политика государства в области здравоохранения, образования, труда, социального обеспечения инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, должна формироваться на основе базовых международных принципов и создавать такие условия, чтобы люди, имеющие проблемы со здоровьем, чувствовали себя полноценными участниками общества.

Каждый инвалид в России должен иметь возможность получить достойное образование, в том числе и профессиональное.

Государство, общественные организации и сами инвалиды должны способствовать созданию условий для реализации права заниматься трудовой деятельностью и получать достойное вознаграждение за свой труд.

Об этом подробно и много я буду дальше писать в своих статьях.

Подписывайтесь на канал!

Если у вас есть вопросы или предложения по темам, оставляйте их в комментариях или пишите мне.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА 1966 года - серия международных документов, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 года, включающая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политичических правах и протоколы к ним.

В от­ли­чие от пред­ше­ст­во­вав­шей пак­там Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка (1948 год), они воз­ла­га­ют на го­су­дар­ст­ва, ра­ти­фи­ци­ро­вав­шие их, юри­дические обя­за­тель­ст­ва по со­блю­де­нию про­воз­гла­шён­ных прав. Важ­ней­шие ис­точ­ни­ки ме­ж­ду­народного пра­ва прав че­ло­ве­ка.

Ме­ж­ду­народный пакт об эко­но­мических, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных пра­вах всту­пил в си­лу 3.01.1976 года (РФ как пра­во­пре­ем­ни­ца СССР уча­ст­ву­ет с 16.10.1993 года). Со­сто­ит из 31 ста­тьи. Со­глас­но пак­ту, все на­ро­ды име­ют пра­во на са­мо­оп­ре­де­ле­ние, сво­бод­но ус­та­нав­ли­вая свой по­ли­тический ста­тус и сво­бод­но обес­пе­чи­вая своё эко­но­мическое, со­ци­аль­ное и куль­тур­ное раз­ви­тие. Го­су­дар­ст­ва - уча­ст­ни­ки пак­та обя­за­ны обес­пе­чить рав­ное для муж­чин и жен­щин пра­во поль­зо­ва­ния все­ми эко­но­мическими, со­ци­аль­ны­ми и куль­тур­ны­ми пра­ва­ми; при­зна­ют за ин­ди­ви­дом пра­во на труд, соз­да­ние профессиональных сою­зов, за­бас­тов­ки (при ус­ло­вии его осу­ще­ст­в­ле­ния в со­от­вет­ст­вии с за­ко­на­ми ка­ж­дой стра­ны). Го­су­дар­ст­во - уча­ст­ник пак­та при­зна­ёт пра­во ка­ж­до­го че­ло­ве­ка на наи­выс­ший дос­ти­жи­мый уро­вень фи­зического и пси­хического здо­ро­вья, дос­та­точ­ный жиз­нен­ный уро­вень для не­го и его се­мьи, об­ра­зо­ва­ние, уча­стие в куль­тур­ной жиз­ни, поль­зо­ва­ние ре­зуль­та­та­ми на­учного про­грес­са и их прак­тического при­ме­не­ния.

Ка­ж­дое го­су­дар­ст­во-уча­ст­ник обя­за­но пред­став­лять Ге­не­раль­но­му сек­ре­та­рю ООН док­лад о при­ни­мае­мых им ме­рах и о про­грес­се на пу­ти к дос­ти­же­нию со­блю­де­ния прав, при­зна­вае­мых в этом пак­те. Для кон­тро­ля за вы­пол­не­ни­ем по­ло­же­ний пак­та уч­ре­ж­дён Комитет по эко­но­мическим, со­ци­аль­ным и куль­тур­ным пра­вам (18 чле­нов). В 2008 году Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея ООН при­ня­ла к это­му пак­ту фа­куль­та­тив­ный про­то­кол, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым го­су­дар­ст­во-уча­ст­ник при­зна­ёт ком­пе­тен­цию Комитета по эко­но­мическим, со­ци­аль­ным и куль­тур­ным пра­вам по­лу­чать и рас­смат­ри­вать со­об­ще­ния, по­сту­паю­щие от лиц или групп лиц или от их име­ни, ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что они яв­ля­ют­ся жерт­ва­ми на­ру­ше­ния го­су­дар­ст­вом-уча­ст­ни­ком каких-либо из прав, из­ло­жен­ных в пак­те.

Ме­ж­ду­народный пакт о гражданских и по­ли­тических пра­вах всту­пил в си­лу 23.03.1976 года (РФ как пра­во­пре­ем­ни­ца СССР уча­ст­ву­ет с 16.10.1993 года). Со­сто­ит из 53 ста­тей. Со­глас­но пак­ту, го­су­дар­ст­во-уча­ст­ник обя­зу­ет­ся ува­жать и обес­пе­чи­вать всем на­хо­дя­щим­ся в пре­де­лах его тер­ри­то­рии и под его юрис­дик­ци­ей ли­цам пра­ва, без ка­ко­го бы то ни бы­ло раз­ли­чия, как-то: в от­но­ше­нии ра­сы, цве­та ко­жи, по­ла, язы­ка, ре­ли­гии, по­ли­тических или иных убе­ж­де­ний, национального или со­ци­аль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, иму­щественного по­ло­же­ния, ро­ж­де­ния или ино­го об­стоя­тель­ст­ва.

В со­от­вет­ст­вии с пак­том не­отъ­ем­ле­мым пра­вом ка­ж­до­го че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся пра­во на жизнь. Ни­кто не дол­жен под­вер­гать­ся пыт­кам или жес­то­ко­му, бес­че­ло­веч­но­му или унич­то­жаю­ще­му его дос­то­ин­ст­во об­ра­ще­нию или на­ка­за­нию. В ча­ст­но­сти, ни од­но ли­цо не долж­но без его сво­бод­но­го со­гла­сия под­вер­гать­ся медицинским или на­учным опы­там. Ни­кто не дол­жен со­дер­жать­ся в раб­ст­ве, в под­не­воль­ном со­стоя­нии, при­ну­ж­дать­ся к при­ну­дительному или обя­зательному тру­ду. Со­глас­но пак­ту, ка­ж­дый че­ло­век име­ет пра­во на сво­бо­ду и лич­ную не­при­кос­но­вен­ность. Ни­кто не мо­жет быть под­верг­нут про­из­воль­но­му аре­сту или со­дер­жа­нию под стра­жей. Ка­ж­дый че­ло­век име­ет пра­во по­ки­дать лю­бую стра­ну, вклю­чая свою соб­ст­вен­ную. Все ли­ца рав­ны пе­ред су­да­ми и три­бу­на­ла­ми. Ка­ж­дый че­ло­век, где бы он ни на­хо­дил­ся, име­ет пра­во на при­зна­ние его пра­во­субъ­ект­но­сти. Ка­ж­дый че­ло­век име­ет пра­во на сво­бо­ду мыс­ли, со­вес­ти и ре­ли­гии.

Для кон­тро­ля за вы­пол­не­ни­ем пак­та уч­ре­ж­дён Комитет по пра­вам че­ло­ве­ка (18 чле­нов). В 1966 году Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея ООН одоб­ри­ла 1-й фа­куль­та­тив­ный про­то­кол к пак­ту, в ко­то­ром Комитет по пра­вам че­ло­ве­ка на­де­ля­ет­ся пра­вом при­ни­мать и рас­смат­ри­вать со­об­ще­ния от отдельных лиц, ут­вер­ждаю­щих, что они яв­ля­ют­ся жерт­ва­ми на­ру­ше­ний го­су­дар­ст­вом-уча­ст­ни­ком какого-либо из прав, из­ло­жен­ных в пак­те (РФ уча­ст­ву­ет с 01.01.1992 года). В 1989 году Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея ООН одоб­ри­ла 2-й фа­куль­та­тив­ный про­то­кол к пак­ту, на­прав­лен­ный на от­ме­ну смерт­ной каз­ни, в ко­то­ром ут­вер­жда­ет­ся, что ни од­но ли­цо, на­хо­дя­щее­ся под юрис­дик­ци­ей го­су­дар­ст­ва-уча­ст­ни­ка, не долж­но под­вер­гать­ся смерт­ной каз­ни (на 01.07.2011 года РФ не уча­ст­ву­ет).

Читайте также: