Кто имеет право на бесплатный проезд в городском транспорте в украине

Обновлено: 08.07.2024

Анна Маляр: Если от людей будут поступать массовые жалобы, то в конце концов услуги по перевозкам будут предоставляться качественно

Отказ водителя автобуса или маршрутного такси перевозить пассажиров льготных категорий является нарушением законодательства, рассказала кандидат юридических наук, эксперт-криминолог Анна Маляр. Юрист объяснила, что в законе нет нормы, определяющей, сколько льготников может быть в салоне за один рейс.

Участники АТО имеют право на льготный проезд в городском общественном транспорте с июня 2014 года, и водители не имеют права отказываться перевозить ни их, ни других пассажиров льготных категорий, объяснила в комментарии изданию “ГОРДОН” кандидат юридических наук эксперт-криминолог Анна Маляр.

"При входе льготник обязан предъявить удостоверение, дающее ему право на льготный проезд. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", участникам боевых действий в зоне АТО предоставляется льгота – бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта. Эта норма действует с июня 2014 года", – отметила она.

Если водитель отказывается перевозить льготника, то подать жалобу может как человек, которому было отказано в проезде, так и любой свидетель этой ситуации

"Иногда водители отказывают, объясняя это тем, что якобы есть норма – сколько льготников может быть в салоне за один рейс. Это нарушение, так как закон не устанавливает ограничения относительно количества льготных пассажиров, которые могут перевозиться за один раз в одном салоне. Поэтому такая отговорка является безосновательной – это официальная позиция власти, она не раз была обнародована. Если такое ограничение устанавливают сами перевозчики, они нарушают действующее законодательство", – добавила она.

По ее словам, если водитель отказывается перевозить льготника, то подать жалобу может как человек, которому было отказано в проезде, так и любой свидетель этой ситуации.

"В первую очередь отказ надо зафиксировать. Желательно, чтобы были либо свидетели среди пассажиров, которые могут подтвердить этот факт, либо можно использовать гаджеты, например, мобильный телефон, чтобы записать разговор с водителем", – разъяснила она.

Юрист рассказала, что пожаловаться можно перевозчику, который является работодателем водителя.

"В любом маршрутном такси обязательно должна быть информация о перевозчике – согласно закону "Об автомобильном транспорте" и правилам предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта. Нормативные акты не обязывают сообщать фамилию водителя, поэтому для жалобы надо зафиксировать номер автобуса, остановку или место, где находился автобус, по какому он шел маршруту, в какую сторону направлялся, а также число и время суток, когда произошел отказ. Все это нужно, чтобы перевозчик мог точно установить фамилию водителя", – сказала она.

По ее словам, перевозчик обязан применить меры дисциплинарного взыскания по отношению к водителю, отказавшемуся перевозить льготников – сделать выговор, вынести предупреждение или лишить премии.

"По закону, именно перевозчик несет ответственность за то, чтобы водитель соблюдал законы и права пассажиров", – отметила Маляр.

"Кроме перевозчика, с жалобами можно обращаться еще в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте, Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей на действия водителя и перевозчика. Кроме того, киевляне также могут звонить на номер контактного центра города Киева по телефону 1551", – сообщила юрист.

Она рассказала, что не так давно стала свидетелем ситуации, когда водитель киевской маршрутки отказался бесплатно перевозить участника АТО, и написала четыре жалобы.

"В ситуации, с которой я столкнулась, информация о перевозчике была заклеена рекламой. Если в салоне автобуса отсутствует информация о перевозчике, то в три эти инстанции можно пожаловаться не только на несоблюдение прав, допустим, участника АТО или другого льготника, но и на это нарушение", – отметила Маляр.

По ее словам, Госслужба по безопасности на транспорте должна провести проверку, так как именно она контролирует перевозчика, кроме того, в будущем у него могут возникнуть проблемы при получении лицензии на перевозки по этому маршруту.

"Я написала четыре жалобы. На протяжении месяца мне ответили три адресата – все, кроме перевозчика. Он тем самым нарушил закон об обращении граждан, который обязывает его ответить в течение месяца. Контактный центр Киева дал самый эффективный и быстрый ответ. Они установили фамилию водителя, значит, там провели расследование, и по отношению к нему будут приняты дисциплинарные меры. Также в ответе из контактного центра написали, что сообщили перевозчику о нарушении и будут принимать меры, чтобы подобного больше не произошло", – рассказала Маляр.

"Госслужба безопасности на транспорте ответила в европейском стиле: "Мы очень озабочены и обещаем разобраться". Кроме того, они сообщили о законодательном казусе: финансирование льготных перевозок пассажиров предусмотрено Бюджетным кодексом, то есть траты на эти расходы должны выделяться местным бюджетам из государственного. Но закон о госбюджете на 2016 год не предусматривает компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан. Фактически государство назначило льготу, но деньги на нее не выделило", – добавила она.

По ее мнению, государство должно искать другие источники финансирования и не отбирать у участников АТО и других льготников их привилегии.

"Инспекция по защите прав потребителей прислала мне фактически формальную отписку, эта жалоба оказалась неэффективной", – сообщила юрист.

"У нас есть такая проблема – пассажиры не знают своих прав, поэтому водители маршруток давно перешли границы, и не только вежливого поведения, но и требований закона. Если от людей будут поступать массовые жалобы, в итоге мы придем к результату – услуги по перевозкам будут предоставляться качественно", – заключила Маляр.

Государство предоставляет право на льготный проезд таким категориям граждан:

1. Ветераны войны:

– участники боевых действий (в том числе участники АТО) и приравненные к ним лица

– инвалиды войны и лица, приравненные к ним

– лица, сопровождающие инвалида войны первой группы

– лица, на которых распространяется действие Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и Международное соглашение от 12.03.93 о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним

2. Граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской АЭС:

– лица, которые отнесены к первой категории

– участники ликвидации аварии, отнесенные ко второй категории

– дети, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой

3. Ветераны труда:

– ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел и некоторые другие (согласно закону Украины "О статусе ветеранов военной службы и ветеранов органов внутренних дел и их социальной защите" от 05.04.01 №2373-III)

– пенсионеры по возрасту

5. Инвалиды:

– инвалиды I, II, III групп

– инвалиды по зрению I, II групп

– лицо, сопровождающее ребенка-инвалида

– жертвы репрессий – инвалиды или пенсионеры

– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся или учащиеся в учебно-воспитательных и учебных заведениях

Елена Бережнюк

Около 2,4 млн украинцев имеют право на льготный проезд в общественном транспорте. Кроме них есть еще 11 млн пенсионеров, которые также во многих городах ездят бесплатно. Чтобы сделать финансирование льготного проезда более прозрачным, в Министерстве социальной политики уже разработали документ, который предусматривает замену льгот выплатами.

Что предлагают в правительстве и чем рискуют льготники из-за монетизации, разбирался OBOZREVATEL.

Как может работать монетизация?

Сейчас в Министерстве социальной политики опять заговорили о монетизации льгот и разработали соответствующий документ. Еще в феврале его опубликовали на сайте Кабмина для общественного обсуждения. Как рассказал заместитель Министра соцполитики Виталий Музыченко, это новшество позволит уравнять в правах граждан, которые живут в больших городах и пользуются многими видами транспорта, и жителей небольших населенных пунктов, где транспорт ходит даже не каждый день.

Как уже известно, монетизация льготного проезда в общественном транспорте не станет обязательной. Она будет передана на рассмотрение местным советам, которые самостоятельно должны определить форму монетизации, размеры и периодичность выплат в зависимости от возможностей местного бюджета.

"Форма монетизации может быть абсолютно разной – наличные выплаты, зачисление денег на карту, или засчитанные поездки на карту. С учетом того, что в отдельных населенных пунктах развиваются электронные системы оплаты проезда, учета и т. д., орган местного самоуправления должен решать все эти вопросы самостоятельно", – заявил Музыченко.

В то же время, эксперты настаивают на том, что монетизация – единственная возможность дать общественному транспорту развиваться.

"Надеюсь, что правительство сможет поставить точку в этом вопросе и монетизация будет легализована полностью, – говорит экс-министр инфраструктуры 2016-2019 годов Владимир Омелян. – А не так, что льгота виртуально есть, но ее или не предоставляют, или тот, кто предоставляет, не получает компенсацию".

Перевозчики. Первые, кто выиграет от монетизации льгот – это перевозчики. Во многих городах льготный проезд сейчас доставляет им немало проблем. По закону средства на проезд льготников должны компенсировать из местных бюджетов. Но перевозчики часто жалуются: деньги или задерживают, или выделяют не в полной мере. Особенно от этого страдает коммунальный транспорт.

Если же льготы монетизируют, деньги за каждую конкретную поездку будут идти в бюджет предприятия. Соответственно, прибыль увеличится, и можно будет больше вложить в модернизацию движимого состава.

Пассажиры. Для пассажиров монетизация льгот тоже упрощает жизнь. Сейчас льготники часто сталкиваются с нежеланием водителей частных маршрутов брать их в салон, ведь это – потерянная прибыль для конкретного водителя. После монетизации льготников и не льготников нельзя будет отличить, и проблема отпадет.

Кроме того, если сейчас использование конкретных льгот часто ограничивается территорией проживания, то использовать средства от монетизации можно будет в любом уголке страны и на любом виде транспорта. А если вдруг вы не пользуетесь общественным транспортом – потратите их на другие цели.

"Когда льготник едет в метро туда и обратно, чтобы купить на 2 гривни дешевле хлеб, местному бюджету он стоит 16 гривен, – объясняет эксперт Ассоциации городов Украины Назар Миколюк. – Для него (условно, если он ездит два раза в неделю) монетизация даже на уровне 20 поездок, будет значительно выгоднее, чем бесплатный проезд, так как он самостоятельно сможет распорядиться монетизируемыми средствами".

Общины. Компенсация за проезд льготников часто становится черной дырой в местных бюджетах, это своеобразный рассадник для коррупционных схем. Даже если деньги выделили вовремя и в нужном размере – дойдут ли они до перевозчиков, еще вопрос. Система монетизации позволяет сделать распределение средств более прозрачным.

Какие подводные камни идеи?

"Риски всегда есть, безусловно, – утверждает Омелян. – Мы до конца не знаем, какую сумму компенсации на руки будут получать украинские граждане. В тех громадах, где пришли к монетизации льгот, были жалобы на то, что за эту компенсацию нельзя ездить даже две недели. Но нужно посмотреть с другой стороны, если за счет увеличение прибыли и улучшения логистики удастся выйти на более дешевый проезд, или, как в некоторых странах Европы, вообще бесплатный, такой вопрос отпадет".

Миколюк также подчеркивает, что любая льгота не может быть бесконечной, ведь объемы бюджета ограничены. Потому использовать средства нужно рационально.

"Если льготник привык ежедневно ездить по 5-6 раз, то ежемесячно он ездит 150-180 раз. Если взять, например, город Киев, то такой льготник обходится городу в 1200-1440 гривен. Неплохая монетизация получается, правда? И такой льготник в любом случае будет недоволен монетизацией, потому что ни одна община не выплатит ему ежемесячно такую сумму".

Проблемы финансирования. Монетизация льгот – дополнительная нагрузка на местные бюджеты. Но могут ли быть случаи, когда местный совет принимает идею монетизации, выплачивает средства льготникам, но в какой-то момент у него начинаются проблемы с финансами и жители вообще остаются без компенсации?

"Что монетизация, что другой способ организации льготного проезда, все равно требует существенных расходов из бюджетов общин, – говорит Миколюк. – Поэтому, община, которая не могла правильно перекрыть потребность своего коммунального транспорта, не будет даже думать о монетизации. А относительно того, останутся ли граждане вообще без льготы, то, по моему мнению, они полноценно лишились ее уже в 2016 году, когда государство сказало громадам выбирать: строить им садик, или, к примеру, платить государственному акционерному обществу "Укрзалізниця" за государственные льготы".

Идея с монетизацией хорошо показала себя на субсидиях, когда граждане смогли минимизируя потребление сэкономить часть денег и тратить их на другие нужды. Но будет ли такая идея успешной с проездом? Эксперты монетизацию поддерживают. Несомненно, финансирование станет более прозрачным. Перевозчики получат больше прибыли и смогут модернизировать транспорт. Граждане получат больше условий для мобильности. Льготники, которые ездили мало, даже смогут сэкономить часть денег. Но вот в больших городах подобная идея может обернуться для льготных категорий очередными финансовыми потерями, особенно, если, пользуясь льготами, они уже привыкли ездить много.

транспорт Львов

Фото из открытых источников

Кабинет министров Украины решил отменить льготы на проезд в общественном транспорте. Предполагается, что льготники будут оплачивать услуги на общих основаниях, а местные органы власти будут решать, кто получит компенсацию.

Подробнее о законодательной инициативе рассказываем подробнее.

Почему решили отказаться от льгот

Правительство Украины разработало и зарегистрировало в Раде законопроект №5651, который предусматривает отмену бесплатного проезда в общественном транспорте. Документ зарегистрировали 11 июня текущего года, а его инициатором выступил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Если сейчас льготнику достаточно предъявить документ, который разрешает бесплатный проезд, то после принятия проекта закона всем пассажирам придется оплачивать поездку на общих основаниях.

Льготникам планируют выдавать некоторую сумму, как компенсацию за проезд.

В пояснительной записке к проекту закона указано, что целью принятия акта является урегулирование вопроса предоставления льгот по оплате проезда и других льгот отдельным категориям граждан в денежной форме путем делегирования органам местного самоуправления полномочий по определению порядка предоставления и размеров денежной компенсации.

Какие изменения планируют ввести

Предложенный проект закона является, по сути, перечнем законов, в которые вносятся изменения. Транспортные льготы отменяются просто: из всех законов убираются пункты о том, что в транспорте можно бесплатно ездить "при наличии свидетельства установленного образца" или "электронного билета, который выдается на безвозмездной основе".

А в действующем законе "О транспорте" предлагают убрать пункт о том, что перевозчики обязаны "обеспечивать права на льготы гражданам по пользованию транспортом".

Так, "чернобыльцы", кроме бесплатного городского транспорта, имеют право на "бесплатный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно автомобильным или воздушным, или железнодорожным, или водным транспортом с правом первоочередного приобретения билетов". Эта норма остается. Но вместо "бесплатного проезда" будет "проезд с компенсацией".

Общественный транспорт

Фото из открытых источников

Другим категориям предусмотрена "50%-ная скидка стоимости проезда один раз в год до любого пункта. ". Значит, половину стоимости билета должны компенсировать, прислав бюджетные деньги на банковскую карточку льготника.

В закон вносится следующая норма: льготы на проезд предоставляются на основании соответствующих решений органов местного самоуправления, между гражданскими и военными администрациями в определенном ими порядке и размерах в форме денежной компенсации".

Хотя будут ли учитывать местные власти реальную стоимость купленного билета, или просто станут выдавать некоторые суммы для всех льготников – пока неизвестно. Порядок должно разработать правительство.

Какие еще льготы планируют монетизировать

Вместе с отменой бесплатных поездок в общественном транспорте в правительстве решили компенсировать и другие льготы.

Так, в законопроекте прописана монетизация льгот на стационарный телефон. У разных льготных групп они разные. Одни имеют право на бесплатное пользование квартирным телефоном, другие – на установку и подключение, есть 50%-е льготы по оплате и тому подобное.

Эти нормы будут несколько изменены-потребителям придется оплачивать услугу на общих основаниях, а соответствующая сумма будет выплачена ей из бюджета.

Так предлагают монетизировать льготы на ремонт дома, оплату коммунальных услуг, установку вневедомственной охранной сигнализации.

Предполагается, что закон должен вступить в силу с 1 января 2023 года. Сейчас законопроект предоставлен на ознакомление профильного комитета парламента. И чтобы нормы, прописанные в документе, заработали, законопроект должны принять в Верховной Раде, подписать спикер парламента, президент Украине и опубликовать в печатном СМИ.

программы канала ZIK

США-Китай-Россия: Кто с кем и против кого? |
Алексей Якубин в программе
Давление на оппозицию. Свобода слова. Ситуация на Донбассе. Вакцинация | Депутат Европарламента Максимилиан Кра, 15.05.21
США VS Турция: Почему Байден признал геноцид армян?
Обоснованно ли повышение коммунальных тарифов? Проект
Тарифы на коммуналку постоянно растут: Как справляются и что об этом думают украинцы? Проект

  • 31 декабря, пятница
  • 22:27 Требования к банкам, выдающим потребительские кредиты, вырастут с 1 января 2022 года
  • 21:03 Кабмин ограничил торговую надбавку на хлеб в Украине
  • 20:42 Виктор Медведчук: Я выступаю и буду выступать против внешнего управления США и Запада
  • 20:00 Экс-премьер Украины Николай Азаров подал в суд на СБУ и СНБО
  • 16:18 Путешествия в космос, велопрогулки в Чернобыль и летающие авто: Топ туристических событий 2021 года
  • 16:05 Кабинет министров уполномочил Минцифры блокировать платежи "єПідтримки" в случае нарушения
  • 15:06 В МИД РФ ответили, закончится ли вооруженный конфликт на Донбассе в ближайшее время
  • 14:00 Зеленский отвлекает внимание критикой Порошенко и Ахметова, а весь удар власти приходится по Медведчуку
  • 12:00 Путин пригрозил Западу разрывом отношений в случае ужесточения санкций против РФ
  • 11:08 С 1 января в Украине закроются все центры вакцинации: Когда возобновится работа
  • 10:21 За последние сутки в Украине лабораторно подтвердили более 7 тысяч новых случаев COVID-19
  • 09:55 РФ продолжает перебрасывать войска к границе с Украиной, - CIT
  • 09:24 Джо Байден призвал Владимира Путина к деэскалации ситуации вокруг Украины и пригрозил последствиями
  • 08:59 Социальные гарантии для военных: Президент Зеленский подписал указ по обеспечению
  • 08:00 Виктор Медведчук: Закрыв 5 телеканалов, Зеленский показал, что борется с оппозицией и с оппозиционными телеканалами, которые поддерживают восстановление отношений с Россией
  • 30 декабря, четверг
  • 21:32 В Украине хотят изменить правила дорожного движения: Что могут ввести
  • 19:26 Кабмин отсрочил увеличение минимальной заработной платы учителям
  • 17:46 С 1 января украинским чиновникам повысят зарплаты: Сколько будут зарабатывать
  • 16:41 В Министерстве финансов рассказали, какие ФЛП могут не пользоваться кассовыми аппаратами
  • 15:55 От Мальдив до Кубы: Топ стран, чтобы провести зиму на белоснежных пляжах

Читайте также: