Как передать исключительные права на фотографии

Обновлено: 16.05.2024

Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.

Инструкция по составлению договора

Договор исключительной лицензии заключается, если передаётся в эксклюзивное пользование результат интеллектуальной деятельности (программа ЭВМ, изображение, фотография и др.), на определенный срок. При этом автор не вправе передавать его в использование другим лицам, а также самостоятельно использовать этот объект интеллектуальной собственности теми же способами, которые указаны в лицензионном соглашении. Однако, автор сохраняет право доработки результата интеллектуальной деятельности, модификации и создания на его основе новых результатов.

Шапка договора

Здесь необходимо указать место и дату заключения соглашения, и реквизиты сторон. Сторонами в данном случае будут выступать:

  • Лицензиар — лицо, предоставляющее другому лицу право на использование объекта лицензии.
  • Лицензиат — лицо, приобретающее у собственника (лицензиара) право использования результата интеллектуальной деятельности.

При этом сторонами могут выступать как физические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Предмет договора

Чтобы переданные права на результат интеллектуальной деятельности были признаны исключительными, это должно быть прямо прописано в тексте заключённого между сторонами соглашения. То есть можно прописать, что права предоставляются на основании исключительной лицензии, либо прописать запрет на заключение лицензионных договоров с третьими лицами, но лучше всего указать и то, и другое.

Обязательным является указание предмета соглашения, то есть результата интеллектуальной деятельности, право использования которого передаётся по договору. При этом в тексте должны быть указаны характеристики и описание РИД, например, можно перечислить следующие характеристики: жанр, тематика, исключительные особенности произведения, язык программирования и функционал программы, особенности построения и назначения базы данных, и иные сведения, позволяющие идентифицировать результат интеллектуальной деятельности.

Права и обязанности сторон

Ещё одно обязательное условие, которое нужно прописать в тексте соглашения — это способы использования объекта. По закону Лицензиат приобретает право использования объекта исключительного права только способами, прямо указанными в лицензионном договоре. Поэтому в разделе о правах и обязанностях сторон укажите весь список прав, которые передаются Лицензиату.

В договоре можно обозначить территорию использования прав, если территория в договоре не указана, Лицензиат вправе осуществлять использование РИД на всей территории Российской Федерации.

Укажите в этом разделе на какой срок Лицензиар предоставляет права на использование объекта интеллектуальной деятельности.

Также можно прописать в соглашении обязанность Лицензиата предоставлять отчёты об использовании РИД ежемесячно, ежеквартально, ежегодно или в иной срок. Или можно указать, что отчёты предоставляются по требованию Лицензиара. В отчётах может указываться способ использования, информация о проданных экземплярах: количество экземпляров, стоимость, территория распространения и т.д. По сути, отчёт — это формальность, которая позволяет правообладателю отслеживать, используется ли произведение в рамках договора или нет.

Порядок выплаты вознаграждения

Исключительная лицензия обычно предполагается возмездной, поэтому определите в договоре размер вознаграждения, которое может быть единовременным, выплачиваться периодически или рассчитываться в зависимости от объема использования (от дохода за использование результата интеллектуальной деятельности).

Обязательно пропишите срок, в течение которого должно быть выплачено вознаграждение. Можно также указать способ выплаты: обычно это происходит путём перечисления денежных средств на расчетный счет Лицензиара.

Ответственность сторон

Каждая из сторон должна нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Лицензиар со своей стороны должен гарантировать, что он является законным правообладателем прав на объект интеллектуальной деятельности и на момент подписания договора ему ничего не известно о правах третьих лиц, которые могут быть нарушены.

Если Лицензиар нарушит свое обязательство по передачи прав, то вторая сторона может расторгнуть договор и требовать уплаты неустойки. Также если Лицензиат не выплатит в срок вознаграждение, Лицензиар может в одностороннем порядке отказаться от настоящего договора и потребовать уплаты неустойки. Размер неустоек должен быть адекватным. Обычно указывают 0.1-1% от суммы договора.

Сейчас каждый из нас может создать фотографию одним касанием. Развитие технологий позволило делать фотографии всем, у кого есть телефон. В настоящее время фотографий настолько большое количество, что, кажется, будто они и вовсе не имеют ценности. Однако, это не совсем так.

Как бы легко и обыденно не было фотографирование, вы становитесь автором каждой сделанной вами фотографии, и у вас возникают соответствующие права.

Если вы сделали фотографию, а потом кто-то использовал ее в рекламе, иллюстрации, разместил у себя на сайте или странице в социальных сетях, то ваши права на данную фотографию будут считаться нарушенными, и вы можете предпринять меры по их защите.

Что можно получить?

В соответствии со статьями 1251, 1252, 1301 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) вы, в частности, вправе требовать:

- запрета использовать фотографию;

- возмещения убытков либо компенсации за нарушение исключительного права (от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб.);

- компенсации морального вреда.

Следовательно, у фотографий есть ценность в денежном эквиваленте, так как, фотографируя и размещая фотографии, при обнаружении их незаконного использования другими пользователями вы можете взыскать с них убытки и моральный вред за каждую фотографию и каждое нарушение.

Какие фотографии можно защищать?

Необходимо обратить внимание, что правовой защите подлежит любая фотография. Даже если на ней изображена кирпичная стена - это объект интеллектуальной собственности. Доводы нарушителя о том, что такая фотография не является эксклюзивной, не имеет коммерческой ценности или творческого характера, не влияют на факт нарушения ваших прав и не являются правовым основанием для освобождения нарушителя от ответственности. Законодательно это подтверждается положением статьи 1259 ГК РФ, согласно которой объектом авторского права являются фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии независимо от достоинств и назначения, а также от способа их выражения.

Таким образом, существенное значение имеет не ценность фотографии, а факт нарушения права авторства, то есть использование фотографии другим лицом без вашего разрешения.

При этом ценность фотографии имеет значение при разрешении другого не менее важного вопроса: определения размера понесенных убытков и компенсации морального вреда.

Ценность фотографии может стать решающим фактором при принятии решения об обращении за защитой прав в суд. Судебный процесс – сложная и длительная процедура. Поэтому прежде чем подавать иск, следует рассчитать сумму вероятного выигрыша и соотнести ее с размером судебных издержек. Примерную сумму выигрыша можно определить по итогам анализа судебной практики по схожим делам. Цена фотографии может определяться также стоимостью ее продажи контрагентам в коммерческих отношениях (например, стоимость фотосессии, цена услуг по составлению барного меню с использованием фотографий, цена услуг рекламодателю и т.д.). Необходимо также обратить внимание на то, что выигрыш дела в суде – половина дела. Нужно получить денежные средства с ответчика. Процесс взыскания денежных средств в исполнительном производстве может быть весьма длительным и трудоемким. Нужно оценить платежеспособность ответчика и возможность взыскания с него денежных средств.

Безусловно, в некоторых случаях моральное удовлетворение от самого факта выигрыша может быть дороже денег.

Подаем иск в суд, что дальше?

Считается, что истец (предполагаемый автор) не несет бремя доказывания: авторство презюмируется, а обязанность по его опровержению лежит на нарушителе (ст. 1250 ГК РФ). В связи с этим можно предположить, что достаточно подать иск в суд на нарушителя и далее не предпринимать никаких действий.

Однако это ошибочная позиция. Как минимум, она опровергается тем, что суд принимает решение по внутреннему убеждению. Значит, вы тоже должны убедить в суд, что вы действительно потерпевший и ваши требования обоснованы.

В условиях быстрого распространения информации и ее копирования, возникает справедливый вопрос: как доказать, что автор фотографии именно вы, а не кто-то другой? Поэтому основная сложность, с которой сталкивается автор, это необходимость доказывания собственного авторства.

Из статьи 1228 ГК РФ следует, что автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на фотографию или ее использование, а также граждане, осуществлявшие контроль за данным процессом.

Данная формулировка недвусмысленно позволяет сделать вывод, что доказыванию подлежит наличие творческого труда. Действительно, фотография может быть сделана под необычным углом, ракурсом, обработана по-особенному. Однако такая стратегия защиты вряд ли будет успешной.

Процесс фотографирования в общем виде состоит в простом техническом действии – щелчке кнопки/касании экрана телефона. Переходя от теории к практике, доказывание творческого труда – весьма сложная задача. Кроме того, суд не является экспертом или специалистом в сфере искусства и не может дать бесспорную оценку доказательствам внесения творческого вклада.

По всей видимости, законодатель также допускает это, в связи с чем, ввел менее творческое, но более реализуемое и определенное подтверждение авторства. Согласно ст. 1257 ГК РФ, по общему правилу, автором считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом.

Следовательно, сбор доказательств следует начинать с оригинала фотографии.

- наличие у предполагаемого автора исходного материала - необработанной фотографии (в связи с этим стоит осторожно подходить к вопросу хранения оригиналов и их передачи иным лицам);

- имя автора указано на оригинале в RAW-формате (необходимо указать в настройках камеры);

- нотариальный протокол осмотра цифрового фотоснимка/ материального носителя с фотографией;

- фотография размещена в блоге/странице в социальной сети/на сайте автора;

- на фотографии проставлены водяные знаки, маркировки автора,

Таким образом, в судебном процессе необходимо представить в первую очередь не творческие, а технические доказательства.

В связи с этим возникает вопрос: как доказать авторство, если фотография была сделана с чужого телефона или камеры? Полагаю, что если нет никаких письменных или вещественных доказательств, подтверждающих передачу автору в пользование технического устройства, то с большей долей вероятности авторство доказать не удастся. При этом можно сделать вывод, что для усиления своей позиции в суде также можно представить чеки/квитанции/договор купли-продажи на телефон и камеру, с которой производилась съемка.

Можно ли быть анонимным автором фотографий?

Да, вы имеете право на анонимность (ст. 1265 ГК РФ). Если вы размещаете свою фотографию в сети Интернет без каких-либо указаний на ваше авторство, то ваши права по-прежнему подлежат защите.

Ситуация, когда не известно, кто автор фотографии, довольна частая. В Интернете можно найти множество фотографий, которые никак не подписаны, не содержат знаков авторства, иные сведения об авторстве отсутствуют. Часто одна и та же фотография может быть размещена
на нескольких сайтах. В связи с этим, вероятность того, что права анонимного автора на фотографии будут нарушаться чаще, является большей, чем права лица, указавшего свое авторство.

Однако нарушитель не может ссылаться на то, что не знал, кто автор, и считал фотографию открытой для свободного использования.

Представляется очевидным, что Интернет – безграничное и открытое для миллионов людей пространство. И размещая в нем фотографию лицо выражает волю либо допускает ее свободное использование неограниченным количеством людей.
С точки зрения Европейского Суда по правам человека сеть Интернет ввиду ее общедоступности и способности хранить и распространять огромные объемы информации играет важную роль в расширении доступа общественности к новостям и в облегчении распространения информации вообще (постановления от 10.03.2009 г. по делу "Таймс Ньюспейпер ЛТД против Соединенного Королевства" и от 18.12.2012 г. по делу "Ахмет Йылдырым против Турции").

Однако в российской практике бытует своя точка зрения. По мнению Верховного Суда Российской Федерации Интернет не является местом, открытым для свободного посещения (см., например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 № 5-КГ19-228, дело № 2-3052/2018).

В целом, анонимность автора можно рассматривать как ловушку для неосмотрительных нарушителей. Однако в судебной практике пока не встречались решения, где суд делал вывод, что такое поведение является недобросовестным и не подлежит защите. Причины, почему автор выбрал анонимность, также не исследуются судом. Такая позиция объясняется тем, что даже если неизвестно, кто автор, фотографию использовать нельзя.

Тот факт, что актуальность фотографии и ее востребованность пользователями Интернета могут быть исчерпаны, также не является основанием для отказа в исковых требованиях.

Если дать ссылку на один из сайтов, на котором размещена фотография, это также не позволит избежать ответственности, так как фотография может быть использована на сайте тоже незаконно – без разрешения автора.

Анонимный автор не обязан объяснять, почему предъявляет иск не ко всем нарушителям, а только к конкретному. Право на защиту реализуется анонимным автором свободно. Однако возникает вопрос, как обращение с иском к одному из нарушителей без подачи иска ко всем остальным позволяет достигнуть цели защиты авторских прав? Пока судебная практика не содержит ответа на данный вопрос. Следовательно, допустимо подавать иск к нарушителю или нарушителям по своему усмотрению.

У анонимности есть и слабая сторона – автору нужно бережно хранить оригиналы фотографий и представить суду достаточные доказательства своего авторства. При указании сведений об авторстве позиция истца-автора будет сильнее и процесс защиты будет проще.

Дополнительно следует отметить, что при размещении фотографии в сети Интернет убедитесь, что на сайте, на котором вы решили разместить фотографию, нет условия о праве свободного использования любых размещаемых материалов. Как правило, социальные сети в своих правилах это указывают. В таком случае, возможность обращения в суд с иском о защите прав не возникнет и получить компенсацию вы не сможете.

Защита прав автора фотографии и получение им компенсации возможны!

Фотографируйте с удовольствием и храните ваши фотографии! :)

Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.

Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.

Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.

Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.

В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.

Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.

Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

1. ТЕРМИНЫ

1.1. Применяемые в настоящем Договоре термины означают следующее:

1.1.1. Автор– физическое лицо, творческим трудом которого созданы Произведения;

1.1.2. Агентство– сторона в Договоре, а в случае ее реорганизации или изменения организационно-правовой формы – ее правопреемники;

1.1.3. Произведения– фотографические произведения, созданные единоличным (иное должно быть отражено в Приложении №2 к Договору) творческим трудом Автора, оригиналы или копии, которых, а также права, на использование которых передаются Автором Агентству по настоящему Договору;

1.1.4. Стороны– Автор и Агентство, заключившие настоящий Договор;

1.1.5. Под Территорией, на которую распространяется действие настоящего Договора, понимается территория всего мира.

1.2. Заголовки статей Договора предназначены для удобства пользования текстом Договора и не будут приниматься Сторонами во внимание при толковании условий Договора.

1.3. Произведение не содержит изображений граждан, в связи с чем требования ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к настоящему Договору неприменимы.

2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

  • обнародовать (в отношении Произведений, которые не были обнародованы);
  • воспроизводить на любых материальных носителях в одном и более экземплярах; оцифровывать; записывать в память ЭВМ;
  • распространять путем продажи, обмена;
  • сдавать в прокат;
  • публично показывать;
  • доводить до всеобщего сведения;
  • сообщать (включая показ и передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир, сообщать (включая показ, передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств;
  • доводить Произведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к Произведению из любого места и в любое время по собственному выбору;
  • снабжать комментариями, примечаниями и прочим, размещать рекламную и иную информацию на экземплярах Произведений, а также в целях информации об Авторе и Произведениях и рекламы Произведений иным образом использовать, в том числе для создания мультимедиа.

2.2. Агентство вправе использовать Произведения указанными в п.2.1 Договора способами как полностью, так и по частям (частями), а также вместе с другими объектами интеллектуальной собственности.

2.3. Агентство вправе при использовании Произведений (их частей) способами, указанными в п.2.1 Договора, использовать и распространять информацию об Авторе и Произведениях, в том числе сведения, относящиеся к биографии и творческой деятельности Автора, обстоятельствах создания Произведений, предоставленные Автором.

2.4. Права по Договору передаются Агентству на срок 3 года, начиная с даты подписания Договора, на Территорию всего мира. Договор каждый раз автоматически пролонгируется на 1 год, если не позднее, чем за дней до окончания срока действия Договора ни одна из Сторон в письменной форме не уведомит другую Сторону о расторжении Договора. Обязанность Агентства произвести все финансовые расчеты с Автором в соответствии с настоящим Договором сохраняется и после прекращения действия Договора.

3. ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛОВ

3.1. Автор обязуется передать Агентству материалы:

3.1.1. оригиналы или копии Произведений в виде электронных файлов;

3.1.2. биографические сведения об Авторе;

3.1.3. информационные сведения о Произведениях (месте, времени, обстоятельствах создания).

3.2. Срок передачи материалов – в течение срока действия Договора по согласованию Сторон.

4. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

4.1. Предметом настоящего Договора не являются личные неимущественные права (право авторства и другие), которые в полной мере сохраняются за Автором Произведений. Агентство обязано указывать и требовать от своих контрагентов указания имени Автора при воспроизведении и публичном показе Произведений, а также по возможности будет указывать имя Автора, и требовать такого указания при любом другом использовании Произведений и (или) их частей.

5. ГАРАНТИИ

5.1. Автор передаваемых Произведений гарантирует, что Произведения были созданы его единоличным творческим трудом (в случае, если какое-либо из Произведений было создано Автором в соавторстве с другими лицами, на это по заявлению Автора должно быть указано в Приложении №2 к Договору).

5.2. Автор гарантирует, что обладает всеми правами, которые он передает Агентству по настоящему Договору, и что заключение Договора не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

5.3. Автор гарантирует, что является законным владельцем материалов, передаваемых Агентству по Договору, и подтверждает достоверность сведений, предоставленных им об Авторе и Произведениях.

5.4. При несоответствии действительности гарантий, заявленных в пп. 5.1 - 5.3 Договора, Автор возмещает Агентству все возможные убытки, включая упущенную выгоду.

5.5. Агентство гарантирует Автору своевременную выплату вознаграждения в соответствии с Приложением №1 к настоящему Договору.

6.1. Размер, порядок и сроки выплаты Автору вознаграждения за каждый вид использования Произведений по настоящему Договору определяются в Приложении №1 к Договору.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

7.1. В целях реализации настоящего Договора, популяризации творчества Автора, информирования общественности об Авторе и его Произведениях Агентство:

7.1.1. обязуется использовать Произведения в полном соответствии с условиями настоящего Договора и без ущерба для репутации Автора;

7.1.2. по своему усмотрению выбирает Произведения для использования на Интернет-сайте Агентства;

7.1.3. по своему усмотрению определяет все коммерческие и некоммерческие условия реализации полученных по Договору прав;

7.1.4. во всех отношениях с третьими лицами в связи с использованием Произведений выступает от своего имени;

7.1.5. вправе использовать имя Автора и биографические сведения о нем при использовании Произведений способами, указанными в настоящем Договоре, а также проведении рекламных кампаний в целях популяризации фотографического искусства и информации об Авторе;

7.1.6. несет все расходы, связанные с подготовкой для использования, сохранением и использованием Произведений по настоящему Договору, а также их рекламой. Автор не будет привлечен к ответственности по сделкам Агентства с третьими лицами, за исключением случаев нарушений Автором гарантий и обязательств, указанных в пп.5.1-5.3 Договора;

7.1.7. вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случае несоответствия действительности гарантий, заявленных Автором в пп.5.1-5.3 Договора;

7.1.8. обязуется своевременно выплачивать Автору вознаграждение на условиях и в порядке, определенных Приложением №1 к Договору. В случае задержки выплаты вознаграждения по вине Агентства оно обязано уплатить Автору пеню из расчета % от суммы задолженности за каждый день просрочки, но не более % от причитающейся суммы вознаграждения;

7.1.9. обязуется ежеквартально информировать Автора о количестве Произведений, реализованных за отчетный период, начисленных суммах вознаграждения и произведенных удержаниях;

7.1.10. в случае нарушения Автором гарантий и обязательств, заявленных в п.п.5.1-5.3 Договора, вправе приостановить выплату вознаграждения до полного возмещения Автором убытков, понесенных Агентством;

7.1.11. обязуется обеспечить надлежащее хранение переданных Автором материалов (а именно электронных файлов Произведений) в течение срока действия Договора или иного согласованного Сторонами срока;

7.1.12. Стороны соглашаются с тем, что будут совместно осуществлять судебное преследование лиц, неправомерно использующих Произведения. В случае обнаружения факта нарушения Автор может рассчитывать на правовую помощь Агентства по защите его исключительных авторских прав и оформляет соответствующие доверенности.

7.2.1. имеет право на получение вознаграждения на условиях и в объеме, определенных настоящим Договором;

7.2.2. имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации об использовании Произведений на основании Договора;

7.2.3. имеет право на квалифицированную правовую помощь Агентства по защите его исключительных авторских прав;

7.2.4. обязуется предоставлять материалы (электронные файлы, а также иные материалы, перечисленные в п.3.1 Договора) в пригодном для использования виде;

7.2.5. сохраняет исключительные авторские права на использование Произведений;

7.2.6. обязуется в течение срока действия Договора не передавать кому-либо исключительных прав на использование Произведений способами, перечисленными в п.2.1 Договора, поскольку это воспрепятствовало бы реализации прав и обязанностей Агентства, определенных настоящим Договором;

7.2.7. имеет право досрочно расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случае обнаружения недобросовестного исполнения Агентством своих договорных обязательств. В этом случае Договор утрачивает силу по истечении календарных дней после получения Агентством уведомления Автора о расторжении Договора.

7.2.8. лицом, на которое Правообладатель в случае своей недееспособности или смерти возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации, является гражданин Российской Федерации .

8. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

8.1. Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон.

8.2. Агентство вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке полностью или частично в случаях:

8.2.1. установления Агентством факта создания Произведения другим лицом либо факта участия третьих лиц в творческой работе по созданию Произведения (если последнее не было зафиксировано в Приложении №2 к Договору);

8.2.2. нарушения Автором гарантий и обязательств, указанных в пп.5.1-5.3 Договора.

8.3. Автор вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке по основаниям, указанным в п.7.2.7 Договора.

9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

9.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует в течение срока, определенного п.2.4 Договора.

9.2. Расторжение Договора в одностороннем порядке допускается лишь по основаниям, предусмотренным Договором.

10. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

10.1. Все приложения и дополнительные соглашения к настоящему Договору являются его неотъемлемыми частями.

10.2. Все изменения и дополнения к Договору действительны в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами или их полномочными представителями.

10.3. Возможные споры и разногласия по Договору решаются путем дружеских переговоров. При недостижении соглашения – в суде по месту нахождения Агентства (договорная подсудность).

10.4. По заключении Договора, предшествовавшие этому переговоры и переписка по вопросам, урегулированным Договором, теряют силу.

Фотографы и авторское право: как отсудить компенсацию за свой снимок

Фотограф из Москвы вряд ли сможет узнать о том, что его фотографию незаконно используют, например, для оформления ресторана в отдаленном регионе страны. Активное использование интернета и соцсетей тоже не помогает защитить права.


У правообладателя не хватает возможностей отслеживать копирование его фотографий в интернете. Как правило, если фотография ранее была выложена в сети, она может легко копироваться другими лицами, а установить количество таких копирований оказывается почти невозможно.

Но если обнаружить нарушение удалось – нужно зафиксировать его. Раньше допустимым доказательством был только нотариальный протокол осмотра интернет-сайта, рассказывает партнер и руководитель IP практики Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании × Екатерина Тиллинг. Но теперь суды признают и другие доказательства, которые позволяют снизить судебные издержки.

Найти ответчика

Если фотографию использовали в печатном издании, найти виновных довольно просто – в выходных данных издания, как правило, указывается издатель, что значительно упрощает определение надлежащего ответчика.

Намного сложнее найти ответчика при нарушении исключительных прав в интернете. По общему правилу, им является администратор домена – владелец интернет-сайта, объясняет Тиллинг. Если владельцем домена является физическое лицо, то получить информацию о нем будет достаточно сложно, поскольку данные о физических лицах в открытом сервисе WHOIS не размещаются. В таком случае может помочь адвокатский запрос, отмечает Шишанова.

Иногда нарушителем может быть пользователь. Для его идентификации может понадобиться обращение к администраторам – но и это не гарантирует успешного обнаружения ответчика. Ведь многие пользователи регистрируются в соцсети, предоставляя ненастоящую информацию о себе.

Внутренняя апелляция не лишает автора права на судебную защиту. В российской судебной практике есть примеры разрешения таких споров в пользу авторов. Например, в 2019 году фотограф из Сургута Михаил Батенев отсудил у музыкального лейбла 70 000 руб. за использование своего снимка на обложке трека исполнителя Pabl.a.

Доказать авторство

Еще одна сложность в спорах об авторских правах на фотографию – доказать свое авторство. Нередко правообладатели не могут доказать принадлежность спорных фотографий конкретным авторам, отмечает Климова. Например, если фотограф публикует свои произведения под псевдонимом.

Дополнительно можно указать метаданные фотографии, например: размер или разрешение фотографии, изготовителя устройства, режим измерения, время экспозиции, дату создания файла. Такие доводы принимаются судами и могут эффективно доказать авторство, если других способов не осталось.


Необходимо уделить особое внимание фактическим обстоятельствам: месту размещения фотографии, метаданным фотографии, особенностям создания фотографии и самому снимку.

Климова рекомендует использовать в качестве доказательств протоколы осмотра социальных сетей, где автор публикуется под собственным именем, а также резервные копии фотографии в облачных хранилищах – Google Drive, Яндекс.Диск и iCloud.

Формат снимка – RAW или JPEG – не должны сыграть роли в процессе доказывания. Евгений Орешин, советник практики разрешения споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × , напомнил о деле № А55-22784/2020, где фотограф доказал нарушение своих прав в споре с ВГТРК и отсудил 630 000 руб. 11-й ААС указал, что не во всех случаях создания фотографий у автора должна иметься фотография в формате RAW – ведь он может сам выбрать формат изображения еще до создания снимка, в меню фотоаппарата.

Договориться до суда или получить компенсацию?

Если договориться до суда не получилось, то самое надежное решение – требовать компенсации в твердой сумме: от 10 000 руб. до 5 млн. руб., полагает Тиллинг. Но, как и для любой компенсации, ее размер должен быть обоснован правообладателем. В случае, если правообладатель не понес значительных убытков от неправомерного использования фотографии, завысить сумму будет сложно.

Если она используется физическим лицом, то суд вряд ли присудит большую компенсацию, а взыскать деньги будет сложно, отмечает эксперт. Больше шансов на успех, если снимок неправомерно используется в коммерческой деятельности – например, в рекламе крупного бренда. Тогда и размер компенсации, скорее всего, будет больше, и вероятность ее получения – выше.

Практика Верховного суда

За последние годы Верховный суд вынес несколько интересных решений по спорам об авторских правах на фотографию.

Но, по словам Шишановой, это определение не разрешило проблему до конца. Судам все еще непросто определить, имело ли место именно цитирование фотографии для пояснения какой-либо конкретной мысли автора или это было самостоятельное использование фотографии именно в целях ее демонстрации.

В 2020 году коллегия ВС по гражданским делам разобралась в споре между фотографом Олесей Цейтлин и Минстроем России (№ 5-КГ19-228). Он касался снимка, на котором была изображена квитанция за оплату коммунальных услуг с банкнотами и монетами. Министерство использовало фотографию без разрешения на своем сайте в статье с интервью замглавы Минстроя.

Суды встали на сторону ответчика: никакого нарушения не было, потому что фотография сходна с другими подобными фотографиями и размещена на различных сайтах с возможностью ее копирования. Указания на автора ни на одном из сайтов не было, что означает размещение фотографии в свободном доступе.

ВС же указал: сам по себе факт размещения фотографии на множестве сайтов и без указания авторства не доказывает, что изображение находится в свободном доступе с возможностью копирования без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Кроме этого, Верховный суд отметил, что исходный цифровой файл фотографии и данные о серийном номере фотокамеры, на которую произведена съемка, являются бесспорными доказательствами авторства фотографии.

В итоге с Министерства в пользу фотографа взыскали компенсацию (сумма из документа вымарана).

Обычно кражей чужих фотографий занимаются небольшие компании, у которых отсутствует бюджет на покупку фотографий у фотобанков, либо те компании, владельцы которых не знакомы с законодательством Российской Федерации и не имеют в своем штате квалифицированных юристов.

Многие из них ошибочно полагают, что все фотографии, которые выкладывают пользователи в социальные сети, находятся в открытом доступе, в том числе доступны и для свободного коммерческого использования. Однако это не так – любая фотография, сделанная с помощью профессиональной камеры или на камеру смартфона, защищается авторским правом на основании ст. 1265 Гражданского кодекса, даже если она была размещена в Интернете. Пользователь как автор и правообладатель фотографии имеет полный объем интеллектуальных прав на фотографическое произведение, в том числе исключительные права, личные неимущественные и иные права.

Для правомерного использования чужих фотографий в коммерческих целях необходимо получить согласие автора или иного правообладателя, само наличие фотографии в Интернете еще не является разрешением. Стоит отметить, что статус бизнес-аккаунта в Инстаграм уже подразумевает под собой коммерческое использование.

Бесплатные фотографии для законного использования, в том числе для ведения бизнес-аккаунта, можно брать с архивов и фотостоков, которые работают с авторами по открытым лицензиям. Однако при работе с подобными ресурсами необходимо внимательно ознакомиться с условиями использования, так как зачастую для использования фотографий в коммерческих целях необходимо все-таки заплатить за использование конкретной фотографии или приобрести подписку.

Еще один механизм для законного использования чужих фотографий – это репост. Такой вид использования подходит, когда клиент оставил фотоотзыв, которым хочется поделиться со всеми. Для того чтобы сделать репост и не стать нарушителем, необходимо указать автора фотографии, а также указать первоисточник и ссылку на него.

Дополнительно стоит отметить, что, когда бренды заимствуют фотографии пользователей без разрешения, они нарушают не только интеллектуальные права, предусмотренные частью 4 ГК РФ, но и право на изображение гражданина, предусмотренное ст. 152.1 ГК РФ. Поэтому, даже если согласие на использование чужой фотографии не потребуется, то вот согласие на использование изображения гражданина получить все равно придется. Если гражданин позировал за плату, в том числе для фотобанков, а также изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Не требуется получение согласия на использование изображения гражданина, если оно осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. В большинстве случаев такое использование имеет место в СМИ в отношении политиков или знаменитостей. Данное исключение в основном применимо к так называемым "публичным фигурам", занимающим государственную должность или играющим существенную роль в сфере политики, экономики, спорта, искусства, а само изображение используется в связи с общественно значимым интересом к данному лицу и (или) в связи с текущей политической или общественной дискуссией. Здесь решающее значение имеет актуальность того или иного события (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В настоящее время в Интернете довольно сложно отследить случаи незаконного заимствования фотографий, а предотвратить такое незаконное использование практически невозможно. Сама по себе фотография – это результат интеллектуальной деятельности, который охраняется законом. Авторские права на произведение возникают автоматически в момент создания произведения и подлежат правовой охране без совершения каких-либо регистрационных действий. Такой подход с одной стороны способствует активному развитию творческой деятельности, а с другой – усложняет именно процесс защиты прав авторов и правообладателей.

Однако пользователи все-таки могут себя обезопасить от кражи фотографий в Интернете. Во-первых, рекомендую ставить на фотографии знак Сopyright. Проставление знака предупреждает других пользователей о том, что фотография охраняется авторским правом. Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "c" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения, например, "(с) Иван Иванов, 2021". Также за удаление информации о правообладателе предусмотрена дополнительная ответственность – компенсация нарушителем в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. в соответствии с подп. 1 ст. 1301 ГК РФ (ст. 1300 ГК РФ).

Во-вторых, пользователям рекомендуется выкладывать в сеть фотографии не самого лучшего качества, а оригиналы и вовсе никому не передавать.

В социальных сетях существуют свои службы поддержки, благодаря которым можно изначально доказать авторство фотографии за владельцем аккаунта, а в дальнейшем уже обратиться в суд.

Для защиты фотографий можно использовать и технические средства, которые блокируют возможность скачивания и копирования. Однако такая возможность доступна только для сайтов, а не для социальных сетей.

Обращаю внимание всех пользователей, что очень важно изучить пользовательские соглашения сайтов, на которых вы размещаете свои фотографии и другие материалы. Бывают случаи, когда авторы (правообладатели) загружают фотографии на определенную электронную площадку, сами передают полностью права для дальнейшего свободного использования.

Если пользователь все-таки обнаружил свою фотографию в Интернете, то ему необходимо предпринять следующие шаги:

Все чаще блогеры и обычные пользователи социальных сетей защищают свои интеллектуальные права в суде, а это значит, что "брендам" не стоит пренебрегать согласием авторов и правообладателей на использование фотографий.

В дальнейшем апелляционная инстанция вынесла такое решение: свободное цитирование возможно, но только для текста. Фотографию процитировать нельзя. Без разрешения ее можно использовать только как иллюстрацию в учебнике. Если блогер не давал согласия на использование его фотографий, это незаконно. Суд постановил заплатить блогеру по 10 тыс. руб. за каждый случай, а всего – 580 тыс. руб. Что касается авторства еще семи фотографий, которые не были подписаны, то блогер доказывать это не обязан. Суд напомнил, что если портал опубликовал такое фото, он тоже нарушил исключительное право автора. За это тоже придется заплатить по 10 тыс., то есть еще 70 тыс. руб.

Всего портал должен блогеру 650 тыс. руб. (дело № А65-12234/2016).

Из моей личной практики отмечу, что за каждое незаконное использованное фото запрашивают от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а моральный ущерб обычно присуждают минимальный – в размере 10 тыс. руб.

Получить согласие на использование чужих фотографий, лучше всего в письменном виде, но и подтверждение по электронной почте тоже является доказательством. Но в этом случае возникает сложность подтверждения в дальнейшем, что по электронной почте дал согласие автор фотографий, а не какое другое лицо.

Читайте также: