Как ознакомиться с жалобой

Обновлено: 02.07.2024

Изучив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, может возникнуть несколько ситуаций. Первая - все понятно, правильно и справедливо в данном случае можно просто оставить постановление на память. Вторая - по Вашему мнению, ничего непонятно и неправильно. Третья - когда все понятно, но неправильно и имеется необходимость обжаловать постановление.

Во втором и третьем случаях, чтобы понять, насколько объективно и полно проведена проверка, будет целесообразно ознакомиться с материалами проведенной проверки на основании которых принято такое решение. Для возможности последующего детального изучения этих материалов, используйте при этом технические средства фиксирования (фотоаппарат).

Для этого необходимо подготовить и подать заявление об ознакомлении с материалами проверки. В заявлении необходимо сослаться на нормативные документы, на основании которых Вас должны ознакомить с материалами. Образец заявления смотрите 1. Конституция РФ - ч. 2 ст. 24

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. ФЗ- 59 от 02.05.2006 - п. 2 ст. 5. Права гражданина при рассмотрении обращения.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3. Приказ МВД РФ № 707 от 12.09.2013 - п. 9, 9.2, 91 Инструкции

9. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

91. Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

4. Приказ СК № 17 от 19.09.2007 - п. 4.16, 5.1 Инструкции

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

5.1. Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации. В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Ссылка в заявлении на приказ МВД или следственного комитета в зависимости от того кем принято решение.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О

Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Защита интересов является основным правом человека, которое закреплено в Конституции РФ.

Что такое жалоба

С юридической точки зрения, жалоба - это наиболее действенный метод защиты прав и свобод. Стоит учесть, что данный вид обращения всегда имеет последствия. Поэтому, если предметом жалобы является надуманная обида со стороны гражданина, которая подкреплена только нормами морали, стоит задуматься о целесообразности ее составления.

Жалоба является официальным документом, претензией, с помощью которой лицо может заявить о нарушении своих законных прав. Иными словами, жалоба - это отправная точка урегулирования конфликта.

В законодательстве не закреплена определенная форма написания жалобы. Претензия пишется в произвольной форме. Главное требование - четко и кратко описать сложившуюся ситуацию. Для того, чтобы грамотно аргументировать требования, рекомендуем проанализировать следующие нормативные документы:

Кроме вышеуказанных документов стоит ознакомиться с нормами локальных нормативно-правовых актов, которые выдаются органами местного самоуправления в конкретном регионе страны.

Основания для написания

Основными причинами написания жалобы являются:

  1. Грубое отношение со стороны должностных лиц и рядовых сотрудников.
  2. Некачественное обслуживание в сфере розничной или оптовой торговли.
  3. Вымогательство взятки. К данной категории можно отнести также любую вынужденную материальную благодарность должностному лицу. предприятий всех форм собственности.
  4. Отказ в предоставлении льготы.

Личные интересы могут быть нарушены не только государственными органами. Нередки случаи, когда нарушаются трудовые права гражданина. В подобных случаях не рекомендуется сразу обращаться с претензией в вышестоящие инстанции. Лучший способ решить конфликт с минимальными потерями - беседа с руководителем.

Личная или коллективная

Выделяют два основных вида претензий:

  1. Частная - подается от имени лица, права которого были нарушены.
  2. Коллективная - подается от имени 2-х и более лиц.

К коллективным обращениям всегда относятся с пристальным вниманием. Их никогда не игнорируют и всегда ставят на особый контроль.

Не стоит думать, что частные обращения бессмысленны. Правильно оформленная жалоба, смысл которой подкреплен законодательными нормами, принесет результаты.

Форма и содержание

Жалобы бывают устными и письменными.

Устное обращение уместно в основном в случаях обращения в диспетчерскую службу или в колл-центры крупных организаций. Для того, чтобы быть уверенным в том, что ваша претензия не будет проигнорирована, рекомендуем всегда уточнять контактные данные лица, которое приняло обращение к сведению, и порядковый номер обращения.

Письменная жалоба имеет ряд преимуществ. Однако, для положительно результата стоит учесть следующее:

  1. Обращение составляется в двух экземплярах. Один остается у адресата, другой - у заявителя.
  2. На копии, которая остается у заявителя необходимо ставить отметку о получении.
  3. Если нет возможности лично передать копию обращения в нужную организацию, воспользуйтесь услугами почты или курьерской доставки.

Законом не предусмотрен четкий регламент оформления жалобы. Однако при написании следует руководствоваться нормами деловой переписки.

Обычно структура обращения состоит из:

  1. Реквизиты сторон (иными словами, “шапка”).
  2. Описание проблемы.
  3. Требования заявителя.
  4. Дата и подпись заявителя.

Рассмотрим детально каждый пункт.

Реквизиты сторон

В “шапке” указывается наименование сторон, их адреса и контактные данные. Узнать точные контактные данные адресата можно либо на сайте организации, либо на любом официальном документе, который выдавала данная организация (например, приходно-кассовая накладная).

Реквизиты заявителя также должны быть прописаны в обращении. Обязательно указывайте актуальный номер телефона. Если жлоба носит коллективный характер, в качестве заявителя указывается один человек, от имени которого подается заявление.

Основная часть и описание проблемы

Текст жалобы составляется в соответствии с нормами деловой переписки. Недопустимо использование ненормативной лексики и чрезмерно эмоциональных высказываний. Однако, стоит учесть, что жалоба, написанная в разговорном стиле, не может быть отклонена. Все обращения граждан подлежат обязательному рассмотрению. Исключение - анонимные заявления.

Претензии заявителя должны быть подкреплены законодательными нормами. Но данное требование не является обязательным. Многие граждане не владеют достаточным объемом знаний в области права. Поэтому допускается изложение претензий заявителя без ссылки на статьи нормативных актов.

Приложения и показания свидетелей

Доказательные документы необходимы случаях, когда жалоба является следствием грубого нарушения прав заявителя. В тексте претензии необходимо в обязательном порядке указывать перечень этих документов в виде нумерованного списка.

Список свидетелей также указывается отдельным приложением к основному тексту жалобы. Помимо ФИО свидетелей, необходимо прописать их контактные данные (адрес места жительства и номер телефона).

Законодательством определен перечень государственных подразделений, в которые человек может обратиться с письменной жалобой. К ним относится:

    .
  1. Инспекция по труду.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Федеральная антимонопольная служба.
  4. Жилищная инспекция.

Выбор организации зависит от конкретной ситуации.

Органы прокуратуры

Сотрудники прокуратуры осуществляют надзорную деятельность по соблюдению требований действующего законодательства. Поэтому в их компетенцию входит рассмотрение всех видов жалоб.

Выделяют два временных периода рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры: сокращенный и общий. Общий период рассмотрения - 30 дней, сокращенный - 15 дней.

Сокращенный период применяется в случаях если:

  • подтверждение информации не нуждается в дополнительной проверке;
  • заявление подает уполномоченный по правам человека;
  • поступил депутатский или парламентский запрос.

Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 10 дней.

Инспекция по трудовым спорам

Данная инспекция выполняет следующие функции:

  1. Надзор за соблюдением норм трудового законодательства.
  2. Анализ обстоятельств, которые стали причиной трудового конфликта.
  3. Направление материалов дела в вышестоящие инстанции.
  4. Применение мер административного характера по отношению к виновным лицам.
  5. Расследование несчастных случаев на производстве.
  6. Участие в разработке локальных инструкций и нормативных актов, которые содействуют защите прав трудящихся.

На рассмотрение жалобы сотрудникам трудовой инспекции отводится 30 дней. Однако данный срок может быть продлен еще на 30 дней, если того требуют обстоятельства.

Жалоба в Роспотребнадзор

Предъявить претензию можно следующими способами:

Следует отметить, что прежде чем обращаться в Роспотребнадзор, заявителю необходимо предъявить претензии непосредственно “обидчику”, лицу которое нарушило права гражданина.

Максимальный срок рассмотрения жалобы - 30 дней. Срок продления может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Обращение в Федеральную антимонопольную службу

Обращение в данную службу всегда является следствием нарушения:

  • антимонопольного законодательства;
  • рекламного законодательства;
  • закона о закупках;
  • законодательства о градостроительной деятельности;
  • законодательства о контрактной системе.

Обращения рассматриваются территориальным органом в течение 30 дней с возможностью продления до 60 дней.

Претензия в жилищную инспекцию

Организация рассматривает обращения граждан по вопросам, касающихся:

  • эксплуатации жилых помещений;
  • несвоевременного или некачественного выполнения ремонтных работ;
  • начисления ежемесячных сумм по оплате жилищно-коммунальных услуг;
  • заключения договоров об оказанию услуг;
  • установки и эксплуатации учетного оборудования.

Срок рассмотрения обращений стандартный - не более 30 дней.

Наиболее оптимальный вид жалобы - это обращение в прокуратуру. Сотрудники данного надзорного органа стоят на защите прав и интересов граждан. Поэтому в большинстве случаев требования заявителя удовлетворяются в полном объеме.

Если у заявителя нет времени и желания разбираться в тонкостях законодательства, он вправе обратиться к специалисту, который в кратчайшие сроки составит оптимальный текст обращения.

Какими нормативными актами руководствоваться

Какими нормативными актами кроме Закона № 59-ФЗ органы МСУ должны руководствоваться при рассмотрении обращений граждан?

ОТВЕТ. НПА и их положения, которые надо применять при рассмотрении обращений, посмотрите в таблице ниже.

НПА и их положения, которые надо применять при рассмотрении обращений граждан
НПА и их нормы
Пояснение
Статьи содержат положения о запросах информации
Глава 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
Применяйте в части, касающейся подачи жалоб на качество предоставления государственных и муниципальных услуг
Региональные законы о дополнительных гарантиях права граждан на обращение
Проверьте, принят ли такой закон в вашем регионе. Региональные законы о порядке рассмотрения обращений граждан приняты в 2/3 субъектов РФ
Муниципальные акты, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан
Могут быть поясняющими. Муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан не должен противоречить федеральному и региональному

Что можно включить в муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан?

Ответ. В муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан можно включать:

  • положения методических рекомендаций, разработанных в этой области;
  • положения о распределении полномочий по рассмотрению обращений между подразделениями и сотрудниками органа МСУ с учетом его структуры;
  • внутренние сроки рассмотрения обращений;
  • порядок проведения личного приема, в том числе правила предварительной записи на него.

Не стоит включать в муниципальные акты то, что не предусмотрено Законом № 59-ФЗ. Например, не устанавливайте порядок ответа на телефонные обращения граждан или обращения в социальных сетях. Закон № 59-ФЗ ответы на такие обращения не предусматривает.

Как отвечать на коллективные обращения

На заметку: У каждого заявителя есть право на получение ответа (п. 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ)

1. Авторы коллективного обращения указали в нем лицо, с которым нужно вести переписку.

2. В региональном законе о рассмотрении обращений сказано, что переписка ведется с первым заявителем по списку.

Если ни одно из этих условий не выполняется, отправьте ответ каждому заявителю по списку.

Какими способами направлять ответы заявителям

Заявитель прислал обращение на электронную почту. Можно ли ответить ему по обычной почте?

ОТВЕТ. Вы обязаны дать ответ по тому каналу связи, по которому гражданин обратился в орган МСУ. Исключение — если гражданин просит информировать его каким-то конкретным способом.

По общему правилу не нужно отвечать на одно обращение разными способами: например, и по электронной, и по обычной почте. Но вот ответ на досудебные жалобы в сфере муниципальных услуг при наличии просьбы от гражданина необходимо направлять и по почтовому, и по электронному адресу (ч. 8 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).

Обращение поступило по почте, но за ответом гражданин явился лично. Как поступить?

Как исчислять сроки работы с обращениями

Закон № 59-ФЗ предусматривает три календарных дня на регистрацию обращения, если оно поступило по обычной или электронной почте. С какого момента исчислять этот срок?

На заметку: Это правило соблюдайте и в случаях, когда обращение поступило через форму обратной связи на сайте органа МСУ

Ответ. День поступления документа в орган власти считайте первым из трех дней. Если обращение поступило в пятницу, лучше его в пятницу и зарегистрировать. Это правило соблюдайте и в случаях, когда обращения приходят через форму обратной связи на сайте органа МСУ. Если гражданин сам пришел в орган местного самоуправления и принес обращение, лучше зарегистрировать его сразу же.

Не отказывайте заявителю, если он просит поставить отметку о получении на втором экземпляре обращения. Но закон не обязывает вас копировать обращение, чтобы вернуть заявителю копию с отметкой. Оформлять специальный документ о получении обращения вы также не должны.

15 рабочих дней — срок ответа на жалобы по вопросам предоставления муниципальных услуг. В остальных случаях рассматривайте обращения в течение 30 календарных дней

В какие сроки рассматривать обращения?

Все остальные сроки в пределах 30 дней орган МСУ прописывает в муниципальных правовых актах самостоятельно. Например, вы можете установить сроки передачи обращения должностным лицам внутри органа МСУ или сроки рассмотрения его структурным подразделением, в которое направили обращение.

Ответы на жалобы по вопросам предоставления муниципальных услуг давайте в течение 15 рабочих дней. Направьте заявителю ответ не позднее следующего рабочего дня после его подписания (ч. 8 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).

Как продлить срок рассмотрения обращения?

ОТВЕТ. Прежде чем вы продлите срок рассмотрения обращения, уведомьте об этом гражданина. Основания для продления укажите в уведомлении.

ОТВЕТ. Перенаправлять обращение гражданина другому органу для ответа по существу можно неограниченное количество раз. Но вернуть обращение органу, который направил его вам, нельзя. Уведомляйте гражданина о каждом перенаправлении.

Срок для ответа на перенаправленное обращение обычный — 30 дней. Он начинается с даты регистрации в последнем органе, куда поступило обращение.

На какие обращения отвечать обязательно, а на какие нет

Считать ли обращениями вопросы, поступающие через социальные сети?

ОТВЕТ. Законом № 59-ФЗ не установлено, что вопрос, поступивший через соцсети, — это обращение. Но орган МСУ вправе предусмотреть в муниципальном правовом акте возможность получения обращений через свой официальный аккаунт в социальной сети. В этом случае вы будете обязаны давать ответы на такие обращения.

Рекомендация: Чтобы подобные обращения не поступали, не размещайте в открытом доступе адреса служебной электронной почты сотрудников администрации

Обращение поступило не на официальную почту администрации, а на служебную почту ее сотрудника. Отвечать на него или нет?

ОТВЕТ. Если обращение поступило на служебную почту должностного лица органа МСУ, то его нужно зарегистрировать и рассмотреть. Либо перенаправьте обращение другому должностному лицу в соответствии с его компетенцией. Гражданин имеет право обратиться не только в орган местной власти, но и к его должностным лицам (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ).

Что делать, если поступило обращение на иностранном языке?

Давать ли письменный ответ, если обращение поступило на автоответчик?

Юридические лица присылают в администрацию свои коммерческие предложения. Обязан ли орган МСУ на них отвечать?

ОТВЕТ. Коммерческие предложения юридических лиц подпадают под действие Закона № 59-ФЗ, и некоторые муниципалитеты на них отвечают. Но если вы пропишете в муниципальном правовом акте, что такие предложения обращениями не являются, то можно на них не реагировать. Тогда прокуратура не сочтет это нарушением.

На заметку

Обращение содержит ссылку на материал или видео. Учитывать ли ее при подготовке ответа

В обращении вам могут предложить перейти по ссылке, скачать файлы или посмотреть видео. Важно помнить, что вы рассматриваете обращение только в том виде, в котором оно попало в орган власти. Вы не обязаны проходить по ссылкам, скачивать файлы или смотреть видео. Вы даете ответ только по существу той информации, которая указана в обращении.

Гражданин завалил муниципалитет обращениями. Что делать

ОТВЕТ. Можно, если суть вопроса в обращениях не менялась и по первому обращению не истек срок рассмотрения (определение Конституционного суда от 29.10.2020 № 2412-О).

Ситуация, когда гражданин направляет несколько одинаковых обращений, не редкость. Например, он посылает обращение по электронной почте, но подтверждения доставки не получает. Тогда он пишет и отправляет еще одно обращение, меняя или не меняя первоначальный текст.

При каких условиях орган МСУ вправе прекратить переписку?

ОТВЕТ. Вы можете прекратить переписку, если:

  • обращение содержит вопрос, на который гражданину уже неоднократно отвечали по существу;
  • гражданин не приводит новые доводы, не ссылается на новые обстоятельства;
  • гражданин ранее обращался по данному вопросу в этот же орган или к этому же должностному лицу.

В такой ситуации руководитель органа МСУ или другое должностное лицо вправе сделать вывод о безосновательности очередного обращения (ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Обязательно уведомьте гражданина о решении прекратить переписку.

АЛЕКСАНДР САВОСЬКИН, заведующий кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, д. ю. н., доцент

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. № 134-О “По жалобе граждан Андреевой Татьяны Алексеевны и Юрченко Даниила Вадимовича на нарушение их конституционных прав положением пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”


Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. № 134-О “По жалобе граждан Андреевой Татьяны Алексеевны и Юрченко Даниила Вадимовича на нарушение их конституционных прав положением пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, C.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

По мнению заявителей, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 18, 19 (часть 1), 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 55 (часть 3), поскольку в силу своей неопределенности позволяет органам государственной власти ограничивать доступ гражданина к ознакомлению с касающимися рассмотрения его обращения документами и материалами, которые содержат сведения, затрагивающие права, свободы и законные интересы других лиц, притом что в них отсутствуют сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.

2. В целях обеспечения участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства и в местном самоуправлении, а также следуя необходимости создания гарантий защиты прав личности в ее взаимоотношениях с государством в лице носителей публичной власти, Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), которое в совокупности с другими элементами правового статуса личности позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - способом оптимизации деятельности органов публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П).

Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления направлено, в частности, на обеспечение права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4, Конституции Российской Федерации). При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24, часть 2, Конституции Российской Федерации). Конституционное право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и конституционное право каждого на информацию могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Приведенные конституционные положения корреспондируют требованиям международно-правовых актов. Так, статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, признавая право каждого на свободу выражения мнений, включающее свободу получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства со стороны органов публичной власти и независимо от государственных границ, устанавливают, что осуществление данного права может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

2.1. Закрепляемое оспариваемым в жалобе законоположением право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, является конкретизацией конституционного права каждого на информацию, гарантией надлежащей защиты его прав, свобод и законных интересов при осуществлении им конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно статье 5 названного Федерального закона информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (часть 1); в зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию ограниченного доступа, т.е. доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2); информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на следующие виды: 1) свободно распространяемая; 2) предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) подлежащая в соответствии с федеральными законами предоставлению или распространению; 4) информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (часть 3).

При этом в соответствии с данным Федеральным законом ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне; федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение; запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами; порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (части 1-4, 8 и 9 статьи 9); запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10).

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривалась конституционность нормы, согласно которой при рассмотрении обращения госорганом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Условия - это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, и в указанных документах и материалах не содержится государственная или иная охраняемая законом тайна.

Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.

Право гражданина знакомиться с указанными документами и материалами является конкретизацией конституционного права каждого на информацию. Также это гарантия надлежащей защиты его прав, свобод и законных интересов при осуществлении конституционного права на обращение в государственные и муниципальные органы. То, что право знакомиться с документами и материалами увязано с периодом рассмотрения обращения, не исключает осуществления этого права и после направления гражданину уполномоченным органом, должностным лицом соответствующего ответа.

Запрещается требовать, чтобы гражданин предоставил информацию о своей частной жизни, и получать такие сведения помимо воли человека, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, уполномоченный орган (должностное лицо) в соответствующих случаях отказывает гражданину в доступе к указанным документам и материалам на том основании, что содержащаяся в них информация, затрагивающая права, свободы и законные интересы других лиц, хотя и не защищается в качестве охраняемой тайны, однако отнесена к сведениям, распространение которых в России ограничено или запрещено в порядке, установленном федеральным законом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: