В чем заключается политико правовое и социальное значение свободных демократических выборов

Обновлено: 02.07.2024

Выборы в политическом процессе — это способ избрания представителей органов управления и государственной власти посредством выражения политической воли граждан согласно действующему избирательному законодательству.

Политические выборы являются элементом создания и дальнейшего функционирования политической системы государства. Объектом политических выборов выступает государственная власть, а субъектом – общество, представленное дееспособными гражданами. Благодаря политическим выборам формируются как центральные, так и местные органы государственной власти, выдвигаются на выборные должности кандидаты (от главы правительства и президента до руководителей органов местного самоуправления).

Политические выборы подразделяются на:

  • президентские;
  • парламентские;
  • муниципальные (выборы в органы местного самоуправления);
  • очередные;
  • внеочередные;
  • дополнительные.

Разные выборы в различных странах имеют неодинаковый удельный вес и значение, что обусловлено значением и количеством представительных органов. Например, в Великобритании к выборным относятся органы самоуправления и нижняя палата парламента, во Франции - органы местного управления и обе палаты парламента, избирается президент.

Подготовка и проведение политических выборов сопряжены с большим количеством политических мероприятий, которые характерны для предвыборной компании и самих выборов. Вся совокупность данных мероприятий составляет избирательный процесс, который непосредственно проявляется в таких мероприятиях, как: сбор подписей при самостоятельном выдвижении своей кандидатуры, собрания в трудовых коллективах и др.

Абсентеизм – это уклонение граждан от участия в избирательном процессе.

Готовые работы на аналогичную тему

Абсентеизм является специфическим проявлением политической свободы личности. В тоже время тотальная политическая активность указывает на псевдоучастие и автократический характер существующего политического режима. Абсентеизм, в отличие от аполитичности, проявляется как осознанное неучастие в политической жизни, как отношение к политическому режиму и власти. Он указывает на отчуждение гражданина от власти, выступает показателем утраты доверия к политической системе, утраты интереса к политической деятельности.

В случае, если абсентеизм перерастет в массовое явление, он может начать представлять значительную угрозу легитимности власти, ведя к полной политической апатии или к экстремизму.

В ряде государств для снижения уровня аполитичного абсентеизма введены определенные меры: голосование по почте, по доверенности, по интернету. Для борьбы с абсентеизмом вводят обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей участвовать в голосовании) либо для стимулирования активности избирателей используют метод поощрений.

Роль выборов в политическом процессе

Роль выборов в политическом процессе различна. Она во многом зависит от типа политического режима и функционирующей политической системы государства. Например, если выборы в демократических государствах несут определяющее значение для стабильной работы политической системы, то в странах недемократического характера они не оказывают сколько-нибудь значительного влияния на политические процессы.

Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопарной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов избирается, а назначается.

Политические выборы – одна из наиболее важных составляющих механизма реализации власти.

Выборы играют большую роль в активизации политической деятельности населения, что выражается в:

  • формировании рационального политического мышления;
  • политической социализации населения;
  • эмоциональном выражении настроений населения;
  • доступности и эффективности способов влияния со стороны населения на официальные структуры;
  • механизме стабилизации режима;
  • возможностях для населения ощущать свою роль и значение в политической жизни страны.

Отдельные политологи утверждают, что политические выборы – это всего лишь определенный политический ритуал, который не оказывает реального влияния на политические процессы, протекающие в государстве. Эти утверждения основаны на том, что выдвижение на выборные должности какого-либо кандидата является главным образом прерогативой политических партий. Поэтому свобода выбора избирателей значительно ограничивается жесткими рамками. Избиратели могут выбирать только из тех кандидатов, которые утверждены конкурирующими политическими партиями.

Выявление сущности свободных выборов как политико-правового основания избирательного поведения. Содержательный анализ методов планирования электорального поведения населения. Нахождение реальных путей реализации стратегического плана выборной кампании.

Рубрика Политология
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 30.06.2018
Размер файла 31,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Выборы как политико-правовой институт избирательного поведения населения

Специальность 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология и политические процессы и технологии

Матханов Владимир Эдуардович

Работа выполнена на кафедре философии Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Балханов Гавриил Иванович

Официальные оппоненты: доктор политических наук Будаева Цыцык Батоевна

кандидат философских наук, доцент Голубев Евгений Александрович

Ведущая организация: Бурятская государственная сельско- хозяйственная академия им. В.Р.Филиппова

Актуальность проблемы исследования

Несмотря на то, что выборы стали обыденностью россиян, они все еще остаются неисследованными в полной мере как политико-правовой институт электорального поведения. Выборы сегодня - не просто факт голосования, а долгая и кропотливая работа по воплощению того или иного политического проекта. Кроме того, это мощная индустрия, в которой задействовано большое количество самых разнообразных ресурсов: людских, организационно-технических, инновационных, технологических, финансовых и пр. Во время выборной кампании определяются и соотносятся друг с другом различные политические интересы, выявляются избирательные предпочтения, планируется стратегия победы на выборах. Поэтому изучение характера избирательной кампании, анализ электорального поведения населения представляет предмет особого интереса как для политиков, так и для политологов.

Обозначенная проблема ещё в большой степени актуализируется тем, что концептуально-методологическая база и исследовательский инструментарий ещё не в полной мере разработаны. Это связано со значительным разнообразием изучаемого материала, а также с многочисленностью имеющихся методик как заимствованных из других сфер социально-гуманитарного знания, так и собственно политологических.

Степень научной разработанности темы.

Работы отечественных ученых в основном базируются на теоретико-методологические концепции западных аналитиков. Большинство исследований избирательного поведения так или иначе связаны с поиском объективных факторов, влияющих на исход выборов.

Следует выделить труды, посвященные проблемам избирательного поведения населения в Республике Бурятия. В целом они затрагивают различные аспекты избирательной кампании, проводится анализ проблем политической культуры и электорального поведения избирателей, исследование социально-демографических и профессионально-квалификационных факторов дифференциации электоральных предпочтений (Осинский И.И., Добрынина М.И., Дагбаев Э.Д, Крянев Б.П, Абаева Л.Л, Мэрдыгеева З.Р, Будаева Д.Ц и др.). Работы, посвященные анализу проблем избирательной географии, статьи, опубликованные в СМИ, а также ведомственные материалы, содержащие в публикациях избирательной комиссии Республики Бурятии; информационно-аналитические материалы, размещенные в сети Интернет (Данзанов Е.С, Нагорных И.Г и др).

Объектом исследования являются свободные демократические выборы как политико-правовой институт общества.

Предмет исследования - избирательное поведение населения в условиях свободных выборов и методы их планирования.

Цель работы автор видит в выявлении сущности свободных выборов как политико-правового основания избирательного поведения и содержательный анализ методов планирования электорального поведения населения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) анализ генезиса формирования псефологии - науки о выборах;

2) обоснование избирательного поведения населения как составной части политической культуры;

3) рассмотрение разных концептуальных подходов избирательного поведения населения;

4) выявление основных тенденций электорального поведения и методы их планирования;

5) нахождения путей реализации стратегического плана выборной кампании.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили системный подход, объективирующий оценки всей совокупности анализируемых в работе явлений, взятых в многообразии отношений, взаимосвязи и динамике. Большое значение для диссертации имели общенаучные методы познания - анализ, синтез, экстраполяция, абстрагирование, обобщение и другие. Также, наряду с общенаучными методами, важными для работы явились идеи основателей социологии выборов, объясняющих социально-политическую и психолого-поведенческую сущность избирательного предпочтения населения в условиях свободных выборов.

В результате исследовательской работы были получены следующие новые результаты:

2) проведен дескриптивный анализ исследовательских инструментариев и моделей избирательного поведения населения.

3) выявлены тенденции изменения электорального предпочтения и проанализированы методы их исследования.

4) проанализированы основные этапы планирования избирательной кампании.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) Избирательное поведение населения представляет собой одно из качественных проявлений социально-политического бытия как всего общества, так и личности, обусловленного состоянием политической культуры и отношением к власти.

2) Эволюция российского парламентаризма и его политическая профессионализация во многом определяется теми же тенденциями, что и в других странах Европы. Наряду с тенденцией к профессионализации к ним относится и тенденция к воспроизводству традиционных моделей парламентского представительства: 1) расширение социального состава как избираемых, так и избирателей; 2) ограничения доступа в сферу политики. Первая тенденция связана с демократизацией избираемой власти, а вторая - с профессионализацией.

3) Избирательное поведение населения обусловлено общим состоянием политической культуры общества и рассматривается как ее составная часть. Такой подход позволяет выявить динамику сочетания общего и единичного. Если политическая культура в общем смысле слова - это элемент политических процессов, то электоральное поведение - это элемент избирательных кампаний, в частности, выборов.

4) Важным аспектом научного познания избирательного поведения является разработка исследовательских инструментов. Мы исходим из того, что не существует универсальных моделей, отвечающим идеальным конструкциям. Применение моделей, базирующихся на предельных обобщениях, чревато искажением оценки объекта исследования, игнорированием его специфики. Обращение к дескриптивным конструкциям равнозначно отказу от попыток обобщения. Искусство исследователя состоит в адекватном сочетании двух подходов, ведущих и к обобщению и к описанию отдельных случаев.

5) Путь, ведущий к успеху на выборах, зависит от правильного планирования избирательной кампании. Несмотря на то, что каждая отдельная выборная кампания по своему уникальна, существуют общие принципы, которые можно применить ко многим кампаниям. К таковым относятся "месседж" и "метафора выборов".

Технология избирательной кампании - это планирование выборной стратегии, обеспечивающей победу кандидатам и политическим партиям. В диссертации изложена методика составления такого плана и возможность его реализации.

Изучение характера избирательной кампании, анализ электорального поведения населения представляют предмет особого интереса для студентов, изучающих теоретическую и практическую политологию.

Апробация полученных результатов

Основные теоретические положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях Народного Хурала Республики Бурятии, ВСГАКИ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

избирательный поведение электоральный

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, определяется степень научной разработанности проблемы, формулируются объект, предмет, цели, задачи, гипотеза и научная новизна результатов исследования, характеризуется теоретико-методологическая основа работы и раскрывается ее научно-практическая значимость.

Интерес к изучению выборов как политико-правового института электорального поведения населения обусловлен тем, что выборное представительство есть необходимый элемент демократии. Благодаря своему статусу избираемых депутаты являются связующим звеном между обществом и органами управления. Они выступают в качестве важнейшего канала, через который реализуют себя на политико-правовом уровне демократии.

Подлинно научное изучение выборов началось сравнительно недавно и отражало стремительный рост значения выборов как политико-правового института в социально-политической жизни различных обществ. Это было связано с практическими потребностями в изучении избирательного поведения населения. Отечественные ученые обратились к избирательной проблематике еще в доперестроечные времена. В начале ее изучение осуществлялось на теоретико-методологических концепциях зарубежных стран. К 2000-м годам они были в основном освоены и адаптированы к условиям России. Ныне у аналитиков науки о выборах накоплен достаточно обширный материал, обеспечивающий исследовательскую базу для теоретических обобщений. Перспективы ее дальнейшего развития представляются достаточно благоприятными. В этой связи актуальным становится вопрос о предмете псефологии, об отношении ее с другими обществоведческими дисциплинами. В работе дан анализ различных трактовок предметного поля науки о выборах и на основе их изложен авторский взгляд на предмет псефологии, который включает:

теорию выборов, изучение их природы в сопоставлении с другими способами формирования органов политической власти;

изучение теоретических и практических вопросов влияния выборов на функционирование различных политических институтов;

изучение избирательного поведения и технологий воздействия на него;

изучение различных аспектов деятельности участвующих в выборах политических сил;

анализ связанных с выборами политических ситуаций;

планирование выборных кампаний и выработка соответствующих методик.

В диссертации проведен сравнительный анализ развития европейского и российского парламентаризма, их политической профессионализации, выявлены некоторые тенденции, к которым относятся:

1) расширение социального состава как избираемых, так и избирателей;

2) ограничение доступа в сферу политики широких масс.

Первая тенденция связана с демократизацией избираемой власти, а вторая - с профессионализацией, обусловленной превращением политики в автономную сферу деятельности. Мы разделяем точку зрения тех аналитиков, которые считают, что утверждение парламентаризма предполагает не столько гармонию между управляющими и управляемыми, сколько внутренне конфликтное сосуществование профессиональных политиков и основной массы граждан. Изменение профессионализации предполагает способность депутатов к осознанию интересов избирателей, наличия у них навыков законотворческой и публичной политической деятельности, а также владение технологиями политического маркетинга, менеджмента и коммуникаций.

В диссертации предметно рассмотрено развитие российского парламентаризма, его модернизация, профессионализация на примере депутатского корпуса Госдумы четырех постсоветских созывов по таким параметрам как возраст, гендерный состав, образовательный уровень, этническая и конфессиональная принадлежность, социально-профессиональный состав, уровень преемственности депутатского корпуса, партийно-политическое и территориальное представительство. Проведенный анализ показал, что развитие российского парламентаризма во многом сходно с другими странами европейского континента. Существенное отличие заключается в уровне политического влияния Госдумы. По этому показателю она существенно уступает законодателям европейских парламентских республик. И одной из причин этого является российская традиция разделения властей при доминировании исполнительной власти над представительной.

Среди методов исследования избирательного поведения чаще других применяется опрос проголосовавших избирателей (exit-poll), который позволяет узнать кто именно пришел на избирательные участки и выявить факторы реального электорального поведения.

Большинство исследований электорального поведения так или иначе связаны с поиском объективных или субъективных факторов, влияющих на исход выборов. Тем не менее сам ход избирательной кампании часто остается вне поля зрения аналитиков. В результате остается не совсем ясным, почему та или иная политическая партия предпочла именно эту электоральную стратегию, и как это стратегия сказалась на итогах выборов.

Немаловажным фактором успеха в выборах является координация работы со своей политической партией и с другими избирательными штабами. Координация усилий и минимизация затрат является одной из основных задач политической партии в ходе предвыборной кампании. В работе обращается внимание на помощь других общественных организаций в практической реализации стратегического плана. Даже просто объявив, что такая-то организация поддерживает данного кандидата, можно повысить его рейтинг.

Для практической реализации плана важное значение имеет перечень вопросов, на которые следует получить ответы по рейтингу кандидата: насколько он известен избирателям, обладает ли он харизмой в общении с людьми, есть ли в биографии его нежелательные моменты, которые может использовать его соперник и т.д. В условиях жесткой конкуренции необходим привлекательный образ кандидата. На наш взгляд, основным критерием положительного имиджа кандидата является единство слова и дела.

При стратегическом планировании выборной кампании следует учитывать избирательную активность населения. Анализ материалов электоральной статистики позволяет заключить, что явка избирателей РБ была ниже среднероссийского уровня. В диссертации раскрыты основные причины абсентеизма (добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах). Существует прямая зависимость между материальным благополучием и отчужденностью людей от участия в выборах. Это является следствием того, что малоимущие слои населения оказываются не представленными в законодательных и исполнительных органах власти. И это закрепляет их ущемленное положение в обществе. Среди мотивов абсентеизма доминирующим является чувство собственной неполноценности и незначимости участия в выборах.

Стратегический план, описанный в диссертации, реализуется тактикой избирательной кампании. В отличие от стратегии тактика главным рбразом связана с информационным воздействием на избирателя, т.е. комплексом управления информационными потоками с целью формирования в сознании избирателей соответствующих избирательных предпочтений. Следовательно, основное назначение тактики - полнее информировать избирателей о кандидате, сформировать у них доброжелательное отношение к нему.

В заключении подведены общие итоги, сформулированы основные выводы, определены перспективные направления дальнейших исследований.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1) Матханов В.Э. Выборы как политико-правовой институт. [Текст] В.Э.Матханов // Вестник БГУ. Серия 5. Философия, социология. - Выпуск 12. - Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2006. - 0,5 п.л. (Статья по списку ВАК)

2) Матханов В.Э. Выборы как политико-правовой институт электорального поведения населения. [Текст] В.Э. Матханов. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - 6,5 п.л. (Монография)

3) Матханов В.Э., Балханов Г.И. Планирование электорального поведения. [Текст] В.Э. Матханов., Г.И. Балханов - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. - 4,02 п.л.

4) Матханов В.Э., Балханов Г.И. Выборы и электоральное поведение населения. [Текст] В.Э. Матханов, Г.И. Балханов - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - 2,52 п.л.

Подобные документы

Особенности и сущность понятия и факторов клиентелизма электорального поведения. Основные теории электорального поведения и их применения. Характеристика параметров электоральной конкуренции, на примере зарубежного и российского парламентского опыта.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 27.12.2008

Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества. Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее основные стадии и типы. Проблемы современного избирательного процесса. Нормативные источники, регулирующие выборы.

курсовая работа [45,1 K], добавлен 21.02.2009

Принципы избирательного процесса в Российской Федерации. Проблемы проведения выборов в регионах в соответствии с общемировой практикой. Организационные модели избирательного процесса в регионе. Информатизация и влияние СМИ на избирательный процесс.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 30.05.2012

Выборы как процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление граждан путем голосования. Социальные функции, виды выборов. Основные демократические принципы избирательного права. Избирательная система как главный регулятор выборов.

реферат [20,4 K], добавлен 28.03.2010

Особенности теорий представительства, которое может осуществляться путем доверительства, делегирования, мандата, пропорционального представительства. Изучение основных функций выборов, анализ избирательных систем. Характеристика электорального поведения.

Вы здесь: Главная Аналитический раздел Настоящее Политическая аналитика Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как инструмент демократии и непременный атрибут любого цивилизованного государства имеют длинную историю, однако формат данной статьи не позволяет обратиться к её рассмотрению. Поэтому сразу начнем анализ самой сути выборов, основываясь на результатах исследований, представленных в работах некоторых авторов.

Итак, считается, что существование любого современного демократического государства без периодического проведения свободных выборов попросту невозможно, поскольку именно выборы являются неотъемлемым институтом такого государства. Выборы являются наиболее цивилизованным способом борьбы за власть и смены руководства страны. Именно посредством выборов обеспечивается легитимизация власти и политической деятельности государства в целом [Кинзерская, И.Л. Избирательная система как институт современного демократического государства [Текст] / И.Л. Кинзерская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №8. С. 219].

В отношении мнения И.Л. Кинзерской стоит отметить, что далеко не только выборы являются инструментом, обеспечивающим легитимизацию власти. Так, во многих странах до сих легитимизация власти обеспечивается посредством передачи её по наследству, и если при этом соблюдены все законы этого государства, то такая власть несомненно считается легитимной. Конечно, это касается в основном стран Востока, но и в западном мире до сих пор существуют монархии, хотя властные полномочия самих монархов довольно сильно ограничены. Мало того, для Запада, гордящегося своими демократическими традициями, во многих государствах высшая власть до сих пор избирается не на основании прямого волеизъявления народа. Достаточно вспомнить избирательную систему США, где выбор президента осуществляет не американский народ напрямую, а специальные выборщики, назначаемые от каждого штата. Канцлером ФРГ и Австрии становится лидер партии, победившей на выборах в парламент. Такая система, кстати, очень распространена в Европе. И при этом никому не придет в голову оспаривать легитимность главы государства на том основании, что он был избран не на прямых выборах. Существует еще множество разных систем, при которых прямые выборы главы государства отнюдь не являются обязательным условием легитимности его власти.

В соответствии с положениями Конституции России, единственным носителем власти в стране является народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Законодатель не конкретизировал всё многообразие форм прямого народовластия. Однако указал, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014). Ч. 2 – 3 ст. 3].

Тем самым Конституция РФ допускает применение разных форм непосредственной демократии, из которых референдум очень редкое явление, имевшее место в современной России только однажды – собственно при принятии отечественной Конституции 1993 года. В то же время вторая форма непосредственной демократии - всеобщие выборы – получила в нашей стране повсеместное распространение. Так, сегодня посредством прямых свободных выборов избираются Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, депутаты Государственной Думы РФ (нижней палаты Федерального Собрания) – это федеральный уровень, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, главы исполнительной власти данных субъектов федерации – это региональный уровень, главы муниципальных образований (не везде) и представительные органы местного самоуправления – это муниципальный уровень (уровень местного самоуправления).

Для уяснения самой сути выборов следует отметить, что они представляют собой избирательную кампанию, растянутую во времени и включающую совокупность этапов определенных избирательных действий и процедур, которые регламентированы нормативно-правовыми актами. При этом принципиальным отличием выборов от простого назначения высокопоставленных чиновников исполнительной власти заключается в том, что выборы должны проводиться открыто и публично, без какого-либо административного принуждения и давления на избирателей со стороны государства, т.е. выборы должны обязательно быть свободными. Только такие выборы могу считаться демократическими. И только на таких выборах могут быть полностью реализованы гарантии избирательных прав граждан, являющиеся разновидностью гарантий прав человека и гражданина. Как отмечает, А.П. Уханова, это сложный институт избирательного права Российской Федерации, имеющий нормативную структуру, которая включает в себя не только гарантии реализации избирательных прав, но и гарантии их защиты, основания и порядок привлечения нарушителей к конституционной ответственности [Уханова, А.П. Информационное обеспечение выборов как гарантия реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации [Текст]. Дис. . канд. юрид. наук / А.П. Уханова. - Петрозаводск, 2015. С. 36].

Роль и место института выборов определяется теми функциями, которые они выполняют в политической системе общества, основными среди которых являются следующие:

1) Представительство общественных интересов. Так, в ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их важнейшие запросы, ожидания и чаяния;

2) Легитимизация власти, которая, будучи избрана народом в процессе осуществления демократически организованных выборов, становится легитимной. Доверие к такой власти больше, и подчинение ей осуществляется охотнее;

3) Функция социального барометра политической жизни. Так, итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу;

4) Рекрутирование политической элиты. Выборы – важнейший механизм обновления и формирования политической элиты. Они позволяют гражданам лично и непосредственно определять, кто именно достоин осуществлять властные полномочия;

5) Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан.

Однако выборы как институт демократического государства будут эффективными только в том случае, если соблюдены определенные условия. Назовем некоторые из них.

Итак, первым таким условием является существование уже сложившегося и достаточно сильного гражданского общества, развитую многопартийность как отражение многообразия социальных интересов, независимые от государства средства массовой информации, устоявшуюся законодательную базу и независимую и эффективную судебную систему.

В качестве второго условия эффективности выборов можно назвать наличие демократических принципов избирательного права. Так, соответствовать своему социальному назначению и быть эффективными выборы могут только в том случае, когда они основаны на определенных принципах, которые можно сгруппировать в две основные категории: во-первых, это принципы избирательного права, которые определяют статус и положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов, которые определяют основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.

Кроме того, важным условием эффективности выборов являются развитые отношения собственности, поскольку обладающему собственностью человеку есть, что терять и что защищать, а значит он будет очень ответственно относиться к своему выбору, касающемуся власти.

Таким образом, выборы являются важнейшим компонентом современной политики и представляют собой способ формирования органов управления и власти посредством выражения политической воли граждан (голосования), осуществленного по определенным правилам. Результатом выборов становится наделение избранных кандидатов властными полномочиями.

Социальная ценность выборов в том и состоит, что они по своему внутреннему смыслу являются одним из существенных моментов нравственного и политического самоутверждения граждан и осознания себя в качестве таковых. Это одновременно и способ политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающий его автономию, и юридически признанная за гражданами и их политическими объединениями возможность быть субъектами государственной власти и управления.

Разумеется, формально-юридическая возможность быть субъектом избирательного политического права не означает наличие действительной способности им быть. Но для этого и существуют выборы как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, публичного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и их объединений в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и контролируемой гражданами.

Современное понятие выборной демократии и законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом.

Избирательное право и избирательный процесс обнаруживают и фиксируют политологические и социологические характеристики власти, ее социополитическую динамику и структуру взаимоотношений между личностью и государством и, шире, культурно-исторический тип отношений властвования и господства, установившийся в обществе на той или иной стадии его развития. Через избирательное право и его систему просматривается не декларируемая, а реальная политическая структура, ее институты, нормы, ценности и правосознание общества и государства.

Избирательное право является базовой юридической структурой, внутри и в рамках которой через избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляются становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конституирование в качестве публично-правовой формы организации народовластия Именно избирательное право определяет два важнейших признака политической демократии – общенародный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) – только по итогам периодически проводимых выборов. Основное назначение избирательных технологий в любой их модификации – собрать отдельные частички народного суверенитета, носителями которого является каждый гражданин в отдельности, и в концентрированном виде делегировать его законно избранным представителям уже как политической публично-правовой корпорации.

Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с использованием важнейших политических ресурсов – времени пребывания у власти и методов ее перемещения в неоднородном социальном пространстве.

Как рост кандидатов в президенты влияет на результаты выборов в США?

Как рост кандидатов в президенты влияет на результаты выборов в США? Анализ данных о росте кандидатов в президенты США, проведенный статистиками из Пенсильванского университета, показал, что из последних 13 выборных кампаний в 10 побеждал тот из двух кандидатов, кто был

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В первые годы жизни дети учатся взаимодействовать с другими людьми и поддерживать взаимоотношения с ними. Они постепенно понимают, как вести себя в различных социальных учреждениях, таких, например, как школа. Социальным развитием называется процесс

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ При мажоритарной системе выборов для того, чтобы быть избранным, кандидат должен получить больше голосов, чем его ближайший соперник. Таким образом, победившему кандидату не обязательно набирать большинство голосов всех участвующих в

СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ Социальное движение добивается политических перемен, воздействуя на сложившуюся политическую систему извне. Социальные движения позиционируются на левом фланге политического спектра, однако руководствуются не традиционной марксистской идеей

3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции

3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. СВ. как вид связи представляет интегрированность действий,

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Понятие С.Д. введено М. Вебером: действием оно является постольку, поскольку действующий индивид (индивиды) связывает с ним субъективный смысл, а социальным - поскольку по

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО - понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. Идея СР. как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному. Философия античного мира,

Астрологическая подоплека парламентских выборов 2011 года

Астрологическая подоплека парламентских выборов 2011 года Небезынтересным и весьма символическим представляется тот факт, что на думских выборах в декабре 2011 года будут принимать участие семь партий. Сие сакральное число ассоциируется не столько с нотами, цветами радуги

Читайте также: