Как отозвать биометрические данные из сбербанка

Обновлено: 02.07.2024

сканирование данных

Что же такое биометрические данные?

Согласно определению, биометрические данные – уникальные биологические и физиологические характеристики человека, позволяющие идентифицировать его личность. Системы распознавания, основанные на этих параметрах, начали появляться в мире в 60-70-ых годах XX века, получив активное распространение уже в наше время. Эти параметры, так называемые биомаркеры, делятся на врожденные и приобретенные.

К первым относят:

  • отпечатки пальцев;
  • форма лица;
  • форма кистей рук;
  • венозная сетка рук и тела;
  • радужная оболочка глаз;
  • ДНК.

Ко вторым относятся:

В настоящее время российскими банкам, в том числе Сбербанком, наиболее активно используются две биометрические характеристики – лицо и голос.

Зачем банки собирают биометрические данные клиентов?

Основной причиной нововведения эксперты называют стремление банков к улучшению качества оказания онлайн-услуг. Благодаря биометрии, у клиентов появится больше возможностей для решения своих проблем, исключая посещение офисов Сбербанка. Например, теперь при обращении в контактный центр произойдет идентификация голоса вместо озвучивания кодового слова и паспортных данных. Биометрические технологии не только экономят время клиента, но и снижают расходы самого банка на содержание отделений и выплату зарплат.

Кроме того, внедрение биометрии позволит отслеживать должников и преступников, которые используют банкоматы, оснащенные видеокамерами. Это всё в свою очередь уменьшит риски мошенничества и использования чужих банковских карт.

Процедура сбора биометрических данных

Сдавать биометрию сейчас необязательно, более того принудить к этому никто не имеет право. Однако государство стимулирует банковские организации внедрять нововведения.

Итак, для того чтобы разместить свои показатели в Единой биометрической системе (ЕБС), необходимо прийти в офис банка с паспортом и СНИЛС. После этого подписывается двусторонний договор о согласии на прохождение биометрии и последующую обработку персональных данных в соответствии со 152 федеральным законом. Затем происходит запись голос клиента (необходимо произнести цифры от 1 до 10 и в обратном порядке), фотографируется лицо и составляется его трехмерная модель. Полученные данные при помощи портала Госуслуги выгружаются в ЕБС. Вся процедура занимает от 15-20 минут до полутора часов.

Специалисты рекомендуют обновлять свои биометрические данные каждые три года, дабы они сохраняли свою актуальность. А вообще срок согласия на хранение и использование биометрии составляет 50 лет.

Можно ли отказаться от такой услуги?

Разумеется, возможность отказа от биометрии присутствует. Но стоит иметь в виду, что с 2019 года Сбербанк внес изменения в условия работы: теперь при несогласии клиента пройти процедуру биометрической идентификации банк вправе отказать в предоставлении некоторых услуг без объяснения причин. В самом тяжелом положении оказываются заемщики, которым приходится предоставлять биометрию ради получения кредита.

О плюсах и минусах системы сбора биометрических данных

  • Увеличенная защита от мошенничества.
  • Отсутствие необходимости запоминать пароли и кодовые слова.
  • Своевременное решение срочных проблем, экономия времени клиента (особенно актуально для жителей отдаленных населенных пунктов).
  • Обслуживание без документации, уточняющей личность.
  • Недостаточная отладка процедуры сдачи биометрических данных.
  • Возникновение трудностей с распознаванием голоса при простудных .заболеваниях.
  • Несовершенство системы хранения персональной информации, возможность утечек и взломов.

Однако отечественные разработчики стремятся к безопасности пользователей, поэтому биометрические данные хранятся в ЕБС без привязки к персональным. Вся информация передается по шифрованным каналам, а изображение лица и голос сверяются по множеству параметров. Обработка биометрических данных происходит на оборудовании, сертифицированном по российским и международным стандартам. По мнению специалистов Ростелекома, вероятность ошибки системы – 1 к 10 миллионам.

Эксперты советуют сочетать биометрию с другими способами защиты: PIN-кодами, паролями, кодовыми словами. Это существенно улучшит сохранность и неприкосновенность персональных данных. Надо понимать, что биометрические параметры могут быть переданы только в государственные органы в целях исполнения требований законодательства, а также дочерним банкам.

Тем временем Сбербанк к 2020 году планирует оснастить абсолютно все свои банкоматы функцией распознавания по лицу. Другие финансовые организации также активно продвигают биометрические технологии в своих сервисах и приложениях. А это означает, что в дальнейшем они станут неотъемлемой частью нашей жизни. Со временем Единая биометрическая система начнет действовать в сферах медицины, образования, торговли. Но сейчас перед бизнесом и государством стоит другая задача – повысить привлекательность биометрии для рядовых граждан, развенчать все мифы, связанные с ней, обеспечить безопасность и конфиденциальность всех персональных данных.

Технологии близкого будущего: как работает биометрия в Сбербанке и что это дает клиентам?

Отпечаток пальца на смартфоне, бесконтактная оплата – все это начало длинного пути цифровизации, на которую нацелен весь мир. Уже не за горами будущее, когда платежные карты будут только виртуальными, а все операции можно будет проводить удаленно, используя собственные биометрические данные. Именно с этой целью в 2019 году была открыта государственная программа по созданию единой системы биометрических данных (ЕБС) в России, к которой присоединились большинство банков страны, в том числе и Сбербанк. Именно Сбербанк стал лидером по сбору биометрии, и обещает уже к концу 2021 года предоставлять многие услуги с помощью биометрии. Что это такое и для чего нужно, мы расскажем детальнее.

Что представляют собой биометрические данные?

Биометрия – это система, позволяющая идентифицировать личность человека, используя его уникальные физические характеристики (биометрические данные). В их числе: образец записи голоса, отпечаток пальцев и ладоней, рисунок кровеносных сосудов, радужки глаза, форма лица, а также поведенческие и физиологические характеристики, присущие конкретному человеку.

В обычной жизни мы идентифицируем голос на слух, или распознаванием лица близких собственными глазами. Но для банковской и глобальной системы нужны более точные электронные программы, которые способны распознавать человека по всем этим критериям без ошибок.

Примером использования биометрических данных являются терминалы в международных аэропортах, где происходит сверка отпечатков пальцев, снятых при оформлении загранпаспорта. Для этого разработаны сканеры, сопряженные с единой базой, в которой аккумулируются данные всех граждан, имеющих загранпаспорта.

Самой надежной биометрией является распознание по сетчатке глаза. Радужная оболочка глаза имеет уникальный рисунок, который остается неизменным на протяжении всей жизни. Однако проведение такой идентификации обходится довольно дорого.

Поэтому для банковской системы наиболее эффективны и доступны сканирование голоса и лица. На базе этих двух биометрических данных планируется проведение распознание клиента любым банком и порталом Госуслуги, что упростит доступ к большинству операциям даже без наличия паспорта, карты или мобильного.

Как осуществляется сбор биометрических данных и для чего это нужно?

Сервисы Сбербанка постоянно улучшаются за счёт внедрения новых технологий. Одним из последних нововведений является идентификация клиента по лицу и голосу. Считывание образца лица будет повсеместно проводиться в офисах банка, и с такой идентификацией клиентам больше не придется иметь с собой паспорт для получения услуг. Для проверки личности достаточно посмотреть в камеру в отделении банка. Уже сегодня эта технология тестируется в крупных офисах Сбербанка, а также на сайтах партнеров по Сбер ID, и планируется для использования при входе на официальный сайт банка.

Идентификация по голосу будет применяться в работе с контакт-центром. Буквально пары слов хватит для идентификации клиента при звонке на горячую линию – сотрудникам банка не нужно будет спрашивать ваши паспортные данные и тайное слово. Сразу после приветствия система распознает клиента и откроет информацию о нем.

Сбор биометрических данных осуществляется двумя способами:

Фактически процедура займет не более 2 минут. А в перспективе реально сэкономит время при идентификации и получении нужных банковских услуг.

Как подключить биометрию самостоятельно?

  1. Обратившись в офис банка;
  2. Использовав банкомат;
  3. Открыв настройки карты;
  4. В личном профиле Сбербанка.

Если в магазинах уже будет установлен сканер для оплаты по изображению лица, значит вам не нужно доставать карту, достаточно посмотреть в камеру, операция подтвердится, а деньги тут же спишутся со счета.

Так ли безопасна биометрия?

Сегодня мошенники все активнее используют сложные схемы, чтобы опустошать счета обычных людей. В большинстве случаев клиенты банков, сами того не понимая, дают доступ к своим картам, ответив на наводящие вопросы злоумышленников. По мнению экспертов в области кибербезопасности, единственный способ обезопасить себя и свои средства – надежно защитить их кодом, который невозможно получить обманным путем.

С помощью биометрии и создается уникальный код, в виде которого хранятся данные человека. База защищена сложной системой шифрования, что гарантирует ее сохранность даже в случае взлома мошенниками. Ведь код и ключ хранятся на совершенно разных серверах.

Подделать биометрические данные практически невозможно. Да и потерять их тоже довольно сложно, разве только если сорвать голос или сильно повредить лицо. Ваш ключ к идентификации всегда при вас, а значит осуществить большинство финансовых и других операций, можно даже не имея с собой документов для удостоверения личности.

Единственная серьезная проблема с использованием биометрии – это ее довольно высокая стоимость. Ведь оборудование для обработки данных должно быть максимально высокоточным, а программное обеспечение требует определенных навыков использования. Поэтому очень быстро биометрия работать, скорее всего, не сможет – все же есть определенный предел технологии.

Можно ли отказаться от использования ваших биометрических данных?

В интернете в последнее время появилось множество отзывов, в которых пользователи жалуются, что им отказали в оказании услуг, если они не согласились сдать свою биометрические данные. Стоит заострить внимание, что в Сбербанке сдача биометрических данных официально носит исключительно добровольный характер. Поэтому, если вам отказывают в предоставлении услуг, нужно сразу звонить на горячую линию или писать жалобу. Ведь внутренние документы не отменяют право на получение любых услуг при предоставлении паспорта.

Стоит заметить, что в письме с ответом банка вы прочтете, что помимо биометрии лица и голоса банк может в одностороннем порядке получить и другие ваши биометрические данные: образцы лица, голоса, рисунка кровеносных сосудов, ладоней, глаз, отпечатков пальцев, радужки сетчатки глаза, поведенческих характеристик и иных физиологических биометрических персональных данных для оказания банковских услуг.

После отзыва биометрии вы не сможете получить банковские услуги предложенным бесконтактным способом. Однако вы точно обезопасите себя от передачи ваших данных третьим лицам, что прямо прописано в условиях соглашения. Право на передачу ваших данных банку дает федеральная программа по созданию ЕБС с целью предоставления доступа к большинству услуг в различных организациях и банках, сдав единожды свои данные.

Если вы не хотите, чтобы данные ваши были доступны, вы имеете право их отозвать. В дальнейшем, если какие-либо операции будут все же проведены с помощью вашей биометрии, вы можете оспорить их через суд, предоставив ответ банка о запрете на использование полученных ранее данных.

Заключение

В целом глобальная цифровизация должна серьезно упростить жизнь людей, поэтому в сдаче собственных биометрических данных нет ничего страшного, тем более что полученные данные хорошо кодируются. По одному взгляду в камеру вам откроют карту, выдадут кредит, вы сможете воспользоваться большинством услуг на портале Госуслуг. Но если вы не желаете становиться частью этой системы, тогда вы имеете право отказаться от сдачи образцов голоса и лица и можете продолжать использовать привычный способ идентификации по паспорту.

можно ли отказаться от биометрии в сбербанке

В настоящее время большинство российских банковских учреждений, в том числе и Сбербанк, собирают биометрические данные клиентов. Целью применения такого способа идентификации личности является оказание банковских услуг удаленно. Однако не все желают проходить биометрию, клиентов интересует вопрос, как можно от нее отказаться. Рассмотрим подробнее, есть ли такая возможность и как это сделать.

Что такое биометрия в Сбербанке: описание процедуры подтверждения внешности

Любой параметр человека, который выражается в абсолютных значениях, является биометрическими данными. Данные бывают уникальными, которые получены с рождения, или динамическими, которые изменились со временем, например, лицо или голос.

Другими словами биометрия – это особенность внешности, уникальные характеристики, которые легко и безошибочно позволят идентифицировать личность. Совсем скоро станет привычным определение личности гражданина не по паспорту, а по уникальным биометрическим данным.

Система помогает клиенту дистанционно получить доступ к банковским услугам. И банку, и пользователю это выгодно и удобно. Особенно это удобным является для граждан, живущих в отдаленных населенных пунктах. Собранные данные вносятся в Единую Биометрическую систему.

Сбербанк собирает следующие данные для биометрии:

что такое и как работает биометрия лица

  • Лицо – делается фотография по специальной технологии, фото выглядит в виде фотографического объемного слепка. Если вы лично обращаетесь в банк – идентификация личности безошибочна.
  • Слепок голоса, чтобы была возможность удаленного взаимодействия с банком. Голосовая запись осуществляется с помощью микрофона в высокотехнологичной программе.

Личность определяет техника. Используется именно лицо и голос, поскольку эти данные сложнее подделать и проще использовать. Главным преимуществом биометрии является удобство обслуживания, поскольку любой вопрос и услугу можно получить по телефону. Люди опасаются сообщать персональные данные по телефону при обращении в банк, с помощью биометрии, сервис моментально распознает личность. Если сервис не распознает данные, то активируется модуль аномалий блокировки мошенников и идентификация пройдет по обычной процедуре.

Как отказаться от биометрии в Сбербанке: подробная инструкция

Биометрические данные всегда можно перезаписать, каждые три года рекомендуется обновлять информацию в базе данных. Любой клиент предоставляет добровольное согласие на предоставление личной биометрии после того, как специалист банка объясняет принцип и особенности работы системы. От услуги можно и отказаться, чтобы это сделать необходимо:

как отказаться от биометрии в сбербанке

  1. Если вы впервые получаете консультацию и предложения сдать биометрические данные, отказаться можно сразу без обоснования причин отказа;
  2. Если вы уже согласились на биометрию, но теперь хотите отказаться от услуги, нужно оформить заявление в офисе Сбербанка на отзыв согласия на обработку биометрических данных;
  3. Альтернативным способом отказа от биометрии является оформление соответствующей заявки через портал Госуслуг.

Поэтому если вы приняли решение отказаться от биометрии, сделать это довольно просто, впоследствии всегда можно воспользоваться услугой вновь. Проанализируйте необходимость услуги и откажитесь, если она не нужна, используя рекомендации данной статьи.

Технологии близкого будущего: как работает биометрия в Сбербанке и что это дает клиентам?

Отпечаток пальца на смартфоне, бесконтактная оплата – все это начало длинного пути цифровизации, на которую нацелен весь мир. Уже не за горами будущее, когда платежные карты будут только виртуальными, а все операции можно будет проводить удаленно, используя собственные биометрические данные. Именно с этой целью в 2019 году была открыта государственная программа по созданию единой системы биометрических данных (ЕБС) в России, к которой присоединились большинство банков страны, в том числе и Сбербанк. Именно Сбербанк стал лидером по сбору биометрии, и обещает уже к концу 2021 года предоставлять многие услуги с помощью биометрии. Что это такое и для чего нужно, мы расскажем детальнее.

Что представляют собой биометрические данные?

Биометрия – это система, позволяющая идентифицировать личность человека, используя его уникальные физические характеристики (биометрические данные). В их числе: образец записи голоса, отпечаток пальцев и ладоней, рисунок кровеносных сосудов, радужки глаза, форма лица, а также поведенческие и физиологические характеристики, присущие конкретному человеку.

В обычной жизни мы идентифицируем голос на слух, или распознаванием лица близких собственными глазами. Но для банковской и глобальной системы нужны более точные электронные программы, которые способны распознавать человека по всем этим критериям без ошибок.

Примером использования биометрических данных являются терминалы в международных аэропортах, где происходит сверка отпечатков пальцев, снятых при оформлении загранпаспорта. Для этого разработаны сканеры, сопряженные с единой базой, в которой аккумулируются данные всех граждан, имеющих загранпаспорта.

Самой надежной биометрией является распознание по сетчатке глаза. Радужная оболочка глаза имеет уникальный рисунок, который остается неизменным на протяжении всей жизни. Однако проведение такой идентификации обходится довольно дорого.

Поэтому для банковской системы наиболее эффективны и доступны сканирование голоса и лица. На базе этих двух биометрических данных планируется проведение распознание клиента любым банком и порталом Госуслуги, что упростит доступ к большинству операциям даже без наличия паспорта, карты или мобильного.

Как осуществляется сбор биометрических данных и для чего это нужно?

Сервисы Сбербанка постоянно улучшаются за счёт внедрения новых технологий. Одним из последних нововведений является идентификация клиента по лицу и голосу. Считывание образца лица будет повсеместно проводиться в офисах банка, и с такой идентификацией клиентам больше не придется иметь с собой паспорт для получения услуг. Для проверки личности достаточно посмотреть в камеру в отделении банка. Уже сегодня эта технология тестируется в крупных офисах Сбербанка, а также на сайтах партнеров по Сбер ID, и планируется для использования при входе на официальный сайт банка.

Идентификация по голосу будет применяться в работе с контакт-центром. Буквально пары слов хватит для идентификации клиента при звонке на горячую линию – сотрудникам банка не нужно будет спрашивать ваши паспортные данные и тайное слово. Сразу после приветствия система распознает клиента и откроет информацию о нем.

Сбор биометрических данных осуществляется двумя способами:

Фактически процедура займет не более 2 минут. А в перспективе реально сэкономит время при идентификации и получении нужных банковских услуг.

Как подключить биометрию самостоятельно?

  1. Обратившись в офис банка;
  2. Использовав банкомат;
  3. Открыв настройки карты;
  4. В личном профиле Сбербанка.

Если в магазинах уже будет установлен сканер для оплаты по изображению лица, значит вам не нужно доставать карту, достаточно посмотреть в камеру, операция подтвердится, а деньги тут же спишутся со счета.

Так ли безопасна биометрия?

Сегодня мошенники все активнее используют сложные схемы, чтобы опустошать счета обычных людей. В большинстве случаев клиенты банков, сами того не понимая, дают доступ к своим картам, ответив на наводящие вопросы злоумышленников. По мнению экспертов в области кибербезопасности, единственный способ обезопасить себя и свои средства – надежно защитить их кодом, который невозможно получить обманным путем.

С помощью биометрии и создается уникальный код, в виде которого хранятся данные человека. База защищена сложной системой шифрования, что гарантирует ее сохранность даже в случае взлома мошенниками. Ведь код и ключ хранятся на совершенно разных серверах.

Подделать биометрические данные практически невозможно. Да и потерять их тоже довольно сложно, разве только если сорвать голос или сильно повредить лицо. Ваш ключ к идентификации всегда при вас, а значит осуществить большинство финансовых и других операций, можно даже не имея с собой документов для удостоверения личности.

Единственная серьезная проблема с использованием биометрии – это ее довольно высокая стоимость. Ведь оборудование для обработки данных должно быть максимально высокоточным, а программное обеспечение требует определенных навыков использования. Поэтому очень быстро биометрия работать, скорее всего, не сможет – все же есть определенный предел технологии.

Можно ли отказаться от использования ваших биометрических данных?

В интернете в последнее время появилось множество отзывов, в которых пользователи жалуются, что им отказали в оказании услуг, если они не согласились сдать свою биометрические данные. Стоит заострить внимание, что в Сбербанке сдача биометрических данных официально носит исключительно добровольный характер. Поэтому, если вам отказывают в предоставлении услуг, нужно сразу звонить на горячую линию или писать жалобу. Ведь внутренние документы не отменяют право на получение любых услуг при предоставлении паспорта.

Стоит заметить, что в письме с ответом банка вы прочтете, что помимо биометрии лица и голоса банк может в одностороннем порядке получить и другие ваши биометрические данные: образцы лица, голоса, рисунка кровеносных сосудов, ладоней, глаз, отпечатков пальцев, радужки сетчатки глаза, поведенческих характеристик и иных физиологических биометрических персональных данных для оказания банковских услуг.

После отзыва биометрии вы не сможете получить банковские услуги предложенным бесконтактным способом. Однако вы точно обезопасите себя от передачи ваших данных третьим лицам, что прямо прописано в условиях соглашения. Право на передачу ваших данных банку дает федеральная программа по созданию ЕБС с целью предоставления доступа к большинству услуг в различных организациях и банках, сдав единожды свои данные.

Если вы не хотите, чтобы данные ваши были доступны, вы имеете право их отозвать. В дальнейшем, если какие-либо операции будут все же проведены с помощью вашей биометрии, вы можете оспорить их через суд, предоставив ответ банка о запрете на использование полученных ранее данных.

Заключение

В целом глобальная цифровизация должна серьезно упростить жизнь людей, поэтому в сдаче собственных биометрических данных нет ничего страшного, тем более что полученные данные хорошо кодируются. По одному взгляду в камеру вам откроют карту, выдадут кредит, вы сможете воспользоваться большинством услуг на портале Госуслуг. Но если вы не желаете становиться частью этой системы, тогда вы имеете право отказаться от сдачи образцов голоса и лица и можете продолжать использовать привычный способ идентификации по паспорту.

Читайте также: