Как откликнуться на вакансию

Обновлено: 02.07.2024

Что написать HR-менеджеру в сопроводительном письме к резюме? Это один из самых популярных запросов от соискателей в период поиска работы.

Если с написанием резюме все понятно, так как существуют общепринятые правила и стандарты. То с написанием сопроводительных писем к резюме на российском рынке все не так просто. Объясню почему.

Во-первых, написание писем как часть культуры деловой переписки с работодателем пришла к нам всего несколько лет назад. Например, в США, Канаде, Великобритании и странах Европы отправка резюме без сопроводительного письма воспринимается как проявление неуважения со стороны соискателя и нарушение правил письменной коммуникации. Такие отклики рассматриваться не будут. В России такие правила касаются пока только белых воротничков, работающих в международных компаниях.

Во-вторых, задачи сопроводительного письма и его значение в успешном поиске работы не совсем понятны большинству соискателей. С одной стороны, сопроводительное письмо — это деловое письмо, которому присуще все атрибуты этики и правила деловой переписки. С другой стороны, сопроводительное письмо – это индивидуальное письмо, адресованное представителю определенной компании-работодателю. А значит, они хотят получить не шаблонное деловое письмо, а письмо, в котором есть уникальная история кандидата, отличающая его от других кандидатов на вакансию. Написать историю о себе намного сложнее, чем добавить пару шаблонных фраз.

Именно из-за этого у соискателя в России возникает когнитивный диссонанс, который заключается в том, что письмо можно и не писать совсем, а если писать, то какому стилю отдать предпочтение: деловому или свободному? А если все так сложно, то, может и совсем не надо писать, раз так можно. Многие так и поступают.

Задача этой статьи – убедить вас в обратном.

Содержание

С уществует две самые распространенные ошибки, которые допускают почти все соискатели-новички.

В чем ошибка: Соискатели не могут поставить перед собой конкретную цель поиска работы по SMART и полагают, что им могут подойти большое количество вакансий не только разного уровня позиций, но и из разных отраслей. Это результат того, что они не умеют адекватно оценивать свои навыки, умения и знания, и не способны объективно оценить свой потенциал в отношении той или иной вакансии. И поэтому начинают откликаться на все вакансии подряд.

Ошибка №2. Хочу VS Могу

2. ТОП-5 требований работодателей: Какие требования предъявляют к кандидатам компании?

Вот ТОП-5 требований к кандидатам, на которые обращают внимание специалисты по подбору персонала в первую очередь и во вторую тоже. Итак, кого они ищут?

Требование №1. Опыт работы в конкретной отрасли

Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу примеры описания таких требований.

Требования №3. Опыт работы с использованием конкретных методов, техник, инструментов (hard навыки)
Вот примеры запросов работодателей касаемо деталей опыта и навыков в профессии.

Вывод: Главный секрет хорошего отклика – перенос внимания с деталей своего опыта на требования вакансии. В сопроводительном письме необходимо отразить 5 пунктов:

  1. отраслевой опыт работы
  2. специализацию/направление/сегменты рынка
  3. hard навыки
  4. достижения
  5. мотивацию

3. Кастомизация отклика: Почему важно писать кастомизированные сопроводительные письма?

Мы убедились на примерах, что основная цель сопроводительного письма для работодателей — пояснить, почему ваша кандидатура соответствует позиции, на которую вы отправляете резюме. Для этого нужно научиться писать кастомизированные сопроводительные письма — фокусировать внимание на тех сторонах опыта, который будет интересен потенциальному работодателю.

Значения терминов в контексте подготовки отклика на вакансию будут следующими:

  • конечный продукт — сопроводительное письмо
  • потребитель — потенциальный работодатель
  • потребности потребителя — требования вакансии или потребности работодателя в найме специалиста соответствующей квалификации

Поэтому основная задача кастомизации сопроводительного письма – создать у нанимающей стороны ощущение, что данное письмо написано лично для их компании и адаптировано под требования их вакансии. Таким образом вы придадите письму доверительный тон и индивидуальный стиль.

Вывод: Кастомизация сопроводительного письма — это эффективный способ выделить свой отклик среди сотни аналогичных.

4. Примеры шаблонных сопроводительных писем

Перед тем, как привести пример кастомизированного сопроводительного письма, хочу обратить ваше внимание и сформировать представление о том, как писать не надо.

Примеры шаблонных писем
Это плохие примеры. Не пишите так!

*Орфография и пунктуация авторов писем сохранены.

Это были примеры шаблонных писем. Это очень плохие примеры. Это очень очень плохие письма. Теперь вы имеете представление, как писать нельзя.

Вывод: Что отличает шаблонное письмо от кастомизированного сопроводительного письма? Такое письмо написано для всех. Также содержание письма не раскрывает мотивацию кандидата и не содержит конкретной информации: в какой сфере, на какой позиции, в каком направлении, какой опыт и какие навыки есть у кандидата.

4. Пример кастомизированного сопроводительного письма

Теперь давайте сравним с хорошим письмом. Вот пример кастомизированного сопроводительного письма.

Чтобы выполнить одну из основных задач маркетолога – сократить дистанцию между брендом и потребителем, способна глубоко погружаться в специфику продуктов, изучать целевую аудиторию, исследовать сценарии поведения, выявлять истинные потребности покупателей, выбирать оптимальные каналы коммуникации и применять эти знания при продвижении продуктов на рынке.

Кроме того, мне нравится решать амбициозные задачи, проявлять нестандартное мышление и инициативу. Умею эффективно взаимодействовать в кросс-функциональной команде, в т. ч. имею обширный опыт партнерства с отделом продаж для определения стратегии и тактики вывода продукта на российский рынок и построения дистрибуции.

Очевидно, что соискатель вложил много сил и времени на написание такого письма, чтобы получился такой результат. Впечатляюще, не правда ли?

Вывод: Пишите кастомизированные сопроводительные письма для каждого отклика.

5. Структура сопроводительного письма

Хочу также обратить ваше внимание на важность структурированной подачи информации в сопроводительном письме. Почему так важно соблюдать структуру? Письменная речь наглядно демонстрирует способность кандидата системно и логически мыслить, выделять главное, подчеркивать ключевые моменты из профессионального опыта, подкреплять их аргументами. Если человек пишет в таком стиле, то и работать будет также: ставить конкретные цели и задачи, выделять этапы и последовательно их выполнять.

Чтобы оценить этот навык, совсем необязательно приглашать кандидата на собеседование, достаточно прочитать его резюме и сопроводительное письмо. По стилю письма и его содержанию можно определить общую культуру, грамотность, компетентность пишущего, что позволяет адресату составить общее представление о его личности до личного знакомства.

Приведу два примера структуры сопроводительного письма. Их можно взять за основу для написания собственного письма.

Пример №1.

Уважаемый [Имя HR-менеджера]!

До этой должности я работал [число] лет в компании [название компании] в качестве [название позиции].

Чтобы продемонстрировать свои компетенции, я сравнил, как мой опыт напрямую связан с навыками, которые Вы описываете в вакансии:

Заранее спасибо за Ваше время и внимание.
Я высоко ценю возможность обсудить эту позицию более подробно.

Пример №2.

Уважаемый менеджер по подбору персонала компании [Название компании]!

Меня зовут ____. Я ____ [название профессии], в настоящее время работаю в компании ____ [название компании].

Пишу Вам по поводу вакансии _____ [название вакансии], чтобы рассказать о своей заинтересованности в данной позиции и объяснить, почему я могу быть Вам полезен.

Для решения задач разработал стратегию развития, которая помогла добиться следующих результатов за период с 2018 по 2020 гг.:
• [результат №1]
• [результат №2]
• [результат №3]

Смогу быть полезен 5-летним опытом работы в сфере [название сферы/отрасли/направления], чтобы помочь отделу [название отдела] выполнить задачи:
• [задача № 1]
• [задача № 2]
• [задача № 3]

Я был бы рад рассказать о своих навыках и знаниях в области [название сферы], чтобы Вы смогли определить, насколько мой опыт соответствует Вашим требованиям.

Спасибо, что потратите свое время на рассмотрение моей заявки.

С нетерпением буду ждать Вашего ответа.

С уважением,
[Ваше имя]

Вывод: Сопроводительное письмо — ключ для определения таких качеств кандидатов, как: коммуникативность, системность, логичность, структурированность, внимательность к деталям, ответственность, мотивированность. Кандидат может утверждать, что он ответственный сотрудник, но если он допускает ошибки и небрежность в сопроводительном письме — это показатель того, что рано или поздно это проявится и в части отношения к своим должностным обязанностям. Стоит ли рисковать и брать на работу такого сотрудника? Ответ очевиден.

7. Материалы для овладения навыком написания деловых писем

Обращаю внимание читателей, что в этой публикации я не ставила целью обучить навыку написания сопроводительного письма. Этой теме посвящены следующие материалы на сайте:

8. Призыв к действию

На текущем рынке труда увеличивается количество безработных и уменьшается количество вакансий. Это означает, что конкуренция между кандидатами за одну вакансию растет. Поэтому, отправляя одно заготовленное письмо в качестве отклика для всех вакансий, рассчитывать на положительный результат уже не стоит. Пришло время писать кастомизированные сопроводительные письма. Кастомизация отклика под вакансию обеспечит конкурентное преимущество и увеличит ваши шансы получить приглашение на собеседование.

В статье не будет отклика, после которого любой заказчик выберет Вас исполнителем… Отклик бывает грамотным, подходящим и классным, но не идеальным. Заказчик может выбрать не вас, а кого-то ещё — так тоже бывает. Однако в мире фриланса встречают по отклику, сравните:

1) Невнятное нагромождение букв, с опечатками и логическими ошибками, но в конце текста скрывается ссылка на идеальное портфолио:

2) Фрилансер разложил всё по полочкам: честно признался, что у него немного опыта в этой сфере, но приложил примеры работ и написал, что готов выполнить тестовое задание

Вы догадались, что заказчик выберет второго фрилансера, так и не долистав до ссылки на портфолио первого.

Как начать отклик

Используйте “здравствуйте” или “добрый день”, но не “доброго времени суток”, от которого так и несёт казёной канцелярщиной. Лучше ошибиться с временем дня заказчика или написать “здравствуйте”, чем с первых слов оттолкнуть работодателя.

Обратитесь по имени и представьтесь

Обращение по имени делает отклик персональнее — вы, как минимум, не поленились посмотреть, кому пишете. Но будьте осторожны: не стоит Леру называть Валерией, а Катерину — Екатериной. Не уверены в имени — уточните у заказчика.

Представляться не обязательно, если заказчику видно ваше имя.

Сразу перейдите к делу

Не расписывайте на миллион символов, что хотите работать с этим заказчиком, — присылайте кейсы, портфолио и резюме…

Как показать, что вы подходите заказчику

Если ещё надеетесь найти идеальный рецепт отклика, вот он: обратитесь к конкретному заказчику, надавите на его боли, подскажите решение проблем. Помните: работодатель ищет исполнителя, который подходит проекту и заполнит пробелы.

Отклики по шаблону не убедят заказчика выбрать Вашу кандидатуру.

Внимательно изучите объявление

Банально: если заказчик просит прислать примеры работ и прайс, не рассказывайте о себеи не присылайте работы не по теме. Будьте лаконичны — не тратьте зря время работодателя и собственное.

Ещё одна банальная вещь: чувствуете, что не соответствуете требованиям, — не пишите. Если мечтать всю жизнь строить ракеты, одного желания и умения собирать ракеты из наборов Лего не хватит для получения работы. Если пишут о необходимости 5-ти летнего стажа, а Вы новичок, не откликайтесь.

Опишите только релевантный опыт

Работодателю не интересен диплом победителя в школьном конкурсе чтецов, пусть вы и гордитесь победой. Опыт и примеры работ в отклике должны соответствовать вакансии. Можете честно написать, что лендинги создавали только на курсах, и это ваш первый заказ. Но будьте готовы, что работодатель выберет исполнителя поопытнее: не у всех есть время разбираться в деталях работы с новичками.

Дайте немного пользы бесплатно

Например, в письме блогеру с предложением о сотрудничестве, продемонстрируйте умения — набросайте контент-план на две недели или перепишите один из текстов так, чтобы стал цепляющим и лёгким.

Но действует правило “не умеешь — не берись”: польза для заказчика должна быть, только тогда выберут вас.

В конце призовите к действию

Отклик — законченный текст, не бросайте его на середине. В конце оставьте телефон и ссылку на соцсеть, поблагодарите заказчика за уделённое время или пожелайте хорошего дня. Маленький лайфхак: фраза “заранее спасибо за ответ” подталкивает заказчика ответить: “Спасибо, нашел другого специалиста”.

Разделите отклик на абзацы

Не пишите сплошным текстом — позаботьтесь об удобстве заказчика. В хорошем отклике — хорошая структура: приветствие, релевантный опыт, несколько лучших работ, призыв к действию, разделённые на удобные абзацы. И не лейте воду: это не дипломная работа.

У заказчиков уже глаза дёргаются от “готов вам помочь” и “я — высококлассный специалист”, пожалейте их нервную систему. Лучше напишите, чем конкретно поможете и подтолкните выбрать себя кейсами и резюме.

Заранее сделайте рыбу

Не себе на ужин, а чтобы быстрее откликаться. Рыба — вольный шаблон, который помогает не писать отклик каждый раз с нуля, а приспосабливать заранее заготовленный скелет под каждого из заказчиков.

Умение писать грамотные отклики приходит с опытом. Пробуйте разные структуры, используйте советы из этой статьи, не бойтесь отказов и не сдавайтесь, если на первые отклики заказчики ответят отказом. Неудачи помогают исправлять ошибки и помогают составить работающий отклик.

Чтобы получить работу, нужно как минимум найти вакансию и откликнуться на нее. Но просто выслать свое резюме будет недостаточно, чтобы обратить на себя внимание работодателя, его нужно снабдить сопроводительным текстом. Work.ua публикует инструкцию, как правильно это сделать. Статья пригодится всем, кто хотя бы раз за свою жизнь захочет найти работу.

Матчасть

Вы пишете письмо в ответ на вакансию. Ваше письмо прочитает либо кадровик, либо руководитель.

Кадровик принимает решение, допустить ли вас до руководителя. Он работает фильтром грубой очистки: отсеивает больных, неадекватных, профнепригодных и всех, кто не соответствует формальным требованиям вакансии. Критерий эффективности его работы — руководитель получил на выбор адекватных кандидатов.

Руководитель принимает решение о найме. У него другая проблема: в бизнесе образовалась функциональная дыра, и ее нужно срочно закрыть квалифицированным, взрослым и самостоятельным сотрудником. Желательно, чтобы сотрудник справился с работой без посторонней помощи. Критерий эффективности — бизнес-функция закрылась, на нее больше не нужно тратить время.

У кадровика и руководителя две боли:

  • Кандидат неадекватный, не соответствует требованиям вакансии.
  • Кандидат несамостоятельный, с ним нужно возиться.

Чтобы получить приглашение на собеседование, работайте с этими болями. Больше ничего не нужно. Особенно не нужно вот этого:

Теперь давайте покажем работодателю, что вы адекватный, профпригодный и самостоятельный.

Требования вакансии

Представьте, что текст вакансии — это карта сокровищ. Нужно уметь ее прочитать, и пиастры ваши. Посмотрите на каждый пункт вакансии и подумайте, почему он там. Какая за ним кроется боль?

Коммуникабельность. Важно, чтобы вы хотели и могли общаться с клиентами с утра до вечера. Клиенты попадаются вредные.

Полное сопровождение клиента. Вы должны самостоятельно вести клиента, отвечать на все вопросы и решать проблемы. Главное — не трогать коллег и делать все самому.

Управление подрядчиками, работа с подрядчиками. Вы будете получать задания на семерых, и ваша задача будет сделать так, чтобы ее выполнили семеро независимых подрядчиков, за разумные деньги и в нужном качестве. Вы отвечаете за результат.

Работа в команде. Помимо вас в отделе работают другие люди, и они будут от вас постоянно что-то просить. Будьте готовы им помогать.

Работа на результат. Вы не ноете и не опускаете руки, если что-то не получается, а доделываете до конца. С переработками.

Стрессоустойчивость. Ваши коллеги, партнеры, подрядчики или руководители неорганизованные, забывчивые или ненадежные. Примите этот факт жизни и справьтесь с ним.

Опыт работы в корпоративной среде. Вы должны знать, что корпорации — это гнетущее болото. Вы должны уметь этому противостоять и делать свое дело.

Опыт в сфере маркетинга — не менее двух лет. Вас некогда обучать. Если вы не знаете профессию, вы не справитесь.

Изучите требования вакансии под микроскопом. Если вы хоть в чем-то не соответствуете им, это серьезный багаж.

Да — опыт в маркетинге 2 года, знание английского, опыт управления.

Не знаю — коммуникабельность, стрессоустойчивость, обучаемость.

Нет — опыт работы в корпорации, работа в программе Х.

  • Самостоятельно вел корпоративную рассылку: решал технические, организационные, финансовые вопросы, подключал дизайнеров и писателей, вел переписку с читателями.
  • Самостоятельно провел рекламную кампанию: от идеи до анализа статистики. Подключал дизайнеров, агентства, согласовывал размещения щитов в мэрии, работал с типографией.

Таблица, которую вы составили — это план вашего сопроводительного письма. Давайте теперь его напишем.

Письмо

Расслабьтесь, сделайте глубокий вдох. Писать сопроводительное письмо проще, чем кажется.

Обратите внимание: я рассказал об образовании и летних поездках в Америку, но не в рамках общего жизнеописания, а применительно к требованиям вакансии. Если бы в вакансии не нужно было знание английского, эта информация была бы бесполезной.

  • Мне трудно оценить, насколько я коммуникабельный. На прошлых местах работы я постоянно общался с клиентами и подрядчиками, выступал на конференциях, вел презентации внутри компании. По моим ощущениям, проблем с общением не было. Вместе с тем, у меня нет ораторского образования, я не проходил курсы по общению или переговорам.

Обратите внимание на формулу:

  • Я не знаю + Мой фактический опыт + Возможные проблемы и препятствия.

Попробуем еще раз:

  • К сожалению, мой опыт работы в маркетинге — только год. За это время я провел шесть рекламных кампаний и два исследования, посетил курсы по маркетингу и запустил новый сайт компании, но понимаю, что опыт у меня все еще небольшой.
  • К сожалению, я никогда не работал в корпорации. На предыдущем месте работы я работал удаленно, общался с подрядчиками по скайпу и отчитывался перед одним руководителем. Я готов работать в офисе, но не знаю, как корпоративный стиль отразится на работе.

Последние штрихи

Если в вакансии пять формальных требований, сейчас в вашем письме должно быть пять абзацев, по одному на каждое требование. Плюс абзац о самостоятельности. Шесть. Осталось еще три: вступление, заключение, призыв.

Во вступлении вы говорите, что хотите работать на этой должности. Абзац идет в самом начале:

Задача вступления — погрузить читателя в контекст. Вот вы, вот вакансия, вы хотите ее закрыть. Точка.

Заключение пойдет после основного текста письма. Расскажите, почему вы хотите работать в этой компании:

Если вам нечего сказать, а просто нужны деньги, то опустите заключение и переходите к призыву.

Призыв — это приглашение продолжить диалог:

  • Буду рад ответить на вопросы и выполнить тестовое задание.
  • Буду рад пообщаться лично.
  • К сожалению, до сентября меня не будет в городе, но буду рад пообщаться по телефону или почтой.

Не забудьте указать телефон.

Что получилось

В итоге ваше письмо будет таким:

В этой структуре нет места жизнеописанию, наездам, навязыванию себя, упражнениям в остроумии или креативности, просьбам и мольбам, предложениям о взаимовыгодном сотрудничестве и что еще там пишут в американских книгах. Все строго по делу, заботливо и в мире клиента.

Ожидания

Вы написали замечательное сопроводительное письмо и приложили подходящее резюме. Пригласят вас на работу?

Вспомните об адресате. У него несколько десятков кандидатов, которых он отфильтрует в несколько этапов:

  • Отсеет сумасшедших и полностью профнепригодных (90 из 100)
  • Отложит в сторону тех, кто не соответствует формальным требованиям (5 из 10)
  • Из тех, кто соответствует, отберет троих самых опытных и умелых. Пригласит их на собеседование
  • Если никто из них не пройдет собеседование, он начнет выбирать из тех, кого отбросил на втором и третьем этапе.

Если вы составили хорошее сопроводительное письмо, вы прошли первый этап. Теперь адресат оценит ваши профессиональные навыки и сравнит с другими кандидатами. Если они на голову лучше вас, вам не поможет даже гениальное письмо. Примите это: на работу берут не письмо, а человека. Иногда вам просто не хватает опыта и навыков, и это нормально.

С другой стороны, если вы произвели на адресата хорошее впечатление, он обратит на вас внимание. Любой руководитель понимает, что лучше нанять адекватного, взрослого и неопытного, чем капризную гениальную примадонну.

Однако не стройте слишком больших ожиданий. Отличное письмо — это еще не приглашение на работу мечты. Отправьте это и пишите следующее.

22 комментария

Наталия Рощина 01.09.2014, 19:01

Приветствую читателей.
Может кто поделится опытом.А если работодатель не адекватный?Как распознать?.
Вот .к примеру на многих сайтах по поиску работы. заботливо выплывает табличка.Что мол,если требуют делать бесплатные тесты,не откликаться(. )
Но в большинстве случаев работодатель присылает просьбу выполнить бесплатный тест.И категорически отказывается от предложений прислать оплачиваемое задание.Как бороться с подобными аферами?И как сигнализировать о таких?Должна быть функция,где таких солидные сайты должны просто банить.,не допускать в приличное общество мошенников.

Михаил Колодный 01.09.2014, 21:52

При поиске работы на мою почту пришла вакансия "Руководитель направления (мех. обработка),Евро-азиатская компания стимулирования сбыта. Я выслал свое резюме , после чего Елена Болошова координатор по кадрам назначила мне время переговоров по скайпу. После общения, мне было предложено ответить на 240 вопросов в течении 30 минут,а также было задание "кейс" в котором мне нужно было,как "менеджеру по рекламе" разработать задание "наклейка аппликаций на кружки,что существенно шло в разрез с той работой которую предлагали. Я ответил ,что задание выдано не корректно.После чего мне пришел отказ. Хочу спросить не лохотрон ли это все ,

Алексей Иванчук 03.09.2014, 13:11

Задания такие делать приходится, но по возможности их нужно делать так, чтобы с одной стороны был виден Ваш профессионализм и готовность работать, а с другой, если это кидок, то практической ценности результат не имел.

Очень часто хорошим выходом является наличие портфолио .

Если нет, постарайтесь в ответ предложить выполнить такое задание, которое было бы полезно и Вам, а не только потенциальному работодателю.

В случае непрофильного задания это либо кидок либо проверка на Вашу готовность выполнять работу вне круга своих прямых обязанностей. Такое задание делать стоит, но не с целью получить качественных конечный результат, а только для расширения кругозора и мягко указывать, что Вы не специалист по этой тематике в сопроводительном письме.

Марина Хованская 16.09.2014, 09:58

скорее нет. есть различные типы собеседования, в том числе и от о котором рассказали Вы - это проверка на стрессоустойчивость и необходимость работать круглосуточно не с теми задачами, которые предполагают Ваш опыт , а так же адекватность оценки собственных сил и возможностей.

Сопроводительное письмо к резюме в 2022 году имеет важную роль при поиске работы, это видно из статистических данных по отзывам ректрутов просматривающих резюме. Правильно написанное письмо, дает больше шансов попасть на собеседование, чтобы в дальнейшем взяли на работу.

Примеры образцов сопроводительного письма и как это сделать грамотно, рассмотрим далее.

Что такое сопроводительное письмо к резюме?

Письмо в сопровождение резюме представляет собой краткий или развернутый текст, которым кандидат на должность пытается привлечь внимание к прочтению отклика на вакансию. Поэтому основными целями его составления являются:

  • выделить свое резюме среди других;
  • выразить заинтересованность в получении работы в компании;
  • кратко отразить информацию, которая даст возможность рекруту предварительно оценить соответствие заявленной вакансии, рассказать о своих профессиональных достижениях;
  • выполнить требование работодателя по предоставлению сопроводительного письма (если это требовалось в тексте вакансии).

Рекрутер изучает письмо и предварительно определяет, стоит ли открывать резюме, оценивая:

  • манеру изложения информации, умение претендента на должность сформулировать мысль грамотно и понятно;
  • насколько соискатель заинтересован в получении должности в компании;
  • исполнено ли требование по предоставлению сопроводительного письма к резюме, указанного в тексте вакансии.


Особенности составления

Чтобы вас взяли на работу, сопроводительное письмо должно подчиняться определенной структуре:

  1. Приветствие. Оно может быть обезличенным либо содержать имя, отчество получателя (дополнительно можно указать должность).
  2. Основная часть. Содержит информацию о том, на какую вакансию составлено резюме, чем она привлекла, основные сведения о вас, которые будут полезны для данной вакансии.
  3. Заключение. В этой части попрощайтесь и укажите ваши контактные данные, продублировав их из резюме.


Несколько советов по содержанию сопроводительного письма к резюме:

  • Небольшое, но информативное. Письмо не должно быть повторением самого резюме. По объему текста оно должно быть таким, чтобы менеджеру по подбору персонала не пришлось потратить много времени на его прочтение. Сопроводительное письмо должно быть достаточно информативным, качественным и небольшим.
  • Грамотность и деловой стиль. Любое письмо в компанию должно подчиняться деловому этикету. Поэтому здесь не допускается применение сложных структур, неформальных выражений и т.д. Изложите текст просто и понятно. И не забудьте проверить на отсутствие грамматических ошибок и пунктуацию. Письма с ошибками зачастую отталкивают от прочтения резюме.

По мнению рекрутеров в проценте не рассмотренных резюме остаются те, к которым сопроводительное письмо:

  • содержит шаблонный текст, не дающий понятия о том, заинтересован ли соискатель в получении этой работы;
  • имеет ошибки в тексте, сложно читается, слишком большое по объему;
  • перечислен весь опыт работы, который полностью продублирован в резюме.


Поэтому рекомендуется придерживаться структуры, соблюдать советы описанные выше. И обязательно покажите заинтересованность в получении этой вакансии. Тогда ваше резюме с большой степенью вероятности будет рассмотрено.

Примеры коротких сопроводительных писем к резюме

Ниже предложены варианты, как должен выглядеть образец сопроводительного письма.

Пример 1.

Добрый день!

Направляю резюме на должность специалиста по банковским услугам. Имею 5-летний опыт в этой сфере деятельности. Буду признательна, если не оставите резюме без внимания.

С уважением, Иванова Анастасия, тел. 8 (xxx) xxx-xx-xx.

Пример 2.

Уважаемый Игорь Игоревич!

Прошу рассмотреть мое резюме на должность заместителя начальника отдела информационных технологий. Информация о вакансии взята с сайта (название). Готов пройти собеседование в любое удобное для Вас время.

С уважением, Иванов Евгений, тел. 8 (xxx) xxx-xx-xx.

Пример 3.

Здравствуйте!

Направляю резюме на вакансию экономиста, размещенную на сайте (название). Имею требуемое образование и необходимый опыт работы. В рамках собеседования готова ответить на все интересующие вопросы.

Связаться со мной можно по электронной почте (указать) или телефону 8 (xxx) xxx-xx-xx.

С уважением, Петрова Елизавета.

Пример 4.

Пример 5.

Примеры развернутых вариантов

В компанию в которой хочешь работать, сопроводительное письмо можно написать более подробнее, заинтриговав кадрового служащего. Образцы таких писем приводим ниже.

Пример 1.

Здравствуйте, Иван Иванович!

На сайте (название) размещено объявление об открытой вакансии в Вашей компании на должность менеджера по продажам.

Направляю резюме и прошу обратить внимание на мой опыт работы и личные достижения в этой сфере деятельности. Знание специфики рынка и умение грамотно строить переговорный процесс позволяет мне незамедлительно приступить к работе. Работа в Вашей компании привлекает меня возможностью применить свой опыт и знания в перспективных проектах и масштабах более крупного бизнеса.

Буду признателен, если резюме Вас заинтересует и готов ответить на все вопросы на собеседовании.

С уважением, Петров Максим, тел 8 (xxx) xxx-xx-xx.

Пример 2.

Добрый день!

Направляю резюме на должность руководителя отдела продаж. Сведения об открытой вакансии были выложены на сайте вашей организации.

Более двух лет являюсь руководителем коллектива из 15 человек. Знаю все тонкости работы в сфере продаж и управления персоналом. Четко выполняю поставленные задачи, эффективно организую работу коллектива, слежу за выполнением планов. По предыдущему месту работы смог повысить объем продаж на 15% в год.

Прошу рассмотреть мое резюме. С уважением, Белов Игорь Игоревич, тел.8 (xxx) xxx-xx-xx.

Пример 3.

Пример 4.

Пример 5.

Как написать сопроводительное письмо к резюме, без опыта работы?

В большинстве случаев организация прописывает в вакансии необходимый уровень опыта работы. Но что делать тем, кто в силу обстоятельств (вчерашние студенты и т.д.) его не имеют? Лучшим вариантом станет акцентирование внимания на том, что вы имеете необходимое образование и готовы развиваться.

Пример, если нет опыта работы:

Читайте также: