Как осуществлять процесс диагностирования цели и содержание каждого этапа процесса диагностирования

Обновлено: 02.07.2024

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в определенной последовательности.

1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых.

Данный этап осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умение. Такая проверка возможна не только в начале учебного года, но и в начале изучения нового раздела (курса).

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.

Текущая проверка осуществляется из урока в урок и обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми отдельных элементов учебной программы. Ее главная функция – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов как содержание учебного материала, его сложность, возраст, уровень подготовки обучаемых и др..

3. Повторная проверка.

Данная проверка как и текущая должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют материал изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочнению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.

4. Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по разделу и теме курса.

Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучающимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки – систематизация и обобщение.

5. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса.

Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он предполагает диагностирование уровня фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

Основными методами проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся с точки зрения И. Ф. Харламова являются:

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль; тестирование.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.

Сущность устного опроса (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы.

По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений.

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего количества учащихся.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее состоит в том, учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 минут дают письменные ответы.

Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Сущность выполнения контрольных работ состоит в том, что после прохождения отдельных или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку, умений и навыков учащихся.

Проверка домашних работ учащихся позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, сущность которого состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным.

В последнее время с целью проверки и оценки знаний учащихся все более широко используется такой метод, как тестирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест – это стандартизированное испытание , которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся.

В системе учебной работы должны использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний, что дает возможность обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Одной из важных задач, стоящих перед автомобилистами, является снижение материальных и трудовых затрат на проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей. Этому в значительной степени способствует широкое внедрение в процессы ТО и ремонта современных методов и средств технического диагностирования.

Процесс диагностирования предполагает использование следующих элементов :

1) Объект диагностирования

2) Средства диагностирования, которое в свою очередь включает в себя:

датчик установленный (устанавливаемый) на автомобиле

-устройство, отображающее информацию

-логическое устройство, предусматривающее анализ информации средствами диагностирования

3) Диагноз технического состояния объекта диагностирования определяющий:

- соответствие техническим требованиям и допуск к дальнейшей эксплуатации;

-несоответствие эксплуатационных показателей требованиям нормативно-технической документации, требующее регулировки или технического обслуживания;

-несоответствие требованиям технической документации, требующее ремонта или замены агрегатов, узла или отдельных деталей.

Диагностирование осуществляется либо в процессе работы самого автомобиля, его агрегатов и систем на заданных нагрузочных, скоростных и типовых режимах (функциональное диагностирование) либо при использовании внешних приводных устройств (роликовых стендов, подкатных и переносных приспособлений) с помощью которых на автомобиль подаются тестовые воздействия (тестовое диагностирование).

Последнее время много внимания уделяется оснащению автомобильной техники встроенными средствами диагностирования позволяющими контролировать техническое состояние автомобиля без использования дополнительного оборудования(эксплуатационное диагностирование).

Таким образом, чтобы более четко уяснить процесс диагностирования мы должны подробно рассмотреть методы и средства технического диагностирования.

Методы технического диагностирования машин.

Методы диагностирования классифицируют на субъективные и объективные. Субъективную оценку дают визуально и на слух.

Визуально определяют места утечек жидкостей, отработавших газов, дымление из сапуна картера и т.д. На слух определяют места и характер стуков, шумов, перебоев в работе двигателя, агрегатов и т.д.

С помощью осязания определяют места и степень нагрева механизмов, источники вибраций и др. (Рекомендуется данную информацию пояснить примерами из практической деятельности).

Объективное диагностирование осуществляется с помощью приборов по герметизации рабочих объемов, функциональным параметрам, параметрам рабочих процессов, виброакустическими методами, по концентрации продуктов износа и т.д.

Герметичность рабочих объектов определяется по количеству прерывающихся в картер двигателя отработавших газов, давлению и перепаду давления, создаваемому сопротивлением, расходу воздуха или масла через неплотности, уровню охлаждающей жидкости и т.д.

По функциональным параметрам определяются мощность и крутящий момент двигателя, подача топливного насоса, частота вращения коленчатого вала и др.

По изменению виброакустических параметров определяется техническое состояние двигателя и его систем, агрегатов трансмиссии, состояние подшипников и других деталей и сопряжений.

Концентрация продуктов износа в масле определяется методами спектрального анализа. Этими методами определяются пригодность к дальнейшему использованию и степени (или интенсивность) износа отдельных сопряжений кривошипно-шатунного механизма, цилиндропоршневой группы двигателей, износ сопряжений агрегатов трансмиссии и т.д.

Методы диагностирования машин, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров.
Методы диагностирования выбирают исходя из поставленных задач и установленных показателей диагностирования; они должны включать диагностическую модель объекта, правила измерения диагностических параметров, их анализа и обработки.

В настоящее время приятно выделять следующие основные группы методов, классифицированных в зависимости от вида диагностических параметров:

Первая группа методов базируется в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этой цели используются стенды с беговыми барабанами (сила тяги на ведущих колесах, тормозные силы механизмов колес, боковые силы, действующие на колеса и т.д.)..

Вторая группа методов основывается на объективной оценке геометрических параметров в статистике, что требует в целом ряде случаев применения динамометров для приложения к диагностируемому сопряжению стандартного усилия при определении зазора (люфта, свободного хода).

Третья группа - включает в себя методы, определяющие состояние объекта по герметичности рабочих объемов степень износа цилиндропоршневой группы двигателя, работоспособность пневматического привода тормозов, плотность прилегающих клапанов и т.д. путем создания в контролируемом объеме избыточного давления (опрессовки) или наоборот, разрежения и в оценке интенсивности падения давления (разрежение).

Например: компрессометр К-272 предназначен для оценки состояния цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и клапанов.

Четвертая группа - включает в себя методы определяющие состояние объекта по характеру колебательных процессов:

- методы, оценивающие колебания напряжения в электрических цепях;

-методы, оценивающие параметры виброакустических сигналов (полученных при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т.п.);

-методы, оценивающие пульсацию давления в трубопроводах

( на этой основе созданы автотесторы двигателей для диагностирования дизельной топливной аппаратуры).

Определенное место занимают методы, оценивающие по физико-химическому составу отработавших эксплуатационных материалов состояние узлов и агрегатов и отклонение от их нормального функционирования.

Например, простейший экспресс-анализ отработанного масла и загрязнение, сложный спектральный анализ проб масел, в результате проведения которого по наличию и концентрации различных химических элементов в масле можно поставить диагноз работоспособности отдельных узлов и сопряжений агрегата.

Если в пробе картерного масла двигателя имеется высокое содержание свинца, это говорит об износе вкладышей шатунных и коренных подшипников, если высокое содержание железа - об износе гильз цилиндров, если высокое содержание кремния - о раз герметизации соединений впускного трубопровода.

Возможность диагностирования многих агрегатов и механизмов машин любым методом в большей степени зависит от контролепригодности автомобиля.

Наилучшим образом приспособленностью к контролю обладают автомобили с встроенными средствами диагностирования, о чем мы поговорим при изучении следующего вопроса.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

старший воспитатель Соловьёва Светлана Николаевна,

старший воспитатель Щербакова Людмила Кирилловна.

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное на какие критерии ориентироваться. Для того чтобы правильно провести диагностику детей, педагогу необходимо прочитать необходимые документы

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

*Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3.

*Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.

При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО видно, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей,

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга)

Цель: определение динамики индивидуального профиля развития ребенка и

оптимизации работы с группой детей.

Данное положение не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками. Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.

В образовательной программе детского сада указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые промежуточные результаты освоения Программы, которые раскрывают динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.

Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга.

Например: мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т. е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга.

Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

* создать банк информации;

* определить направление в деятельности педагогов.

Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

Установлена следующая периодичность исследований –2 раза в год:

*на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать ООП ДО.

*на конец учебного года (май) сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.

Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка.

Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.

Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.

Разработка инструментария педагогической диагностики, вызывает много сложностей у педагогов-практиков. Причиной тому является ожидание конкретных, доступных практических материалов с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу.

Программа предоставляет организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т. п.) может быть утвержден педагогическим советом.

Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО.

Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, узкие специалисты - музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, (состояния физического здоровья осуществляет медицинский персонал если он есть в ДОУ). Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.

В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей,используются:

* изучение продуктов деятельности детей

* диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Систематические наблюдения проводятсяв различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).

Воспитатели,специалисты заносят результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.

1 вариант - В рамках реализации ФГОС ДО содержание диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.

Технология работы с таблицами проста:

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка.

Сравнение результатов детей между собой, ни в коем случае не проводится, только сопоставляются индивидуальные достижения конкретного воспитанника.

Если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).

Этот показатель необходим для ведения учета результатов освоения детьми образовательной программы детского сада.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год – в таблице виден проблемный критерий по игровой деятельности, где необходимо учить детей придерживаться игровых правил в д/и.

Структура диагностики в детском саду по ФГОС

2 вариант - Диагностические карты индивидуального развития в соответствии с ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка, начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска в школу. Диагностическая карта направлена на учет индивидуальных достижений ребенка.

В них указываются все образовательные области, которые должен усвоить на определенном этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты.

В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития, и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

3-ий шаг. Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям, На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.

Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.

Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы.

Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

6.3. Технология проведения диагностики

Диагностика могут осуществляться последовательно (этап за этапом) или параллельно в зависимости от целей диагностики, возможностей исследователей и их методического аппарата.

Диагностика является организованным процессом. В основе ее организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования.

Технология - это вариант рационального построения процесса диагностики. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, потом самого здания и на заключительном этапе - крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особенность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса. Если дом большой, то можно сделать сначала фун­дамент его секции и начать возводить стены, параллельно заготавливать элементы крыши. Все зависит от распределения ресурсов и выбора варианта их использования. Но можно не приступать к возведению стен, пока полно­стью не закончатся работы с фундаментом.

Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы, техно­логия - это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий, таких как время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр., технологические схемы могут быть различными (рис.6.3). Поэтому важно выбирать эффективные технологические схемы или конструировать их по реальным потребностям и условиям.

Наиболее простой, элементарной технологией является линейная техно­логия. Она заключается в последовательном проведении диагностики по этапам постановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе ме­тодов диагностики, проведения анализа и поиске позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инно­ваций.Такая технология может быть весьма эффективной в случае решения сравнительно простых диагностических проблем.

В практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последова­тельно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруд­нения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его работы. Например, может оказаться, что проблема определена недоста­точно глубоко, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе или не полностью выявлены альтернативы использования методов исследо­вания, возникла необходимость привлечения новых ресурсов для обеспече­ния качества диагностики и т. д.

Все это заставляет возвращаться к пройденным этапам, корректировать уже проведенные диагностические работы. Так возникает новый тип технологии исследования - тип циклической диагностики. Он характеризу­ется возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспе­чения надежности результатов.

63

Рисунок 6.3. Технологии планирования процесса диагностики

Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность па­раллельного выполнения работ или операций. В технологии диагностики такой подход также существует. Например, по сложным, комплексным про­блемам можно выполнять отдельные диагностические работы параллельно. Более того, в некоторых случаях это оказывается просто необходимым. Это экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повы­шает компетентность и производительность деятельности.

Бывают проблемы в диагностике, решение которых трудно представить заранее в определенной технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата и вообще существует ли он по этой проблеме. В этом случае используются технологии адаптивного типа. Суть их за­ключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов диагностики. Это технология по сопут­ствующей проблеме: что делать дальше, что можно сделать в этой ситуации? Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам и эта оценка необходима для определения нового этапа.

Технологическая схема диагностики не может не учитывать конкретных целей его проведения. Такими целями могут быть цели кардинального реше­ния проблемы (достижение кардинальных изменений) или цели частичного решения проблемы (достижение частичных изменений), цели получения но­вых знаний и развития образования служащих, повышения их интеллекту­ального потенциала или цели разработки программы нововведений.

По целям частичных изменений используется технология последователь­ного продвижения в диагностике. Она построена на оценке сущест­вующего качества управления (управленческой деятельности) и поиске непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при незначительных ресурсах, избегать рисков инноваций, повысить надежность преобразований.

В области исследования существуют и технологии случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и на ее основе проводится диагностика по смежным проблемам, устанавли­ваются связи, заполняется решениями "поле проблем", определяется, таким образом, траектория развития. Она и показывает главную проблему, на кото­рой необходимо сосредоточить внимание. Наиболее эффективно эта технология реализуются в диверсифицирован­ных методах диагностики - мозговой штурм, синектика и др.

Выбор технологических схем проведения диагностики способствует повышению ее эффективности. Технология диагностики в значительной мере отражает искусство исследователя. Конечно, надо знать, какие схемы существуют и, какие из них наиболее приемлемы в тех или иных условиях. Но оценка условий, характера проблемы, возможностей использования ресурсов зависит от исследователя, его знаний, опыта и способностей к диагностической деятельности.

Выходные данные:

Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика: Монография / А.М. Григан. Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2009. 316 с.

Читайте также: