Как оспорить статью в газете

Обновлено: 17.05.2024

К нам часто обращаются за помощью представители бизнеса, которые заявляют, что власть имущие смотрят на них как на планктон в своей финансово-пищевой цепочке. Незаконные штрафы, чрезмерные доначисления по результатам выездных проверок, и даже рейдерство – захват предприятий – процветают на фоне несовершенства российского законодательства, благодаря широким возможностям для подкупа и ангажирования представителей власти.

О том, как оспорить действия (бездействие) органов власти, чтобы восстановить нарушенные права, взыскать убытки и расходы на привлеченного юриста (эксперта, оценщика), – рассказал директор антикризисной группы Сергей Стороженко.

Из статьи вы узнаете:

Реальные случаи, когда действия (бездействие) органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес

3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти:

обжаловать в вышестоящий орган

обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека

обратиться в суд

Какие шансы выиграть спор с органом власти

Можно ли взыскать убытки с должностного лица или органа власти

Сколько у вас времени, чтобы оспорить решение органа власти

Нет времени читать? Получите прямо сейчас помощь эксперта или задайте свой вопрос:

Реальные случаи, когда действия и бездействие органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес

Уполномоченные органы могут неверно оценивать стоимость земли и другой недвижимости, в результате чего граждане и компании платят завышенные налоги, аренду

СУММАРНАЯ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ, ПОСЧИТАННАЯ ПО ЗАКАЗУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ОКАЗАЛАСЬ ВЫШЕ РЕАЛЬНОЙ В 2 РАЗА.

Муниципалитеты завышают стоимость имущества, которое арендуют или выкупают граждане и предприниматели

На 1 127 000 рублей выше реальной рыночной стоимости оценили помещение по заказу Комитета по управлению муниципальным имуществом.

Предприниматель обратился в суд. Суд назначил независимую экспертизу, которая определила стоимость спорного объекта в размере 3 082 000 рублей. Так предпринимателю удалось снизить выкупную стоимость спорного помещения на 1 127 000 рублей (постановление 16-ААС г. Ессентуки от 10.12.2014 г. по делу № А63-600/2013).

Органы власти препятствуют в получении разрешений и лицензий, иногда – в корыстных целях

Налоговые органы штрафуют и требуют доначисления налогов, иногда – незаконно и необоснованно

Должностные лица могут нарушать антимонопольное законодательство: заключать антиконкурентные соглашения, создавать отдельным участникам преимущественные условия участия в торгах, ограничивать доступ к торгам законных конкурентов

3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти

Граждане и юридические лица могут обжаловать любые незаконные действия (бездействие), решения и акты органов власти, если они нарушают их права и интересы – любыми доступными способами, не выходя за рамки закона (ст. 45 Конституции РФ).

Обжаловать можно даже устные решения.

Обжаловать в вышестоящий орган

Можно обратиться с заявлением в тот же орган или в вышестоящий орган, наделенный контрольно-надзорными функциями в соответствующей сфере управления.

К примеру, жалоба на действия местной налоговой службы подается в вышестоящий налоговый орган, но через тот орган, чьи действия обжалуются.

В течение 3 дней с момента поступления жалобы, материалы будут направлены в вышестоящий орган ФНС (п.1 ст.139 НК РФ).

Важно: такой способ обжалования имеет недостатки:

решения по обращениям принимаются заинтересованными органами;

у лица, направившего жалобу, нет возможности присутствовать при принятии решения, влиять на результат;

нередко решение по обращению принимают лица без необходимого уровня правовой подготовки.

Поэтому даже правильно составленные жалобы, подкрепленные доказательствами, часто не удовлетворяют, а виновных лиц – не наказывают.

Обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека

Права граждан или организаций могут защищать: прокурор, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

Обращение в Прокуратуру с правильно составленной жалобой, которая подкреплена доказательствами, может стать результативным, оперативным и экономным способом добиться справедливости.

Подать жалобу можно любым удобным способом: через канцелярию прокуратуры, интернет-приемную Генпрокуратуры, сайт территориального подразделения или ценным/заказным письмом. Через 30 дней вы получите ответ.

Омбудсмен тоже рассматривает жалобы на решения органов власти и должностных лиц.

Обратиться в суд

Определяющее преимущество судебного оспаривания – это равенство сторон в процедуре, возможность личного присутствия, отсутствие заинтересованности судей, принимающих решение. Вероятность справедливого и объективного рассмотрения жалобы существенно повышается, по сравнению с внесудебным и досудебным обжалованием.

Еще один плюс для заявителя – это то, что обязанность доказывать невиновность или правомерность оспариваемого решения возлагается на должностное лицо или орган власти. Однако это правило не освобождает истца от необходимости доказывания нарушенного права, причинения ему ущерба и причинно-следственной связи.

Трудности при судебном оспаривании обычно связаны с определением подсудности и подведомственности спора. Так как дела по спорам с органами власти рассматривают:

Заявление в суд составляется по требованиям ст. 220 КАС РФ, если подается административный иск, и по требованиям ст. 125 АПК РФ, если иск подается в арбитраж.

Какие шансы выиграть спор с органом власти

Самые высокие шансы выиграть спор в сфере земельных отношений и недвижимости.

Так, за период с 01.01.2015 по 30.09.2017 гг. истцам удалось снизить суммарный размер кадастровой стоимости недвижимости вдвое – с 2, 76 триллионов рублей до 1, 44 триллионов рублей (по данным Росреестра).

Таблица 1. Результаты судебного оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости за период с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2017 г.

оспаривание действий органов власти

Удовлетворено 86% исков:

В других сферах очень сложно выиграть судебный спор с органом власти или успешно обжаловать решение/нормативный акт.

Например, 80% споров с ФНС заканчивается проигрышем заявителя (данные озвучены начальником Правового управления ФНС России). Но это не повод, чтобы сдаться.

ГРАЖДАНЕ И ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ПРИБЕГАЮТ К ПОМОЩИ СИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ДОБИВАЮТСЯ СПРАВЕДЛИВЫХ РЕШЕНИЙ.

Можно ли взыскать убытки с должностного лица или органа власти

С должностного лица или органа власти можно взыскать убытки. Это право гарантирует Конституция РФ (ст. ст. 52, 53).

Правовые нормы о возмещении вреда закреплены и в других законах. Например, это:

Чтобы взыскать убытки, необходимо доказать факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) и вину органа власти, а также причинно-следственную связь между действиями и ущербом.

Сколько у вас времени, чтобы оспорить решение органа власти

По закону у вас есть 3 месяца, чтобы оспорить решение органа власти. Срок отсчитывается с даты, когда вы узнали о нарушении права.

Если время упущено, вам откажут в удовлетворении требований.

Но сроки можно восстановить в судебном порядке, если есть уважительные причины.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Интересует порядок действий для привлечения к ответственности данных лиц, в частности, территориальная подсудность и подведомственность, порядок установления ответчика (пользователя определенной страницы), реальная сумма компенсации и судебная практика по данному вопросу.

ОТВЕТ

По общему правилу, при распространении порочащих сведений субъект (гражданин, юридическое лицо) вправе требовать в судебном порядке опровержения таких сведений, а также удаления указанных сведений из Интернета. Также гражданин и юридическое лицо вправе предъявить требования (гражданин – еще и о компенсации морального вреда).

В случае распространения таких сведений неустановленным лицом гражданин (юридическое лицо) вправе обратиться в суд с требованием о признании таковых не соответствующими действительности.

Если распространятся порочащие сведения о гражданине или юридическом лице (кроме случаев защиты деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности), спор подсуден суду общей юрисдикции. Если распространяются порочащие сведения о юридическом лице (защита деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) – арбитражному суду.

Если указанная порочащая информация является оценочным суждением, мнением, убеждениями гражданина, их распространившего, то они не признаются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов, не могут быть проверены на соответствие действительности.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 11 статьи 152 ГК РФ правила и нормы о защите деловой репутации гражданина за исключением положений о компенсации морального вреда, применяются к защите деловой репутации юридического лица. Статьей 152 ГК РФ установлено следующее.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти (п. 1 ст. 152 ГК РФ).

В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрета дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно (п. 4 ст. 152 ГК РФ).

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети "Интернет" (п. 5 ст. 152 ГК РФ).

Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, устанавливается судом (п. 6 ст. 152 ГК РФ).

Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности (п. 8 ст. 152 ГК РФ).

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений (п. 9 ст. 152 ГК РФ).

Как разъясняется в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. Вместе с тем исходя из пункта 3 названной статьи в случае, когда гражданином, в отношении которого средством массовой информации опубликованы соответствующие действительности сведения, ущемляющие его права и охраняемые законом интересы, оспаривается отказ редакции средства массовой информации опубликовать его ответ на данную публикацию, истец обязан доказать, что распространенные сведения ущемляют его права и охраняемые законом интересы. В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

В случае, если должник в течение срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, не удалил указанную информацию, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица. Такое постановление направляется в Роскомнадзор (ст. 109.4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве").

Обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела, которые должны быть определены в ходе судебного разбирательства, являются:

  • факт распространения ответчиком сведений об истце,
  • порочащий характер этих сведений,
  • несоответствие их действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснено, что не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина

Пунктом 5 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом согласно части 2 названной статьи указанные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Исходя из этого, дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции.

Если сторонами спора о защите деловой репутации будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомственен суду общей юрисдикции.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Диффамационный конфликт – наиболее распространенный правовой риск в работе журналистов и редакций СМИ. Как распознать диффамационные сведения, как сделать текст юридически безопасным и урегулировать дело в досудебном порядке, если речь идет об ущемлении чести, достоинства или деловой репутации?

* Карточки подготовлены по материалам вебинара, проведенного старшим юристом Центра защиты прав СМИ Светланой Кузевановой в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

​1. ЧТО ТАКОЕ ДИФФАМАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ?

​​2. КАК РАСПОЗНАТЬ ДИФФАМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ?

Для того чтобы определить, несут ли сведения признаки диффамации, необходимо применить к ситуации пятиступенчатый тест:

1.Сведения должны быть распространены. Факт распространения спорной публикации можно доказать разными способами – в ход идут оригиналы и копии газет, скриншоты сайтов, видеозаписи и т.п.

2. Сведения не соответствуют действительности. Иски о защите чести и достоинства не имеют срока давности, поэтому редакциям следует хранить доказательства (документы или их копии, свидетельские показания, аудио- или видеофайлы, фотографии) как можно дольше.

4. Идентификация истца. Суд признает наличие диффамационного конфликта, если опубликованные сведения напрямую касаются гражданина/организации. Попытка завуалировать личность героя публикации не защищает от иска – если он себя узнает, то тоже может обратиться в суд. Судебная практика по таким случаям разнится, но в большинстве случаев суды идут по такому пути: человек/организация имеет право на защиту репутации, если множество незнакомых людей поймет, о ком идет речь в публикации.

5. Сведения поданы как факты. Истец может оспаривать только утверждение о факте, но не оценочное суждение, вопрос или предположение. Если судья не в силах сам разобраться, идет речь о факте или мнении, он назначает лингвистическую экспертизу.

Публикация мнения, однако, тоже может обернуться судебным разбирательством – п. 9 постановления пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. №3 гласит, что если мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, суд вправе обязать ответчика компенсировать моральный вред.

​3. ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА: КАК ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ПРЕТЕНЗИИ ОБ ОПРОВЕРЖЕНИИ И ПУБЛИКАЦИИ ОТВЕТА?

Закон о СМИ позволяет антигерою публикации защитить свои честь и достоинство вне суда тремя способами: опровержение, ответ, обращение в орган саморегулирования журналистского сообщества (Коллегия по жалобам на прессу, этические жюри в регионах).

I. Право на опровержение.

Герой публикации может воспользоваться правом на опровержение (ст. 43 закона о СМИ), если в тексте спорной публикации есть полный состав диффамационного конфликта: распространенные сведения не достоверны, имеют порочащий характер, касаются конкретного лица/юрлица и поданы как факты. Опровержение должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента получения требования. Текст опровержения готовит редакция СМИ.

Закон о СМИ устанавливает следующий порядок опровержения:

1. Опровергаются только те сведения, которые заявитель считает недостоверными.

4. опровержение должно быть опубликовано:

  • в СМИ, выходящих не реже раза в неделю, — в течение 10 дней со дня получения требования (да, закон дает редакции право рассматривать требование до 30 дней и в то же время предписывает опубликовать опровержение в течение 10 дней со дня получения. Юристы рекомендуют уложиться с публикацией в десятидневный срок, если требование опровержения обоснованно);
  • в других СМИ (выходящих реже раза в неделю) — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске

5. Редакция должна отказать в публикации опровержения, если требование или текст опровержения:

  • Злоупотребляет свободой массовой информации – разглашает государственную или иную охраняемую законом тайну, призывает к терроризму или экстремизму, пропагандирует насилие, жестокость, содержит нецензурную брань и т.п. (ст. 4 закона о СМИ).
  • Противоречит вступившему в законную силу решению суда.
  • Анонимно.

6. Редакция может отказать в опровержении, если:

  • Опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном СМИ.
  • Требование об опровержении либо представленный текст поступили в редакцию по истечении одного года со дня спорной публикации

II. Право на ответ

Право на ответ возникает при наличии неполного состава диффамационного конфликта, когда распространенные сведения не соответствуют действительности либо ущемляют права и законные интересы гражданина/организации. Обычно право на ответ дается в более простых ситуациях – например, журналист ошибся.

Закон о СМИ предлагает оформлять ответ в виде комментария или реплики (ст. 46 закона о СМИ), причем его готовит заявитель, а не редакция.

В случае отказа в ответе применяются правила об опровержении сведений (см. предыдущий пункт).

Ответ публикуется не ранее чем в следующем выпуске СМИ, но данное правило (срок) не распространяется на редакционные комментарии.

​​4. ​​​ КАКИЕ ДИФФАМАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ РЕШАЮТ В СУДЕ?

Существует пять видов диффамационных конфликтов, рассматриваемых судами:

Гражданские иски:

1. Иск с требованием предоставить право на опровержение или ответ (Закон о СМИ).

2. Иск о защите чести, достоинства, деловой репутации (ст. 152 ГК РФ) – самый распространенный иск, предъявляемый редакциям. Чтобы его удовлетворить, необходим полный состав диффамационного конфликта (сведения распространены, не соответствуют действительности, являются порочащими, касаются конкретного лица, подаются как факты).

Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички Facebook, ВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.

Уголовные дела:

4. Клевета (ст. 128.1 УК РФ) – по содержанию это тот же иск о защите чести и достоинства, но с наличием умысла. То есть суду предстоит доказать наличие полного состава диффамационного конфликта и установить, что редактор или журналист знал, что сведения недостоверные и порочащие, но распространил их намеренно, чтобы нанести вред.

Административные дела:

5. Оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ) – состав этого диффамационного конфликта отличается тем, что в ходе судебного разбирательства устанавливается форма (оскорбительная или не оскорбительная), в которой было выражение мнение в отношении героя публикации.

5. КАК ОЦЕНИТЬ МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД, НАНЕСЕННЫЙ ГРАЖДАНИНУ ПУБЛИКАЦИЕЙ?

Если суд признает, что редакция распространила диффамационные сведения о человеке, то автоматически взыскивает с ответчика моральный вред. Хотя по закону этот вред нужно обосновать — гражданин должен представить доказательства, что он действительно испытывал физические или нравственные страдания (например, объяснение истца о его переживаниях, медицинские документы или свидетельские показания), степень пережитых эмоций (это важно для обоснования суммы, ведь иногда истцы запрашивают до 10 миллионов рублей), также человек должен доказать причинно-следственную связь между публикацией и испытываемыми страданиями (что вред наступил именно из-за публикаций, а не иных жизненных обстоятельств).

Однако на практике граждане редко обосновывают моральные страдания, а суд, удовлетворяя требование об опровержении, автоматически назначает сумму компенсации морального вреда. В среднем это 10 тысяч рублей.

Раньше ст. 152 ГК РФ допускала компенсацию организациям морального вреда. Однако юристы отбивали подобные претензии, поскольку юрлицо может требовать опровержения или компенсации имущественного вреда, нанесенного публикацией, но не может испытывать физических и душевных страданий.

Сегодня по искам о защите репутации организаций суды взыскивают, как правило, конкретный имущественный ущерб, нанесенный публикации, который организации нужно документально доказать.

​7. КАК СДЕЛАТЬ ТЕКСТ ЮРИДИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫМ?

Если все они присутствуют, следует избавиться от хотя бы одного признака, например, убрать идентификацию героя (имя) или превратить факт в предположение (якобы, предположительно и т.д.).

​​8.​​​​ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГЕРОЙ ПУБЛИКАЦИИ СООБЩИЛ О НАМЕРЕНИИ ОБРАТИТЬСЯ В СУД?

Лучше своевременно реагировать на просьбы опубликовать опровержение или комментарий и подготовить мотивированный ответ. Если спорная публикация содержит все признаки диффамационного конфликта, опубликуйте опровержение или предложите заявителю написать ответ.

Если герой публикации все-таки обратился в суд, не игнорируйте судебные заседания. Все необходимые, правильные, грамотные шаги для защиты редакции делаются в суде первой инстанции. Если редакция не защищается в суде, решение скорее всего будет не в ее пользу. Кроме того, судьи не любят, когда стороны не посещают судебные заседания или ведут себя безразлично.

Еще немного про диффамацию можно прочитать здесь. Также вы можете оценить потенциальные риски получения иска о защите чести и достоинства, пройдя наш тест.

Не хотим никого пугать, но помимо претензий о защите чести и достоинства, можно заодно получить претензию о вмешательстве в частную жизнь и нарушении закона о персональных данных.

Остались вопросы? Задайте их нашим юристам по ссылке и они ответят в течение пары дней.

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

Действующий закон установил правовой принцип, что каждый гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если же гражданину не удается установить лицо, распространившее порочащие его сведения, то он вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

Приведенные нормы закона всегда правильно и единообразно применяются российскими судами, но у гражданин и юридических лиц порой возникают иные сложности, когда речь идет о негативных сведениях, размещенных с использованием интернет-технологий.

Так, разбирая жалобу частного лица, КС РФ обратил внимание на то, что действующие нормы закона лишают гражданина права требовать по суду удаления с сайта своего личного изображения, если оно размещено без его согласия, а также порочащих его честь и достоинство сведений, поскольку они исключают ответственность администратора (владельца) этого сайта за их распространение, в то время как Конституция России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Конституционный приоритет прав личности обязывает государство охранять её достоинство, в том числе путем предоставления судебной защиты.

В тоже время Суд справедливо отметил, что Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию.

Несмотря на некое состязание вышеназванных конституционных положений, КС РФ склонил чашу весов в сторону прав личности гражданина, указав, что в соответствии с международными нормами права государством могут устанавливаться ограничения в распространении информации в целях уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности. Закон должен устанавливать правовой баланс между правом на распространение информации и соблюдением прав и свобод гражданина, не допуская при этом какой-либо государственной цензуры.

Перечислим основные доводы, которыми руководствовался Суд при изучении затронутого вопроса:

Руководствуясь изложенным, КС РФ пришел к выводу, что на основании положений статей 17 и 21 Конституции РФ владелец сайта, не являющегося СМИ, а также иное уполномоченное на размещение информации лицо, имеющее техническую возможность без ущерба для своих прав и законных интересов удалить сведения, признанные судом не соответствующими действительности, обязано выполнить вступившее в законную силу судебное решение.

Еще раз важно отметить, что обязанность удаления информации возложена не только на владельца сайта, но и на лицо, осуществляющее его администрирование. Возложение подобной обязанности на указанных лиц не может рассматриваться ни как чрезмерное обременение, ни как несоразмерное ограничение его прав. Также суд отметил, что подобная обязанность не должна расцениваться как мера ответственности за виновное правонарушение, а должна восприниматься как законный способ защиты прав гражданина и интересов юридического лица.

Если же владелец сайта и/или его администратор уклоняются от исполнения требования об удалении порочащей информации во исполнение судебного решения, то потерпевший вправе предъявить требование о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда в результате допущенного бездействия.

Изложенное Конституционным Судом РФ толкование закона, обязательно к применению и исполнению всеми правоохранительными органами России.

Важно: В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ во исполнение вышеуказанной позиции Конституционного суда РФ, законодатель принял новую редакцию статьи 152 Гражданского кодекса РФ, которая вступает в законную силу с 01 октября 2013 года.

Так, в соответствии с новой редакцией.

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.

2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 — 5 настоящей статьи, устанавливается судом.

7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.

8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.

10. Правила пунктов 1 — 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.

11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Читайте также: