Можно ли зарегистрировать ип не по месту прописки

Обновлено: 19.05.2024

Данный закон позволяет эффективно контролировать владельцев бизнеса и успешно находить тех, кто увиливает от уплаты налогов.

Но, бывают такие случаи, когда человек регистрирует ИП и открывает бизнес в другом городе, не учитывая свою прописку.

Что говорит закон?

Для того, чтобы стать предпринимателем, необходимо:

Для регистрации вы проходите полную процедуру, в соответствии с 129-ФЗ, включающим в себя:

  • Подготовка необходимого пакета документов, в зависимости от выбранной категории ведения бизнеса.
  • Подачу документов в налоговую лично, через Интернет, нотариально-заверенного представителя или юридическую фирму.
  • Дождаться утверждения от налоговой (от 3 дней).

Как только вы получаете подтверждение, вы становитесь ИП (индивидуальным предпринимателем). После этого вам необходимо приобрести онлайн-кассу, информировать о своих продажах Роспотребнадзор, налоговую, а также оформить лицензию от саморегулируемой организации (СРО) на проведение определенных видов работ. При этом, вы можете не ставить в известность другие организации о своем виде деятельности и не заводить печать и расчетный счет (если только не собираетесь подключать точку к эквайрингу).

А что, если я иностранец?

Для этого нужно:

  • иметь разрешение на работу на территории РФ;
  • предоставить документ о постоянном или временном жительстве.

Важно: только наличие визы подтверждает ваше законное нахождение в стране, но не является разрешающим документов для регистрации ИП!

Для начала бизнес деятельности необходимо купить патент.

Как быть, если я хочу открыть ИП без прописки?

Закон четко прописывает правила: без постоянной или временной прописки запрещено получать статус ИП. Прописка нужна для того, чтобы все сведения о человеке были внесены в ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).

Если вы хотите получить статус ИП и начать свой бизнес, — в таком случае российское законодательство разрешает приезжему получить временную прописку в нужном населенном пункте.

Для обладателей иностранного гражданства нужно дополнительно предоставить документы, дающие право на проживание в России.

Для иностранцев предусмотрена такая же процедура регистрации бизнеса, как и для россиян, за исключением необходимости перевода документов на русский язык, заверенного нотариусом.

Как только вы получаете временную прописку и оформляете ИП, вы можете начать развивать свой бизнес.

Важно: уплата налогов и передача отчетностей происходит в тот орган ФНС, где вы получили статус ИП. Исключением являются предприниматели, работающие на ЕНВД и ПСН.

В таком случае налоги и отчетность сдаются в ту налоговую, где находится место фактического ведения бизнеса.

Нюансы для приезжих с постоянной и временной пропиской, оформляющих ИП

Итак, закон устанавливает, что приезжие могут регистрировать ИП только по месту постоянной прописки. Получить ИП в другом регионе не получится.

Оформление временной прописки для приезжих в этом случае никакой роли не играет. Для регистрации своего дела в другом городе России придется сменить адрес постоянной прописки или же на новом месте оформить временную прописку.

При временной регистрации обязательно аннулируется постоянная регистрация жительства! Для этого необходимо получить штамп в паспорте о снятии регистрации.

Рассмотрим отдельные примеры:

  1. Бизнесмен с постоянным местом жительства выбрал для себя налоговый режим ОСНО (общий), УСН (упрощенный) или же ЕСХН (единый сельскохозяйственный) — имеет право находится в любом городе России и вести свою деятельность. Но платить налоги и отправлять отчетность обязан в местный орган по месту постоянной прописки.
  2. Бизнесмен с постоянной пропиской, который выбирает ведение бизнеса на ЕНВД, патенте (ПСН) — должны передавать документы, отчеты и платить налог по месту фактического ведения бизнеса! При этом место ведения бизнеса может не совпадать с местом постоянной прописки.

В эту категорию не попадают те, кто занимается грузоперевозками, развозкой пассажиров или развозной торговлей.

3. Бизнесмен на ПСН (патент) должен приобрести патент именно в том городе, где собирается использовать. Кроме того, область применения патента распространяется только на этот регион.

4. Если у предпринимателя временная прописка, то зарегистрировать свой бизнес он может только по месту этой пропиской. При этом, вести свою деятельность он может из любой точки мира, удаленно. А вот подавать отчетность и платить налоги придется также по месту фактического ведения бизнеса.

Если предприниматель с временной пропиской работает по УСН или ЕСХН — сдавать отчетность и платить налоги придется в тот налоговый орган, в котором встали на учет.

Оформляем ИП правильно

Без постоянной прописки при открытии своего будущего бизнеса вам придется получить свидетельство о временной прописке там, где собираетесь вести бизнес.

Для этого необходимо предоставить в уполномоченный орган свое письменное заявление, а также отдельно письменное разрешение хозяина дома или квартиры на временную прописку.

Как только вы получаете свидетельство о временной прописке, приступайте к выбору кода-ОКВЭД (вид деятельности бизнеса), выберите налоговый режим (ЕНВД, ОСНО, УСН, ПСН, ЕСХН. ), оплатите госпошлину (800 рублей) и подготовьте пакет следующих документов:

  • заявление по форме P21001 с указанием в графе “Место жительства” — адреса временной подписки.
  • Паспорт с отметкой о том, что у вас нет постоянной прописки.
  • Оплаченную квитанцию с госпошлиной.
  • ИНН.
  • Свидетельство о постановке на временный регистрационный учет дома или квартиры на срок не менее 6 месяцев (не гостиницы!).
  • Свидетельство о выбранной налоговом режиме.

После подачи всех документов ФНС проверит документы, а затем вы получите отметку о регистрации в ЕГРИП в случае положительного ответа от налоговой, а также выписку из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

После получения ЕГРН можно официально начинать предпринимательскую деятельность.

Что если я начну бизнес без соблюдения закона?

Отступление от правил регистрации ИП чревато штрафом от 500 рублей до 10% от дохода (но не меньше 40 000 рублей) и даже уголовным наказанием, в том числе в виде ограничения свободы.

Гражданин России вправе выбирать самостоятельно, где ему заниматься бизнесом. Вместе с тем в стране ведется учет населения по месту жительства или временного пребывания. Это накладывает определенные ограничения, ведь отдельные действия проводятся строго по месту регистрации. Давайте разберемся, можно ли открыть ИП в другом городе без прописки, а также рассмотрим, как вести предпринимательскую деятельность в таких условиях.

Что говорит закон

Но люди традиционно перемещаются в города покрупнее, где больше возможностей. Далеко не всегда при этом человек может оформить регистрацию. Значит ли это, что он лишен права открыть ИП и заниматься бизнесом в другом городе, где живет без прописки? Нет, не значит — из этой ситуации есть законный выход.

Варианты решения проблемы

Итак, открыть ИП не по месту прописки нельзя. Поэтому человек встает на учет как предприниматель по адресу постоянного жительства, то есть в населенном пункте, в котором он прописан. А деятельность ведет в том городе, где проживает — законодательство РФ этого не запрещает. Чтобы открыть ИП, можно просто посетить населенный пункт своей прописки. Но есть и другие способы, не требующие присутствия гражданина.

Действие через доверенное лицо

Будущий предприниматель может привлечь к постановке на учет любого, кому он доверяет в городе своей постоянной регистрации, например, родственника или друга. Но большую часть работы придется сделать самому.

Прежде всего нужно заполнить заявление на открытие ИП по форме Р21001, утвержденной приказом ФНС № ММВ-7-6/25@. Подписывать заявление не нужно! Затем будущему ИП предстоит посетить нотариуса, у которого необходимо:

  • заверить копию паспорта;
  • заверить подпись на заявлении Р21001;
  • оформить доверенность на представителя, который понесет документы в ИФНС или МФЦ.

Для формирования документов на регистрацию ИП вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете оформить пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.

Если ИП собирается применять УСН, целесообразно оформить уведомление о переходе на этот режим и заверить его у нотариуса вместе с другими документами.

Далее оплачивается госпошлина в сумме 800 рублей. Перевести ее нужно строго по реквизитам той ИФНС, которая будет регистрировать ИП. В качестве плательщика должен быть указан сам заявитель. Квитанция об уплате прикладывается к перечисленным выше документам. Весь комплект передается доверенному лицу для передачи в налоговую или МФЦ. От представителя понадобится только паспорт.

Направление комплекта документов почтой

Подача документов в электронной форме

А теперь о том, как открыть ИП вовсе без привлечения посредников. Если прописка в другом городе, зарегистрироваться можно удаленно — через интернет.

Сначала гражданин должен получить сертификат электронной подписи физического лица в любом удостоверяющем центре. Затем он готовит заявление Р21001 в электронной форме. Госпошлину в случае с открытием ИП через интернет платить не придется. Также не нужно заверять у нотариуса копию паспорта и подпись на заявлении.

Вне зависимости от способа подачи документов итоги их рассмотрения будут направлены на адрес электронной почты. Такое правило установлено с конца апреля 2018 года. Это произойдет не позднее 4 рабочего дня после подачи документов. При благоприятном исходе гражданин получит статус ИП, о чем будет свидетельствовать лист записи реестра. После этого можно приступать к деятельности.

Взаимодействие с ФНС

Если после регистрации ИП работает в другом регионе, встает вопрос с подачей отчетности и общением с инспекцией по прочим вопросам. Однако сегодня это не является проблемой, поскольку все взаимодействие можно вести в электронной форме, находясь даже на другом конце страны. Для этого предприниматель должен оформить электронную подпись, хотя в некоторых случаях можно обойтись и без нее.

Общение с налоговым органом будет несложным, если ИП выбрал один из льготных налоговых режимов, а именно:

ПСН. Предприниматель вправе купить патент в любом регионе, где планирует вести бизнес. Например, тот же предприниматель из Самары может приобрести патент на розничную торговлю в ИФНС Балашихи. Для этого ему достаточно подать заявление о покупке патента местную инспекцию. При этом он сможет открыть небольшой магазин в любом городе Московской области, ведь патент дает право работать на территории всего региона. А вот Москва является отдельным субъектом, поэтому для магазина в столице ИП нужен московский патент. Никаких деклараций на ПСН подавать не нужно.

Общение с контролирующими органами будет более плотным, если предприниматель наймет работников. В таком случае рекомендуется оформить сертификат электронной подписи ИП — это значительно упростит взаимодействие с ИФНС и фондами.

Если нет прописки в паспорте

Некоторые граждане не имеют в паспорте никакой постоянной регистрации. Случай не слишком частый, но на практике встречается. Можно ли в таком случае зарегистрировать ИП? Для ответа на этот вопрос нужно вернуться к началу статьи. Мы выяснили, что наличие места жительства является обязательным условием для регистрации ИП. Если же штампа в паспорте нет, нужно зарегистрироваться по месту временного пребывания.

Практика показывает, что ИФНС ставят предпринимателей на учет по временной регистрации сроком от 6 месяцев. Следует помнить, что как только ее срок подойдет к концу, предприниматель с учета будет снят.

При отсутствии постоянной или временной прописки стать предпринимателем не получится. Впрочем, это вполне логично, ведь любой бизнес-субъект должен был прикреплен к какому-то адресу, а через него — к налоговому органу. С организациями вопрос решается иначе — они обязаны иметь юридический адрес. Для физлиц такого не предусмотрено, поскольку аналогом юридического адреса выступает прописка. Так что единственный способ открыть ИП без прописки — получить временную регистрацию по месту пребывания.

Выводы

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Содержание

Что такое прописка

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

Отличие постоянной регистрации от временной

Постоянная регистрация — это регистрация по месту жительства. Местом жительства могут быть собственный дом или квартира, оформленные в собственность, купленные или полученные в наследство. Также это жилье, которое оформлено по договору социального найма. Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Она действует бессрочно, пока человек сам не пожелает сняться с регистрационного учета в связи с переездом или другими причинами. Также его могут выписать по решению суда, например, если человека признали безвестно отсутствующим.

Зачем нужна постоянная регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.

Где можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.

Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.

А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Постоянная регистрация на даче

С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна). Перевести дачу (после соблюдения всех перечисленных условий) в индивидуальный жилой дом получится, если он не расположен на землях, где запрещено жилищное строительство. Это могут быть земли особо охраняемых территорий, водного и лесного фонда и т. д.

Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.

Можно ли жить без постоянной прописки

По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Постоянная регистрация: риски для собственника

Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.

Как прописаться в квартире

Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:

· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Список документов:

· заявление, подписанное вами или собственником помещения;

· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;

· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;

· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;

· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.

Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.

Как сняться с постоянной регистрации

Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).

При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.

В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.

Правовые аспекты регистрации ИП

  • Достичь возраста 18 лет.
  • Обладать полной дееспособностью.
  • Иметь постоянную или временную регистрацию на территории России.
  • Не состоять на государственной или муниципальной службе.

Получателю официального статуса ИП вменяется в обязанность использовать контрольно-кассовые аппараты (ККА), информировать о своей деятельности Роспотребнадзор, а также оформлять лицензию или допуск от саморегулируемой организации (СРО) на проведение определенных видов работ. При этом, индивидуальный предприниматель вправе не ставить в известность различные фонды о своей регистрации и не пользоваться в работе печатью и расчетным счетом.

Единый регламент прохождения процедуры регистрации установлен Федеральным законом № 129 и включает в себя:

  • Подготовку пакета необходимых документов. Комплектация пакета варьируется в зависимости от категории заявителя.
  • Передачу документов в ИФНС (личную, электронным способом, через нотариально заверенного представителя или юридическую компанию).
  • Ожидание решения органов ИФНС, которое в случае отказа должно сопровождаться указанием его причин.
  • Максимальный срок проведения процедуры — три рабочих дня. Она считается завершенной после внесения записи о регистрации в ЕГРИП.

Можно ли открыть ИП без прописки

Важно! Законом однозначно запрещено предоставление статуса индивидуального предпринимателя физическому лицу без какой-либо ( постоянной или временной ) прописки на территории места пребывания. Прописка предпринимателя необходима для внесения сведений о нем в ЕГРИП.

При этом, российское законодательство предоставляет человеку, не имеющему постоянной прописки, право на получение временной прописки в городе пребывания. Поэтому отсутствие постоянной регистрации по месту жительства не препятствует гражданину России в оформлении ИП на территории любого города любого региона РФ. Для открытия ИП ему достаточно получить временную регистрацию в нужном населенном пункте.

Обладателю иностранного гражданства необходимо иметь документы, дающие ему право на проживание в РФ. Иностранные граждане без постоянной прописки в нашей стране, согласно Федеральному закону № 115, обладают правом открыть ИП при наличии временной прописки по адресу, указанному в виде на жительство либо в разрешении на временное проживание в России . Для них предусмотрена такая же процедура регистрации собственного бизнеса, как и для россиян, за исключением необходимости перевода документов на русский язык, заверенного нотариусом.

Получив временную прописку и оформив ИП в определенном городе, предприниматель получает право осуществлять коммерческую деятельность на всей территории России. При этом уплата налогов и передача отчетности производится физическим лицом только в тот орган ИФНС, который присвоил ему статус ИП. Исключением являются предприниматели, применяющие системы налогообложения ЕНВД и ПСН. Орган, которому они платят налоги и сдают отчеты, должен быть расположен в том же субъекте РФ, что и место фактического ведения бизнеса.

Оформление ИП не по месту прописки

Важно! Закон разрешает вести предпринимательскую деятельность по всей России, в том числе не только в субъекте постоянной регистрации.

В то же время, когда речь идет об оформлении своего ИП не в том регионе, в котором будущий предприниматель имеет постоянную прописку , закон устанавливает следующее: российские граждане, обладающие постоянной пропиской, должны регистрировать ИП только по месту постоянной прописки. Получить статус ИП в другом регионе при наличии штампа в паспорте с адресом постоянной прописки не получится. Оформление временной прописки для иногородних в этом случае никакой роли не играет. Для того, чтобы такому россиянину зарегистрировать свое дело и встать на налоговый учет в другом городе РФ, ему нужно либо сменить адрес постоянной прописки, либо оформить на новом месте временную прописку . Причем, для оформления временной регистрации необходимо в обязательном порядке аннулировать постоянную, что должно быть подтверждено штампом в паспорте о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Бизнесмен, имеющий постоянное место жительства и выбравший для себя налоговый режим в виде общей системы налогообложения (ОСНО) , упрощенной системы налогообложения (УСН) или единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) , не привязан в своей деятельности к месту, в котором имеет постоянную прописку, и может работать, находясь в любом районе России . Однако платить налоги и отправлять отчеты, в том числе по пенсионным отчислениям в случае привлечения наемных работников, он обязан именно в тот субъект РФ, в котором постоянно прописан.

Предприниматели с постоянной пропиской, выбравшие для себя специальные налоговые режимы в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системы налогообложения (ПСН), должны передавать отчеты и выплачивать налоги по месту фактического ведения предпринимательской деятельности , с которым может не совпадать место постоянной прописки. Не обязаны это делать только те из них, кто занимается перевозкой грузов и пассажиров, развозной и разносной торговлей.

Бизнесмены на ПСН, помимо этого, должны приобретать патент именно в том субъекте РФ, в котором собираются его использовать . Кроме того, область применения патента распространяется только на этот субъект.

Предприниматели, являющиеся обладателями только временной прописки, зарегистрировав свой бизнес по месту пребывания, также могут осуществлять свою деятельность, находясь в любой точке России. При этом те из них, кто использует специальные налоговые режимы, должны платить налоги и отчитываться по месту фактического ведения бизнеса, а те, кто работает на ОСНО, УСН и ЕСХН — только в тот налоговый орган, в котором встали на учет.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод : зарегистрировать индивидуальное предпринимательство в нашей стране не по месту прописки можно, только имея временную прописку при отсутствии постоянной. О порядке регистрации рассказано ниже.

Порядок оформления

При открытии своего дела будущему предпринимателю, у которого нет постоянной прописки, необходимо получить свидетельство о временной прописке в том субъекте РФ, в котором планируется проведение процедуры. Для этого нужно предоставить в уполномоченный орган свое заявление и письменное разрешение хозяина дома или квартиры на временную прописку.

Получив свидетельство о прописке, подобрав нужный код ОКВЭД, выбрав налоговый режим и оплатив государственную пошлину в размере 800 рублей, необходимо предоставить в ФНС следующие документы:

Адрес налоговой инспекции, прикрепленной к субъекту РФ, в котором оформлена временная прописка, можно найти на официальном сайте ФНС. Обращение в налоговый орган может быть личным, через действующего на основании нотариальной доверенности представителя, через почту России, через юридическую фирму, а также в электронной форме (для обладателя электронной цифровой подписи).

Важно! В ФНС предъявляются только подлинники документов, с которых сотрудниками службы делаются копии.

После передачи налоговому органу необходимых документов установленный законом регламент предусматривает еще три этапа, которые нужно пройти:

  • Проверку сотрудниками ФНС предъявленных бумаг.
  • Отметку о регистрации в ЕГРИП в случае положительной оценки проверенной персональной информации.
  • Получение выписки из ЕГРН.

Уведомить о своем решении по регистрации ИП при временной прописке Инспекция федеральной налоговой службы обязана в течение трех рабочих дней . Право на предпринимательскую деятельность гражданин обретает в момент получения выписки из ЕГРН. При отказе налогового органа в предоставлении этого права человек может обратиться в суд для обжалования принятого ФНС решения.

Если предприниматель по деловым соображениям переместил свой бизнес в другой город, он обязан известить налоговую службу об изменении адреса временной прописки, заполнив заявление в специальной форме.

В конце следует напомнить о правиле, которое нужно обязательно соблюдать при любом из рассмотренных вариантов ведения индивидуальной предпринимательской деятельности — о необходимости делать это в полном соответствии с действующим российским законодательством, не нарушая налоговый, административный и уголовный кодексы РФ. Отступление от этого правила чревато получением штрафа от 500 рублей до 10% от дохода ( не меньше 40 тысяч рублей ) и даже уголовным наказанием , в том числе в виде ограничения свободы.

Можно ли открыть ИП без прописки

Для регистрации ИП начинающие предприниматели заполняют заявление по форме Р21001. В одном из полей заявитель указывает свой адрес регистрации.
В этой статье вы узнаете, как открыть ИП без прописки, чем постоянная регистрация отличается от временной и как получить статус индивидуального предпринимателя, находясь в другом городе.

И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Можно ли зарегистрировать ИП без прописки

Налоговая не оформляет статус индивидуального предпринимателя без адреса постоянной или временной регистрации.

Если в квартире, доме или иной жилой площади прописаны несколько человек, вы не обязаны уведомлять их о регистрации в качестве ИП. За получение статуса выписать человека в одностороннем порядке невозможно.

Наличие регистрации важно для контактирования с индивидуальным предпринимателем. По адресу прописки Федеральная налоговая служба отправляет корреспонденцию: требования, напоминания об уплате налогов и уведомления о выездных проверках.

А ещё эти сведения включают в ЕГРИП: некоторым контрагентам важно узнать про регистрацию потенциального партнёра перед подписанием соглашения.

Что делать, если изменилась прописка

В этом случае возможны два варианта:

  • Постоянная регистрация. Ничего не делайте. Налоговая получит сведения о смене прописки от других ведомств и исправит данные в ЕГРИП.
  • Временная регистрация. В течение семи рабочих дней подайте заявление по форме Р24001 с заполненным титульным листом и листом В в ИФНС. За нарушение срока налоговая оштрафует на 5 000 рублей (пункт 3).

Когда меняете адрес постоянной регистрации, позаботьтесь о доступе к корреспонденции в течение нескольких месяцев после переезда. На обновление информации ведомству требуется время. Пока базу не обновят, налоговики продолжат отправлять письма, включая уведомления о выездной проверке, на старый адрес.

Если такой возможности нет, зарегистрируйтесь в личном кабинете индивидуального предпринимателя. Тогда всю корреспонденцию налоговая продублирует в электронном формате. Или подайте заявление по форме КНД 1112019 об изменении адреса для получения документов.

Как зарегистрировать ИП, если вы проживаете не по месту прописки

Для этого есть несколько способов:

    . Отправьте документы электронно, подписав цифровой подписью, и не платите государственную пошлину в размере 800 рублей.
  • МФЦ. Отнесите документы в ближайший многофункциональный центр, у которого налажен документооборот с ФНС.
  • Почта России. Заверьте документы у нотариуса и вложите квитанцию об уплате государственной пошлины. Отправьте их письмом с описью по адресу нужной налоговой.
  • Представитель. Поручите подачу документов другому человеку, предварительно выписав ему нотариально заверенную доверенность.
  • Нотариус. Поможет с подготовкой и электронной отправкой документов. Услуга обойдётся в 2-5 тысяч рублей в зависимости от региона проживания.

Внимательно проверяйте правильность заполнения документов. Из-за ошибок вам откажут в регистрации, придётся заново готовить документы и отложить начало предпринимательской деятельности.

Чем отличается постоянная и временная регистрация

Главное отличие постоянной регистрации от временной — отметка в паспорте. Сведения о прописке указывают штампом на отдельной странице паспорта. Место временного пребывания подтверждает выписка из государственного реестра.

За отсутствие временной регистрации в другом городе могут оштрафовать на 2-3 тысячи рублей. А ещё без неё ограничивают получение пособий и пенсии, постановку детей на учёт в школу или детский садик. Советуем задуматься об оформлении документов сразу после переезда, чтобы проблемы не застали врасплох в самый неподходящий момент.

Временная регистрация действует до 5 лет. По окончании её меняют на постоянную или продлевают.

Если меняете место жительства в границах одного региона, можете не переживать о штрафах и оформлении временной регистрации. Эта норма действует только для переездов в другие субъекты РФ.

Давайте кратко повторим, как зарегистрировать ИП без прописки: оформите временную регистрацию, подготовьте необходимые документы и обратитесь в ИФНС. Для смены адреса получения важной корреспонденции подайте заявление по форме КНД 1112019.

Читайте также: