Как обязать администрацию взять дорогу на баланс

Обновлено: 12.06.2024

Верховный суд заставил чиновников отремонтировать плохую дорогу

На улице не было тротуаров, освещения и даже асфальта, но чиновники не спешили с ремонтом. Местный житель обратился в суд, чтобы обязать местную администрацию провести реконструкцию дороги. Первая инстанция с ним согласилась, а вот апелляция и кассация решили, что муниципальные власти сами решают, что и когда ремонтировать. Верховный суд с таким подходом не согласился. Эксперты говорят, что ВС не первый раз встает на сторону граждан в спорах о плохих дорогах.

Заставить провести ремонт

Тогда Уткин обратился в Светлогорский городской суд с административным иском (дело № 2а-102/2020). Он требовал обязать администрацию округа до 1 февраля 2020 года включить улицу Сосновую в программу ремонта дорог, а отдел ЖКХ администрации до апреля 2021-го организовать ее реконструкцию, в том числе сделать тротуары и уличное освещение. Первая инстанция согласилась, что улица находится в плачевном состоянии. Дорога не соответствует техническим регламентам, а значит, небезопасна. Это известно из обследования, которое провело ГИБДД. Раз до суда чиновники не предприняли никаких действий для устранения проблемы, то можно их обязать включить разбитую дорогу в план ремонта до 2021 года.

Но вот обязать отремонтировать улицу отдел ЖКХ нельзя, так как учреждение не является надлежащим ответчиком. В этой части иск нужно было предъявлять к отделу капитального строительства Светлогорского городского округа. Так решил суд и удовлетворил иск Уткина частично.

Чиновники в ответе

Эксперты: ВС против плохих дорог

Три инстанции решили, что акт ГИБДД о несоответствии дороги техническим требованиям и выданное на его основе предписание являются ненадлежащими, так как посягают на независимость администрации, отмечает Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Но, по словам эксперта, суды не соблюдали принцип распределения бремени доказывания, предусмотренный Кодексом административного судопроизводства.


Именно административный ответчик обязан доказать, что его действия законны. Но предписание ГИБДД никто не оспаривал, а в материалах дела нет доказательств, которые бы подтверждали соответствие дороги техническим требованиям и регламентам.

Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×

По словам Александра Шарапова, юриста КСК групп КСК групп Федеральный рейтинг. группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) 17 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 37 место По выручке × , ВС последовательно формирует практику защиты водителей и пешеходов, страдающих от плохих дорог. Так, в деле № 11-КАД20-4-К6 в декабре 2020-го ВС встал на сторону жителей одного из сел Татарстана, которые обратились в суд, потому что администрация не ремонтировала и не чистила от снега межпоселковую дорогу. Три инстанции гражданам отказали, а вот ВС указал, что собственник должен содержать проезжую часть в хорошем состоянии. Она должна соответствовать ГОСТ и СНиП и быть безопасной для водителей.

По делу № 30-КАД20-2-К5 сотрудники отделения ГИБДД Черкесска (Республика Карачаево-Черкесия) проверили улицы и выяснили, что на некоторых из них не хватает дорожных знаков. Они вынесли мэрии пять предписаний. Администрация города посчитала, что заниматься этим должно управление жилищно-коммунального хозяйства. Чиновники обратились в суд, чтобы оспорить предписания, и три инстанции с ними согласились. Но ВС решил, что требования ГИБДД являются обоснованными. Если за ремонт и содержание дорог местного значения отвечает структурное подразделение мэрии (управление ЖКХ), это не означает, что предписания нельзя выписывать самой администрации.

Возможно, позиции ВС по этим делам и спору Уткина заставят органы управления более ответственно относится к содержанию дорог.

Изменения в федеральном законодательстве, передавшие ответственность за поселенческую дорожно-уличную сеть на муниципальный уровень, обсудили участники прошедшего во вторник заседания президиума Госсовета Коми. По их мнению, новый закон расслабил глав сельских поселений и добавил проблем районным властям, получающим судебные иски с требованиями построить автомобильные дороги там, где их изначально не было.

Передача поселенческих дорог муниципалитетам добавила проблем районным властям

Администрация Корткеросского района, как отметил Василий Гончаренко, теперь обязана дополнительно содержать 254 км дорог поселений. Фото и видео Виктора Бобыря

Как рассказал руководитель администрации Корткеросского района Василий Гончаренко, начиная с 2015 года, после передачи поселенческих дорог на баланс муниципалитета районные власти столкнулись с падением качества содержания дорожно-уличной сети.

В состав Коткеросского района входят 18 сельских поселений, по которым проходит 461 километр дорог общего пользования, из которых 320 километров региональных и 132 километра - муниципальных автодорог, находящиеся на балансе муниципалитета. Теперь к ним добавились 254 километра улично-дорожной сети сельских поселений, на ремонт, содержание и безопасность дорожного движения которой муниципалитет ежегодно выделяет порядка 55 млн рублей.

FW3A0072.jpg

Как пояснил глава районной администрации, сельские поселения при утверждении реестра объектов муниципальной собственности обозначают уличную дорожную сеть, как улицы жилой застройки, тем самым наделяя их статусом автомобильных дорог местного значения.

- Сложившая практика по судебным решениям 2015 года показывает, что уличная дорожная сеть сельских поселений является объектом транспортной инфраструктуры, то есть автодорогой в соответствии с классификацией, которая утверждена федеральным законом. Получается все улицы и проезды, которые есть в районе, считаются дорогами и заниматься ими нужно согласно закону, - обратил внимание на проблему Василий Гончаренко.

По его словам, все проблемы, которые ранее были на сельских улицах, теперь возложены на районные власти. Так, в муниципалитете за последний год открыто более 50 исполнительных производств по выявленным нарушениям. Их через суды главы поселений передали на исполнение районной власти с требованием привести к нормативному состоянию согласно классификации дорог.

- Нам необходимо как минимум произвести сплошную инвентаризацию этих 254 километров, чтобы разработать проект по организации дорожного движения, потребуется минимум 15 млн рублей. Если говорить о ремонте, то чтобы на одном километре этих улиц сделать дорогу, необходимо 10 млн рублей, - посетовал Василий Гончаренко.

Он предложил парламентариям выступить с законодательной инициативой о возвращении полномочий по дорожной деятельности на поселенческий уровень, где улицы будут содержать по правилам благоустройства, на что требуется намного меньше средств.

Заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства республики Эдуард Слабиков описал нынешний процесс классификации поселенческих дорог.

FW3A0117.jpg

- Глава поселения начинает вести межевание участка около дороги и кадастровый инженер для решения этого вопроса пишет в кадастровом паспорте, что это автомобильная дорога. Реально там, конечно, дороги никакой нет, потому что есть пять категорий автомобильных дорог. Кадастровый инженер просто одним росчерком пера перечеркивает все, что есть по факту. На эту дорогу, так называемую, приезжает сотрудник ГИБДД и выписывает административное нарушение главе администрации по приведению ее в нормативное состояние согласно ГОСТам автомобильной дороги, более того, в паспорте даже не написано, какой категории дорога. Привести к ГОСТам - это построить заново автомобильную дорогу, где ее реально нет. И вот такая ситуация у нас сплошь и рядом, - рассказал Эдуард Слабиков.

В беседе с журналистами председатель комитета Госсовета Коми по бюджету, налогам и экономической политике Дмитрий Шатохин отметил, что в данном вопросе точку должны поставить федеральные законодатели, которое разграничат требования, предъявляемые к дорогам общего пользования и поселенческой улично-дорожной сети, и решат возникшую коллизию.

- Ранее было четко все сказано, что дорожная деятельность внутри населенных пунктов остается за сельскими поселениями, сейчас законодатели обязали закрепить это уже региональным законом. Конечно, мы можем дорожную деятельность вернуть в сельские поселения, но там возникнут проблемы с дорожным фондом, что внутри поселения нельзя будет его использовать, а это не совсем правильно. Тут действительно такая коллизия, и если бы федеральный законодатель нам бы четко сказал, было бы легче, - рассказал Дмитрий Шатохин.


Вот и наступила весна! Поют птицы, солнышко все ярче и теплее. Природа потихоньку просыпается. А это значит, что уже совсем скоро мы с вами отправимся на дачу! Одни положительные моменты, правда, за исключением одного — дороги! Ее там нет.

У многих автомобилистов путь на дачу, если хотите в деревню, лежит через колдобины, ямы, разбитый напрочь асфальт, грязь, глину и через вековые лужи, в которых уже растут камыши.

Раньше у моего отца цепи для колес являлись обязательным атрибутом в багажнике его "восьмерки". Да и я, надо признаться, немало натерпелся, когда приходилось последние два километра до дома ковылять по глинистой дороге после дождя. Кто знает, что такое глина, меня понимает. Зато это хороший опыт, после пройденных двух километров осеннего глинистого бездорожья в моросящий дождь на праворульном хэтчбеке уже никакие заносы не страшны, что называется, "присягу принял". Но это все уже как пять лет в прошлом — дорогу, благодаря местному коммерсанту, там сделали, засыпали песком, и лужи теперь нам не страшны.

Depositphotos_12629923_original.jpg

Да ладно мы, дачники! А вот как быть жителям деревень, которые за хлебом ходят в соседнюю деревню и в фельдшерский пункт ездят в район? В такие деревни "скорая" отказывается приезжать, ссылаясь, на то, что застрянет. А если кто-то из деревенских умрет? Как тогда? Старенькие бабушки на самодельных носилках пять километров должны тащить его в мороз, в метель, в жару? У местной администрации никогда нет денег на ремонт местных дорог.

Если вы думаете, что надежды на светлое будущее нет, вы сильно заблуждаетесь. Если ничего не предпринимать, то ремонта дороги можно ждать годами. А вот если постараться, то есть вероятность прокатиться до фазенды с ветерком уже в этом сезоне.

Прошлой осенью ко мне обратился один депутат земского собрания с просьбой составить жалобу в адрес местной администрации. Жалобу я подготовил, и ее пример — ниже.

Depositphotos_35600947_original.jpg

Важно! Дороги в России подразделяются на несколько категорий: федеральные, региональные и местные. Федеральные находятся на балансе Росавтодора (за исключением платных, но это другая история), региональные — на балансе субъектов федерации, а вот местные — на балансе районных администраций. Какого-либо сайта, где можно было бы узнать, кому принадлежит та или иная дорога, не существует. Поэтому может статься, что районная администрация вам ответит на жалобу, что это вообще не их "епархия". Если дорога оказалась региональной, значит, жаловаться надо "выше", в ответственный областной комитет. А вот бесхозных дорог не существует в природе! Поэтому принцип "Я не я, корова не моя" тут не работает. Если администрация вам отказывает и говорит, что вообще не в курсе, что за дорога такая, то направляйте жалобу в прокуратуру. Они там должны выявить ответственное за ту или иную дорогу лицо и принять меры.

дорога.jpg

На фото: та самая дорога, про которую жалоба

А вот и сама коллективная жалоба, которая послужит образцом для вашего обращения:

"Мы, жители поселка Ляхова Балахнинского района Нижегородской области обращаемся к Вам с просьбой по ремонту дороги, идущей по улицам поселка Большая, Чапаева, переулок Полевой, Горушка и Куйбешева.

Так, в процессе эксплуатации указанной дороги под воздействием колес тяжелой техники, каждодневно проходящей к вновь строящимся домам, а также других транспортных средств, температурных колебаний, выпадающих осадков и других факторов автомобильная дорога износилась и находится в настоящее время в отвратительном состоянии, а именно: одни сплошные ямы, ухабы, выбоины и просадки дорожного полотна, что также мешает зимой чистить снег.

Отсутствие надлежащего состояния дороги подвергает нас, жителей поселка, реальной угрозе жизни, здоровью и нашему имуществу. В частности, создается угроза неприбытия вовремя бригад "скорой помощи" для оказания экстренной медицинской помощи, нарядов полиции для пресечения противоправных деяний, а также пожарных в случае возгорания.

plokhaya-doroga.jpg

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм закона местная администрация обязана поддерживать дороги в населенном пункте в состоянии, пригодном для использования, то есть осуществлять ремонт дороги, а также уборку снега. В связи с чем просим Вас выполнить свою обязанность, регламентированную законодательством. В противном случае мы будем вынуждены обратиться с жалобой на бездействие администрации в прокуратуру Нижегородской области, а также с заявлением в суд.


Вот и наступила весна! Поют птицы, солнышко все ярче и теплее. Природа потихоньку просыпается. А это значит, что уже совсем скоро мы с вами отправимся на дачу! Одни положительные моменты, правда, за исключением одного — дороги! Ее там нет.

У многих автомобилистов путь на дачу, если хотите в деревню, лежит через колдобины, ямы, разбитый напрочь асфальт, грязь, глину и через вековые лужи, в которых уже растут камыши.

Раньше у моего отца цепи для колес являлись обязательным атрибутом в багажнике его "восьмерки". Да и я, надо признаться, немало натерпелся, когда приходилось последние два километра до дома ковылять по глинистой дороге после дождя. Кто знает, что такое глина, меня понимает. Зато это хороший опыт, после пройденных двух километров осеннего глинистого бездорожья в моросящий дождь на праворульном хэтчбеке уже никакие заносы не страшны, что называется, "присягу принял". Но это все уже как пять лет в прошлом — дорогу, благодаря местному коммерсанту, там сделали, засыпали песком, и лужи теперь нам не страшны.

Depositphotos_12629923_original.jpg

Да ладно мы, дачники! А вот как быть жителям деревень, которые за хлебом ходят в соседнюю деревню и в фельдшерский пункт ездят в район? В такие деревни "скорая" отказывается приезжать, ссылаясь, на то, что застрянет. А если кто-то из деревенских умрет? Как тогда? Старенькие бабушки на самодельных носилках пять километров должны тащить его в мороз, в метель, в жару? У местной администрации никогда нет денег на ремонт местных дорог.

Если вы думаете, что надежды на светлое будущее нет, вы сильно заблуждаетесь. Если ничего не предпринимать, то ремонта дороги можно ждать годами. А вот если постараться, то есть вероятность прокатиться до фазенды с ветерком уже в этом сезоне.

Прошлой осенью ко мне обратился один депутат земского собрания с просьбой составить жалобу в адрес местной администрации. Жалобу я подготовил, и ее пример — ниже.

Depositphotos_35600947_original.jpg

Важно! Дороги в России подразделяются на несколько категорий: федеральные, региональные и местные. Федеральные находятся на балансе Росавтодора (за исключением платных, но это другая история), региональные — на балансе субъектов федерации, а вот местные — на балансе районных администраций. Какого-либо сайта, где можно было бы узнать, кому принадлежит та или иная дорога, не существует. Поэтому может статься, что районная администрация вам ответит на жалобу, что это вообще не их "епархия". Если дорога оказалась региональной, значит, жаловаться надо "выше", в ответственный областной комитет. А вот бесхозных дорог не существует в природе! Поэтому принцип "Я не я, корова не моя" тут не работает. Если администрация вам отказывает и говорит, что вообще не в курсе, что за дорога такая, то направляйте жалобу в прокуратуру. Они там должны выявить ответственное за ту или иную дорогу лицо и принять меры.

дорога.jpg

На фото: та самая дорога, про которую жалоба

А вот и сама коллективная жалоба, которая послужит образцом для вашего обращения:

"Мы, жители поселка Ляхова Балахнинского района Нижегородской области обращаемся к Вам с просьбой по ремонту дороги, идущей по улицам поселка Большая, Чапаева, переулок Полевой, Горушка и Куйбешева.

Так, в процессе эксплуатации указанной дороги под воздействием колес тяжелой техники, каждодневно проходящей к вновь строящимся домам, а также других транспортных средств, температурных колебаний, выпадающих осадков и других факторов автомобильная дорога износилась и находится в настоящее время в отвратительном состоянии, а именно: одни сплошные ямы, ухабы, выбоины и просадки дорожного полотна, что также мешает зимой чистить снег.

Отсутствие надлежащего состояния дороги подвергает нас, жителей поселка, реальной угрозе жизни, здоровью и нашему имуществу. В частности, создается угроза неприбытия вовремя бригад "скорой помощи" для оказания экстренной медицинской помощи, нарядов полиции для пресечения противоправных деяний, а также пожарных в случае возгорания.

plokhaya-doroga.jpg

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм закона местная администрация обязана поддерживать дороги в населенном пункте в состоянии, пригодном для использования, то есть осуществлять ремонт дороги, а также уборку снега. В связи с чем просим Вас выполнить свою обязанность, регламентированную законодательством. В противном случае мы будем вынуждены обратиться с жалобой на бездействие администрации в прокуратуру Нижегородской области, а также с заявлением в суд.

Изменения в федеральном законодательстве, передавшие ответственность за поселенческую дорожно-уличную сеть на муниципальный уровень, обсудили участники прошедшего во вторник заседания президиума Госсовета Коми. По их мнению, новый закон расслабил глав сельских поселений и добавил проблем районным властям, получающим судебные иски с требованиями построить автомобильные дороги там, где их изначально не было.

Передача поселенческих дорог муниципалитетам добавила проблем районным властям

Администрация Корткеросского района, как отметил Василий Гончаренко, теперь обязана дополнительно содержать 254 км дорог поселений. Фото и видео Виктора Бобыря

Как рассказал руководитель администрации Корткеросского района Василий Гончаренко, начиная с 2015 года, после передачи поселенческих дорог на баланс муниципалитета районные власти столкнулись с падением качества содержания дорожно-уличной сети.

В состав Коткеросского района входят 18 сельских поселений, по которым проходит 461 километр дорог общего пользования, из которых 320 километров региональных и 132 километра - муниципальных автодорог, находящиеся на балансе муниципалитета. Теперь к ним добавились 254 километра улично-дорожной сети сельских поселений, на ремонт, содержание и безопасность дорожного движения которой муниципалитет ежегодно выделяет порядка 55 млн рублей.

FW3A0072.jpg

Как пояснил глава районной администрации, сельские поселения при утверждении реестра объектов муниципальной собственности обозначают уличную дорожную сеть, как улицы жилой застройки, тем самым наделяя их статусом автомобильных дорог местного значения.

- Сложившая практика по судебным решениям 2015 года показывает, что уличная дорожная сеть сельских поселений является объектом транспортной инфраструктуры, то есть автодорогой в соответствии с классификацией, которая утверждена федеральным законом. Получается все улицы и проезды, которые есть в районе, считаются дорогами и заниматься ими нужно согласно закону, - обратил внимание на проблему Василий Гончаренко.

По его словам, все проблемы, которые ранее были на сельских улицах, теперь возложены на районные власти. Так, в муниципалитете за последний год открыто более 50 исполнительных производств по выявленным нарушениям. Их через суды главы поселений передали на исполнение районной власти с требованием привести к нормативному состоянию согласно классификации дорог.

- Нам необходимо как минимум произвести сплошную инвентаризацию этих 254 километров, чтобы разработать проект по организации дорожного движения, потребуется минимум 15 млн рублей. Если говорить о ремонте, то чтобы на одном километре этих улиц сделать дорогу, необходимо 10 млн рублей, - посетовал Василий Гончаренко.

Он предложил парламентариям выступить с законодательной инициативой о возвращении полномочий по дорожной деятельности на поселенческий уровень, где улицы будут содержать по правилам благоустройства, на что требуется намного меньше средств.

Заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства республики Эдуард Слабиков описал нынешний процесс классификации поселенческих дорог.

FW3A0117.jpg

- Глава поселения начинает вести межевание участка около дороги и кадастровый инженер для решения этого вопроса пишет в кадастровом паспорте, что это автомобильная дорога. Реально там, конечно, дороги никакой нет, потому что есть пять категорий автомобильных дорог. Кадастровый инженер просто одним росчерком пера перечеркивает все, что есть по факту. На эту дорогу, так называемую, приезжает сотрудник ГИБДД и выписывает административное нарушение главе администрации по приведению ее в нормативное состояние согласно ГОСТам автомобильной дороги, более того, в паспорте даже не написано, какой категории дорога. Привести к ГОСТам - это построить заново автомобильную дорогу, где ее реально нет. И вот такая ситуация у нас сплошь и рядом, - рассказал Эдуард Слабиков.

В беседе с журналистами председатель комитета Госсовета Коми по бюджету, налогам и экономической политике Дмитрий Шатохин отметил, что в данном вопросе точку должны поставить федеральные законодатели, которое разграничат требования, предъявляемые к дорогам общего пользования и поселенческой улично-дорожной сети, и решат возникшую коллизию.

- Ранее было четко все сказано, что дорожная деятельность внутри населенных пунктов остается за сельскими поселениями, сейчас законодатели обязали закрепить это уже региональным законом. Конечно, мы можем дорожную деятельность вернуть в сельские поселения, но там возникнут проблемы с дорожным фондом, что внутри поселения нельзя будет его использовать, а это не совсем правильно. Тут действительно такая коллизия, и если бы федеральный законодатель нам бы четко сказал, было бы легче, - рассказал Дмитрий Шатохин.

Читайте также: