Как обозначается тип взаимодействия государство гражданин в рамках электронного правительства

Обновлено: 02.07.2024

Электронное правительство (англ. e-Government ) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки [1] .

Электронное правительство является частью электронной экономики.

Содержание

История

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Глушков Виктор Михайлович [источник не указан 511 дней] .

Прототип Электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова В. М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД).

Задачи электронного правительства

Электронное правительство:

  1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

  • эффективное и менее затратное администрирование;
  • кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
  • совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

Основные задачи менеджера проектов:

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным." [3]

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

  • Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
  • Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
  • Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
  • Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

По странам

Россия

Начало формирования электронного правительства

  • 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов
  • 2009—2010 годы — практическое внедрение

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы "Информационное общество"

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • Единая система межведомственного электронного взаимодействия;
  • Национальная платформа распределенной обработки данных;
  • Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • Информационная система головного удостоверяющего центра.

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Единая система межведомственного электронного взаимодействия

Национальная платформа распределенной обработки данных

Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Единая система идентификации и аутентификации [7] является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей информационно-технологический доступ уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, органов и организаций и их информационных систем, физических и юридических лиц при формировании базовых государственных информационных ресурсов и при межведомственном информационном взаимодействии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Единая система идентификации и аутентификации является инструментом, подтверждающим права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам и права уполномоченных должных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям при предоставлении данных услуг, а также на осуществление юридически значимых действий при предоставлении указанных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Информационная система головного удостоверяющего центра

Международное признание

По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. [8]

Казахстан

Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.

10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:

  1. Информационный этап — публикация и распространение информации.
  2. Интерактивный этап — предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
  3. Транзакционный этап — взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
  4. Информационное общество.

В период с 2007—2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. — 20 услуг, 2010 — 59 услуг, 2011 — 74 услуги).

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение ПДД, в 2011 году - оплата услуг ЖКХ.

В 2011 году портал е-правительства предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.

В течение 2012 года на портале электронного правительства РК был запущен ряд других социально-важных государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Минздрава, МВД и Министерства образования. Об этом в своем докладе поделился министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев:

В 2012 году планируется перевод 80 услуг, из них порядка 18 разрешительных документов социально-значимых услуг, что составит около 60% всех подобного рода услуг. В дальнейшем предполагается перевести все социально значимые услуги в электронный формат, кроме того, такая же работа предстоит с разрешительными документами.

Кроме обсуждения услуг, на портале реализованы и другие сервисы взаимодействия граждан с правительством, например, проведение интернет-конференций с руководителями областей, подача электронных обращений в государственные органы, запись на онлайн прием к первым руководителям посредством видеоконференцсвязи.

Беларусь

Указ Президента № 60, постановление правительства № 645 установили определенные требования к контенту веб-сайтов госорганов [10] .

  • Развитие или создание больших государственных информационных систем для государственных органов: Министерства юстиции (Единый государственный регистр юридических лиц и предпринимателей), для Министерства по налогам и сборам, для Фонда социальной защиты, для Департамента по ценным бумагам Минфина и др.
  • Общегосударственная автоматизированная информационная система, ОАИС [12] (фактически является ядром инфраструктуры электронного правительства)
  • Государственная регистрация информационных ресурсов [13] и государственная регистрация информационных систем [14] (институт Министерством связи определён их оператором)

Также уже действуют: [15] единый госпортал электронных услуг [16] , вводится система электронных аукционов госзакупок (государственные закупки в электронном формате — первый шагом к началу реализации соглашения о государственных (муниципальных) закупках) [17] .

имели веб-сайты в Интернет

В то время как практически все организации, производящие кокс и нефтепродукты имеют выход в Интернет, в сфере отдыха, культуры и спорта – менее половины. Лишь четверть организаций в республике Тыва имеют возможность использовать Интернет, а высокая возможность использования Интернет - у московских компаний. Таким образом, по показателям, представленным в таблице 4 наблюдается высокая отраслевая и региональная дифференциация.

Всемирный экономический форум ежегодно проводит рейтинг стран по уровню развития информационных технологий. По итогам 2009 года Россия заняла в нем 80 место из 133, оказавшись позади Тринидада и Тобаго, Сенегала и Вьетнама. Первые пять позиций в рейтинге – за Швецией, Сингапуром, Данией, Швейцарией и США.

Планируется, что в результате реализации мероприятий в области построения информационного общества в России к 2015 году наша страна будет занимать место в первой десятке стран указанного рейтинга, что на наш взгляд маловероятно.

Концепция электронного правительства была ориентирована на интересы гражданина и развитие информационного общества. По мере решения проблем в области доступа к информационным технологиям все острее будет звучать проблема доступа к информации.

Технические возможности сети Интернет сделали официальные сайты самым эффективным средством реализации взаимодействия органов власти с населением, оптимальным и быстрым и самым экономичным способом распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и доведения официальной точки зрения государства до сведения общественности. Введение органами власти своих официальных сайтов призвано обеспечить гражданам и организациям, независимо от мест проживания и расположения, равный доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Особо важным вопросом является соответствие представленной информации запросам потребителей. Настораживают, в частности результаты исследования статистики портала государственных услуг Свердловской области ( pgu . midural . ru ).[27, c .8] Так, для оценки заинтересованности посетителей в услугах портала был рассчитан показатель глубины просмотра сайта, который составил 1,6 (в среднем посетитель просматривает 1,6 страницы). Если учесть, что точка входа на сайт в 100% случаев – главная страница, а для получения информации на сайте необходимо сделать пять-шесть кликов, можно сделать вывод что посетитель в основном смотрит только одну страницу.

В сети Интернет, печати, в телепередачах много информации об органах власти и их представителях, однако далеко не вся эта информация является официальной. Существуют источники официальной информации, которые специально предназначены для информирования людей о деятельности органов власти. Используя их, можно утверждать, что мы оперируем именно информацией о деятельности органов власти. Большинство источников официальной информации создается, обслуживается и контролируется непосредственно органами власти.

Институт Развития Свободы Информации ежегодно проводит исследование содержания официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления на предмет соответствия действующему законодательству, а также потребностям пользователей информацией. По результатам исследования формируется рейтинг информационной открытости официальных сайтов.

Результаты мониторинга открытости официальных сайтов в 2010 году показали, что уровень информационной открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти составляет 39,49%, а рейтинг исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – 32,83%. Таким образом, две трети данных по-прежнему скрыты от посторонних глаз. Данный уровень открытости является, безусловно, недостаточным и ставит под сомнение эффективность мер, предпринимаемых органами власти. [28]

Основные проблемы в сфере доступа к информации, по словам экспертов, теперь будут заключаться не столько в содержании официальных сайтов органов государственной и муниципальной власти, сколько в техническом обеспечении их контента.

В современном мире полномочия по определению государственной политики нельзя предоставить одной организации. Ни политики, ни государственные служащие не могут быть единолично ответственными за разработку стратегий. Успех развития электронного государства и информационного общества определяется совместными усилиями государственных деятелей и заинтересованных сторон: бизнеса, образовательных и исследовательских институтов, общественных групп, гражданских организаций. Необходим постепенный переход от восприятия граждан как потребителей (клиентов) к модели, предлагающей активное участие граждан и заинтересованных сторон, сотрудничество власти и общества.

Ключевой предпосылкой для успешного внедрения электронного правительства является понимание того, что оно заключается не только в автоматизации существующих процессов и устранении неэффективных мест. Скорее, оно предполагает создание новых процессов и новых взаимоотношений между управляемыми и правящими. Использование информационных технологий не является исключительно инструментом экономии денег или труда, которая производится путем выдачи чиновникам компьютеров или автоматизации записей. Электронное правительство, если его правильно спланировать, может привнести поистине революционные перемены в сам процесс государственного управления.

Краткие выводы. Электронное правительство является относительно новым проектом для России и представляет собой определенную форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности органов государственного и муниципального управления.

Электронное правительство необходимо рассматривать также в широком аспекте – как часть понятия электронное правление (или электронное государство), которое в свою очередь ассоциируется с созданием и развитием информационного общества. Формирование электронного Правительства предполагает не просто автоматизацию и подключение к Интернет органов исполнительной и законодательной власти, но также и проведение политики по развитию определенного типа общества, организации участия множества заинтересованных сторон в процессе государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, электронное Правительство предполагает многоступенчатое преобразование порядка взаимодействия отношений государства и общества. Первым и важнейшим этапом которого является организация доступа граждан к информации об органах власти и их деятельности.

Особо активно в последние годы проводится перевод отдельных государственных услуг в электронную форму. Развиваются различные формы электронного взаимодействия граждан, организаций и государственных органов при реализации государственного управления.

Параллельно с этим расширяется использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти, внедряются системы электронного документооборота как в рамках отдельных ведомств, так и на межведомственном уровне.

Тем не менее, электронное государственное управление в РФ находится на первых этапах своего становления, которые еще не завершены, поскольку информационное присутствие органов исполнительной власти не всегда отвечает критериям открытости.

Однако, создание информационного общества существенно сдерживают проблемы доступа пользователей государственных услуг к технологиям и информации. Так, лишь треть домохозяйств в России имеет доступ в Интернет. А положение России в области развития информационного общества среди других стран мира не высоко и предстоит еще достаточно много сделать.

В перспективе именно на развитии электронного общества в большей степени, нежели на развитие электронного правительства необходимо сосредоточить усилия органов власти. Особое внимание, при этом, необходимо уделять вопросу высокой степени различий уровня развития информационного общества и доступности информационно-телекоммуникационных технологий в различных регионах России.

2. Дан Сандор С. Проблемы развития информационного общества в Румынии // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с.17 – 21.

3. Шевердяев С.Н. Правовое сопровождение электронного правительства в России: новые идеалы и старые проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11. с. 9 - 14.

4. Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы "электронный суд" // Государство и право. 2007. N 9. С. 80 - 85.

5. Соколова О.С. Электронное государственное управление // Правовые вопросы связи, 2007, №2. с. 22-23.

6. Солодов В.В. E-government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 48 – 53.

7. Чако А. Цифровая борьба с коррупцией // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с. 29-34.

8. Сакович М. Электронные надежды местных и региональных общин // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с. 24-30.

9. Демпси Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках, 2003 №1. с. 24.

10. Суд Р. Четыре этапа электронного правительства на рынке общественных услуг. Gartner Group Report, 2000. с .137.

14. Доктрина информационной безопасности РФ: утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. 2000. № 187. 28.09.2009.

15. Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей: Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 27.

16. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 7. С. 776.

17. Правительство off-line // Компания. 2009. 21 сентября. N 34. С. 26.

18. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы) : постановление Правительства Российской Федерации № 65 от 28 января 2002 года // Собрание законодательства РФ. №5. 04.02. 2002. Ст. 531

19. Об одобрении концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 года № 1244-р // Российская газета № 220. 07.10.2004;

20. Об одобрении концепции региональной информатизации до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 года № 1024-р // Собрание законодательства РФ. № 30. от 24.07.2006. ст. 3419;

21. Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 632-р // Собрание законодательства РФ. № 20. от 19.05.2008. Ст. 2372.

22. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. 16.02.2008. № 34.

23. Маслова Н.Р. Состояние и проблемы формирования правовой основы реализации стратегии развития информационного общества в России на федеральном и региональном уровне // Информационное право, 2009, №2. c. 45-48.

24. Measuring Information Society. Geneva, 2010.

25. Ермак С. Не потерять триллион // Эксперт-Урал, 2010 № 15 от 19.04.10. с.7-11.

26. Российский статистический ежегодник. М.: 2010.: Стат сб. / Росстат. – М., 2010. с.513-522.

Электронное правительство (англ. e-Government ) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки [1] .

Электронное правительство является частью электронной экономики.

Содержание

История

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Глушков Виктор Михайлович [источник не указан 511 дней] .

Прототип Электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова В. М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД).

Задачи электронного правительства

Электронное правительство:

  1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

  • эффективное и менее затратное администрирование;
  • кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
  • совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

Основные задачи менеджера проектов:

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным." [3]

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

  • Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
  • Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
  • Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
  • Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

По странам

Россия

Начало формирования электронного правительства

  • 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов
  • 2009—2010 годы — практическое внедрение

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы "Информационное общество"

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • Единая система межведомственного электронного взаимодействия;
  • Национальная платформа распределенной обработки данных;
  • Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • Информационная система головного удостоверяющего центра.

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Единая система межведомственного электронного взаимодействия

Национальная платформа распределенной обработки данных

Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Единая система идентификации и аутентификации [7] является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей информационно-технологический доступ уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, органов и организаций и их информационных систем, физических и юридических лиц при формировании базовых государственных информационных ресурсов и при межведомственном информационном взаимодействии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Единая система идентификации и аутентификации является инструментом, подтверждающим права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам и права уполномоченных должных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям при предоставлении данных услуг, а также на осуществление юридически значимых действий при предоставлении указанных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Информационная система головного удостоверяющего центра

Международное признание

По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. [8]

Казахстан

Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.

10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:

  1. Информационный этап — публикация и распространение информации.
  2. Интерактивный этап — предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
  3. Транзакционный этап — взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
  4. Информационное общество.

В период с 2007—2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. — 20 услуг, 2010 — 59 услуг, 2011 — 74 услуги).

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение ПДД, в 2011 году - оплата услуг ЖКХ.

В 2011 году портал е-правительства предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.

В течение 2012 года на портале электронного правительства РК был запущен ряд других социально-важных государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Минздрава, МВД и Министерства образования. Об этом в своем докладе поделился министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев:

В 2012 году планируется перевод 80 услуг, из них порядка 18 разрешительных документов социально-значимых услуг, что составит около 60% всех подобного рода услуг. В дальнейшем предполагается перевести все социально значимые услуги в электронный формат, кроме того, такая же работа предстоит с разрешительными документами.

Кроме обсуждения услуг, на портале реализованы и другие сервисы взаимодействия граждан с правительством, например, проведение интернет-конференций с руководителями областей, подача электронных обращений в государственные органы, запись на онлайн прием к первым руководителям посредством видеоконференцсвязи.

Беларусь

Указ Президента № 60, постановление правительства № 645 установили определенные требования к контенту веб-сайтов госорганов [10] .

  • Развитие или создание больших государственных информационных систем для государственных органов: Министерства юстиции (Единый государственный регистр юридических лиц и предпринимателей), для Министерства по налогам и сборам, для Фонда социальной защиты, для Департамента по ценным бумагам Минфина и др.
  • Общегосударственная автоматизированная информационная система, ОАИС [12] (фактически является ядром инфраструктуры электронного правительства)
  • Государственная регистрация информационных ресурсов [13] и государственная регистрация информационных систем [14] (институт Министерством связи определён их оператором)

Также уже действуют: [15] единый госпортал электронных услуг [16] , вводится система электронных аукционов госзакупок (государственные закупки в электронном формате — первый шагом к началу реализации соглашения о государственных (муниципальных) закупках) [17] .

В России до сих пор не приняты нормативные правовые акты, которые бы устанавливали единые требования в отношении электронного правительства. Нет общепринятого определения понятия электронного государства и в остальном мире. Разные специалисты в области государственного управления и информационных технологий, а также нормативные акты различных стран используют разные определения этого понятия .


Рис. 1. Место и роль электронного правительства в решении задачи формирования информационного общества в Российской Федерации.

На рис. 1. представлена обобщенная схема взаимосвязи понятий информационного общества, электронного государства и электронного правительства. В данном подходе под электронным государством понимается деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций на основе применения ИКТ с охватом всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации — исполнительной, законодательной и судебной.

Под электронным правительством понимается способ организации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, где взаимодействие органов власти между собой и с гражданами и организациями строится на основе ИКТ.

Информационное общество характеризует всю совокупность общественных отношений, связанных с применением информационных технологий во всех аспектах общественной жизни. Это касается не только всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, но и здравоохранения, образования, культуры, бизнеса, граждан.

Построение информационного общества в настоящее время не зависит от воли тех или иных лиц. Государственные органы могут отставать от бизнеса в сфере информатизации в силу своей бюрократии, неповоротливости, неэффективности и некоторой инертности, но рано или поздно им придется использовать новейшие технологические решения независимо от желания или нежелания тех или иных лиц.

Сущность электронного государства

Вот уже более десятка лет Россия находится в условиях интенсивных реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился спектр политических партий и движений, обострилась социальная дифференциация общества, трансформируются представления о роли и месте нашего государства в новом меняющемся мире.

В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Электронное государство – система государственного управления, основанная на автоматизации совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного государства предполагает построение общегосударственной распределенной системы управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами органов власти и процессами их обработки.

Цель создания электронного государства – эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти. Реализация основной цели электронного государства невозможна без достижения соответствующего уровня информатизации самих органов власти. Внедрение ИКТ в органах исполнительной власти является базой для выполнения ими внешних функций и для повышения эффективности деятельности самих органов власти.

В мире существуют следующие уровни электронных систем государственного управления:

• однонаправленные коммуникации для предоставления информации о некотором подразделении или аспекте деятельности государства;

• двунаправленные коммуникации, позволяющие получать ответную реакцию граждан;

• трансакционные системы для поддержки государственной деятельности;

• специализированный портал, позволяющий осуществлять все необходимые трансакции между гражданами и государственными учреждениями.

Технологии электронного государства могут обеспечить гражданам и частным компаниям удобный и быстрый доступ к услугам государственных организаций, который они могут получить из дома, с работы или любого другого места с помощью разнообразных устройств. Используя Интернет-порталы, государства могут предоставить населению единую точку доступа ко всем государственным услугам, за которой скрывается сложная инфра-структура взаимодействия государственных служб между собой.

Взаимодействие с государственными органами посредством технологий Интернет-коммерции повышает конкурентоспособность частных компаний, упрощает официальные процедуры взаимодействия с государством и дает компаниям возможность уменьшить затраты на документооборот.

С помощью Интернет-портала любой гражданин может принять участие в управлении государством – высказать мнение о происходящем в стране, предложить поправки к законопроектам и т.д. Партнерство между государственным и частным секторами создает возможность повысить качество и расширить спектр услуг, предоставляемых на государственных порталах.

Частные компании получают возможность интегрировать собственные продукты и услуги с государственными услугами, такими как:

• налоговое ведомство и компании, разрабатывающие бухгалтерское программное обеспечение, могут на основе существующих между ними взаимоотношений предоставлять дополнительные услуги гражданам и частным компаниям, которые заполняют налоговые декларации по Интернету;

• частные компании, занимающиеся анализом рынка услуг, могут осуществлять помощь в анализе состояния экономики и реализации соответствующих законопроектов;

• при покупке авиабилета на международный рейс через Интернет паспорт с истекшим сроком действия может автоматически продлеваться, вместе с автоматической подачей заявления на получение въездной визы в страну назначения;

• получение гражданами и частными компаниями разрешений, патентов и лицензий, продление водительских удостоверений, подачу заявлений на получение паспортов и виз, регистрацию автомобилей, запись детей в школу, регистрацию новорожденных, получение свидетельств о смерти близких и т.п.

В современной практике государственного управления все более доминирующим становится подход к определению задач государственной власти в терминах предоставления государством услуг населению, экономическим субъектам и организациям. При этом происходит активное заимствование из теории и практики корпоративного управления форм, методов принятия управленческих решений, систем поддержки принятия управленческих решений, а также механизмов измерения эффективности их реализации.

Основные задачи, которые должно решать электронное государство:

• координация и администрирование взаимодействия между различными государственными структурами;

• организация доступа граждан к обслуживанию их государственными органами (получение и порядок начисления пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание, здравоохранение, образование и т. д.);

• организация взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление государственной собственностью, разработка и реализация программ развития экономики и т. п.);

• создание форм правления с большим участием граждан и т. п.;

• обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне зависимости от места проживания гражданина на территории России;

• обеспечение полного охвата населения государственными услугами;

• преодоление информационного неравенства;

• обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу приняты) находится данный документ;

• расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;

• реформирование высокозатратных структур государственной власти;

• радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего общества. Один из наиболее важных элементов концепции информационного общества, обеспечиваемый механизмами электронного государства,

• прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с гражданином.

Для более эффективной работы информационной системы государственных органов и для выполнения поставленных задач структура управления должна сочетать в себе:

• Интранет для эффективной совместной работы государственных служащих;

• Интернет (общедоступные серверы, предоставляющие доступ к государственным услугам);

• контакт-центры (совмещенные с Сетью телефонные call-центры, позволяющие интегрировать услуги для тех, кто не имеет постоянного доступа в Интернет);

• почтовую службу для рассылки материалов в письменной форме (документы, страховые полисы и т. п.).

Если автоматизация работы государственных служб получит дальнейшее развитие, то в перспективе важные законы можно будет принимать путем всеобщего тайного волеизъявления на федеральном государственном портале. Там же каждый гражданин, не удовлетворенный каким-либо законом, сможет зарегистрировать свое мнение, и при накоплении определенного числа отрицательных откликов такой закон будет автоматически включен в повестку дня законодателей.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: