Как обосновать должность заместителя начальника отдела

Обновлено: 04.07.2024

§ Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 (далее – Общие положения ЕКСД);

Особенности замещения руководителя организации (структурного подразделения)

Для наглядности способы временной замены руководителя организации (структурного подразделения) и ее оплаты можно представить в виде схемы (рис. 1).

Временная замена руководителя

иными работниками посредством:

в рамках основного

временного перевода (ст. 33 ТК)

совмещения должностей (выполнения обязанностей временно отсутствующего работника) (ст. 67 ТК)

временного заместительства (ст. 68 ТК)

выполняется в рамках основной работы

выполняется с освобождением от основной работы

выполняется без освобождения от основной работы с поручением дополнительной работы по замещению

оплата только по основной должности без доплаты

оплата по должности руководителя

оплата по основной должности с доплатой

Рисунок 1. Способы временной замены руководителя организации (структурного подразделения) и ее оплаты

Штатное замещение

Правовое регулирование : ч. 8 п. 10 Общих положений ЕКСД, подп. 1.14 п. 1, п. 2.5 приложения 1 к постановлению № 6.

В чем заключается : выполнение заместителем его обычных должностных обязанностей по основной трудовой функции (работе).

Согласно части восьмой п. 10 Общих положений ЕКСД трудовая функция (должностные обязанности) заместителя включает 2 вида работ:

1) руководство и управление определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения);

2) выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).

То есть выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии является неотъемлемой частью основных трудовых обязанностей заместителя, которые изначально учитываются при оплате его труда (которая, как правило, производна от оплаты труда руководителя).

Вследствие того, что замещение руководителя на период его временного отсутствия входит в содержание трудовой функции штатных заместителей, то доплата им за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя организации, структурного подразделения не полагается (т.е. юридически нет дополнительной работы как таковой). Это подтверждается рядом норм законодательства, в частности:

- подп. 1.14 п. 1 приложения 1 к постановлению № 6. В данном подпункте указано, что при временном заместительстве отсутствующего работника замещающему работнику (за исключением штатного заместителя) оплата труда производится исходя из тарифной ставки (оклада) по должности замещаемого работника. То есть при замещении руководителя организации, структурного подразделения штатный заместитель не освобождается от своей основной работы, и оплата его труда производится по данной основной работе (что подтверждает, что замещение руководителя – это часть его должностных обязанностей (трудовой функции заместителя)).

Аналогичные положения содержатся в п. 7 Инструкции о порядке оплаты труда государственных служащих государственных органов, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 июня 2013 г. № 56, п. 4 Положения о порядке и условиях оплаты труда работников Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими, в т.ч. управлений этого Департамента по областям, по г. Минску и Минской области, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2016 г. № 500, и пр.;

- п. 13.5 Рекомендаций по оплате труда работников торговли и общественного питания, утвержденных постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 41, согласно которым доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не устанавливаются штатным заместителям руководителя организации, заместителям руководителей структурных подразделений за выполнение обязанностей временно отсутствующего соответствующего руководителя;

- п. 2.5 приложения 1 к постановлению № 6, согласно которому доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не устанавливаются:

· руководителям организаций, их заместителям (за исключением руководителей учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителей);

· в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника). В последнем случае обращаем внимание на ранее упомянутую часть восьмую п. 10 Общих положений ЕКСД.

Необходимость получения согласия заместителя на замещение : согласие штатного заместителя на выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя организации (структурного подразделения) не требуется (в отличие от иных работников), т.к. эта часть их должностных обязанностей.

Оформление : формально отдельное оформление не требуется (т.к. эти обязанности входят в основные должностные обязанности заместителя), хотя на практике принято издавать приказ о возложении обязанностей на время отсутствия замещаемого руководителя.

Вопросы без однозначного ответа (неурегулированные ситуации)

Кто является штатным заместителем?

Достаточно лишь указания на обязанность замещать, например, начальника ПЭО в должностной инструкции экономиста, чтобы считать его штатным заместителем?

Все ли заместители (т.е. когда их несколько) являются штатными?

Можно ли отнести главного инженера при отсутствии в штатном расписании заместителей руководителя к штатному заместителю?

Достаточно лишь указания на обязанность замещать руководителя в должностной инструкции, чтобы считать его штатным заместителем?

На практике достаточно часто, особенно в случаях для обеспечения замещения руководителей структурных подразделений, включают в должностные обязанности (в должностную инструкцию (ДИ)) работников структурных подразделений обязанность по замещению своих руководителей на период их отсутствия. Такое намерение нанимателей понятно, т.к., как правило, подразделения немногочисленны, и вводить отдельную должность заместителя экономически нецелесообразно и необоснованно, а замещать руководителя эпизодически надо. Но вопрос, делает ли это таких работников штатными заместителями, т.е. лишает ли это их права на доплату (за совмещение), и надо ли дополнительно оформлять такое замещение? А главное, законно ли такое дополнение обязанностей? Напомним, что ДИ – это локальный нормативный правовой акт (ч. 2 п. 10 Общих положений ЕКСД), а согласно части второй ст. 7 ТК локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (см. также ч. 2 ст. 194 ТК). Ухудшение правового положения работника (экономиста в данном случае) заключается как минимум в неполучении (в лишении его права) доплаты за совмещение должностей, которая ему положена согласно ст. 67 ТК, или в оплате временного заместительства согласно ст. 68 ТК (т.е. в доплате как минимум разницы между его окладом и окладом начальника ПЭО).

Рассмотрим данный вопрос на примере (табл. 1 и 2), в т.ч. сравним должности заместителя начальника ПЭО (т.е. лица, которое однозначно является штатным заместителем) и экономиста ПЭО, в ДИ которого нанимателем включена обязанность замещения начальника ПЭО.

Сравнение вариантов замещений, выполняемых заместителем начальника ПЭО и экономистом, в ДИ которого закреплена обязанность замещения начальника ПЭО

Заместитель начальника ПЭО

Экономист, в ДИ которого закреплена обязанность замещения

относится к категории руководителей

относится к категории специалистов

ч. 2 п. 6 Общих положений ЕКСД

п. 7 Общих положений ЕКСД

замещение начальника ПЭО может быть дополнительными должностными обязанностями, но в данном случае – это спорно

ч. 8 п. 10 Общих положений ЕКСД

ч. 4 п. 10 Общих положений ЕКСД

заместитель начальника ПЭО – производная от должности начальника ПЭО должность, по которой устанавливаются те же квалификационные требования, что и по должности начальника ПЭО

самостоятельная должность с отдельными (различными) от должности начальника ПЭО квалификационными требованиями

ч. 1 п. 5 Общих положений ЕКСД

сравним квалификационные требования в таблице 2

Сравнение квалификационных требований по должности начальника отдела и экономиста

Согласно выпуску 1 ЕКСД

Начальник (заведующий, руководитель)

Высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет

Высшее профессиональное (экономическое, инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное (экономическое) образование и стаж работы в должности техника I квалификационной категории не менее 3 лет или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (экономическим) образованием, не менее 5 лет

Согласно выпуску 2 ЕКСД:

Высшее экономическое или инженерно-экономическое образование и стаж работы в области технико-экономического планирования на должностях руководителей и специалистов не менее 5 лет

Согласно выпуску 29 ЕКСД:

Заведующий (начальник) ПЭО

Высшее экономическое (инженерно-экономическое) образование и стаж экономической работы на инженерно-экономических и руководящих должностях не менее 5 лет

Высшее экономическое или инженерно-экономическое образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или на других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 5 лет

Какие выводы можно сделать из анализа действующего законодательства:

1. Действительно, в части четвертой п. 10 Общих положений ЕКСД указано, что по решению нанимателя трудовая функция (должностные обязанности) работника может предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего.

- во-первых, в квалификационных инструкциях по должности экономиста, а также в Общих положениях ЕКСД не упоминается возможность или обязанность экономистов (специалистов вообще) замещать отсутствующего руководителя структурного подразделения;

- во-вторых, экономист и начальник ПЭО – это разные категории служащих, и соответственно у них разные по сложности поручаемые обязанности. Если у руководителя – это организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности (ч. 1 п. 6 Общих положений ЕКСД), то у специалиста – выполнение аналитико-конструктивных функций, требующих обладания специальными знаниями, навыками, умениями и опытом работы по определенному виду профессиональной деятельности (ч. 1 п. 7 Общих положений ЕКСД);

- в-третьих, замещение руководителя – это отдельная трудовая функция, характерная для соответствующих производных должностей заместителей (которые относятся к категории руководителей);

- в-четвертых, закрепляя в должные обязанности специалиста (экономиста) обязанность по выполнению обязанностей руководителя ПЭО при его временном отсутствии и квалифицируя такого специалиста как штатного заместителя, наниматель фактически лишает его права на доплату за дополнительно выполняемую им работу, что идет в противоречие со ст. 67 ТК и ст. 68 ТК. Ведь чтобы требовать от работника выполнения такой обязанности, наниматель должен в ДИ также закрепить соответствующие квалификационные требования по должности экономиста, как у начальника ПЭО. Если же все это сделать, то наименование должности уже будет фактически не специалист, а заместитель начальника ПЭО.

То есть выполнение экономистом обязанностей отсутствующего начальника ПЭО – это дополнительная трудовая функция, не свойственная для специалиста, требующая от него соответствующей квалификации, опыта, знаний.

- закрепляя обязанность по выполнению обязанностей руководителя при его временном отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.), одновременно указать квалификационные требования и знания, которые необходимы замещающему работнику для выполнения таких обязанностей (которые производны от квалификационных требований и знаний по должности начальника ПЭО);


Для чего нужны заместители руководителя? Официально — замещать руководителя на время его отсутствия, как это и следует из названия, а также ведать (курировать) отдельными направления деятельности организации, которая возглавляется руководителем.

Но заместители занимаются совсем другим. Во-первых, освобождают руководителя от основной работы для иной деятельности - участие в собраниях, заседаниях, президиумах, поездках за рубеж и т.д. Во-вторых, служат громоотводами в случае необходимости — при любом ЧП козлом отпущения делают именно заместителя, защитив от негативных последствий руководителя. Чтобы компенсировать исполнение первых двух функций (то есть фактически функций руководителя: работать и отвечать), заместитель имеет оклад немного меньше руководителя, но гораздо больший, чем любой начальник подразделения. Отсюда происходит третье предназначение данной должности - синекура для нужных людей, высокая должность, не обременённая порой никакими конкретными обязанностями и ответственностью (замы бываю разные). Всем ясно, что руководитель может быть только один, а вот количество замов — вопрос пробивных способностей руководителя и богатства его фантазии. Иногда количество заместителей превосходит все мыслимые пределы, не редкость и отделы, которые состоят из начальника, двух его заместителей и двух специалистов.

Обратимся к конкретным примерам, хотя бы к тем, что у всех на виду. Для чего нужны 10 заместителей председателя Государственной думы? Невозможно представить себе ситуацию, когда из строя выйдут сразу столько человек. Но даже в этом случае реальное руководство Думой всё равно будет в руках лидера парламентского большинства, что бы там ни пожелали замы. Так зачем они нужны? Только для удовлетворения личных амбиций. Для чего председателю правительства восемь заместителей? Можно понять нового премьера, который привык работать с определёнными людьми, по-человечески понятно его отношение к имевшимся ранее министрам. Но сейчас именно заместители премьера фактически являются правительством, то есть министрами, каждый по своему направлению. А те, кто считаются министрами по должности, только выполняют их распоряжения как исполнители. То есть структура правительства приспособлена к сохранению министерских постов за теми, кто фактически министрами не является. Опять сохранено самолюбие нескольких человек в ущерб делу.

Предлагаю упразднить должность заместителя кого бы то ни было вообще, то есть исключить должность заместителя из штатных расписаний всех государственных и муниципальных структур. Кстати, в этом вопросе можно брать пример с зарубежных стран, где в государственном секторе должность заместителя практически не употребляется, а в коммерческом — зачастую служит подобием почётной отставки уважаемого ветерана компании.

Выгоды от реализации предложения:

1. Владение ситуацией и всеми тонкостями дела руководителями каждого ведомства. При этом руководитель не будет создавать новые подразделения, есть ограничение по количеству единиц, которыми можно управлять, что будет способствовать снижению числа функций госаппарата.

2. Более высокие требования к руководителям ведомств, необходимость личного и самостоятельного выполнения руководителем всей работы по руководству повлечёт быстрый отсев непригодных для этой сложной работы.

3. Личное принятие решений и ответственность руководителя за положение дел в ведомстве.

4. Резкое сокращение количества всякого рода конференций и заседаний — одним руководителям некогда будет их собирать, другим — участвовать.

5. Повышение престижа первых должностей ведомств, в частности — министров.

6. Ликвидация многочисленных синекур, то есть всем видимого примера, того, что можно не работать и быть при должности.

7. Сокращение штатов и значительная экономия средств, которую можно оставить в ведомстве для поощрения тех, кто способен и готов работать самостоятельно.

Можно легко предвидеть оппозицию данному предложению и сопротивление его исполнению. Но, думается, что при нынешних проблемах с занятостью любой государственный и муниципальный служащий будет намного сговорчивее и легче примирится с небольшими личными неприятностями во избежании больших, тем более - для общего блага.

Президент сможет первым подать пример в этом случае — у него-то нет заместителей, хотя работы довольно много. Как известно, личный пример не просто лучший способ убеждения — он единственный.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 366 записей в блогах и 4609 комментариев.
Зарегистрировался 11 новых макспаркеров. Теперь нас 5030135.

1.2. Заместитель начальника организационного отдела по кадровой работе назначается на должность муниципальной службы Главой Камско-Устьинского муниципального района (далее – Глава муниципального района) по представлению начальника организационного отдела на условиях письменного трудового договора, заключаемого на неопределенный срок.

1.3. Заместитель начальника организационного отдела по кадровой работе подчиняется непосредственно начальнику организационного отдела.

В период временного отсутствия заместителя начальника организационного отдела по кадровой работе его должностные обязанности исполняет начальник организационного отдела или другой специалист организационного отдела.

2. Квалификационные требования

Для замещения должности заместителя начальника организационного отдела по кадровой работе к муниципальному служащему предъявляют следующие квалификационные требования:

2.1. наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;

2.2. наличие стажа муниципальной службы на старших или младших должностях не менее одного года или стаж работы по специальности не менее двух лет;

2.3. знание основных положений нормативных правовых актов:

- Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан;

- Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе;

- других нормативных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей заместителя начальника организационного отдела по кадровой работе;

- использования оргтехники и программных продуктов;

- составления делового письма.

3. Должностные обязанности

3.1. В должностные обязанности заместителя начальника организационного отдела по кадровой работе входят:

– организация подготовки проектов муниципальных правовых актов, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора, назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию, и оформление соответствующих документов;

- ведение трудовых книжек муниципальных служащих;

- ведение реестра муниципальных служащих в аппарате Совета муниципального района и Исполнительном комитете муниципального района;

- оформление и выдача служебных удостоверений муниципальных служащих;

- организация проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и зачисление муниципальных служащих в кадровый резерв;

- подготовка материалов для проведения аттестации муниципальных служащих;

- организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

- организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

- осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению;

- принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на муниципальной службе;

- обеспечение деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Камско-Устьинского муниципального района;

- оказание муниципальным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения муниципальных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов о фактах совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- обеспечение реализации муниципальными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

- организация правового просвещения муниципальных служащих;

- проведение служебных проверок;

- подготовка в соответствии с компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции;

- взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности;

- анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, сведений о соблюдении муниципальными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, а также сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности муниципальной службы, ограничений при заключении ими после увольнения с муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- осуществление проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности муниципальной службы, ограничений при заключении ими после увольнения с муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- ведение учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

- ведение табеля учета рабочего времени;

- обеспечение контроля над состоянием трудовой дисциплины и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка.

3.2. Заместитель начальника организационного отдела по кадровой работе обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Татарстан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан, устав Камско-Устьинского муниципального района и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;

3) соблюдать установленные Правила внутреннего Трудового распорядка, порядок работы со служебной информацией, знать Правила по охране труда и пожарной безопасности;

4) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;

3) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;

5) проявлять корректность в обращении с гражданами;

6) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

7) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

8) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

9) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

3.4. Заместитель начальника организационного отдела по кадровой работе является ответственным лицом за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Совете муниципального района и Исполнительном комитете муниципального района и является секретарем Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Камско-Устьинском муниципальном районе и обеспечивает деятельность комиссии.

4. Права

4.1. Заместитель начальника организационного отдела по кадровой работе имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе.

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности Совета муниципального района;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5. Ответственность

5.1. Заместитель начальника организационного отдела по кадровой работе несет ответственность за:

1) ненадлежащее выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

2) низкую исполнительскую дисциплину;

3) нарушение Правил внутреннего Трудового распорядка аппарата Совета муниципального района, нарушение Правил по охране труда и противопожарной безопасности.

4) причинение материального ущерба, в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации;

5) разглашение сведений ограниченного распространения, ставших известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей;

7) нарушение предписаний и запретов, предусмотренных Кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан.


Работа предприятий связана с постоянным развитием и наращиванием темпов работы. По этой причине периодически может возникать надобность введения новой должности в штатное расписание. Данная процедура на самом деле имеет много серьезных аспектов. Важно определиться не только с названием вакансии, но и обосновать нововведение документально.

Как ввести новую должность в штатное расписание?

Введение вакансии в штат организации должно проводиться в несколько основных этапов. Их можно подразделить на организационные и документально-сопроводительные.

В проведении данной процедуры необходимо следовать таким шагам:

  • Выявить необходимость во внесении изменений;
  • Написать служебную записку о возникшей необходимости в дополнительной единице;
  • По приказу руководителя оформить документ с указанием всех действующих вакансий, а также нововведенных.

Название должностей в штатном расписании должно соответствовать утвержденному государственному перечню.

Как обосновать введение в штатное расписание новой должности?

Законами РФ определено, что организация может сама координировать количество нанятых работников. Также по инициативе руководителя могут добавляться сотрудники, переименовываться имеющиеся должности или производиться сокращения. Но для каждого из перечисленных действий необходимо иметь серьезные обоснования, которые выражаются посредством подготовки официальных расчетов и документов.

Увеличение штата и нововведение дополнительной единицы обычно происходит по следующим причинам:

  • Объемы работ были увеличены;
  • Внедрены дополнительные технологии или направления;
  • Добавление вакансии поможет улучшить производительность отдела, структурного подразделения или предприятия в целом.

Перечень не является конечным и в компании могут возникнуть иные причины, которые могут обосновать необходимость нововведения.

Пример обоснование — введение новой должности в штатное расписание

Пример обоснование также называют служебной запиской. Рассмотрим пример обоснования на введение дополнительной единицы в штатное расписание из-за увеличения документооборота. Следую правилам хранения документов, в каждом отделе есть человек, на которого возлагается ответственность за своевременную сдачу подшитых папок в архив предприятия или зональный архив. Особенно много таких документов формируется в процессе работы бухгалтеров, кадровых работников и экономистов.

Работники этих отделов могут подготовить служебную записку для обоснования необходимости введения единицы, которая должна своевременно брошюровать, подшивать и переносить документы в производственный архив. Кроме того выдавать их по требованию можно только под роспись.

В примере обоснования указывают:

  • Количество ежегодно формируемых дел;
  • Время, затрачиваемое на их брошюровку, подшивку, приемку и выдачу.

Производится подсчет времени потраченного в месяц. Исходя из этого, определяется размер ставки и оклад будущего работника.

Приказ о введении в штатное расписание новой должности – образец

Ввод новой должности в штатное расписание происходит по приказу руководителя. Оформление приказа происходит на основании поданной служебной записки.

В приказе указываются следующие пункты:


  • Необходимость составления иной структуры в связи с поданным ходатайством о произведение изменений;
  • Указание отдела, куда будет вводиться вакансия;
  • Название вводимой вакансии;
  • Размер ставки, должностного оклада и иных постоянных надбавок.

Приказ утверждается руководителем и закрепляется печатью предприятия.

Служебная записка о введении в штатное расписание новой должности

Ходатайство о введении новой должности в штатное расписание выражается служебной запиской руководителя отдела или структурного подразделения, которое нуждается в новом работнике. Служебная записка не просто выражает просьбу ввести изменения, но представляет официальные обоснования этому действу. Новая структурная единица потребует определенных материальных затрат от предприятия. Поэтому очень важно в записке произвести расчет целесообразности этих затрат и получение финансовой выгоды от нового работника.

Кроме самой служебной записки необходимо разработать следующие приложения:

  • Расчет объемов образовавшихся работ;
  • Привести данные норм трудозатрат по специальностям из Постановления Минтруда РФ от 2002 года;
  • Дать экономический расчет полученной прибыли от введения новой вакансии.

Полученная выгода может быть выражена, например, в том факте, что введенная рабочая единица разгрузит существенно иных специалистов, которые смогут освободившееся время потратить на разработку новых идей и концепций.

Похожее

Ситуация с заработной платой в компании может меняться в зависимости от развития и финансового состояния…

На сегодняшний день нет фиксированной позиции по поводу переименования должностей в штатных расписаниях. Но это…

Уход с вакансии в связи с несоответствием – процесс крайне сложный, содержащий массу нюансов, знать…

Необходимость корректировки названия должности влечет за собой внесение правок в штатное расписание. Переименование должности на…

Любая организация, предприятие или фирма имеют ряд внутренних документов, обязательных для заполнения. Их наличие регламентируется…

Штатное расписание решает многие проблемы на предприятиях, в том числе и организационные. Составление документа позволяет…

Вводим штатную единицу: образец обоснования


57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1)

Как обосновать руководителю организации необходимость создания службы ДОУ?

Делопроизводством на предприятии занимаюсь я одна. Организация растет, на данный момент численность составляет почти 600 человек, соответственно растет и объем работы.

Одной справляться становится все сложнее и сложнее. Нужно грамотно составить докладную записку руководителю и обосновать необходимость создания службы ДОУ.

Как это сделать? Делопроизводством на предприятии занимаюсь я одна. Организация растет, на данный момент численность составляет почти 600 человек, соответственно растет и объем работы. Одной справляться становится все сложнее и сложнее.

Нужно грамотно составить докладную записку руководителю и обосновать необходимость создания службы ДОУ.


Помогите обосновать необходимость (или наоборот) количества работающих специалистов

Все новые темы Госдума разрешила ФСБ применять оружие при скоплении людей для предотвращения теракта Политика 1сс | 27 комментариев (последний в 11:43) Будущее Байкала Политика Amnis | 11 комментариев (последний в 11:39) Всем нам и тем, кого не успели поздравить (Черепашка Тортила)

Целесообразность введения должностей заместителей руководителя в штатное расписание

В результате значительно увеличилось количество заместителей руководителей ОУ, обязанности которых связаны с различными направлениями деятельности: экономика, финансы, безопасность, научная и экспериментальная работа, информационные и коммуникационные технологии. В ряде случаев введение указанных должностей инициируется органами управления образованием — часто без выделения дополнительных финансовых средств и уточнения их правового положения.


Как обосновать необходимость в создании нового отдела в финансовой службе


При развитии компании (бизнеса) может возникнуть необходимость в создании нового отдела финансовой службы. Потребность в нем может быть вызвана факторами, которые условно можно разделить на экстенсивные и интенсивные.

К первым относится расширение сферы деятельности предприятия путем создания филиалов, обособленных подразделений, развития новых направлений бизнеса или вывод на рынок новых продуктов, покупка другого бизнеса и т.

п. Ко вторым – увеличение нагрузки на финансовую службу в связи с ростом объема отгрузок, клиентской базы (а значит, с повышением трудозатрат на учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности), необходимостью использовать новые для компании продукты финансово-кредитных организаций (банковские кредиты, лизинг, факторинг, аккредитив и др.), возникновением потребности в бюджетировании, инвестиционном анализе, переходе на МСФО и т. д. Прежде чем

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 01.08.2010.


Фамилия ¦ ¦ ¦ ¦ В соответствии с распоряжением директора предприятия от 25 февраля¦ ¦с.г. и параграфом 1 разд. V годовой программы организационного развития¦ ¦предприятия мною во взаимодействии с юрисконсультом предприятия¦ ¦подготовлено обоснование необходимости создания службы персонала¦ ¦предприятия на базе сформированного ранее отдела кадров.

При подготовке¦ ¦обоснования были приняты во внимание: ¦ ¦ 1.

Общие показатели финансово-экономической деятельности предприятия¦ ¦за 2004 г.

Оказывается, что, как и театральное шоу, у него есть сценарий, актеры, определенные этапы и драматический финал.


АХР со всей процедурой сокращения(уведомление, предложение другой должности, служба занятости и т.д)?

А волшебства на свете нет, деточка.

В нем обязательно содержатся: название (так и называется -приложение к штатному расписанию, далее оформляется как обычное штатное расписание, по такому же принципу);

Об утверждении Порядка обязательного обоснования необходимости введения новых функций исполнительных органов государственной власти Кемеровской области

В соответствии с , утвержденным :1. Утвердить прилагаемый Порядок обязательного обоснования необходимости введения новых функций исполнительных органов государственной власти Кемеровской области.2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора — руководителя аппарата Администрации области Е.М.Баранова.3.

Пример обоснования введения новой должности в штатное расписание

В нем обязательно содержатся:

  • название (так и называется -приложение к штатному расписанию, далее оформляется как обычное штатное расписание, по такому же принципу);
  • код по ОКУД;
  • дата составления;
  • номер;
  • полное наименование фирмы;
  • данные структурного подразделения;
  • профессия;
  • количество штатных единиц;
  • данные тарифной ставки;
  • надбавка;
  • примечания;
  • подписи руководителей подразделений.

Если же изменения затрагивают сразу несколько должностей,а также оклады,то директор издает приказ об утверждении нового штатного расписания. Итак, впечатление, что введение новой должности в фирме – дело очень легкое и зависит только лишь от желания генерального директора, обманчиво.

Обоснование для введения штатной единицы

В документ входят такие сведения:

  1. полное название организации;
  2. наименование отдела, где будет введен новый специалист;
  3. основание для этого;
  4. на кого возложен контроль за исполнением;
  5. подписи с расшифровками, печати.

После издания приказа необходимо представить его для ознакомления под подпись заинтересованным лицам компании. Далее можно непосредственно переходить к внесению изменений в штатное расписание.

Изменения могут быть вписаны на любом этапе деятельности фирмы. Если речь идет о внесении новой должности, оформляется дополнение к штатному расписанию.


Его должны подписать генеральный директор и главбух организации.

Служебная записка не просто выражает просьбу ввести изменения, но представляет официальные обоснования этому действу. Новая структурная единица потребует определенных материальных затрат от предприятия.

  • Расчет объемов образовавшихся работ;
  • Привести данные норм трудозатрат по специальностям из Постановления Минтруда РФ от 2002 года;
  • Дать экономический расчет полученной прибыли от введения новой вакансии.

Полученная выгода может быть выражена, например, в том факте, что введенная рабочая единица разгрузит существенно иных специалистов, которые смогут освободившееся время потратить на разработку новых идей и концепций.

Новые должности также вводят для разгрузки работников: один сотрудник часто выполняет несколько функций, входящих в обязанности различных специалистов. Например, бухгалтер дополнительно выполняет работу кадрового инспектора или секретаря.

  • насколько название соответствует будущим обязанностям;
  • соответствуют ли квалификационные требования будущим работам.

Уведомлять остальных сотрудников о внесении изменений не обязательно. Обычно директора все же это делают -чтобы обеспечить бесперебойную работу фирмы и чтобы остальные работники знали, к кому с указанной даты обращаться с тем или иным вопросом.

Пример документа: Изменение штатного расписания Штатное расписание – документ, состоящий из десяти граф и являющийся приложением к приказу, на основании которого он утвержден.

Если изменения незначительные (например, введение одной-двух должностей), переделывать весь приказ не нужно. При значительных корректировках (открытие нового отдела или подразделения) лучше переработать всю форму сразу, т.

е. составить новое расписание.

Как обосновать должность заместителя

Как обосновать должность заместителя директора по ахч

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как обосновать должность заместителя начальника управления

Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций. Принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Готовит отчет учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

Если в данной фирме не установлены свои принципы нормирования труда, используются те, что предлагает Минтруда. Если уже , скажем так, проект нового специалиста создан, то следующим этапом следует внести новую должностную инструкцию в устав фирмы.

Далее глава отдела, где нужен новый специалист составляет докладную записку на имя генерального директора. В записке обязательно должно присутствовать весомое обоснование для того, почему нужна новая должность, пусть даже и временного типа контрактного управляющего.

К нему должен обязательно прилагаться составленный проект должностной инструкции будущего специалиста. Следующий шаг – приказ. Дата введенных изменений может не совпадать с датой выхода этого документа. Бумага издается генеральным директором от первого лица и по правилам содержит в себе распорядительную и констатирующую части.

Приказ о введении новой должности в штатное расписание – обязательный для заполнения документ при введении новой рабочей единицы (или нескольких).

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ШР является одной из форм защиты прав работников от произвольного увольнения. Оно документально закрепляет структуру предприятия, определяет перечень должностей и окладов сотрудников. Зачастую в развивающемся коллективе возникает необходимость создания новой рабочей единицы, не предусмотренной штатными документами. Для этого руководителем выносится приказ о введении в устоявшийся кадровый состав нового рабочего места.

Порядок вынесения приказа

Необходимость внесения изменений в структуру компании может возникнуть:

  • в результате введения нового направления деятельности;
  • при привлечении новых специалистов из-за модернизации производства;
  • ввиду сокращения должностей;
  • в связи с повышением или понижением окладов и т.д.

Трудовое законодательство не устанавливает каких-либо специальных требований для срока и порядка внесения изменений в структуру компании. Поэтому данные вопросы отводятся на усмотрение руководителя. Если в организации необходимо создать новый отдел или иное структурное подразделение, то целесообразно поменять само штатное расписание. Если нужно добавить новую штатную единицу, вполне достаточно изменить кадровое расписание путем издания соответствующего документа.

Приказ о введении новой должности может быть разработан по распоряжению руководителя организации:

  • кадровой службой;
  • юристами;
  • секретарем.

При разработке такого приказа необходимо:

  1. Провести анализ общей информации:
      о должностных обязанностях;
  2. об оптимальных временных затратах;
  3. о часовых нормах, предусмотренных для соответствующего типа труда.
  4. Решить вопрос о допустимых часовых объемах работы (ставка, 0,5 или 0,25 ставки или менее) для нового сотрудника.
  5. Разработать проект должностной инструкции.
  6. Подготовить предложение на имя руководства об увеличении штата. Оно может быть направлено от имени:
      начальника кадрового подразделения;
  7. начальника отдела, в который предлагается новая единица.
  8. Разработать форму приказа.

В служебной записке приводятся все данные статистики, которые удалось получить в обоснование оптимальности учреждения новых должностей.

Если новая структурная единица вводится в отдел компании, служебную записку должен подписывать начальник соответствующего отдела.

Служебная записка о необходимости введения нового рабочего места составляется начальником (или специалистом) отдела кадров:

  • если новое должностное лицо будет подчиняться руководителю;
  • если работник не будет иметь отношения ни к одному структурному подразделению.

К служебной записке в качестве приложения прикладывают приказ о введении новой штатной единице и подробную инструкцию с описанием обязанностей нового работника. После утверждения работодателем предложений, изложенных в докладной записке, им подписывается приказ о введении новой должности в штатное расписание.



  • Обоснование необходимости введения новой должности
  • Как внести изменения в штатное расписание по должностям?
  • Инструкция по введению новых штатных единиц, в том числе и контрактного управляющего

Структура приказа

Трудовое законодательство не содержит утвержденной формы документа о введении в штат новой должности. На основании анализа требований к кадровой документации можно сделать вывод, что в приказе следует указать:


Документ должен быть подписан руководителем или уполномоченным на то заместителем. Подписанный бланк передается в отдел кадров, а его копии – в бухгалтерскую службу и отделы, в которых будут работать данные специалисты.

Как обосновать необходимость в создании нового отдела в финансовой службе


При развитии компании (бизнеса) может возникнуть необходимость в создании нового отдела финансовой службы. Потребность в нем может быть вызвана факторами, которые условно можно разделить на экстенсивные и интенсивные.

К первым относится расширение сферы деятельности предприятия путем создания филиалов, обособленных подразделений, развития новых направлений бизнеса или вывод на рынок новых продуктов, покупка другого бизнеса и т.

п. Ко вторым – увеличение нагрузки на финансовую службу в связи с ростом объема отгрузок, клиентской базы (а значит, с повышением трудозатрат на учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности), необходимостью использовать новые для компании продукты финансово-кредитных организаций (банковские кредиты, лизинг, факторинг, аккредитив и др.), возникновением потребности в бюджетировании, инвестиционном анализе, переходе на МСФО и т. д. Прежде чем

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 01.08.2010.

Читать дальше: Докладная невыход на работу без уважительной причины

Фамилия ¦ ¦ ¦ ¦ В соответствии с распоряжением директора предприятия от 25 февраля¦ ¦с.г. и параграфом 1 разд. V годовой программы организационного развития¦ ¦предприятия мною во взаимодействии с юрисконсультом предприятия¦ ¦подготовлено обоснование необходимости создания службы персонала¦ ¦предприятия на базе сформированного ранее отдела кадров.

При подготовке¦ ¦обоснования были приняты во внимание: ¦ ¦ 1.

Общие показатели финансово-экономической деятельности предприятия¦ ¦за 2004 г.

Оказывается, что, как и театральное шоу, у него есть сценарий, актеры, определенные этапы и драматический финал.

Возможные ошибки

Важно! Поэтому новая штатная единица должна быть введена до момента обнародования вакансии в средствах массовой информации и тем более до момента фактического допуска лиц на работу.

Также кадровые работники зачастую избегают введения отдельных изменений в должностную структуру предприятия. В этом случае каждое новое повышение оклада, сокращение или введение рабочей единицы приводит к утверждению нового штатного расписания. Однако данный документ является основой всей кадровой структуры предприятия и не должен переиздаваться из-за незначительных корректировок. Менять штатное расписание целесообразно только в случае массовых кадровых перестановок.

Целесообразность введения должностей заместителей руководителя в штатное расписание

В результате значительно увеличилось количество заместителей руководителей ОУ, обязанности которых связаны с различными направлениями деятельности: экономика, финансы, безопасность, научная и экспериментальная работа, информационные и коммуникационные технологии. В ряде случаев введение указанных должностей инициируется органами управления образованием — часто без выделения дополнительных финансовых средств и уточнения их правового положения.

Сроки хранения приказа

Согласно разделу 8, части 8.1 документы, подтверждающие необходимость привлечения новых работников, должны храниться у работодателей в течение 5 лет.

Более длительные сроки предусмотрены для хранения первичных документов об изменении окладов или введении новых ставок, которые должны сохраняться в течение 75 лет, если сами приказы о данных изменениях утеряны.

Для обеспечения прав работников на пенсионные и социальные выплаты кадровую документацию необходимо хранить в течение всего периода деятельности предприятия (но не более 75 лет). Если работодатель прекращает свою деятельность раньше, все кадровые документы целесообразно передавать в территориальные подразделения государственных архивов.

Таким образом, введение новой структурной единицы в штат работодателя имеет нюансы, которыми нельзя пренебрегать, так как это приведет к нарушению интересов сторон трудового договора или потенциальных работников.

Обоснование для введения штатной единицы

В документ входят такие сведения:

  1. полное название организации;
  2. наименование отдела, где будет введен новый специалист;
  3. основание для этого;
  4. на кого возложен контроль за исполнением;
  5. подписи с расшифровками, печати.

После издания приказа необходимо представить его для ознакомления под подпись заинтересованным лицам компании. Далее можно непосредственно переходить к внесению изменений в штатное расписание.

Изменения могут быть вписаны на любом этапе деятельности фирмы. Если речь идет о внесении новой должности, оформляется дополнение к штатному расписанию.


Его должны подписать генеральный директор и главбух организации.

Служебная записка не просто выражает просьбу ввести изменения, но представляет официальные обоснования этому действу. Новая структурная единица потребует определенных материальных затрат от предприятия.

  • Расчет объемов образовавшихся работ;
  • Привести данные норм трудозатрат по специальностям из Постановления Минтруда РФ от 2002 года;
  • Дать экономический расчет полученной прибыли от введения новой вакансии.

Читать дальше: Как отразить пени в бухгалтерском учете проводки

Полученная выгода может быть выражена, например, в том факте, что введенная рабочая единица разгрузит существенно иных специалистов, которые смогут освободившееся время потратить на разработку новых идей и концепций.

Новые должности также вводят для разгрузки работников: один сотрудник часто выполняет несколько функций, входящих в обязанности различных специалистов. Например, бухгалтер дополнительно выполняет работу кадрового инспектора или секретаря.

  • насколько название соответствует будущим обязанностям;
  • соответствуют ли квалификационные требования будущим работам.

Уведомлять остальных сотрудников о внесении изменений не обязательно. Обычно директора все же это делают -чтобы обеспечить бесперебойную работу фирмы и чтобы остальные работники знали, к кому с указанной даты обращаться с тем или иным вопросом.

Пример документа: Изменение штатного расписания Штатное расписание – документ, состоящий из десяти граф и являющийся приложением к приказу, на основании которого он утвержден.

Если изменения незначительные (например, введение одной-двух должностей), переделывать весь приказ не нужно. При значительных корректировках (открытие нового отдела или подразделения) лучше переработать всю форму сразу, т.

Читайте также: