Кто в сша осуществляет мониторинг затрат и предоставляет заказчикам отчеты

Обновлено: 30.06.2024

Мониторинг закупок — это наблюдение и контроль государственного заказа. Анализ осуществляется путем сбора, обработки и оценки информации.

Последние исследования

По правилам результаты мониторинга оформляются Министерством финансов РФ в виде сводного и квартальных аналитических отчетов. 28.05.2021 Минфин опубликовал сводный отчет за 2020 год. Годовой мониторинг госзакупок показал, что:

  1. В 2020 заказчики разместили 177 тыс. планов-графиков. Это на 21 % больше, чем в 2019-м. Общий объем финансового обеспечения в опубликованных планах составляет 10,9 трлн рублей.
  2. Заказчики опубликовали 2,2 млн извещений (на 26 % меньше, чем в 2019-м). Общий объем размещенных извещений — 9,4 трлн руб. Это на 2 % меньше, чем в 2019 году.
  3. 47 % закупок на 2,8 трлн рублей признали состоявшимися, 48 % на 5,5 трлн рублей не состоялись. Самая распространенная причина для несостоявшихся торгов — подача только одной заявки. 2,5 % торгов на 743,7 млрд рублей отменили.
  4. Доля тендеров с запретами, ограничениями и допусками по национальному режиму составила 28 % и 2,7 трлн рублей.
  5. В 2020-м провели 977 общественных обсуждений — на 42 % больше, чем в прошлом году.
  6. Заказчики в основном проводили электронные аукционы (90 %, 1,9 млн извещений на 7,2 трлн рублей), запросы котировок (5 %, 110 тыс. извещений на 17,2 млрд рублей), открытые конкурсы (2 %, 35 тыс. извещений на 1,1 трлн рублей).
  7. Заказчики провели 32 тыс. совместных закупок на 165 млрд, что составляет 1,5 % от общего числа извещений в отчетном периоде.
  8. Преференции для организаций инвалидов и учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы составили: 158 тыс. извещений (7 %) на 170 млрд рублей для организаций инвалидов и 39 тыс. извещений (2 %) на 18 млрд рублей для учреждений УИС.
  9. В 1,2 млн извещений (54 %) на сумму 1,4 трлн руб. заказчики предоставили преференции субъектам малого предпринимательства — учитываются закупки только среди СМП и СОНКО.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить отчет о закупках у СМП и СОНКО без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.

За 2020 год в реестре контрактов разместили 3,4 млн госконтрактов на сумму 8,9 трлн рублей. Количество контрактов сократилось на 5,5 % по сравнению с 2019 годом, но сумма их увеличилась на 8,5 %. С малым бизнесом заключили 2,2 млн контрактов на сумму 3,9 трлн рублей.

Мониторинг закупок. Отчет

Кроме годового, Минфин опубликовал отчет за 1-й квартал 2021 г. Основные показатели закупочной деятельности за первые три месяца 2021 года таковы:

Всего в 1-м квартале 2021 г. заказчики заключили и разместили в реестре контрактов 1,6 млн госконтрактов на сумму 2,3 трлн руб. Количественный показатель в отчете по сравнению с 2020 годом увеличился на 23 %, а стоимостной — на 5 %. В этом отчетном периоде заказчики заключили 436 тыс. контрактов с субъектами малого предпринимательства на общую сумму 719 млрд рублей.

Как мониторят закупки

Мониторинг проводится на основании ст. 97 44-ФЗ. В нормативах указано, что заказы анализируют на постоянной основе, используя информацию из ЕИС. Порядок использования Единой информационной системы для проведения аналитических процедур установлен с учетом общего порядка работы ЕИС.

Все результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде ежеквартальной отчетности и годового сводного отчета. Отчет за IV квартал не формируют. В сводном отчете дают оценку эффективности госзаказа. Его ежегодно размещают в ЕИС и на сайте Минфина.

С 04.06.2021 действует новый порядок проведения мониторинга в сфере закупок, который утвержден ПП РФ № 814 от 04.06.2021. Постановление вступило в силу в день его опубликования, за исключением некоторых положений. Новый порядок отменяет старые правила из ПП РФ № 1193 от 03.11.2015.

Ежегодный сводный отчет показывает, как проводится контроль в сфере государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ в конкретном году и каковы его результаты. В отчетности приводят такую информацию:

  • об общем количестве опубликованных извещений;
  • о суммарном значении начальных цен, включая анализ по централизованным заказам;
  • о состоявшихся, несостоявшихся процедурах;
  • о числе заключенных контрактов и их общей стоимости;
  • об исполнении соглашений, включая начисленные и уплаченные неустойки;
  • о реестрах недобросовестных поставщиков, жалоб, проверок;
  • о числе и сумме банковских гарантий;
  • о проведении контроля;
  • о порядке функционирования ЕИС.

Сведения представлены в информационных блоках:

  • информационное обеспечение контрактной системы;
  • структура заказчиков;
  • единый реестр участников торгов;
  • планирование, осуществление закупок;
  • сведения о заявках на участие в тендерах;
  • электронные площадки;
  • экономия;
  • реестр заключенных контрактов;
  • реестр банковских гарантий;
  • контроль в сфере закупок;
  • основные результаты и предложения.

Кто проводит мониторинг

В п. 8 ст. 97 44-ФЗ закреплено, кто проводит мониторинг закупок по 44-ФЗ для обеспечения государственных и муниципальных нужд: региональные управленцы, местные администрации, муниципальные органы. Отчеты размещают в соответствии с нормативными актами высших органов власти на государственном и федеральном уровнях.

Минфин РФ — это федеральный орган исполнительной власти, регулирующий контрактную систему (ПП РФ № 728 от 26.08.2013). О том, какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок на региональном уровне, узнайте в местной администрации. К примеру, в Санкт-Петербурге это Комитет по государственному заказу.

Как организуют

Результаты мониторинга фиксируются в периодической и годовой отчетности. В новом регламенте ПП № 814 написано, кто размещает в ЕИС отчет по мониторингу закупок и как часто это делает — Минфин публикует аналитические отчеты ежеквартально. За IV квартал отчетность не формируют. Информацию за этот период включают в сводный отчет за прошедший год.

Порядок аналитики на местном уровне устанавливается локальными нормативами. В п. 1 ст. 97 указано, для чего мониторинг закупок 44-ФЗ проводится и в чем заключается: в наблюдении, сборе, обобщении, систематизации и оценке сведений о госзаказе. На региональном уровне анализ проводят аналогичным образом.

Вышестоящие ведомства анализируют работу всех государственных и муниципальных заказчиков. Ежегодный мониторинг осуществляет федеральный или региональный орган исполнительной власти. В Положении № 814 разъясняется, кто занимается мониторингом закупок бюджетной организации — те же ведомства на федеральном или региональном уровне. Оценка деятельности заказчиков проводится на постоянной основе без исключений. Специалисты анализируют:

  • госзаказы;
  • реализацию планов-графиков из Единой информационной системы;
  • письма и обращения на адрес органа, проводящего анализ;
  • судебные решения и акты;
  • открытые источники информации.

Кроме того, проводится мониторинг централизованных закупок и торгов с обязательным общественным обсуждением. Сведения берут у органа, обеспечивающего оценку заказов, у федеральных органов исполнительной власти, у государственных органов федерального уровня, региональных управлений, местных администраций. Информацию запрашивают у граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц. При проведении анализа учитывают итоги общественного контроля по ФКС.

Кто обеспечивает права на проведение мониторинга

Мониторинг, анализ и аудит проводят, руководствуясь правами:

  • на привлечение других лиц и источников для работы с информацией и подготовки отчетности о тендерах и исполнении планов-графиков;
  • на создание экспертных советов, в которые входят представители федеральных ведомств и госорганов, региональных властей, муниципальных управлений, общественных организаций и объединений граждан, юрлиц.

Постоянный мониторинг госзакупок обеспечивается органом исполнительной власти на федеральном уровне (п. 4 ст. 97 44-ФЗ). Такие органы регулируют реализацию положений Федеральной контрактной системы по правительственным актам.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Читайте также: