Как обеспечить чтобы в вузе читали курс

Обновлено: 30.06.2024

2 апреля министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что вузам России рекомендовано с 6 апреля возобновить онлайн-обучение. Скорее всего, этот учебный год университетам придется завершить именно в таком формате. Однако не все российские университеты действительно готовы к подобному изменению системы обучения без ущерба для качества образовательного процесса. Большинству руководителей университетов предстоит оперативно перестраивать образовательный процесс. На что необходимо обратить внимание в первую очередь – с учетом уже полученного опыта дистанционного обучения в марте?

1. Назрела серьезная ревизия контента образовательных программ и отдельных лекций в вузах. Далеко не всякие лекции необходимо переводить в онлайн или вообще оставить в учебной программе. В университетах немало традиционных поточных лекций с общим зачетом, по факту представляющих собой пересказ учебных пособий. Возможно, было бы эффективнее воспользоваться специализированными онлайн-курсами сторонних вузов или образовательных платформ. Освободившихся преподавателей можно нагрузить, например, методической работой. Вариант: выделить преподавателю помощника для записи своего онлайн-курса – молодого преподавателя или ассистента-магистранта, который смог бы сделать содержание и форму курса более современными. В традиционном учебном процессе подобное предложение вызвало бы много недовольства, но сейчас такая кооперация будет воспринята более благосклонно обеими сторонами, а у преподавателей будут собственные качественные онлайн-курсы.

2. Полноценное дистанционное обучение не сводится к простой записи поточных лекций. Очень трудно удержать внимание студента, находящегося дома, традиционной лекцией на полтора часа. Поточные лекции в онлайне можно существенно сократить или отдать на прослушивание студентам для самостоятельного разбора наравне с чтением книг. Процесс дистанционного обучения, удержания внимания и вовлечения слушателя в познавательный процесс намного сложнее. Онлайновые учебные сессии необходимо разбивать на фрагменты по времени, вводить игровые режимы, делить слушателей на несколько подгрупп, где они могли бы обсуждать полученную информацию с последующей рокировкой участников. В удаленном обучении есть множество особенностей и практических приемов, и руководству университетов сейчас надо позаботиться о том, чтобы преподаватели ими овладели.

3. Системы учета и оценки полученных студентами знаний нуждаются в пересмотре. Всем понятно, что в домашних условиях студенту, выполняющему тесты, доступны все электронные ресурсы и опыт членов семьи. Для качественной оценки знаний студента придется переформулировать тестовые задачи в формат эссе или размышлений, а в естественных науках при проверке заданий делать акцент не на финальный цифровой ответ, а на подробную проверку логики решения задачи. Проверка знаний может проводиться и в онлайн-дебатах между самими студентами, где опытный преподаватель в качестве слушателя будет оценивать глубину понимания темы любым из дискутирующих. Если все-таки без тестов и традиционных задач не обойтись, имеет смысл внедрить системы прокторинга. Такие массово применяются в зарубежных университетах при поступлении иностранных студентов.

4. Необходимо изучить различные системы управления обучением (Learning management systems, LMS). Дистанционное обучение, как и любой дистанционный бизнес-процесс, требует новых систем управления. Раньше подобные системы внедрялись по желанию, а сейчас они жизненно необходимы. Наиболее популярной иностранной платформой в вузах является moodle, разработка собственных LMS-систем – длительный и трудоемкий процесс. Возможно, следует начинать с использования существующих платформ, чтобы потом разработать и внедрить свои системы с учетом накопленного опыта.

6. Нужно пересмотреть систему оплаты труда преподавателей. В большинстве российских университетов оплата труда преподавателей такова, что им невыгодно записывать качественный онлайн-курс и терять оплату за очные лекции. Энтузиасты, согласившиеся перейти в онлайн, по факту пока получают большую нагрузку за те же деньги, чем во времена очного преподавания. Кроме того, сейчас у университетов появится спрос на новые компетенции административного персонала – администрирование онлайн-обучения, помощь преподавателям в освоении новых форм, работа в LMS-системах и сбор обратной связи от студентов.

Все эти изменения не удастся полноценно внедрить в оставшиеся до окончания учебного года недели. Однако активные действия руководства университетов создадут серьезный задел на следующие учебные годы.

Для студентов значение имеют многие нюансы: возможность лучше узнать свои способности, встретиться с интересными людьми, увлечься новым хобби, приобрести новые умения, ускорить развитие карьеры или даже полностью изменить жизнь.

Для тех, кто отвечает за управление образовательной организацией, несмотря на функции формирования последующих поколений и реализации высокотехнологических исследований, это занятие является бизнесом, как любая другая деятельность, которая, чтобы развиваться, должна привлекать, вовлекать и удерживать клиентов, т. е. студентов.

Это задание является непростым, особенно во времена экономической нестабильности, когда у выпускников даже наилучших вузов нет гарантии, что найдут выгодную работу. Однако, это совсем не значит, что вы проиграете.

Высшие учебные заведения, e-learning платформы и другие типы образовательной деятельности могут добиваться поставленных целей и привлекать, вовлекать и удерживать студентов после завершения учебы. Образовательные организации просто должны быть более творческими в маркетинговой деятельности. Давайте рассмотрим, как при помощи автоматизации маркетинга вы достигнете поставленной цели в маркетинге.

Привлечение студентов – шаг 1

Как найти ответственных студентов онлайн? Предлагаю несколько способов:

Емейл письмо, целью которого является привлечение кандидатов на учебу

Конечно, не следует ограничиваться этими методами. Посещайте оффлайн события, организуйте дни открытых дверей, представьте свою организацию студентам даже из самых далёких уголков, станьте партнёром компаний и учредите стипендии или предоставьте возможность прохождения практики, используйте оффлайн и другие виды рекламы.

В период проведения маркетинговых кампании, задумайтесь над тем, как ваши студенты принимают решение. Проанализируйте предложения ваших конкурентов. Возможно, вы откажитесь от простого перечисления курсов, а покажите возможности пошагового развития карьеры, к примеру, чтобы достичь должности разработчика.

Емейл письмо, которое показывает развитие карьеры и помогает курсантам принять решения об учебе

Одновременно проследите за тем, чтобы процесс регистрации был максимально простым. Избегайте создания страниц, которые перенасыщены деталями, ускорьте время загрузки сайта, улучшайте мобильную версию сайта. Присутствуйте в тех социальных сетях, где активно общаются ваши будущие студенты и следите за последними тенденциями не только для того, чтобы знать, как продвигать вашу организацию, но и ваше предложение. Создание новейшей программы является ключевым элементом во многих отраслях, особенно в области IT и интернет-маркетинга.


Вовлечение студентов – шаг 2

Если студенты уже зарегистрировались на определённый курс или заполнили онлайн-форму, чтобы получать информацию о вашем предложении, вам необходимо их вовлечь. Конечно же, вовлечение настоящих, а будущих студентов требует разработки различных подходов, поскольку цели отличаются, поэтому рассмотрим две ситуации.


Вовлечение будущих студентов

Перед тем как будущие студенты зарегистрируются на курсы, им нужно убедиться в том, что полученная ценность стоит материальных и временных затрат. Вам нужно продать идею обучения – это не только удовольствие от получения новых знаний, но и выполнение работы. Кандидат должен зарегистрироваться, часто оплатить и затем тяжело поработать – это и является фишкой.

Затем, как вы можете вовлечь кандидатов, которые сделали уже первый шаг на пути к образованию?

Поделюсь некоторыми идеями:

Емейл письмо от Udemy, с помощью которого компания реактивирует неактивных студентов и кандидатов

Следуя вышеописанным методам, следует помнить об использовании тегирования и скоринга. Исходя из информации, собранной в этом процессе, вы сможете успешно сегментировать кандидатов (например, учитывая курсы или факультеты, интересы, уровень вовлеченности), персонализировать вашу коммуникацию и предоставить наиболее релевантный и ценный контент. Таким образом, ваша конверсия и соответственно количество регистраций будет намного выше!


Как вовлечь настоящих студентов

Настоящие студенты – это лица, которые успешно поступили (записались на курсы) и такая ситуация продолжится в течение определенного периода. Отличная ситуация, однако, не окончательный этап. Вы, возможно, захотите сохранить их вовлеченность и активность, т. е. чтобы в будущем они продолжали обучение в вашем вузе, развивая свою карьеру, возможно, стали представителями вашего бренда.

А здесь некоторые идеи, как можно этого достичь:

Емейл письмо от Udemy, в котором компания поздравляет курсантов с достигнутыми результами в обучении

  • рекомендации. Обсудите, в чём могут быть заинтересованы студенты, исходя из истории курсов, в которых они принимали участие или из истории баллов, которые они получили. А также проанализируйте, что достигли сокурсники и посчитали ценным в прошлом. На основании собранной информации отправьте рекомендации, которые будут стимулировать студентов записаться на дополнительные курсы или более активно общаться с вашим брендом; и используйте отзывы как социальное доказательство в коммуникации. Цените потенциал полученного фидбека как от потенциальных, так и настоящих студентов или выпускников. Попросите их оценить ваш вуз или школу, материальную базу, ресурсы и отдельные курсы. Благодаря полученной информации вы сможете улучшить обслуживание, а коммуникация станет убедительнее;
  • сообщество. Некоторые студенты посещают занятия только ради получения сертификата или диплома. Другие – из-за друзей, опыта и сообщества. Однако сообщество не формируется самостоятельно, вы должны стать путеводителем. Познакомьте вашу аудиторию с другими настоящими студентами и выпускниками, сократите расстояние между профессионалами и теми, кто ищет профессионального совета. Покажите студентам, что окончание курса – это только начало, и укажите на преимущества постоянного контакта с вами, даже несколько лет спустя после получения диплома. Пригласите выпускников вуза принять участие в общении, создать традицию делиться тем, что помогло им получить профессиональное образование. Создание блога или форума может помочь в этом. Размещайте интересные истории, начинайте обсуждения и отправляйте автоматические письма для того, чтобы получить фидбек, который может быть интересным другим участникам диалога. Как я уже писал ранее, помните о том, чтобы использовать различные формы контента. Легкие видео могут быть одним из наилучших инструментов вовлечения вашей аудитории, лонгриды могут хорошо работать для SEO, что позволит вам привлечь спонсоров и компании, которые проявят желание сотрудничать с вами.

Начните вовлекать ваших студентов с самого начала и до самого конца. Если сделаете это правильно, то вы легко справитесь со следующим этапом, т. е. с удержанием студентов.

Емейл письмо от DuoLingo, в котором компания приглашает продолжить изучения языка и тем самым вовлекает студентов с самого начала обучения


Удержание студентов – этап 3

Последний, но не менее важный этап – удержание студентов. Вы хотите, чтобы они оставались с вами как можно дольше, будь то они регистрируются на новые курсы, посещают ваш веб-сайт, участвуют в обсуждениях или даже помогают будущим студентам найти способы финансирования обучения.

А здесь способы, которые помогут вам удержать студентов:


Привлечь, вовлечь и удержать студентов – подводим итог

Как вы уже успели узнать, существуют различные методы для привлечения, вовлечения и удержания студентов. Какую тактику выбрать? Ответ зависит исключительно от типа школы – традиционный вуз или e-learning платформа. Несмотря на то что используемые вами методы могут варьироваться, конечная цель и мотивировка остаются неизменными. Вы желаете, чтобы ваши студенты развивались, достигали поставленной цели и строили длительные отношения с вашей школой.


Почему программирование

В соцсетях и на сайтах регулярно публикуют информацию о том, как онлайн-курсы помогут обучиться новой специальности, популярной у работодателей, и приведут к росту зарплаты. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на программирование.

В массовом сознании программирование считается простой работой, которая обеспечивает высокий уровень дохода. При этом единственным ограничением считают лишь отсутствие специализированного образования.

Курсы отличаются своим разнообразием и готовят людей к самого разного рода профессиям.

Похожая ситуация и на многих других русскоязычных сервисах. Например, Skillbox предлагает 42 краткосрочных курса и 29 более длительных, которые, по словам авторов, позволяют говорить о получении профессиональных навыков, необходимых для работы по специальности.

Противоречивые мнения

Во многих случаях более позитивные отзывы составляют те, кто уже хоть немного, но знаком с IT-сферой и отдаленно, но представляет, как устроено получение знаний и их отработка на практике.

Скольким людям это помогает при смене работы, там уточнить не смогли. В отзывах сообщают, что благодаря новым знаниям повысилась продуктивность на работе, а вместе с ней зарплата, должность и востребованность на рынке труда.


Практика превыше всего

Он призвал желающих обратиться за онлайн-курсами трезво оценивать сам процесс обучения и возможность попадания на работу, отказавшись считать это чем-то простым и не требующим трудолюбия.

Почему курсы — не панацея

Леонов посоветовал выбрать курсы, основываясь не на представляющей ее компании, а на определенном учителе.

По его мнению, подойдет именно тот учитель-программист, который не только имеет опыт, но и интересно рассказывает на вебинаре. Разработчик предложил сначала сходить на вебинар, лучше даже на несколько, а после уже принимать окончательное решение.

По словам специалиста, объективной причиной долгой продолжительности может быть стоимость: месячный курс не может стоить 100-200 тыс. руб., а вот годовой — вполне.

Другой проблемой курсов Голобурдин назвал то, что для больших образовательных платформ важно агрессивно расти и выпускать курсы на потоке — по десятке, сотне в год.

Он согласен с Леоновым в том, что основа курса — хороший преподаватель, и констатировал, что невозможно на потоке находить сотни хороших преподавателей, которые еще и готовы вести титаническую работу по подготовке и ведению курса, коммуникации со студентами.

«Я видел, как менторов на курс, который стоит 130 тыс. руб., искали рекламой в Instagram. Ментору предлагается почасовая небольшая ставка — опытный разработчик в час стоит весомо больше — и нагрузка несколько часов в неделю.

Голобурдин сформулировал, что большинство курсов по итогу — низкокачественный продукт из-за невозможности на потоке находить хороших преподавателей, а зачастую и отсутствие цели сделать обучение более качественным. Он уточнил, что компаниям проще вложить ресурсы в маркетинг и получить понятные бизнес-показатели вместо долгого процесса работы над созданием качественной образовательной программы.

По ее словам, среди трудоустроившихся выпускников аналитики данных, веб-разработчики, фронтенд-разработчики, тестировщики и специалисты по Data Science.

По словам Платонова, на собеседовании сразу станет очевидно, на что способен кандидат.

При этом глава отдела добавил, что они могут принять кандидата, имеющего в активе всего лишь курсы, если имеется время на обучение для дальнейшей работы в проекте, и согласие на невысокую оплату труда.

По словам Адылина, есть люди, способные быстро обучаться и легко осваивать языки программирования, но это исключение из общего правила. Он также заметил, что их компании важно не само образование, а наличие у потенциального сотрудника базовых компетенций, которые можно будет усовершенствовать за время обучения по внутренней программе.

Онлайн-курсы как отражение современных реалий

Сейчас традиционная система образования себя уже изжила, считает эксперт.

По этой причине и появляются альтернативные образовательные возможности, считает эксперт. Это позволяет в более сжатые сроки получить необходимые знания.

По его мнению, современная система образования умерла лет 30 назад, и продвинутые руководители вузов это понимают: просто непонятно, как это по-новому построить.

IT-специалист без диплома может в среднем зарабатывать около 108 тыс. руб. в месяц, а с высшим образованием — на две тыс. больше, около 110 тыс. руб., рассказал эксперт.

Также есть специальности, в которых рассматривают кандидатов без диплома, но на более низкую зарплату. Некоторые компании рассматривают кандидатов без опыта и профильного образования, но с возможностью переподготовки. В этом случае перед трудоустройством соискатели проходят обучение на базе компании, либо для них оплачивают курсы в другой организации.

При этом практика, при которой компании постоянно обучают своих сотрудников, в последнее время стала популярна, особенно у крупных компаний, отметил Корицкий.


Почему программирование

В соцсетях и на сайтах регулярно публикуют информацию о том, как онлайн-курсы помогут обучиться новой специальности, популярной у работодателей, и приведут к росту зарплаты. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на программирование.

В массовом сознании программирование считается простой работой, которая обеспечивает высокий уровень дохода. При этом единственным ограничением считают лишь отсутствие специализированного образования.

Курсы отличаются своим разнообразием и готовят людей к самого разного рода профессиям.

Похожая ситуация и на многих других русскоязычных сервисах. Например, Skillbox предлагает 42 краткосрочных курса и 29 более длительных, которые, по словам авторов, позволяют говорить о получении профессиональных навыков, необходимых для работы по специальности.

Противоречивые мнения

Во многих случаях более позитивные отзывы составляют те, кто уже хоть немного, но знаком с IT-сферой и отдаленно, но представляет, как устроено получение знаний и их отработка на практике.

Скольким людям это помогает при смене работы, там уточнить не смогли. В отзывах сообщают, что благодаря новым знаниям повысилась продуктивность на работе, а вместе с ней зарплата, должность и востребованность на рынке труда.


Практика превыше всего

Он призвал желающих обратиться за онлайн-курсами трезво оценивать сам процесс обучения и возможность попадания на работу, отказавшись считать это чем-то простым и не требующим трудолюбия.

Почему курсы — не панацея

Леонов посоветовал выбрать курсы, основываясь не на представляющей ее компании, а на определенном учителе.

По его мнению, подойдет именно тот учитель-программист, который не только имеет опыт, но и интересно рассказывает на вебинаре. Разработчик предложил сначала сходить на вебинар, лучше даже на несколько, а после уже принимать окончательное решение.

По словам специалиста, объективной причиной долгой продолжительности может быть стоимость: месячный курс не может стоить 100-200 тыс. руб., а вот годовой — вполне.

Другой проблемой курсов Голобурдин назвал то, что для больших образовательных платформ важно агрессивно расти и выпускать курсы на потоке — по десятке, сотне в год.

Он согласен с Леоновым в том, что основа курса — хороший преподаватель, и констатировал, что невозможно на потоке находить сотни хороших преподавателей, которые еще и готовы вести титаническую работу по подготовке и ведению курса, коммуникации со студентами.

«Я видел, как менторов на курс, который стоит 130 тыс. руб., искали рекламой в Instagram. Ментору предлагается почасовая небольшая ставка — опытный разработчик в час стоит весомо больше — и нагрузка несколько часов в неделю.

Голобурдин сформулировал, что большинство курсов по итогу — низкокачественный продукт из-за невозможности на потоке находить хороших преподавателей, а зачастую и отсутствие цели сделать обучение более качественным. Он уточнил, что компаниям проще вложить ресурсы в маркетинг и получить понятные бизнес-показатели вместо долгого процесса работы над созданием качественной образовательной программы.

По ее словам, среди трудоустроившихся выпускников аналитики данных, веб-разработчики, фронтенд-разработчики, тестировщики и специалисты по Data Science.

По словам Платонова, на собеседовании сразу станет очевидно, на что способен кандидат.

При этом глава отдела добавил, что они могут принять кандидата, имеющего в активе всего лишь курсы, если имеется время на обучение для дальнейшей работы в проекте, и согласие на невысокую оплату труда.

По словам Адылина, есть люди, способные быстро обучаться и легко осваивать языки программирования, но это исключение из общего правила. Он также заметил, что их компании важно не само образование, а наличие у потенциального сотрудника базовых компетенций, которые можно будет усовершенствовать за время обучения по внутренней программе.

Онлайн-курсы как отражение современных реалий

Сейчас традиционная система образования себя уже изжила, считает эксперт.

По этой причине и появляются альтернативные образовательные возможности, считает эксперт. Это позволяет в более сжатые сроки получить необходимые знания.

По его мнению, современная система образования умерла лет 30 назад, и продвинутые руководители вузов это понимают: просто непонятно, как это по-новому построить.

IT-специалист без диплома может в среднем зарабатывать около 108 тыс. руб. в месяц, а с высшим образованием — на две тыс. больше, около 110 тыс. руб., рассказал эксперт.

Также есть специальности, в которых рассматривают кандидатов без диплома, но на более низкую зарплату. Некоторые компании рассматривают кандидатов без опыта и профильного образования, но с возможностью переподготовки. В этом случае перед трудоустройством соискатели проходят обучение на базе компании, либо для них оплачивают курсы в другой организации.

При этом практика, при которой компании постоянно обучают своих сотрудников, в последнее время стала популярна, особенно у крупных компаний, отметил Корицкий.

Читайте также: