Как обеспечить чтобы в вузе читали курс
Обновлено: 30.06.2024
2 апреля министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что вузам России рекомендовано с 6 апреля возобновить онлайн-обучение. Скорее всего, этот учебный год университетам придется завершить именно в таком формате. Однако не все российские университеты действительно готовы к подобному изменению системы обучения без ущерба для качества образовательного процесса. Большинству руководителей университетов предстоит оперативно перестраивать образовательный процесс. На что необходимо обратить внимание в первую очередь – с учетом уже полученного опыта дистанционного обучения в марте?
1. Назрела серьезная ревизия контента образовательных программ и отдельных лекций в вузах. Далеко не всякие лекции необходимо переводить в онлайн или вообще оставить в учебной программе. В университетах немало традиционных поточных лекций с общим зачетом, по факту представляющих собой пересказ учебных пособий. Возможно, было бы эффективнее воспользоваться специализированными онлайн-курсами сторонних вузов или образовательных платформ. Освободившихся преподавателей можно нагрузить, например, методической работой. Вариант: выделить преподавателю помощника для записи своего онлайн-курса – молодого преподавателя или ассистента-магистранта, который смог бы сделать содержание и форму курса более современными. В традиционном учебном процессе подобное предложение вызвало бы много недовольства, но сейчас такая кооперация будет воспринята более благосклонно обеими сторонами, а у преподавателей будут собственные качественные онлайн-курсы.
2. Полноценное дистанционное обучение не сводится к простой записи поточных лекций. Очень трудно удержать внимание студента, находящегося дома, традиционной лекцией на полтора часа. Поточные лекции в онлайне можно существенно сократить или отдать на прослушивание студентам для самостоятельного разбора наравне с чтением книг. Процесс дистанционного обучения, удержания внимания и вовлечения слушателя в познавательный процесс намного сложнее. Онлайновые учебные сессии необходимо разбивать на фрагменты по времени, вводить игровые режимы, делить слушателей на несколько подгрупп, где они могли бы обсуждать полученную информацию с последующей рокировкой участников. В удаленном обучении есть множество особенностей и практических приемов, и руководству университетов сейчас надо позаботиться о том, чтобы преподаватели ими овладели.
3. Системы учета и оценки полученных студентами знаний нуждаются в пересмотре. Всем понятно, что в домашних условиях студенту, выполняющему тесты, доступны все электронные ресурсы и опыт членов семьи. Для качественной оценки знаний студента придется переформулировать тестовые задачи в формат эссе или размышлений, а в естественных науках при проверке заданий делать акцент не на финальный цифровой ответ, а на подробную проверку логики решения задачи. Проверка знаний может проводиться и в онлайн-дебатах между самими студентами, где опытный преподаватель в качестве слушателя будет оценивать глубину понимания темы любым из дискутирующих. Если все-таки без тестов и традиционных задач не обойтись, имеет смысл внедрить системы прокторинга. Такие массово применяются в зарубежных университетах при поступлении иностранных студентов.
4. Необходимо изучить различные системы управления обучением (Learning management systems, LMS). Дистанционное обучение, как и любой дистанционный бизнес-процесс, требует новых систем управления. Раньше подобные системы внедрялись по желанию, а сейчас они жизненно необходимы. Наиболее популярной иностранной платформой в вузах является moodle, разработка собственных LMS-систем – длительный и трудоемкий процесс. Возможно, следует начинать с использования существующих платформ, чтобы потом разработать и внедрить свои системы с учетом накопленного опыта.
6. Нужно пересмотреть систему оплаты труда преподавателей. В большинстве российских университетов оплата труда преподавателей такова, что им невыгодно записывать качественный онлайн-курс и терять оплату за очные лекции. Энтузиасты, согласившиеся перейти в онлайн, по факту пока получают большую нагрузку за те же деньги, чем во времена очного преподавания. Кроме того, сейчас у университетов появится спрос на новые компетенции административного персонала – администрирование онлайн-обучения, помощь преподавателям в освоении новых форм, работа в LMS-системах и сбор обратной связи от студентов.
Все эти изменения не удастся полноценно внедрить в оставшиеся до окончания учебного года недели. Однако активные действия руководства университетов создадут серьезный задел на следующие учебные годы.
Для студентов значение имеют многие нюансы: возможность лучше узнать свои способности, встретиться с интересными людьми, увлечься новым хобби, приобрести новые умения, ускорить развитие карьеры или даже полностью изменить жизнь.
Для тех, кто отвечает за управление образовательной организацией, несмотря на функции формирования последующих поколений и реализации высокотехнологических исследований, это занятие является бизнесом, как любая другая деятельность, которая, чтобы развиваться, должна привлекать, вовлекать и удерживать клиентов, т. е. студентов.
Это задание является непростым, особенно во времена экономической нестабильности, когда у выпускников даже наилучших вузов нет гарантии, что найдут выгодную работу. Однако, это совсем не значит, что вы проиграете.
Высшие учебные заведения, e-learning платформы и другие типы образовательной деятельности могут добиваться поставленных целей и привлекать, вовлекать и удерживать студентов после завершения учебы. Образовательные организации просто должны быть более творческими в маркетинговой деятельности. Давайте рассмотрим, как при помощи автоматизации маркетинга вы достигнете поставленной цели в маркетинге.
Привлечение студентов – шаг 1
Как найти ответственных студентов онлайн? Предлагаю несколько способов:
Конечно, не следует ограничиваться этими методами. Посещайте оффлайн события, организуйте дни открытых дверей, представьте свою организацию студентам даже из самых далёких уголков, станьте партнёром компаний и учредите стипендии или предоставьте возможность прохождения практики, используйте оффлайн и другие виды рекламы.
В период проведения маркетинговых кампании, задумайтесь над тем, как ваши студенты принимают решение. Проанализируйте предложения ваших конкурентов. Возможно, вы откажитесь от простого перечисления курсов, а покажите возможности пошагового развития карьеры, к примеру, чтобы достичь должности разработчика.
Одновременно проследите за тем, чтобы процесс регистрации был максимально простым. Избегайте создания страниц, которые перенасыщены деталями, ускорьте время загрузки сайта, улучшайте мобильную версию сайта. Присутствуйте в тех социальных сетях, где активно общаются ваши будущие студенты и следите за последними тенденциями не только для того, чтобы знать, как продвигать вашу организацию, но и ваше предложение. Создание новейшей программы является ключевым элементом во многих отраслях, особенно в области IT и интернет-маркетинга.
Вовлечение студентов – шаг 2
Если студенты уже зарегистрировались на определённый курс или заполнили онлайн-форму, чтобы получать информацию о вашем предложении, вам необходимо их вовлечь. Конечно же, вовлечение настоящих, а будущих студентов требует разработки различных подходов, поскольку цели отличаются, поэтому рассмотрим две ситуации.
Вовлечение будущих студентов
Перед тем как будущие студенты зарегистрируются на курсы, им нужно убедиться в том, что полученная ценность стоит материальных и временных затрат. Вам нужно продать идею обучения – это не только удовольствие от получения новых знаний, но и выполнение работы. Кандидат должен зарегистрироваться, часто оплатить и затем тяжело поработать – это и является фишкой.
Затем, как вы можете вовлечь кандидатов, которые сделали уже первый шаг на пути к образованию?
Поделюсь некоторыми идеями:
Следуя вышеописанным методам, следует помнить об использовании тегирования и скоринга. Исходя из информации, собранной в этом процессе, вы сможете успешно сегментировать кандидатов (например, учитывая курсы или факультеты, интересы, уровень вовлеченности), персонализировать вашу коммуникацию и предоставить наиболее релевантный и ценный контент. Таким образом, ваша конверсия и соответственно количество регистраций будет намного выше!
Как вовлечь настоящих студентов
Настоящие студенты – это лица, которые успешно поступили (записались на курсы) и такая ситуация продолжится в течение определенного периода. Отличная ситуация, однако, не окончательный этап. Вы, возможно, захотите сохранить их вовлеченность и активность, т. е. чтобы в будущем они продолжали обучение в вашем вузе, развивая свою карьеру, возможно, стали представителями вашего бренда.
А здесь некоторые идеи, как можно этого достичь:
- рекомендации. Обсудите, в чём могут быть заинтересованы студенты, исходя из истории курсов, в которых они принимали участие или из истории баллов, которые они получили. А также проанализируйте, что достигли сокурсники и посчитали ценным в прошлом. На основании собранной информации отправьте рекомендации, которые будут стимулировать студентов записаться на дополнительные курсы или более активно общаться с вашим брендом; и используйте отзывы как социальное доказательство в коммуникации. Цените потенциал полученного фидбека как от потенциальных, так и настоящих студентов или выпускников. Попросите их оценить ваш вуз или школу, материальную базу, ресурсы и отдельные курсы. Благодаря полученной информации вы сможете улучшить обслуживание, а коммуникация станет убедительнее;
- сообщество. Некоторые студенты посещают занятия только ради получения сертификата или диплома. Другие – из-за друзей, опыта и сообщества. Однако сообщество не формируется самостоятельно, вы должны стать путеводителем. Познакомьте вашу аудиторию с другими настоящими студентами и выпускниками, сократите расстояние между профессионалами и теми, кто ищет профессионального совета. Покажите студентам, что окончание курса – это только начало, и укажите на преимущества постоянного контакта с вами, даже несколько лет спустя после получения диплома. Пригласите выпускников вуза принять участие в общении, создать традицию делиться тем, что помогло им получить профессиональное образование. Создание блога или форума может помочь в этом. Размещайте интересные истории, начинайте обсуждения и отправляйте автоматические письма для того, чтобы получить фидбек, который может быть интересным другим участникам диалога. Как я уже писал ранее, помните о том, чтобы использовать различные формы контента. Легкие видео могут быть одним из наилучших инструментов вовлечения вашей аудитории, лонгриды могут хорошо работать для SEO, что позволит вам привлечь спонсоров и компании, которые проявят желание сотрудничать с вами.
Начните вовлекать ваших студентов с самого начала и до самого конца. Если сделаете это правильно, то вы легко справитесь со следующим этапом, т. е. с удержанием студентов.
Удержание студентов – этап 3
Последний, но не менее важный этап – удержание студентов. Вы хотите, чтобы они оставались с вами как можно дольше, будь то они регистрируются на новые курсы, посещают ваш веб-сайт, участвуют в обсуждениях или даже помогают будущим студентам найти способы финансирования обучения.
А здесь способы, которые помогут вам удержать студентов:
Привлечь, вовлечь и удержать студентов – подводим итог
Как вы уже успели узнать, существуют различные методы для привлечения, вовлечения и удержания студентов. Какую тактику выбрать? Ответ зависит исключительно от типа школы – традиционный вуз или e-learning платформа. Несмотря на то что используемые вами методы могут варьироваться, конечная цель и мотивировка остаются неизменными. Вы желаете, чтобы ваши студенты развивались, достигали поставленной цели и строили длительные отношения с вашей школой.
Почему программирование
В соцсетях и на сайтах регулярно публикуют информацию о том, как онлайн-курсы помогут обучиться новой специальности, популярной у работодателей, и приведут к росту зарплаты. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на программирование.
В массовом сознании программирование считается простой работой, которая обеспечивает высокий уровень дохода. При этом единственным ограничением считают лишь отсутствие специализированного образования.
Курсы отличаются своим разнообразием и готовят людей к самого разного рода профессиям.
Похожая ситуация и на многих других русскоязычных сервисах. Например, Skillbox предлагает 42 краткосрочных курса и 29 более длительных, которые, по словам авторов, позволяют говорить о получении профессиональных навыков, необходимых для работы по специальности.
Противоречивые мнения
Во многих случаях более позитивные отзывы составляют те, кто уже хоть немного, но знаком с IT-сферой и отдаленно, но представляет, как устроено получение знаний и их отработка на практике.
Скольким людям это помогает при смене работы, там уточнить не смогли. В отзывах сообщают, что благодаря новым знаниям повысилась продуктивность на работе, а вместе с ней зарплата, должность и востребованность на рынке труда.
Практика превыше всего
Он призвал желающих обратиться за онлайн-курсами трезво оценивать сам процесс обучения и возможность попадания на работу, отказавшись считать это чем-то простым и не требующим трудолюбия.
Почему курсы — не панацея
Леонов посоветовал выбрать курсы, основываясь не на представляющей ее компании, а на определенном учителе.
По его мнению, подойдет именно тот учитель-программист, который не только имеет опыт, но и интересно рассказывает на вебинаре. Разработчик предложил сначала сходить на вебинар, лучше даже на несколько, а после уже принимать окончательное решение.
По словам специалиста, объективной причиной долгой продолжительности может быть стоимость: месячный курс не может стоить 100-200 тыс. руб., а вот годовой — вполне.
Другой проблемой курсов Голобурдин назвал то, что для больших образовательных платформ важно агрессивно расти и выпускать курсы на потоке — по десятке, сотне в год.
Он согласен с Леоновым в том, что основа курса — хороший преподаватель, и констатировал, что невозможно на потоке находить сотни хороших преподавателей, которые еще и готовы вести титаническую работу по подготовке и ведению курса, коммуникации со студентами.
«Я видел, как менторов на курс, который стоит 130 тыс. руб., искали рекламой в Instagram. Ментору предлагается почасовая небольшая ставка — опытный разработчик в час стоит весомо больше — и нагрузка несколько часов в неделю.
Голобурдин сформулировал, что большинство курсов по итогу — низкокачественный продукт из-за невозможности на потоке находить хороших преподавателей, а зачастую и отсутствие цели сделать обучение более качественным. Он уточнил, что компаниям проще вложить ресурсы в маркетинг и получить понятные бизнес-показатели вместо долгого процесса работы над созданием качественной образовательной программы.
По ее словам, среди трудоустроившихся выпускников аналитики данных, веб-разработчики, фронтенд-разработчики, тестировщики и специалисты по Data Science.
По словам Платонова, на собеседовании сразу станет очевидно, на что способен кандидат.
При этом глава отдела добавил, что они могут принять кандидата, имеющего в активе всего лишь курсы, если имеется время на обучение для дальнейшей работы в проекте, и согласие на невысокую оплату труда.
По словам Адылина, есть люди, способные быстро обучаться и легко осваивать языки программирования, но это исключение из общего правила. Он также заметил, что их компании важно не само образование, а наличие у потенциального сотрудника базовых компетенций, которые можно будет усовершенствовать за время обучения по внутренней программе.
Онлайн-курсы как отражение современных реалий
Сейчас традиционная система образования себя уже изжила, считает эксперт.
По этой причине и появляются альтернативные образовательные возможности, считает эксперт. Это позволяет в более сжатые сроки получить необходимые знания.
По его мнению, современная система образования умерла лет 30 назад, и продвинутые руководители вузов это понимают: просто непонятно, как это по-новому построить.
IT-специалист без диплома может в среднем зарабатывать около 108 тыс. руб. в месяц, а с высшим образованием — на две тыс. больше, около 110 тыс. руб., рассказал эксперт.
Также есть специальности, в которых рассматривают кандидатов без диплома, но на более низкую зарплату. Некоторые компании рассматривают кандидатов без опыта и профильного образования, но с возможностью переподготовки. В этом случае перед трудоустройством соискатели проходят обучение на базе компании, либо для них оплачивают курсы в другой организации.
При этом практика, при которой компании постоянно обучают своих сотрудников, в последнее время стала популярна, особенно у крупных компаний, отметил Корицкий.
Почему программирование
В соцсетях и на сайтах регулярно публикуют информацию о том, как онлайн-курсы помогут обучиться новой специальности, популярной у работодателей, и приведут к росту зарплаты. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на программирование.
В массовом сознании программирование считается простой работой, которая обеспечивает высокий уровень дохода. При этом единственным ограничением считают лишь отсутствие специализированного образования.
Курсы отличаются своим разнообразием и готовят людей к самого разного рода профессиям.
Похожая ситуация и на многих других русскоязычных сервисах. Например, Skillbox предлагает 42 краткосрочных курса и 29 более длительных, которые, по словам авторов, позволяют говорить о получении профессиональных навыков, необходимых для работы по специальности.
Противоречивые мнения
Во многих случаях более позитивные отзывы составляют те, кто уже хоть немного, но знаком с IT-сферой и отдаленно, но представляет, как устроено получение знаний и их отработка на практике.
Скольким людям это помогает при смене работы, там уточнить не смогли. В отзывах сообщают, что благодаря новым знаниям повысилась продуктивность на работе, а вместе с ней зарплата, должность и востребованность на рынке труда.
Практика превыше всего
Он призвал желающих обратиться за онлайн-курсами трезво оценивать сам процесс обучения и возможность попадания на работу, отказавшись считать это чем-то простым и не требующим трудолюбия.
Почему курсы — не панацея
Леонов посоветовал выбрать курсы, основываясь не на представляющей ее компании, а на определенном учителе.
По его мнению, подойдет именно тот учитель-программист, который не только имеет опыт, но и интересно рассказывает на вебинаре. Разработчик предложил сначала сходить на вебинар, лучше даже на несколько, а после уже принимать окончательное решение.
По словам специалиста, объективной причиной долгой продолжительности может быть стоимость: месячный курс не может стоить 100-200 тыс. руб., а вот годовой — вполне.
Другой проблемой курсов Голобурдин назвал то, что для больших образовательных платформ важно агрессивно расти и выпускать курсы на потоке — по десятке, сотне в год.
Он согласен с Леоновым в том, что основа курса — хороший преподаватель, и констатировал, что невозможно на потоке находить сотни хороших преподавателей, которые еще и готовы вести титаническую работу по подготовке и ведению курса, коммуникации со студентами.
«Я видел, как менторов на курс, который стоит 130 тыс. руб., искали рекламой в Instagram. Ментору предлагается почасовая небольшая ставка — опытный разработчик в час стоит весомо больше — и нагрузка несколько часов в неделю.
Голобурдин сформулировал, что большинство курсов по итогу — низкокачественный продукт из-за невозможности на потоке находить хороших преподавателей, а зачастую и отсутствие цели сделать обучение более качественным. Он уточнил, что компаниям проще вложить ресурсы в маркетинг и получить понятные бизнес-показатели вместо долгого процесса работы над созданием качественной образовательной программы.
По ее словам, среди трудоустроившихся выпускников аналитики данных, веб-разработчики, фронтенд-разработчики, тестировщики и специалисты по Data Science.
По словам Платонова, на собеседовании сразу станет очевидно, на что способен кандидат.
При этом глава отдела добавил, что они могут принять кандидата, имеющего в активе всего лишь курсы, если имеется время на обучение для дальнейшей работы в проекте, и согласие на невысокую оплату труда.
По словам Адылина, есть люди, способные быстро обучаться и легко осваивать языки программирования, но это исключение из общего правила. Он также заметил, что их компании важно не само образование, а наличие у потенциального сотрудника базовых компетенций, которые можно будет усовершенствовать за время обучения по внутренней программе.
Онлайн-курсы как отражение современных реалий
Сейчас традиционная система образования себя уже изжила, считает эксперт.
По этой причине и появляются альтернативные образовательные возможности, считает эксперт. Это позволяет в более сжатые сроки получить необходимые знания.
По его мнению, современная система образования умерла лет 30 назад, и продвинутые руководители вузов это понимают: просто непонятно, как это по-новому построить.
IT-специалист без диплома может в среднем зарабатывать около 108 тыс. руб. в месяц, а с высшим образованием — на две тыс. больше, около 110 тыс. руб., рассказал эксперт.
Также есть специальности, в которых рассматривают кандидатов без диплома, но на более низкую зарплату. Некоторые компании рассматривают кандидатов без опыта и профильного образования, но с возможностью переподготовки. В этом случае перед трудоустройством соискатели проходят обучение на базе компании, либо для них оплачивают курсы в другой организации.
При этом практика, при которой компании постоянно обучают своих сотрудников, в последнее время стала популярна, особенно у крупных компаний, отметил Корицкий.
Читайте также: