Поляков что есть право

Обновлено: 28.06.2024

Традицию новогоднего телевизионного обращения к народу ввел Леонид Брежнев, первым с бокалом шампанского в руке снялся Борис Ельцин, а Владимир Путин перенес поздравление на свежий воздух. Подробности.

Главные события 2022 года в политике

Как победили Гитлера под Москвой

Украина готовится к войне

Города России украсились к празднованию Нового года и Рождества

Главный вход на территорию ВДНХ выглядит сегодня именно так – с большими светящимися цифрами 2022. Москва и многие другие крупнейшие города России искусно украшены к празднованию Нового года. Как это сделано – в репортаже газеты ВЗГЛЯД

Украинские авиастроители представили первый серийный Ан-178

В Ленобласти открыли мемориальный комплекс в честь Александра Невского

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Лучше предыдущего
  • Хуже предыдущего
  • Таким же
  • Приглашать гостей
  • Ходить в гости
  • Не хожу в гости и не приглашаю их

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

Видео


Окончание строительства

энергетический кризис

государственный ориентир

переговоры путина и байдена

критерий истины

реальный сценарий

разные ценности

на ваш взгляд

В научных кругах Польши предложили объяснение, почему поляки настолько ненавидят русских. Это объяснение понравится славянофилам, поскольку сводится к тому, что политический класс поляков ориентируется в русском вопросе на мнение Вашингтона. То есть, если США избавятся от русофобии, в Польше ее тоже не будет. Насколько справедлива такая гипотеза?

Он даже предположил, что польская русофобия исчезнет, если Россия и США наладят отношения. Потому что станет попросту невыгодной.

Обычно мы с поляками спорим, но в данном случае пан Модзелевский говорит чистую правду. Точнее, полуправду.

Россия участвовала во всех разделах Польши – как минимум в четырех, или даже в пяти, если считать пакт Молотова – Риббентропа. Такое не забывается, а многими и не прощается, что и демонстрирует видимая часть поляков.

При этом объективные исторические претензии к российской государственности в разных ее изданиях гиперболизированы из-за духа исторического соперничества с Москвой (можно назвать это и поправкой на польский гонор).

Сама логика развития двух государств – русского и польского – по причинам некогда сверхзначимым (например, отличия в вере) подразумевала их противостояние: двух мирно сосуществующих славянских сверхдержав тогдашняя геополитика просто не подразумевала. Это противостояние длилось много лет – и мы вышли из него победителями, но поляки были очень близки к победе как минимум дважды: в Смутное время и в период Наполеоновских войн (поляки – последние и самые преданные союзники Бонапарта, захватившего всю Европу вплоть до Москвы).

Это тот самый польский гонор – уверенность, что ты так хорош, смел, умен и красив, что одержать над тобой верх можно только разбойничьим способом.

Он окончательно оформил национальную легенду, по которой ясновельможная Польша – жертва варварской России, а не ее поверженный противник или менее удачливый конкурент.

Впрочем, объяснять польскую русофобию историческими обидами – это в русской публицистике общее место, и гипотеза профессора Модзелевского по равнению на американский флаг как минимум более актуальна.

Если для русских историческое противостояние с поляками, как ни крути, осталось в прошлом (теперь мы противостоим НАТО в целом), для ПиС все иначе – конкурентная борьба продолжается. Евросоюз там во многом рассматривают как угрозу польскому суверенитету и польской идее, а существование своей страны по-прежнему наделяют сверхзадачей. Польша ПиС – не просто одно из европейских государств, а лидер консервативной альтернативы западноевропейским либералам с их гей-парадами и мигрантами с Ближнего Востока.

На эту тему

В головах польских ретроградов это является естественным продолжением все того же многовекового исторического противостояния. Мол, Западная Европа шагает в ад, мы предлагаем другой путь – польский, а русские – соперники на этом идеологическом поле, надо их побеждать и обесценивать. Так внутривидовая борьба славян сменилась внутривидовой борьбой консерваторов.

Во времена Ивана Грозного в Польше возник проект создания унии Речи Посполитой и Русского царства. Перспектива выглядела заманчиво. Польско-русский союз мог занять доминирующие позиции в Европе уже в начале XVII столетия. Выбить шведов из Прибалтики, разгромить грабительскую крымскую орду, отбить Северное Причерноморье с Крымом, тем самым занять крепкие позиции на Балтийском и Чёрном морях. Затем начать наступление на Балканах.

Польский проект порабощения Руси

Литва и Польша в XIV веке захватили обширные западнорусские области – Галицко-Волынскую, Киевскую, Чернигово-Северскую, Белую, Смоленскую Русь и другие земли.

Литовская Русь была русской державой с русским государственным языком, русской элитой и государствообразующим русским населением.

В 1385 году принята Кревская уния. Литовский великий князь Ягайло стал польским королем, и обещал присоединить к Польше ряд русско-литовских областей, обратить в католицизм сначала верхушку великого княжества, а затем и народ.

Начинается процесс создания единой державы.

1567 году принята Люблинская уния, создана конфедеративная Речь Посполитая. Польше переданы обширные территории Руси: Подляшье, Волынь, Подолье и Киевщина.

Польская католическая верхушка не стала создавать проект польско-литовско-русского государства, в котором процветали бы все религиозные общины и народы. Наоборот, в коренной Польше решили использовать западнорусские земли как колонии. Уничтожить русско-литовскую государственность, обратить в католичество и полонизировать литовскую и русскую знать, а затем и народ.

Таким образом, Ватикан и Польша создали проект порабощения Восточной Руси (западнорусские земли были уже оккупированы).

Он был копией западноевропейской цивилизации, основанной на рабстве и социальном паразитизме. Польские господа-паны должны были обратить в католичество русских (для начала годилась и уния), уничтожить и полонизировать русскую знать. Русский народ превращался в индейцев Восточной Европы и обеспечивал бы богатства, роскошное существование и военное могущество Польши.

Царевич не девка, чтобы давать за него приданое

Возвышение Москвы, которая претендовала на господство над всеми русскими землями, вызвало перманентный конфликт с польско-литовской державой.

Русская держава старалась решить польскую проблему, то есть завершить объединение Руси и русского народа. Поэтому в Москве изучалась возможность принятия личной унии с целью воссоединения с Литовской Русью.

Так как монархи Польши и Литвы (Ягеллоны) в тот момент были выборными, то открывалась возможность объединения всей Восточной Европы под властью московского государя путём его избрания на трон Ягеллонов. Так, уже 1506 году после смерти Александра Ягеллончика русский государь Василий III предложил свою кандидатуру на литовский стол (но не польский).

В 1560-е годы появилась новая перспектива для русского государя занять стол Великого княжества Литовского. Её правитель Сигизмунд II был бездетным.

Сначала русские планы распространялись только на литовский престол.

Но в 1569 году ситуация изменилась. Теперь вместо двух разных государств с одним правителем из династии Ягеллонов была создана федерация – Речь Посполитая. Московский царь мог стать и королем Польши.

При этом в Речи Посполитой многие поддерживали эту идею. Протестанты и православные в таком случае могли получить равные права с католиками. Литовцы и русские Литвы могли заручиться поддержкой Москвы, чтобы противостоять давлению поляков. Мелкие шляхтичи желали обуздать с помощью русского царя произвол крупных феодалов, панов и магнатов. Речь Посполитая при помощи русских могла занять доминирующие позиции в Европе.

Создание тройственной федерации (славянской империи) открывало интересные военно-политические, экономические и культурные перспективы. Этот политический союз мог добиться доминирования на Балтике (оттеснив шведов), в Северном Причерноморье (разгромив Крым и Порту), в Подунавье.

После смерти Сигизмунда II в 1572 году в Речи Посполитой началась борьба за власть.

На трон претендовали император Священной Римской империи Максимилиан и его сын Эрнест, шведский король Юхан или его сын Сигизмунд.

Также образовалось даже две прорусские партии, одна выдвигала Ивана Грозного, другая – его сына. Фёдор был выгодным для литовских магнатов кандидатом. По слабому здоровью и характеру он совершенно не подходил к самостоятельному правлению. Он не обладал умом и волей отца, был мягким, добрым и набожным, государственными делами не интересовался (монах, а не будущий государь). Это подходило панам.

Таким образом, поляки предлагали Москве самой начать расчленение и упразднение Русского государства. А русские земли становились бы вотчинами польских панов, основой обогащения польских феодалов. В итоге Россия просто упразднялась, становилась колонией Польской державы.

Иван Грозный, один из самых мудрых и образованных людей эпохи, это отлично понимал. Польский план отвергли. Грозный выдвинул свои предложения. Ответил, что

В Польше и Литве земель для короля много. Короновать его должен не католический епископ, а русский митрополит. Если изберут Фёдора, то корона должна стать не выборной, а только наследственной. А если род прервётся, то польско-литовская держава присоединяется к России.

Но это вариант царь считал слабым, вскоре отказался от него.

Также Грозный был готов уступить всю Речь Посполитую императору, но Россия получала часть Ливонии и Киев. Затем можно было заключить военный союз России и Речи Посполитой против Крымского ханства и Турции.

Щедро сыпались обещания, деньги и меха. Рекой лилось вино. Королем избрали Генриха Валуа. Однако узнав о смерти своего брата Карла, французского короля, Генрих сбежал из Польши.

В ходе тяжелейшей войны Россия устояла.

Славянская империя Сигизмунда III

Следующий раз тему унии подняли после смерти Стефана Батория (декабрь 1586 года).

На трон претендовал шведский принц Сигизмунд Ваза (будущий король Сигизмунд III), воспитанный иезуитами в духе воинствующего католицизма.

Для Москвы возникла угроза возникновения польско-шведской унии.

В самой Речи Посполитой у Сигизмунда было много противников. Прорусскую партию возглавлял подканцлер (затем канцлер) Великого княжества Литовского Лев Сапега и могущественный род Радзивиллов. Радзивиллы хотели с помощью России восстановить самостоятельность Великого княжества Литовского.

Борис Годунов, который был фактическим правителем России (царь Фёдор Блаженный был слаб здоровьем и умом), решил выдвинуть кандидатуру Фёдора.

Однако и на этот раз договориться не смогли.

Фёдор, заняв польский стол, должен был принять католичество и дать согласие на унию католической и православной церкви. Это было неприемлемо.

В 1587 году королем был выбран Сигизмунд.

Он ставил своим главными целями борьбу с

– православным Русским царством и протестантской Швецией.

В самой Речи Посполитой планировал раздавить православие и протестантизм. Сигизмунд Ваза планировал начать войну с Россией, продолжить дело Стефана Батория.

Войны желала и партия коронного канцлера Замойского. Канцлер вынашивал план

Первым шагом в реализации этого глобального проекта была уния с Русским царством. Русских надо было склонить к союзу либо миром, либо военной силой.

После смерти царя Фёдора Ивановича (по планам Замойского) русский стол должен был занять польский король. Но в это время обострились отношения Польши и Турции, и Кракову пришлось отложить планы войны с русскими. Возобновились мирные польско-русские переговоры. В январе 1591 года подписан договор о 12-летнем перемирии.

В договоре отмечалось, что две державы будут вести переговоры

Снова был поднят вопрос об унии двух держав.

Неудачная русско-шведская война 1590–1595 гг. также не способствовала популярности Сигизмунда. В 1599 году Сигизмунда убрали со шведского трона, провозгласив королем его дядю Карла. Сигизмунд не пожелал отказываться от своих прав на Швецию, что вовлекло Польшу в длительный конфликт со Шведским королевством. Главным военным театром между Речью Посполитой и Швецией стала Ливония (Прибалтика).

Шведско-польское противостояние было на руку Москве.

Правительство Бориса Годунова планировало продолжить войну со шведами и вернуть свободный выход в Балтику, земли в Ливонии.

В этой ситуации Варшава (столицу из Кракова в Варшаву перенесли в 1596 году) решает возобновить переговоры с Москвой о союзе.

В 1600 году в Москву направлен канцлер Лев Сапега. Предлагалось создать конфедерацию с единой внешней политикой: совместная борьба с турками и татарами (на юге) и со шведами (на севере). Автономия во внутренней политике.

Варшава предложила последовательную полонизацию (вестернизацию) России: строительство в Русском царстве костёлов для поляков и литовцев (которые будут поступать на русскую службу), и польских дипломатов. Польско-литовские феодалы, получившие земли в России, также получали право строить в своих вотчинах католические и униатские религиозные сооружения. При храмах разрешались католические школы, куда могли поступать и русские.

Русская дворянская молодежь могла учиться в учебных заведениях Речи Посполитой. Польская шляхта получала равные права с русской, ей открывался доступ к русским землям. В случае смерти русского царя польский король мог быть возведён на русский престол. И наоборот, если умирал польский монарх, русский царь получал возможность избрания польским королем (то есть его должен был выбрать сейм).

Понятно, что такие наглые условия Борис Годунов отверг.

Русская смута

Когда в России началась Смута, вызванная борьбой за власть русских боярских семей, Польша решила использовать благоприятный момент, чтобы утвердить католичество в России.

Лжедмитрий стал орудием польской верхушки, иезуитов и Рима. И он должен был подчинить русскую церковь папскому престолу.

В обмен на польскую помощь русский самозванец обещал Польше половину Смоленской земли и часть Северской. Заключить вечный русско-польский союз. Дать разрешение на строительство польских храмов и въезд иезуитов в Россию. Помощь Сигизмунду в войне со шведами.

Чтобы легче добиться своих целей, Варшава планировала поддержать смуту в России. И раздробить страну.

Лжедмитрий отказался быть польской марионеткой.

Человеком он был умным и понимал, что такая политика его уничтожит. Он ввёл свободу совести в государстве. И предоставил права не только католикам, но и протестантам всех толков. Лжедмитрий отказал полякам в праве заводить костёлы. Вводить в страну римское духовенство, и особенно иезуитов.

Своё обращение в католицизм скрывал. Передать обещанные земли Польше также отказался. Лжедмитрий не был петрушкой и русских боярских родов. Этим подписал себе смертный приговор.

Польские магнаты поддержали Лжедмитрия II, который в первый период своей деятельности был под полным контролем поляков.

В 1609 году Сигизмунд III начал открытую войну против России. В 1610 году польские послы прибыли в Тушинский лагерь, который контролировал значительную часть России. Тушинцы признали польского королевича Владислава своим царем. Но при сохранении неприкосновенности государственного и сословного устройства и православия.

Тут польской король переоценил свои успехи.

Решил, что это полная победа. Его войска в Москве. И можно диктовать свои условия. В русской столице устанавливается военная диктатура. А Сигизмунд решил сам сесть на русский престол.

Россия ответила национально-освободительным движением.

Москву освободили. В 1613 году на трон избрали Михаила Романова. Но Смута ещё продолжалась, как и война с Польшей. Поляки не признавали законность избрания Михаила.

Считали легитимным царем Владислава. А Владислав, как русский царь, обязался передать Смоленск и Северскую землю Речи Посполитой. И заключить нерасторжимый союз между Россией и Польшей.

Поход Владислава на Москву 1617–1618 гг. провалился.

По заключенному в декабре 1618 года Деулинскому перемирию Владислав так и не признал Михаила законным царем. Поляки претендовали на русский трон до окончания Смоленской войны 1632–1634 гг.

Почему Москва не пошла на сближение с Речью Посполитой

Россия и Польша представляли разные цивилизации.

Польские предложения были нацелены на постепенную ассимиляцию, католизацию, полонизацию и вестернизацию Руси. Появление в Москве католических храмов, насаждение идеи унии с папским престолом, с постепенным подчинением восточной ветви христианства Риму. Обучение боярских сыновей у иезуитов. Смешанные браки, с переходом в латинство. Далее – католик на русском престоле. И признание верховенства папского престола.

Поэтому польские попытки создать единое государство (с последовательной вестернизацией России) отвергли.

Однако свой план в итоге реализовали.

Российская империя вернёт западнорусские земли – Разделы Речи Посполитой при Екатерине Великой. Более того, после войн с Наполеоном Россия присоединит часть этнических польских земель. Создаст Царство Польское. Возникнет возможность восстановления славянского мира путем последовательной русификации, ликвидации инструментов влияния Запада в лице католичества и утраченного для славянства польского шляхетства.

По итогам Первой мировой войны Россия могла расширить Царство Польское за счёт возвращения славянских земель из состава Германии и Австро-Венгрии. Однако революция разрушила эти планы.

Новая попытка восстановить единство славянского мира и братство русских и поляков (западные поляне, родичи восточных полян – киевлян) была предпринята уже при Сталине.

Русские и поляки вместе добили Третий рейх, взяли Берлин. Польша благодаря Сталину получила западную границу по Одре и Нейсе, часть Западной Пруссии, Силезии, Восточную Померанию, Данциг и Щецин.

Польша стала важным членом Варшавского договора и социалистического лагеря.

В результате Сталин обезвредил тысячелетнее оружие Запада, направленное против русского мира.

К сожалению, после 1991 года Польша была возвращена в стан противников России. И снова нацелена на русский мир.

В случае отсутствия завещания, все имущество наследователя будет распределяется между наследниками по закону

Ситуация, когда человек умирает, не оставив завещания, — не редкость. И тогда за его недвижимость могут разгореться судебные тяжбы между родственниками. Вместе с экспертами разбираемся, кто имеет первоочередное право на недвижимость, и как правильно разделить наследство по закону.

Эксперты в статье

Очередность наследников

Согласно статьям 1141-1151 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности:

  • первая очередь: супруг или супруга, дети, родители и внуки;
  • вторая очередь: братья и сестры, дедушки и бабушки, племянники и племянницы;
  • третья очередь: дяди и тети, а также двоюродные браться и сестры;
  • четвертая очередь: прабабушки и прадедушки;
  • пятая очередь: двоюродные бабушки или дедушки, двоюродные внуки и внучки;
  • шестая очередь: двоюродные дяди и тети, двоюродные племянники и племянницы, двоюродные правнуки и правнучки;
  • седьмая очередь: отчимы и мачехи, пасынки и падчерицы. Право на наследство они получают только в случае, если больше никто из родственников не может его получить.

Согласно статье 1154 российского Гражданского кодекса, подать заявление о принятии наследства нотариусу нужно в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина или день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (статья 1114 ГК).

Есть практика признания наследника недостойным, если он умышленно умолчал о наличии других наследников по закону, чем лишил их наследства

Есть практика признания наследника недостойным, если он умышленно умолчал о наличии других наследников по закону, чем лишил их наследства (Фото: Владимир Астапкович/ИТАР-ТАСС)

Кто еще может попасть в первую очередь наследников

Вот, кто входит в их число:

  • удочеренные или усыновленные дети. Они приравниваются к собственным дочерям или сыновьям и обладают теми же правами, что другие претенденты, относящиеся к первой очереди;
  • дети умершего, родившиеся вне брака. Для получения прав наследования достаточно записи в свидетельстве о рождении;
  • дети, прошедшие через процедуру признания отцовства. Если этот факт признан судебным решением, то такие граждане получат права, которые имеют остальные претенденты, относящиеся к первой очереди;
  • не родившиеся на момент смерти наследодателя дети. Они должны появиться на свет не позднее десяти месяцев после открытия наследства.

Документы для вступления в наследство по закону

  • свидетельство о смерти наследодателя, либо судебное решение о признании человека умершим;
  • паспорт, удостоверяющий личность заявителя;
  • документы, подтверждающие наличие родственных связей с наследодателем (свидетельство о браке, свидетельство о рождении);
  • правоподтверждающие документы на объект недвижимости (свидетельство о государственной регистрации права, выписка из ЕГРН).

Споры о наследстве до суда доведут

По словам члена комиссии Федеральной нотариальной палаты по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественными организациями Сергея Полякова, есть практика признания наследника недостойным, если он умышленно умолчал о наличии других наследников по закону, чем лишил их наследства.

Как обойтись без суда

Если наследники приняли наследство и договорились между собой о том, кому какое конкретно имущество должно отойти, то оно может быть разделено по соглашению между ними.

Наследники могут обратиться к нотариусу для удостоверения соглашение о разделе наследственного имущества

Наследники могут обратиться к нотариусу для удостоверения соглашение о разделе наследственного имущества (Фото: Александр Артеменков/ТАСС)

Когда лучше продать наследство

Вариант продажи наследуемого имущества и дележ полученных денег выгоден, если наследников по закону несколько, но все они — дальние родственники покойного, считает юрист, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.

Какова роль нотариуса

Соглашение о разделе наследственного имущества должно быть обязательно удостоверено нотариусом. Здесь его главная задача в том, чтобы выслушать всех наследников, выявить их реальную волю и обеспечить равную защиту их прав и законных интересов.

Правопонимание — определённое представление о существе права.

    — право есть искусство о добром и справедливом; — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти; — юристы до сих пор ищут своё определение права.

Содержание

Теория естественного права

Представители

Суть теории

Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая школа права

Представители

Суть теории

Психологическая теория права

Представители

Суть теории

Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права

Представители

Суть теории

Позитивная теория

Представители

Суть теории

Нормативизм (неопозитивизм)

Представители

Суть теории

Материалистическая теория права

Представители

Суть теории

Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Интегративная теория

Представители

Суть теории

Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом . Интегративная юриспруденция родилась из естественно-правовой и социологической, создаёт синтетическую теорию права. Основной признак права — нормативность (в чем и заключается его единство с моралью и религией).

Либертарная теория В. С. Нерсесянца

В юридическо-либертарной классификации правопониманий различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius — право) и легистское (лат. lex — закон) правопонимание.

Легистское правопонимание. Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон — суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. —

Подобные представления в XIX веке развивали Дж. Остин (англ.) русск. , Ш. Амос (англ.) русск. , Г. Ф. Шершеневич и др.

С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом: Право — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Юридическое правопонимание. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление.

В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют:

  • Естественно-правовой подход.
  • Либертарно-юридический подход, разработанный Нерсесянцем В. С.
  1. равной для всех нормы и меры
  2. свободы
  3. справедливости

Институциональная теория В. А. Четвернина

  • потестарный (от лат.potestas — сила, мощь)
  • либертарный (от англ.liberty — свобода).

Согласно первому из них правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются социальными субъектами, имеющими возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание или форма выражения является конституирующим признаком права.

Согласно второму типу правопонимания право обладает самостоятельной сущностью. Соответственно, о социальной норме (например, законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права. В естественно-правовых учениях неправовыми являются те нормы, которые противоречат имманентным нравственным законам природы. В российской либертарно-юридической школе (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин) неправовыми принято считать те нормы, которые нарушают принцип формального равенства — равенства всех людей в правоспособности и правосубъектности.

В. А. Четвернин считает свой подход институциональным (социологическим) либертаризмом, тогда как теории В. С. Нерсесянца он приписывает догматический либертаризм.

Коммуникативная теория права А. В. Полякова

Реалистический позитивизм Р. А. Ромашова

Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, кот. оптимально эффективно реализуются (ближе к социологической школе). Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

Теория диалога И. Л. Честнова

Право — это диалог прошлого, настоящего, будущего (традиции, рецепция). Право — это диалог правовых культур, правовых семей, правовых систем. Суть момент правые модальности, так же имеют детерминированный характер. Хотя большинство ученых сходятся во мнении что нынешнее разнообразий таковых концепций, есть ни что иное как синонимичная интерпретация старых классических концепций. В этом случае теории Честнова и Нерсесянца не вырабатывают эвристику, а лишь указывают на вообщем то давно известные уже давно открытые, правовые онтологии.

Читайте также: