Как называются технические показатели качества информационного обеспечения

Обновлено: 28.04.2024

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации , необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

АИС – это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации.

Используется в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникативных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Информационное обеспечение (ИО) – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Назначение ИО состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

· Системы обработки данных

· Системы бухгалтерского учета и т.д.

Математическое и программное обеспечение (МО, ПО) - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение (ОО) -совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение (Пр.О) - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главная цель Пр.О - укрепление законности.

Модели ИС

Наши представления о реальных системах носят приближенный, модельный характер.

Описывая в какой-либо форме реальную систему, мы создаем ее информационную модель . Существуют различные варианты модельного описания систем.

Модель "Черного ящика"

Всякая система – это нечто цельное и выделенное из окружающей среды. Система и среда взаимодействуют между собой.

Модель "черного ящика" используется в тех случаях, когда внутреннее устройство системы не представляет интереса, но важно описать ее внешние взаимодействия.

В любой инструкции по использованию бытовой техники дается описание работы с ней на уровне входов и выходов: как включить, как регулировать работу, что получим на выходе.

Такое представление может быть вполне достаточным для пользователя данной техникой.

• модель черного ящика компьютера

Разумеется, такой модели недостаточно для того, чтобы понять, как функционирует школа.

И все-таки она дает более подробное представление, чем модель "черного ящика".

Модель состава системы

Модель состава системы дает описание входящих в нее элементов и подсистем, но не рассматривает связей между ними.

Структурная модель системы

Такую модель часто называют

структурной схемой.

На структурной схеме отражается состав системы и ее внутренние связи.

Наглядным способом описания структурной модели системы являются графы .

Здесь стрелки обозначают информационные связи между элементами системы. Направление стрелок указывает на направление передачи информации.

Структурную модель удобно изображать в виде графа, который отображает элементный состав системы и структуру связей между ее элементами.

Это не карта местности. Здесь не выдержаны направления по сторонам света, не соблюден масштаб. На этой схеме отражен лишь факт существования пяти поселков и дорожной связи между ними.

Модель объекта

Она представлена в виде информации, что описывает существенные для конкретного случая параметры и переменные, связи между ними, а также входы и выходы для данных, при подаче на которые можно влиять на получаемый результат. Их нельзя увидеть или потрогать. В целом они не имеют материального воплощения, поскольку строятся на использовании одной информации. Сюда относятся данные, что характеризуют состояния объекта, существенные свойства, процессы и явления, а также связь с внешней средой. Это процесс называется описанием информационной модели. Это самый первый шаг проработки.

Полноценной информационной моделью является обычно сложная разработка , которая может иметь много структур , что в рамках статьи сведены в три основных типа:

1. Описательная . Сюда относятся модели, которые создаются на естественных языках. Они могут иметь любую произвольную структуру, которая удовлетворит составляющего их человека.

2. Формальная . Сюда относят модели, которые создаются на формальных языках (научных, профессиональных или специализированных). В качестве примеров можно привести такое: все виды таблиц, формул, граф, карт, схемы и прочих подобных структурных формаций.

3. Хроматические . Сюда относят модели, которые были созданы с применением естественного языка семантики цветовых концептов, а также их онтологических предикатов. Под последними понимают возможность распознавания значений цветовых канонов и смыслов. В качестве примера хроматических моделей можно навести те, что были построены с использованием соответствующей теоретической базы и методологии.

Основной составляющей являются данные, их структура и процедура обработки . Развивая мысль, можно дополнить, что информационная модель является схемой, в которой описана суть определённого объекта , а также все необходимые для его исследования процедуры . Для более полного описания характеристик используют переменные. Они замещают атрибут цели, которая прорабатывается. И здесь имеет значительную важность структура информационной модели.

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.

Соответственно можно выделить следующие виды АИС :

· автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

· автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

· автоматизированные рабочие места (АРМ);

· автоматизированные системы управления (АСУ);

· автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);

· экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

Методологически важно наряду с рассмотренными моделями среды ИС предложить модель создания ИС, которая имела бы те же аспекты функциональных групп компонентов (пользователи, функции, данные, коммуникации). Такой подход обеспечит сквозной процесс проектирования и сопровождения на всех стадиях эксплуатации ИС, а также возможность обоснованного выбора стандартов на разработку систем и документирование проектов.

Определение " компания " является сложной онтологической (понятийной) структурой , состоящей из определенной совокупности сущностей и взаимосвязей . Взаимодействия между ее элементами, определяемые бизнес-логикой и закрепленные в наборе бизнес-правил , и являются деятельностью компании. Информационная система "отражает" логику и правила, организуя и преобразуя информационные потоки, автоматизирует процессы работы с данными и информацией и визуализирует результаты в виде наборов отчетных форм.

Поэтому для начала следует создать бизнес-модель предприятия, являющуюся отображением предприятия и его информационно-управляющей системы.

При создании модели формируется "язык общения" руководителей предприятия, консультантов, разработчиков и будущих пользователей, позволяющий выработать единое представление о том, ЧТО и КАК должна делать система управления предприятием (корпоративная система управления).

ГОСТ Р 52447-2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Номенклатура показателей качества

Information protection. Information protection technology. Nomenclature of quality indices

Дата введения 2007-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским испытательным институтом проблем технической защиты информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ГНИИИ ПТЗИ ФСТЭК России), Техническим комитетом по стандартизации ТК 362 "Защита информации"

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на основные средства защиты информации и средства контроля эффективности защиты информации, входящие в состав техники защиты информации.

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества средств защиты информации: от утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа, а также средств контроля эффективности защиты информации, которые должны быть включены в тактико-технические задания на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по определению и реализации перспектив развития этой группы продукции и национальные стандарты.

Настоящий стандарт не устанавливает показатели качества к составным частям, веществам и материалам, входящим в состав средств защиты информации и средств контроля эффективности защиты информации.

Группам однородной продукции, входящей в технику защиты информации, по ОК 005 присвоены коды: 50 1410, 50 1420, 50 1490 и 50 1540.

Положения настоящего стандарта предназначены для применения расположенными на территории Российской Федерации организациями, предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в разработке, производстве, закупке и применении техники защиты информации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:

ГОСТ 15467 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 28195 Оценка качества программных средств. Общие положения

ГОСТ Р 50922 Защита информации. Основные термины и определения

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50922 и ГОСТ 15467.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЗИ - защита информации;

СЗИ - средство защиты информации;

ТТЗ - тактико-техническое задание;

НИР - научно-исследовательская работа;

ОКР - опытно-конструкторская работа;

НСД - несанкционированный доступ;

НСВ - несанкционированное воздействие;

ОТУ - общие технические условия;

ТУ - технические условия.

5 Общие положения

5.1 Выбор номенклатуры показателей качества техники ЗИ включает процедуру установления перечня наименований количественных (качественных) характеристик и свойств средств, входящих в состав показателей качества продукции и обеспечивающих единый подход к оценке уровня качества техники ЗИ.

5.2 Обоснование выбора номенклатуры показателей качества техники ЗИ проводится с учетом:

- назначения и условий использования техники ЗИ;

- анализа требований заказчика и потребителей средств, входящих в состав техники ЗИ;

- категории объекта защиты;

- задач управления качеством техники ЗИ;

- основных требований, предъявляемых к показателям качества продукции;

- областей применения показателей качества продукции.

5.3 Состав и структура характеризуемых свойств средств, входящих в состав техники ЗИ, отражают номенклатуру показателей и включает следующие признаки классификации: свойства средств, способ выражения показателей, количество характеризуемых свойств средств, способ оценки показателей и стадии их определения.

Показатели качества техники ЗИ в соответствии с установленными признаками классификации могут описываться в соответствии с положениями руководящего документа по стандартизации [1]:

а) по характеризуемым свойствам СЗИ это показатели:

2) надежности и долговечности (безотказности, сохраняемости, ремонтопригодности);

Качество информационных систем обязательно связывают с целым комплексом дефектов, которые показывают свои свойства в процессе проектирования, а затем уже в ходе эксплуатации. Качества информационной системы проявляются только при наличии компонентов внешней среды. Особенно важными являются свойства, взаимодействующие с элементами технического характера, персоналом, информационным окружением. В том числе важны свойства дефектов, которые определяются такими факторами:

  • количество разработчиков информационных систем;
  • условия обеспечения процесса разработки;
  • характеристики специальных средств и элементов;
  • сложность выполняемых при помощи информационных систем процедур;
  • уровень агрессивности и сложности внешней среды.

На дефектабельность влияют структурные и конструктивные особенности представленной информационной системы, характеристики ошибок, их вероятность и интенсивность, которая приводит к возникновению дефектов.

При оценке дефектоскопичности проявляется наличие дефектов в виде отказа или сбоя при отладке, эксплуатации или во время испытаний.

Оценка качества информационных систем является достаточно сложным видом работы, так как интересы и целый ворох требований пользователей могут быть самыми разнообразными. Поэтому сформировать универсальный подход к оценке качества информационных систем невозможно. Основные задачи оценка берет из задач, поставленных для программного обеспечения, так как многие стандарты в данном случае являются идентичными. В настоящее время применяется всего несколько моделей качества для оценки программного обеспечения, которые основаны на метрике, показывают характеристики, которые базируются на комплексе показателей и критериев качества.

Для критериев есть определение, которое показывает, что они представляют собой независимую часть информационной системы. С помощью критериев можно измерить характеристики качества ИС.

Критерии оценки информационной системы в последнее время определяют иерархическую модель, где компоненты связаны между собой. Сначала определяют характеристики качества, среди которых могут быть: удобство эксплуатации, общая и исходная польза. Затем формируют стандарты показателей, к которым относят практичность, корректность, комфорт функционирования, возможность взаимодействия, адаптации. Стоит отметить, что для каждого показателя имеется своя отдельная группа критериев.

Оценка качества информационных систем определяется при помощи метрики. Такие методы контроля качества информационных систем позволяют составить качественные и количественные оценки.

Первый вид – метрики, применяющие интервальную шкалу. С помощью такой шкалы можно увидеть время наработки до отказа, вероятность ошибок, объем имеющей информации.

Второй вид – метрики с порядковой шкалой. Благодаря такой шкале можно определить и выстроить характеристики в сравнении с опорными значениями.

Третий вид представляют метрики с номинальной и категорированной шкалой. С помощью этого метода можно определить свойства и признаки объекта без градации. Например, интерфейс может быть простым, сложным, умеренно сложным. Стоит отметить, что конструктивные критерии качества информационной системы используются для компонентов информационной инфраструктуры и не зависят от целевого назначения.

Существует специальная модель классификации критериев качества информационных систем:

Именно такая модель классификации критериев качества информационных подсистем в иерархическом подходе дает возможность оценить уровень основных целей и поставленных задач.

Для обеспечения надежности ИС применяют сертификацию. В настоящее время отсутствуют стандарты, которые бы полностью соответствовали качественной оценке качества. Сегодня существуют ГОСТы, но они морально устарели, поэтому многие используют при оценке системы международные стандарты 1SO9000.

Стандарты оценки качества информационных систем

Оценка качества информационной системы с помощью международных стандартов 1SO9000 дает возможность выполнять работы, в которых главным критерием является возможность управления качеством продукта. Стоит отметить, что такие стандарты для информационной системы дополняют 1SO14000, где отображаются экологические требования к непосредственному производству продукции.

Но важность таких критериев заключается не только идее управления качеством, но и его контроль. Стандартно контроль информационных систем основывается на измерении показателей при помощи таких инструментов, как методы контроля качества информационной системы. Это операции технологического направления и выбраковка изделий, не соответствующих заявленным стандартам. Стоит отметить, что контроль информационной среды является более действенным методом, так как проводит контроль процесса технологического производства, что позволяет в дальнейшем снизить вероятность появления выбракованной продукции.

Такие методы дают возможность улучшить эффективность проводимых мероприятий благодаря меньшим затратам. Нет необходимости проводить постоянный контроль качества продукции. При этом предупреждается появление брака, что снижает производственные затраты. Именно такой контроль представляют собой стандарты 1SO9000. Не стоит думать, что они морально устарели, так как были приняты еще в 1987 году. Такие стандарты проходят обновления каждые пять лет.

Данные стандарты дают возможность регламентировать и определить все вопросы, которые касаются создания, функционирования, эксплуатации системы качества в промышленной сфере. В них представлена форма требований в самой структуре качества, чтобы поставщик мог продемонстрировать свои возможности, а участники внешней среды смогли оценить показатели качества ИС.

Американское общество, которое отслеживает контроль качества, определило основные цели 1SO9000. К ним можно отнести помощь развития международного обмена услуг и продукции. При этом учитываются сферы научного, интеллектуального, делового, технического характера.

Стандарты оценки ИС – это совокупность всех свойств, в которых обусловлена возможность ее применения для удовлетворения потребностей в соответствии с ее назначением. Именно количественные характеристики каждого такого свойства определяют основные виды показателей.

Что касается модели качества программного обеспечения, то на сегодняшний день наибольшее распространение получила многоуровневая модель. Она представлена стандартом ISO 9126. Сначала она выделяет шесть основных характеристик качеств программного обеспечения, а далее их атрибуты, которые включают в себя соответствующие метрики для дальнейшей оценки всей ИС.

Основные виды показателей, при которых возможна оценка качества информационной среды, критерии ИС – это безопасность, достоверность и надежность.

Если говорить о безопасности, то информационная инфраструктура контроля это свойство определяет в виде способности системы обеспечить максимальную конфиденциальность, а также целостность всей имеющейся информации. То есть, происходит защита информации от любого несанкционированного доступа.

К достоверности функционирования нужно отнести такой набор свойств, который определяет безошибочность преобразований информации. Достоверность функционирования определяется достоверностью выходной информации.

К надежности относят набор свойств, сохраняющих время всех параметров, которые необходимы для выполнения определенных функций в соответствующих условиях и заданных режимах.

Так как основными показателями качества информационных систем являются надежность, достоверность, безопасность, то такие моменты нужно рассмотреть более подробно. Также нужно отметить, что качество и эффективность информационных систем идут рядом, поэтому отдельно рассматривать характеристики данных показателей невозможно. Они представляют собой модульность и общность, которые очень важны, если применяются различные методы контроля качества информационных систем.

Эффективность представляет собой такой набор свойств структуры информации, который дает возможность выполнять поставленную цель в определенных условиях с конкретным качеством. Для показателей эффективности важна степень приспособленности системы к осуществлению поставленных целей. При этом они подразумевают модульность показателей для оптимального функционирования ИС. Наиболее важным из показателей можно считать экономическую эффективность системы. Именно она дает возможность показать целесообразность выполненных затрат на создание и весь процесс функционирования и эксплуатации системы.

Такие показатели качества информационных систем, как надежность, настолько важны для характеристики системы, что в настоящее время разработана даже специальная теория надежности. Надежность можно отнести к комплексу свойств, так как этот показатель качества является набором более простых по структуре свойств. К ним относятся: безотказность, возможность проводить ремонтные работы, долговечность. Если говорить о безотказности, то контроль информационных систем дает возможность понять, насколько система может сохранять свое работоспособное состояние в течение определенного периода или процесса наработки.

К ремонтопригодности относят приспособленность системы к тому, чтобы предупреждать и обнаруживать причины проявления отказа или повреждения. Также сюда входит возможность технического обслуживания и выполнение ремонтов.

Долговечность – одно из свойств системы, благодаря которому при наличии соответствующего технического обслуживания она сохраняет надлежащее состояние максимально долго. То есть, должен наступить такой момент, когда у системы не остается ресурсов для дальнейшего выполнения работы и функционирования.

Показатели качества информационных систем также включают в себя достоверность. Это такие свойства информации, которые отображают реальные объекты с определенной точностью. Информационные системы контроля качества в качестве достоверности предполагают наличие такого комплекса показателей: единичные, корректируемости ИС и комплексные. Естественно, для обеспечения достоверности информации необходим контроль.

Также к этим качествам можно отнести портативность, удобство использования и удобство сопровождения. Благодаря которым ПО, а в дальнейшем и всю ИС можно анализировать, оценивать, переносить и изменять при возникновении дефектов.

Информация в системе управления является и предметом труда и продуктом труда, поэтому от ее качества существенно зависят эффективность и качество функционирования системы. Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей. Возможность и эффективность использования информации для управления обусловливается такими ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, своевременность, устойчивость, точность, достоверность, актуальность, защищенность и ценность.

Репрезентативность

Репрезентативность — правильность, качественная адекватность отражения заданных свойств объекта. Репрезентативность информации зависит от правильности ее отбора и формирования. Важнейшее значение при этом приобретают: верность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие, отображаемое показателем; обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления; правильность методики измерения и алгоритма формирования экономического показателя. Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям, называемым чаще всего алгоритмическими.

Содержательность

С увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность информационной системы, так как для передачи одних и тех же сведений требуется преобразовывать меньший объем данных.

Достаточность

Достаточность (полнота) экономической информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного управленческого решения набор экономических показателей. Понятие достаточности информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, то есть недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижают эффективность управления; наивысшим качеством обладает именно полная информация.

Доступность

Доступность информации для восприятия при принятии управленческого решения обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Так, назначением вычислительной системы и является увеличение доступности информации путем согласования ее с тезаурусом пользователя, то есть преобразование ее к доступной и удобной для восприятия пользователем форме.

Актуальность

Актуальность информации — это свойство информации сохранять свою полезность (ценность) для управления во времени. Измеряется актуальность А(t) степенью сохранения начальной полезности информации Z(t0) в момент времени t ее использования:

где Z(t)— полезность информации в момент времени t.

Актуальность зависит от статистических характеристик отображаемого объекта (от динамики изменения этих характеристик) и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность

Своевременность — это свойство информации, обеспечивающее возможность ее использования в заданный момент времени. Несвоевременная информация приводит к экономическим потерям и в сфере управления, и в сфере производства. Причиной, обусловливающей экономические потери от несвоевременности в сфере управления, является нарушение установленного режима решения функциональных задач, а иногда и их алгоритмов. Это приводит к увеличению стоимости решения задач вследствие снижения ритмичности, увеличения простоев и сверхурочных работ и т.п. в сфере материального производства. Потери от несвоевременности информации связаны со снижением качества управленческих решений, принятием решения на базе неполной информации или информации некачественной. Своевременной является такая информация, которая может быть учтена при выработке управленческого решения без нарушения регламента, поступающая в систему управления не позже назначенного момента времени.

Точность

Точность информации — это степень близости отображаемого информацией значения и истинного значения данного параметра. Например, для экономических показателей, отображаемых цифровым кодом, известны четыре классификационных понятия точности:

· формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда числа, которым показатель представлен;

· реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется;

· достижимая точность — максимальная точность, которую можно получить в данных конкретных условиях функционирования системы;

· необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя и обеспечивающая правильность принимаемого управленческого решения.

Достоверность

Устойчивость

Устойчивость информации — свойство результатной информации реагировать на изменения исходных данных, сохраняя необходимую точность. Устойчивость информации, как и ее репрезентативность, обусловлена в первую очередь методической правильностью ее отбора и формирования.

Защищенность

Защищенность информации – свойство информации противостоять несанкционированному доступу и ее преднамеренному искажению. Защищенность информации обеспечивается ее криптографическим закрытием и, в частности, цифровой подписью.

Полезность

Полезность информации — комплексный показатель ее качества, ее мера на прагматическом уровне. Полезность информации определяется эффективностью осуществляемого на ее основе управления.

Такие показатели качества информации, как репрезентативность, содержательность, достаточность,доступность, устойчивость, целиком предопределяются на методическом уровне разработки системы управления. Показатели актуальности, своевременности, точности, достоверности и защищенности обусловливаются в большей степени также на методическом уровне, однако, на их величину существенно влияет и характер функционирования системы, в первую очередь, ее надежность и достоверность. При этом показатели актуальности и точности жестко связаны с показателями, соответственно, своевременности и достоверности: существенное нарушение первых, приводящее к снижению эффективности функционирования системы, неизбежно вызывает нарушение вторых.

Исследования показывают, что для целевой функции оптимизации функционирования методически правильно спроектированной информационной системы в качестве ограничений, обусловливаемых показателями качества информации, достаточно использовать ограничения только по достаточности, защищенности, своевременности и достоверности.

Информатика

Наука информатика

Информатика — это наука, изучающая свойства, структуру и функции информационных систем, основы их проектирования, создания, использования и оценки, а также происходящие информационные процессы. Под информационной системой понимают систему, организующую, хранящую и преобразующую информацию, то есть систему, основным предметом и продуктом труда в которой является информация. Подавляющее большинство современных сложных информационных систем — автоматизированные, в частности, компьютеризированные; по своей природе они эргатехнические, в их функционировании принимают непосредственное участие и люди (эргатические элементы), и технические средства.

Информатика тесно связана с кибернетикой, но не заменяет ее, а имеет свою область исследования. Кибернетика изучает общие закономерности процессов управления в системах любой природы, абстрагируясь от конкретного вида и их специфики. Информатика же изучает общие свойства только информационных систем и процессов с предварительной их дифференциацией (управленческие, медицинские, обучающие, информационно-поисковые и т. д.).

Появление информатики вызвано осмыслением содержания и значения информации в системах управления, переходом:

l от автоматизации простых (рутинных) операций умственного труда к комплексной автоматизации элементов творческого процесса;

l от компьютерных систем, обрабатывающих информацию на синтаксическом уровне, так называемых систем обработки данных (СОД), к системам обработки знаний (СОЗ), осуществляющим логические выводы, осмысливающим преобразуемую информацию;

l от баз данных — хранилищ информационных фактов, связанных структурно между собой заранее, к базам знаний, устанавливающих логические связи между фактами, применительно к конкретным целям и областям их использования.

Можно выделить такие основные направления исследований науки информатика, как:

§ теория алгоритмов и инженерия программного управления (разработка моделей алгоритмов, снижение сложности вычислительных процессов, оптимизация языков программирования, технологий создания и исполнения программ);

§ теория вычислительных систем (совершенствование архитектуры и организации компьютеров и информационно-вычислительных систем разных классов);

§ теория систем искусственного интеллекта (представление знаний, обработка знаний, базы знаний, экспертные системы, построение систем компьютерного обучения, в том числе и дистанционного);

§ организация эффективных баз данных/знаний и систем управления базами данных/знаний;

§ теория нейронных систем (нейрокомпьютеров, использования нейронных сетей для обучения);

§ бионика (использование биотехнологий для оптимизации информационно-вычислительных систем);

§ распознавание образов и компьютерная обработка видеоинформации;

§ теория построения и управления роботами, планирование их целесообразного поведения;

§ теория построения саморазвивающихся и самооптимизирующихся компьютерных систем; построения систем искусственного интеллекта;

§ совершенствование информационных технологий поддержки принятия управленческих решений;

§ оптимизация мультимедийных компьютерных систем и систем виртуальной реальности;

Информационные технологии

Информационная технология — система процедур преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования информации. Основу современных информационных технологий составляют:

l компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

l хранение больших объемов информации на машинных носителях;

l передача информации на любое расстояние в ограниченное время.

Можно указать следующие основные отличительные черты современной информационной технологии:

1. Дружественный интерфейс пользователя (разветвленная система меню функций обработки данных и подсказок).

2. Интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя оперативно влиять на ход решения.

3. Сквозная информационная поддержка всех этапов преобразования информации с помощью интегрированной базы данных, унифицированных форм представления информации.

4. Возможность коллективного решения задач на основе информационных сетей и систем телекоммуникаций, обеспечивающих всем пользователям оперативный доступ к любым техническим, программным и информационным ресурсам системы.

5. Безбумажная технология, при которой основным носителем информации является не бумажный, а электронный документ, формируемый на машинном носителе (в памяти компьютера) и доводимый до пользователя через экран дисплея.

Технологический процесс преобразования информации в общем случае включает в себя такие процедуры (стадии), как получение, сбор и регистрация информации, передача, хранение, обработка, выдача обработанной (результатной) информации, принятие решения для выработки управляющих воздействий.

На всех стадиях технологического процесса, кроме первой и последней, преобразование информации осуществляется по существу лишь на синтаксическом уровне. Даже на стадии обработки, когда выполняются совокупности арифметических и логических операций над информацией, с формальной точки зрения выполняются операции над данными. Хотя состав и последовательность этих операций (алгоритм преобразования) обусловлены семантическими или прагматическими свойствами информации, после разработки алгоритма реализации от смыслового содержания информации можно абстрагироваться.

Таким образом, информация, полученная после анализа состояния объекта управления и внешней (по отношению к системе управления) среды и зафиксированная на носителе для дальнейшего преобразования, становится данными, а результирующие данные в момент их использования (при выработке решения) снова становятся информацией. Поэтому технологический процесс преобразования информации без первой и последней стадий, названных выше, обычно называют технологическим процессом обработки данных, а систему, реализующую указанный процесс, системой обработки данных.

Индустрия информатики

l предприятия, производящие вычислительную технику и ее элементы;

l центры обработки данных и вычислительные центры различного типа и назначения (индивидуальные, кустовые, коллективного пользования и т. д.);

l локальные и подключенные к распределенным вычислительным сетям пункты обработки информации, оснащенные компьютерами (в том числе и АРМ специалистов);

l абонентские пункты систем телеобработки данных и вычислительных сетей;

l системы связи и передачи данных в составе вычислительных сетей;

l предприятия, осуществляющие производство программных средств и проектирование информационных систем (в частности, баз данных);

l организации, накапливающие, распространяющие и обслуживающие фонды алгоритмов и программ;

l станции технического обслуживания вычислительной техники.

Вопросы для самопроверки

2. Назовите основные особенности и структурные компоненты экономической информации.

3. Поясните синтаксическую, семантическую и прагматическую формы адекватности информации.

4. Назовите и поясните способы измерения данных и информации.

6. Перечислите показатели качества информации и дайте их краткое пояснение.

8. Сформулируйте сущность информатики как науки, технологии и индустрии.

Прокрутить вверх




Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Читайте также: