Какие права и обязанности есть у профессионального психолога

Обновлено: 15.05.2024

Психология как профессия подчиняется этическим нормам, общим для любой профессии, относящейся непосредственно к человеку: уважение личности, человеческих прав и свобод, достоинства, надлежащая профессиональная компетенция, совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо клиента.

Помимо общих этических требований в ряде стран выработаны этические стандарты и нормативы, специфичные для практикующих и консультирующих психологов. Одно из первых мест в них принадлежит принципу конфиденциальности, т.е. сохранения личной тайны клиента. Этот принцип заключается не только в неразглашении сведений из личной жизни клиентов, но и в разъяснении клиенту исходных позиций психолога во избежание утаивания информации, затрагивающей, к примеру, уголовное право. Специфическим этическим нормативом является требование избегать физического контакта с клиентом (кроме предусмотренных технических или процедурных манипуляций), ограничиваясь принятыми в обществе выражениями приветствия (рукопожатие, поклон и т.п.). Экспрессивное проявление со стороны клиента, выходящее за рамки принятого этикета, требует специального анализа. Особыми требованиями к психологу являются также: избегание (по возможности) социальных контактов со своим клиентом, если последние не предусмотрены процедурой совместной работы; отказ от совместного ведения дел, недопущение манипулирования клиентом или собой со стороны последнего (например, вручение дорогого подарка).

При оказании психологической помощи необходима особенная осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий или превысить пределы своей компетенции. Психолог имеет право отказаться от услуг, если наряду с психологическим вмешательством одновременно осуществляется независимое и не согласованное с психологом иное воздействие на психику.

В случае платной психологической помощи размер гонорара заранее оговаривается с учетом возможностей и взаимной приемлемости вознаграждения. Консультирующий психолог должен быть готов к тому, что клиент не сможет оплатить предоставляемые услуги, и принять решение, не ущемляющее достоинства человека и не лишающее его необходимой психологической помощи.

Психолог должен иметь право:

принимать участие во всех сферах жизнедеятельности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием документации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

участвовать в работе квалификационных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, уставов, законов;

самостоятельно вырабатывать концепцию и определять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;

получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов;

проводить с клиентами социально-психологические мероприятия;

поддерживать профессиональные связи с различными вневедомственными организациями и частными лицами для решения психологических проблем;

вырабатывать и давать рекомендации психологического характера администрации, общественным органам и клиентам, обратившимся за помощью;

разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

Одновременно психолог обязан:

изучать психологические проблемы жизни и деятельности клиентов;

оказывать помощь в преодолении критических ситуаций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;

участвовать в отборе кадров, их последующей адаптации и профессионализации;

организовывать и проводить консультирование, занятия по психологическому просвещению клиентов;

изучать социально-психологические процессы в организации;

организовывать и лично проводить социально-психологическую работу;

постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность;

руководствоваться в своей деятельности основными этическими принципами профессиональной психологической работы.

Психологи имеют право на:

защиту своих профессиональных прав;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения;

отказ от оказания психологической помощи в случае, если обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;

иные права, предусмотренные законодательством. Психологи обязаны:

квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;

не допускать негуманных и дискриминационных действий при оказании психологической помощи;

уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психологической помощи;

сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего Закона;

соблюдать нормы профессиональной этики;

выполнять иные обязанности, возложенные на них актами законодательства.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Душевный дискомфорт, сложные отношения с окружающими, неудовлетворение собой и своей профессиональной деятельностью свидетельствуют о наличии у человека психологических проблем. Если в такой ситуации человек решил довериться психологу, стать его клиентом, ему следует знать, что отдельные грани деликатных отношений клиента и психолога урегулированы на законодательном уровне. Итак, клиент имеет следующие права.

1. Выбрать психолога

Психологическую помощь оказывают государственные и частные организации, а также индивидуальные предприниматели. В настоящее время это лицензируемый вид деятельности.

О чем говорит наличие лицензии? Руководитель организации и специалист, который непосредственно оказывает психологическую помощь, имеют высшее психологическое образование, высшее педагогическое либо высшее медицинское с квалификацией, свидетельствующей о возможности работы психологом, либо прошли переподготовку по психологической специальности на базе высшего образования, либо относятся к кандидатам или докторам психологических наук, и имеют стаж не менее 3-х лет в области практической психологии.

Кроме того, при выдаче лицензии было проверено, что субъект хозяйствования имеет помещение для оказания психологической помощи, необходимое оборудование, а руководитель организации, индивидуальный предприниматель или их работники:

— не находились на учете в психоневрологическом и (или) наркологическом диспансерах;

— не имеют судимости за совершение умышленного преступления против человека (убийство, доведение до самоубийства и т.д.);

— не были уволены за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, предполагающей выполнение воспитательных функций.

Обратите внимание!
В настоящий момент рассматривается вопрос об отмене лицензии на оказание психологических услуг. Однако речь не идет об отмене требований к уровню образования и квалификации психолога. Рассмотренные выше обстоятельства, которые препятствуют работе психологов, также будут действовать .

Психологическая помощь не является медицинской в отличие от психиатрической и психотерапевтической .

Так, если психиатрическая помощь оказывается лицам, в том числе с тяжелыми психическими расстройствами, то психотерапевтическая направлена на лечение и профилактику психических расстройств, не сопровождающихся расстройством сознания, когда отсутствует бред, галлюцинации и агрессивные тенденции в поведении. В рамках психотерапии широко применяются немедикаментозные методы .

Для занятия частной психотерапией и психиатрией необходима лицензия на медицинскую деятельность.

На сайте Минздрава можно ознакомиться со списком лиц, имеющих лицензии на оказание психологической помощи, а также медицинской деятельности с правом осуществления услуг в области психиатрии и психотерапии.

2. Получить помощь анонимно

Обращаясь к психологу, можно не называть свою настоящую фамилию, возраст и место жительства. Предъявлять документ, удостоверяющий личность, в таком случае не нужно.

Если потенциальный клиент предупредит психолога о желании получить психологическую помощь анонимно, то психолог при возмездной помощи вместо письменного договора заполнит специальную карту, в которой укажет со слов клиента фамилию, возраст и место жительства (место пребывания) .

Иногда люди опасаются, что в результате визита к психологу их могут поставить на учет в психоневрологический диспансер. Такие страхи необоснованны. Поставить диагноз о психическом расстройстве может только ВКК или врач-специалист в области оказания психиатрической помощи . При этом в программу подготовки психологов входит изучение симптомов психических расстройств, поэтому в отдельных случаях психолог может рекомендовать обратиться к врачу-специалисту.

Психиатрическую помощь также можно получить анонимно. Врач вправе даже выписать рецепт на лекарства на названную пациентом фамилию .

3. Получить помощь бесплатно в ряде случаев

Психологические проблемы нередко сопровождаются и серьезными денежными затруднениями, при которых нуждающийся в помощи человек не может оплатить услуги психолога. Для таких ситуаций предусмотрена бесплатная психологическая помощь.

Закреплен перечень организаций, которые обязаны обеспечивать психологическую помощь бесплатно . В частности, такую помощь должны предоставить:

— школы и другие учреждения образования учащимся, их родителям, а также педработникам;

— госучреждения соцобслуживания малообеспеченным гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основании государственных минимальных соцстандартов в области соцобслуживания. Перечень контактных данных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, размещен на сайте Минтруда;

— госучреждения здравоохранения гражданам по месту пребывания либо пациентам этих учреждений в рамках бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных соцстандартов в области здравоохранения. Например, они должны оказывать предабортное психологическое консультирование.

Только в бесплатной форме может предоставляться в Беларуси психологическая помощь в заочной форме, т.е. с применением средств связи, например по телефону, в специальной рубрике на сайте, с помощью программы Skype .

Так, бесплатно окажут экстренную психологическую помощь по телефонам доверия. Перечень таких номеров указан на сайте Минздрава. Среди них есть номера круглосуточной психологической помощи.

Не вправе взимать плату за психологическую помощь организации, если психологическая помощь оказывается их работникам .

4. Знать суть применяемых методов

Существует большое количество методов оказания психологической помощи. Психолог сам выбирает, какой из них применять, исходя из цели оказания помощи, своей профессиональной компетентности, а также пола, возраста, особенностей личности клиента. Но он должен рассказать своему клиенту о применяемых методах .

Цели и результаты применения методов оказания психологической помощи психолог должен вносить в документацию об оказании психологической помощи , из которой клиент вправе просить сделать выписку. Выписку психолог должен представить в форме, понятной лицам, не обладающим познаниями в области психологии. Однако выписка не предоставляется, если клиент обращается анонимно .

Используемые психологом методы должны быть разрешены к применению Минздравом и Минобразования . Если возникают сомнения относительно допустимости применяемых психологом методов, можно проконсультироваться в Минздраве, написав обращение по почте либо с помощью специальной рубрики на сайте. Даже в случае применения допустимых методов оказания психологической помощи клиент вправе отказаться от применения какого-либо из них , например если это несовместимо с его ценностями . Вправе он отказаться и от психологической помощи в целом в любой момент.

Также в любой момент клиент вправе отказаться и от фото-, видео-, аудиозаписей при оказании психологической помощи.

Столкнувшись с недобросовестным психологом, работа с которым повлекла ухудшение здоровья, клиент имеет право на возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью. Если такой факт будет доказан, то психолог будет обязан возместить утраченный доход, который клиент имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья: расходы на лечение, приобретение лекарственных средств, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение технических средств социальной реабилитации, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет прав на их бесплатное получение .

5. Рассчитывать на хранение тайны

Профессиональную тайну психолога составляют следующие сведения :

— сам факт обращения за оказанием психологической помощью какого-либо лица;

— информация, полученная при оказании помощи.

Такие сведения психолог может сообщить иным лицам только с согласия своего клиента. Обязательного письменного согласия не требуется . Однако в случае спора именно психологу необходимо будет доказывать, что такое согласие было.

За разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну, психолог может быть привлечен:

— к гражданско-правовой ответственности за причиненный вред, как материальный, так и моральный ;

— административной ответственности . Штраф в этом случае составит от 4 до 20 базовых величин;

— к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения, если психолог является наемным работником.

Психолог не должен решать моральную дилемму в случае, когда клиент совершил или готовиться совершить серьезное преступление. Более того, психолог обязан сообщить в правоохранительные органы полученные от клиента сведения:

— об уже совершенном особо тяжком преступлении, например убийстве , изнасиловании малолетней , взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, разрушения или повреждения зданий, сооружений ;

— готовящемся не только особо тяжком, но и тяжком преступлении, например торговле людьми , похищении человека , изнасиловании .

Психологи обязаны информировать родителей о психологических проблемах ребенка, при которых есть опасность совершения им самоубийства.

Сведения, составляющие профессиональную тайну, психолог может также представить по письменным запросам:

— суда, органа дознания, следователя, прокурора в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;

— научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, преподающих психологию, психотерапию, психиатрию, сексологию. В этом случае сведения должны представляться таким образом, чтобы невозможно было идентифицировать конкретного гражданина;

— руководителей госорганизаций здравоохранения, оказывающих психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую помощь, для оказания такой помощи и некоторых других лиц.

1. Психологи вносят свой вклад в улучшение условий жизни людей и качества жизни путем исследований и распространения психологических знаний, а также практического применения этих знаний.
2. Обладая этими знаниями, психологи в силу своей профессии могут способствовать благоприятным переменам у отдельных лиц, групп и организаций. Лица и группы, с которыми психологи вступают в профессиональный контакт, часто оказываются в жизненной ситуации, которая может ограничить возможность их оптимального существования и которая делает их уязвимыми и зависимыми.
3. Этические стандарты сформулированы так, чтобы:
— помочь психологам определить свою позицию в профессиональных вопросах;
— защитить клиентов и испытуемых (отдельных лиц или группу) от неправильного и/или вредного воздействия;
— служить основой для сохранения доверия в психологической практике и исследованиях.
4. Этические стандарты представляют собой систему формальных ситуаций, регулирующих профессиональную деятельность психологов во всем многообразии возникающих в ней отношений: с детьми, их родителями, взрослым клиентом, педагогами, коллегами, студентами и т.д.
5. Этические стандарты обязательны для всех психологов Республики Беларусь, практикующих в какой-либо из видов психологической профессиональной деятельности: психологическая практика, научные исследования, преподавание психологии.
6. Этическими стандартами следует также руководствоваться в ситуациях, которые нельзя охарактеризовать непосредственно как психологическую профессиональную деятельность, но в которых участвуют психологи и которые основываются на использовании профессионального психологического образования.
7. Этические стандарты охватывают важные аспекты рабочей ситуации и профессиональной деятельности психолога. Они объединены в девять разделов, которые освещают основные принципы поведения. Данные разделы не следует рассматривать как охватывающие все ситуации, которые могут возникнуть в процессе профессиональной психологической деятельности.
8. Профессия психолога постоянно развивается; в нее непрерывно привносятся новые знания и методы. Однако разделы кодекса должны отражать основные личные и общественные вопросы и, следовательно, обладать определенной стабильностью.
9. Работа психолога зачастую подразумевает оказание глубокого влияния на других людей. Поэтому специальные требования к этическим стандартам являются существенными. Однако многие профессиональные задачи психологов невозможно регулировать формальными правилами. Следовательно, жизненно важное значение имеют индивидуальная сознательность психолога, его чувство ответственности и профессиональная компетентность.
10. Психологи всегда придерживаются требований этических стандартов и не позволяют оказывать на себя давление, ведущее к его нарушению.
11. Один, из основных принципов Профессионального кодекса психологов заключается в том, что все люди имеют право на личную неприкосновенность и на то, что она не будет нарушаться. Профессиональная деятельность психологов осуществляется в соответствии с этим принципом. Поэтому психологи соблюдают особую осторожность в отношении тех аспектов своей работы или своей личности, которые могут представлять собой угрозу принципам уважения личной неприкосновенности.
12. Психологи работают на основе научных знаний и подтвержденного опыта с целью углубить представления людей о самих себе и способствовать самоопределению личности. Они работают для того, чтобы улучшить условия жизни людей и устранить или уменьшить человеческие страдания. Психологи несут особую ответственность за тех, кто не в состоянии добиться для себя подобающей жизни.
13. Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в своей области и постоянно повышать свою компетентность. Психологи стремятся осознавать свои собственно профессиональные и личные сильные и слабые стороны, чтобы реально оценить, какие задачи они смогут взять на себя, а какие не смогут.
14. Психологи информируют пользующихся их услугами, когда это необходимо, о требованиях, предъявляемых этическими стандартами. Психологи должны удостовериться, что в условиях их работы нет ничего, что помешало бы им выполнять требования, предъявляемые этическими стандартами психологов.

1. Психологи несут личную ответственность за последствия своей работы и должны удостовериться, насколько возможно, что их услуги не будут использованы неподобающим образом.
2. Психологи заботятся об интересах лиц-участников исследований и лиц-заказчиков, пользующихся услугами. Соображения в пользу клиентов и участников исследований имеют преимущество перед соображениями в пользу личных и коллегиальных интересов психологов.
3. Психологи воздерживаются от каких-либо действий или заявлений, угрожающих неприкосновенности любого лица. Психологи несут ответственность за то, чтобы их знания не использовались в целях оскорбления, угнетения или подавления личности.
4. Психологи, обучающие других методам психологической работы, несут ответственность за разъяснение сильных и слабых сторон этих методов, а также их возможного этического значения.

1. Психологи работают в соответствии с научными принципами и обоснованным опытом, чтобы постоянно поддерживать уровень своей профессиональной компетентности.
2. Психологи рассматривают тип и уровень стоящей перед ними задачи в свете своей компетентности. Если психологи считают свою компетентность недостаточной, они передают задачу другим или стараются получить указания. Если психологи отказываются от задачи из соображений компетентности, они отвечают, насколько это возможно, за то, чтобы задача была выполнена каким-либо иным способом.
3. Психологи специально предупреждают, если они применяют методы, устройства и технику, находящиеся еще в стадии испытания и не отвечающие нормальным методологическим стандартам или которыми они еще не до конца овладели.
4. Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в сфере их деятельности.
5. Психологи не публикуют в целях личной или материальной выгоды работы, которые они не считают обладающими достаточно высокими качествами.
6. Психологи рассматривают сильные стороны своей личности и пределы своих возможностей в соответствии с характером стоящей перед ними задачи.
7. Если психологи имеют личные проблемы, оказывающие влияние или прямо препятствующие выполнению их профессиональных обязанностей, они обращаются за профессиональной помощью, чтобы принять правильное решение.

4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ

1. От психологов требуется уважение конфиденциальности в отношении того, что им сообщается в процессе их работы или что они узнали при этом о частной жизни или жизненных обстоятельствах людей. Это относится также к самому факту отношений с клиентом.
2. Психологи не сохраняют конфиденциальность в трех случаях:
— если они тем самым наносят вред клиенту;
— чтобы предотвратить явную опасность для клиента или других людей;
— если сами клиенты просят, чтобы информация была передана конкретным людям или учреждениям.
В первом и втором случаях предполагается, что информация будет передана только тем лицам, которые могут предпринять в данной ситуации адекватные меры.
3. Психологи, работающие в одной группе, могут с согласия клиента передавать информацию о клиенте другим членам этой группы, если это делается в интересах клиента.
4. Психологи не наводят справки о клиенте без его согласия. Они довольствуются лишь той информацией, которая необходима для выполнения данной задачи.
5. Когда психологи получают указания относительно клиента, им следует соблюдать конфиденциальность, т.е. избегать упоминания имен или идентифицирующей информации до тех пор, пока это не будет абсолютно необходимо.
6. Психологи, использующие информацию о клиентах при обучении, в публикациях и пр., должны удостовериться заранее, что на это имеется согласие того(тех), о ком эта информация, и что материал представлен достаточно анонимно.
7. При документальном оформлении своей работы психологи включают в состав подготавливаемых документов только необходимую информацию.
8. Письменные документы, результаты обследований, магнитофонные записи и другие материалы, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить к ним доступ в настоящем или в будущем лиц, не имеющим на то полномочий.
9. Для обеспечения конфиденциальности в связи с психологическим обследованием психологи должны позаботиться о специальной договоренности с лицами, пользующимися их услугами, или о том, чтобы в указании для психолога, отвечающего за этот материал в учреждении, было оговорено:
— каким образом следует осуществлять эту ответственность;
— кто будет иметь доступ к этому материалу;
— как долго этот материал будет храниться;
— как передать эту ответственность другим в случае смены персонала (это относится также к материалу, заносимому в компьютер).
10. В случае записи на магнитную или видеопленку, фотографирования или съемок фильма согласие клиента (участника исследований) является обязательным. Для демонстрации, прослушивания или другого использования материалов требуется дополнительное письменное разрешение, из которого было бы ясно, где, когда, для кого и в какой форме может быть использован соответствующий материал. Требуется включить сюда также информацию о том, сколько времени может храниться этот материал.
Ответственный за записанный материал должен проследить за соблюдением этих правил. Если ответственное лицо больше не в состоянии выполнять эти функции, оно должно определить, следует ли уничтожить материал, или передать ответственность кому-либо другому.
Если клиенты или участники исследований не достигли совершеннолетия либо считаются неспособными позаботиться о себе, психологи получают вышеуказанное разрешение от родителей или опекунов.
11. В случае необходимости психологи информируют заказчиков и клиентов о правилах соблюдения требований конфиденциальности для психологов.

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

7. ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

1. Когда психологи делают заявления как специалисты, они стремятся к объективности и точности.
2. Психологи информируют о психологической профессиональной деятельности таким образом, чтобы избежать неправильного понимания или ущерба для данной сферы деятельности.
3. Психологи не комментируют публично критику, высказанную клиентом при помощи средств массовой информации, если это противоречит правилам конфиденциальности, высказанным в разделе 5.
4. Психологи избегают делать публичные заявления, выглядящие как самореклама.
5. Предлагая свои услуги, психологи дают лишь следующую информацию:
— имя;
— адрес;
— номер телефона;
— образование;
— звание;
— часы работы.
В объявлении о проводимых учебных курсах может содержаться информация, разъясняющая содержание и цели курса.
6. Психологи, публикующие советы в печати в специальных колонках или где-либо еще, дают эти советы только в общей форме, 7. Психологи публикуют под своим именем только ту работу, которая полностью проделана ими или в которую они внесли существенный вклад.
8. Психологи не запрещают и не препятствуют публикациям с критикой их работы.

8. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Психологи пытаются так осветить круг вопросов и проблем, являющихся предметом их исследования, чтобы сделать доступными знания, которые могут способствовать дальнейшему улучшению условий и качества жизни.
2. Планируя исследования, психологи оценивают, отвечают ли последние требованиям профессиональной этики.
3. Психологи имеют обязательства по отношению к тем, кто является предметом/ участником в их исследованиях.
4. Психологи отвечают за то, чтобы их исследования проводились в соответствии с научной практикой.
5. До начала исследований следует принять во внимание возможный риск того, что либо факт сбора информации, либо сами результаты могут оказать непреднамеренное влияние на лица или группы, образующие базу данных для программы. Эти аспекты необходимо рассматривать в связи со способностью программы исследований дать знания, способствующие усовершенствованию условий жизни людей и качества жизни. Риск непреднамеренного отрицательного воздействия на принимающих участие в программе исследований следует свести к абсолютному минимуму.
6. Вся информация об испытуемых регистрируется и хранится с контролем за строгой конфиденциальностью. Отчеты об исследованиях должны быть записаны таким образом, чтобы было невозможно идентифицировать участников исследований.
7. Участники исследования должны быть, по возможности, информированы о цели, методе, ожидаемых эффектах и любых других аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в нем.
8. Если клиенты принимают участие в какой-либо программе исследования и в ходе его подвергаются воздействию, которое не является необходимой частью профессиональных услуг, оказываемых клиенту, следует особо подчеркнуть, что они могут свободно отказаться от участия в исследовании. Клиенты информируются, что их участие является добровольным.
9. Получая информацию о согласии клиента участвовать в программах исследований, психологи должны обратить особое внимание на то, не находятся ли участники исследований в состоянии зависимости от них.
10. Если участник исследований является несовершеннолетним или имеет опекунов, согласие получают от них, учитывая надлежащим образом степень независимости указанного лица.
11. Испытуемых заранее информируют о том, что они имеют право прервать свое участие в исследовании. По возможности, достигается договоренность о том, на каких условиях прекращается такое участие.
12. Психологи разъясняют значение своих результатов участникам исследований и другим лицам (или учреждениям), которых непосредственно затрагивают результаты исследования.


Должностная инструкция психолога – это документ, который определяет функциональные обязанности педагога-психолога. Помимо инструкции, специалист руководствуется в своей профессиональной деятельности и другими положениями и нормативно-правовыми актами. Какими – узнайте из этой статьи. Также вниманию читателей предлагается информация по составлению должностной инструкции психолога (профстандарт), определены функции, обязанности, права и сфера ответственности детских психологов.

Должностная инструкция педагога-психолога в школе

Детский психолог: особенности профессии

Часто к людям, занимающим эту должность, относятся несколько предвзято, как и к самой профессии психолога. В то время как во всем мире люди понимают, насколько важным является эмоциональное и психическое здоровье и детей, и взрослых, в нашей стране население все еще не готово обращаться к специалистам этой сферы. В то же время большинство психологических проблем легче решить на ранних стадиях, поэтому, чем раньше доктор начнет работать с пациентом, тем выше шанс на его скорейшее выздоровление.

Должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ

Должностная инструкция психолога-педагога

Полный документ включает в себя четыре основных раздела. В них подается информация о положениях, регламентирующих работу специалиста. Также в инструкции расписаны функции психолога, его должностные обязанности, права и сфера ответственности.

Помимо общих положений, должностная инструкция детского психолога демонстрирует, кому подчиняется этот сотрудник, каков его рабочий график, какие требования предъявляются к нему как к специалисту. Указана там и его роль во взаимоотношениях между воспитателями, детьми и их родителями. Штатный психолог в школе или детском саду – это не практикующий врач, который может назначить ребенку терапевтическое лечение, а всего лишь консультант. Кроме того, он не имеет права ставить своим воспитанникам какие-либо диагнозы. Вместе с тем он может составить приблизительный план социализации ребенка, а также помочь родителям найти подход к их малышу в случае возникновения каких-либо проблем.

Работа с трудным ребенком

Требования к специалисту (образование, стаж, квалификация)

Работа детского специалиста регулируется сразу несколькими документами:

Психологическая адаптация детей

Функции психолога в школе и ДОУ

Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, выполняет крайне важные функции: ответственная реализация возложенных на него должностных обязанностей способствует формированию здоровых и плодотворных отношений между детьми и педагогическим составом.

Психолог работает сразу по нескольким направлениям:

  • сопровождает педагогический процесс с точки зрения психологии;
  • контролирует психическое развитие подопечных;
  • оказывает консультативную помощь детям, воспитателям, родителям;
  • занимается профилактикой психологических проблем у каждого ребенка в отдельности и у всех детей в коллективе;
  • защищает права и свободы малышей.

Для того чтобы выполнять все эти функции, психологу необходимо проводить с детьми адаптивную, консультационную, аналитическую, педагогическую и коррекционную работу.

Круг обязанностей педагога-психолога

Исходя из представленного выше перечня функций, педагог-психолог в своей работе выполняет самые разные задачи. Главные – это выявление личностных проблем у детей, а также нарушений в процессе их социализации. Для диагностики психолог использует разные методы – инициирует беседы с детьми, сотрудниками ДОУ и родителями, проводит групповые и индивидуальные занятия, во время которых оценивает уровень коммуникационной, эмоциональной и психической развитости малышей, анализирует данные, полученные в ходе этих занятий.

Кроме того, этот специалист может проводить обучающую работу с воспитателями и лицами, ответственными за уход за ребенком (опекунами, мамами и папами). Особенно важной эта деятельность является в отношении проблемных детей, к которым нужен особый подход как со стороны персонала учебного заведения, так и со стороны родителей.

Психолог работает с родителями

Педагог-психолог работает с ребенком с момента его принятия в образовательное учреждение и ведет его до самого выпуска. В это время специалист должен пристально следить за тем, нет ли у ребенка нарушений в умственном, эмоциональном или психическом развитии. Должностная инструкция психолога ДОУ определяет ход его действий, если у ребенка выявлены какие-либо проблемы. Педагог должен принять решение о тактике дальнейшей помощи подопечному: будет это коррекционная психологическая поддержка или наблюдение и соответствующее лечение у специалиста психиатрического профиля.

Должностная инструкция психолога в школе также не дает психологу права самостоятельно проводить какое-либо лечение ребенка. В отличие от ДОУ, школьные педагоги-психологи должны отдельно работать с одаренными детьми, помогая им развивать их таланты. Немаловажная роль отводится деятельности, направленной на половое воспитание детей подросткового и старшего возраста.

Значительную часть своего рабочего времени психолог занят оформлением отчетной документации и составлением планов (годовых, квартальных и месячных).

Запрещенные действия

Должностная инструкция педагога-психолога в школе и ДОУ ограничивает деятельность этого специалиста по таким направлениям:

  • он не может ставить воспитанникам диагнозы, назначать и проводить специфическое лечение;
  • психолог не может составлять индивидуальную программу воспитания ребенка для родителей, он может лишь консультировать их по отдельным вопросам;
  • проводить занятия, которые будут опасны для физического или психического здоровья ребенка;
  • проводить глубинный психологический анализ развития ребенка без ведома и согласия родителей.

Психолог должен помочь ребенку адаптироваться в социуме и облегчить процесс его вхождения в коллектив, сделать его пребывание в образовательном учреждении более приятным и интересным.

Обязанности педагога-психолога

Трудовые права

Детский психолог в своей работе может руководствоваться всеми положениями, изложенными в должностной инструкции педагога-психолога. В ДОУ и школах отличаются образовательные программы, однако в своей деятельности психолог самостоятельно выбирает методологию, по которой он проводит работу с детьми. Однако она не может противоречить законодательству.

Педагог-психолог, как и воспитатели, может присутствовать на родительских собраниях, участвовать в других мероприятиях.

В случае конфликтных ситуаций, он имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства и неразглашение информации о ходе разбирательств. Руководство учебного заведения не может препятствовать ознакомлению педагога-психолога с поданными на него жалобами или претензиями.

Рамки ответственности

В случае нарушения любых локальных нормативных актов учебного учреждения педагог-психолог несет персональную ответственность за свои действия. Это может быть административное взыскание с внесением соответствующей записи в трудовую книжку или устное предупреждение от руководства. Также человек, занимающий эту должность, является материально ответственным лицом, обязательства за нанесение ущерба ДОУ или школе регулируются трудовым законодательством РФ.

Если действия педагога-психолога противоречат закону об образовании и связаны с насилием над воспитанником (физическим или моральным), он освобождается от своей должности.

Работа психолога с детьми

Служебная иерархия и рабочие взаимосвязи

Непосредственным руководителем педагога-психолога является заведующий ДОУ или директор школы, в которой он занят. Они принимают на работу этого специалиста, и они вправе подписать указ об его увольнении. Психолог, помимо выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, может быть привлечен к другим видам работ: методологической, педагогической или организационной. Однако руководитель не имеет права вызывать его из отпуска для замены других сотрудников. С воспитателями психолог находится на равных, и они могут свободно обмениваться полученной в результате работы информацией, касающейся их профессиональной деятельности.

Читайте также: