Как назывался высший орган законодательной власти ссср и рсфср в 1988 1993

Обновлено: 19.05.2024

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Начнем с основ. Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом. Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ .

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР. Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа. Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом. Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители. Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями. Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

Органы власти в СССР с 1957 года.

В 1957 году, действовала Конституция 1936 года. Однако Никита Сергеевич Хрущев провел реформу государственного управления, в ходе которой отраслевые Министерства были ликвидированы и заменены на территориальные Совнархозы в целях децентрализации управления промышленностью:

Кстати более подробную информацию о деятельности Хрущева можно посмотреть здесь.

Конституция 1977 года никаких изменений не в органы власти СССР не внесла. Надо только помнить, что 6 статья этой Конституции закрепила руководящую роль КПСС в СССР. Более подробно здесь о правлении Л.И. Брежнева.

Органы власти в СССР с 1988 по 1991 годы.

Думаю, ничего сложного нет с тем, чтобы разобраться в этой схемке. В связи с реформой государственного управления при М.С, Горбачеве, Президиум Верховного Совета СССР был ликвидирован, а вместо него был создан избираемый народом Совет народных депутатов !

Кроме этого был учрежден пост Президента СССР. Первым и последним Президентом СССР стал М.С, Горбачев. Кстати, он был избран не всенародно, а Верховным Советом СССР из страха, что граждане не проголосуют именно за Михаила Сергеевича. Кстати, более детально можно почитать здесь о перестройке в СССР .

Вот так изменялась структура органов власти в СССР с 1922 по 1991 годы. Надеюсь, Вы понимаете, что СССР был федративным государством и все рассмотренные орагны власти дублировались на республиканском уровне. Если, что, задавайте вопросы в комментариях! Чтобы не пропустить новые материалы, подпишитесь на новые статьи !

Верховный Совет в РСФСР ( России : Верховный Совет РСФСР , Verkhovny Sovet РСФСР ), а затем Верховный Совет Российской Федерации ( российской : Верховный Совет Российской Федерации , Verkhovny Sovet РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ) был высшим правительственным учреждением РСФСР в 1938 году –1990; в 1990–1993 гг. - постоянно действующий законодательный орган ( парламент ), избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации ). [1]

Верховный Совет РСФСР был создан в виде структуры, аналогичной Верховному Совету СССР в 1938 году, а не Всероссийскому съезду Советов как высшему органу власти России.

В 1940-х годах Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР располагались в бывшем особняке графов Остермана (ул. Делегатская, 3) [2], который позже в 1991 году был передан под музей. Заседания проходили в Большом Кремлевском дворце . В 1981 году Верховный Совет переехал в специально построенное здание на Краснопресненской набережной - Дом Советов .

Верховный Совет был упразднен в октябре 1993 года (после событий конституционного кризиса в России 1993 года ) и заменен Федеральным Собранием России (состоит из Совета Федерации России и Государственной Думы ), полномочия которого слабее, чем у Верховного Совета.

Содержание

  • 1 1938–1990
    • 1.1 Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР

    Председатель Верховного Совета РСФСР по выборам Президиума Верховного Совета.

    До 1990 года де-юре глава Российской Федерации , Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР осуществлял только номинальные полномочия. В отличие от других советских республик Советского Союза, в Российской СФСР не было собственной коммунистической партии и не было своих первых секретарей (которые в других республиках относительно независимы от власти) до 1990 года.

    Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР

    ИмяПериод
    Алексей Бадаев19 июля 1938 г. - 4 марта 1944 г.
    Иван Власов (и.о. Председателя Президиума Верховного Совета)9 апреля 1943 г. - 4 марта 1944 г.
    Николай Шверник4 марта 1944 г. - 25 июня 1946 г.
    Иван Власов25 июня 1946 г. - 7 июля 1950 г.
    Михаил Тарасов7 июля 1950 г. - 16 апреля 1959 г.
    Николай Игнатов16 апреля - 26 ноября 1959 г.
    Николай Органов26 ноября 1959 - 20 декабря 1962
    Николай Игнатов20 декабря 1962 г. - 14 ноября 1966 г.)
    Должность была вакантной (Обязанности заместителей председателя: Тимофей Ахазов и Петр Сысоев ).14 ноября - 23 декабря 1966 года
    Михаил Яснов23 декабря 1966 г. - 26 марта 1985 г.
    Владимир Орлов26 марта 1985 г. - 3 октября 1988 г.
    Виталий Воротников3 октября 1988 г. - 29 мая 1990 г.

    Председатель Верховного Совета РСФСР в 1938–1990 гг.

    ИмяПериод
    Андрей Жданов15 июля 1938 - 20 июня 1947
    Михаил Тарасов20 июня 1947 г. - 14 марта 1951 г.
    Леонид Соловьев14 марта 1951 - 23 марта 1955
    Иван Горошкин23 марта 1955 г. - 15 апреля 1959 г.
    Василий Прохоров15 апреля 1959 - 4 апреля 1963
    Василий Крестьянинов4 апреля 1963 г. - 11 апреля 1967 г.
    Михаил Миллионщиков11 апреля 1967 - 27 мая 1973
    Владимир Котельников30 июля 1973 г. - 25 марта 1980 г.
    Николай Грибачев25 марта 1980 года - 16 мая 1990 года

    После принятия поправок к Конституции РСФСР в октябре 1989 г. должность Председателя Президиума Верховного Совета была снята, а должность главы российского государства перешла непосредственно к Председателю Верховного Совета Российской Федерации. РСФСР в мае 1990 г.

    В 1990–1993 годах Верховный Совет состоял из 252 депутатов в двух равноправных палатах - в Совете Республики (председатель: Вениамин Соколов) и в Совете Национальностей (председатель: Рамазан Абдулатипов ). Однако двухпалатный Верховный Совет был номинальным, потому что основные решения принимались как совместные постановления и параллельные постановления всех палат; многие законодательные комитеты были разделены между этими палатами. Верховный Совет России прекратил свое существование после событий сентября – октября 1993 года .

    Председатели Верховного Совета РСФСР / Федерации в 1990-1993 гг.

    ИмяПериод
    Борис Ельцин29 мая 1990 года - 10 июля 1991 года
    Руслан Хасбулатов (исполняющий обязанности)10 июля 1991 г. - 29 октября 1991 г.
    Руслан Хасбулатов29 октября 1991 г. - 4 октября 1993 г.

    Первые заместители Председателя Верховного Совета РСФСР / Федерации 1990-1993 гг.

    ИмяПериод
    Руслан Хасбулатов29 мая 1990 года - 10 июля 1991 года
    Сергей Филатов1 ноября 1991 г. - январь 1993 г.
    Юрий ВоронинЯнварь 1993 г. - октябрь 1993 г.

    • 1993 Конституционный кризис в России
    • Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
    • Верховный Совет Советского Союза

    Статья 107. Верховный Совет Российской Федерации является органом Съезда народных депутатов Российской Федерации и постоянно действующим законодательным, распорядительным и надзорным органом государственной власти Российской Федерации.

    Статья 107 в Конституции Российской Федерации 1978 года (с поправками 1989-1992), также частично на английском языке

    название высшего органа государственной власти в бывшем СССР, в союзных и автономных республиках СССР, в России до принятия Конституции РФ 1993. В.С. в России с 1990 существовал наряду с другим высшим органом государственной власти — Съездом народных депутатов. В.Е. Чиркин

    1) название высшего органа государственной власти в бывшем СССР (в 1936-1988 г, с 1988 г - постоянно действующий орган Съезда народных депутатов СССР) и входивших в его состав союзных республиках в 1937-1993 гг. В РСФСР (РФ) в 1990-1993 гг. B.C. являлся органом Съезда народных депутатов, а т.ж. постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти РСФСР (РФ); 2) в настоящее время - название законодательного органа (парламента) в ряде республик - субъектов РФ.

    постоянно действующий законодательный (представительный) орган в некоторых субъектах РФ. Республиканские парламенты с таким названием действуют в Республике Татарстан и Хакасия. В отечественной истории понятием "B.C." именовались высшие органы государственной власти СССР, а также РСФСР и других союзных республик, входивших в состав СССР. Такое название высшего органа государственной власти сохранилось в РСФСР и после распада СССР. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 B.C. (равно как и система Советов по всей стране) был упразднен. Ряд бывших республик, ставших самостоятельными государствами, сохранили такое название за своими законодательными органами власти (к примеру, Украина).
    (Г.И.)

    учрежден Конституцией СССР 1936 г. как высший орган государственной власти СССР. Избирался на 4 года и осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР. Состоял из 2-х равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Первые выборы ВС состоялись в 1937 г. Избирал Президиум в составе председателя, заместителей от всех союзных республик; формировал комитеты и комиссии, образовывал правительство, подотчетное ВС. Работал в сессионном порядке (2 сессии в год). Аналогичными по компетенции и порядку деятельности были однопалатные В.С., существовавшие в союзных и автономных республиках. Конституция 1977 г. увеличила представительство от республик в Совете Национальностей. После принятия поправок к Конституции в 1988 г. и учреждения Съезда Народных Депутатов В.С. превратился в орган законодательной власти, действующий на постоянной основе. Аналогичные изменения произошли и в республиканских В.С. В.С. СССР прекратил существование вместе с роспуском СССР в декабре 1991; В.С. РФ - в соответствии с Указом президента РФ № 1400 от 21.09.1993.

    1) название высшего органа государственной власти в бывшем СССР (в 1936-1988 гг., с 1988 г. -постоянно действующий орган Съезда народных депутатов СССР) и входивших в его состав союзных республиках в 1937- 1993 гг. В РСФСР (РФ) в 1990-1993 гг. являлся органом Съезда народных депутатов, а также постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти; 2) в настоящее время - собственное название законодательного органа (парламента) в ряде республик - субъектов РФ. ВЕРХОВНЫЙ СУД - высшее судебное учреждение государства. В компетенцию B. C., как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и о наиболее важных государственных преступлениях. Кроме того, B. C. обычно является высшей апелляционной инстанцией, в которую обжалуются решения всех нижестоящих судов страны (см. Апелляционный суд). В некоторых государствах (напр., в США) B. C. осуществляет также функции толкования конституции и решения (в связи с рассмотрением конкретных дел) вопросов о соответствии ей актов, принимаемых конгрессом, штатами и федеральными правительственными органами. В других государствах (напр., в ФРГ) названные функции наряду с B. C. осуществляются специальным конституционным судом. В разных государствах B. C. может иметь различные официальные названия: Верховный Кассационный Суд в Италии, Ареопаг - в Греции, Государственный Суд - в Эстонии, Федеральный Суд - в Швейцарии и т.д.

    наименование высших органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик после 1936 г. ВС СССР – учреждён Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР. Срок полномочий ВС СССР по Конституции 1936 г. – 4 года, по Конституции 1977 г. – 5 лет. ВС СССР имел 2 равноправные палаты – Совет Союза и Совет Национальностей. Депутаты ВС избирались путём прямых выборов. В Совет Национальностей – по 25 депутатов от каждой союзной республики (с 1966 г. - 32), по 11 – от каждой автономной республики, по 5 – от каждой автономной области, по 1 – от каждого национального (по Конституции 1977 г. - автономного) округа. Совет Союза депутаты избирались по территориальным избирательным округам с примерно равным числом избирателей. ВС был правомочен решать все вопросы, отнесённые Конституцией к ведению СССР: принятие Конституции СССР, внесение в неё изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчётов об их выполнении; образование подотчётных ему органов СССР. Законы СССР, согласно Конституции 1977 г., принимаются ВС СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению ВС. ВС избирал Президиум Верховного Совета СССР, утверждал состав Совета Министров СССР, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР. ВС проводил две сессии в год (длились несколько дней). Палаты ВС образовывали постоянные комиссии. 1 декабря 1988 г. в качестве высшего органа государственной власти СССР был учреждён Съезд народных депутатов, состоявший их 2250 человек. Соответственно ВС СССР определялся теперь как постоянно действующий законодательный, распорядительный (это слово было исключено 14 марта 1990 г.) и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом и ему подотчётный. ВС по-прежнему состоял из Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численности и равноправных. Однако численность палат существенно снизилась. ВС ежегодно созывался на очередные – весеннюю и осеннюю – сессии продолжительностью, как правило, три-четыре месяца каждая. Помимо раздельных и совместных заседаний палат проводились заседания постоянных комиссий палат и комитетов (депутатские органы, создаваемые обеими палатами на паритетных началах), депутаты на весь срок выполнения функций в ВС, а также на Съезде, в палатах, комиссиях, комитетах и среди населения освобождались от служебных и производственных обязанностей. Таким образом, конституционно закладывались начала парламентаризма и постоянной профессиональной депутатской деятельности в СССР. К Съезду перешёл ряд исключительных полномочий ВС. В этой ситуации ВС как постоянно действующий орган в большей мере концентрировался на функциях законотворчества, участия в верховном руководстве делами страны, контроля. Он принимал подавляющую часть законов СССР, должен был обеспечивать единство законодательного регулирования на территории СССР, давал толкование законов СССР. ВС формировал Совет Министров СССР и другие союзные органы, причём Председатель Совета Министров и руководители иных органов сначала назначались ВС, а затем утверждались Съездом. ВС РСФСР – высший орган государственной власти РСФСР по её Конституциям 1937 и 1978 гг. Депутаты ВС избирались по территориальным избирательным округам. ВС был правомочен решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РСФСР. Его исключительные права были аналогичны полномочиям ВС СССР. При конституционной реформе 27 октября 1989 г. в качестве высшего органа государственной власти РСФСР был учреждён Съезд народных депутатов (СНД) РСФСР. ВС определялся как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. ВС формировался из числа народных депутатов СНД РСФСР и был ему подотчётен. Хотя Конституция по-прежнему предусматривала, что очередные сессии ВС проводятся два раза в год, работать он стал постоянно – каждая сессия длилась по три-четыре месяца. Постепенно ВС приобретал черты, характерные для парламента. Изменилась внутренняя структура ВС – он стал двухпалатным. ВС состоял из Совета Республики и Совета Национальностей, одинаковых по численности и равноправных. ВС стал основным законодательным органом, хотя отдельные законы принимал также и СНД. Вначале он назначал Председателя Совета Министров РСФСР (с утверждением СНД), по предложению Председателя утверждал состав Правительства. С учреждением поста Президента у ВС осталось лишь право давать согласие на назначение Председателя Совета Министров.

    наименование высших органов государственной власти СССР и РСФСР, союзных республик и автономных республик с 1936 по 1991 г.
    ВС СССР - высший представительный орган государственной власти СССР. учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было учтено в структуре ВС). Срок полномочий по Конституции 1936г. - 4 года. Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза (СС) и Совета Национальностей (СН). Депутаты ВС избирались путем прямых выборов. Первые выборы состоялись в 1937 г. Согласно Конституции в СН избирались по 32 депутата от каждой союзной республики (с 1966 г., до этого - 25), по 11 - от каждой автономной республики, по 5 - от каждой автономной области, по 1 - от каждого национального (по Конституции 1977 г. - автономного) округа. В СС депутаты избирались по избирательным округам (первоначально по норме: 1 депутат от 300 тыс. населения).
    Конституция 1977 г. установила, что палаты состоят из равного числа депутатов. А поскольку количество депутатов СН легко определялось по числу союзных и автономных республик, автономных областей и округов и составляло 750, то и в СС стало избираться 750 депутатов. Для того чтобы избирать это число депутатов, на очередных выборах приходилось повышать норму представительства (соответственно до 350 и 360 тыс.).
    По Конституции 1977 г. срок полномочий ВС составлял 5 лет. ВС был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССР новых республик, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей; утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов СССР. Законы СССР, согласно Конституции 1977 г., принимались ВС или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению ВС. Он также избирал Президиум ВС СССР, утверждал состав Совета Министров СССР, избирал Верховный Суд СССР. назначал Генерального прокурора СССР.
    ВС проводил две сессии в год, каждая из которых длилась несколько дней. Палаты ВС образовывали постоянные комиссии, которые работали обычно в течение месяца перед очередной сессией.
    Проводимые после 1985 г. политические реформы непосредственно отразились на структуре высших государственных органов СССР. Конституционной реформой 1 декабря 1988г. в качестве высшего органа государственной власти был предусмотрен Съезд народных депутатов (СНД) СССР. Он состоял из 2250 депутатов. ВС был придан статус постоянно действующего законодательного, распорядительного (это слово было исключено 14 марта 1990 г.) и контрольного органа государственной власти СССР. избираемого Съездом и ему подотчетного. ВС по-прежнему состоял из СС и СН. равных по численности, однако она существенно снизилась.
    Согласно ст. 112 Конституции СССР ВС ежегодно созывался на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, 3-4 месяца каждая. Помимо раздельных и совместных заседаний палат проводились заседания постоянных комиссий палат и комитетов ВС (депутатские органы, создаваемые обеими палатами на паритетных началах). Таким образом конституционно закладывались начала парламентаризма и постоянной профессиональной депутатской деятельности в СССР.
    Решение ряда ключевых вопросов переходит к Съезду: принятие Конституции и внесение в нее изменений, определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР, утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР. избрание Председателя ВС СССР, утверждение Председателей Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР. избрание Комитета конституционного надзора (ККН) СССР и др. Съезд мог принимать также законы СССР, отменять акты ВС СССР, принимать решения о проведении референдума СССР.
    ВС принимал подавляющее большинство законов СССР, обеспечивал единство законодательного регулирования на территории Союза, давал толкование законов Союза, формировал Совет Министров СССР и другие союзные органы (кроме ККН СССР), причем Председатель Совета Министров и руководители иных органов назначались ВС, а утверждались Съездом. ВС принадлежало право заслушивать отчеты образуемых и избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц. ВС представлял на утверждение Съезда проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных социально-экономических программ: сам же утверждал текущие планы и бюджет, осуществлял контроль за ходом их выполнения, утверждал отчеты о выполнении плана и бюджета, мог внести в них изменения. К ведению ВС относились: определение основных мероприятий в области обороны и обеспечения государственной безопасности, объявление общей или частичной мобилизации, состояния войны, принятие решений об использовании воинского контингента СССР за рубежом. ВС издавал общесоюзные акты об амнистии, осуществлял другие полномочия.
    ВС РСФСР - высший орган государственной власти РСФСР по ее Конституциям 1937 и 1978 гг. Депутаты ВС избирались по территориальным избирательным округам (первоначально по норме представительства, охватывавшей определенную численность населения). В связи с ростом населения росло и число депутатов ВС. Поэтому было решено установить твердую численность ВС. По Конституции 1978 г. он состоял из 975 депутатов.
    Согласно ст. 104 Конституции ВС был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РФ. К его исключительным правам относились: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений, утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их исполнении, образование подотчетных ВС органов и др. Законы РСФСР принимались либо ВС, либо референдумом, проводимым по его решению. ВС проводил две сессии в год, образовывал постоянные комиссии.
    Конституционная реформа 27 октября 1989 г. проводилась в существенно изменившейся обстановке. В качестве высшего органа государственной власти РСФСР был учрежден СНД. состоявший из 1068 депутатов. А ВС преобразован в орган СНД, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР.
    Хотя в Конституции по-прежнему говорилось, что очередные сессии ВС проводятся два раза в год. работал он постоянно - каждая сессия длилась по 3-4 месяца. Постепенно ВС приобретал черты, характерные для парламента государства.
    Изменилась внутренняя структура ВС - он стал двухпалатным. ВС состоял из равноправных Совета Республики (СР) и СН. Численный состав палат определялся исходя из параметров СН. в который входили 3 депутата от каждой автономной республики, 1 депутат от каждой автономной области и каждого автономного округа (всего от автономий - 63) и по 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Таким образом. СН состоял из 126 депутатов, столько же депутатов было и в СР. Вместе с Председателем ВС. его первым заместителем и 3 заместителями насчитывалось 257 депутатов ВС. Это позволяло организовать работу депутатов на постоянной профессиональной основе. Кстати, на той же основе работали и другие депутаты, не являвшиеся членами ВС (еще порядка 200).
    ВС функционировал в качестве основного законодательного органа, хотя отдельные законы принимал и СНД. ВС утверждал государственные планы экономического и социального развития, государственный бюджет и отчеты об их выполнении, осуществлял функции контроля в отношении других государственных органов. Вначале ВС назначал Председателя Совета Министров РСФСР (его утверждал СНД), по предложению Председателя утверждал состав Правительства. С учреждением поста Президента у ВС осталось лишь право давать согласие на назначение Председателя Совета Министров.
    Съезд и ВС вели постоянную борьбу с Президентом РФ за усиление своих позиций, особенно в части формирования исполнительных органов и контроля за их деятельностью. В декабре 1992 г. было установлено (в Конституции), что ВС дает согласие на назначение не только Председателя Правительства, но и министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, безопасности. Закреплялась подотчетность Правительства не только Президенту, но и СНД и ВС. 21 сентября 1993 г. Президент прекратил деятельность СНД и ВС.
    По Конституций 1993 г. функции парламента выполняет Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

    Революция, произошедшая в России в начале двадцатого века, и последовавшие за ней изменения, привели к тому, что эта территория сначала стала называться РСФСР (с расшифровкой Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика), а потом стала частью СССР, который в 90-х годах уступил место СНГ.

    Такая стремительная смена наименования государств нередко ставит в тупик и путает. Однако, стоит лишь разобраться в терминологии и хронологии событий, и отличия РСФСР от СССР станут понятны.

    Образование РСФСР

    РСФСР и СССР: в чём их отличие, как они образовались, судьба РСФСР после развала СССР

    Революция в России 1917 г. и её результат

    Итогом прошедшей в 1917 году Февральской революции стало создание Временного правительства, как высшего органа власти, и коллегиального органа с представителями этих классов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

    Взошедший на престол после отречения Николая II, Михаил Романов передал всю власть и полномочия Временному правительству. Это означало конец монархического строя.

    Власть полностью получил Временный совет, и Россия из Империи превратилась в Республику 1 сентября 1917 года.

    Ещё некоторое время заняла советизация всей территории государства и установления на ней советской власти. Эти события привели к тому, что 19 июня 1918 г. в действие была введена Конституция РСФСР, закрепляющая за ним официальный статус и название Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

    Территориальное устройство РСФСР

    Вопрос о перераспределении границ внутри государства поднимался и до революции 1917 года. Обсуждалась необходимость создания новых губерний с Сибири и центральной России.

    Когда Временное правительство пришло к власти, от слов было решено перейти к делу. В Сибири от Томской губернии отделили Алтайскую, от Астраханской губернии была отделена Букеевская.

    Параллельно с процессом советизации, прокатилась волна создания советских республик и несоветских автономий на территории РСФСР. Кроме того, некоторые территории полностью отделились от страны, образовывая свои государства.

    Автономные республики на территории РСФСР

    Первые автономии в рамках РСФСР образовали на территории, настроенные против Советов, как можно было бы подумать. АССР в первую очередь образовали территории с преобладающим мусульманским населением. Таким образом, государство стало включать в себя регионы, которые фактически не были его субъектами.

    У автономий были свои органы власти, конституции, представители в союзном парламенте. За всё время упорядочивания власти Советом на территории государства с 1918 по 1922, в составе РСФСР возникли восемь автономных республик:

    1. Туркестанская АССР, просуществовавшая с 1918 по 1924 года в Средней Азии.
    2. Башкирская АССР со столицей в Уфе, появившаяся в 1919 году. В её состав вошли все районы Уфимской губернии.
    3. Татарская АССР, появившаяся в 1920 году на месте Казанской губернии со столицей в Казани.
    4. Киргизская АССР, образованная в 1920 году со столицей в Оренбурге. Позже, в 1925 году в итоге национальнотерриториального разделения, она превратилась в Казахскую АССР и вобрала в себя территории Туркестанской АССР, потеряв Оренбург. В 1936 году эта автономия вышла из состава РСФСР, став союзной республикой Казахстан.
    5. Горская АССР появилась в 1921 году на Северном Кавказе в результате временной, как оказалось позднее, консолидации народов этой территории. Через год из её состава вышли Кабарда, Чечня и Карачай. В результате этого автономия была упразднена в 1924 году. На её месте появились Ингушская и Северо-Осетинская автономные области.
    6. Дагестанская АССР появилась в 1921 году.
    7. Крымская АССР была образована в 1921 году, однако, после войны, в 1945 году её статус сменился с автономии на область. В 1954 году эта область перешла во владение Украины.
    8. Якутская АССР появилась в 1922 году.

    Если обратить внимание на карту РСФСР того периода, можно отметить, что иерархия субъектов государства не ограничивалась только автономными республиками в её составе. Особняком стояли и автономные области, правда, с меньшей самостоятельностью.

    Ещё одним автономным образованием на карте РСФСР были национальные трудовые коммуны, однако, все они позднее были переформированы в автономные республики или области. Прочие же территории делились на губернии.

    Территориальные реформы субъектов РСФСР

    Позднее, после реформы административно-территориального деления, в 1929 году было опубликовано постановление президиума ВЦИК, полностью упраздняющее губернии, и диктующее необходимость образования областей и краёв на этих территориях. Таким образом, были ликвидированы губернии, волости, уезды.

    Среди субъектов РСФСР на карте выделялись крупные территориальные единицы (6 областей и 7 краёв), а также АССР, автономные области, национальные округа, которые нарушали единообразное деление территорий. Время показало, что такие крупные субъекты довольно громоздки в управлении из-за больших площадей и численности населения.

    Поэтому последующие реформы были направлены на разукрупнение, дробление территорий. Первый период пришёлся на 1930–1939 годы, а затем процесс продолжился и после войны вплоть до 1954 года. Под реформирование попали и вошедшие в состав СССР и РСФСР новые территории.

    Дальнейшие изменения уже не были такими масштабными, и карта РСФСР образца 1958 года, к примеру, во многом похожа на современную карту Российской Федерации по составу субъектов. В период перестройки были внесены изменения в названия некоторых городов и изменён статус некоторых автономных субъектов.

    Акт Верховного Совета РСФСР от 3 июля 1991 года закрепил последние изменения в территориальном составе РСФСР.

    Образование СССР

    Конечной датой образования Союза Советских Социалистических Республик считается 30 декабря 1922 года. Именно тогда на I Съезде Советов СССР была принята декларация о его создании. К этому времени существовали уже следующие социалистические республики:

    • Российская (РСФСР).
    • Украинская.
    • Белорусская.
    • Азербайджанская.
    • Армянская.
    • Грузинская.

    Их представителям и выпала возможность решать, в какой форме будет образован союз. Победила идея создания союза советских республик, с вектором на централизованное объединение.

    Позднее в состав СССР вошли такие республики, как:

    • Туркменская.
    • Узбекская.
    • Таджикская.
    • Азербайджанская.
    • Киргизская.
    • Казахская.
    • Молдавская.
    • Литовская.
    • Латвийская.
    • Эстонская.
    • Карело-Финская.

    В таком виде Союз просуществовал до своего распада в 1991 году.

    Судьба РСФСР после СССР

    Распад СССР

    В то же время политика президента СССР Горбачёва, вставшего на курс перестройки, вызывала недовольство. Его пытаются лишить власти во время августовского путча 19–21 августа 1991 г.

    Согласно этому документу СССР прекращал своё существование. РСФСР фактически становилась преемником Союза в международном праве и геополитической реальности. В этом же году РСФСР меняет название на Российскую Федерацию.

    Изменения в Российской Федерации после распада СССР

    Основными задачами правительства РФ после ликвидации СССР было:

    • Урегулировать законодательный конфликт между государством и республиками, которые входили в его состав. Для этого с субъектами, в частности, с республиками, был подписан договор, разграничивающий предметы ведения. Он определял, что входит в круг полномочий для федеральных органов власти, а что относится к компетенции органов власти суверенных республик, входящих в состав государства. Такими же договорами разграничивались полномочия с краями, автономиями и областями.
    • Отделить денежную систему России от систем прочих стран СНГ, которые использовали рубль в денежном обороте внутри страны. Для этого во время денежной реформы изымались из использования в России денежные билеты Госбанка СССР.
    • Законодательно закрепить основы, на которых будет строиться российская государственность. Это было сделано с принятием новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

    Как отличить РСФСР и СССР?

    Если необходимо выделить основное и главное отличие, то можно сказать, что эти два государства представляли собой матрёшку. СССР, как большая матрёшка, включал в себя РСФСР и ещё ряд других республик. Союз был сформирован с РСФСР, как центральной Республикой, и после развала именно РСФСР заняла его место на политической карте мира.

    Образование СССР в 1922 г. Эволюция государственности СССР

    РСФСР и СССР: в чём их отличие, как они образовались, судьба РСФСР после развала СССР

    Через месяц после окончания гражданской войны, 30 декабря 1922 г. на большей части бывшей Российской империи было образовано новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В состав СССР вошли четыре республики:

    • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР);
    • Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР);
    • Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР);
    • Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР — федерация Грузии, Армении и Азербайджана).

    Официально СССР был оформлен как федерация равноправных республик. Однако на деле объединение носило формальный характер:

    • три республики — УССР, БССР и ЗСФСР — были искусственными государственными образованиями, созданными РСФСР с помощью военной силы (Красной Армии), и были сателлитами РСФСР;
    • во всех четырех государствах у власти была одна партия — партия большевиков, создавшая видимость национальных боль­шевистских партий.

    Фактически созданный СССР был не союзом четырех государств, а новой формой существования возрожденной Российской империи. Трансформация Российской империи в СССР стала результатом ленинской национальной политики.

    Впервые вопрос об устройстве будущей федерации встал еще до создания СССР — при подготовке проекта первой советской Конституции в 1918 г. Было выдвинуто два подхода, вокруг которых велись дискуссии:

    Первоначально верх взял план И.В. Сталина. В результате, РСФСР была построена по плану Сталина, а СССР — по плану Ленина.

    После принятия Конституции РСФСР 1918 г. внутри России в соответствии с планом И.В. Сталина — первого наркома по делам национальностей, началось создание национальных автономий:

    • в 1918 г. была создана первая автономия — Трудовая коммуна немцев Поволжья;
    • затем в 1920 г. — Башкирская АССР (Автономная Советская Социалистическая Республика);
    • Татарская АССР;
    • Калмыцкая АССР;
    • Киргизская АССР (в 1925 г. Киргизия была переименована в Казахстан, а Киргизией стала называться другая автономия)
    • иные автономии (Якутия, Бурятия, Мордовия, Удмуртия и др.). СССР уже строился по другому принципу — как федерация равноправных союзных республик (государств), где республики могут выйти из состава СССР и имеют одинаковый статус с другой республикой — РСФСР (по плану В.И. Ленина). Однако поскольку первые союзные республики (УССР, БССР и ЗСФСР) находились под полным контролем партии большевиков и РСФСР, в то время данные нормы были формальностью — это была демократичная с виду и привлекательная для будущих членов правовая оболочка по сути централизованного государства. С точки зрения ожидания мировой революции это была единственно правильная форма объединения. Будущие новые члены мировой социалистической федерации вряд ли бы стали вступать в состав России, в то время как форма Союза Советских Социалистических Республик уже в своем названии подразумевала мировой наднациональный характер новой федерации, которая со временем могла объединить весь мир.

    Первая Конституция СССР, принятая в январе 1924 г., прак­тически скопировала устройство власти в РСФСР:

    Во всех 11 республиках как старых, так и новых в 1937 г. были приняты стандартные Конституции, во многом повторившие Конституцию СССР 1936 г. В союзных республиках создавались автономные республики, автономные области и автономные (первоначально — национальные) округа.

    РСФСР

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР, Российская РСФСР) – название, которое носила Россия с 1918 года до 1991. Название было официально закреплено Конституцией 1936 года и Конституцией 1937 года.

    Российская Империя превратилась в социалистическое государство (республику) в результате революции 1917 года, когда большевики свергли существующий монархический строй, и начали строить новое государство по принципам социализма.

    Россия, превратившаяся в первое в мире социалистическое государство, стала носить название Российская Социалистическая Федеративная советская Республика, которое позже было заменено и уточнено. Также неофициально страну именовали Российской Федерацией.

    Следует понимать, что РСФСР и СССР – разные вещи. РСФСР (Россия) входила в состав СССР, как одна из союзных республик, а после развала СССР существовала как самостоятельное государство, которое трансформировалось в Российскую Федерацию.

    Крушение монархии и создание республики

    После февральской революции 1917 года в России установилось двоевластие – власть в стране принадлежала одновременно Временному Правительству и Совету рабочих, солдатский и крестьянских депутатов (верховному органу, объединявшему в себе различные местные советы).

    Император Николай 2 отрекся от престола в пользу Михаила Романова. Однако тот передал всю власть Временному Правительству, таким образом завершив эпоху самодержавия.

    До момента созыва Учредительного Собрания власть все еще могла вернуться в качестве монархии, однако вскоре стало понятно, что это невозможно.

    В июле председатель Совета признал полную и неограниченную власть Временного Правительства, отказываясь от права на управление страной, а уже в сентябре Россия официально прекратила существовать, как Империя и стала Республикой.

    Создание РСФСР

    Однако большевики не собирались так быстро отдавать власть. Ситуация в стране все еще была тяжелой и в октябре 1917 года вспыхнуло новое восстание, в результате которого 2 Съезд Советов провозгласил создание Российской Советской Республики. В январе 1918 года прошел новый съезд, на котором В.И.

    Ленин уже официально провозгласил переход власти в стране от Временного правительства и Учредительного собрания у Советам – старый режим рухнул, не просуществовав и года.

    С 1918 года и по 1921 велось активное назидание и распространение советской власти по территории России. Не все части страны хотели подчиняться большевикам, поэтому все чаще стали происходить вооруженные столкновения, которые привели в итоге к крупномасштабной гражданской войне между сторонниками и противниками Советов. Война шла до 1921 года, а на некоторых территориях столкновения продолжались и после этого.

    Несмотря на сопротивление, Советы все же смогли отстоять право единолично управлять Россией. Еще в самом начале войны Москва была объявлена новой столицей (ее перенесли во многом по военным соображениям), а также была принята первая Конституция РСФСР, которая окончательно закрепила новый режим.

    После войны, 30 декабря 1922 года состоялся 1 Съезд Советов СССР, на котором и было провозглашено создание нового государства – Союза Советских Социалистических республик – в состав которого и вошла РСФСР.

    Государственная система управления РСФСР

    РСФСР, как субъект, подчинялась власти правительства СССР, однако существовали в республике и свои законодательные органы. Вплоть до 1990 года высшим государственным лицом считался Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, однако реальной властью этот человек не обладал, должность была, скорее, номинальная, нежели реальная. Отличалась РСФСР еще и тем, что не имела, в отличие от других субъектов, собственного первого секретаря и коммунистической партии – РСФСР подчинялась компартии СССР.

    Читайте также: