Какой принцип положен в основу классификации баллад

Обновлено: 25.06.2024

Интегрированный урок с использованием карты РНС

Оборудование: мультимедийная презентация, литературные тексты баллад разного типа, рабочие листы для студентов, карты РНС данного урока.

Скаковская Г.Н.

1. Объявление темы и дисциплин, интегрируемых на занятии.

2. Совместное целеполагание.

Определение вместе со студентами цели и задач занятия.

3. Выявление знаний студентов о жанре баллады, полученных в средней школе. Самостоятельная работа студентов по определению жанра.

Коррекция определений жанра, предложенных студентами. Знакомство с научным определением жанра баллады.

Самопроверка. Работа с картой РНС.

Не все фольклористы выделяют балладу в самостоятельный жанр. Мы будем опираться на мнение и классификацию П. Киреевского, который не только выделил балладу как жанр фольклора, но и предпринял попытку ее классификации.

Знакомство с историей термина. Две точки зрения на вопрос о возникновении термина.

Скаковский И.Г.

В начале 19 века жанр баллады начинает активно вводить в русскую литературу В.А. Жуковский.

Скаковская Г.Н.

5.Как уже было сказано, к этому материалу вы обратитесь в курсах зарубежной и русской литератур 19 века. А мы познакомимся с классификацией народных баллад, предложенной П.В. Киреевским.

6.Знакомство с примером мифологической баллады.

В процессе чтения студенты готовят ответы на вопросы:


  1. Как связана эта баллада с мифологией?

  2. Как строится ее сюжет?

  3. Какие художественные средства можно обнаружить в тексте баллады?

Заполнение студентами карты РНС по итогам работы.

В балладе действует мифологический герой – Змей. И сюжет строится на взаимоотношениях Змея и человека – княгини. Сюжет баллады носит характер фрагментарный - баллада не имеет развязки – неизвестно, что сделало со Змеем рожденное от него дитя.

С точки зрения художественных средств в балладе можно найти общефольклорные эпитеты, сравнения, повторы, инверсирование.

Скаковский И.Г.

7. Определение стихотворной системы текста.

-Давайте посмотрим на эту балладу с точки зрения стихосложения. Вам известны три системы стихосложения. Назовите их.

Студенты называют тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы.

Студенты пытаются определить, что баллада написана тоническим стихом, и доказать это.

Тоническая система стихосложения наиболее характерна для фольклора, особенно для древних его образцов.

Скаковская Г.Н.

Знакомство с примерами классической баллады, которые были наиболее известны и широко распространены. Классификация делит такие баллады на любовные и семейные.

Любовные баллады.

Работа по карте РНС. Выполнение заданий 4группы.

Выяснение, к какой сюжетной группе принадлежит этот текст, какие художественные средства для него характерны.

Если в мифологической балладе не было конца, то в этой за пределами текста остается начало – неясно, за что девица отравила молодца. Особенностью баллады является и то, что она строится на диалоге. Трагизм сюжета создается тем, что герой произносит монолог перед своей смертью и при этом не обвиняет девицу, а просит достойно похоронить его.

Работа с картой РНС. Определение баллов за выполненную работу.

Семейные баллады.

Работа по карте РНС. Выполнение заданий №5.

-Что сближает ее с предыдущей балладой?

Создана в тонической системе, в ней есть диалог, используются традиционные фольклорные художественные средства. Объединяет трагизм ситуации.

-Что отличает эту балладу от предыдущей?

-композиция ее выстраивается по всем правилам эпического произведения;

-герой приобретает черты психологизма, он отстаивает перед лицом смерти свое право на любовь.

-баллада передает через слово и действие чувства и состояния героев.

Скаковский И.Г.

Стихотворение написано Пушкиным на юге в самый романтический период его творчества, и лексика отдает этим романтизмом. Вместе с тем эта баллада несомненно связана с фольклорной традицией.

Работа по карте РНС. Задание №6.

Эпитеты баллады Пушкина говорят о ее ориентированности на фольклорную традицию. Неслучайно в год появления эта баллада была положена на музыку Верстовским, и романс сразу приобрел большую популярность.

Работа по карте РНС. Выполнение задания №7.

Отличие этой баллады от фольклорной традиции – уход от обязательной кровавой развязки. В некрасовской балладе языческий мир зимы с его жестокими законами возмездия противостоит весне, несущей христианскую идею любви, терпения и прощения.

Скаковская Г.Н.

Передача названа по первой строчке широко известной городской баллады. Послушаем ее и подумаем: как в этом произведении соединяются черты фольклора и литературы.

Исполнение песни под гитару.

Связь с приключенческой литературой, литературный сюжет. От классической баллады - конфликт.

Скаковский И.Г.

Меняется сфера обитания баллады. Городская баллада испытывает воздействие литературной традиции и на уровне сюжета, и на уровне стихотворной формы.

Работа по карте РНС, задание №8. Определите систему стихосложения и стихотворный размер.

Студенты определяют систему стихосложения как силлабо- тоническую. Шестистопный хорей в первой строке с переходом на ямб в дальнейшем с большим числом пиррихиев. Это связано с песенным характером текста.

Скаковская Г.Н.

Подведение итогов занятия.

1.Человек в балладе.

2.Наличие катарсиса, с которым студенты встречались в древнегреческих трагедиях – очищение через страдание.

Скаковский И.Г.

О взаимоотношениях литературы и фольклора вы продолжите разговор в последующих литературных курсах .

Комментарий.
Урок показывает возможности интеграции внутри разных литературных курсов и дает возможность студентам учиться применять уже полученные литературоведческие знания (о системах стихосложения и стихотворных размерах) и видеть перспективу применения знаний, полученных в ходе данного занятия, при изучении других литературных курсов.

Добрые христиане воображают себе, будто Господь Бог имеет самую внушительную картотеку. Кароль Ижиковский
ещё >>

Чтобы узнать о медленной форме популярной музыки, такой как песни о любви, поп- и рок-баллады, см. " Сентиментальная баллада" .

Для получения информации о модифицированном типе блюзовой музыки в Южной Корее см. Корейскую балладу .



Многие баллады были написаны и продаются в виде отдельных листов бортов . Эта форма часто использовалась поэтами и композиторами с 18 века для создания лирических баллад. В конце 19 века этот термин приобрел значение медленной формы популярной песни о любви и часто использовался для любой песни о любви, особенно сентиментальной баллады поп- или рок-музыки, хотя этот термин также связан с концепцией песни о любви. стилизованная песня или стихотворение-повествование, особенно когда они используются в качестве названия для других средств массовой информации, таких как фильм.

СОДЕРЖАНИЕ

Происхождение


Форма баллады

Изначально баллады были написаны для сопровождения танцев и поэтому были составлены в виде куплетов с припевами в чередующихся строках. Танцоры пели эти припевы одновременно с танцем. Большинство северных и западноевропейских баллад написаны в виде балладных строф или четверостиший (четырехстрочных строф ) из чередующихся строк ямба (безударный, за которым следует ударный слог), тетраметра (восемь слогов) и триметра ямба (шесть слогов), известных как балладный метр. . Обычно рифмуются только вторая и четвертая строки четверостиший (в схеме a, b, c, b), что было принято, чтобы предположить, что первоначально баллады состояли из куплетов (двух строк) рифмованных стихов, каждый из 14 слогов. Это можно увидеть в этой строфе из " Лорд Томас и прекрасная Аннет ":

Лошадь | ярмарка Энн | et rode | вверх на |
Он амб | привел как | ветер |,
С SIL | вер он | был обут | быть передним ,
с ожогом | ING золото | быть задним |,

Этот паттерн сильно варьируется почти во всех отношениях, включая длину, количество строк и схему рифм, что делает строгое определение баллады чрезвычайно трудным. В южной и восточной Европе, а также в странах, унаследовавших от них свои традиции, структура баллад значительно отличается, как, например, испанские романсы , которые являются восьмисложными и используют созвучие, а не рифму.

Во всех традициях большинство баллад являются повествовательными по своей природе, с самодостаточным сюжетом, часто кратким и основанным на образах, а не на описании, которое может быть трагическим, историческим, романтическим или комическим. Часто встречаются темы, касающиеся сельских рабочих и их сексуальности, и есть много баллад, основанных на легенде о Робин Гуде. Другой общей чертой баллад является повторение иногда четвертых строк в последующих строфах в качестве припева , иногда третьей и четвертой строк строфы, а иногда и целых строф.

Состав


Передача инфекции

Классификация


Традиционные баллады

Считается, что традиционная, классическая или популярная (в смысле народа) баллада началась с странствующих менестрелей позднесредневековой Европы. С конца 15 века здесь печатаются баллады, свидетельствующие о богатых традициях популярной музыки. Ссылка в Ленгленд «s Пирса Пахарь указывает на то, что баллады о Робин Гуде были спеты по крайней мере с конца 14 века и старейший подробный материал Винкин Де Уорд в сборник Робин Гуд баллад печатается около 1495.

Было высказано предположение, что растущий интерес к традиционным популярным балладам в восемнадцатом веке был вызван социальными проблемами, такими как движение за ограждение, поскольку многие баллады касаются тем, касающихся сельских рабочих. Джеймс Дэйви предположил, что общие темы парусного спорта и морских сражений могли также побудить к использованию (по крайней мере, в Англии) популярных баллад в качестве инструментов набора военно-морских сил.

Ключевая работа над традиционной балладой была предпринята в конце 19 века в Дании Свендом Грундтвигом, а для Англии и Шотландии профессором Гарварда Фрэнсисом Джеймсом Чайлдом . Они попытались записать и классифицировать все известные баллады и варианты в выбранных ими регионах. Поскольку Чайлд умер до того, как написал комментарий к своей работе, неясно, как именно и почему он различал 305 напечатанных баллад, которые будут опубликованы как английские и шотландские популярные баллады . Было много разных и противоречивых попыток классифицировать традиционные баллады по темам, но обычно выделяются следующие типы: религиозные, сверхъестественные, трагические, любовные баллады, исторические, легендарные и юмористические. Традиционная форма и содержание баллады были изменены, чтобы сформировать основу для двадцати трех похабных порнографических баллад, появившихся в подпольном викторианском журнале The Pearl , который выходил восемнадцатью номерами в период с 1879 по 1880 год. В отличие от традиционной баллады, эти непристойные баллады агрессивно издевался над сентиментальной ностальгией и краеведом.

Broadsides


Литературные баллады

Баллады оперы


В 18 веке балладные оперы развивались как форма английского сценического развлечения , отчасти в противовес итальянскому господству на лондонской оперной сцене. Он состоял из пикантных и часто сатирических разговорных (английских) диалогов, перемежающихся песнями, которые намеренно делаются очень короткими, чтобы свести к минимуму нарушения хода истории. Вместо более аристократических тем и музыки итальянской оперы, балладные оперы были положены на музыку популярных народных песен и имели дело с персонажами низшего сословия. Сюжет включал низшие, часто криминальные приказы, и обычно демонстрировал приостановку (или инверсию) высоких моральных ценностей итальянской оперы того периода.

За пределами Европы

Американские баллады


Блюзовые баллады

Блюзовая баллада считается сплавом англо-американского и афро-американского музыкальных стилей 19 века. Блюзовые баллады, как правило, имеют дело с активными главными героями, часто с антигероями, сопротивляющимися невзгодам и авторитету, но часто им не хватает сильного повествования и вместо этого подчеркивает характер. Они часто сопровождались банджо и гитарой, что соответствовало музыкальному формату блюза . Самые известные блюзовые баллады - о Джоне Генри и Кейси Джонсе .

Баллады Буша


Обложка к основополагающему сборнику бушевых баллад Банджо Патерсона 1905 года, озаглавленному "Песни старого Буша"

Сентиментальные баллады

Интегрированный урок с использованием карты РНС

Оборудование: мультимедийная презентация, литературные тексты баллад разного типа, рабочие листы для студентов, карты РНС данного урока.

Скаковская Г.Н.

1. Объявление темы и дисциплин, интегрируемых на занятии.

2. Совместное целеполагание.

Определение вместе со студентами цели и задач занятия.

3. Выявление знаний студентов о жанре баллады, полученных в средней школе. Самостоятельная работа студентов по определению жанра.

Коррекция определений жанра, предложенных студентами. Знакомство с научным определением жанра баллады.

Самопроверка. Работа с картой РНС.

Не все фольклористы выделяют балладу в самостоятельный жанр. Мы будем опираться на мнение и классификацию П. Киреевского, который не только выделил балладу как жанр фольклора, но и предпринял попытку ее классификации.

Знакомство с историей термина. Две точки зрения на вопрос о возникновении термина.

Скаковский И.Г.

В начале 19 века жанр баллады начинает активно вводить в русскую литературу В.А. Жуковский.

Скаковская Г.Н.

5.Как уже было сказано, к этому материалу вы обратитесь в курсах зарубежной и русской литератур 19 века. А мы познакомимся с классификацией народных баллад, предложенной П.В. Киреевским.

6.Знакомство с примером мифологической баллады.

В процессе чтения студенты готовят ответы на вопросы:


  1. Как связана эта баллада с мифологией?

  2. Как строится ее сюжет?

  3. Какие художественные средства можно обнаружить в тексте баллады?

Заполнение студентами карты РНС по итогам работы.

В балладе действует мифологический герой – Змей. И сюжет строится на взаимоотношениях Змея и человека – княгини. Сюжет баллады носит характер фрагментарный - баллада не имеет развязки – неизвестно, что сделало со Змеем рожденное от него дитя.

С точки зрения художественных средств в балладе можно найти общефольклорные эпитеты, сравнения, повторы, инверсирование.

Скаковский И.Г.

7. Определение стихотворной системы текста.

-Давайте посмотрим на эту балладу с точки зрения стихосложения. Вам известны три системы стихосложения. Назовите их.

Студенты называют тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы.

Студенты пытаются определить, что баллада написана тоническим стихом, и доказать это.

Тоническая система стихосложения наиболее характерна для фольклора, особенно для древних его образцов.

Скаковская Г.Н.

Знакомство с примерами классической баллады, которые были наиболее известны и широко распространены. Классификация делит такие баллады на любовные и семейные.

Любовные баллады.

Работа по карте РНС. Выполнение заданий 4группы.

Выяснение, к какой сюжетной группе принадлежит этот текст, какие художественные средства для него характерны.

Если в мифологической балладе не было конца, то в этой за пределами текста остается начало – неясно, за что девица отравила молодца. Особенностью баллады является и то, что она строится на диалоге. Трагизм сюжета создается тем, что герой произносит монолог перед своей смертью и при этом не обвиняет девицу, а просит достойно похоронить его.

Работа с картой РНС. Определение баллов за выполненную работу.

Семейные баллады.

Работа по карте РНС. Выполнение заданий №5.

-Что сближает ее с предыдущей балладой?

Создана в тонической системе, в ней есть диалог, используются традиционные фольклорные художественные средства. Объединяет трагизм ситуации.

-Что отличает эту балладу от предыдущей?

-композиция ее выстраивается по всем правилам эпического произведения;

-герой приобретает черты психологизма, он отстаивает перед лицом смерти свое право на любовь.

-баллада передает через слово и действие чувства и состояния героев.

Скаковский И.Г.

Стихотворение написано Пушкиным на юге в самый романтический период его творчества, и лексика отдает этим романтизмом. Вместе с тем эта баллада несомненно связана с фольклорной традицией.

Работа по карте РНС. Задание №6.

Эпитеты баллады Пушкина говорят о ее ориентированности на фольклорную традицию. Неслучайно в год появления эта баллада была положена на музыку Верстовским, и романс сразу приобрел большую популярность.

Работа по карте РНС. Выполнение задания №7.

Отличие этой баллады от фольклорной традиции – уход от обязательной кровавой развязки. В некрасовской балладе языческий мир зимы с его жестокими законами возмездия противостоит весне, несущей христианскую идею любви, терпения и прощения.

Скаковская Г.Н.

Передача названа по первой строчке широко известной городской баллады. Послушаем ее и подумаем: как в этом произведении соединяются черты фольклора и литературы.

Исполнение песни под гитару.

Связь с приключенческой литературой, литературный сюжет. От классической баллады - конфликт.

Скаковский И.Г.

Меняется сфера обитания баллады. Городская баллада испытывает воздействие литературной традиции и на уровне сюжета, и на уровне стихотворной формы.

Работа по карте РНС, задание №8. Определите систему стихосложения и стихотворный размер.

Студенты определяют систему стихосложения как силлабо- тоническую. Шестистопный хорей в первой строке с переходом на ямб в дальнейшем с большим числом пиррихиев. Это связано с песенным характером текста.

Скаковская Г.Н.

Подведение итогов занятия.

1.Человек в балладе.

2.Наличие катарсиса, с которым студенты встречались в древнегреческих трагедиях – очищение через страдание.

Скаковский И.Г.

О взаимоотношениях литературы и фольклора вы продолжите разговор в последующих литературных курсах .

Комментарий.
Урок показывает возможности интеграции внутри разных литературных курсов и дает возможность студентам учиться применять уже полученные литературоведческие знания (о системах стихосложения и стихотворных размерах) и видеть перспективу применения знаний, полученных в ходе данного занятия, при изучении других литературных курсов.

По-настоящему начинаешь беспокоиться за своего мальчика лишь тогда, когда он, уходя, закрывает за собой дверь совершенно бесшумно.
ещё >>

Баллада относится к особому жанру в мировой литературе, который зародился в средневековую эпоху. Его любили поэты, писавшие романтические произведения. Впоследствии он получил новое значение, то есть был переосмыслен. Этот жанр содержит определенные черты, которые кардинально отличают его от других типов стихотворений. Говоря о том, что такое баллада, необходимо обозначить некоторые факты.

Особенности баллады как особого жанра в русской литературе

Понятие и признаки

В различных современных словарях дано множество определений значения этого термина. Самым распространенным является следующее: баллада — это художественное стихотворение лиро-эпического характера, которое имеет хороший и насыщенный сюжет. Он повествует читателю как об исторических событиях, так и о бытовой жизни героев. Кроме того, основными действующими лицами в таких произведениях часто являются герои из мифологии.

Робин Гуд

Термин также активно используется в сольном музыкальном произведении. Он означает некое повествование вокального или инструментального типа. В литературе баллада представляет собой стихотворение, содержащее несколько строф, которые имеют строение как ритмического, так и определенного интонационного характера.

Литературный жанр, к которому относится баллада, тесно связан с различного рода фольклорными преданиями и легендами из народа. Все это привело к тому, что он стал иметь в себе как черты рассказа, так и музыки, песен. Его создателем можно по праву считать Роберта Бернса. В качестве образца для создания своих произведений он выбрал устное народное творчество.

Главный конфликт в балладных русских произведениях состоит в противостоянии личности с устоявшимися традициями. Кроме того, кульминация разворачивающихся действий не имеет экспозиции, но в конце её всегда находится некая мотивация. Она может быть представлена в виде доноса или клеветы. В дальнейшем это определяет последующие действия персонажей в балладе.

Основная идея этого литературного жанра заключается в демонстрации трагической участи человека, который живет в условиях безнравственного феодального общества, пропитанного деспотизмом, жестокостью, грубостью и бесчеловечностью. Социальные рамки вынуждают людей совершать поступки, которые в дальнейшем приводят к ужасным событиям.

Признаки баллады имеют особую уникальность, несвойственную другим литературным творениям. Среди них существуют наиболее яркие черты, составляющие особенности жанра баллады. К ним относятся следующие отличия:

Признаки баллады

  • яркое выражение чувств как самого автора, так и главных персонажей в произведении;
  • наличие яркого сюжета, который при желании писателя может быть описан в виде диалога;
  • широкое использование приема таинственности и мистики;
  • описание чего-то неведомого и неопознанного в тексте;
  • действия разворачиваются в удивительно завораживающем пейзаже.

Но главной чертой баллады выступает объединение эпических и лирических признаков, которые придают короткому тексту некую изюминку и своеобразие.

Место в русской литературе

Ахилл

Помимо написания собственных балладных произведений Жуковский также занимался активным переводом на русский язык литературных творений зарубежных писателей. К ним относятся Шиллер, Вальтер Скотт, Гете и Уланд.

Анализ творчества Жуковского

Анализ творчества Жуковского

Баллады Жуковского

  • динамичность разворачивающихся событий;
  • высокая значимость диалогов для сюжетной линии;
  • сильная передача автором чувств, которые начинают испытывать главные персонажи поэмы, читателя охватывают ужас и страх, возникающие у ребенка и его отца из-за Лесного царя;
  • наличие мистики — в основном это проявляется как из-за самого царя, так и из-за гибели младенца.

Ознакомившись с этой балладой, читатель может испытать чувство незаконченности сюжета, что придает тексту еще большую таинственность.

Таким образом, баллада в русской литературе представляет собой очень увлекательный жанр. В центре событий находится личность с характерными нравственными проблемами, социальными противоречиями и переживаниями, в то время как в сказках обычно присутствуют действия оптимистического характера, а в былинах — героические.

Стих баллады имеет большую подвижность, чем у произведений, относящихся к былинам. При прочтении это становится заметно на наиболее драматичных моментах в жизни главных действующих лиц, связанных с потерями любимых людей, переживаниями и страхами.

Творчество Жуковского

Русский балладный жанр описывает трагичную судьбу главного героя, которым является обычно женщина. Раскрываемое в художественном произведении трагическое событие может заключаться в виде преступления, которое было совершено по отношению к семье или близким родственникам. Это способствует созданию напряжения в сюжете.

Главным действующим лицам свойственны глубокие раздумья о своей судьбе и жизни. Автор в балладе часто описывает душевные терзания, например, убийцы, а также его раскаяние за совершенные деяния. Сюжетная линия произведений этого жанра призвана повествовать читателю о событиях с ярко выраженным трагическим пафосом. Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время наметилась тенденция по незаслуженному сокращению популярности балладного жанра.

Читайте также: