Как назывался первый письменный памятник древнерусского права

Обновлено: 02.07.2024


Ярослав Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова

Летописная легенда, зафиксированная в Новгородской I летописи младшего извода, под 1016 годом рассказывает о событиях, связанных с борьбой князя Ярослава, 1 ´ который в дальнейшем получил прозвание Мудрый, за великое Киевское княжение. Именно тогда якобы и была создана так называемая Русская правда. Впрочем, реальные обстоятельства составления этого памятника русской истории и культуры до сих пор остаются дискуссионными.

Далее в летописи читается текст Русской Правды в Краткой редакции.

Русская Правда сохранилась в огромном количестве рукописных копий, их насчитывается более сотни. Однако архетип 3 ´ и ранние списки памятника до наших дней не дошли, имеются только поздние списки, которые включаются в летописи и различные сборники церковных правовых текстов.

Все списки Русской Правды подразделяются на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную, наибольшее количество сохранившихся списков относится к Пространной редакции.


Татищев Василий Никитич (1686 – 1750)

Известно лишь два аутентичных списка Краткой редакции Русской Правды (или Краткой Правды) – Комиссионный (Археографический) и Академический XV века списки, которые представляют Новгородскую I летопись младшего извода. Краткая Правда была открыта В.Н. Татищевым, 4 ´ он же первым описал данный правовой кодекс и подготовил его к публикации. 5 ´ Именно он разделил Краткую Правду на две основные части – Правду Ярослава и Правду Ярославичей – и предложил их рубрикацию на статьи.

  • Краткая редакция включает 43 статьи и состоит из следующих частей:
  • Правда Ярослава – статьи 1 – 18 (самая древняя часть, большинство ученых полагает, что ее надо датировать 1016 годом),
  • Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода и Святослава) – статьи 19 – 41 (не имеет точной даты),
  • Покон вирный – статья 42, представляет собой определение порядка кормления вирников (создана с 1020-х или 1030-х годах),
  • Урок мостникам – статья 43, представляет собой регулирование оплаты строителей мостовых или мостов (создана с 1020-х или 1030-х годах).

Пространная редакция (или Пространная Правда) известна в нескольких десятках списков, в основном они датируются XIII – XV веками и более поздним временем и входят в состав Кормчих книг, 6 ´ Мерила Праведного, 7 ´ летописей и книг церковно-правового характера. Древнейший список представлен в Синодальной Кормчей XIII века (так называемый Синодальный список Русской Правды). Наиболее сохранный список входит в состав Троицкого списка Мерила праведного XIV века (Троицкий список Русской правды).

В Пространной редакции выделяют 121 статью, объединенные в две основные части – Устав Ярослава Владимировича и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха 8 ´ (или Устав о резах). Исследователи полагают, что Пространная редакция основана на Краткой, в которую были внесены изменения и дополнения, в том числе и во времена правления Мономаха. Пространная редакция, таким образом, возникла в XII веке, а в XIII веке, по мнению Я. Н. Щапова, 9 ´ она активно использовалась в Новгородском церковном суде по светским делам.

Значительный вклад в изучение Русской Правды внесли А. И. Соболевский 10 ´ и Е. Ф. Карский, 11 ´ осуществившие фототипические издания памятника по Синодальному списку. 12 ´


Зимин Александр Александрович (1920 – 1980)

Сокращенная редакция Русской Павды была составлена путем сокращения пространной Правды, известна в двух списках Кормчих XVII века.

В состав Сокращенной редакции входит 50 статей. По мнению А. А. Зимина 13 ´ Сокращенная редакция была попыткой приспособить Пространную Правду к реалиям XVI – начала XVII веков при помощи исключения устаревших норм.

В фонетике, морфологии и синтаксисе Русской Правды преобладают восточнославянские черты.

В синтаксисе – преимущественно сочинительная связь предложений, преобладание бессоюзия (а если и употребляются союзы, то большей частью русские по происхождению), встречается чисто русская синтаксическая черта – оборот именительный дополнения при инфинитиве.

Лексика и фразеология Русской Правды относится к сфере государственно-юридической и общественно-политической жизни, также обильно представлена сельскохозяйственная лексика.

1 ´ Ярослав Владимирович Мудрый (около 978 – 1054) – сын князя Владимира Святославича, княжил в Ростове, Новгороде, великий князь Киевский (1016 – 1054 годы). В крещении наречен Георгием, в Русской Православной Церкви почитается как святой благоверный князь. При Ярославе Мудром на Руси активно строили храмы, развивалась книжная культура и образованность, был составлен первый свод государственных законов Русская Правда, развивались дипломатические отношения с Византией и европейскими странами.

2 ´ Новгородская первая летопись младшего извода // Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – Л., 1950. С.175-176.

5 ´ Законы древние Руские, для пользы всех любомудрых собранные и неколико истолкованные тайным советником Васильем Татищевым. 1738 года // Продолжение Древней российской вивлиофики. Часть 1, содержащая Правду Русскую и Судебник царя и великого князя Ивана Васильевича с примечаниями г. тайного советника Василья Никитича Татищева. СПб., 1786

6 ´ Кормчая книга, Кормчая, Пидалион (греч. Πηδάλιον, Πηδαλίων – кормовое весло, кормило, рукоять кормила или руль), или Номоканон (греч. Νομοκανών от греч. νόμος – закон, устав + греч. κᾰνών – канон, правило) – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде православных славянских стран; также служили для передачи различных древних текстов. На русской почве византийский сборник дополнялся древнерусскими правовыми документами.

7 ´ Мерило праведное – древнерусских сборник церковно-канонических и юридических и документов. Древнейший список относится с XIV веку. Состоит из двух частей. Первая включает слова и поучения о праведных судьях и князьях. Вторая часть представляет собой тематическую подборку статей у судьях из Кормчей книги русской редакции. Мерило праведное носило учительный характер, свойственный византийским юридическим памятникам.

9 ´ Щапов Ярослав Николаевич (1928 – 2011) – советский и российский историк, историк церкви. Доктор исторических наук, профессор. Член-корреспондент РАН; член-корреспондент АН СССР, Советник Российской академии наук. Автор 10 монографий и более 400 научных работ по истории Древней Руси IX—XIV вв. и публикатор источников.

12 ´ См.: Соболевский А. И. Две редакции Русской Правды. – М.,1916; Карский Е.Ф. Русская Правда по древнейшему списку. – Л., 1930.

Читайте также: