Как назывался первый международный орган занимающийся контролем в правозащитной сфере оон

Обновлено: 18.05.2024

Карташкин В.А., заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Правозащитный механизм ООН создавался в течение многих лет после принятия ее Устава и учреждения Организации. Устав ООН, возлагая на Организацию Объединенных Наций обязанность содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии", не предусматривал для этой цели создание специальных органов в области прав человека. Статья 60 Устава лишь указывала на то, что выполнение полномочий Организации в экономической и социальной сферах возлагается на Экономический и Социальный Совет (далее - ЭКОСОС) под руководством Генеральной Ассамблеи. В 1946 году ЭКОСОС в качестве своего вспомогательного органа учредил Комиссию по правам человека, в функции которой (с момента создания) входила подготовка предложений и докладов названному Совету относительно Международного билля о правах человека; различных конвенций в этой области; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации и других вопросов (Резолюции 5I и 9II от 1946 г.). Комиссия по правам человека на своей же первой сессии в 1947 г. учредила в качестве собственного вспомогательного органа Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, состоявшую не из представителей государств, а из экспертов, выполняющих свои обязанности в личном качестве .

Более подробно о создании и деятельности Комиссии и Подкомиссии см.: Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1976. С. 113 - 127; Лукьянцев Г.Е. Международный контроль в области прав человека. М., 2005. С. 93 - 115.

Со временем данные органы составили основу правозащитного механизма Организации Объединенных Наций. Необходимо отметить, что этот механизм не был статичным. Комиссия по правам человека неоднократно модифицировала процедуру как своей работы, так и Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Такие изменения носили эволюционный характер и не касались существа деятельности Комиссии и Подкомиссии.

Однако десятилетия, прошедшие после начала функционирования правозащитного механизма ООН и принятия Пактов о правах человека, многочисленных международных договоров в рассматриваемой сфере, выявили актуальную необходимость реформирования этого механизма. Данный императив был обусловлен преимущественно двумя следующими обстоятельствами:

  • реализация прав человека в значительной мере отстает от закрепленных в Пактах и других международных документах принципов и норм, которые нарушаются практически повсеместно;
  • в последние годы способность Комиссии защищать основные права и свободы была существенно подорвана вследствие уменьшения доверия к ней со стороны международного сообщества, а также отсутствия профессионализма и наличия практики двойных стандартов в ее работе .

После длительных дебатов и обсуждения различных предложений по реформированию правозащитного механизма Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН на своем пленарном заседании 15 марта 2006 г. приняла Резолюцию 60/251, озаглавленную "Совет по правам человека", в которой был учрежден "взамен Комиссии по правам человека Совет по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи". Согласно Резолюции Совет, состоящий из 47 государств-членов, должен отвечать за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека; рассматривать ситуации, связанные с их грубыми и систематическими нарушениями; содействовать "эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы Организации Объединенных Наций".

В качестве одной из важных новелл указанной Резолюции явилось поручение Совету "на основе объективной и достоверной информации проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и одинаковое отношение ко всем государствам". Совершенно очевидно, что в данной Резолюции не могли быть решены многие вопросы реформирования правозащитного механизма ООН. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН поручила Совету в течение года "рационализировать все мандаты, процедуры, функции и обязанности Комиссии по правам человека для сохранения системы специальных процедур, экспертных консультаций и процедуры подачи жалоб".

После длительных дебатов и рассмотрения различных предложений 18 июня 2007 г. Совет по правам человека представил доклад Генеральной Ассамблее, в котором предлагалось решение тех вопросов, о которых шла речь в Резолюции Генеральной Ассамблеи 60/251.

Механизм универсального периодического обзора

Эффективность работы Совета по правам человека во многом будет определяться функционированием его механизма универсального периодического обзора. Все государства должны проходить такой обзор, а члены данного Совета в первую очередь, в течение срока их членства в этом органе. Обзор будет осуществляться на основе информации, полученной от соответствующего государства, в виде национального доклада; информации, представляемой Управлением Верховного Комиссара по правам человека, которая должна содержать материалы конвенционных договорных органов и специальных процедур; дополнительной информации, представляемой заинтересованными сторонами, включая неправительственные организации (НПО). Обзор будет проводиться рабочей группой, возглавляемой председателем Совета и состоящей из представителей всех 47 государств-членов. Фактически же основная работа, включая подготовку доклада Совета, будет реализована создаваемой группой из трех докладчиков (тройка), отобранных по жребию из числа членов Совета, представляющих различные региональные группы. В указанной группе будет иметь место интерактивный диалог между страной, проходящей обзор, и Советом. Следует подчеркнуть, что итоговый документ по каждой стране принимается на пленарном заседании Совета. Такой документ будет содержать краткое изложение хода обзора, заключения и рекомендации Совета, а также добровольные обязательства соответствующего государства в сфере поощрения и соблюдения прав человека.

Механизм универсального периодического обзора не предусматривает конкретных мер, которые могут быть приняты Советом, в случае отказа того или иного государства сотрудничать с данным механизмом. Необходимо отметить, что многие вопросы, относящиеся к рассмотрению докладов государств, не решены в принятом документе. К ним, в частности, относится вопрос о координации деятельности с конвенционными органами, о различиях в подходе к обсуждению докладов государств, которые ратифицировали большинство основных международных договоров по правам человека и тех, кто не является их участниками. И целый ряд других.

Эффективность работы Совета по правам человека, направленной на проведение названного обзора, во многом будет зависеть от объективной оценки положения в области прав человека в рассматриваемой стране и принятия соответствующих рекомендаций, нацеленных на исправление существующих недостатков. Уже сейчас некоторые эксперты и специалисты выражают сомнение в эффективной деятельности механизма универсально периодического обзора .

See: Bossugt Marc. The new Human Rights Council: A first appraisal. Netherlands, Human Rights Quarterly. 2006. P. 551 - 555; Le Conseil des droits de l'homme: Une reforme douteuse? Droit du pouvoir, pouvour du droit. Broussels, 2007. P. 1089 - 1097.

Специальные процедуры

Согласно принятому документу Совет по правам человека призван уделять значительное внимание так называемым "специальным процедурам". Такие процедуры состоят в назначении и работе Специальных докладчиков Совета, Специальных представителей Генерального Секретаря ООН, независимых экспертов и рабочих групп. До сих пор нет четкого различия между этими процедурами. Специальные докладчики Совета (ранее - комиссии) назначаются по конкретным странам и по определенным общим проблемам в сфере прав человека. Так, например, существуют Специальные докладчики о положении в области прав человека в Судане, Мьянме и других странах; Специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов, по вопросу о праве на образование, питание и др. Ряд независимых экспертов назначается Генеральным Секретарем ООН (о положении с правами человека в Гаити, Сомали), другие - Советом (положение с правами человека в Демократической Республике Конго, по вопросам меньшинств и др.). В рамках специальных групп действуют рабочие подгруппы по произвольным задержаниям, по насильственным и недобровольным исчезновениям и др.

Имеющиеся процедуры играют важную роль в международной защите прав человека. Специальные докладчики собирают информацию как по отдельным странам, где систематически нарушаются права человека, так и по тематическим вопросам. Они предлагают конкретные меры в целях исправления и улучшения существующего положения. В связи с отрицательным отношением, главным образом по политическим причинам, ряда стран к назначению так называемых "страновых" докладчиков выражалось опасение, что Совет по правам человека откажется от этой процедуры . Однако Совет сократил систему "страновых" докладчиков. В его документе содержатся важные положения относительно отбора, выдвижения и назначения специальных докладчиков, рационализации и совершенствования их мандатов. Лица, занимающие должности в государственных органах или в любых других организациях, в связи с которыми может возникнуть конфликт интересов при выполнении возложенных на них функций, не назначаются. Мандатарии действуют как независимые эксперты в личном качестве.

See: Francoise Hampson. An Overview of the Reform of the UN Human Rights Machinery // Human Rights Law Review. 2007. Vol. 7. N 1. P. 7 - 27.

Существенное значение для повышения эффективности деятельности Совета будет иметь заслушивание докладов специальных процедур, обсуждение их рекомендаций и принятие по ним конкретных мер. В настоящее время действует более 40 специальных процедур.

Однако представляется сомнительным, что, учитывая график работы Совета (три сессии ежегодно в течение десяти недель), этот орган, как показала работа Комиссии по правам человека, сможет обстоятельно обсудить доклады специальных процедур. В данной связи было бы целесообразно сократить количество специальных процедур, главным образом за счет их объединения, и выделить время для рассмотрения их докладов.

Консультативный комитет Совета по правам человека

В Организации Объединенных Наций наряду с органами, состоящими из представителей государств-членов, весьма важное значение имеют органы, в состав которых входят независимые эксперты, выступающие в личном качестве. Такое сочетание органов, состоящих из представителей государств-членов и экспертов, наиболее характерно для правозащитного механизма ООН. Экспертные органы в правозащитном механизме ООН выполняют роль "мозговых центров", содействующих прогрессивному развитию международного права. Одновременно девять конвенционных органов, созданных в соответствии с основными международными соглашениями в сфере прав человека, контролируют выполнение государствами-участниками взятых на себя обязательств. Особенно следует отметить, что экспертные органы в своей деятельности руководствуются не интересами тех или иных государств, а императивом лучшей защиты прав человека.

Длительное время в качестве "мозгового центра" Комиссии ООН по правам человека выступала Подкомиссия по поощрению и защите прав человека, которая в течение почти шестидесяти лет вырабатывала и принимала решения, отвечающие интересам всего международного сообщества .

Более подробно о работе Подкомиссии см.: Карташкин В.А. Права человека и международная безопасность // Юрист-международник - International Lawyer. 2003. N 1. С. 2 - 8; Лукьянцев Г.Е. Указ. соч. С. 93 - 115.

Исследования, проводимые Подкомиссией, ее объективный анализ положения с правами человека в различных регионах мира, решения и рекомендации вызывали зачастую недовольство ряда стран, часть которых выступали за ее ликвидацию.

В докладе "К безопасному миру: наша общая ответственность", подготовленном по поручению Генерального Секретаря ООН Группой высокого уровня, предлагалось создать (в помощь Комиссии по правам человека) группу экспертов из 15 человек, возложив на нее ряд функций указанной Подкомиссии .

A/59/565, 1 December 2004. Report "A more secure world: our shared responsibility".

В свою очередь, по поручению Совета по правам человека, Подкомиссия в 2006 г. единодушно приняла решение, изложив свои взгляды на реформу правозащитного механизма ООН . Подкомиссия считала, что в интересах лучшей защиты прав человека следует не только сохранить этот орган, но и наделить его дополнительными функциями, в том числе и экспертным участием в универсальном периодическом обзоре.

See: Doc. A/HRC/Sub 1/58/36, 11 September 2006.

Совет по правам человека не поддержал данную, а также и ряд других рекомендаций Подкомиссии. Он принял решение о создании (взамен Подкомиссии) Консультативного комитета Совета в составе 18 экспертов, выступающих в личном качестве. Названный Комитет будет действовать в качестве аналитического центра Совета и работать под его руководством. Функции Консультативного комитета заключаются в предоставлении экспертных знаний Совету "таким образом и в такой форме, в которой они будут востребованы Советом". Ключевое внимание Комитет уделяет исследованиям и основанным на проведенных исследованиях консультациям. При этом "экспертные знания будут предоставляться только по просьбе Совета, в соответствии с его резолюциями и под его руководством". Следует подчеркнуть, что Комитет самостоятельно не имеет права принимать резолюции и решения. Таким образом, Совет по правам человека не только сохранил status quo, но и в определенной степени ограничил полномочия нового органа, созданного вместо Подкомиссии.

Процедура рассмотрения жалоб

Процедура рассмотрения жалоб, предусмотренная Резолюцией 1503 (XLVIII) ЭКОСОС от 27 мая 1970 г., является одной из старейших в сфере международного правозащитного механизма.

См. подробнее по этому вопросу: Карташкин В.А. Международные механизмы защиты прав человека. М., 2003. С. 7 - 17.

Принятым Советом решениям весьма затруднительно дать однозначную оценку. Представляется, что эффективность во многом будет определяться конкретными мерами по защите прав человека и практической деятельностью Совета в предстоящие годы.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Международный механизм защиты основных прав включает как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в области прав человека, международный контроль за соблюдением прав человека), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, деятельность универсальных, региональных межправительственных организаций и государств, юридические процедуры, международную ответственность, работу международных правозащитных организаций).


Координирующим центром данной деятельности является система, сложившаяся в результате функционирования Организации Объединенных наций.

Следовательно, осуществление ООН международного сотрудничества для содействия всеобщему соблюдению прав человека есть одновременно и цель, и обязанность этой организации.

В целях укрепления правозащитного механизма ООН в сентябре 2005 года решено создать Совет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компетентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав.

Лицо, назначаемое на этот пост, должно обладать значимым авторитетом в области прав человека, общими знаниями и пониманием культурного уровня наций и народностей, что необходимо для объективного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара ООН по правам человека. Данное должностное лицо, находящееся под эгидой Генерального секретаря ООН, несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.

Обязанности Верховного комиссара ООН по правам человека заключаются в следующем:

1) поощрять и защищать эффективное осуществление каждым человека без исключения гражданских, политических, культурных, экономических и социальных прав;

2) выполнять задачи, возложенные на него компетентными органами ООН в области прав человека, предоставлять им рекомендации в целях обеспечения и защиты всех прав человека;

3) оказывать консультативные услуги и финансовую помощь через компетентные органы ООН по просьбе заинтересованных государств и региональных международных организаций в целях осуществления эффективных мер и программ в области прав человека;

4) координировать соответствующие научные и учебные программы, имеющие пропагандистский характер в области прав человека;

5) осуществлять укрепление и оптимизацию механизмов ООН в области прав человека, осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека, предоставлять ежегодный доклад о своей деятельности Совету ООН по правам человека, через ЭКОСОС – Генеральной Ассамблее ООН и др.




1) государство, чей гражданин подал жалобу в Комитет по правам человека, является участником Пакта и Протокола 1;

2) лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается);

3) жалоба не должна быть анонимной;

4) жалоба не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Комитет против пыток образован в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. Комитет против пыток в случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства-участника Конвенции вправе:

1) предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации;

2) назначить своих членов для проведения конфиденциального расследования с возможным посещением территории этого государства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования;

3) ежегодно предоставлять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и государствам – участникам Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин образован на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации женщин 1979 года. Рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения докладов и информации, получаемой от государств-участников.

Комитет по правам ребенка образован в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 года. Комитет вправе:

1) запрашивать у государств-участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции;

2) собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах;

3) на основе проведенного анализа вырабатывать соответствующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН;

4) сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственными и неправительственными правозащитными организациями.

Наряду с системой универсальных международных механизмов содействия неотчуждаемости прав человека существуют и региональные механизмы.

Совет Европы был создан в 1949 году как общеевропейская, региональная организация межправительственного и парламентского сотрудничества. Среди целей Совета Европы, заявленных в его Уставе, наиболее важными являются: правовое обеспечение прав человека, развитие дружественного международного партнерства, разработка совместных решений социальных проблем. Основной принцип Совета Европы, объединяющий в настоящее время несколько десятков государств, – принцип уважения прав человека и верховенства права.

В соответствии с этим принципом Совет Европы защищает гражданские, политические, социальные и экономические права на основании механизма, закрепленного в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Европейской социальной хартии 1961 года. Приоритетные направления деятельности Совета Европы – предупреждение нарушений прав человека на национальном уровне.

Система региональной защиты прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы функционирует на основе целого ряда документов, и прежде всего, обязательного конвенционного характера, центральным из которых является Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 года, затем дополненная 11 протоколами. Это уникальная система общего права, развивающаяся благодаря прецедентному праву, она стала основой для формирования наиболее обширного и подробного свода судебных решений по сравнению с другими международными судебными органами по защите прав человека.

Европейский Суд по правам человека состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Среди судей не может быть более одного гражданина одного и того же государства.

Система правовой, в том числе судебной, защиты, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарной. Это значит, что защиту прав человека в качестве первой инстанции обеспечивают национальные органы, и прежде всего национальные суды. Компетенция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции.

11 мая 1994 года члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям и группам лиц возможность обращаться в Суд непосредственно. Согласно Протоколу Европейская комиссия по правам человека упразднена и единственным органом, обеспечивающим соблюдение обязательств по Конвенции, стал Суд.

Существуют определенные обстоятельства, при наличии которых жалоба может быть приемлемой:

– предметом жалобы должны быть события, ответственность за которые несет публичная власть одного из государств – членов Совета Европы;

– жалоба может быть принята к рассмотрению только в случае, если были исчерпаны все доступные средства внутригосударственной правовой защиты и не позднее шести месяцев после принятия окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования;

– жалоба не может быть анонимной, однако если заявитель не желает разглашать своего имени, то должен указать это и предоставить информацию о причинах, объясняющих подобную просьбу.

С жалобой в Европейский Суд может обратиться любое физическое лицо, в том числе не достигшее совершеннолетия, а также подвергавшееся каким-либо ограничениям правоспособности со стороны национальных органов власти.

В связи с ратификацией Конвенции и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека указом Президента РФ от 29 марта 1998 года учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека.

Содружество независимых государств как региональная организация было создано 8 декабря 1991 года. В настоящее время Содружество объединяет более десяти государств – ранее союзных республик СССР (не участвуют только государства Балтии – Литовская, Латвийская и Эстонская республики и Грузия). Ст. 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как консультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека.

Данная Комиссия в контексте норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. На основе представленной информации Комиссия готовит заключение.

Международный механизм защиты основных прав включает в себя как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в области прав человека, международный контроль над соблюдением прав че- ловека), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, деятель- ность универсальных, региональных межправительственных организаций и

государств, юридические процедуры, международную ответственность, работу международных правозащитных организаций).

Координирующим центром данной деятельности является система, сложив- шаяся в результате функционирования Организации Объединенных Наций.



1. Совет Безопасности ООН (СБ). Отвечает за поддержание мира и без- опасности. Состоит из представителей 15 стран – участниц ООН, 5 из которых постоянные (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция).

2. Генеральная Ассамблея ООН (ГА). Высший представительный орган ООН, состоящий из представителей всех стран – участниц ООН. Вправе рас- сматривать любые вопросы в пределах устава ООН и давать рекомендации иным органам ООН.

3. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Отвечает за международное сотрудничество в экономической и социальной областях, коор- динирует деятельность 17 специализированных учреждений ООН. Состоит из представителей 54 стран – участниц ООН, избираемых ГА ООН на 3 года с ежегодным обновлением 1/3 состава.

4. Международный Суд ООН. Главный судебный орган ООН. Разрешает споры между странами – участницами ООН. Состоит из 15 судей, избираемых в личном качестве ГА и СБ ООН на 9 лет.

5. Генеральный Секретарь ООН. Избирается на 5 лет ГА ООН по реко- мендации СБ ООН. Руководит работой секретариата ООН.

6. Секретариат ООН.Состоит из служащих и обеспечивает нормальное функционирование всех органов ООН.

7. Совет по опеке. Состоит из 5 постоянных членов СБ ООН. Был создан для опеки над странами фашистского блока. На сегодняшний день существует лишь де-юре, де-факто не действует.

В 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам человека. В целях укреп- ления правозащитного механизма ООН в сентябре 2005 г. решено создать Со- вет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компе- тентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав.

Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека.

Комитет против пытокв случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства – участника Конвенции вправе предложить государству-участнику сотрудничать в рассмот- рении полученной информации; назначить своих членов для проведения кон- фиденциального расследования с возможным посещением территории этого государства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования; ежегодно предостав- лять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и государствам – участникам Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.Рас- сматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разреше- нии этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения до- кладов и информации, получаемой от государств-участников.

Комитет по правам ребенкавправе запрашивать у государств – участни- ков Конвенции 1989 г. о правах ребенка, информацию о выполнении ими тре- бований Конвенции; собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах; на основе проведенного анализа вырабатывать соответ- ствующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН; сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственны- ми и неправительственными правозащитными организациями.

Наряду с системой универсальных международных механизмов существу- ют и региональные механизмы.

Совет Европыбыл создан в 1949 г. как общеевропейская, региональная ор- ганизация межправительственного и парламентского сотрудничества, пресле- дующая цели правового обеспечения прав человека, развития дружественного международного партнерства, разработки совместных решений социальных проблем. В результате вступления России в Совет Европы, подписания Евро- пейской конвенции о защите прав и основных свобод и ее ратификации (1998 г.) граждане Российской Федерации получили право обращения с жало- бами в Европейский Судв г. Страсбурге.

1 См.: Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 46.

Содружество независимых государств.В настоящее время Содружество объединяет более десяти государств – ранее союзных республик СССР. Статья 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как кон- сультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека.

ООН логотип

25 апреля исполняется 65 лет с того дня, когда делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско на конференцию Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации - ООН. В ходе конференции делегаты подготовили устав из 111 статей, который был принят 25 июня.

25 апреля исполняется 65 лет с того дня, когда делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско на конференцию Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации - ООН. В ходе конференции делегаты подготовили устав из 111 статей, который был принят 25 июня.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:
- Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).
- Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон.

За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
- Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА.
- Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
- Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

ООН - лауреат Нобелевской премии мира. В 2001 г. премия "За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире" присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

Читайте также: