Как называется толкование права когда смысл нормы и ее словесное содержание совпадают

Обновлено: 02.07.2024

Распространительное толкование – толкование, применяемое при несоответствии выражения нормы права и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире словесного (текстуального) оформления.

Ограничительное толкование основано на установлении того, что смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в буквальной ее формулировке.

Отметим, что ни расширительное, ни ограничительное толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл нормы права, поскольку в процессе толкования устанавливается воля законодателя. При использовании любой из названных разновидностей толкования (буквального и др.) должна быть ясность, определенность относительно анализируемых норм, прежде всего, в представлении лица, осуществляющего толкование. Соответственно должен сформироваться вполне определенный вывод, предшествующий принятию определенного решения.

Толкование по субъекту. В зависимости от субъекта, дающего соответствующее разъяснение правовых норм, выделяют официальное и неофициальное толкование.

1. Официальное толкование – исходящее от компетентного государственного органа (должностного лица) разъяснение содержания правовой нормы, имеющее обязательное значение для тех лиц, к которым оно обращено.

Особенности официального толкования:

1) дается уполномоченными государственными органами или должностными лицами, причем данные полномочия закрепляются в специальных актах;

2) имеет обязательный характер для исполнителей толкуемой нормы;

3) облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и др.);

4) является юридически значимым, так как ориентирует на единообразное понимание юридической нормы;

5) разъясняет действующие нормы и никаких новых не создает.

а) официальное толкование в Российской Федерации осуществляют только государственные органы, определенные законодательством. Это – высшие представительные органы, высшие судебные органы, Правительство РФ и др. (Президент РФ, Правительство РФ в порядке исполнения законов издают подзаконные акты, в которых могут содержаться и разъяснительные (истолковательные) положения);

б) основная цель официального толкования-разъяснения – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения;

в) оно имеет обязательный характер для исполнения толкуемой нормы даже тогда, когда лица, реализующие юридическую норму не согласны с представленным толкованием-разъяснением;

г) в процессе толкования орган, разъясняющий норму права, издает акт толкования – интерпретационный акт. Нередко такой акт имеет ту же форму, что и иные нормативные документы государственных органов (постановление и др.).

Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное (общее) толкование и казуальное (индивидуальное) толкование.

Нормативное (общее) толкование не связывается с конкретным случаем, а обладает общим характером, распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его цель – обеспечение единообразного понимания и целесообразного применения правовых предписаний. Необходимость в таком толковании может объясняться неясностью текста нормы законодательного акта, неправильной или противоречивой практикой применения правовых предписаний и иными причинами. В этой связи нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении определенных норм права. Например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ нижестоящим судам по применению того или иного закона. К актам нормативного толкования также относят: акты-разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Такое толкование неотделимо от самой нормы права, практикой ее реализации.

Официальное нормативное толкование может быть дано либо правотворческим органом по нормативным правовым актам, принятым им, либо иным государственным органом. Поэтому нормативное толкование подразделяется на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование – разъяснение, исходящее от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на такое толкование не требуется. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные правовые акты, то он обладает возможностью давать разъяснение этим актам. Подобные разъяснения могут даваться Государственной Думой РФ, Правительством РФ и другими правотворческими органами. Например, в статьях главы 30 Особенной части УК РФ в качестве субъекта преступлений признается должностное лицо. Что под ним следует подразумевать? Соответствующее определение содержится в примечании к ст. 285 УК РФ, раскрывающей смысл этого понятия.

Акты аутентического толкования общеобязательны и обладают соответствующей юридической силой. Они обязательны для тех, кто реализует разъясненный нормативный правовой акт.

Акты легального толкования обязательны лишь для тех лиц и объединений, на которых распространяется юрисдикция органа, осуществляющего толкование. Это могут быть налоговые, финансовые и иные органы. Официальное толкование может быть не только нормативным, но казуальным.

Судебное толкование норм права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемые судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. Например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются не соответствующими закону, неправильными. Назначение такого толкования наиболее отчетливо проявляется при рассмотрении дел в кассационной инстанции или в порядке надзора. Результаты казуального толкования находят выражение в мотивировочной части судебного решения.

Административное толкование норм права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов и др.

Итак, цель судебного и административного казуального толкования-разъяснения – правильное рассмотрение определенной правовой ситуации. Поэтому признается, что оно ограничивается рамками конкретного дела, имеет разовое значение. Однако, значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими судебными инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих судебных органов в качестве образцов понимания и применения закона.

В отечественном правоведении преобладает мнение о том, что официальные акты толкования не создают новых правовых норм и не признаются источниками права. Их функциональное значение определяется вспомогательным, уточняющим характером.

Неофициальное толкование – толкование, исходящее от органов и лиц, не наделенных специальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Такое толкование осуществляется общественными организациями, научными, учебными заведениями, практическими работниками. Обычно оно выступает в форме советов, рекомендаций, суждений. Особенность этого вида толкования в том, что оно не носит обязательного характера, его рекомендации не вызывают формально-юридических последствий. Отмечается, что влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит главным образом от его правильности и убедительности (компетентности). Некоторые разновидности неофициального толкования оказывают существенное влияние на практику применения норм права. 1

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное (научно-теоретическое).

Обыденное толкование – это неофициальное разъяснение смысла правовой нормы лицами, не имеющими специальных познаний в сфере права, правового регулирования. Это обычно разъяснения, даваемые гражданами в повседневной жизни, в быту, а также публичными изданиями неюридического профиля. В таком толковании могут быть заблуждения, поверхностные суждения, опрометчивые выводы. Вместе с тем в подобном разъяснении может быть здравый смысл, ориентирующий на положительное отношение к праву, правовым предписаниям.

Профессиональное толкование – предполагает наличие у субъектов, дающих разъяснение, специальных правовых знаний. Имеется в виду толкование, осуществляемое прокурорами или адвокатами в судебном процессе, судьями на приеме граждан, работниками юридических служб, редакциями юридических журналов в специальных консультациях и обзорах. Несмотря на значимость, компетентность, обоснованность таких разъяснений, они не являются юридически обязательными и не влекут каких бы то ни было юридических последствий 2 .

Рассмотренный вид деятельности оказывает существенное влияние на правотворческий и правореализационный процессы. В частности, высшие судебные инстанции, например, Конституционный Суд Российской Федерации, активно привлекает ученых-правоведов, иных специалистов более узкого профиля, чье заключение учитывается при разрешении наиболее сложных дел, связанных с применением гражданского, налогового, финансового законодательства и др. Позиции экспертов, привлекаемых для рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ направлены на уяснение смысла оспариваемого явления. Разъяснения, даваемые экспертами Суда, выходят за рамки простой экспертизы, то есть квалификации. К примеру, экспертное заключение ведущего научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора Б.Т. Безлепкина по делу о проверке конституционности ст. 232, ч. 4 ст. 248 и ст. 258 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР содержит ответы на 12 вопросов судьи докладчика Т.Г. Морщаковой. Существенно, что в ответах не только излагаются аргументы в пользу той или иной авторской позиции, они выходят на серьезные научные умозаключения с анализом эволюции правовых принципов, выявления правовой природы института возвращения дела для производства дополнительного расследования, пересмотра всей системы уголовно-процессуального законодательства 1 .

Французский философ Р. Декарт советовал: "Употребляйте правильно слова, и вы избавите мир от половины недоразумений". А его соотечественник Вольтер сказал однажды своему собеседнику: "Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах".

Толкование - древнейший правовой институт. Он является частью более широкого понятия - герменевтики, которая в переводе с греческого означает объяснение, разъяснение, интерпретация какого-либо предмета, явления. В научном плане герменевтика представляет собой теорию и искусство толкования не только законов, но и текстов литературных памятников, книг, рукописей, художественных произведений, материальных объектов, реликвий, раритетов, других исторических, религиозных и культурных ценностей.

Толкование — это уяснение и разъяснение подлинного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях действия нормы права (договора). Это сложная интеллектуальная деятельность, ко­торая ведется по определенным правилам. При ее осуществлении используется целый набор приемов, способов, методов толкова­ния.

Не будь толкования, весь сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен.

Объектом толкования является соответствующий данному регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст нормативно-правового (правоустановительного) акта, в котором выражена толкуемая норма.

Задача толкования:

    • установление подлинной воли законодателя, выраженной в данной норме.

    Цель толкования:

    При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более - не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности.

    Проблема толкования - это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования. Очень важно, чтобы законодатель и исполнитель понимали друг друга.

    Юридическая деятельность (судебная, прокурорская, следственная, адвокатская и иная), как никакая другая, требует скрупулезной точности, определенности, однозначности.

    Толкование во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц, их профессиональной подготовки, компетентности, культуры, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как толкует, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Народное наблюдение гласит: "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло".

    Субъекты толкования обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием, они порой находятся на разных полюсах идеологического спектра, имеют свои социальные пристрастия и предпочтения. А это не может не отражаться на понимании и толковании права. Так что толкование может быть и предвзятым. Особенно это касается нечетких, двусмысленных законов, которые действительно при желании можно повернуть по-разному, т.е. они допускают множественное толкование, возможность вкладывать в них различный смысл. Подобных случаев в современной юридической практике немало. Толкование носит как объективный, так и субъективный характер.

    Вообще, толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса, о какой бы норме речь ни шла. Прежде чем применить ту или иную правовую норму, ее надо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно. Кроме того, необходимо выяснить действие нормы по времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Основные причины необходимости толкования норм права:

      • сложность или нечеткость юридических формулировок (излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность);
      • несовершенство законодательной техники (поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность);
      • несовпадение норм и статей правовых актов (наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний);
      • специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
      • неясное и неточное выражение воли законодателя в правовой норме (различие духа и буквы закона);
      • действие нормы права не изолированно, а в системе других норм.

    Различают два аспекта толкования:

      1. уяснительный (норма права толкуется субъектом для себя);
      2. разъяснительный (толкование не только для себя, но и для других; имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц ).

      Иными словами, следует различать толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны. При этом уяснение всегда предшествует разъяснению , а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение. Последнее может и не наступить. Это зависит от конкретных обстоятельств.

      При толковании-уяснении оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других.

      При толковании-разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц . Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают. Понятно, что любое разъяснение может быть осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы.

      Виды толкования права по субъектам, приемам и объему

      Официальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами, как правило, в виде письменных документов и влекущее определенные юридиче­ские последствия. Различают

        1. аутентичное (издавшим органом) и
        2. судебное официальное толкование.

        Неофициальное толкование является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы. Оно не регламентировано законом и осуществляется в сво­бодной форме.

        Виды толкования права по субъектам

        Субъект толкования — это государственные органы и физи­ческие лица, разъясняющие уголовный закон.

        Виды толкования права по субъекту:

          1. легальное - это официальное толкование уголовного закона, которое дает орган, специально на то уполномоченный законом;
          2. судебное - дается судом при применении правовой нормы по конкретному делу. Оно обязатель­но только по этому делу. Разновидностью судебного толкования является толкование, даваемое в постановлениях Пленума Вер­ховного Суда РФ;
          3. научное (доктринальное) - даваемое учеными, практическими работниками в статьях, учебниках, монографиях по проблемам уголовного права, обязательной силы не имеет, но способствует развитию правового сознания, а также может быть использовано при разработке новых законов.

          Виды толкования права по приемам (способам)

          Способ толкования — это совокупность мыслительных опера­ций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащейся в нормативном акте.

          К основным способам толкования относятся:

            1. языковое;
            2. логическое;
            3. систематическое;
            4. специальное юридическое.

            Кроме того, выделяют историческое, телеологическое (целевое), функциональное толкование.

            Языковое толкование предполагает уяснение смысла нормы права на основе анализа ее текста.

            Логическое толкование основано на использовании средств формальной логики. Его суть состоит в исследовании логического построения нормативного материала. Здесь применяются такие логические инструменты, как понятие, суждение, умозаключение, закон логики, аксиома и др.

            Систематическое толкование предполагает анализ и сравнение не отдельных слов, а связей между частями нормы права (гипоте­зой, диспозицией, санкцией), между разными нормами права од­ного закона, а иногда между нормами, находящимися в различных нормативных актах. Поэтому требуется установление места нормы права в системе отрасли или даже в системе права в целом. Главная мыслительная операция здесь — сравнение.

            Специальное юридическое толкование многие ученые по-прежнему отдельно не выделяют, а считают разновидностью систематического толкования. Оно предполагает прежде всего исследование приемов юридической техники, при­меняемых для выражения воли законодателя.

            Виды толкования права по объему

            По объему толкование бывает

              • буквальным,
              • ограничитель­ным и
              • распространительным.

              Буквальное - это толкование в точ­ном соответствии с текстом, оно предполагает совпадение содержа­ния нормы со словесной формулировкой.

              Ограничительным назы­вается толкование, дающее основание применять закон к более узкому кругу случаев, чем это вытекает из буквального смысла закона (например, по возрасту привлечения к ответственности, хотя в тексте нормы это не указано).

              Распространительное (расширительное) толкование, наобо­рот, придает закону более широкий смысл, когда закон применя­ется к случаям, непосредственно в тексте закона не названным. Этот вид толкования применяется лишь в исключительных ситуа­циях.

              Толкование права классифицируется по видам исходя из двух основных критериев - субъекта толкования и объема толкования.

              В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будет неодинакова. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права . По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.

              Официальное толкование дается органами, уполномоченными на это государством, оно формулируется в специальные акты и формально обязательно для определенного круга исполнителей нормы.

              Официальное толкование подразделяется на аутентическое и делегированное.

              Аутентическое толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт. Специального полномочия на аутентическое толкование не требуется. Оно вытекает из правотворческого полномочия органа. Если соответствующий государственный орган наделен правом принимать нормативные акты, то из этого следует, что он вправе давать разъяснения этим актам.

              Делегированное толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкование актам, изданным другими органами.

              Официальное толкование может быть казуальным или нормативным. Нормативным толкованием называется официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается. Нормативное толкование дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм. Толкование называется нормативным не потому, что это толкование норм. Любое толкование - это толкование норм. Нормативным оно является в силу того, что носит общий характер и обязательно для всех субъектов правоприменения.

              Нормативное толкование законов дается обычно в постановлении пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел. Правом нормативного толкования Конституции РФ, принятой путем референдума, наделен Конституционный Суд Российской Федерации.

              Казуальное толкование является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения - правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

              Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разрешающего характера, в специальных юрисдикционных актах, например в постановлениях и определениях судов второй и надзорной инстанций прямо разъясняется смысл применяемых норм права или когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу ложных показаний. Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

              Неофициальное толкование представляет собой специально-юридический термин для обозначения той многообразной деятельности невластных субъектов, которые познают правовые нормы для себя и пытаются объяснить их смысл другим. Объяснение в этом случае служит средством определения собственной познавательной работы, что дает основание назвать одной из первых функций неофициального толкования - познавательную. Правовая информированность познающего субъекта выступает результатом неофициального толкования. Происходящие в стране реформы пробуждают у населения особый интерес к самообразованию в области права и способствуют поднятию престижа юридических знаний. Отсюда в обществе усилилось циркулирование потока правовой информации.

              Юридическая информированность отдельного субъекта и общества в целом является основой правового воспитания, повышения правовой культуры населения. Это говорит о существовании у неофициального толкования функции правового воспитания. Правовая культура, с одной стороны - интеллектуально-нравственная и профессионально необходимая основа для неофициального толкования субъектом правовых норм, а с другой - она конечный результат и показатель качества познавательной и объяснительной работы.

              Воспитание правовой культуры у граждан посредством неофициального толкования действующего законодательства осуществляется путем объяснения целей правового регулирования и формирования ориентиров поведения в социально-правовой среде. Правовой мыслительный процесс направлен на объяснение важности и полезности определенных юридических ценностей: свободы, субъектного права , законности, справедливости и т.д. Поэтому у неофициального толкования существует ценностно-ориентированная, или регулятивная функция .

              Важной функцией неофициального толкования является мотивировочная, или функция юридического аргументирования субъектов. Она представляет собой своеобразный поиск и обоснование юридических мотивов для аргументации своего отношения к правовой ситуации или объяснение правовой позиции. Особенно наглядно это прослеживается в деятельности адвокатов, выступающих в суде, готовящих жалобы, заявления и другие документы. Такое же значение имеет юридическая аргументация в лекциях, статьях и монографиях. Научность, образность мышления, авторский стиль и авторитет являются существенными чертами подобного толкования, показывающими его компетентность и убедительность. Итак, познавательная, воспитательная, ценностно-ориентировочная функции являются основными функциями неофициального толкования права . Необходимо отметить важное значение и потенциальные возможности неофициального толкования в целях дальнейшего построения гражданского общества и правового государства в России.

              Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).

              Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается понимание смысла правовых норм обыкновенными гражданами. Обыденное толкование имеет большое значение для правомерного повеления граждан - соблюдения гражданами запретов, юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.

              Профессиональное толкование исходит от специалистов в области права , хотя такие разъяснения и не являются юридически обязательными. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

              Особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно также как и другие виды неофициального толкования не имеет юридической силы. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.п. Его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют это толкование. Например, сразу после принятия закона еще не сложилась практика его применения, нет его официального толкования. В этом случае на помощь приходит комментарий к закону, сделанный известными учеными и практиками, позволяющий разобраться в смысле и содержании закона.

              Будучи тесно связанным с практикой, доктринальное толкование призвано улучшать качество применения закона, укреплять законность. По объему выделяют следующие виды толкования норм права : буквальное, расширительное, ограничительное.

              Буквальное толкование - наиболее типичный вид толкования. Для характеристики буквального толкования применяют выражение - "дух" и "буква" закона совпадают. Словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны.

              При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение . Например, термин "закон" в определенных случаях имеет расширительное толкование, при его использовании имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только законодательные акты. Не допускается расширительное толкование норм, содержащих какие-либо ограничения прав и свобод человека, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, более серьезные санкции.

              Ограничительное толкование применяется в случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение . Например, в Конституции РФ закреплено, что все обязаны платить законно установленные налоги и сборы. Но реально обязанность по уплате налогов лежит на гражданах-налогоплательщиках. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания и условия действия нормы.

              При расширительном и ограничительном толковании устанавливается действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл и нормы права .

              Толкование права – это сложная мыслительная многоаспектная деятельность интерпретатора, которую необходимо рассматривать с нескольких точек зрения.

              Одной из таких точек зрения является социальная: толкование права рассматривается через призму его субъектов. Таким образом, оно имеет деление на виды по субъектам. В юридической литературе такие виды называют видами разъяснения права, отличающиеся друг от друга только по юридической силе.

              Субъектами толкования права могут быть: человек, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, ученые и другие лица. Они обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием, профессиональной подготовкой, компетентностью и эрудицией. Все это не может не отражаться на качестве уяснения и разъяснения норм права.

              В юридической литературе толкование нормы права по субъектам подразделяют на два вида: на официальное и неофициальное. Официальное толкование нормы права дается специально уполномоченным на то государственным органом или должностным лицом и содержится в его интерпретационном акте. Данный акт является обязательным для всех ее правоприменителей.

              Так как, нормативное толкование - это не создание новой нормы права, а уточнение, объяснение, конкретизация положений действующей нормы права, которая с точки зрения компетентного органа нуждается в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений ее толкования правоприменителями, неправильной или противоречивой практики ее применения или иных причин.

              В процессе такого вида толкования интерпретатор разъясняет: кого касается действия правовых предписаний нормы, каковы права и обязанности субъекта этой нормы, что конкретно она предписывает, при каких условиях она должна осуществляться, как изменение условий, новая практика влияют на интерпретирующуюся норму в рамках закона, подпадают ли определенные новые факты под ее действие и многое другое.

              Нормативное (общее) толкование нормы права может быть: аутентичным (авторским) и не аутентическим (легальным). Эти виды различаются в зависимости от интерпретирующих нормы права государственных органов и юридической силе принимаемых ими актов толкования.

              Данный вид толкования, например, может быть выражен в форме Постановлений Государственной Думы РФ, Указов Президента РФ. Подобные акты обязательны для широкого круга лиц.

              Исследуя аутентическое толкование права, можно выделить следующий ряд его проблемных аспектов: споры о категории данного толкования, вопросы о выходе его субъектов за пределы аутентического толкования и многое другое. Говоря о категории аутентического толкования права, далеко не все ученые относятся к нему как было выше изложено. Одни из них сводят его к правотворчеству. Другие вовсе отрицают.

              Довод Нерсесянца В.С. представляется более весомый[10]. Его суждение о разной направленности деятельности, связанной с изданием и толкованием нормативно-правовых актов, и принципиальной недопустимости в условиях разделения властей сосредоточения в руках одного органа двух этих полномочий, достаточно убедительно.

              Действительно, толкование права и правотворчество являются совершенно разными видами деятельности, поэтому крайне нежелательно, чтобы правотворческие органы осуществляли официальное толкование своих собственных актов.

              Таким образом, исходя из всего вышесказанного, не возможно не согласиться с мнением Нерсесянца В.С. о недопустимости существования аутентического толкования права и необходимости наложения на него прямого законодательного запрета.

              Чтобы не допустить обхода закона, бесконтрольного произвола в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности толкование права должно осуществляться исключительно теми государственными органами, должностными лицами, которые сами толкуемые акты не издавали, но получили право на совершение такого действия по закону, то есть путем легального или судебного толкования права.

              Данный вид толкования, например, может быть выражен в форме директивных разъяснений и приказов Генерального прокурора, приказов и инструкций различных министерств и ведомств. Подобные акты обязательны к руководству только лицами, подпадающими под юрисдикцию государственного органа, должностного лица, осуществляющего толкование права[11].

              Казалось бы, легальное толкование права является универсальным видом толкования права, однако на практике и в данной области существует вышеуказанная проблема выхода его субъекта за пределы толкования. Таким образом, мнение ученых о том, что именно легальное толкование разрешит данную проблему является не совсем точным.

              Казуальное (индивидуальное, ненормативное) толкование норм права - это толкование норм права, исходящее от уполномоченных на то, законом, государственных органов: судов, органов исполнительной власти, негосударственных организаций: научных учреждений, ассоциаций, а также от адвокатов и экспертов при рассмотрении и разрешении конкретного дела, проступка, чаще всего сложного, уникального случая.

              Данный вид толкования в равной мере используется как при официальном судебном, так и при неофициальном - административном толковании. В зависимости от такого разделения, он может, как обладать, так и не обладать юридической силой.

              Судебное толкование норм права – это толкование нормы права, исходящее от уполномоченного на то, законом, органа судебной власти. Данный вид толкования, например, может быть выражен в форме приговора, решения, определения, постановления, разъяснения процессуальных прав, обязанностей и ответственности участникам судопроизводства, информационных писем, обзоров и обобщений судебной практики, заключений и запросов судов.

              Неофициальное толкование дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению смысла содержания норм права: общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами. Данный вид толкования не имеет установленной законом формы своего выражения. Важной его особенностью является то, что он не имеет юридической силы и никаких правовых последствий за собой не влечет.

              В свою очередь неофициальное толкование подразделяется на доктринальное (научное), профессиональное, обыденное и казуальное административное толкова.

              Доктринальное (научное) толкование нормы права - это толкование нормы права, исходящее от ученых - юристов в процессе их научной деятельности. Данный вид толкования, например, может выражаться в форме научных комментарий к действующим российским Кодексам, учебников по юридическим дисциплинам, различных статей, докладов, монографий специалистов в области права.

              В юридической литературе существует актуальность вопроса об обязательности профессионального толкования. Отвечая на него необходимо руководствоваться конкретными условиями, при наличии которых дается данное толкование.

              Если речь идет о казуальном толковании, когда судья, рассматривая конкретное дело, применяет норму права, по которой он предварительно давал разъяснения гражданину (лицу, являющегося в данный момент участником судебного процесса: истцу или лицу, подавшему жалобу), то, в таком случае, данное предварительное профессиональное толкование будет являться обязательным для обоих лиц, но необязательным для всех остальных субъектов права.

              Если профессиональное толкование было дано в нормативной форме, то оно теряет свою обязательную силу. Но, и здесь, как не странно, есть свои нюансы: следует иметь в виду, что например, те же прокурорские работники высокого ранга, могут давать официальные разъяснения нормативно-правовых актов, которые будут обязательны для нижестоящих подчиненных им работников. Косвенно такое толкование приобретает обязательное значение и для всех остальных субъектов права.

              Таким образом, инструктивные письма Генерального прокурора РФ являются наглядным примером, когда компетентное толкование является одновременно и нормативным, и обязательным.

              Акты доктринального и профессионального толкования права оказывают существенную помощь как в правотворческом процессе при внесении законодателем изменений и дополнений в нормативный акт, так и в правоприменительном процессе при применении неясной нормы судьей, прокурорам, следователем, адвокатом в ходе осуществления своей деятельности, тем самым способствует укреплению режима законности и правопорядка.

              Обыденное толкование нормы права - это толкование нормы права, исходящее от рядовых граждан на уровне бытового его понимания. Характерной его чертой является то, что оно может быть неверным, порой чисто эмоциональным. Тем не менее, подобное правоощущение имеет важное значение при совершении ими юридически значимых действий. Разумеется, никакого внешнего (письменного) выражения обыденное толкование права не получает. Оно является индикатором уровня правовой культуры общества и государства в целом.

              Административное толкование норм права, как было выше изложено, является подвидом казуального толкования. Таким образом, оно касается чаще всего сложного, уникального случая. Административное толкование нормы права - это толкование нормы права, исходящее от уполномоченных на то, законом, органов исполнительной власти РФ, его субъектов, органов местного самоуправления.

              Чаще всего вышеуказанные субъекты разъясняют свои собственные акты. Данный вид толкования, например, может быть выражен в форме постановлений, распоряжений, информационных писем, указаний, инструкций. Подобные акты носят рекомендательный и информационный характер для органов, лиц, попадающих под юрисдикцию государственного органа, осуществляющего данное толкование права.

              Рассматривая административное толкование, хотелось бы обратить внимания не только на вопрос выхода субъекта права за его пределы, сущность которого нам уже известна по вышеперечисленным видам толкования, но и роли актов такого толкования в жизни общества и государства.

              Как показывает практика, именно данные акты в нашей стране играют огромную роль. Многие десятилетия в период строительства социализма они подменяли собой нормативные акты. На сегодняшний день данная установка фактически не изменилась. В первую очередь зависимые от органов исполнительной власти структуры руководствуются не нормативным актом, а его разъяснениями. Однако на практике всегда существовала и существует проблема искажения толкующими органами подлинного смысла содержания права.

              Данный явление наносит огромный вред режиму законности, пагубно сказывается на статусе гражданского общества и правового государства. Видовое разнообразие толкования права по субъектам имеет огромное значение для правоприменителя, так как позволяет ему всесторонне изучить мнения интерпретаторов относительно применяемого им объекта толкования.

              Таким образом, исследуя толкование права с объективной точки зрения: мы рассматриваем его через призму соотношения словесной и смысловой формулировки нормы права, то есть по объему[12].

              Толкование норм права по объему является следствием использования способов (приемов) толкования права в их совокупности в ходе уяснения и разъяснения смысловой и словесной формулировки нормы права.

              Таким образом, он представляет собой не способ, а результат толкования норм права. Однако на практике смысловые и словесные формулировки нормы права на практике не всегда совпадают. Данная особенность результатов толкования права стала точкой разграничение толкования права по объему на его виды: буквальный (адекватный), ограничительный и расширительный (распространительный). В юридической литературе данные виды толкования называют видами уяснения норм права. Однако, не смотря на существующие различия в результатах толкования права, все они должны достигать единую цель: обеспечить однозначность и полную ясность смысла нормы права, который вложил в нее законодатель, таким образом, чтобы не изменить, не дополнить и не создать новую норму права.

              По мнению Коркунова Н.М.[13]: «Если законодатель по неумелости или недосмотру выразил в законе свою волю уже ее действительного содержания, законом она делается все-таки только в том объеме, в каком она выражена. закон служит настолько источником права, насколько он выражает волю законодателя. Поэтому, если случайно выражения закона окажутся шире действительной воли законодателя, законом должно считаться только то, что составляло действительную волю законодателя. ошибка или неправильность языка не может служить источником права.

              Ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы права, которая ограничивает действие общей нормы права, делает из нее изъятие. Так, например, при наличии в статье исчерпывающего перечня санкций. Но таких форм норм права очень мало. На практике интерпретатору приходиться, ориентируясь на свою интуицию и правовой опыт, толковать иные нормы права. Что приводит, как правило, к неправильному их толкованию-уяснению.

              Исследуя область проблем толкования права, Васьковский Е.В. предлагает разработать определенные правила для толкования. По его убеждению, «именно усвоение этих правил в значительной степени ограждает от промахов и ошибок при применении законов. Соблюдение же всеми органами власти одинаковых правил толкования законов обеспечивает единообразное и согласное с истинным смыслом законов разрешение дел.

              На сегодняшний день данная теория нашла свое отражение в науке под названием юридическая герменевтика, а также в правоприменительной практике, суть, которых сводится к следующему[14]:

              Интерпретируя нормы права интерпретатор должен применять различные методы толкования права. В юридической литературе они подразделяются на: общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстрагирование и частнонаучные: догматический анализ, метод юридической компаративистики, историко-правовой метод.

              В зависимости от целей толкования права интерпретатор может также использовать методы иных наук: социологии, лингвистики, формальной и модальной логики, психологии, экономики. В правоприменительных кругах широко известны методы семиотического анализа, суть которых сводится тому, чтобы в процессе толкования текста нормативного акта максимально учитывать его контексты[15].Однако важнейшим условием в процессе толкования права является условие соблюдение интерпретатором всех основополагающих юридических принципов.

              Учитывая вышеизложенное, интерпретатор может подходить к толкованию нормы права. Однако и такой подход к проблеме толкования, иногда не способствует ее разрешению.

              Исследуя вопрос выбора применения буквального (адекватного), ограничительного или расширительного (распространительного) вида толкования по объему, возникающий у интерпретаторов в процессе толкования нормы права, автор исследования приходит к выводу, что он является следствием ни одного, а ряда факторов: недоработки нормативного акта, поспешные темпы развития законодательной деятельности, низкая правовая культура, динамичность повседневной речи с ее множетвом смысловых оттенков и ассоциаций, наличие правового нигилизма в сознании общества, которые следует изучать и, делая из этого выводы, в дальнейшем учитывать их влияние на процесс правотворческой и правоприменительной деятельности.

              Видовое разнообразие толкования права по объекту имеет огромное значение для интерпретатора, так как позволяет ему, проанализировав смысловую и словесную формулировку толкуемого им объекта толкования, дать либо его буквальное толкование (адекватное), либо ограничительное, либо расширительное (распространительное).

              Читайте также: