Как называется наука предметом изучения которой является молекулярная структура единиц наследство

Обновлено: 30.06.2024

Биологических наук много. Очень много, от слова совсем) Потому что биология - это общая наука, а другие биологические дисциплины занимаются изучением уже более конкретных вещей.

Можно сказать, что они исследуют специфические области более детально.

Биологические науки список

  • зоология (наука о животном мире)
  • ботаника (эта дисциплина изучает растения)
  • вирусология (вирусы)
  • микология (грибы)
  • альгология (изучает водоросли)
  • бриология (наука о мхах)
  • протозоология (изучает простейшие организмы)
  • гельминтология (гельминты, паразиты)
  • арахнология (пауки)
  • энтомология (изучает насекомых)
  • систематика (занимается классификацией всего того, что изучают другие дисциплины)
  • анатомия (строение животных и людей)
  • гистология (ткани живых тел)
  • микробиология (изучает микроорганизмы в целом, вирусы и бактерии)
  • бактериология (бактерии)
  • биохимия (смежная дисциплина, изучает химические процессы в живых объектах)
  • биофизика (физические)
  • молекулярная биология (взаимодействие и строение молекул в живых объектах)
  • цитология (клетки)
  • этология (поведение)
  • экология (окружающая среда, взаимодействие организмов с ней)
  • генетика (наследственность, мутации)
  • палеобиология (биология древности)

Кроме вышеперечисленного списка, существует еще множество биологических наук, а также дисциплин, смежных с биологией.


Список биологических наук очень большой. Например, к биологическим наукам относят следующие науки:

Физиология - изучение жизнедеятельности организмов.

Анатомия - изучение строения организмов.

Ботаника - изучение растений.

Протистология - изучение простейших организмов.

Бактериология - изучение бактерий.

Зоология - изучение животных.

Цитология - наука о клетках.

Орнитология - изучение птиц.

Ихтиология - изучение рыб.

Териология - изучение млекопитающих.

Колеоптерология - изучение жуков.

Лепидоптерология - изучение бабочек.

Микология - изучение грибов.

Мирмекология - изучение муравьев.

Энтомология - изучение насекомых.

Биология - это система наук, объектами её изучения являются живые существа и взаимодействие их с окружающей средой.

Физиология - изучает процессы протекающие в организме;

Цитология - изучает все о клетке;

Зоология - изучает животных;

Микология - наука о грибах;

Вирусология - знает все о вирусах;

Анатомия - изучает строение организма;

Биогеография - расселение и среда обитания животных по земному шару;

Эмбриология - изучает внутриутробное развитие живых организмов;

Генетика - наука изучающая наследственность;

Биохимия - изучает химический состав живых организмов и химические реакции в организме.

Изучением биологии в современной школе начинают заниматься с 5 класса, поэтому мои ответы будут ориентированы на этот уровень и те науки, с которыми ребенок начнет знакомиться на уроках.

2-я наука: вирусология, изучение вирусов;

3-я: микология, знакомимся с грибами;

4-я: бактериология — это изучение бактерий;

5-я: зоология, это животные;

6-ая: анатомия, изучение строения нас с вами, т.е. человека;

7-я: цитология, наука о строении и жизнедеятельности клеток;

9-ая: биохимия и молекулярная биология, изучающие клеточные функции;

10-я: генетика, знакомство с наследственностью и изменчивостью организмов;

11-я: это эмбриология, дисциплина об индивидуальном развитии организмов;

и 12-я: экология, занимающаяся изучением отношений не только организмов между собой, но и с окружающей средой.

Вот такой получился первый урок знакомства с новым для школьника предметом - биология.

1 вариант

Часть А

  1. Наука — это:
    а) компонент духовной культуры;
    б) элемент материально- предметного освоения мира;
    в) элемент практического преобразования мира;
    г) результат обыденного, житейского знания.
  2. Укажите объект, не относящийся к предмету изучения естествознания.
    а) марсианские каналы;
    б) скелет человека;
    в) литосфера Земли;
    г) промышленные роботы;
    д) суспензии.
  3. К теоретическим научным методам относится:
    а) эксперимент;
    б) синтез;
    в) наблюдение;
    г) измерение
  4. Создателем первой грандиозной систематизации растительного мира по произвольно выбранным, зачастую единичным, признакам является
    а) Ч. Дарвин;
    б) К. Линней;
    в) М. В. Ломоносов;
    г) Л. Пастер.
  5. Система мира Аристотеля является
    а) гелиоцентрической
    б) геоцентрической
    в) ограниченной частью Вселенной
    г) метагалактической
  6. Главной производственной задачей химии является
    а) получение веществ с необходимыми свойствами;
    б) изучение строения атомов;
    в) объяснение устройства Вселенной;
    г) познание закономерностей человеческой психики.
  7. Основой всех естественных наук является…
    а) геология
    б) биология
    в) химия
    г) физика
  8. Ньютон ввел понятие "Абсолютное время". Время является Абсолютным, поскольку.
    а) отсчитывается от момента сотворения мира, до которого времени просто не было,
    б) его течение совершенно не зависит от материальных тел и того, что с ним происходит
    в) оно является первоначальной причиной всех явлений, безусловным и совершенным началом бытия
    г) оно течёт быстрее, чем время в любой системе отсчёта, связанной с реальным телом отсчёта

Часть В

В1 Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

1) превращение веществ – химическая форма движения материи, более сложная, чем механическая

2) все движущееся движимо другими телами, а мир в целом приведен в движение перводвигателем;

3) химические процессы – механическое перемещение частиц, механическая форма движения

В2 Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны

1) теоретическое обобщение фактов

2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, истинному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

Часть С

С1 Выпишите из предложенного списка всех биологов. Кратко сообщите о достижениях хотя бы одного: Ньютон, Галилей, Архимед, Лавуазье, Гарвей, Шееле, Декарт, Дарвин, Бор, Максвелл, Павлов, Эйнштейн, Бутлеров, Семенов, ван Левенгук, Евклид, Менделеев, Рентген, Сеченов, Резерфорд, да Винчи, Коперник, Платон, Зинин, Колумб, Линней, Шмидт, Ломоносов, Мечников, Пастер, Тимирязев.

С2 Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

2 вариант

Часть А

  1. Научное знание формируется, в первую очередь, на основе:
    а) знания-интуиции;
    б) знания-информации;
    в) знания-умения;
    г) знания-оценки
  2. Укажите название науки, которая не относится к группе естественных наук:
    а) физическая химия;
    б) астрофизика;
    в) микроэкономика;
    г) анатомия;
    д) биомеханика.
  3. Среди эмпирических методов исследования имеется:
    а) логический;
    б) наблюдение;
    в) индуктивный;
    г) аналитический.
  4. Идею химической эволюции выдвинул и обосновал
    а) И. Опарин;
    б) В. И. Вернадский;
    в) Д. И. Менделеев;
    г) Л. Пастер.
  5. Всемирный закон тяготения И. Ньютона утверждает, что
    а) сила, действующая на тело, прямо пропорциональна массе этого тела;
    б) при взаимодействии двух тел сила действия одного из тел равна по величине противодействующей ей силе и направлена в противоположную сторону;
    в) сила притяжения, действующая между двумя телами, прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними;
    г) тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, если равнодействующая всех сил, приложенных к телу, равна нулю
  6. Основным вопросом биологии является вопрос:
    а) как устроена наша Вселенная;
    б) чем живая материя отличается от неживой и что является толчком при рождении жизни;
    в) что ждет человечество в будущем;
    г) как выйти из экологического кризиса
  7. Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:
    а) биологии;
    б) агротехнике;
    в) химии;
    г) физике.
  8. Заслуга Ч. Дарвин заключается в:
    а) признании изменяемости видов;
    б) установлении принципа двойных названий видов
    в) выявление движущих сил эволюции
    г) создание первого научного эволюционного учения

Часть В

В1 Расположите представления о движении в порядке их возникновения.

1) атомы движутся по законам классической механики;

2) материи чуждо движение само по себе: она может пребывать лишь в покое;

3) движение мельчайших частиц подчиняется закону квантовой механики

В2 Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания

1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна.

3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.

4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.

Часть С

С1 Выпишите из предложенного списка всех химиков. Кратко сообщите о достижениях хотя бы одного: Ньютон, Галилей, Архимед, Лавуазье, Гарвей, Шееле, Декарт, Дарвин, Бор, Максвелл, Павлов, Эйнштейн, Бутлеров, Семенов, ван Левенгук, Евклид, Менделеев, Рентген, Сеченов, Резерфорд, да Винчи, Коперник, Платон, Зинин, Колумб, Линней, Шмидт, Ломоносов, Мечников, Пастер, Тимирязев.

С2 Ученый-орнитолог изучает траекторию полета перелетных птиц. Он проводит окольцовывания птиц, изучает места их гнездований, наблюдает и фиксирует поведение птиц после перелета, систему питания.

Найдите в приведенном перечне эмпирические научные методы, используемые ученым в его исследовании.

Биология - сложная наука, которая не только изучает организмы животных, растений, грибов на уровне отдельных субъектов, но и пытается заглянуть за эту субъектность, объединяя организмы в определенные группы, которые затем становятся единицами изучения ученых.

Также ученые стремятся рассмотреть отдельные составляющие организма, проследить взаимодействие этих составляющих друг на друга и их влияние на отдельный субъект. Изучая внутренние органы животных, исследователи пытаются понять, как один орган влияет на другой (например, как головной мозг регулирует деятельность остальных органов).

То есть биология пытается развить представление о целостности живой природы на основе анализа и синтеза, поэтому учеными были выделены уровни организации живых организмов для понимания устройства и взаимодействия всего живого и неживого.

Уровни организации жизни - это иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, то есть низшие уровни подчинены высшим. Они отражают степень усложнения различных биосистем.

Существование жизни на всех уровнях подготавливается и определяется структурой низшего уровня, то есть характер клеточного уровня организации определяется молекулярным, характер организменного- клеточным уровнем.

Например, сердце формируется благодаря особому строению и функциям мышечных клеток, которое было определено их молекулярным строением.

Деление живого на уровни весьма условно, оно просто отражает системный подход в изучении природы.

Каждый отдельный уровень изучает соответствующий отдел науки о живом: молекулярной биологии, цитологии, генетики, анатомии, физиологии, экологии и других наук.

Выделяют три большие группы уровней организации:

  • суборганизменный
  • организменный (или онтогенетический)
  • надорганизменный

Суборганизменный уровень включает, в свою очередь, пять уровней: атомарный, молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный.

Тканевый и органный уровни чаще всего объединяют в один - тканево-органный.

Организменный (или онтогенетический) уровень- это сам организм.

Надорганизменный уровень включает в себя три подуровня: популяционно- видовой, биогеоценотический, биосферный.


Мы с вами изучим основные уровни организации живых систем:

  • молекулярный
  • клеточный
  • тканевый
  • органный
  • организменный
  • популяционно-видовой
  • биогеоценотический
  • биосферный

Суборганизменные уровни организации

1. Молекулярный уровень организации жизни

Молекулярный уровень можно назвать первым и наименьшим, но именно он является определяющим в строении и функции последующих уровней организации, то есть это как бы основа всех дальнейших уровней.


Формируют этот уровень молекулы белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, которые сами по себе вне клеточных структур не являются живыми, но именно они создают надмолекулярные клеточные структуры, в которых проявляются отдельные, но очень важные признаки жизни.

Именно на молекулярном уровне происходят различные биохимические реакции, а реализация наследственной информации происходит благодаря молекулам ДНК и РНК . Механизмы этих процессов универсальные для всех живых организмов.

Благодаря изучению молекулярного уровня можно понять, как протекали процессы зарождения и эволюции жизни на нашей планете, каковы молекулярные основы наследственности, основы последовательных биохимических реакций в организме.


Компоненты молекулярного уровня: молекулы неорганических и органических соединений, молекулярные комплексы химических соединений (клеточная мембрана или мембраны ядра).

Основные процессы молекулярного уровня:

  • объединение молекул в особые комплексы
  • осуществление упорядоченных физико-химических реакций
  • копирование (редупликация) ДНК, кодирование и передача генетической информации

Науки, ведущие исследования на этом уровне:

  • биохимия
  • биофизика
  • молекулярная биология
  • молекулярная генетика

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Атомный (элементарный) уровень: на нем рассматривается роль отдельных химических элементов в живом организме (Fe, F, I, Se, Na).

Субклеточный уровень образован органеллами клетки (митохондриями, хлоропластами, рибосомами, лизосомами), ядром, хромосомами и другими субклеточными структурами.

На уровне субклеточных (надмолекулярных) структур ученые изучают строение и функции органелл, а также других включений клетки

2. Клеточный уровень организации жизни

Единицей этого уровня является клетка (клетки бактерий, цианобактерий, одноклеточных животных и водорослей, одноклеточных грибов (мукор, дрожжи), клеток многоклеточных организмов)).

Клетка- это структурная и функциональная единица всего живого.

Именно на этом уровне прослеживаются все признаки живого (размножение, рост, обмен веществ, раздражение и другие признаки).

Клетка также является минимальной единицей живого, способной к самостоятельному существованию либо в виде одноклеточных организмов, либо в тканях многоклеточного организма.

Если говорить об организмах одноклеточных, то к таковым мы можем отнести бактерии и простейшие (амеб, эвглен, инфузорий), среди грибов к одноклеточным относятся дрожжи и мукор.

Если рассматривать многоклеточных организмов, то количество клеток в их организме может быть очень велико, и эти клетки могут сильно отличаться по строению, хоть и находятся в одном организме. Например, посмотрим на нервную и мышечную клетки человека:


Вне клетки жизни нет. Такие организмы, как вирусы, подтверждают это правило, потому что они могут проявлять признаки живого и реализовывать свою наследственную информацию только тогда, когда попали в живую клетку.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Стволовыми клетками называются незрелые клетки особого типа, способные развиваться во все виды клеток, составляющих различные ткани организма.

Стволовые клетки в организме находятся как бы в спящем состоянии, у них замедлен обмен веществ.

Они являются резервом организма в случае возникновения различных стрессовых ситуаций (травмы, ранения, болезни).

Также стволовые клетки необходимы для непрерывно происходящей в организме физиологической регенерации (замена старых клеток на новые).

Ученые полагают, что из стволовых клеток в отдаленной перспективе можно будет выращивать практически любую ткань, что может помочь лечению многих заболеваний.

44

Компоненты клеточного уровня: комплексы молекул химических соединений и органеллы клетки.

Основные процессы клеточного уровня:

  • биосинтез, фотосинтез, энергетический обмен, митоз, мейоз
  • регулирование химических реакций
  • деление клетки
  • привлечение химических элементов Земли и энергии Солнца в биосистеме

Науки, ведущие исследования на клеточном уровне:

  • цитология
  • генная инженерия
  • цитогенетика
  • эмбриология
  • микробиология

3. Тканевый уровень организации жизни

Единицей этого уровня является ткань.

Ткань- это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемых функций.

Ткани возникли в ходе эволюционного развития вместе с многоклеточностью организмов.

В ходе онтогенеза ткани образуются на ранних стадиях эмбрионального развития благодаря дифференциации клеток.

Дифференциация клеток- процесс, в результате которого клетка становится специализированной, то есть приобретает химические, морфологические и функциональные особенности, свойственные только для нее.

У животных различают несколько типов тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.


У растений выделяют следующие виды тканей: образовательная, основная (фотосинтезирующая), проводящая (флоэма, ксилема), покровная, механическая.

На этом уровне происходит специализация клеток.

Компоненты тканевого уровня: клетки и межклеточная жидкость.

Основные процессы тканевого уровня: процессы, характерные для того или иного вида тканей (гомеостаз, регенерация).

Наука, ведущая исследования на тканевом уровне:

4. Органный уровень организации жизни

Составляют этот уровень органы многоклеточных организмов.


Орган- это обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию.

Орган чаще всего образован несколькими видами тканей, среди которых одна (две) преобладает.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


У простейших организмов, конечно же, нет тканей и органов, так как они состоят всего из одной клетки, но функции пищеварения, дыхания, циркуляция веществ, выделение, передвижение и размножение осуществляются за счет различных органелл в их клетках.

Организменный уровень организации жизни

Все живое на Земле существует в виде обособленных субъектов- особей, которые формируют организменный уровень.

При изучении одноклеточных организмов ученые отмечают то, что особью является каждая отдельная клетка, например, бактерия, простейшие (амеба, инфузория, эвглена), то есть это организмы, которые одновременно могут представлены и клеточным и организменным уровнем организации.


Также на этом уровне рассматривают и многоклеточные организмы: растения, животные, грибы.

Компоненты органного уровня: клетки одноклеточных; клетки и ткани, из которых образованы органы многоклеточных организмов.

Основные процессы органного уровня:

  • раздражительность
  • размножение
  • рост и развитие
  • нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
  • гомеостаз

Науки, ведущие исследования на органном уровне:

  • анатомия
  • биометрия
  • морфология
  • физиология
  • гистология

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Биометрия- система распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам (трёхмерная фотография лица или тела, образец голоса, отпечатки пальцев, рисунок вен руки, группа крови, специальное фото роговицы глаза и так далее).

К примеру, в Китае активно используется технология распознавания лиц в различных областях, начиная от оплаты покупок до общественной безопасности.

Биологических наук много. Очень много, от слова совсем) Потому что биология - это общая наука, а другие биологические дисциплины занимаются изучением уже более конкретных вещей.

Можно сказать, что они исследуют специфические области более детально.

Биологические науки список

  • зоология (наука о животном мире)
  • ботаника (эта дисциплина изучает растения)
  • вирусология (вирусы)
  • микология (грибы)
  • альгология (изучает водоросли)
  • бриология (наука о мхах)
  • протозоология (изучает простейшие организмы)
  • гельминтология (гельминты, паразиты)
  • арахнология (пауки)
  • энтомология (изучает насекомых)
  • систематика (занимается классификацией всего того, что изучают другие дисциплины)
  • анатомия (строение животных и людей)
  • гистология (ткани живых тел)
  • микробиология (изучает микроорганизмы в целом, вирусы и бактерии)
  • бактериология (бактерии)
  • биохимия (смежная дисциплина, изучает химические процессы в живых объектах)
  • биофизика (физические)
  • молекулярная биология (взаимодействие и строение молекул в живых объектах)
  • цитология (клетки)
  • этология (поведение)
  • экология (окружающая среда, взаимодействие организмов с ней)
  • генетика (наследственность, мутации)
  • палеобиология (биология древности)

Кроме вышеперечисленного списка, существует еще множество биологических наук, а также дисциплин, смежных с биологией.


Список биологических наук очень большой. Например, к биологическим наукам относят следующие науки:

Физиология - изучение жизнедеятельности организмов.

Анатомия - изучение строения организмов.

Ботаника - изучение растений.

Протистология - изучение простейших организмов.

Бактериология - изучение бактерий.

Зоология - изучение животных.

Цитология - наука о клетках.

Орнитология - изучение птиц.

Ихтиология - изучение рыб.

Териология - изучение млекопитающих.

Колеоптерология - изучение жуков.

Лепидоптерология - изучение бабочек.

Микология - изучение грибов.

Мирмекология - изучение муравьев.

Энтомология - изучение насекомых.

Биология - это система наук, объектами её изучения являются живые существа и взаимодействие их с окружающей средой.

Физиология - изучает процессы протекающие в организме;

Цитология - изучает все о клетке;

Зоология - изучает животных;

Микология - наука о грибах;

Вирусология - знает все о вирусах;

Анатомия - изучает строение организма;

Биогеография - расселение и среда обитания животных по земному шару;

Эмбриология - изучает внутриутробное развитие живых организмов;

Генетика - наука изучающая наследственность;

Биохимия - изучает химический состав живых организмов и химические реакции в организме.

Изучением биологии в современной школе начинают заниматься с 5 класса, поэтому мои ответы будут ориентированы на этот уровень и те науки, с которыми ребенок начнет знакомиться на уроках.

2-я наука: вирусология, изучение вирусов;

3-я: микология, знакомимся с грибами;

4-я: бактериология — это изучение бактерий;

5-я: зоология, это животные;

6-ая: анатомия, изучение строения нас с вами, т.е. человека;

7-я: цитология, наука о строении и жизнедеятельности клеток;

9-ая: биохимия и молекулярная биология, изучающие клеточные функции;

10-я: генетика, знакомство с наследственностью и изменчивостью организмов;

11-я: это эмбриология, дисциплина об индивидуальном развитии организмов;

и 12-я: экология, занимающаяся изучением отношений не только организмов между собой, но и с окружающей средой.

Вот такой получился первый урок знакомства с новым для школьника предметом - биология.

Биология - сложная наука, которая не только изучает организмы животных, растений, грибов на уровне отдельных субъектов, но и пытается заглянуть за эту субъектность, объединяя организмы в определенные группы, которые затем становятся единицами изучения ученых.

Также ученые стремятся рассмотреть отдельные составляющие организма, проследить взаимодействие этих составляющих друг на друга и их влияние на отдельный субъект. Изучая внутренние органы животных, исследователи пытаются понять, как один орган влияет на другой (например, как головной мозг регулирует деятельность остальных органов).

То есть биология пытается развить представление о целостности живой природы на основе анализа и синтеза, поэтому учеными были выделены уровни организации живых организмов для понимания устройства и взаимодействия всего живого и неживого.

Уровни организации жизни - это иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, то есть низшие уровни подчинены высшим. Они отражают степень усложнения различных биосистем.

Существование жизни на всех уровнях подготавливается и определяется структурой низшего уровня, то есть характер клеточного уровня организации определяется молекулярным, характер организменного- клеточным уровнем.

Например, сердце формируется благодаря особому строению и функциям мышечных клеток, которое было определено их молекулярным строением.

Деление живого на уровни весьма условно, оно просто отражает системный подход в изучении природы.

Каждый отдельный уровень изучает соответствующий отдел науки о живом: молекулярной биологии, цитологии, генетики, анатомии, физиологии, экологии и других наук.

Выделяют три большие группы уровней организации:

  • суборганизменный
  • организменный (или онтогенетический)
  • надорганизменный

Суборганизменный уровень включает, в свою очередь, пять уровней: атомарный, молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный.

Тканевый и органный уровни чаще всего объединяют в один - тканево-органный.

Организменный (или онтогенетический) уровень- это сам организм.

Надорганизменный уровень включает в себя три подуровня: популяционно- видовой, биогеоценотический, биосферный.


Мы с вами изучим основные уровни организации живых систем:

  • молекулярный
  • клеточный
  • тканевый
  • органный
  • организменный
  • популяционно-видовой
  • биогеоценотический
  • биосферный

Суборганизменные уровни организации

1. Молекулярный уровень организации жизни

Молекулярный уровень можно назвать первым и наименьшим, но именно он является определяющим в строении и функции последующих уровней организации, то есть это как бы основа всех дальнейших уровней.


Формируют этот уровень молекулы белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, которые сами по себе вне клеточных структур не являются живыми, но именно они создают надмолекулярные клеточные структуры, в которых проявляются отдельные, но очень важные признаки жизни.

Именно на молекулярном уровне происходят различные биохимические реакции, а реализация наследственной информации происходит благодаря молекулам ДНК и РНК . Механизмы этих процессов универсальные для всех живых организмов.

Благодаря изучению молекулярного уровня можно понять, как протекали процессы зарождения и эволюции жизни на нашей планете, каковы молекулярные основы наследственности, основы последовательных биохимических реакций в организме.


Компоненты молекулярного уровня: молекулы неорганических и органических соединений, молекулярные комплексы химических соединений (клеточная мембрана или мембраны ядра).

Основные процессы молекулярного уровня:

  • объединение молекул в особые комплексы
  • осуществление упорядоченных физико-химических реакций
  • копирование (редупликация) ДНК, кодирование и передача генетической информации

Науки, ведущие исследования на этом уровне:

  • биохимия
  • биофизика
  • молекулярная биология
  • молекулярная генетика

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Атомный (элементарный) уровень: на нем рассматривается роль отдельных химических элементов в живом организме (Fe, F, I, Se, Na).

Субклеточный уровень образован органеллами клетки (митохондриями, хлоропластами, рибосомами, лизосомами), ядром, хромосомами и другими субклеточными структурами.

На уровне субклеточных (надмолекулярных) структур ученые изучают строение и функции органелл, а также других включений клетки

2. Клеточный уровень организации жизни

Единицей этого уровня является клетка (клетки бактерий, цианобактерий, одноклеточных животных и водорослей, одноклеточных грибов (мукор, дрожжи), клеток многоклеточных организмов)).

Клетка- это структурная и функциональная единица всего живого.

Именно на этом уровне прослеживаются все признаки живого (размножение, рост, обмен веществ, раздражение и другие признаки).

Клетка также является минимальной единицей живого, способной к самостоятельному существованию либо в виде одноклеточных организмов, либо в тканях многоклеточного организма.

Если говорить об организмах одноклеточных, то к таковым мы можем отнести бактерии и простейшие (амеб, эвглен, инфузорий), среди грибов к одноклеточным относятся дрожжи и мукор.

Если рассматривать многоклеточных организмов, то количество клеток в их организме может быть очень велико, и эти клетки могут сильно отличаться по строению, хоть и находятся в одном организме. Например, посмотрим на нервную и мышечную клетки человека:


Вне клетки жизни нет. Такие организмы, как вирусы, подтверждают это правило, потому что они могут проявлять признаки живого и реализовывать свою наследственную информацию только тогда, когда попали в живую клетку.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Стволовыми клетками называются незрелые клетки особого типа, способные развиваться во все виды клеток, составляющих различные ткани организма.

Стволовые клетки в организме находятся как бы в спящем состоянии, у них замедлен обмен веществ.

Они являются резервом организма в случае возникновения различных стрессовых ситуаций (травмы, ранения, болезни).

Также стволовые клетки необходимы для непрерывно происходящей в организме физиологической регенерации (замена старых клеток на новые).

Ученые полагают, что из стволовых клеток в отдаленной перспективе можно будет выращивать практически любую ткань, что может помочь лечению многих заболеваний.

44

Компоненты клеточного уровня: комплексы молекул химических соединений и органеллы клетки.

Основные процессы клеточного уровня:

  • биосинтез, фотосинтез, энергетический обмен, митоз, мейоз
  • регулирование химических реакций
  • деление клетки
  • привлечение химических элементов Земли и энергии Солнца в биосистеме

Науки, ведущие исследования на клеточном уровне:

  • цитология
  • генная инженерия
  • цитогенетика
  • эмбриология
  • микробиология

3. Тканевый уровень организации жизни

Единицей этого уровня является ткань.

Ткань- это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемых функций.

Ткани возникли в ходе эволюционного развития вместе с многоклеточностью организмов.

В ходе онтогенеза ткани образуются на ранних стадиях эмбрионального развития благодаря дифференциации клеток.

Дифференциация клеток- процесс, в результате которого клетка становится специализированной, то есть приобретает химические, морфологические и функциональные особенности, свойственные только для нее.

У животных различают несколько типов тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.


У растений выделяют следующие виды тканей: образовательная, основная (фотосинтезирующая), проводящая (флоэма, ксилема), покровная, механическая.

На этом уровне происходит специализация клеток.

Компоненты тканевого уровня: клетки и межклеточная жидкость.

Основные процессы тканевого уровня: процессы, характерные для того или иного вида тканей (гомеостаз, регенерация).

Наука, ведущая исследования на тканевом уровне:

4. Органный уровень организации жизни

Составляют этот уровень органы многоклеточных организмов.


Орган- это обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию.

Орган чаще всего образован несколькими видами тканей, среди которых одна (две) преобладает.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


У простейших организмов, конечно же, нет тканей и органов, так как они состоят всего из одной клетки, но функции пищеварения, дыхания, циркуляция веществ, выделение, передвижение и размножение осуществляются за счет различных органелл в их клетках.

Организменный уровень организации жизни

Все живое на Земле существует в виде обособленных субъектов- особей, которые формируют организменный уровень.

При изучении одноклеточных организмов ученые отмечают то, что особью является каждая отдельная клетка, например, бактерия, простейшие (амеба, инфузория, эвглена), то есть это организмы, которые одновременно могут представлены и клеточным и организменным уровнем организации.


Также на этом уровне рассматривают и многоклеточные организмы: растения, животные, грибы.

Компоненты органного уровня: клетки одноклеточных; клетки и ткани, из которых образованы органы многоклеточных организмов.

Основные процессы органного уровня:

  • раздражительность
  • размножение
  • рост и развитие
  • нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
  • гомеостаз

Науки, ведущие исследования на органном уровне:

  • анатомия
  • биометрия
  • морфология
  • физиология
  • гистология

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Биометрия- система распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам (трёхмерная фотография лица или тела, образец голоса, отпечатки пальцев, рисунок вен руки, группа крови, специальное фото роговицы глаза и так далее).

К примеру, в Китае активно используется технология распознавания лиц в различных областях, начиная от оплаты покупок до общественной безопасности.

Читайте также: