Транснациональная коррупция как состав международного преступления

Обновлено: 02.07.2024

Представление стратегии широкой публике состоялось в ходе проходившего 9-10 декабря 2021 года Саммита за демократию (Summit for Democracy), объединившего представителей государственных органов, гражданского общества и частного сектора отдельных стран.

Несмотря на то, что США уже давно заявили о себе на международной правовой арене и активно применяют детализированное антикоррупционное законодательство как на национальном уровне, так и для привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц, единый стратегический документ в стране до сих пор отсутствовал.

В принятой стратегии, как отмечено в пояснительной записке, особое внимание уделяется лучшему пониманию транснациональных масштабов коррупции и реагированию на них, в том числе путем принятия дополнительных мер по снижению способности коррумпированных субъектов использовать американские и международные финансовые системы для сокрытия активов и отмывания доходов от неправомерной деятельности.

Стратегия включает пять направлений, для каждого из которых сформулированы цели и конкретные задачи по их достижению:

1. Модернизация, координация и обеспечение ресурсами

Стратегическая цель 1.1. Увеличение масштабов исследований, сбора и анализа данных, связанных с коррупцией

  • Активизация работы разведывательного сообщества по сбору и анализу информации о коррумпированных субъектах и их сетях.
  • Расширение и совершенствование подходов к анализу того, как коррупция угрожает стране, ее партнерам и союзникам в политической, социальной и экономической сферах, формирование более полной картины понимания угроз у органов власти за счет обмена информацией и данными с соответствующими подразделениями федерального правительства, а также с партнерами на уровне штатов, местных органов власти, племен и территорий.
  • Поддержка и совершенствование методов использования результатов анализа, проводимого внешними партнерами, включая научное сообщество, частный сектор, гражданское общество и СМИ.

Стратегическая цель 1.2. Улучшение обмена информацией между государственными органами, а также с неправительственными организациями и в рамках международного взаимодействия

  • Совершенствование механизмов коммуникации и обмена информацией между органами власти, а также принятие мер по повышению осведомленности общества по вопросам борьбы с коррупцией, в том числе за счет повышения внимания к менее понятным аспектам, таким как риски непропорционального воздействия коррупции на уязвимые группы населения, влияние коррупции как транснационального явления и роль незаконного финансирования в создании условий для коррупционных действий.
  • Активизация обмена информацией между органами власти, а также правительственными и неправительственными субъектами в целях пресечения незаконного финансирования, привлечения к ответственности коррупционеров и укрепления международного партнерства.

Стратегическая цель 1.3. Повышение внимания к транснациональной коррупции

  • Выделение человеческих и финансовых ресурсов, сбор и анализ информации и разведданных, использование иностранной помощи, обмена информацией и партнерских связей с частным сектором, многосторонними организациями, гражданским обществом и СМИ для противодействия транснациональным аспектам коррупции, включая клептократию и использование коррупции государственными субъектами и их посредниками для достижения целей национальной политики.
  • Сосредоточение усилий по противодействию коррупции на борьбе с транснациональной организованной преступностью, включая выявление и ликвидацию преступных сетей, отслеживание потоков денег и других активов, а также улучшение обмена информацией и разведданными между национальными государственными органами и, при необходимости, международными и неправительственными партнерами.

Стратегическая цель 1.4. Создание условий и обеспечение ресурсами для борьбы с коррупцией внутри страны и за рубежом

  • Обеспечение независимости и предоставление необходимых ресурсов правоохранительным органам для расследования и преследования внутренних преступлений, связанных со злоупотреблением общественным доверием. Повышение прозрачности системы финансирования избирательных кампаний, усиление запретов на попытки иностранных граждан повлиять на выборы на всех уровнях.
  • Создание и поддержка государственными органами межсекторных инициатив по борьбе с коррупцией (таких, как Антикоррупционная команда Министерства финансов США, Целевая группа по борьбе с коррупцией Агентства США по международному развитию (USAID), Антикоррупционная рабочая группа Министерства торговли США и т.п.).
  • Значительное увеличение ресурсов Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) для создания новой системы данных о бенефициарной собственности, обеспечение поддержки FinCEN и иных органов, ответственных за выявление, расследование и правоприменение в делах о мошенничестве, отмывании денег, финансировании терроризма и финансирования распространения оружия.

Стратегическая цель 1.5. Интегрировать антикоррупционную направленность в региональные, тематические и отраслевые приоритеты

  • Для реализации данной цели планируется включить меры, направленные на борьбу с коррупцией, в различные направления деятельности правительства США, например, разрабатывая соответствующие планы и стратегии на уровне регионов и для приоритетных стран, заявляя о принимаемых мерах по борьбе с коррупцией на всех публичных мероприятиях, реализуя инициативы страны по оказанию внешней помощи, участию в инфраструктурных проектах, сохранению климата.

2. Противодействие незаконному финансированию

Стратегическая цель 2.1. Устранение недостатков в режиме борьбы с отмыванием денег

Стратегическая цель 2.2. Работа с партнерами и союзниками для устранения недостатков

3. Привлечение к ответственности коррумпированных лиц

Стратегическая цель 3.1. Активизация правоприменения

Стратегическая цель 3.2. Совершенствование имеющихся инструментов для привлечения к ответственности коррумпированных субъектов внутри страны и за рубежом

Стратегическая цель 3.3. Работа со странами-партнерами по укреплению правоприменения для усиления использования антикоррупционных инструментов

Стратегическая цель 3.4. Укрепление способности правительств иностранных партнеров добиваться подотчетности справедливым и равноправным образом

  • Укрепление сотрудничества и оказание помощи странам, имеющим политическую волю к принятию значимых антикоррупционных усилий.
  • Развитие взаимодействия государственных органов и иных заинтересованных сторон на региональном и международном уровнях с тем, чтобы способствовать более тесному сотрудничеству в выявлении, отслеживании и передаче дел о коррупции (например, Минюст США планирует сосредоточить свои усилия на налаживании партнерских отношений для выявления и противодействия транснациональной коррупции).
  • Обеспечение поддержки инициатив и сетей, способствующих обмену информацией и укреплению потенциала иностранных партнеров для обеспечения подотчетности на транснациональном уровне.

Стратегическая цель 3.5. Укрепление способности гражданского общества, СМИ и частного сектора безопасно выявлять и разоблачать коррупцию, повышение осведомленности общественности и обеспечение подотчетности

4. Сохранение и укрепление международного взаимодействия

Стратегическая цель 4.1. Укрепление существующих антикоррупционных механизмов и институтов

  • Оказание финансовой поддержки и предоставление экспертных услуг для обеспечения функционирования международных антикоррупционных соглашений/инициатив и механизмов их обзора. Принятие усилий по обеспечению выполнения иностранными партнерами обязательств по криминализации и преследованию иностранного взяточничества. Пресечение попыток ослабления международных норм, направленных против предоставления убежищ коррупционерам и их неправомерным доходам, и попыток ограничить участие гражданского общества в международных форумах. Выполнение обязательств, предусмотренных международными (Конвенция ООН против коррупции (КПК ООН), Конвенции ОЭСР, рекомендации ФАТФ) и региональными антикоррупционными соглашениями и договорами.
  • Обеспечение реализации КПК ООН.
  • Создание подотчетных, эффективных и устойчивых институтов безопасности.

Стратегическая цель 4.2. Активное участие в многосторонних форумах

5. Дипломатическое взаимодействие и использование иностранной помощи

Стратегическая цель 5.1. Повысить и расширить масштабы дипломатического взаимодействия и иностранной помощи, направленных на борьбу с коррупцией

  • Повышение приоритетности борьбы с коррупцией в рамках дипломатических и публичных дипломатических усилий США.
  • Расширение антикоррупционной помощи со стороны США, обеспечение контроля за эффективностью такой помощи, в том числе посредством внешних оценок.
  • Интеграция антикоррупционных положений в инициативы по оказанию помощи в целях развития, включая глобальное здравоохранение, борьбу с преступностью и верховенство закона, конфликты и нестабильность, а также гуманитарную помощь.
  • Создание новых и расширение существующих программ иностранной помощи для повышения потенциала и независимости институтов надзора и подотчетности, включая законодательные органы, высшие органы финансового контроля, контролеров и генеральных инспекторов.

Стратегическая цель 5.2. Защита субъектов антикоррупционной деятельности

Стратегическая цель 5.3. Использование инноваций в борьбе с коррупцией

  • Использование инноваций для предотвращения и борьбы с коррупцией, оказание помощи другим странам в использовании новых технологий, в том числе посредством проведения хакатонов и TechSprints, привлечение к разработке новых способов борьбы с коррупцией представителей частного сектора из ключевых отраслей, технологов, представителей гражданского общества и СМИ, исследователей и ученых, филантропов.
  • Совершенствование существующих и разработка новых инструментов быстрого реагирования на возникающие риски коррупции. Создание двух новых фондов: Фонда USAID по противодействию коррупции, который будет поддерживать, тестировать и применять на практике основанные на фактических данных, оперативные и преобразующие антикоррупционные программы, и Глобального антикоррупционного фонда быстрого реагирования, находящегося в совместном ведении правительства и Минюста США, который будет предоставлять консультации и помощь зарубежным антикоррупционным партнерам по всему миру.
  • Анализ возможности дальнейшего развития транснационального подхода в рамках оказания зарубежной антикоррупционной помощи, в том числе путем расширения поддержки международных сетей журналистов-расследователей, защитников гражданского общества и специалистов в области уголовного правосудия. Принятие мер по расширению возможностей для небольших организаций участвовать в конкурентной борьбе за получение бюджетных средств и сотрудничать с общественными движениями за позитивные изменения.

Стратегическая цель 5.4. Улучшение координации и анализа рисков при оказании внешней помощи

Стратегическая цель 5.5. Совершенствование механизмов предоставления помощи в сфере безопасности и интеграция мер по противодействию коррупции в военное планирование, анализ и операции

  • Разработка протоколов оценки коррупционных рисков до начала новых или крупных мероприятий по содействию безопасности, принятие мер по минимизации выявленных рисков.
  • Проведение оценки масштабов, форм и причин коррупции в секторе безопасности и политической воли правительств к проведению антикоррупционных реформ. Создание внутренних механизмов подотчетности в секторе безопасности.
  • Включение стандартов управления в сфере безопасности в анализ программ помощи в сфере безопасности и решений о поставках оружия.
  • Организация антикоррупционного обучения для сотрудников Министерства обороны США.
  • Принятие мер по совершенствованию процесса планирования в области безопасности.
  • Обеспечение проведения оценки эффективности в отношении наиболее дорогостоящих программ сотрудничества в странах со значительным риском коррупции.
  • Продолжение реализации реформ сотрудничества в области безопасности, предусмотренных Законом о финансировании национальной обороны на 2017 г., прежде всего в отношении персонала, его обучения и оценки, а также общего мониторинга и оценки.

При реализации перечисленных задач власти США планируют придерживаться следующих принципов:

Читайте также: