Как называется нарушение правовых норм аморальное поведение

Обновлено: 28.04.2024

Одним из оснований расторежния трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренных Трудовым кодексом, является увольнение за совершение сотрудником аморального проступка. не совместимого с прдолжением работы (п.8 ч.1 ст.81 ТК РФ).

Что понимается под аморальным проступком, какие лица могут быть уволены по данному основанию, на что обратить внимание при увольнении, каковы особенности увольнения за аморальное поведение – рассмотрим в статье.

• начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

Все виды перечисленных организаций могут быть учреждены физическими или юридическими лицами на коммерческой основе, за исключением образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (учреждаются только Правительством РФ), и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (учреждаются только федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ) (ст. 11 Закона об образовании).

Теоретически аморальный проступок может быть совершен любым сотрудником независимо от должности и звания. Но работодателю следует знать, что уволить за аморальное поведение можно только того, чьей основной трудовой функцией является воспитательная деятельность, причем это обязательно должно быть отражено в трудовом договоре с работником или его должностной инструкции.

Особенности и порядок увольнения.

Расторжение трудового договора в связи с совершением работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, если он не совместим с продолжением данной работы, производится по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Рассмотрим особенности увольнения по этому основанию.

Итак, прежде чем уволить работника по п. 8 ч. 1 ст. 81, работодателю необходимо определить, действительно ли поступок является аморальным. Как уже было отмечено, определения аморального проступка нет ни в одном нормативном правовом акте, поэтому работодатель руководствуется своими внутренними представлениями о правилах и нормах поведения. В любом случае, если работник распивает спиртные напитки в присутствии или вместе с воспитанниками, устраивает драки, позволяет себе грубое оскорбление с использованием нецензурных или иных выражений, унижающих личное достоинство, совершает развратные или иные действия, оказывающие негативное влияние на воспитываемых, особенно те, за которые предусмотрена административная или даже уголовная ответственность, – такие действия однозначно относятся к аморальным.

Не всегда работодатель может верно оценить действия работника и применить основание для увольнения. Приведем для примера решение суда.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что недопустимо увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ на основании недостаточно проверенных фактов. Кроме этого, увольняя по указанному основанию, следует учитывать тяжесть совершенного аморального проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и т. п. Основания, названные в приказе, скорее всего, относятся к распространению порочащих сведений, факт распространения которых должен быть доказан, чего Клуб не сделал.

В своем интервью Т. выражал свое субъективное мнение, взгляд на ситуацию в Клубе. Его выступление является осуществлением гарантированных Конституцией РФ каждому гражданину прав на свободу мысли и слова, что ни в коей мере не относится к аморальному проступку. Высказывания, носящие характер критики руководителя Клуба, также нельзя считать аморальным проступком.

На основании вышеизложенного суд посчитал, что предусмотренные законом основания для увольнения Т. по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ отсутствуют, в связи с чем его исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

Обратите внимание : уволить за совершение аморального проступка на месте работы можно не позднее одного месяца со дня обнаружения такого проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка (ст. 193 ТК РФ).

Порядок действий при обнаружении факта аморального проступка?

1. Лицо, выявившее данный факт, как минимум составляет докладную записку на имя руководителя организации. Лучше, если это будет акт, подписанный несколькими лицами. В докладной указываются фамилия, имя, отчество лица (лиц), которое обнаружило факт совершения проступка, обстоятельства, при которых совершался проступок, дата и время его совершения.

2. Работодатель должен письменно затребовать от работника письменное же объяснение. Работник должен поставить на требовании отметку, что получил его. Если по истечении двух рабочих дней объяснение не поступит, составляется соответствующий акт.

3. На основании акта или докладной записки приказом работодателя создается комиссия по расследованию факта совершения аморального проступка. Результаты ее работы оформляются в виде акта (решения), который подписывается всеми членами комиссии. В процессе заседания исследуются все обстоятельства дела, объяснения работника, показания свидетелей, жалобы пострадавших, информация, полученная из официальных источников, и т. д.

К сведению: при увольнении сотрудника, совершившего аморальный проступок вне места работы, процедура дисциплинарного взыскания в соответствии со ст. 193 ТК РФ не применяется, а само увольнение не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ст. 81 ТК РФ).

Отметим, что уволить работника по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ можно в случае совершения им аморального проступка не только на рабочем, но и в общественном месте, и в быту, о чем говорится и в п. 46 Постановления №2. В этом случае работодателю также нужно провести служебное расследование с целью подтверждения аморального поведения и объективно оценить не только тяжесть совершенного проступка, но и его связь с трудовой деятельностью, последующее поведение работника и т. д. Если же аморальное поведение подтверждается вступившим в силу решением суда, протоколом об административном правонарушении или другим официальным документом, трудовой договор может быть расторгнут без соблюдения процедуры расследования.

В результате опроса свидетелей, исследования документов, учитывая положения Постановления №2, ст. 81, 84.1 ТК РФ, суд не усмотрел нарушений в порядке увольнения Н. В исковых требованиях Н. было отказано.

Как еще можно уволить педагогического работника?

Кроме общего основания увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 81 , Трудовым кодексом, а именно ст. 336 ,предусмотрены специальные основания увольнения, которые применяются только к педагогическим работникам. Рассмотрим некоторые из них.

Одно из данных оснований – повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (п. 1 ст. 336 ТК РФ). Применить это основание можно, если уставом организации предусмотрен перечень таких нарушений. Если же его в уставе нет, грубым нарушением можно считать ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих должностных обязанностей или норм профессиональной этики, если они закреплены в положениях локального нормативного акта, например, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции (если уставом закреплена обязанность соблюдения требований соответствующих локальных актов). При увольнении по п. 1 ст. 336 ТК РФ есть свои особенности.

Так, прекращение трудового договора возможно только:

• при наличии документов, подтверждающих факт нарушения, – акта, докладной, показаний свидетелей, представления;

• по поступившей на преподавателя жалобе, поданной в письменной форме, при этом копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику (ст. 55 Закона об образовании).

К аморальным проступкам и указанным в ст. 336 ТК РФ нарушениям относится также применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п. 2 ст. 336 ТК РФ). Физическое насилие – это принудительное физическое воздействие, которое выражается в нанесении побоев, ударов, истязании с применением каких-либо предметов или веществ, в иных действиях, причиняющих физическую боль. О физическом насилии можно судить по явным внешним признакам на теле воспитываемого либо по его психическому состоянию. Под психическим насилием понимается воздействие, которое причиняет воспитываемому душевные страдания. Оно может выражаться в виде запугивания и угроз, изоляции обучающегося или воспитанника, оскорблении и унижении его достоинства и совершении иных действий, которые могут привести к нервному или даже душевному заболеванию.

Обычно о том, что педагогический работник применяет недозволенные методы воспитания, становится известно из жалоб (индивидуальных и коллективных, письменных и устных) воспитанников или обучающихся, их родителей и иных законных представителей. К письменной жалобе может быть приложено медицинское заключение, подтверждающее причинение вреда физическому или психическому здоровью, заключение психолога.

Обратите внимание : поскольку нарушение педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения или устава образовательного учреждения является дисциплинарным нарушением (ст. 55 Закона об образовании) увольнение по п. 1 и 2 ст. 336 ТК РФосуществляется после применения мер дисциплинарного воздействия, в порядке, указанном в ст. 193 ТК РФ.

Несоблюдение работодателем порядка увольнения, предусмотренного нормами Трудового кодекса и Закона об образовании, влечет за собой восстановление работника в судебном порядке. В подтверждение приведем решение Карабудахкентского районного суда.

О. работала в средней общеобразовательной школе № 5 (далее – школа) учителем изобразительного искусства. 17.04.2009 на уроке один из учеников стал нарушать дисциплину. О. была вынуждена сделать замечание, когда реакции не последовало, она подошла к ученику Н. и потребовала прекратить безобразное поведение, на что он ухмыльнулся и грубо ей ответил. Тогда О. взяла его за плечо, чтобы остановить, но Н. вскинул свою руку, так, как будто намеревался ударить ее, и О., обороняясь, случайно задела Н. рукой по лицу. На этом конфликт закончился, О. продолжила урок.

Узнав о возникшей ситуации, директор школы издал приказ о временном отстранении О. с работы и 20.04.2009, не известив и не пригласив ее, провел собрание среди учащихся по обсуждению данного инцидента. 21.04.2009 О. предложили написать объяснительную. 22.04.2009 был издан приказ об увольнении О. на основании п. 2 ст. 336 ТК РФ – как учителя, применившего физическое насилие к учащемуся.

Считая, что увольнение было вызвано неприязненным отношением к ней директора школы, О. обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении ее на работе. Решением суда исковые требования были удовлетворены по следующим основаниям.

При обвинении педагогического работника в применении антипедагогических методов в соответствии со ст. 55 Закона об образовании должно проводиться дисциплинарное расследование, по результатам которого руководитель дает оценку используемым педагогическим работником методам и на ее основании принимает решение об увольнении по п. 2 ст. 336 ТК РФ.Согласно п. 2 ст. 55 Закона об образовании такое расследование может быть проведено только по жалобе на преподавателя, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть вручена данному педагогическому работнику.

Никаких доказательств проведения дисциплинарного расследования директор школы не представил. Более того, он ошибочно считал собрание учащихся расследованием. Никакой жалобы от родителей учащихся на действия О. не поступало. Из пояснений директора следовало, что он не беседовал с О. и не вызывал ее после конфликта, приказ об увольнении ей не выдал, как и трудовую книжку и расчетные. Кроме этого, показания допрошенных в ходе судебного разбирательства учеников и сотрудников школы периодически менялись, были противоречивыми. В результате суд принял во внимание мнение О. о том, что директор целенаправленно преследует ее и оказывает воздействие на свидетелей.

Отстранение от работы регламентировано ст. 76 ТК РФ. Отстранение до решения вопроса о применении дисциплинарных мер указанной статьей не предусмотрено. Следовательно, приказ об отстранении О. от работы является неправомерным.

В приказе об увольнении О. от 22.04.2009 в нарушение требований ст. 193 ТК РФ не указан конкретный дисциплинарный поступок, есть только общие фразы. Приказ издан с нарушением требований формы Т-8, не указано, в отношении кого конкретно допущено нарушение и по чьей жалобе проведено расследование. Согласно ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. Эти положения трудового законодательства также были нарушены. Учитывая все обстоятельства дела, суд удовлетворил исковые требования О.

В заключение еще раз обратим внимание, что воспитательная деятельностьтребует от работников, ее осуществляющих, не только высокой квалификации, но и соответствующего морального облика и поведения, как в коллективе, так и в быту. Нарушение нравственных норм не совместимо с выполнением возложенных на таких работников функций.

Но не нужно забывать, что увольнение – это крайняя мера воздействия на работника и расторжение трудового договора по основаниям п. 8 ч. 1 ст. 81 и ст. 336 ТК РФ при обнаружении факта совершения аморального проступка является правом работодателя, а не обязанностью (за исключением случая, когда такие действия носят общественно опасный характер). К работнику могут быть применены и другие меры дисциплинарного взыскания. Но в любой ситуации решение работодателя должно быть объективно и обоснованно.

Во все времена в обществе осуждалось аморальное поведение. Поэтому необходимо отчетливо осознавать разницу и понимать, что оно собой представляет. Мораль - это собрание поведенческих правил в социуме. Причем стоит отметить, что ее нормы разнятся в различных культурах и национальностях. Так, что для вашей семьи и культуры является нормой, в другой стране становится показателем аморальности и, соответственно, наоборот.

Девиантное поведение

Аморальное поведение является подгруппой в классификации девиантного. Зачастую эти два понятия путают и заменяют одно другим, что естественным образом является ошибкой. Чтобы разобраться в значении "аморального", следует разобраться в понятии и классификации девиантного поведения.

аморальное поведение

Девиантное поведение - это поступки человека, которые не соответствуют норме, то есть нестандартны.

Девиантное поведение условно можно разделить на две группы:

  • Действия человека, отклоняющиеся от нормы ввиду психических расстройств. К этой группе относятся люди, страдающие психопатическими заболеваниями. Так называемая категория психически ненормальных. Также к этой группе относятся люди с отклонениями в психике, но в пределах нормы.
  • Действия человека, отклоняющиеся от принятых норм морали и нравственности, то есть аморальное поведение. Данный вид девиантных поступков находит выражение в преступлениях и проступках. В большинстве случаев индивиды, для которых характерны аморальные поступки, после их совершения подвергаются административной, уголовной ответственности. При незначительных нарушениях морально-нравственных норм с человеком принудительно работают социальные и медицинские работники.

Понятие

Аморальное поведение - это нарушение человеком моральных принципов посредством поступков. Мораль - своеобразные требования для окружающих людей и самого себя, которые считаются правильными во время взаимодействия. Однако стоит отметить, что понятие морали довольно размыто. Так как, к примеру, для одного нецензурная брань считается нормой, а для другого это возмутительно и аморально.

аморальное поведения человека

Пример различий в разных культурах - понятие супружеской неверности у нас и в Японии. Женатый мужчина, регулярно изменяющий супруге с разными женщинами, вызывает у нас только отрицательные эмоции и негодование. В Японии же наоборот. Супруг вправе прийти домой в состоянии алкогольного опьянения, в компании гейш, а жена не только не устроит скандал, но еще и скажет спасибо жрицам любви за сопровождение, доставку благоверного к семейному очагу. В Японии чрезвычайно высок статус главы и добытчика семьи.

В Японии благосклонно относятся к однополым бракам, чего нельзя заметить в странах Европы. Причиной этого является культ самураев, которые по долгу службы обязаны отказаться от семейных уз. Поэтому считается, что именно они благоприятствовали развитию гомосексуализма.

Формы поведения, противоречащего морали

Аморальное поведения человека основные формы имеет следующие:

  • Наркомания.
  • Токсикомания.
  • Проституция.
  • Нарушение закона.
  • Алкоголизм.
  • Суицид.
  • Использование нецензурных выражений.
  • Оскорбления.

Аморальное поведение: причины

Три главных причины аморального поведения:

  • Неравенство на социальной лестнице. Главным образом на воспитание и поведение личности влияет доход. Чем меньше человек зарабатывает денег, тем больше вероятность его деградации. Из-за разочарования уровнем своей жизни он пытается с помощью алкоголя или наркотических веществ убежать от реальности. Нищета - это психологически сложное испытание.
  • Уровень воспитания. Человек из-за неведения попросту может не знать о правилах морали и нравственности. В обществе обязательно должны передаваться традиции, нормы и правила из поколения в поколение. Родителям необходимо с детства давать понять ребенку, что делать можно, а что претит общечеловеческим ценностям и статутам.
  • Окружающая среда. Несомненно, эта причина одна из основополагающих. Во многом действия и мысли человека зависят от того, что и кто его окружает ежедневно. Наибольшее влияние имеют близкие люди: семья, друзья, одноклассники, коллеги. Если человека сплошь и рядом окружают личности с аморальным поведением, а кроме них он ничего не видит, то для него это становится нормой. В таких случаях, чтобы искоренить безнравственные деяния, социологи работают с группами людей, а не с одним конкретно провинившимся человеком.

аморальное поведение причины

Поведение и закон

Как упоминалось ранее, нередко аморальное поведение преследуется по закону. Наказание, грозящее человеку за поступки, противоречащие морали, колеблется от наложения штрафа до тюремного срока.

 аморальное поведение потерпевшего

Существует понятие "аморальное поведение потерпевшего". То есть когда человек, против которого было совершено преступление, вел себя неподобающим образом и спровоцировал другого индивида на правонарушение. В данном случае противоморальные действия потерпевшего становятся смягчающим обстоятельством для преступника.

Характеристика аморального поведения- Обзор и что это значит?

Развитие цивилизованного общества основывается на моральных и нравственных принципах. Поведение, не вписывающееся в эти рамки, осуждается в обществе и противоречит установленному этикету. Вряд ли найдется хоть один человек, который хотя бы раз не столкнулся с аморальным поведением какого-либо лица (аморала).

Аморальное поведение – подвид девиантного поведения. Эти два вида часто путают. Важно понимать, что девиантное поведение характеризуется человеческими поступками, не соответствующими определенным стандартам, а аморальное поведение характеризуется нарушением людьми моральный устоев, проявляющихся в поступках.

Видом поступков, отклоняющихся от нормы, можно считать проступки и преступления. Люди, совершающие девиантные поступки, подвергаются ответственности.

Общие сведения

Определение

Аморал — индивид, который противопоставляет себя коллективу, нарушая общепринятые нормы и бросая вызов обществу.

Аморальным называют такое поведение человека, когда его действия не отвечают принятым в обществе нормам нравственности и морали. Однако, надо отметить, что для разных людей понятие морали довольно условно. Например, для одного ненормированная лексика является нормой, а другой считает, что ее применение крайне негативно и аморально.

Понятие морали у каждого индивидуально

- отрицание нравственности (безнравственность),

…человек сам решает, как себя нужно вести. Например, кто-то считает, что употреблять алкоголь аморально, а кто-то видит в этом решение всех проблем и не считает, что это плохо. Примеров аморального поведения множество, с ними можно столкнуться в повседневной жизни: в транспорте, на улице, на рынке, в магазине. К безнравственным поступкам можно отнести шум и ругань в квартире, громкую музыку в ночное время, мешающие отдыху соседей. Понятие морали тесно связано с религиозными нормами. Например, по мусульманским законам, появление женщины в обществе без присутствия рядом мужчины и с непокрытой головой квалифицируется как аморальное.

Аморальностью можно считать издевательские шутки, насмешки, неприличные анекдоты и т.д. Мораль и нравственность воспитывается и формируется под воздействием общества и, прежде всего, семьи. Со временем, нормы могут меняться, восприятие каких-либо событий может быть совсем иным, чем несколько десятилетий назад. Например, в наши дни отношения между мужчиной и женщиной не состоящими в браке, не воспринимаются аморальными, хотя еще 100 лет назад подобные отношения вызывали осуждение у общества.

Аморального человека видно сразу

… такие люди не заботятся о своей репутации, ведут себя развязно, позволяют себе грубо отзываться об окружающих, хамят, используют ненормативную лексику в разговоре.

Среди примеров аморального поведения можно выделить:

— физическое подталкивание человека к выходу в транспорте или очереди,

— выброс мусора в общественном месте (бросить окурок),

— позволение ненормативных высказываний в обществе,

— неуважение к пожилому человеку или женщине с маленьким ребенком.

Одной из основных причин аморального поведения считается безнаказанность. Далеко не каждый сделает замечание нахалу. Это происходит по ряду причин: для многих поведение окружающих не имеет значения, важно только то, что происходит с собой, многие не пытаются призвать аморала к порядку, так как боятся вызвать к себе агрессию и др.

Подробности

- поведение, осуждаемое обществом,

Если аморальное поведение не характеризуется как административное либо уголовное правонарушение, то влияние на подобное поведение прежде всего, задача окружающих (общества). Азы воспитания должны закладываться в семье, но если человек ведет себя вызывающе, то общество вправе указать ему на недостойное поведение.

Говоря о соответствии человеческих качеств устоям нравственности, нужно учитывать, где он родился и вырос и что есть для него мораль. К примеру, с точки зрения российского гражданина понятие морали совершенно полярно от точки зрения, например, японца.

В идеале, воспитание должно соответствовать поведенческим нормам. Воспитание – это комплекс правил, которые родители вкладывают в сознание детей с раннего возраста, чтобы в последствии, человек жил в гармонии с окружающим миром, не причиняя вреда и дискомфорта другим членам общества.

В зависимости от вида безнравственного поведения человек проявляет присущие ему качества:

  1. — жадность,
  2. — вульгарность,
  3. — похоть,
  4. — избалованность,
  5. — вседозволенность,
  6. — зависимость от алкоголя, наркотиков, табакокурения.

Во многих странах, в том числе и в России, аморальное поведение не только осуждается обществом, но и подлежит наказанию, в зависимости от вида проступка и степени вины гражданина. Аморальность — это, прежде всего нарушение норм приличия.

Приведем примеры аморального поведения:

  • — ненормативная лексика,
  • — пьянство,
  • — совершение преступления или проступка,
  • — проституция,
  • — пристрастие к наркотикам и так далее.

Попробуем разобраться в причинах такого поведения:

  • — ненадлежащее воспитание (нормы морали должны прививаться в семье с раннего возраста). В здоровом обществе должны соблюдаться и передаваться от поколения к поколению укрепившиеся традиции, убеждения, принципы;
  • — влияние окружающей среды (на формирование личности оказывает влияние не только семья, но и круг общения вне ее, а также школа, институт). Если ежедневно человек находится в окружении компании с аморальным поведением, то, в конечном итоге, такое поведение будет им восприниматься как норма;
  • — низкий жизненный уровень, сложившийся из-за ряда причин, из чего вытекает недостойное поведение человека в обществе (пьянство, драки, воровство и т.д.). Из-за недовольства качеством своей жизни человек пытается уйти от реальности, употребляя алкоголь либо наркотики.

Надо сказать, что формирование аморального типа может быть не только следствием отсутствия любви, но и результатом всепозволительности. По мнению психологов, чаще всего безнравственное поведение присуще молодым людям из-за несформировавшейся психики. Часто к неправомерным поступкам склонны подростки из-за нервных переживаний и нетерпения.

Итоги

Меня зову Виталий Белов и я автор этого сайта, мне 40 лет и я профессионально занимаюсь бизнесом более 15 лет. На моем счету много направлений, в которых я смог попробовать себя. В самом начале пути я открыл свое ИП по ремонту компьютерной техники, а после и свой магазин по продаже ноутбуков, ПК и комплектующих, сейчас это инвестиции в стартапы. Запустил сайт и делюсь опытом с читателями, если вам было полезно или есть опыт, жду ваших комментариев! Желаю вам прибыльного бизнеса!

Заключение медицинского учреждения, ведущего обязательный осмотр сотрудника в утвержденном порядке для вредных и опасных работ.

Из-за состояния своего здоровья некоторые сотрудники вправе осуществить переход на более лёгкую работу. Разрешительным

Также интересна разница между коммерческой и служебной тайной

Понятно, что государственная тайна является самым охраняемым и защищенным типом. Сюда относятся данные, касающиеся

человек ощущает свою нужность

Руководитель любого предприятия (неважно, крупного или небольшого) заинтересован в том, чтобы доходы росли, а

- амортизационные отчисления и расходы, связанные с ремонтом основных средств, задействованных в производстве;

Прибыльность любой компании зависит от правильности учета расходов. Вначале своей деятельности каждое предприятие планирует

Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.

Асоциальное поведение

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Непризнанность

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Бегство от проблем

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Социопаты

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Йога

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма
Важно! При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

Групповая психотерапия

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Профилактика девиантного поведения

Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:

  • положительный пример в окружении ребёнка;
  • построение доверительных, тёплых отношений;
  • адекватные воспитательные меры;
  • информационно-профилактические работы;
  • консультации психолога по мере необходимости.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Геймерство

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

Читайте также: