Как называется группа педагогических технологий направленных на обеспечение ребенку возможности

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня демографическая ситуация в стране стала предметом внимания государства и здоровьем детей и подростков – нового поколения россиян – заинтересовались на самом высоком уровне. В связи с этим серьезное внимание уделяется вопросам формирования здорового образа жизни молодежи. Укрепление здоровья молодежи– это не периодические мероприятия, а системная работа, связанная с применением здоровьесберегающих технологий.

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии.

- Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов). Этому способствуют условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

- Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения учащихся, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном учреждении предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение иукрепление здоровья учащихся.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоит задача содействия формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективного взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.

Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ.

Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т.п.

Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика - на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.

Отдельное место занимают еще группа технологий, в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

-психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя или преподавателя на уроке, лекции, семинарском занятии. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Также к данному типу относятся психологические технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития, профилактики и коррекции девиантного поведения.




- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

1) Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.

На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

- создание оптимальных гигиенических, экологических и других
условий для образовательного процесса;

- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:

- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

- проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

3) Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.

Игровая технология — это интегрированная система, которая охватывает определенную часть образовательного процесса. Она состоит из череды игр и упражнений, которые формируют личностные качества учащихся, обеспечивают их эффективное вхождение в общество и самореализацию в соответствии с их интересами и потенциалом.

Учебная игра имеет ту же структуру, что и любая другая учебная деятельность, то есть включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Творческая атмосфера, свободная от шаблонов, возникающих в игре, способствует высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализует чувство тревоги, создает спокойствие, облегчает межличностное общение.

Не бойтесь, что интерес, возникающий во время игры, — это интерес к игре, а не к самому процессу обучения. В развитии интереса существует закономерность: интерес к внешней стороне явлений перерастает в интерес к внутренней сущности явлений.

По определению, игра — это вид деятельности в контексте ситуаций, целью которой является воссоздание и приобретение социального опыта, в котором развивается и совершенствуется саморегуляция поведения.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлечение (это основная функция игры — развлекать, радовать, вдохновлять, заинтересовывать);
  • коммуникативный: овладеть диалектикой общения;
  • самореализации через игру как основу человеческой практики;
  • игровая терапия: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностические: выявление отклонений от нормативного поведения, самосознание через игру;
  • корректирующая функция: позитивное изменение в структуре личностных показателей;
  • межэтническое общение: приобщение к социокультурным ценностям, общим для всех людей;
  • социализация: интеграция в систему социальных отношений, усвоение норм человеческого сообщества.

Большинство игр имеют четыре основные характеристики (по С. А. Шмакову):

Структура игры как деятельности органично включает в себя постановку цели, планирование, реализацию цели и анализ результатов, в которых полностью реализуется личность как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается элементами добровольности, выбора и соревнования, самоактуализации, удовлетворения потребности в самореализации.


Педагогические условия использования игровых технологий в процессе обучения подростков

Возрастные особенности игровых технологий

Младшие подростки (11-12 лет) уже не молоды, но еще далеки от взрослой жизни. Это век перемен, противоречий и конфликтов. Для них характерен повышенный интерес к себе, изменения в теле и сознании. Акцент делается на общении со сверстниками, их оценке, ценностях группы. Мнение сверстников становится более важным, чем мнение взрослых. И класс, и микрогруппа вне класса становятся референтной (значимой) группой. Иногда они сопротивляются только потому, что это исходит от взрослых. Подростки становятся импульсивными, вызывающими, колючими, не любят покровительства и снисходительности. Вот почему важно привлекать их к занятиям в разновозрастных группах, поскольку позитив от чуть более старших ребят воспринимается очень легко и охотно.

Прежде всего, при общении с младшими подростками необходимо проявлять максимум терпения и понимания. Старайтесь не делать мелочных замечаний и чаще прислушивайтесь к их мнению. С ними нужно много говорить обо всем, что их интересует, обо всем, что они хотят понять, а они любят задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми и проблемах мира. Желательно, чтобы они брали на себя ответственность за порученную им работу и за деятельность молодых людей. Мероприятия, организуемые для них, должны быть серьезными и социально значимыми: они охотно откликаются на различные социальные проекты, которые реализуют в игровой форме.

. В подростковом возрасте возрастает потребность в создании собственного мира, желание достичь взрослой жизни, бурное развитие воображения и фантазии, возникновение спонтанных групповых игр. В стремлении к самовыражению и самореализации подросток не всегда может использовать социально приемлемые способы. Подростковые игры должны быть направлены на самосознание, развитие ценностных ориентаций, развитие волевых и моральных качеств, развитие групповой сплоченности и обучение соответствующим моделям реагирования в различных жизненных ситуациях.

Большинство игр для подростков — это уже не ролевые игры, а игры с правилами, среди которых преобладают спортивные и сложные подвижные игры.

Старшие подростки (13-15 лет) более уравновешены и спокойны. У них формируются собственные моральные ценности, они способны контролировать свое поведение, могут разумно оценивать поведение других, и взрослые не прощают им ошибок. Они склонны к анализу и поиску смысла жизни. При работе с ними противопоказаны лекции и нравоучения.

Однако, не допуская братоубийства, необходимо строить отношения на паритетных началах, часто обращаться за помощью, спрашивать их мнение, активно развивать различные формы самоуправления.

Основное различие в игровой деятельности здесь заключается в том, что подростки учатся сами организовывать большинство игр, пытаются делать осознанный выбор и оценивать игры. Руководитель игр должен учитывать не только те характеристики, которые присущи всем видам игровой деятельности (высокая эмоциональность и активность играющих, творческий характер их действий и т.д.), но и те, которые характерны для подростковых игр: повышенная самостоятельность участников, широкое развитие свободных форм игры.

Неудовлетворенная потребность в игровой деятельности частично восполняется подростками через самоорганизованные игры, многие из которых очень полезны для развития личности. Однако недостаточная зрелость подростков приводит к частым ошибкам в выборе, организации и проведении игр. Поэтому необходим дифференцированный подход к самостоятельным играм подростков: предотвращение вредных игр и поощрение полезных для воспитания игр.

Условия эффективного использования игровых технологий

Игровые технологии имеют качественные характеристики, которые отражают способы организации деятельности.

Во время игры должны быть соблюдены следующие условия:

Принципы организации игр:

Эффективность достижения образовательных целей во многом зависит от успешности выбора той или иной формы игровой деятельности, подобранной на основе определенных критериев:

  • уместность (соответствие целям и задачам реализуемого образовательного компонента);
  • разнообразие форм;
  • креативность, пробуждение оригинальности, нестандартные решения проблем учебного взаимодействия;
  • адаптация к психофизиологическим, возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • адаптация к особенностям развития коллектива и коллективных отношений;
  • Учет опыта класса или группы в реализации метода воспитательной работы;
  • Учет особенностей взаимодействия между учителями и учениками;
  • Профессионализм, компетентность и креативность учителей в реализации формы обучения;
  • Привлекательность и эмоциональное содержание формы воспитательной работы;
  • Постоянное усиление образовательного потенциала выбранной формы.

Алгоритм подготовки и проведения игр

Для подготовки и проведения любой формы игры может быть создан определенный алгоритм, система, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать учебный процесс:

Цель — это запланированное поведение, которому посвящен материал, организованный учителем. Цель должна быть конкретизирована в нескольких видах учебной деятельности, так как поведение не может быть выработано через один акт образовательного воздействия, т.е. для достижения цели учитель должен сформулировать несколько задач, которые реально решить в данной учебной деятельности. Это предполагает постановку целей и задач для учителя и учеников.

Выбор формы, жанра и названия образовательной деятельности.

Создание психологического климата, настрой на предстоящие отношения, эмоциональное заражение, демонстрация важности отношений, разработка атрибутов и ритуальных действий, выпуск газеты, пригласительного плаката.

Начало для создания необходимой психологической атмосферы (эпиграф, стартер, пролог, разминка);

Существенная часть (конкретная деятельность учеников и учителей по решению задач и достижению цели как предполагаемого результата);

Заключительная часть (принятие решения, определенный ритуал завершения), направленная на создание определенного эмоционального состояния, стимулирование потребности в дальнейшей совместной деятельности, принятие решения о реализации достигнутой установки в повседневной жизни.

Педагогический анализ на двух уровнях: обсуждение успеха (или неудачи) целевого результата с обучающимися и планирование более продуктивной деятельности на будущее; и педагогический анализ взрослыми участниками.

Существуют определенные требования к выбору техники игры. Выбор игры зависит от следующего:

  • цель и задачи образования;
  • содержание образования;
  • возрастные характеристики учеников;
  • уровень формирования команды;
  • индивидуальные, личностные особенности учеников;
  • условия обучения;
  • средства образования;
  • компетентность учителя в использовании метода;
  • готовность класса (отдельных учеников) к использованию метода;
  • характер взаимоотношений между учителем и учениками;
  • конкретной педагогической ситуации;
  • время обучения;
  • ожидаемые результаты;
  • материально-техническая база образовательного учреждения.

Самый сильный мотив для деятельности — это интерес. Участие в интересных мероприятиях происходит в процессе игры. Это техника, основанная на пробуждении интереса учеников к предмету, который раньше их не привлекал. Обычно в этом случае человек достигает успеха. Успех, в свою очередь, меняет отношение человека к окружающим и самому себе, повышает социальную активность обучающегося, делает его более оптимистичным, жизнерадостным, улучшает возможность общения с ним. Ситуация успеха сознательно создается педагогом для того, чтобы обучающийся проявил свои лучшие качества, достиг успеха, сопровождается признанием заслуг и достижений, позволяя развивать позитивную самооценку и поощряя дальнейшие позитивные действия обучающегося.

Типология педагогических игр

Образовательные игры делятся на:

  • дидактические цели;
  • организационная структура;
  • периодические возможности их использования;
  • специфичность содержания.

По виду деятельности различают: физическую (двигательную), интеллектуальную (умственную), трудовую, социальную и психологическую.

В зависимости от характера педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • образование, обучение, контроль и обобщение;
  • когнитивные, образовательные, развивающие;
  • репродуктивный, продуктивный, творческий;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.

Специфика игровой технологии во многом определяется игровой средой: существуют игры с предметами и без предметов, на столе, в комнате, на улице, на земле, с компьютерами и ТСО (технические средства обучения), с различными видами транспорта.

Необходимо провести различие по продолжительности:

  • короткие игры: это предметные, сюжетно-ролевые и другие игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения конкретных задач: изучение определенного правила, отработка навыка и т.д;
  • игровые оболочки: это игровые, более длительные формы организации учебной деятельности. Чаще всего они ограничиваются одним уроком, но могут длиться и несколько дольше. Они включают такой прием, как создание единой игровой оболочки, т.е. представление всего урока в виде учебы — игры;
  • долгосрочные развивающие игры: эти типы игр рассчитаны на разные временные периоды и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они сосредоточены на далекой, идеальной цели и направлены на развитие медленно формирующихся психических и личностных качеств ученика. Для этой группы характерны серьезность и занятость.

Основными категориями образовательных игр, в соответствии с их целевой направленностью, являются:

  • дидактические: повышение осведомленности, познавательная активность;
  • применение знаний, навыков и умений в практической деятельности;
  • развитие определенных навыков и способностей, необходимых для практической деятельности; развитие общих учебных навыков и способностей; развитие трудовых навыков;
  • воспитание: воспитание независимости и силы воли;
  • формирование определенных взглядов, установок, моральных, эстетических и идеологических ориентаций;
  • развитие навыков сотрудничества, работы в команде, коммуникабельности и общения;
  • развитие: внимания, памяти, речи, мышления, сравнения и аналогии, воображения, фантазии, творчества, сочувствия, сопереживания, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности;
  • социализация: изучение норм и ценностей общества;
  • адаптация к окружающей среде;
  • контроль стресса, саморегуляция;
  • коммуникативный тренинг; психотерапия.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении данного материала обучающиеся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование должны познакомиться с требованиями основных технологий и видами педагогических технологий.

Современные педагогические технологии дошкольного образования –

Преподаватель: Кострова Н.Н

Требования основных технологий

Виды педагогических технологий.

Обучающийся при прохождении темы должен усвоить

Понятие педагогической технологии.

Научные аспекты педагогических технологий.

Структуру педагогической технологии.

Критерии педагогической технологии.

Проблему классификации современных педагогических технологий.

Основные понятия: технология, педагогическая технология, метод, методика, форма, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, технология проектной деятельности, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология, технология портфолио дошкольника, портфолио педагога, коррекционно-развивающие технологии, предметно-развивающая среда

Практическое занятие: Изучить одну из образовательных технологий, используемых в работе с дошкольниками. Выделить методы работы по конкретной технологии

Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Оформление методической копилки современных педагогических технологий. 2. Подготовка мультимедийной презентации одной из современной педагогической технологии (по выбору студента).

Отличия от методики:

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к воспитаннику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Нет связи со школьными технологиями, где ещё сильна авторитарная система.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки детей, более эффективного использования времени.

Требования к педагогу.

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об “авторской” технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Использование технологий на практике.

Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

УСТНО. На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве.

Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей.

В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Поэтому основная задача педагогов ДОУ – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в ДО направлены на реализацию государственных стандартов ДО

Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и разнообразных форм, методов, способов , приемов обучения и воспитательных средств.

Требования основных технологий

Концептуальность ( к-ть пед.технологии предполагает, что каждой педтехнологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.

Системность – означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью

Управляемость. – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – указывает на то, современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения педтехнологии в других однотипных ОУ , другими субъектами.

Виды современных образовательных технологий можно отнести:

• технологии проектной деятельности

• технология исследовательской деятельности

• технология портфолио дошкольника и воспитателя

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обеспечение ребенку возможность сохранения здоровья, формирование ЗУНов по ЗОЖ

Целью – являются обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

2. Увеличение резервов здоровья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

Применительно к ДОУ выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

Медико-профилактические – обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под присмотром медперсонала.

Физкультурно-оздоровительные – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка

Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка- направлено на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов направлено на развитие культуры здоровья педагогов, а также культуры профессионального здоровья

Образовательные – воспитание культуры здоровья дошкольников , личностно- ориентированного воспитания и обучения

Технология проектной деятельности

1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

1. Работа в группах, парах

2. Беседы, дискуссии

3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения

Цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного общения.

Педагоги активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных процессов:

1.Игровые- детские занятия, участие в групповой деятельности( игры, народные танцы и т.д)

2.экскурсионные – направлены на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью

3. повествовательные – при их разработке дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной, художественной ( картина),музыкальной формах

4. конструктивные – нацелены на создание конкретного полезного продукта: сколачивания скворечника, устройство клумб

Типы проектов

По доминирующему методу :

Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико- ориентированные.

По характеру содержания: включают ребенка и его семью , ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир.

По характеру участия ребенка в проекте- заказчик, эксперт, исполнитель

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ , в контакте с семьей

По количеству участников- индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.

По продолжительности- краткосрочный, средней продолжительности, групповой ,, долгосрочный.

Технология исследовательской деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Цель: сформировать у дошкольников основные компетенции, способствовать к исследовательскому типу мышления.

Методы организации исследовательской деятельности:

Наблюдение заключается в том, что дошкольник наблюдает и анализирует происходящие вокруг события, изменения и явления

Экспериментирование- подразумевает собой не только наблюдение и анализ происходящих явлений, но и полноценное участие дошкольника в процессе изменения ( н-р, опускание в воду разных по весу предметов, изменение вкуса воды.)

Детское моделирование – отлично способствует творческому развитию, помогает в познании нашего мира и в развитии малышей. В обучении малышей используют различные виды моделей ( графические модели – это схемы или же графики. Отличным примером графической модели является календарь погоды- дети его заполняют при помощи различных значков.

Эвристическая беседа – вопросно- ответная форма обучения, при которой воспитатель не сообщает детям готовых знаний , а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих, на основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, вывода и правилам.

Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов ( величину, форму, цвет), различать их, устанавливать простейшие взаимосвязи.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО

1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности

2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

IV. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Портфолио- это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни , это своеобразный маршрут развития ребенка.

Цель: копилка личных достижений воспитанника, педагога.

Существует ряд функций портфолио:

Диагностическая- фиксирует изменения и рост за определенные период времени

Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ

Рейтинговая – показывает диапазон умений и знаний ребенка

Технология ТРИЗ

Эта теория создана ученым – изобретателем Т.С Альтшуллером

Цель: раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие поисковой активности, стремление к новизне, речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ – технологии в ДОВ – это привить ребенку радость творческих открытий.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

1 первый этап- определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей

2 второй этап- определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.

3 лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;

2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

. Особенности использования ИКТ

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

- Недостаточная методическая подготовленность педагога

- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

- Бесплановость, случайность применения ИКТ

- Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

1. Игры, спортивные досуги, НОД

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 2011.

Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. - 2009, - №12. - с. 27.

Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М., 2010.

Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 2013.

Моисеев А.М. Содержание, формы и организация методической работы. - М., 2012.

Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012. - 576 с.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 2013.

Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 2011.

Современные педагогические технологии в ДОО: какие из них стоит освоить воспитателю?

Разберем современные педагогические технологии, которые стоит изучить воспитателю, а также подскажем, где можно обучиться их использованию.

Монтессори-педагогика: естественность и свобода познания

Система Марии Монтессори — одна из самых популярных и распространенных среди современных образовательных технологий. Именно ее часто выбирают руководители частных детских садов.

  • Сосредоточить внимание на индивидуальных особенностях, потребностях, способностях каждого ребенка. Единый подход ко всем неуместен.
  • Разбить пространство на несколько частей: зоны математики, сенсорного развития, обучения чтению и письму, упражнений практической жизни, космического воспитания. В каждой зоне располагаются соответствующие Монтессори-материалы. Развитие в такой среде помогает ребенку проявлять самостоятельность, выбирать то, что ему больше подходит, самореализовываться через творчество и познание.
  • Позволить ребенку действовать независимо от взрослых, изучать природу, окружающий мир, собственное тело и пр. своими силами. Можно лишь помогать ему в этом, но не подталкивать и не принуждать.

Чтобы обеспечить независимость от взрослых, используют специальные Монтессори-материалы. Они — одна из самых важных особенностей этой педагогической технологии. Все дидактические материалы разработаны в соответствии с сензитивными периодами развития ребенка:

  • развитие речи — до 6 лет;
  • восприятие порядка — до 3 лет;
  • сенсорное развитие — до 5,5 лет;
  • развитие действий и движений — с 1 до 4 лет;
  • восприятие мелких предметов — с 1,5 до 6,5 лет;
  • развитие социальных навыков — с 2,5 до 6 лет.

Монтессори-материалы помогают лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нем. Повторяя упражнения с ними снова и снова, дети находят глубинные связи между предметами и погружаются в самую суть выбранного вида деятельности.

Монтессори-материалы позволяют детям развиваться независимо от взрослых, поскольку дают возможность находить собственные ошибки и исправлять их без вмешательства родителей и педагогов. Именно поэтому их называют автодидактичными.

Яркий пример — коричневая лестница:

Современные педагогические технологии в ДОО: какие из них стоит освоить воспитателю?

Обучение проходит в дистанционном* формате — не нужно брать длительный отпуск или отпрашиваться с работы для сдачи тестов.

ТРИЗ: поиск нетривиальных идей

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — одна из педагогических технологий, которые широко используют не только в частных, но и в государственных ДОО. В ее основе лежит личностно-ориентированный подход, который соответствует требованиям ФГОС ДО. Соответственно, важный плюс такой педагогической технологии в том, что ее легко адаптировать под условия реализации стандарта и включить в общую образовательную программу ДОО. Если вы планируете работать в государственных ДОО, в первую очередь вам стоит изучить именно ТРИЗ, а уже потом — другие методики.

У этой педагогической технологии есть три основных принципа: обучение через игру, акцент на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), стимулирование творческих способностей. Разберем каждый детальнее.

Обучение через игру

Воспитатель включает образовательные задачи в содержание игры и использует методические сказки. Ребенок играет или слушает сказку и по мере развития сюжета решает задачи, выполняет задания, отвечает на вопросы.

Развитие ВПФ

В отличие от авторов некоторых других педагогических технологий, создатель ТРИЗ — не сторонник раннего форсированного развития детей. Все дидактические материалы ТРИЗ сензитивные, т. е. идеально подходят для детского восприятия с учетом психологических особенностей дошкольников. Уровень сложности заданий повышается постепенно, без резких скачков — так ребенок не переутомляется, не теряет интерес к задачам из-за чрезмерной сложности, но и не скучает.

Важно делать акцент на развитие врожденного, а не только приобретенного интеллекта. Это значит, что детей недостаточно водить в музеи, читать им книги и пр. — нужно развивать природную способность к анализу, внимание, память и т. п.

Раннее творческое развитие

Важно: ТРИЗ предполагает партнерские отношения между взрослыми и детьми. Нельзя негативно оценивать слова или поступки ребенка, его манеру игры и пр. — ребенок должен ощущать свободу в творчестве, действовать спокойно и уверенно, не опасаясь осуждения со стороны взрослых.

Примеры заданий по системе ТРИЗ

  • Мама и бабушка подарили Даше на день рождения один и тот же подарок. Что делать Даше?
  • Представь, что ты муха, которая залетела в комнату и увидела банку с вареньем. Ты хочешь варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь?
  • Золотая рыбка обещает исполнить твое желание, но с условием, что за это ты окажешься на необитаемом острове. Ты загадаешь желание? Если да, как ты выберешься с острова, когда он тебе наскучит?

Мы обучаем использованию этой педагогической технологии на специальном курсе по ТРИЗ для воспитателей. За три недели вы изучите техники, методики и приемы ТРИЗ, поймете, как использовать их на практике в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, узнаете, как включить обучение по теории решения изобретательских задач в образовательный процесс в ДОО.

Методика раннего физического и интеллектуального развития Б.П. Никитина

Автор этой методики полагал, что начинать развитие творческих и физических способностей нужно как можно раньше, поскольку это главное условие успеха. Никитин — сторонник раннего плавания, гимнастики и пр. — то есть очень раннего физического развития, по меркам современных технологий. Также, по его мнению, нужно еще с первых недель жизни окружить ребенка особой средой и системой отношений, которые будут стимулировать развитие творчества. Главный принцип: нужно акцентировать внимание на том, что у детей конкретного возраста может развиваться наиболее эффективно.

  • Каждая игра — набор задач, которые решаются с помощью конструктора, кубиков, рисунков и пр. Эти вещи видимы и осязаемы, поэтому ребенку гораздо проще проверить качество и правильность выполнения задания, в отличие от упражнений в уме, решения абстрактных математических задач и пр.
  • Задачи всегда распределяют по мере повышения сложности. Диапазон уровней сложности задач очень широкий — от элементарных, доступных двухлетнему ребенку, до очень трудных, с которыми справится далеко не каждый взрослый. Это позволяет сохранять интерес к обучению в течение многих лет и подниматься до потолка своих способностей.
  • Ребенку предлагают самые разные материалы для решения задач, включая модели, рисунки в изометрии, чертежи и пр. Так он знакомится с различными заданиями и формами подачи информации.
  • Решения ребенок ищет сам — благодаря этому формируются творческие навыки, а не привычка исполнять просьбы и полагаться на помощь взрослых. Педагог не может подсказывать способ и порядок решения задач.
  • Большинство развивающих игрушек можно использовать для самых разных задач — ребенок может комбинировать варианты заданий и придумывать новые, т.е. заниматься творчеством.
  • Запрещено требовать, чтобы ребенок решил задачу правильно с первой попытки. Нельзя давить на ребенка, показывать разочарование и пр. Возможно, он еще просто не готов к задачам такого уровня.

Интеллектуальное развитие по методике Б.П. Никитина дало плоды в его собственной семье: все семеро детей шли сразу в старшие классы, пятеро из них поступили в вузы после 8 класса, еще двое — после 10.

Рекомендуем также обратить внимание на педагогические технологии в обучении конкретным видам деятельности. Их знание очень пригодится вам при работе в детском саду, развивающем центре, а также при индивидуальной работе с детьми. Пример интересных педагогических технологий — обучение чтению по методике Н. Зайцева, а также по авторским методикам Д.Б. Эльконина, Т.С. Резниченко, Г. Домана, А.М. Кушнира и др.

Приходите учиться к нам!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Читайте также: