Как называет его пойманный на воровстве леса мужик

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование : учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер, описание.
Межпредметные связи: история.

Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.

Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.

Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?

(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).

Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?

2. Рефлексия.
- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?

Дата публикации: 15.11.2014

предварительный просмотр материала

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. Предметные

Раскрыть гл идею произведения через анализ характеристику главного героя

Развивать творческое мышления

Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

Эпиграф к уроку

Работа с эпиграфом. Ответьте на этот вопрос.

Какова цель нашего урока? (узнать гл. идею произведения)

Как называется произведение

Через кого мы увидим эту идею, если произведение названо именем прозвищем гл героя?

Нам нужно дать характеристику героя

А когда мы характеризуем человека на что мы смотрим?(портрет, семейный быт, отношение к работе)

2 . Этап предпонимания. Заполнить таблицу. Вопросы, впечатления, отношение к главному герою. (приложение)

Озвучивание своих вопросов.

В чем противоречивость особенность таинственность героя, почему автор рассказывает именно об этом герое, а например не о мужике, срубившем дерево.(проблемный вопрос)

Вопрос возникший у учителя

Почему в начале произведения уделяется такое большое внимание описанию грозы?(проблемный вопрос.)

Работа в группах.

Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами - подсказками.

Имя - Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Каково настоящее имя Бирюка?

Что обозначает прозвище - Бирюк?

Откуда его прозвище известно барину - Тургеневу?

Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?Как появляется перед расск, найдите портрет

Отношение Бирюка к работе

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Почему мужики ненавидят Бирюка? Чем вызвана озлобленность мужика, его угрозы, ненависть к Бирюку?(отчаяние).

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет,

понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Жалеет ли вора Бирюк или нет?

Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей

Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

Счастлив ли Бирюк?

Почему от него сбежала жена?

Давайте обратимся к пейзажу. Мы сказали, что автор уделяет вниманию грозе. Прочитайте это описание. Сначала описание природы, когда надвигается гроза, затем описание самой грозы.

Как ведет себя рассказчик во время грозы? Как вы ведете себя,

когда надвигается гроза?

А как ведет себя Бирюк?

(он не боится, это его стихия ему не страшно и даже комфортно, он с легкостью ходит под молнией, успокаивает лошадь.)

Как вы думаете почему?(Он человек природы, ему легче в лесу с природой чем с людьми).

А почему именно гроза, она как -ниб. связана с его внутренним состоянием.

Бирюк - гроза воров. Гроза разрозится в его доме. Гроза - психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.)

Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

Но только одно слово у нас осталось непонятным - ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

12. Поиск причины явления

Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора - несчастного мужика - и собирается его наказать)

А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)

Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина)

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник.

Но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

В чём сходство Герасима и Бирюка? Правильно. Они крепостные.

Итак, Бирюк - крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят.

Можем ли мы теперь раскрыть загадочность, особенность образа Бирюка Бирюка? (да)

Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят

(Конфликт внешний - это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний - внутри самого главного героя - его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета).

По желанию: поразмышлять над вопросом: Как вы считаете, изменится ли жизнь Бирюка после этого поступка?

Герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор.

Человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться, он способен сострадать, быть милосердным. Человек - единое целое с природой).

Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.

…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? - Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.

Сравните характеристику в начале урока. Поменялось ли у Вас о нем мнение.

По другому ли вы взглянули на этого человека.

Скажите, а если сейчас составить характеристику Бирюка, она будет отличаться от характеристики, которую мы ему дали в начале урока?

Какова же основная идея этого произведения?

А как вы думаете, Тургенев понял своего героя? ……Ведь неслучайно он отводит ему центральное место в своём произведении Тургенев был одним из первых русских писателей, который почувствовал душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказал об этом всему миру в своих рассказах.

Приложения. Работа над характеристикой в группах.

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Каково настоящее имя Бирюка?

Что обозначает прозвище Бирюк? (смотри словарь выпиши из словаря)

Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

Откуда его прозвище известно барину - охотнику?

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Выпишите из текста все элементы портрета.

Как и где появляется лесник перед рассказчиком. Найдите в тексте

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Отношение Бирюка к работе

Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Отношение к Бирюку мужиков - крестьян (в том числе и вора)

Почему мужики ненавидят Бирюка?

Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

Чем вызвана озлобленность мужика, его угрозы, ненависть к Бирюку?

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?

Жалеет ли вора Бирюк или нет?

Кого накажут за срубленное дерево?

Почему Бирюк отпускает вора?

Оценивание деталей - черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Быт Бирюка, его семейное положение

Почему от него сбежала жена?

Счастлив ли Бирюк?

Запишите вопросы, которые возникли у Вас при прочтении произведения

Запишите первое впечатление о Бирюке, ваше к нему отношение после прочтения произведения

В чем таинственность, загадочность образа Бирюка?В чем заключается противоречие этого героя? В чем его особенность?

Работа на этапе предпонимания.

Домашнее задание: письменная работа (рассуждение).

Материал для домашнего задания.

«…Суровый, непреклонный, загадочный Бирюк появляется в рассказе в блеске молнии, в шуме грозы, на фоне мрачного леса. В округе говорят о леснике как о грозе мужиков. Он действительно не дает спуску порубщикам, но не потому, что холопски предан барским интересам и чужд своему брату мужику. Бирюк просто человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему добро…

Домашнее задание: письменная работа (рассуждение).

Материал для домашнего задания.

«…Суровый, непреклонный, загадочный Бирюк появляется в рассказе в блеске молнии, в шуме грозы, на фоне мрачного леса. В округе говорят о леснике как о грозе мужиков. Он действительно не дает спуску порубщикам, но не потому, что холопски предан барским интересам и чужд своему брату мужику. Бирюк просто человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему добро…

Урок построен на основе коммуникативно-деятельностного подхода в технологии литер образования С.П. Давлинского

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. Предметные

Раскрыть гл идею произведения через анализ характеристику главного героя

1)формировать навыки составления характеристики литературного героя; анализа текста;

2)формировать навыки исследовательской работы с текстом;

3)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

1)развивать и обогащать устную речь учащихся;

23) развивать умения обобщать изученное;

Развивать творческое мышления

1)воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

2)воспитывать гуманное отношение к человеку;

3)воспитывать восхищение перед красотой природы

Учитель помощник не навязывающий трактовок

Технология предполагает свои этапы и методы.

1 этап предпонимания вопросы, впечатления()

2 анализа от части к целому, проблемный анализ образ характеристика каждой детела вывела на идею

3 интерпритации озвучивание идеи пр-я, сопоставление со своей первоночальной рефлексия

МЕТОДЫ: творческого чтения, метод выделения точек предпонимания, аналитический метод, беседа-диалог, метод интерпритации

Фгос групповая, хоровая работа, д.з. творческого характера, целеполагание и выбор пути анализа самост работа, дифференциация, рефлексия

Икт, проблемного обучения, т литер образования СП Лавлинского

Все учебно универсальные действия затронуты это и личностные и регулятивные и коммуникативные и регулятивные

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Анализ рассказа

Сюжет, композиция

В отличие от большинства писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает какую-либо особенную черту крестьянской жизни, поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и многогранную картину крестьянского мира.


Герои и проблематика рассказа


Главный герой произведения - Бирюк, крепостной лесник, рьяно и принципиально охраняющий барский лес. Его зовут Фома Кузьмич, но люди в селе относятся к нему враждебно, за суровый нелюдимый характер наделяют прозвищем.

Сам Бирюк - настоящий русский богатырь, с могучей мускулатурой и шапкой темных кудрей. Человек он правильный, принципиальный, честный и одинокий - это многократно подчеркивается его прозвищем. Одинокость по жизни, одинокость в своих убеждениях, одинокость по долгу службы и вынужденность жить в лесу, одинокость среди людей - Бирюк вызывает сочувствие и уважение.

Пойманный вор мужик вызывает исключительно жалость, ведь в противовес Бирюку он - мелкий, жалкий, оправдывающий своё воровство голодом, потребностью кормить большую семью. В своей бедности мужи готов обвинить любого - от барина до того же Бирюка. Лесника в порыве злой искренности называет душегубом, кровопийцей и зверем, бросается на него.


В заглавии рассказа стоит прозвище главного героя, которое указывает вовсе не на характер лесника, а на те обстоятельства, в которых он живет беспросветно; на его место, которое ему определили люди. Крепостные не живут богато, а честные крепостные в услужении у барина еще и вынужденно одиноки, так как не поняты своими же собратьями.

Бирюк отпускает мужика из сострадания - чувство взяло верх над разумом и принципами. Петр Петрович предлагает возместить стоимость поваленного мужиком дерева, так как лесники, не уследившие за воровством, должны были из своего кармана оплачивать урон. Несмотря на грозящий ему штраф, Бирюк совершает человеческий поступок и видно, что чувствует облегчение.

Понравилось?

Нажмите на кнопку, если статья Вам понравилась, это поможет нам развивать проект. Спасибо!

Мужик – бедняк, который рубил деревья в лесу и был пойман Бирюком.

Улита – двенадцатилетняя дочь Бирюка.

А ещё у нас есть:

Главная мысль

В этой истории автор сокрушается о нищенском положении крестьян и обличает крепостничество. Рассказ учит быть человечным и испытывать сострадания к ближнему, при этом не забывая о своем долге. Автор также хотел показать, что не стоит судить человека лишь по его внешнему облику: Бирюк, несмотря на свою принципиальность, грубоватость и строгость, на самом деле добрый и справедливый человек. Более того, из рассказа становится ясно, что окружение человека отчасти характеризует его самого: изба Бирюка также неприветлива и одинока, как и он сам.

Рассказ входит в сборник Записки охотника

Можете использовать этот текст для читательского дневника






Краткое содержание

Когда дождь прекратился, Бирюк сказал, что проводит рассказчика. Выйдя из дома, Фома услышал отдаленный стук топора. Лесник опасался, что упустит вора, поэтому рассказчик согласился пройтись до места, где рубили лес, хотя ничего и не слышал. В конце пути Бирюк попросил подождать, а сам пошел дальше. Сквозь шум ветра рассказчик услышал крик Фомы и звуки борьбы. Повествователь бросился туда и увидел у поваленного дерева Бирюка, который кушаком связывал мужика.

Очень краткий пересказ

Возвращаясь вечером с охоты, автор был застигнут грозой. Лошадь спотыкается, дрожки с трудом преодолевают неровности. Ожидая под кустом окончания ненастья, он видит лесника. Тот замечает, что дождь зарядил надолго и предлагает в качестве укрытия свою избу.

В небольшом доме была всего одна комната без перегородок и полатей. В углу стоял стол с лучиной да лавка. В центре избы была подвешена колыбель с малышом, которую качала девочка 12 лет.

Автор вспоминает, что лесничего кличут Бирюком и боятся, как огня, поскольку тот никому не позволяет рубить хворост на вверенной ему территории. Недавно его бросила жена, теперь так и живет он в лесу, самостоятельно воспитывая двоих детей.

Пока автор пережидал непогоду, Фома услыхал стук топора. Вдвоем они пошли на звук, и Бирюк поймал мужичка за рубкой дерева. Повязав его, они вернулись. Воришка умолял лесника отпустить его, и, к удивлению автора, тот выставил вора в дверь, обещая в другой раз наказать. Через некоторое время Бирюк и охотник прощаются на опушке.

Главное событие

Анализ произведения Бирюк

У лесника был очень хороший слух, он взял ружье, так как до него дошли звуки рубки леса. Дворянину он предложил пройти вместе с ним. Петр Петрович поразился тому, как его новый знакомый хорошо ориентируется среди деревьев. Фоме удалось найти вора, и между ними завязалась небольшая драка.

Преступника вместе с лошадью Бирюк довел до своей избы. Лесник, вор и дворянин сидели вместе в помещении и прятались от дождя. Дочка Фомы спала в своем углу и не обращала внимания на взрослых. Петр Петрович заметил, что преступник выглядит жалко и несчастно. Бедняк начал молить о свободе, но Бирюк был непреклонен. Постепенно воришка начал злиться, угрожать и оскорблять лесника.

В один момент дворянин испугался того, что Фома убьет преступника, но тот только развязал ему руки и выгнал за дверь. Этот поступок серьезно поразил Петра, и он даже не знал, что такое может произойти. Рассказ заканчивается тем, что Бирюк проводит дворянина до опушки леса и прощается с ним.

Основные герои

Проблематика и основные этапы сюжета

Повествование ведется от лица барина, который часто проводит время на охоте. В начале рассказа он описывает, как возвращается домой. Он едет на беговых дрожках, и его сопровождает усталая собака. Постепенно погода ухудшается, и лиловые огромные тучи закрывают небо. Мужчина не успел доехать до нужного места, началась сильная гроза, и он был вынужден остановиться. Именно в этот момент ему встречается незнакомец.

В рассказе присутствуют и второстепенные герои. Жена Фомы убежала с другим мужчиной, оставив дочерей в избе одних. Даже младенец не остановил ее, и она словно забыла о своих детях. Бирюку тяжело говорить на эту тему.

В тексте встречается еще один персонаж — бедняк, который пытается срубить дерево и продать его. Бирюку удается поймать его, вор оказывается жалким и мелким. Он обвиняет в своей бедности всех: барина, лесника и других.

Сочинения

Тургенев — автор цикла Записки охотника, куда вошли рассказы, показывающие читателям несправедливость крепостничества. Одним из рассказов, что также входит в знаменитый цикл, является рассказ Бирюк, чье краткое содержание для читательского дневника представляем ниже.

Очень краткое содержание Бирюк

Рассказ Тургенева Бирюк переносит нас в один из вечеров, во время которого рассказчик возвращался домой. Все бы ничего, но внезапно меняется погода, начинается большой дождь. Чтобы хоть как-то спрятаться, охотник выбирает куст, чтобы переждать дождь. Пока он там сидел, появляется незнакомая огромная фигура. Как оказалось, это был местный лесник Фома. Все местные его прозвали Бирюком. Мужик пригласил охотника к себе в дом и они пошли вместе. Дойдя к хилой избе, их встречает двенадцатилетняя девочка. Дом оказался как изнутри, так и снаружи, бедным. Внутри ничего не было, лишь стол, изорванный тулуп на стене, а посредине комнаты люлька с младенцем. Сам лесник был широкоплеч, высок, бородат, кареглаз. Его все боялись, так как он исправно выполнял свой долг и охранял деревья в лесу. Был неподкупным верзилой, которого бросила жена, убежав с неким мещанином. На его руках, кроме его работы, оказались и дети.

Хоть и хотел угостить гостя бирюк, да нечем было. У них в избе имелся лишь кусок хлеба. И вот дождь перестал. Лесник предложил провести охотника, да когда вышли с дома, тот услышал стук топора. В рассказе Тургенева Бирюк главный герой побежал с охотником на звук. Приближаясь, тот приказал гостю оставаться на месте, сам же пошел вглубь, где и увидел преступника. Это был такой же бедняк, которого нищета заставила прийти в лес. Дерево было полностью срубленным. Увидев такую картину, Бирюк схватил мужика, связал его и потащил в избу. Вновь начался дождь.


Когда охотник увидел, как связывают нищего, хотел заплатить за дерево, но Фома и слушать не стал. Уже в доме, мужик стал просить, чтобы его отпустили, но главный герой был неумолим. И тут не выдержал нищий. Стал бранить Бирка, винить в бесчеловечности. Разгневанный Бирюк вскочил с места и направился к мужику. Да не избивать он пошел его, а развязал руки, да отпустил его. Это было неожиданно и тут рассказчик понимает, что на самом деле это добрый малый.

Спустя полчаса, герои попрощались.

Главные герои

Прочитав краткое содержание рассказа Бирюк, мы познакомились с его героями. Фома, он же бирюк, был лесником, задачей которого было беречь лес.

Кроме того, встречаем самого рассказчика, благодаря которому и становится известен случай из жизни крестьян. Также один из героев рассказа бедный крестьянин, нищета которого заставила идти на воровство.

Главная мысль

Раскрывая тему произведения, где автор изображает жизнь во времена крепостничества и отношения к людям в прошлых веках, автор показывает и главную мысль. Она заключается в желании показать, насколько важно относиться к людям с добром и пониманием, не оставляя их в беде. Как показывает рассказ, внешность бывает обманчивой и даже за грозной личиной может скрываться человечность. Главное, вовремя затронуть струны человеческой души, чтобы пробудить иногда спящую совесть.

Краткое содержание Бирюк, Тургенев

А какую оценку поставите вы?

Рассказчик знакомится с Бирюком

Вечером рассказчик возвращался с охоты на дрожках — двухместном открытом экипаже, за которыми бежала усталая собака.

Рассказчик — охотник с собакой; имя его в рассказе не упоминается

В дороге его застала сильная гроза. Спрятавшись от дождя под густым кустом, он дожидался конца ненастья, когда при блеске молний увидел на дороге высокую фигуру.

Это оказался местный лесник. Он отвёз охотника в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём.

Продолжение после рекламы:

Краткое содержание Бирюк Тургенев:

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. В дороге меня застала сильная гроза. Кое-как схоронился я под широким кустом и терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг при блеске молний я увидел на дороге высокую фигуру. Это оказался здешний лесник. Он отвёз меня в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. Изба состояла из одной комнаты. На самой середине висела люлька с младенцем, которую качала босая девочка лет 12-ти. Я понял, что хозяйки в избе не было. Из всех углов смотрела нищета.

Наконец я смог рассмотреть лесника. Он был высокого роста, плечист и хорошо сложён, его суровое и мужественное лицо заросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели небольшие карие глаза. Лесник представился Фомой, по прозвищу Бирюк. От Ермолая я часто слышал рассказы о Бирюке, которого боялись все окрестные мужики. Из его леса нельзя было вынести даже вязанки хвороста — был он силён и ловок, как бес. Подкупить его было невозможно, да и со свету сжить нелегко.

Я спросил, есть ли у него хозяйка. Бирюк с жестокой улыбкой ответил, что его жена бросила детей и сбежала с прохожим мещанином. Угостить он меня не мог: в доме не было ничего, кроме хлеба. Между тем гроза закончилась, и мы вышли на двор. Бирюк сказал, что слышит стук топора; я не слышал ничего. Лесник взял своё ружьё, и мы пошли к тому месту, где рубили лес. В конце пути Бирюк опередил меня. Я услышал звуки борьбы и жалобный крик. Я ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки вору — мокрому мужику в лохмотьях с длинной растрёпанной бородой. Я сказал, что заплачу за дерево и попросил отпустить несчастного. Бирюк промолчал.

Снова полил дождь. С трудом мы добрались до избы лесника. Я дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. При свете фонаря я смог разглядеть его испитое, морщинистое лицо и худое тело. Вскоре мужик стал просить Фому отпустить его, но лесник не соглашался. Вдруг мужик выпрямился, на его лице выступила краска, и он стал бранить Бирюка, называя его зверем.

Бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и велел убираться к чёрту. Я был удивлён и понял, что на самом деле Бирюк — славный малый. Через полчаса он простился со мной на опушке леса.

Смысл рассказа Тургенева — Бирюк

Смысл названия Бирюк

Бирюком называли нелюдимого, хмурого человека, сторонящегося общества, жившего на отшибе, мрачного характером и вечно насупленного. Именно эту кличку дали герою рассказа, крестьянину-леснику, местные крестьяне. Рассказчик встречается с лесником Фомой Кузьмичом, случайно заплутав в лесу. Лесник, охраняющий барские угодья, приводит барина к себе в избу – ехать на ночь глядя не стоит. Именно здесь, в крестьянской избе начинает свои горькие размышления рассказчик.

Сюжет рассказа Бирюк

Далее охотник вникает и в прочие скорбные обстоятельства жизни Фомы-Бирюка… Жена сбежала из этой бедности с проезжим мещанином, бросив не только мужа, но и двоих малых детей – девочку лет 12-и и сына-младенца. Семья живет впроголодь, нет даже чая, чтобы барина угостить.

При этом Бирюк надзирает за огромными лесными богатствами и при желании мог бы брать мзду с браконьеров. Но перед нами глубоко порядочный человек, словно рожденный для того, чтобы блюсти закон, не позволяя нарушать его всем прочим. Недаром окрестные крестьяне хоть и с уважением, но злобно судачат о Фоме, его тяжелом характере, о том, что и сам не живет, и другим спуску не дает, ни одного деревца срубить не позволит. Чужая собственность, не полагается!

Что ж, разве плохо человеку блюсти закон? О том, каково это, рассказывает следующий эпизод. Натренированный слух Бирюка слышит дальний звук топора. Лесник мгновенно определяет, что где-то рубят дерево и немедленно туда отправляется – ловить браконьера. Охотник увязывается следом. Действительно, в чаще Бирюк повязывает деревенского мужичка, пришедшего в мрачную и ветреную ночь срубить дерево. Берет его вместе с лошадью и тащит к себе в избу, чтобы утром сдать куда следует – за нарушение законов и правил.

Смысл рассказа Бирюк

Охотник все это время просит лесника отпустить мужичка, обещая заплатить. Но принцип есть принцип, а закон для всех один. Лесник неумолим. Мужичок, понимая, сколь незавидна его участь, молит Бирюка о пощаде, жалуясь на тяжелую жизнь. И по жалкому виду крестьянина мы понимаем, что он не преувеличивает своих бедствий. Вот только лесник прощать его не намерен. И тогда несчастный мужичок, которому нечего терять, разражается проклятиями.

Он и смерти не боится – ведь теперь у него, браконьера, отнимут единственную лошадь, на которой он приехал в барский лес. А без лошади и без того нищему семейству – смерть. И баба, и детки – все по миру пойдут. Грозный Бирюк тоже понимает это. Нелегко ему приходится: врожденное чувство порядка вступает в жестокое противоречие с человечностью, которой полон этот суровый, неразговорчивый человек. Да и сам он, разве не так же нищ, как этот жалкий браконьер поневоле?

Смысл финала

Тут всякий – и рассказчик, и Бирюк, и браконьер, и читатель – понимает, что законы человеческие в этой ужасной, нищей и подневольной жизни вступают в противоречие с законами божескими, христианскими. Что как бы ни был виноват крестьянин, а другого выхода у него не было, кроме как украсть. Разве есть у него собственные лесные угодья или хоть копеечка денег, чтобы добыть дров семье? Ничего у него нет. И вот Бирюк так же мрачно, молча отпускает мужика вместе с его лошадью.

Вот о чем этот рассказ… Он о том, что истинное преступление – не воровство чужого леса, но сам порядок вещей, при котором люди обречены на столь жалкую судьбу, на нищету и голод. Главное преступление – это закон крепостного права, противный человеческой совести, уму и сердцу.

Бирюк ловит браконьера

Между тем гроза закончилась. Выйдя во двор, Бирюк услышал далёкий стук топора, взял своё ружьё и вместе с охотником отправился туда, где рубили лес.

В конце пути охотник отстал и успел только услышать звуки борьбы и жалобный крик. Он ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки браконьеру: тот срубил дерево без разрешения барина.

Браконьер — бедный мужик в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой

Охотник сказал, что заплатит за дерево, и попросил отпустить несчастного. Бирюк промолчал.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

цели развивающие: осознание учащимися важности исследовательских навыков, умение систематизировать информацию (это цель для достижения метапредметных результатов);

цели воспитывающие: развитие навыков работы в группе, умение принимать решение, оценивать собственные результаты работы (это цели для достижения личностных результатов)

-выявить художественные особенности произведения;

-определить основную идею произведения;

-развивать исследовательские навыки учащихся;

-развивать умение систематизировать информацию;

-развивать навыки работы в группе;

-развивать умение принимать решение и оценивать свой собственный результат работы;

-формировать коммуникативные навыки;

-воспитывать интерес к творчеству И. С. Тургенева, любовь к Родине.

Формируемые УУД:

регулятивные – определение последовательности своих действий при работе в группах;

познавательные – работа с текстом, выполнение логических операций (обобщение, систематизация, классификация);

коммуникативные – умение выражать свои мысли и идеи, умение обосновывать свое мнение, участвовать в обсуждении вопросов, умение работать с различными источниками информации.

личностные - установление связи между целью деятельности и ее результатом, осознание границы собственного знания и незнания, стремление к знанию, стремление к речевому самосовершенствованию.

Используемые технологии:

Оборудование:

1.Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию

Пусть этот урок несёт

Нам радость общения,

2. Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать со слов известного русского критика В.Г.Белинского:

… что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

-Кто догадался ,о каком человеке мы будем говорить на уроке, кто этот человек?

Учитель: Давайте выделим ключевые слова в эпиграфе (интересного) А какая же тема сегодняшнего урока?

А как мы это сможем сделать? (Обратившись к тексту)

4. Словарная работа.

Учитель: Ребята, а кто такой Бирюк? Что за слово такое – Бирюк? Давайте посмотрим в словари, определим значение этого слова? Что нового узнали о слове? (слайд 4)

(Словарь С. И. Ожегова: 1) волк-одиночка (обл.) 2) перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разгов.) Смотреть бирюком.

Словарь В. И. Даля : м. татарск., оренб., сиб., астрахан., ворон.-зверь, серый, волк. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться… Бирючий, волчий. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.

Учитель: Бирюк. Ребята, а как в действительности звали этого человека? Кто и как его называет в произведении?

(сам представляется охотнику – Фома; мужики называют в глаза – Фома Кузьмич, а за глаза – Бирюк. Бирюк – это прозвище. А прозвище многое говорит о человеке.

5. Актуализация знаний учащихся. Беседа по вопросам:

Учитель : Давайте внимательно прислушаемся к героям рассказа и выясним, почему прозвали Фому Кузьмича Бирюком. Найдите в тексте объяснение этому, посовещайтесь и дайте ответ.

(ответы: живет в лесу с двумя детьми, нелюдимый, ведёт замкнутый образ жизни, окрестные мужики боятся его как огня, силен и ловок как бес, появился словно привидение, вырос как из-под земли, видит в темноте, слух отличный, слышит то, что другие не слышат, хорошо ориентируется в лесу, в любую пору не даст утащить и вязанки хворосту, ни на какую приманку не идет, неподкупен и никому спуску не дает)

Учитель: Большинство этих характеристик дают мужики, обычно крестьяне. Как вы думаете, почему они так лесника воспринимают?

Учитель: Как же Фома стал Бирюком? Почему хорошего человека назвали злым прозвищем? Почему он стал суровым, нелюдимым? Наша задача найти в тексте ответы на эти вопросы. Как думаете, что о человеке следует узнать, чтобы ответить на эти вопросы?

(как и где живет, как выглядит, какой характер, с кем общается, как относится к работе…)

Если перейти на язык литературы, то получается, что нас интересуют литературный портрет героя. А как он создаётся? (С помощью деталей)

6. Учитель: Предлагаю поработать в группах и найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, а потом зачитать. Задание:

1 группа - Имя, портрет героя, 2 группа –Описание избы лесника, 3 группа – Отношение Бирюка к работе, 4 группа – Отношение Бирюка к мужику-вору. (Слайд 5)

-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками.

Раздаточный материал – листочки с вопросами:

1 группа .Имя, портрет – это изображение внешности героя, художественное изображение, образ литературного героя.

1. Выпишите слова, характеризующие Фому Кузьмича.

2. Какое впечатление производит его внешность?

3. Как одним словом можно назвать такого человека?

5. С каким чувством рисует автор портрет героя?

6. Сопоставьте портрет Бирюка с портретом пойманного им крестьянина.

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Вопросы – подсказки:

· Каково настоящее имя Бирюка?

· Что обозначает прозвище - Бирюк?

· Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

· Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?

Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

На листочке ( примерный ответ): Фома Кузьмич, Бирюк. Суровый, мужественный, как богатырь

Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?

2 группа. Описание избы . Интерьер – это изображение внутреннего пространства помещения, здания, его устройства, убранства. В художественном произведении показывает условия жизни персонажей, и тем самым используется в основном для характеристики героев, их социальной среды.

1. Какое впечатление производит интерьер избы лесника?

2. Выпишите слова, описывающие интерьер избы.

3. Чем угощал Бирюк гостя?

4. Расскажите о детях Бирюка.

5. Что говорит нам изба о хозяине?

Ответ на листочке: Нищета, бедность справедливй,. заботливый отец (жена сбежала)

3 группа Отношение Бирюка к работе

Вопросы – подсказки:

· Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

· Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

(Ответ на листочке: Мастер своего дела, Очень строгий, порой жестокий; добросовестный работник)

4 группа – Отношение Бирюка к мужику-вору.

Вопросы – подсказки:

1.Как ведёт себя пойманный крестьянин-вор?

2.Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?

3.Жалеет ли вора Бирюк или нет?

4.Кого накажут за срубленное дерево?

5.Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?

· Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

· Жестокий, но жалеет,

· понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Итог работы в группах: Зачитывают, прикрепляют на доску

Учитель: Так почему же всё-таки Фома Кузьмич стал Бирюком?

(Его ненавидят крестьяне, которым из-за безысходности приходится воровать, чтобы как- то прожить и прокормить семью) .

Учитель: А почему же так не поступает Бирюк, не ворует, ведь он живёт нисколько не лучше их?

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,_________________________________________________________________,

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

8. Авторская позиция

- А теперь ,.ребята, попробуем ответить на вопрос, заданный Белинским. Закончите предложение.

…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

то же, что и в образованном человеке.

Учитель - Да, действительно, И.С. Тургенев был одним из первых русских писателей, который понял душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказал об этом миру.

Учитель: Цели, которые мы ставили перед собой, мы выполнили?

- Какие знания вы сегодня получили на уроке?

Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство.

Основные персонажи рассказа

  • Бирюк (Фома Кузьмич) – лесник, суровый внешне мужчина.
  • Рассказчик – барин, от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Мужик – бедняк, который рубил деревья в лесу и был пойман Бирюком.
  • Улита – двенадцатилетняя дочь Бирюка.

Бирюк Тургенев краткое содержание для читательского дневника:

Однажды главный герой рассказа, русский барин, едет с охоты через лес. Начинается дождь, и барин решает переждать непогоду в лесу. В это время его замечает лесник и предлагает укрыться у него в избе. Охотник соглашается. Мужчины приезжают в избу лесника.

Барин узнает, что его приютил у себя лесник Фома по прозвищу Бирюк. Многие в округе знают, что Бирюк – очень строгий лесник, который не дает крестьянам воровать лес. Сам Бирюк живет бедно и один воспитывает двоих детей. Жена Бирюка сбежала с мещанином.

Наконец, переждав непогоду, Бирюк и барин едут из леса. По пути Бирюк слышит, что кто-то в лесу рубит дерево. Путники отправляются на стук топора. Бирюк слышит, что воришка уже повалил дерево. Наконец лесник находит крестьянина-воришку и связывает его. Барин жалеет крестьянина и просит Бирюка отпустить его, обещая заплатить за дерево.

Однако Лесник не соглашается. Он приводит крестьянина к себе в избу и отбирает у него лошадь. Крестьянин просит Бирюка отпустить его и объясняет, что ворует лес из бедности. Бирюк остается непреклонен. Наконец крестьянин впадает в отчаяние, оскорбляет Бирюка и говорит, что без лошади не сможет содержать семью.

Сжалившись, Бирюк отпускает бедного крестьянина с лошадью. Барин, наблюдавший эту сцену, хвалит Бирюка за его добрый поступок. Бирюк в свою очередь просит барина никому не рассказывать об этом случае. После этого Бирюк провожает барина из леса. Герои прощаются.

Краткое содержание Бирюк Тургенев:

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. В дороге меня застала сильная гроза. Кое-как схоронился я под широким кустом и терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг при блеске молний я увидел на дороге высокую фигуру. Это оказался здешний лесник. Он отвёз меня в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. Изба состояла из одной комнаты. На самой середине висела люлька с младенцем, которую качала босая девочка лет 12-ти. Я понял, что хозяйки в избе не было. Из всех углов смотрела нищета.

Наконец я смог рассмотреть лесника. Он был высокого роста, плечист и хорошо сложён, его суровое и мужественное лицо заросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели небольшие карие глаза. Лесник представился Фомой, по прозвищу Бирюк. От Ермолая я часто слышал рассказы о Бирюке, которого боялись все окрестные мужики. Из его леса нельзя было вынести даже вязанки хвороста — был он силён и ловок, как бес. Подкупить его было невозможно, да и со свету сжить нелегко.

Я спросил, есть ли у него хозяйка. Бирюк с жестокой улыбкой ответил, что его жена бросила детей и сбежала с прохожим мещанином. Угостить он меня не мог: в доме не было ничего, кроме хлеба. Между тем гроза закончилась, и мы вышли на двор. Бирюк сказал, что слышит стук топора; я не слышал ничего. Лесник взял своё ружьё, и мы пошли к тому месту, где рубили лес. В конце пути Бирюк опередил меня. Я услышал звуки борьбы и жалобный крик. Я ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки вору — мокрому мужику в лохмотьях с длинной растрёпанной бородой. Я сказал, что заплачу за дерево и попросил отпустить несчастного. Бирюк промолчал.

Снова полил дождь. С трудом мы добрались до избы лесника. Я дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. При свете фонаря я смог разглядеть его испитое, морщинистое лицо и худое тело. Вскоре мужик стал просить Фому отпустить его, но лесник не соглашался. Вдруг мужик выпрямился, на его лице выступила краска, и он стал бранить Бирюка, называя его зверем.

Бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и велел убираться к чёрту. Я был удивлён и понял, что на самом деле Бирюк — славный малый. Через полчаса он простился со мной на опушке леса.

Тургенев Бирюк краткое содержание:

Фома рассказал, что его жена сбежала с прохожим мещанином, оставив лесника одного с двумя детьми. Угостить Бирюку гостя было нечем – в доме был только хлеб.

Когда дождь прекратился, Бирюк сказал, что проводит рассказчика. Выйдя из дома, Фома услышал отдаленный стук топора. Лесник опасался, что упустит вора, поэтому рассказчик согласился пройтись до места, где рубили лес, хотя ничего и не слышал. В конце пути Бирюк попросил подождать, а сам пошел дальше. Сквозь шум ветра рассказчик услышал крик Фомы и звуки борьбы. Повествователь бросился туда и увидел у поваленного дерева Бирюка, который кушаком связывал мужика.

Заключение

Видео краткое содержание Бирюк Тургенева

Читайте также: