Кто из участников великой отечественной войны прошел матросом балтийского флота

Обновлено: 30.06.2024

В годы Великой Отечественной войны Краснознаменному Балтийскому флоту пришлось действовать в наиболее сложной обстановке по сравнению с другими советскими флотами. К началу войны не было завершено строительство новых военно-морских баз, береговых и зенитных батарей, аэродромов. Многие корабли и соединения находились в стадии формирования и не завершили отработку боевых задач. Большое количество кораблей находилось в достройке. Не было завершено перевооружение находившихся в строю кораблей новыми зенитными автоматами, а зенитных батарей ПВО флота — новыми орудиями. Новые типы самолетов только начали поступать в части ВВС КБФ.

Руководящие документы ВМФ — Боевой устав морских сил РККА 1937 г. (БУМС-37) и Временное наставление по ведению морских операций 1940 г. — ориентировали флот на активные, наступательные действия.

Но с первых же дней войны все довоенные планы советского командования пришлось менять. В течение двух недель войны войска Северо-Западного фронта отступили на глубину до 500 км, оставив таким образом почти всю Прибалтику. В связи с отходом войск Красной Армии на восток основными задачами флота становятся содействие ее приморскому флангу, оборона военно-морских баз, прикрытие дальних морских подступов к Ленинграду.

Положение флота осложнялось быстрым отступлением фронта на восток, вследствие чего военно-морские базы оставались в тылу противника и блокировались его войсками. Флот уходил из своих баз последним, когда сухопутные войска не могли больше обороняться, исчерпав все свои возможности, а линия фронта находилась далеко на востоке. При этом на кораблях и судах эвакуировались уцелевшие войска и гражданское население.

Защищая Либаву, Моонзунд, Таллин, Ханко, действуя в Рижском и Выборгском заливах, флот сковывал значительные силы противника, задерживая наступление немецких армий на Ленинград.

Балтийский флот выполнил свою основную задачу: противник не решился на нападение с моря не только на военно-морские базы, но и на побережье. На всех этапах войны фланги сухопутных фронтов, упиравшиеся в море, имели систематическую поддержку флота. Моряки спасли несколько десятков тысяч бойцов и командиров дивизий, которые были прижаты противником к побережью Финского залива и Ладожского озера. Если бы не помощь флота, они бы погибли или попали в плен.

Флот обеспечивал свои коммуникации: в первые месяцы между Кронштадтом и западными базами, а после ухода из них — между Ленинградом, Кронштадтом и Ораниенбаумом.

Корабли флота — эсминцы, сторожевые корабли и торпедные катера, — а также авиация действовали на коммуникациях противника, пытаясь прервать подвоз подкреплений из Германии в порты Рижского залива. В Балтийском море могли действовать только подводные лодки, но в 1941 г. эти действия были недостаточно успешными.

Вследствие отхода наших войск из Прибалтики КБФ остался к концу августа 1941 года без передовых баз и вынужден был уйти в Кронштадт и Ленинград. Корабли включились в борьбу за города, участвовали в отражении сентябрьского штурма. Конечно, решающая роль в обороне Ленинграда принадлежит войскам Красной Армии, но разносторонняя помощь, оказываемая Балтийским флотом, весьма значительна.

Большую роль в устойчивости обороны Ленинграда сыграла корабельная и береговая артиллерия флота. Тяжелая артиллерия флота во многом способствовала стабилизации фронта на Карельском перешейке. Войска Ленинградского фронта при поддержке флота вынудили немецкие войска осенью 1941 г. перейти к обороне. Флотская артиллерия и бригады морской пехоты удерживали стратегически важный для обороны Ленинграда Ораниенбаумский плацдарм.

Не было ни одной операции войск Ленинградского фронта, в которой не принимали бы участие силы флота.

Кроме того, флот выделил в распоряжение сухопутного фронта значительное количество артиллерийских орудий для усиления обороны подступов к Ленинграду. В решающие для Ленинграда дни КБФ послал на сухопутный фронт 83 тыс. бойцов и командиров. Из личного состава кораблей и частей флота были сформированы 7 отдельных бригад морской пехоты, 2 лыжных полка, отдельные батальоны.

Авиация флота и зенитная артиллерия кораблей и береговой обороны явились составной частью системы ПВО Ленинграда.

Флот обеспечил, хотя и с потерями, эвакуацию гарнизонов баз из Прибалтики, Ханко, Моонзунда, островов Выборгского залива и Ладожского озера.

В течение августа — декабря 1941 г. кораблями флота было перевезено из Таллина, с побережья Выборгского залива, с Ханко, с островов Финского и Выборгского заливов, с побережья Ладожского озера свыше 73 тысяч человек — солидное пополнение защитникам Ленинграда.

Силы флота обеспечили зимнюю оборону Ленинграда со стороны Финского залива. Немцы и финны так и не решились атаковать город с этого направления.

Крупнокалиберная артиллерия флота до конца блокады Ленинграда вела контрбатарейную борьбу, не давая противнику разрушать город. Причем методы этой борьбы постоянно совершенствовались.

Флот делился с фронтом и городом не только вооружением. В начале войны Кронштадт и другие базы имели большие запасы продовольствия, топлива, боеприпасов. Однако до конца 1941 г. флот, оставив для своих нужд минимальные запасы, передал Ленинграду и фронту 3242 тонны продовольствия, 25 тысяч тонн топлива, 578 автомашин, большое количество взрывчатых веществ и т. д.

Связь блокированного Ленинграда с Большой землей обеспечивала Ладожская флотилия. 12 сентября 1941 г. первый караван судов флотилии доставил 800 т муки в Осиновец на западном берегу Ладожского озера. Так начиналась Дорога жизни. До начала ледостава флотилия перевезла в Ленинград около 60 тыс. т различных грузов, в основном продовольствия, и вывезла из города около 33,5 тыс. человек.

В 1941 году Балтийский флот понес большие потери, самые большие за всю войну. Погибли 16 эсминцев, 4 сторожевых корабля, минный заградитель, 10 БТЩ, 10 тральщиков, 3 канонерские лодки, 88 катеров, 27 подводных лодок. Тяжелые повреждения получили линкор, лидер, два эсминца, несколько малых кораблей. Погибло много опытных моряков, отличных командиров.

Из-за ошибок в системе базирования флот в первые дни войны потерял в своих базах семь кораблей, взорванных при отступлении, и большое количество вооружения и различного имущества.

Сказались и недоработки в боевой подготовке — не отрабатывались плавания боевых кораблей, а тем более вспомогательных судов и транспортов за тральщиками.

Кстати, немецкий флот в 1941 г. на Балтийском театре основные потери понес от мин, и ему не пришлось прорываться вдоль всего Финского залива.

Авиация КБФ с первых дней войны использовалась в основном в интересах армии. Истребители ВВС КБФ не всегда могли выполнять свои непосредственные задачи — прикрытие кораблей, поскольку у них появилась более важная задача — защита Ленинграда.

Поэтому большинство операций, особенно в Рижском заливе и Моонзунде, корабли КБФ осуществляли без прикрытия своих истребителей, при активном противодействии немецкой авиации.

В 1941 году флот выстоял. Пережив трагедию отступления, потерю баз, кораблей, КБФ внес значительный вклад в героическую оборону Ленинграда. Остановив в конце 1941 г. наступающего врага, флот уже готовился к предстоящим боям. Сохранилось боевое ядро — линкор, крейсера, новые эсминцы, значительная часть подводных лодок, малые корабли и катера. Ни один форт Кронштадта не пострадал, а тем более не был взят противником. Зимой 1941/42 г. все корабли были отремонтированы, одновременно на них усилили зенитное вооружение.

В 1942 г. легкие силы флота участвовали в боевых действиях в восточной части Финского залива, а подводные лодки КБФ вышли для активных действий на коммуникациях противника в Балтийском море.

13. Заключение

Заключение

Заключение Что бы ни делалось, история тамплиеров всегда будет окутана туманом, сгущаемым по неким предвзятым соображениям. И если, заканчивая наше эссе, мы не можем прийти к формальным выводам, значит ли это, что наш труд был бесполезен? Мы полагаем, что благодаря тем

Заключение

Заключение О Петербурге можно рассказывать бесконечно. По Петербургу можно гулять часами, днями, всю жизнь, наслаждаясь самим фактом пребывания в великом городе на Неве, в Северной столице, в культурной столице России.Опытные путешественники в каждом городе стараются

Заключение

Заключение Анализ событий Смутного времени показывает, что суть их состояла в борьбе за верховную власть. Прекращение династии московских князей в 1598 г. поставило перед русским обществом небывалую проблему – выбор нового государя. Поскольку никаких правовых норм для

Заключение

Заключение

Заключение

Заключение Политическая роль русского масонства не кончилась XVIII веком. Масонские организации пышно расцвели в александровское время. Но значение отдельных направлений масонства изменилось. Рационалистические либеральные организации, скудно и слабо представленные в

Заключение

Заключение Как показывают вешепрведенная информация, сионистский терроризм был проблемой в течение более чем двадцати лет. Он остается серьезной проблемой и сегодня.Утверждая еврейское превосходство, сионистская террористическая сеть осуществляет свою активность в

Заключение

Заключение «Человек приобретает мудрость опытом жизни, который богат отрицаниями, и чем продолжительнее его опытность, тем глубже его мудрость: так и учебное, равно как и всякое заведение, имеющее свою историю, т. е. органически развивавшееся, потому что историю может

Заключение

Заключение Национализм слишком многообразен, чтобы его можно было объяснить одной общей теорией. Во многом содержание и особая направленность различных национализмов определяются исторически различными культурными традициями, незаурядными действиями лидеров и

Заключение

Заключение Прибыв в конечный пункт нашего путешествия, читатель уже достаточно узнал, чтобы сделать собственные выводы. Первым, безусловно, станет то, что великие потрясения рождают великих людей: Черчилль, единственный воин среди политиков и единственный политик среди

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нам остается еще ответить на вопросы, поставленные в начале книги. Прежде всего, какие обстоятельства позволили Германии занять в X в. доминирующее положение в Западной Европе и осуществить широкую внешнеполитическую экспансию, приведшую к созданию

Заключение

Заключение Прочтя последнюю главу, можно было бы сделать необоснованный вывод, что автор будто бы верит в космогоническую теорию Гербигера и основывающуюся на ней гипотезу Беллами о причине катастрофы Атлантиды, причем даже в большей степени, чем в другие теории. Однако

Заключение

Заключение

Заключение

Заключение Будет ли будущее повторением прошлого?Характеристика Сталина, предложенная автором этой книги, противоречит тем, которые выдвигаются многими американскими, европейскими и русскими историками. Кажется сомнительным, что внешняя политика Сталина зиждилась на

Действия Краснознамённого Балтийского флота по защите Ленинграда в 1941 году

Как известно, город Ленинград в годы Великой Отечественной войны оказался на переднем плане величайшей битвы народов за свободу и независимость. В ЦВММ им. императора Петра Великого в экспозиции 11 зала представлены предметы, модели и картины, повествующие нам о героическом участии КБФ в обороне города Ленинграда.


Зал № 11. Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1941 г.

22 июня 1941 года началась война. Базой Балтийского флота в те дни был город Таллин. Советское командование не предполагало готовить город к обороне с суши и с моря, поскольку он находился далеко от границы.

5 августа по решению командующего Балтфлотом вице-адмирала Трибуца создан штаб обороны главной базы. Вопрос об эвакуации флота из Таллина поднимался ещё с начала июля 1941 года, но встречал категорический отказ со стороны главнокомандующего Северо-Западным направлением К. Е. Ворошилова. Он требовал нанесения сильных контрударов по войскам врага. Разрешение на эвакуацию флота было получено 26 августа. Прорыв флота начался 28 августа в составе четырёх конвоев: 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения. Всего из Таллина в поход 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов.


30 августа 1941 года до Кронштадта дошли 163 единицы:

  • 132 военных корабля;
  • 29 вспомогательных судов;
  • 2 транспорта.

Во время перехода погибли 62 корабля и судна:

  • 19 боевых кораблей и катеров;
  • 25 вспомогательных судов;
  • 18 транспортов.
  • 8600 военнослужащих флота;
  • 1740 бойцов РККА;
  • 4628 гражданских лиц.

Балтийский флот был составной частью сил, оборонявших Ленинград. В боевом составе военно-воздушных сил флота насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 386 истребителей и 151 гидросамолёт-разведчик. 1528 орудий береговой артиллерии, 45 — калибра 356 мм.

В это время формировали Онежскую, Чудскую и Ильменскую военные флотилии (МОЛиОР). 1 октября 1941 года МОЛиОР переформировали в Ленинградскую военно-морскую базу (командир — контр-адмирал Ю. А. Пантелеев).

В августе Краснознамённый Балтийский флот сформировал отдельную авиагруппу — 126 самолетов, которые с 8 по 21 августа произвели около 1700 вылетов. Уже 8 августа 1941 года советские лётчики с аэродрома Кагул на о. Эзель (1-й авиационный минно-торпедный полк под командованием полковника Преображенского) на дальних бомбардировщиках Ил-4 сбрасывали бомбы ФАБ-2 на Берлин и другие города Германии.


Корпус фугасно-авиационной бомбы ФАБ-500

8 сентября фашистам удалось выйти к истокам Невы и захватить Шлиссельбург, лишив Ленинград сухопутной связи с Большой землёй. Но путь к правому берегу Невы — навстречу финским войскам — им преградили артиллеристы 409-й батареи флота, её возглавляли капитан П. Н. Кочапенков и политрук А. Г. Морозов, форпостом которых была крепость Орешек, расположенная на острове.

В отражении сентябрьского наступления немцев участвовала корабельная и береговая артиллерия (свыше 400 морских орудий крупного калибра) и вся флотская авиация. Авиация флота за период оборонительных боёв за Ленинград произвела 5000 вылетов, уничтожив до 340 танков, 1200 автомашин, 170 полевых и зенитных орудий и 3000 солдат и офицеров противника.

В сентябре 1941 года был нанесён контрудар в направлении на Красное Село — во фланг и тыл ударной группировки противника, рвавшейся в город через Урицк. Контрудар заставил немецкое командование повернуть свои силы на Петергофское направление с целью ликвидировать приморский плацдарм. Это дало возможность советскому командованию создать непреодолимую оборону на непосредственных подступах к городу.

В августе — сентябре 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом убитыми и ранеными более 190000 солдат и офицеров, 500 орудий и 700 танков. Финская Юго-Восточная армия, наступавшая на Карельском перешейке, к этому времени была остановлена на линии старой государственной границы с Финляндией (в районе Белоострова).

4 сентября 1941 года немцы, сосредоточив под городом около 500 орудий, начали артиллерийский обстрел, а 6 сентября на него обрушились вражеские авиационные бомбы.


Модель немецкого истребителя Мессершмитт Bf-109 или Ме-109, одномоторный поршневой

В сентябре советское командование предприняло попытку прорвать блокаду Ленинграда в районе Синявино, Мга. Войска фронта должны были форсировать Неву в районе Невской Дубровки и после захвата плацдарма развивать наступление на Мгу. В ночь на 20 сентября через реку в район Московской Дубровки скрытно переправился батальон капитана В. П. Дубика, затем был переброшен батальон морской пехоты. После мощной артиллерийской подготовки, с участием морской артиллерии, начали переправу 115-я стрелковая дивизия (командир — генерал-майор В. Ф. Коньков) и 4-я отдельная бригада морской пехоты (командир — генерал-майор Б. Н. Ненашев). Обеспечивал форсирование реки специальный отряд моряков, командир капитан 2 ранга В. Ф. Зозуля. В результате на левом (южном) берегу Невы был создан плацдарм около одного километра по фронту и до 900 метров в глубину (Невский пятачок). Ожесточённая борьба за этот небольшой плацдарм продолжалась беспрерывно в течение 7,5 месяца.


В сентябре же при содействии Ладожской флотилии были высажены десанты на южное побережье озера. Однако войска 54-й армии Волховского фронта не смогли прорвать вражескую оборону и выйти на соединение с десантниками.

Хотя первая попытка прорыва блокады не имела успеха, она позволила задержать намечавшуюся переброску трёх дивизий из-под Ленинграда на московское стратегическое направление.

В октябре Военный совет Ленинградского фронта провёл новую операцию по деблокаде Ленинграда с суши. В ходе подготовки её флот скрытно перевёз с ораниенбаумского плацдарма в район предполагаемого удара стрелковую дивизию и усилил фронтовую артиллерийскую группу.

О. В. Филатов — старший научный сотрудник ЦВММ имени императора Петра Великого

Когда уже шагает год восемьдесят пятый, трудно вспоминать все, что было в жизни - годы, события выветрили из памяти многое. Запомнилось лишь то, что забыть нельзя.

Призывался в армию в апреле 1939 года добровольно, по комсомольскому набору. В том же году окончил электротехническую школу имени Железнякова в Кронштадте и был направлен для продолжения службы на торпедные катера Краснознаменного Балтийского флота.

В 1940 году вместе с отрядом торпедных катеров был переведен на Черноморский флот в Севастополь.

Военные действия на Черном море начались бомбардировкой фашистской авиацией главной базы Черноморского флота - Севастополя.

Моя жизнь и судьба неотделима от тех 1418 дней и ночей, и я лично непосредственно причастен к общему великому делу разгрома гитлеровских захватчиков, будучи на кораблях Черноморского флота.

Особенно памятны события военных лет, участником которых я был на побережье Крыма, Кавказа, на Малой Земле, в Керченско-Феодосийской операции, в высадке десанта в районе Южной Озерейки, Мысхако, при освобождении Крыма, Кавказа, Севастополя, Новороссийска и других портов Черного моря.

Одной из ярких страниц боевых действий является участие в десантной операции, при штурме Новороссийска в группе прорыва на торпедном катере № 124 в следующем составе экипажа катера: командир Иван Алексеевич Хабаров , старшина Афанасий Мул, старшина Николай Алексеевич Колабухов, старшина Григорий Колоссовский и матросы Иван Екимов и Алексей Баранов. Кроме экипажа катера, на борту находилась группа десантников из бригады морской пехоты. Боевая задача была уничтожить огневые точки торпедами на молу, подавить торпедами укрытые железобетоном огневые точки. Торпеды приобрели способность выскакивать из воды на отлогий берег и там поражать препятствия.

Ночью 10-11 сентября 1943 года мы нанесли удар по западному молу, подавив огневые точки. На мол высадили десант морской пехоты. При проходе мола катер был подбит, из строя вышли моторы начался пожар. Наш катер погиб. Во главе с командиром мы вышли на берег, где были немецкие доты. Приняли бой, уничтожили десятки солдат противника. В бою были убиты Афанасий Мул и Иван Екимов. Оставшиеся в живых были ранены. Я также был ранен в ногу.

При отходе на Малую Землю я попал в небольшую группу морских пехотинцев с офицером штаба 255-й бригады морской пехоты. В течение ночи они отбили несколько атак озверевших фашистов, потеряв пятерых убитыми. Все оставшиеся в живых имели ранения, но могли держаться. Офицер, узнав, что я моряк с погибшего торпедного катера, вручил мне коробку со знаменем бригады и сказал, что его любой ценой нужно доставить своим. Подвесив коробку, похожую на автоматный диск, на шею и преодолевая трехбальную волну, отплыл подальше от берега, затем повернул к Суджукской косе. Когда наступил рассвет, я подвергся интенсивному ружейно-пулеметному обстрелу. Для того , чтобы удержаться на воде, сбросил все, что можно: пистолет, ремень, брюки. И когда наступило утро, я увидел светлую полоску Суджукской косы. Увидев, что с Суджукской косы не стреляют, значит, там свои, я поплыл к берегу. Едва мои окоченевшие ноги коснулись морского дна, я почувствовал, что теряю последние силы. Даже не помню, как выбрался на берег, где потерял сознание. Очнулся в блиндаже от сильной боли в руках, из которых бойцы Малой Земли вырывали у меня заветную коробку со знаменем 255-й бригады морской пехоты и стаскивали с меня остатки изодранной тельняшки, чтобы переодеть в сухое .

В ноябре 1943 года на одном из причалов откуда шла перевозка наших войск. Это было ночью, во время налета немецкой авиации. Бомба попала в пристань. Начался пожар. Огонь полыхал по всему причалу. Загорелся один из катеров. Рвались снаряды, находившиеся на пристани.

Когда начался налет, экипажи торпедных катеров, стоявших у пристани, по приказу командования ушли на берег в укрытие. Но заметив, что катерам угрожает опасность, старшина Баженов, младший лейтенант Зинченко и я бросились к ним вплавь. Дул норд-ост, была сильная волна. Добраться вплавь не удалось. Тогда мы со всех ног ринулись на горящий причал. Закрывая руками глаза, пробежали сквозь огонь, сквозь вихрь осколков от рвущихся снарядов, вскочили на свои катера, завели моторы и вывели корабли на рейд.

Однажды нашему экипажу (катер № 94, командир - П.И.Зинченко) было поручено боевое задание: подойти к берегу, занятому противником, демонстрировать высадку десанта, вызывая огонь на себя, играя со смертью. Немцы почти в течение часа вели огонь по катеру, а в это время артиллеристы засекали огневые точки противника при подготовке высадки десанта для его подавления.

Подобных боевых действий было множество.

В 1942-1943 годах наш экипаж (торпедный катер № 124, командир - лейтенант И.А. Хабаров ) потопил четыре быстроходные десантные баржи противника с солдатами и вооружением.

Служба на катерах была сверхтяжелой. За один поход матросы теряли от трех до пяти килограммов своего веса. На рейде и в походе питались сухим пайком и консервами.

В море вообще отдыхать не приходилось. А когда стояла жара, вовсе становилось невмоготу. Особенно было тяжело мотористам, находившимся в моторном отсеке, куда свежий воздух мог поступать только через раструбы, которые закрывались при небольшой волне, т.к. попадала вода на моторы, вследствие чего двигатели могли заглохнуть. Частенько не спали по двое и трое суток, т.к. практически каждую ночь выходили на боевые операции.

В этой обстановке особенно важно поднять дух, показать, что жизнь везде есть жизнь. По вечерам выходил духовой оркестр на открытую площадку и начинал играть танго, вальс или польку. От одних этих звуков настроение поднималось .М олодость есть молодость. Война войной, а девушки и в военной форме оставались девушками. И мы как-то преображались, подтягивались. По утрам, после победных боевых операций, военные девушки из госпиталя встречали нас с цветами, и мы, измученные, становились сильнее и быстрее восстанавливали свои силы для нового похода в следующую ночь.

Веселые и радостные вечера служили не только для развлечения. Они способствовали укреплению боевой дружбы, создавали то светлое настроение, ту веру в победу, которые так необходимы морякам в трудных боевых походах.

В 1944 году, после окончания курсов командного состава Черноморского флота, мне было присвоено звание младшего лейтенанта, я был направлен для продолжения службы на корабли эскадры Черноморского флота.

Шла война. Но у нас с Ниной Михайловной началась самая счастливая полоса жизни. Вначале была радость узнавания, привыкания. После войны мы дорожили каждым днем и часом, радуясь тому, что они выпали нам, стараясь не заглядывать в будущее и меньше вспоминать прошлое.

Жена моя просто чудо! Говорят, что у каждого человека есть на свете его половина, с которой только он и может вкусить всю прелесть жизни. Люди стараются ее найти, разыскать свою половину, да редко кому удается. Отсюда и разочарования, несбывшиеся надежды, искалеченные судьбы, многие другие беды. А мы с Ниной Михайловной нашли друг друга.

Впрочем, иногда у меня появлялась мысль, что Нина Михайловна, с ее тактом, ее умом и чуткой душой, могла составить счастье любому порядочному человеку. Она - человек величайшей честности и благородства, доброты и отзывчивости. Как-то уж очень хорошо умеет она держаться среди людей: благожелательно, мило, естественно, без всякой игры, образуя вокруг себя атмосферу, в которой не было места пошлости и интрижкам. Удивительное ощущение чистоты и прозрачности создавалось вокруг нее. Я говорю прежде всего о чистоте душевной, совершенно не замутненной, может быть, даже несколько наивной.

В этом году исполнилось 60 лет нашей совместной счастливой семейной жизни. Это ведь целая эпоха борьбы и труда, а главное, веры друг в друга. Это целая эпоха супружеской жизни, которая про-ходит через тысячу случайностей, и это самое прекрасное чудо.

И все это время мне всегда помогала и помогает мой верный друг и; помощник - моя супруга Нина Михайловна, с которой мы уже более 60 лет, крепко взявшись за руки, все время идем рядом, дополняя друг друга во взаимной любви и уважении. У нас, как и у всякого человека, есть своя история, а в истории свои критические моменты. О человеке можно безошибочно судить только по тому, каким он является в моменты, когда на весах судьбы лежат его жизнь, честь и счастье.

Мы относимся к тому поколению русского народа, которое проявило чудеса героизма в борьбе с чужеземными полчищами, своей кровью искупило свободу, удивило мир богатырской силой и величием воинского духа, заслужило быть социально защищенными людьми. Мы относимся к активным участникам Великой Отечественной войны, к тем, кто испытал на себе все невероятные ее тяжести, проливая кровь, теряя друзей, кто показал пример многим поколениям, как любить Отечество и защищать его.

В грозную для Отечества пору все 1418 дней и ночей, как говорят, от звонка до звонка, мы много раз вместе со смертью в обнимочку лежали, и пули над ухом свистали, и бомбы на головы падали, и корабли под нами на глазах тонули, и обгорелые матросы со смертью боролись. В боях были ранены и контужены. А повергнув фашизм, вернулись в цеха завода и самоотверженным трудом создавали и развивали специальную военную технику для защиты Родины. Работая, учились. Среднее и высшее образование получили без отрыва от производства.

Работая на инженерных и руководящих должностях на предприятии и в организациях, я непосредственно участвовал в разработке и внедрении новых образцов специальной военной техники. Непрерывный трудовой стаж составляет более полувека - 53 года, а с учетом войны - без малого 60 лет.

Нина Михайловна также награждена орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, многими оборонными медалями.

Думая о приближении шестидесятой годовщины, мы, ветераны войны, не можем не размышлять о том, как на примере подвига советских людей старшего поколения, разгромивших фашизм, воспитывать у молодых людей готовность в любую минуту встать на защиту Отечества. И сегодня наш высокий гражданский долг ветеранов войны - своими воспоминаниями воздействовать на умы и сердца, во весь голос нести правду о Победе.

Память войны народной, священной, дорога не только ее участникам, ибо без памяти не существует ни государство, ни человечество. Готовясь к празднику Победы, хочется, чтобы новое поколение знало образцы героизма людей, готовых к подвигу. Предстоящее шестидесятилетие Победы - это всенародный праздник. Фашизм был побежден нашей духовной силой и нашим разумом, стратегической мыслью.

Время неумолимо. Уходят люди, которые были участниками войны и вершителями Великой Победы над фашизмом , и сегодня мы не имеем права упустить свидетельств этой великой битвы с гитлеровским фашизмом. Праздник Победы, наши победоносные битвы в Великой Отечественной войне не принадлежат только истории, они обращены к нашему народу и нашей жизни, к нашему реальному дню.

Меня, как и многих прослуживших и воевавших на кораблях Черноморского флота, всегда восхищал характер советского моряка, сочетавший в себе лучшие черты нашего народа: трудолюбие и чувство долга, храбрость и самоотверженность, братство, любовь к Родине, природную смекалку, выдумку и выносливость, бесстрашие в бою и волю к победе.

Так много вытерпевшие на своем веку, и через шестьдесят лет после войны они проходят через новые испытания и нужду. Почему же не воздается в полной мере должное ветеранам войны, которых и поныне настигает боль старых ран? Почему, отчего так безжалостен кто-то к ветеранам великой войны?

Время жестоко . Оно порой отодвигает на задний план человеческой души значительное, непреходящее. И сегодняшнее сложное время будничных разнокалиберных дел и событий может застелить глаза, показаться значительнее давних дум, чувств, зароков.

Тех же, кого встречал душным июнем сорок пятого ликующий Белорусский вокзал, сегодня с нами всё меньше. Солдату, который в свои двадцать с небольшим лет поставил на закопченной колонне Рейхстага последнюю дату - 9 мая, идет уже девятый десяток. И сегодня забота о нем - это, наверное, и есть самая мудрая наша память о павших вчера.

Участник Великой Отечественной войны. Среди многих высоких званий это звание в нашей стране должно быть одним из самых уважаемых и почитаемых народом. Его носят те, кто в грозную для Отечества пору, не жалея своей крови и самой жизни, отстоял свободу, независимость Родины, спас человечество от коричневой чумы.


Лето 1941 года стало чёрным периодом в истории Краснознамённого Балтийского флота. Выяснилось, что советские моряки к войне не готовы, а тем более не готовы действовать в условиях, в которые их поставил противник. Главным противником Балтийского флота оказались не вражеские надводные корабли, а самолёты люфтваффе, прочно захватившие господство в воздухе, и немецкие сухопутные войска, шаг за шагом занимавшие морские базы.

Балтика-1941: силы и планы немецких ВМС


Основной ударной силой кригсмарине на Балтике стали торпедные катера: здесь удалось собрать более половины боеспособных кораблей этого класса. Относительно большое водоизмещение (до сотни тонн), высокая дальность хода и хорошая мореходность позволили им атаковать советские конвои даже в Финском заливе.

​Дислокация советского, немецкого и финского флотов перед началом войны (по советским данным). Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1, 1945 - Чёрное лето 41-го: Балтийский флот идёт в бой | Warspot.ru

Дислокация советского, немецкого и финского флотов перед началом войны (по советским данным).
Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1, 1945

Возможности советского Балтийского флота: мифы и реальность

В составе Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) имелось всего 12 быстроходных эскадренных тральщиков, способных сопровождать в походе крупные боевые корабли. Не хватало и тихоходных тральщиков, несмотря на мобилизацию гражданских судов, проведённую ещё во время Финской войны, их (вместе с катерными тральщиками) насчитывалось всего 20. В ходе войны мобилизация продолжилась, но теперь для новых тральщиков не хватало ни оружия, ни обученных экипажей; вдобавок основная масса подлежавших мобилизации мелких судов имела скорость 5–6 узлов и была совершенно не приспособлена для боевой службы.

КБФ к началу войны имел на Балтике всего две канонерских лодки, переоборудованных из грунтовозных шаланд, а немцы — 5 плавбатарей с аналогичным вооружением, также переоборудованных из гражданских судов. Плавбазы торпедных катеров и тральщиков кригсмарине также представляли собой серьёзные боевые корабли, часть из них строилась специально для флота и несла 105-мм артиллерию.

Таким образом, для действий в прибрежной зоне от Либавы до устья Финского залива противник имел гораздо больше возможностей, чем советский флот. Особенно это касалось Рижского залива, на материковом побережье которого с начала июля по конец августа 1941 года проходила линия фронта, постепенно сдвигавшаяся к северу. В таких условиях добиться перевеса можно было только одним способом — бросив на чашу весов эсминцы.

Минная война и первые потери

Справедливости ради стоит отметить, что немцы ставили мины в нейтральных водах ещё до начала войны (что являлось грубейшим нарушением международного права), а также базируясь в финских портах, что являлось актом войны со стороны Финляндии. Выяснилось, что к борьбе с минной опасностью советский флот тоже не готов, несмотря на опыт Первой мировой, показавший, что мелководная Балтика со множеством заливов, островов и узостей является удобнейшим местом для минной войны.

Потеря сухопутных баз

Ситуацию на море определяло развитие боевых действий на суше. Уже 23 июня двигавшаяся на север вдоль балтийского побережья 291-я пехотная дивизия вермахта атаковала Либаву. На следующий день город был полностью блокирован, но окончательно захватить его удалось только к вечеру 29 июня после того, как часть гарнизона (67-я стрелковая дивизия, моряки и местное ополчение) прорвалась в сторону Риги.

​Оборона Либавы. Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая. ГШ ВМФ, 1963 - Чёрное лето 41-го: Балтийский флот идёт в бой | Warspot.ru

Оборона Либавы.
Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая. ГШ ВМФ, 1963

Стоит также отметить, что оборона Либавы (вкупе с упорным стремлением немцев взять её как можно скорее) полностью отвлекла внимание врага от расположенной севернее Виндавы, где находилось множество советских гражданских судов. В результате этот незащищённый порт удалось эвакуировать почти без потерь.

Начало операций в Рижском заливе

За всё это немцы заплатили сравнительно малую цену: 23 июня в районе Ирбенского пролива выскочил на мель и получил повреждения торпедный катер S-103, а 26 июня у мыса Тахкауна (остров Хийумаа) погибли на минах катера S-43 и S-106, прикрывавшие минную постановку.

Флот уходит в Муху-вяйн

18 июля совместным наступлением с суши и десантом с моря был отбит Виртсу, советские войска вышли к Пярну. Советские морские силы вернулись в оставленный ранее Рохукюля, и проход через устье пролива Муху-вяйн вновь сделался безопасным.

Читайте также: