Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе опись градоначальникам

Обновлено: 02.07.2024

выявить типичное и индивидуальное в образах градоначальников; определить художественные приёмы сатирической обрисовки персонажей.

совершенствовать умения учащихся анализировать текст, участвовать в дискуссии, сравнивать, строить собственные высказывания;

развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения

способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, формированию их активной жизненной позиции.

расширить знания учащихся о разных видах искусства.

текст романа, презентация

Определяя приёмы художественной обрисовки персонажей, выявляя обобщающий смысл образов романа, сравнивая словесные портреты градоначальников с иллюстрациями художников, раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, особенности стиля писателя-сатирика

интегрированный урок (история, изобразительное искусство, русский язык)

Технология проблемно-диалогического обучения

фронтально-коллективная, индивидуальная деятельность

Учащиеся определяют сатирические приёмы создания образов, выявляют типичное и индивидуальное в образах градоначальников и приходят к выводу, что власть, при всём разнообразии представленных в романе типов правления, тем не менее, однородна, повторима во времени.К сожалению, образы градоначальников, нарисованные в резкой сатирической манере, находят в реальной жизни почву для своего развития.

Проблемный и частично-поисковый метод:

2.За прямым смыслом таится второй план понимания, который содержит подлинные мысли автора

3.Типическое и индивидуальное в образах градоначальников:

черты российских самодержцев и их приближённых в романе;

трактовка образов в изобразительном искусстве;

аналитическая беседа, самостоятельная работа, устное словесное рисование, сравнительный анализ.

типизация, гротеск, сарказм, ирония, гипербола, кукрыниксы, градоначальник.

Учащиеся раскрывают образы градоначальников города Глупова, на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания романа, участвуют в беседе, выполняютаналитическую, сопоставительную работу по тексту романа.

.Кукрыниксы. Собрание произведений: альбом в 4 т. – 1982

1.Вступительное слово учителя.

2. Постановка целей и формулировка темы урока.

* Какую работу мы с вами должны провести, чтобы понять замысел автора, его отношение к истории правления в России? (выявить типическое и индивидуальное в образах правителей, определить художественные приемы сатирической обрисовки персонажей, выяснить, существуют ли среди современных правителей типы, подобные героям Салтыкова-Щедрина). Определите тему нашего урока.

Предварительнов классебыли даны индивидуальные задания (историк, литератор , художник), связанные с темой урока.

Литератор: определить приёмы художественной обрисовки персонажей, выявить обобщающее значение образов в романе.

Художник: найти иллюстрациикукрыниксовк роману, предложить свои интерпретации образов градоначальников.

4. Анализ текста .

Слайд 3. Исторический портрет градоначальника

Градоначальник в Российской империи в XIX — начале XX века должностное лицо с правами губернатора, управляющее градоначальством (городом с прилегающими землями), выделенным из губернского подчинения в отдельную административную единицу вследствие его особого значения или географического положения (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Севастополь, Керчь, Николаев, Таганрог и др.) Градоначальник назначался императором лично или по представлению Министерства внутренних дел. По отношению к городам, входящим в состав градоначальств, градоначальники пользовались всеми правами губернаторов по надзору за городским самоуправлением (руководство городской полицией, обеспечение надзора за торговлей, почтой, судоходством, состоянием публичных, крепостных и портовых зданий).С начала XIX в. и до 1917 г. на территории Российской империи действовало 15 градоначальств.Февральская революция 1917 года упразднила институт градоначальства, заменив градоначальников на комиссаров Временного правительства.

Обязанности градоначальников в Российской империи

В своде законов Российской империи, составленном в 1842 г. функции градоначальника подразделялись на следующие четыре направления:городское управление, полиция,развитие торговли, судебные органы. В 1876 г. градоначальник получил право издавать обязательные постановления для местных жителей.В 1877 г. в необходимых ситуациях призывать войска для наведения гражданского порядка. В 1881 г. ссылать лиц, подозреваемых в антиправительственной деятельности.

(Группы представляют портреты,описывая те черты, которые стали основой для рисунка и которые обличал в своём творчестве автор)

Примерный план анализа

Фамилия , имя , отчество(говорящие фамилии , фамилии-клички)

Внешность и черты характера

Жизнь народа в период правления

Сатирические приёмы, использованные автором для создания образа

1.Дементий Варламович Брудастый

2.Семён Константинович Двоекуров

3.Пётр Петрович Фердыщенко

4.Василий Семёнович Бородавкин

5.Иван Пантелеич Прыщ

6.Эраст Андреевич Грустилин

Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников?

Что можно сказать о городе, в котором такие правители?

Какие приёмы сатирического изображения героев использует автор?

4.4. Постановка и решение проблемного вопроса

Финал произведения остаётся тёмным, о чём свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении.

Но в финале повествования мы видим образ загадочного Оно, которое сметает Угрюм-Бурчеева. В этом необыкновенном образе можно видеть не только природную стихию, восставшую против губительной политики, не только намёк на народную революцию, но аллегорию неизбежного воздаяния, суда Высшей силы.

Таким образом, используя говорящие фамилии и имена, писатель показывает свое отношение к градоначальникам. Они являются средством выражения авторской позиции не только к правителям Глупова, но и всего института градональничества.

Ознакомьтесь с высказываниями современников.

Чья позиция вас ближе ? Обоснуйте свое мнение.

5.Этап осуществления обратной связи. (Работа учащихся с иллюстрациями художников)

Узнайте градоначальников на иллюстрациях. Обоснуйте свой выбор. Вспомните его деяния, за что высмеивает его писатель .

Слово учителя.Этот образ вызвал самое большое количество интерпретаций.Как вы думаете, почему?

Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий правитель?

-Только ли от правителя зависит жизнь народа?

7.Подведение итогов работы.Рефлексия

Это политическая сатира на русское самодержавие, на правительственную власть, где цари и министры представлены в образах градоначальников, а установленный ими порядок в стране представлен в образе города Глупова.

Актуален ли роман? В наши дни особенно острым вопросом являются взаимоотношения власти и народа)

8.Домашнее задание

Опережающее задание (3-4 ученика)

Ответ

Ответ

в этой главе речь идет о том, как бригадир влюбился в . она, используя расположение к себе градоначальника, столкнула пушкарей и стрельцов. больше всего от этой ненависти пострадал город. в первый день своего сладострастия с бригадир забрался с ней на вышку дома и напился.

Ответ

Ответ

гротеск, его функции и значение в изображении города глупова и его градоначальников

Ответ

Тоесть главная проблема?Смысл этого романа в том,что низший народ был не образован и в следствии чего так получилось что они не особо оценивали своё свободу. и за то что они её не ценили,поплатились многим.3)Жанр сказка была что бы читателю было интересней читать-это во-первых.Во-вторых,что бы пропустить через цензуру щедрин использорвал эзоповский язык. 4)Я считаю,что отличия Щедрина от народных в том что Щедрин пытался донести народу и показать тогдашнюю жизнь. можно даже сказать что он призывал бедный народ противостоять за свои права. Думаю так =)))

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

конца 19 - начала 20 веков представлена блистательными именами льва николаевича толстого, антона павловича чехова, ивана алексеевича бунина, александра ивановича и другими великими писателями. критические реалисты отразили в своих произведениях кризисное состояние мира, процесс искажения человеческой природы, утраты людьми человеческих черт. но, изображая мир в таких красках, писатели рубежа веков видят позитивные идеалы в высокой любви. понятия об этом чувстве у них схожи. можно сравнить мнения бунина и . необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. свято верил в любовь. в его творчестве воскресает высокий строй чувств, который был присущ произведениям более ранних писателей, создававших вдохновенные гимны любви. бунину тоже всегда удавались рассказы о высоком чувстве, потому что они шли из глубины сердца. любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. но что-то всегда идет не так, и влюбленные вынуждены расстаться. читая произведения этих писателей, можно предположить, что любовь - нечто, что причиняет людям одни страдания и несчастья. действительно, финал "гранатового браслета" александра трагичен: главный герой кончает жизнь самоубийством. да и в "солнечном ударе" или "темных аллеях" ивана бунина нет счастливого конца. все "влюбленные" писателей живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. но все же попробуем разобраться, была ли любовь главных героев в произведениях бунина и несчастна.

чтобы понять отношение к любви , на мой взгляд, достаточно понять была ли любовь счастьем для героя в наиболее сильном рассказе писателя "гранатовый браслет".в основу этого произведения, написанного в 1911 году положено реальное событие - любовь телеграфиста желтого п. п. к жене важного чиновника, члена государственного совета - любимова. об этой вспоминает сын любимовой, автор известных воспоминаний, лев любимов. в жизни все закончилось иначе, чем в рассказе а. - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. в семье любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. да она его погубила, потому что эта любовь была неразделенной, но разве можно говорить о том, что она была несчастной для желткова? я думаю нельзя. умирал желтков не со страхом от предчувствия смерти, а с приятным чувством того, что эта любовь все-таки была в его жизни. об этом свидетельствует выражение лица умершего: "глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы блаженно и ". для героя любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем. об этом он пишет в своем последнем послании вере ивановне: "от глубины души вас, за то, что вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. ". "но значит не было причин самоубийства, если он был " - говорили некоторые критики того времени. возможно потому он совершил этот поступок, чтобы не причинять неудобств своей возлюбленной. желткову пришлось бы перестать писать ей и упоминать о своем существовании. сама вера ивановна попросила его об этом, но он не в силах был заставить себя сделать это. и лирический герой не видел другого выхода, кроме как покончить жизнь самоубийством. значит можно сказать о том, что умер желтков не от несчастной любви, а, наоборот, потому что любил горячо и пламенно. по мнению , настоящая счастливая любовь не может длиться вечно. он был реалистом, именно поэтому в рассказах этого писателя о любви нет счастливого конца. влюбленные обязательно должны расстаться.

теперь обратимся к рассказам ивана алексеевича бунина. его мнение о любви как нельзя лучше выражает строчка из "темных аллей": "всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена".

Общие сведения

Все персонажи произведения имеют прототипы в реальном мире. Автор постарался максимально описать целые эпохи истории отечества. С момента правления Ивана Грозного до публикации романа в России сменилось 22 царя. Такое же количество градоначальников в вымышленном городе Глупове. И это неслучайно, за масками персонажей писатель раскрывает пороки реальных правителей и показывает, как их решения повлияли на историю развития отечества.

Изначально Салтыков-Щедрин не планировал делать целый роман, он начал с описания одной исторической личности. Зачитав ее друзьям из либерального общества, он понял, что публика оценила его юмор и достаточно благосклонно приняла текст. Только после этого он решился написать известное произведение. Впервые книга опубликована в 1869 году.

Писатель Салтыков-Щедрин

Характеристика градоначальников города Глупова очень разнообразна, ведь каждый из них непохож на предыдущего. Кто-то не смог продержаться у власти и одного дня, другие задерживались на десятилетия.

Автор выдумал для каждого своего городского чиновника уникальную, абсурдную причину смерти. Объединяет персонажи схожесть с политическими деятелями царской Руси.

Каждый градоначальник внес свой вклад в развитие города, и чаще он был негативный. Салтыков-Щедрин гиперболизирует пороки власти, придавая им сатирический художественный контекст.

Первые правители

История города Глупова начинается, когда некий князь берет его под опеку. Примерно то же самое случилось и в реальном мире, когда к власти на Руси пришел варяг Рюрик. Автор дает характеристику всем градоначальникам Глупова:

Дементий Варламович Брудастый

  • Амадей Мануйлович Клементий — итальянский повар, получивший чин от герцога Курляндского. Правил с 1731 года. Прославился тем, что заставлял горожан готовить макароны. Покинул пост в 1734 году по причине ссылки за измену.
  • Фотий Петрович Ферапонтов — бывший парикмахер, бригадир. Продержался у власти четыре года. Отличился активной борьбой с неплательщиками налогов и любовью к зрелищам. Покинул пост по причине смерти, его растерзали в лесу собаки.
  • Иван Матвеевич Великанов — утопил служащего, постоянно избивал подчиненных. Догадался повысить налоги, чтобы наживаться на народе. Покинул пост спустя два года по причине ссылки из-за отношений с неподходящей дамой.
  • Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев — капитан-поручик, продержался у власти пять лет, проявлял безумную отвагу.
  • Ламврокакис — грек, беглец, у него нет чина или имени, торговец мылом и орехами. Выступал за образование и просветление народа. Правил с 1745 по 1756 год, умер в собственной постели от укусов клопов.
  • Иван Матвеевич Баклан — бригадир, чрезвычайно высокий и гордый чиновник. Спустя пять лет правления умер во время бури, ветер переломил его пополам.
  • Богдан Богданович Пфейфер — сержант гвардии, не продержавшийся на посту и года, уволен за невежество.
  • Дементий Варламович Брудастый — его прозвали органчиком за механизм, встроенный в голову. Держал Глупов в страхе, работал усердно, был отшельником. После его правления в 1762 году в городе воцарился хаос и междоусобная борьба.
  • Семен Константинович Двоекуров — активный чиновник, вымостил несколько улиц, организовал производство алкоголя, заставлял горожан заниматься выращиванием горчицы и лаврового листа. Отличился попыткой сделать в городе учебное заведение и постоянными наказаниями горожан.
  • Маркиз Антон Протасьевич де Санглот — француз, друг Дидерота. Легкомысленный человек, любитель непристойных песен. Пробыл у власти два года.

Герои романа воплощают в себе преувеличенную глупость и самоуверенность, они безответственные, совершенно не заботятся о народе. Их правление не принесло Глупову ничего хорошего.

Глуповские градоначальники

Салтыков-Щедрин серьезно подошел к составлению списка чиновников, влияющих на судьбу города. Он максимально четко подметил негативные черты каждого и высмеял абсурдность их поступков. Среди прочих правителей стоит отметить следующих:

Василиск Семенович Бородавкин

  • Петр Петрович Фердыщенко — был солдатом, бригадиром, служил денщиком у Потемкина. Шесть лет правил без происшествий, но последний год у власти вел себя безумно. Имел дефект речи, был глуп и падок на лесть, запустил сбор налогов. В период его правления горожане пережили пожары и голод. Отправился осматривать окрестности и погиб от переедания.
  • Василиск Семенович Бородавкин — продержался у власти 19 лет, сжег 33 деревни, борясь с неплательщиками налогов. Ввел в обиход азартные игры и завез новую провизию, занялся озеленением улицы и замостил площадь. Вместо постройки вуза, воздвиг тюрьму. Спровоцировал и командовал войсками в противоречивых войнах. Хотел уничтожить город, но его остановила смерть.
  • Онуфрий Иванович Негодяев — крестьянин, в прошлом топил печи в Гатчине, разрушил вымощенные улицы ради воздвижения монументов. Привел город к упадку. Продержался у власти четыре года.
  • Ксаверий Георгиевич Микаладзе — приятный и стеснительный князь, первый чиновник, общавшийся с народом культурно. Много внимания уделял женскому полу, после его правления численность жителей выросла. Умер от истощения.
  • Феофилакт Иринархович Беневоленский — статский советник, являлся другом Сперанского, любил придумывать законы, есть сладкое, составлять проповеди и проводить время с купчихой Распоповой. В период его правления с 1806 по 1811 год горожане жили в благополучии и сильно располнели. Первый решил обложить данью откуп, благодаря чему получал неплохую годовую прибыль. Сослан за связь с Бонапартом.
  • Иван Пантелеич Прыщ — офицер, пробыл у власти несколько лет, не занимался своими прямыми обязанностями, что привело к обогащению населения в четыре раза. Был убит представителем местной знати.
  • Никодим Осипович Иванов — глупый статский советник маленького роста. Погиб от натуги, пытаясь осознать указ руководства. Был у власти в течение восьми лет.

Иван Пантелеич Прыщ

Анализируя этих людей, можно уверенно говорить, что автор пытался довести до абсурда все пороки чиновников. Несмотря на то что в произведении рассматривается лишь один город, сюжет затрагивает судьбу всего государства.

Другие чиновники

Салтыков-Щедрин дает очень яркую и сатирическую характеристику негодяев. История одного города — это не просто роман, а целая энциклопедия пороков людей, получивших власть. Для подробного разбора произведения стоит участь описание последних правителей:

Эраст Андреевич Грустилов

  • Виконт Ангел Дорофеевич Дю Шарио — француз, любитель женской одежды и блюд из лягушек, выслан за границу спустя десять лет правления за то, что оказался женщиной.
  • Эраст Андреевич Грустилов — статский советник, продержавшийся у власти с 1815 по 1825 год. Является другом Карамзина, человек с развращенной натурой. При его правлении в городе было многобожие и царил разврат. Писал сочинения и преувеличивал дань с откупов. Умер от меланхолии.
  • Угрюм-Бурчеев — не отличался умом и отлынивал от прямых обязанностей, спал на земле, разрушил Глупов и построил новый город Непреклонск, заставлял простых людей жить по армейским правилам. Пропал при странных обстоятельствах навсегда.
  • Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский — майор, появился верхом на белой лошади. Первым делом чиновник уничтожил гимназию и запретил образование.

Замысел произведения вынашивался автором несколько лет. В 1867 году появляется рассказ о градоначальнике с фаршированной головой, съеденной с аппетитом в конце. Данный герой преобразился в губернатора по фамилии Прыщ. А сам рассказ стал одной из глав повести.

История одного города краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

Русский писатель Салтыков-Щедрин в произведении «История одного города

Почему же этот когда-то лояльный человек так быстро становится жадным и развратным? Потому что у него не было моральных качеств, при помощи которых можно противостоять искушению власти.

Фердыщенко любил путешествовать по просторам своей вотчины в надежде, что от одного лишь его присутствия поля станут лучше, реки многоводнее, скотоводство продуктивнее. Но чуда не происходило, город приходил в упадок. А протестующих жителей продолжали усмирять при помощи военных. Но Фердыщенко продолжал свои выезды, ведь его всегда встречали с едой и музыкой. Бедный народ вынужден был каждый раз встречать должным образом градоначальника. Во время одного из таких приемов Фердыщенко пал жертвой собственной жадности к еде. Вот такой позорный конец управления этого алчного руководителя. Салтыков-Щедрин намекает, что нельзя безнаказанно унижать бедный народ.

Градоначальник Фердыщенко имеет прототипа. Это бывший денщик самого Потемкина. Общее между выдуманным персонажем и реальным человеком – их страсть к разъездам по городу. Ведь каждый раз люди их угощали, что очень им нравилось. Таким образом утолялась жажда наживы и славы.

Хотя может быть и так, что автор не стремился прямо отождествлять своего героя с его прототипом при помощи созвучности фамилий. Возможно, что ироничная фамилия дана герою для того, чтобы читатель сразу понял отношение писателя к нему.

Салтыков-Щедрин вводит образ градоначальника Фердыщенко с целью показать, что лучше бездеятельность, чем активная деятельность управителя ради собственной выгоды. Время, когда Фердыщенко не проявлял интереса к жизни города, было лучшим для жителей.

Автор осуждает царское самодержавие через призму разных образов градоначальников города Глупов, которые лишь стяжали и угнетали глуповцев.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения – это градоначальники и горожане – обитатели Глупова. Ниже приводится таблица с характеристиками. Дан кратко обзор основных персонажей.

Самое длительное правление в истории города. Предшественники запустили недоимки, поэтому Бородавкин взялся строго. В процессе сгорело более 30 деревень, а выручить удалось всего два с полтиной рубля. Обустроил одну площадь, высадил деревья на одной улице.

Постоянно застегивался на все пуговицы, тушил пожары, создавал ложные тревоги. Решал проблемы, которых не было.

Заставлял глуповцев возводить дома на фундаменте, разводить персидскую ромашку, употреблять прованское масло.

Мечтал присоединить Византию, после чего переименовать Константинополь в Екатериноград.

Первые правители

История города Глупова начинается, когда некий князь берет его под опеку. Примерно то же самое случилось и в реальном мире, когда к власти на Руси пришел варяг Рюрик. Автор дает характеристику всем градоначальникам Глупова:


  • Амадей Мануйлович Клементий — итальянский повар, получивший чин от герцога Курляндского. Правил с 1731 года. Прославился тем, что заставлял горожан готовить макароны. Покинул пост в 1734 году по причине ссылки за измену.
  • Фотий Петрович Ферапонтов — бывший парикмахер, бригадир. Продержался у власти четыре года. Отличился активной борьбой с неплательщиками налогов и любовью к зрелищам. Покинул пост по причине смерти, его растерзали в лесу собаки.
  • Иван Матвеевич Великанов — утопил служащего, постоянно избивал подчиненных. Догадался повысить налоги, чтобы наживаться на народе. Покинул пост спустя два года по причине ссылки из-за отношений с неподходящей дамой.
  • Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев — капитан-поручик, продержался у власти пять лет, проявлял безумную отвагу.
  • Ламврокакис — грек, беглец, у него нет чина или имени, торговец мылом и орехами. Выступал за образование и просветление народа. Правил с 1745 по 1756 год, умер в собственной постели от укусов клопов.
  • Иван Матвеевич Баклан — бригадир, чрезвычайно высокий и гордый чиновник. Спустя пять лет правления умер во время бури, ветер переломил его пополам.
  • Богдан Богданович Пфейфер — сержант гвардии, не продержавшийся на посту и года, уволен за невежество.
  • Дементий Варламович Брудастый — его прозвали органчиком за механизм, встроенный в голову. Держал Глупов в страхе, работал усердно, был отшельником. После его правления в 1762 году в городе воцарился хаос и междоусобная борьба.
  • Семен Константинович Двоекуров — активный чиновник, вымостил несколько улиц, организовал производство алкоголя, заставлял горожан заниматься выращиванием горчицы и лаврового листа. Отличился попыткой сделать в городе учебное заведение и постоянными наказаниями горожан.
  • Маркиз Антон Протасьевич де Санглот — француз, друг Дидерота. Легкомысленный человек, любитель непристойных песен. Пробыл у власти два года.

Герои романа воплощают в себе преувеличенную глупость и самоуверенность, они безответственные, совершенно не заботятся о народе. Их правление не принесло Глупову ничего хорошего.

Второстепенные персонажи

Список героев приведён не полный, дан в сокращении. Только во времена смуты сменилось более десяти правителей, из них шесть женщин.

Представляет собой конспект произведения по главам.

Вариант 2

Глуповцы

Главными героями в произведении является народ, живущие в городе под названием Глупов. И основной чертой этого народа является их невероятная глупость. К тому же люди в этом городе легкомысленны. Также они предпочитают, чтобы ими кто-то руководил. Но главное, чтобы начальник ласково с ними себя вел и улыбался. Глуповцы избалованные невежественны люди.

Никто не желает стать их градоначальником. Но в итоге нашелся один человек, который согласился на правление в этом городе. Но когда у них появился начальник то жители стали страдать еще больше.

Брудастый

Странный правитель города Глупов. Он жестокий, всегда угрюм, суров. Он бывает очень жестоким, что доходит до приступа ярости. Брудастый постоянно фыркает и не общается с жителями. А как градоначальник он глупый и ограниченный.

Бородавкин

Этот герой является еще одним начальником города, он управлял около двадцати лет. Он решительный и деятельный человек, ему все время нужно что-то делать, а не сидеть на месте. Он всегда должен быть на чеку и в курсе всех событий. Все время повышает голос на жителей. Он сжег немало сел и деревень. Этим он заработал несколько рублей. Градоначальник Бородавкин умер внезапно.

Прыщ

Еще один правитель, который управлял всего несколько лет. Жители стали богатыми, когда правил начальник Прыщ. Дал жителем свободу. Он совсем не занимается делами города, ему абсолютно все равно на жителей.

Двоекуров

Правитель полон энергии, любит работать. Был высокого роста и крепкого телосложения. Открыл в городе пивоварню и медоварню. Хотел открыть академию, но не вышло. Он настойчив и серьезен. Заставлял жителей этого города употреблять в еду лавровый лист и горчицу, а тех, кто не ел, бить рознями или ссылал в Сибирь. Правил, пока не умер своей смертью. Двоекуров был самым умным и проницательным в истории правления города.

Угрюм-Бурчеев

Человек, разрушивший старый город и построивший абсолютно новый. Он глупый. Всегда обманывает. Издавал нелепые приказы, чтобы жители ходили в форме и жили по распорядку. В результате правитель пропадает. В своем правлении использовал жестокие методы, избивал жителей, издевался над ними. Его боялись.

Фердыщенко

Глупый начальник, который управлял около шести лет. Является выходцем из крестьянской семьи. Он добродушен, но очень ленив. Он любил много поесть и когда путешествовал по городу, то объелся и помер.

Другие сочинения: ← Образ и харктеристика Дориана Грея↑ ДругиеПо сказке Волшебник Изумрудного города →

От издателя

Аннотация гласит, что автор давно желал изложить историю какого-нибудь места. И нашел в архиве летопись данного населенного пункта, которую попеременно создавали несколько архивариусов. Она легла в основу произведения.

Рассказчик уверяет читателя в подлинности документа. В доказательство отсутствия художественного вымысла приводится аргумент об однообразии повествования. Текст целиком посвящен биографиям градоначальников и особенностям их правления.

Рассказ начинается с обращения последнего писаря, излагавшего хронику событий.

О корне происхождения глупцов

Глава описывает доисторический период. Племя головотяпов вело междоусобные войны с соседями, победив их. Когда последний враг был повержен, население растерялось. Тогда начали поиски князя, чтобы правил ими. Но даже самые глупые князья не хотели браться за власть над дикарями.

История одного города краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина

Поклонение мамоне и покаяние

Преемник фаршированной головы – статский советник Иванов скончался от указа, которого не смог понять, лопнул от мыслительной натуги.

История одного города краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина

На смену явился виконт де Шарио. При нем жилось весело, но бестолково. Административными делами никто не занимался, но было много праздников, балов, маскарадов, иных забав.

Анализ произведения

Произведение не может относиться к малым литературным формам: рассказу или сказке. По содержанию, композиции и глубине смыслов оно значительно шире.

История одного города краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина

С одной стороны, слог, стиль письма напоминают реальные сводки. С другой – содержание, описание героев, событий, доведенные до абсурда.

Значение персонажей

Писатель хотел достучаться до человеческой души с помощью своего произведения. Он стремился убедить читателя, что человек должен полагаться в жизни на христианские принципы, иначе людская суть может сильно измениться. Это приведет к гибели человеческой души.

Правители в Глупове — реальные властители России. Но цель сатирической повести была не в насмешке над народом. Салтыков-Щедрин хотел подвигнуть общество к переосмыслению своей истории, чтобы искоренить человеческие пороки, недостатки общества.

Вывод

Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы. Жители – образ российского народа.

Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.

Читайте также: