Как научить планировать время относительно выполнения домашнего задания и бытовых обязанностей

Обновлено: 04.07.2024

Вместе с первыми школьными годами остро встает проблема неумения детьми правильно распределять свой день. Ребенок может часами решать одну задачу, а потом не успевает с остальными уроками. Или он заигрывается и вспоминает о своих обязанностях только ко времени отхода ко сну. Такое поведение свойственно всем детям и не нужно думать, что ваш особенный. Вместо того, чтобы ругать и указывать на неспособность ребенка к разумному времяпрепровождению, лучше рассказать и показать ему что такое тайм-менеджмент вообще и детский в частности.

Что такое тайм-менеджмент?

Это искусство рационального планирования и управления своим временем. Оно обучает человека эффективному использованию активных часов жизни. К тайм-менеджменту относится и такое понятие как чувство времени, которое знакомо далеко не всем взрослым, не то, что детям. Оно обозначает способность человека правильно ориентироваться во времени, уметь точно определять временные промежутки без специальных приборов – часов, уметь грамотно распределять свое свободное время и делать все аспекты повседневной жизни, будь-то отдых или работа, максимально продуктивными и качественными.

Ситуации, когда человек проводит за работой большую часть суток, но при этом его продуктивность оставляет желать лучшего, к сожалению, не редкость. Для того чтобы все, за что берется ребенок сегодня и за что возьмется в будущем, приносило плоды, необходимо как можно раньше научить его организовывать себя и свое время. Вначале он сможет своевременно делать уроки, совмещать их с прогулками, занятиями в кружках, играми. Позже его работоспособности и результатам будут завидовать коллеги, а он сам превратится в человека, четко знающего свою цель и уверенно идущего к ней.

Планирование, выявление поглотителей времени, пример для подражания

Есть три основополагающих момента, на которых стоит сосредоточиться тем родителям, которые хотят обучить своих детей элементарному тайм-менеджменту:

  • планирование;
  • выявление поглотителей времени;
  • пример для подражания.

Это интересно

Время для ребенка — понятие слишком абстрактное, для него, что 10 минут, что час, поэтому нужно немного визуализировать то, чего ребенок не может потрогать и увидеть. В этом на помощь придет старый добрый распорядок дня, который в своем детстве писали все папы и мамы. Кроме того есть несколько проверенных и действенных советов, следуя которым можно легко научить ребенка правильно распоряжаться таким ценным и невосполнимым ресурсом, как время.

Записная книжка

№2. Приучайте ребенка с вечера собираться в школу. Пусть на пробковой или магнитной доске разместит стикеры с изображениями или названиями всего, что нужно взять в порядке важности. Тогда маме не нужно будет ежедневно по нескольку раз напоминать о необходимости сложить учебники или сменку.

№3. Для скорейшего запоминания принципов планирования и развития чувства времени сведите все ежедневные обязательные дела в таблицу и повесьте ее на видном месте – холодильник самое подходящее. Все выполняют свой перечень и ставят плюсики на пересечении дня недели и выполненного задания.

Маша Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Подъем +
Зарядка +
Умывание +
Завтрак +
Школа +
Чтение
Домашняя работа +
…..
Мама
подъем +
гимнастика
Работа +
Приготовление обеда +
………
Папа и другие члены семьи
……

№4. Распределение дел по степени важности. Есть дела, которые непременно должны быть выполнены именно сегодня или ежедневно (умывание, зарядка, сходить в магазин или в аптеку) и те, которые могут подождать (компьютерная игра, реферат на следующую неделю). Учитывайте приоритетность при составлении плана и не забывайте напоминать, что вопросы, связанные со здоровьем любого из членов семьи всегда на первом месте. То есть выполнение врачебных предписаний априори важнее уроков или подготовки к контрольной.

№5. Положительный родительский пример – хороший помощник. Папа и мама должны вместе с ребенком составлять свой план и неукоснительно его соблюдать, сын или дочь будет это видеть и копировать поведение. Все свое время ребенок наблюдает и перенимает опыт родителей. Если у них все будет по полочкам, вовремя, четко, тогда и малыш научится не тратить зря время, а использовать его только с пользой.

№7. Нудные дела нужно делать в первую очередь. Так нужно объяснить ребенку, который никак не может настроиться на нелюбимое занятие. Чем быстрее он его сделает, тем быстрее займется тем, что по душе. Включайте развлечения и поощрения: все сделаешь за 15 минут, будет тебе 15 минут игры на планшете (только следите, чтобы поощрение не длилось дольше, чем сама работа).

№8. Делу – время, потехе – час. Учите ребенка не только трудиться по времени, но и отдыхать. Позанимался 40 минут, получай свои 20 минут отдыха. Пусть переключается с одной работы на другую. Читал – пусть порисует. Делал информатику, пусть попрыгает с мячом, а не поиграет на телефоне или компьютере.

Не хватило времени. А почему? Оно куда-то делось….

Выявление поглотителей времени. Допустим, что ребенок освоил рациональное планирование, но у него плохо получается строить свою жизнь в соответствии с планом и придерживаться установленных временных рамок. Помогите ему разобраться, почему так происходит. Куда уходит время?

Составьте еще одну таблицу, где будете записывать абсолютно все, что делали вы и ребенок за день, а потом проанализируйте, насколько эффективной была ваша работа

На основании этой таблицы очень легко дать понять ребенку, что одно единственное стихотворение он учил 1 час 20 минут, а мог бы выучить за 40 минут, если бы не отвлекался на чаепитие и разговор по телефону. То есть поставленная задача требует гораздо меньшего времени на выполнение, чем оно потрачено в реальности.

Умение ребенка для достижения своей цели просчитывать шаги и выстраивать алгоритм, ведущий к ней, — очень нужный для дальнейшей успешной жизни навык. Начинать знакомить ребенка с рациональным планированием времени можно уже при подготовке к школе, ведь как только он отправится в первый класс, у него появится масса обязанностей и текущих задач. С каждым годом объем учебного материала для самостоятельного изучения и домашней работы будет только увеличиваться, а времени соответственно катастрофически не хватать. Поэтому так важно составлять и придерживаться планов и расписаний, уметь анализировать свою работу, искать слабые места и прилагать усилия для их устранения.


Главное — не пытайтесь внедрить всё и сразу, попробуйте разные подходы и посмотрите, что понравится вашему ребенку больше. То время, которые вы потратите на обучение малыша, не раз сэкономит ваши нервы в будущем.

Что мешает успевать?

Пожиратели времени
Если вычесть время на сон и учебу, у младшего школьника в день остается 8−10 часов свободного времени. Взрослые о таком могут только мечтать! Только вот куда уходит это время? В тайм-менеджменте есть такое понятие, как хронофаги или пожиратели времени — к ним относят любые отвлечения от основного дела.

Отсутствие плана
Когда у ребенка нет четкого представления, чем ему заниматься и в каком порядке, он будет в течение дня бессистемно переключаться с одного дела на другое. Конечно, более привлекательными для него окажутся игры на телефоне и просмотр мультиков. В итоге время будет потрачено, а важные дела останутся невыполненными. Чтобы этого избежать, нужен простой зафиксированный на бумаге план.

Прокрастинация
Младшему школьнику задают на дом столько заданий, чтобы их можно было выполнить за 1,5−2 часа. Редкому ребенку удается вписаться в эти границы, и виной тому прокрастинация. Выполняя задания, легко отвлечься на игрушку, лежащую рядом, чьи-то слова, что-то интересное за окном. В результате он вроде бы занят важным — делает домашку, но на это уходит в разы больше времени. Чтобы сделать задания быстро, нужно убрать подальше телефон, игрушки и закрыть ненужные вкладки на компьютере.

Время ожидания
Дорога в школу и обратно, очередь в магазине, ожидание тренера перед спортивными занятиями или опоздание друга (а в период карантина — ожидание следующего занятия) — бесполезное и утомительное время съедает за день иногда больше нескольких часов. Не потерять это время помогут словесные игры, заранее подобранные аудиокниги, короткие видео.


Куда уходит время?

В конце дня вместе с ребенком заполните последний столбец и обсудите:
— Какие дела отняли много времени, а какие были выполнены быстро;
— До каких дел ребенок не добрался;
— На что отвлекался больше всего;
— От каких дел стоит отказаться или сократить выделенное на них время, чтобы успеть важное.

Все успеть и не запутаться в разнообразных делах ребенку поможет план. Купите красивый ежедневник и вместе с ребенком вносите туда расписание на следующий день. План лучше составлять вечером перед сном, тогда уже с утра ребенок будет знать, с чего ему начать.

Для гармоничного развития важно придерживаться баланса, поэтому включайте в план дела из всех жизненных сфер: учеба, здоровье, общение с друзьями, семья, творчество, игры и развлечения.


В периоды отдыха ребенку лучше переключиться на активную деятельность, например, если он выполнял домашнее задание на компьютере — заняться физкультурой или помыть посуду.

В течение дня могут появляться новые задачи: объясните ребенку как правильно на них реагировать и расставлять приоритеты. Обычно в тайм-менеджменте используют матрицу Эйзенхауэра, которая включает 4 категории задач: срочные и важные, не срочные и важные, срочные и не важные, несрочные и неважные. Ребенку можно просто объяснить, что нужно выполнять дела в срок (соблюдать дедлайны), не накапливать важные дела и не отвлекаться на неважные.

Диджитал-помощники

Возьмите на вооружение виртуальных помощников — сервисы и приложения, которые помогут всё успеть, спланировать день и составить список дел.
Календари и планеры. Вместо бумажного ежедневника можно использовать приложение на смартфоне, тогда план на день всегда будет у ребенка под рукой. Обычно в таких программах удобно выстраивать списки дел, устанавливать дедлайны для каждой задачи и добавлять напоминания, задействовав будильник.
Система канбан. Каждое дело представляет собой отдельную карточку с дедлайном и прикреплено к доске объявлений. По мере выполнения работы карточку передвигают из одной колонки в другую. Для ребенка достаточно 3 колонок: Сформулированные задачи, Задачи в процессе выполнения, Завершенные задачи. В такой системе удобно контролировать все процессы и достигнутый прогресс.
Трекеры рабочего времени. Эти программы помогут понять, чем ребенок занимается за компьютером, как часто отвлекается на чтение новостей или просмотр социальных сетей вместо выполнения домашнего задания. Удобно проанализировать вечером, на что ушло время, и учесть это при последующем планировании.
Интеллектуальные карты. Многие дети любят рисовать, да и образное мышление у них хорошо работает — с помощью интеллектуальных карт можно создать красочную визуальную схему целей, событий и действий. Она поможет систематизировать большие задания и запомнить разрозненную информацию.

Форма проведения: проблемно – деловая игра.

Ход игры.

I. Постановка проблемы.

Работа в 4 творческих группах.

Задание 1 группе. С какими проблемами сталкиваются родители, когда их дети готовят домашнее задание?
Задание 2 группе. Какие проблемы испытывают дети, при подготовке домашнего задания?
Задание 3 группе. Составьте список положительных эмоций, которые испытывают родители и их дети при выполнении домашнего задания.
Задание 4 группе. Составьте список отрицательных эмоций, которые испытывают родители и их дети при выполнении домашнего задания.

Выслушиваются ответы родителей.

- Оказалось, что и родители, и учащиеся испытывают массу проблем при подготовке домашнего задания; гораздо чаще проявляются отрицательные эмоции.

II. Требования к организации домашней работы.

Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.

Существует ряд требований к организации домашней учебной работы:

  • Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.
  • Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.
  • Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания.
  • Постепенное и последовательное усложнение заданий.
  • Взаимосвязь классной и домашней работы по следующим направлениям:

а) содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений;

б) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель;

в) обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы.

III. Факторы, влияющие на качество самостоятельной домашней работы учащихся.

Чтобы домашняя работа была эффективной необходимо создать для этого благоприятные условия. Рассмотрим факторы, которые влияют на успешность выполнения домашней работы. Их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков. К внутренним факторам относятся: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу.

Работа в 4 творческих группах.
Задание 1 группе. Составьте оптимальный здоровьесберегающий распорядок дня для вашего ребёнка.
Задание 2 группе. Определите оптимальный порядок подготовки домашнего задания по учебным предметам. Обоснуйте.
Задание 3 группе. Определите формы родительского контроля над выполнением домашнего задания, над качеством усвоения.
Задание 4 группе. Какие стимулы можно использовать родителям для повышения эффективности домашнего учебного труда?

Выслушиваются ответы родителей.

1. Как усадить ребенка за уроки.

Во 2 классе было проведено исследование, чтобы проследить, как занятость учащихся влияет на их успеваемость, и получили следующие результаты. Постоянные домашние обязанности имеет 75% от общего количества учащихся; занимаются в системе дополнительного образования 78% от общего количества учащихся; систематически принимают участие во внеклассной работе 65% от общего количества учащихся; 68% от данного контингента имеют хорошие учебные способности. Было замечено, что 20% учащихся, которые ничем не занимаются – имеют низкие учебные возможности.

2. Режим.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Казалось бы, не всё ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали что, как правило, отличники и хорошисты имеют твердо установленное время для занятий. Воспитание привычки к систематичной работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка. Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одно и то же время, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Что, несомненно, влияет на качество выполняемой работы.

3. Втягивание в работу.

4. Место для занятий.

5. В каком порядке учить уроки.

Как же приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы? Для начала пусть сам школьник попытается расположить по степени трудности заданные на сегодня уроки, а после того как они выучены, посмотреть согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда он научится это делать более или менее безошибочно, он должен определить, какие из изучаемых в школе предметов ему выполнять легче, а какие труднее. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков. Опрос, проведённый в данном классе, позволяет сделать вывод о том, что большая часть учащихся (86%) предпочитает выполнять сначала письменные предметы, а потом устные. На первом месте стоит русский язык, второе место занимает математика, на последнем месте – литературное чтение и окружающий мир.

6. Формирование контроля.

Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Мы приучаем детей в начальной школе всё время сравнивать свою работу с образцом. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Родители часто допускают ошибку, беря на себя большую часть контроля над выполнением домашнего задания. Слов нет, на первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны всё время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет самостоятельности. Чтобы учащиеся могли планировать свои действия, определять учебную задачу заданий, мы обучаем их пользоваться памятками.

IV. Взаимосвязь индивидуальных особенностей учащихся с уровнем домашнего задания.

Чтобы домашние задания были эффективными, необходимо знать индивидуальные особенности учащихся.

  • Учащимся, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, необходимо давать задания на развитие речи (заучивание, выразительное чтение, работа с дополнительной литературой). Для них возможны задания опережающего характера (читать тексты и статьи, которые будут изучаться завтра); задания с использованием плана.
  • Учащимся, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, даются задания небольшие по объёму, разнообразные по содержанию, направленные на развитие памяти, речи и неоднократно воспроизводящие ранее изученное. Этим детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков, разбора с использованием памяток. Им рекомендуется списывание, письмо по памяти, заучивание.
  • Самая многочисленная группа учащихся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Основой для них являются задания учебника. Для данных учащихся полезны задания, развивающие и углубляющие склонности, и интересы, задания творческого характера.

В домашнюю учебную работу всех учащихся, независимо от принадлежностей к той или иной группе, необходимо включать задания, корректирующие возникшие пробелы в знаниях. Это могут быть упражнения на определённое правило, решение задач и примеров определённого типа, заучивание словарных слов. Во всех случаях в домашние задания полезно включать работу над ошибками. Желательно при составлении заданий корректирующего характера учитывать причины возникновения ошибок у ученика: невыученное правило, неумение применять его в практической деятельности, смешение понятий, явлений; слабое владение способом действия.

Работа в 4 творческих группах.
Задание 1 и 2 группе. Какие дополнительные задания должен выполнять дома слабоуспевающий ученик, чтобы повысить качество знаний? Какие средства использовать?
Задание 3 и 4 группе. Какие дополнительные задания должен выполнять дома одарённый ребёнок, чтобы развивать свой интеллект? Какие средства использовать?

V. Виды и уровни домашних заданий.

Существует несколько видов домашних заданий:

  • Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для одаренных учащихся.
  • Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
  • Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.
  • Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.

Выделяют три уровня домашнего задания:

1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.

Существуют различные формы контроля над выполнением домашнего задания:

  • Арифметические и математические диктанты.
  • Выбор схем и чертежей к задачам.
  • Конкурсы, викторины.
  • Презентации новых идей.
  • Словарные и выборочные диктанты.
  • Построение схем и моделей.
  • Составление плана, таблицы, алгоритма.
  • Защита проекта.

VI. Результативность самостоятельной домашней работы в начальной школе.

Хочется отметить, что благодаря такой работе в нашем классе, мы добиваемся хороших результатов. В классе отмечается 100% выполнение домашних заданий по письменным предметам и 96% - по устным предметам. Качество выполнения письменных работ составляет 86%, а устных – 78%. По результатам опроса родителей и учащихся данного класса было выявлено следующее. Оказывают помощь учащимся при выполнении домашнего задания по математике – 65%родителей; по русскому языку - 52% родителей; по литературному чтению – 48%; по окружающему миру – 45%; по информатике – 64%; по иностранному языку – 80%. Осуществляют постоянный контроль над выполнением домашнего задания второклассников – 95% родителей.

VII. Причины снижения качества выполняемой домашней работы.

В каждом классе есть 3-4 ученика, у которых качество выполнения домашних заданий находится на низком уровне. Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, инертность мышления, слабые навыки чтения, низкий уровень речевой культуры, отрицательное отношение к учению. Причины можно разделить на три группы.

1. Отсутствие общих учебных умений:

  • не владеют приёмами учебного труда;
  • не усваивают программный материал;
  • не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале.

2. Недостатки в развитии:

  • неустойчивое внимание;
  • замедленный темп работы;
  • инертность мышления;
  • слабые навыки чтения;
  • низкий уровень речевой культуры;
  • отрицательное отношение к учению.

3. Отношения с участниками образовательного процесса:

  • трудности в общении с учителем;
  • трудности в общении с родителями;
  • трудности в общении со сверстниками.

Уверенность = Успех = Удовольствие

Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом:

  • если ему понятна суть работы;
  • если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими;
  • если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.

IX. Рекомендации родителям.

  1. Домашнее задание выполнить легче и быстрее в тот день, когда его задали.
  2. Полезно попробовать делать уроки рано утром, даже если дети учатся в первую смену.
  3. Многим учащимся полезно читать материал учебника до того, как его объяснит учитель.

Работа в 4 творческих группах.
Задание 1 и 2группе. Составьте список рекомендаций учителю.
Задание 3 и 4 группе. Составьте список рекомендаций детям.


Прежде, чем узнать, как планировать время школьнику эффективно, чтобы он всё успел, нужно подробнее разобраться в том, что же такое свободное время школьника.

Вы же знаете, чем занимаются современные школьники, когда они свободны? Конечно, знаете, вы же сами такими были.

Наиболее популярные варианты:

  • учатся и выполняют домашнее задание
  • посещают тренировки, репетиторов, дополнительные занятия
  • играют в компьютерные игры
  • проводят по несколько часов в день в социальных сетя
  • смотрят телевизор

Тайм-менеджмент позволит успеть больше


Итак, как научить ребенка планировать свой день? Самый интересный и эффективный способ - познакомить его с основами тайм-менеджмента, или управления временем.

Тайм-менеджмент – это искусство эффективно управлять своим временем.

Если думать более глобально, тайм-менеджмент – это верное средство для достижения своих целей и качественной жизни в целом. Изучив его основы, ребёнок узнает:

Самое главное, что все эти знания пригодятся и в школе, и в университете, и на работе. Умение четко выстраивать свою деятельность необходимо людям любого возраста, и чем раньше ему научиться, тем лучше. Результатом освоения тайм-менеджмента станет получение сразу же нескольких навыков, необходимых каждому современному человеку:

  • правильная расстановка приоритетов
  • планирование
  • определение каналов утечки драгоценных часов и минут, коррекция своей деятельности
  • точный расчет времени для решения задач

Важно не только узнать, как научить подростка планировать, его нужно этому обучить.

Эксперимент, который покажет ребенку эффективность тайм –менеджмента.


Как известно, умение ставить себе цели и достигать их, грамотное планирование – ключ к успешной учёбе и счастливой жизни.

У современных детей, да и у взрослых тоже, часто возникают вопросы:

  • Почему я ничего не успеваю?
  • Как перестать опаздывать в школу, посещать кружки и секции, выполнять домашние задания, отдыхать и общаться с друзьями?
  • Что делать с тем, что есть столько дел, которые я совсем не хочу делать?

Суть тайм-менеджмента заключается том, чтобы правильно и эффективно распределять временные ресурсы. А это напрямую зависит от постановки целей. Потому что, когда знаешь, куда идешь, когда есть основная задача, дорога становится ясной и все второстепенные дела даются проще.

Выполняйте задание вместе с ребёнком – это интересно, и есть возможность в итоге обсудить результаты, сделать выводы.

Вам понадобится:
Кастрюля 1 л., упаковка гречки/фасоли/гороха и т.д., 1 апельсин, 3 мандарина.

  1. Возьмите кастрюльку, насыпьте туда крупу. Теперь попробуйте положить туда мандарин, апельсин.
  2. Теперь положите сначала мандарины потом апельсин, потом крупу.
  3. Теперь - сначала апельсин, потом мандарины, потом крупу.

В каком случае уместилось все? Конечно, В 3!

Теперь обсудите результат- Апельсин - это наши крупные дела, мандарин - средние, крупа - мелочи. Выходит, что можно заполнить свой день мелочами, и больше ничего в него не поместится. А можно ориентироваться на важное, заполировать его, потом выполнить второстепенные дела, портом мелочи. Попробуйте, тут и для воды место останется!

Пообщайтесь с ребенком на тему "чем бы я хотел заполнить свой день, что важно для меня? Расскажите ему о своём дне.

Как научить ребенка планировать день?


Заставить это сделать не получится, школьник должен понимать, что это – интересно и очень полезно для него. Именно поэтому такие практические упражнения – эксперименты максимально подходят для обучения тайм менеджменту. Главный принцип – это наглядность и удобство.

Хотите помочь ребенку всё успеть – научите его планировать и соблюдать расписание, в обучении используйте максимум интерактива.

Как организовать расписание школьника – планирование и дедайны?

Этот вопрос возникает у родителей уже в 1 ом классе. Но чем старше становится школьник, тем больше у него обязанностей и занятий.

Вывод один – стоит начинать как можно раньше. Будем учиться составлять с соблюдать расписание.

Если вы сделали эксперимент, то уже поговорили о том, почему стоит ставить цели и планировать.

Расписание – это ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.

Вот несколько важных моментов - зачем иметь расписание

  • Это возможность видеть картину дня - чем на самом деле занят день,
  • Тестировать цели на реалистичность, понимать, можно ли добавить ещё что-то в расписание, или на новые задачи просто не хватит времени
  • Это возможность контролировать своё время, распоряжаться им самостоятельно.
  • С помощью расписания можно определить, подросток занят, он сможет предупредить об этом родителей и предотвратить ненужные конфликты

У ребёнка обязательно должно быть свободное время!

Несколько способов планирования

Наверняка, вы встречали такой метод. В этом случае, каждый день расписывается по часам, когда ты должен что успеть и сделать. Конечно, можно так панировать, но всегда будут возникать НО. Что – то случилось, не успел. Попросил помочь друг – а ты не справился с расписанием, и скорее всего стало грустно. Наверняка, вы или ваш школьник пробовали так планировать день и разочаровались в этом способе.

Пример жесткого расписания

Уже стало не по себе, правда.

Гибкое и жесткое планирование – реальный способ всё успеть

Жёсткая часть – это то, что обязательно привязано ко времени + дорога.

Все секции, школа, походы в кино, встречи с друзьями. То есть, если нужно быть в школе в 9:00, а добираться туда 30 минут, значит школа начинается в 8:30

Гибкая часть – дела, которые нужно делать, но они не привязаны к конкретным часам.

Например, нарисовать картину для кружка, выполнить домашнее задание, убраться дома (если не четкой договоренности, когда это должно произойти).

Дедлайн – тот срок, когда должно быть выполнены задания из гибкой части.

ВАЖНО, ЧТОБЫ ДЕДЛАЙНОВ НЕ БЫЛО МНОГО.

Потому что всегда будет люди, которые всё же буду претендовать на ваше время, и непредвиденные обстоятельства. То есть, если нужно подготовить доклад в среде, лучше не ставить дедлайн на вечер вторника.

Для того, чтобы расписание работало, важно познакомить своих близких с ним.

Составляем расписание – практическое упражнение для детей


Переложите ребенку выполнить задание, а лучше – сделайте его вместе.

  1. Нарисуй таблицу – дни недели.
  2. Заполни её сначала жёсткую часть (удобно, что эта часто в течении всего года почти неизменна, и её придётся сделать только раз.
  3. Теперь заполни гибкую часть.
  4. Выдели СВОБОДНЫЕ ЧАСЫ– не занятые ничем.

Теперь то что получилось – вешаем на видное место и пробуем соблюдать!

Тайм менеджмент для детей и подростков – курсы в центре К.О.Т.

Тест – умеет ли Ваш ребенок распределять своё время.

Если Вам интересно, насколько развиты навыки планирования и управления временем у ребенка – просто ответьте на несколько вопросов тест и получите ответ.

Кроме того, в зависимости от результата, вы получите рекомендации психологов по развитию этого навыка и полезные советы на каждый день!

Читайте также: