Как написать письмо претензию региональному оператору по вывозу тко

Обновлено: 03.07.2024

Договор с региональным оператором при прямых договорах

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Порядок № 1156).

Вместе с тем, практика идет по такому пути, при котором региональный оператор, потребители которого перешли на прямые договора, часто предлагает заключить управляющей организации соглашение о сотрудничестве. Целесообразность заключения подобных соглашений для управляющих организаций сомнительна, поскольку в них обычно прописывается снятие ответственности с регионального оператора при расплывчатых форс-мажорах (например, при невозможности вывезти мусор из-за перекрытого машиной доступа к контейнерам). Поэтому в заключении таких соглашений нужно быть предельно аккуратным, чтобы не взять на себя дополнительную ответственность за услугу, которую оказывает постороннее лицо (региональный оператор).

Общий алгоритм заключения договора с региональным оператором

Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156). При этом основанием для заключения договора также может выступать предложение регионального оператора в виде оферты договора на обращение с ТКО (п. 8.4 Порядка 1156).

По общей схеме управляющая организация направляет в управляющую организацию заявку на заключение договора, в которой указываются:

визиты потребителя (по данным из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты, доверенность);
б) адрес многоквартирного дома;
в) сведения об ОКВЭД (виде хозяйственной деятельности), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (п. 8.6 Порядка 1156).

Просчитать сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год может быть весьма затруднительным, поэтому часто они указываются примерно (формально).

К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
- копия решения органа государственного жилищного надзора об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией (либо данные с сайта ГИС ЖКХ);
- протокол общего собрания о создании ТСЖ (для управляющей организации – лицензия);
- данные о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 8.7 Порядка 1156).

Ловушки договора, которые важно избежать управляющей организации

Типовые оферты от регионального оператора содержат ряд ловушек, которые важно избежать.

1. Сроки заключения договора

В ГК РФ есть норма о том, что стороны могут передать спор на рассмотрение суда спустя 30 дней после направления протокола разногласий на договор, если он не был согласован второй стороной. В случае обращения с ТКО сроки иные.

Если вместе с заявкой сведения были поданы не все, то региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя их дозапрашивает (одновременно приостанавливая рассмотрение заявки). Если в течение последующих 15 рабочих дней недостающие сведения представлены не будут, то региональный оператор возвращает заявку с указанием причин возврата (п. 8.8 Порядка 1156).

После (или в случае) направления управляющей организацией комплектной заявки на заключение договора, региональный оператор рассматривает ее 15 рабочих дней со дня поступления и направляет потребителю 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора. Данный договор – типовая форма, приведенная в Приложении к Порядку 1156.

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления типового проекта договора, управляющая организация не направит ответ, то произойдёт акцепт. Даже не подписанный договор будет считаться заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (п. 8.12 Порядка 1156).

Если же региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий, то потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16 Порядка 1156).

То есть варианта, при котором можно было бы оспорить какие-то условия в Порядке 1156 – нет, что до известной степени противоречит ст. 445-446 ГК РФ о преддоговорных спорах. Однако все это не означает, что управляющей организации не нужно заявлять о своих возражениях на условия договора.

2. Акцепт акта приема-передачи оказанных услуг

Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами (п. 7 Приложения 1 к Порядку 1156).

Региональные операторы обычно дополняют это условие следующим образом:
- меняют 10 рабочих дней на 3 или 5;
- указывают про акцепт не только сверки (в случае ее невозврата), но и акта приема-передачи оказанных услуг (чтобы им было проще взыскивать задолженность).
Такое условие мы также не принимаем, сверяясь с типовой формой договора, указанной в Приложении к Порядку 1156.

3. Завышение фактически не оказанных услуг

Важно не только наличие возражений, но их мотивированность с документальным подтверждением. При этом бремя доказывания в этом случае лежит на управляющей организации. Такое условие противоречит Приложению к Порядку 1156 и его надо исключать, чтобы не принимать на себя эти риски.

4. Необоснованное освобождение от ответственности

То есть фактически, своим договором региональный оператор стремится отнести на управляющую организацию ответственность за действия третьих лиц (автомобилистов) и не отвечать за несвоевременный вывоз мусора.

В любом договоре по обращению с ТКО есть порядка 15-20 всевозможных ловушек, которые нужно выверять, чтобы не принимать на себя дополнительные риски. Это непростая, но важная работа, которая требует ответственного подхода и понимания собственных интересов управляющей организацией.

– Как поступить в случае, если мусор никто не вывозит? Ближайший мусорный контейнер находится в 600 м от дома. Договор никто не заключал, а в платежном документе требования на оплату прописано.

Если Вы живете в Москве, где в настоящее время не выбран региональный оператор для вывоза мусора (его планируют выбрать к 2021 году), тариф за услуги по вывозу ТБО включается в платежный документ. При этом управляющая компания обязана взять на себя услуги по вывозу мусора. Если мусор не вывозится, собственнику необходимо обратиться в УК с официальным запросом. Если даже в этом случае УК не отреагирует, обратитесь с официальной претензией в органы жилищной инспекции.

Если же Вы проживаете на территории субъекта, в котором определен региональный оператор по вывозу мусора, все равно необходимо помнить, что контроль за вывозом мусора осуществляет непосредственно управляющая компания. При этом собственники оплачивают вывоз мусора напрямую мусоровывозящей компании, как правило, через Единый расчетный центр (ЕРЦ), который выставляет квитанцию за эту услугу. И если раньше собственник заключал договор с УК, а УК – с мусоровывозящей компанией, то при наличии регионального оператора заключается трехсторонний договор между УК, ЕРЦ и мусоровывозящей компанией. В обязанности управляющей компании входит контроль вывоза ТБО, и в конце каждого месяца УК обязана предоставить данные об объеме вывезенного мусора в ЕРЦ.

Обязанность заключать договор на вывоз ТБО с региональным оператором установлена законодательством. Отказаться от этой услуги нельзя. Если ближайший контейнер далеко, обратитесь к региональному оператору за решением этого вопроса.

Договор на вывоз ТБО должен быть заключен в обязательном порядке. Более того, это обязанность собственников, а не кого-либо. Контейнер и площадка должны располагаться не более чем в ста метрах от дома. Вот размещать их – обязанность органов местного самоуправления, куда необходимо обратиться, опять же, Вам.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Если мусор никто не вывозит, необходимо жаловаться в управляющую компанию. В случае, если она никак не помогает, можно обратиться в жилищную инспекцию.

Согласно санитарным нормам, контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) должны располагаться не ближе 20 и не дальше 100 метров от жилого дома. Вам необходимо обратиться в управляющую компанию за разъяснением, почему площадка для сбора мусора находится так далеко, либо в местную администрацию – она определяет места для оборудования площадок сбора ТКО. Плата за вывоз мусора взимается правомерно, поскольку оплачивается фактически право пользования услугой вывоза и утилизации ТКО вне зависимости от того, нуждается жилец в этом или нет.

Отвечает юрист-эколог Наталья Дербышева:

Лица, на которых лежит обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), то есть региональные операторы по обращению с ТКО, не обязаны заключать договор с каждым собственником жилых помещений. Регоператор заключает договор с органами местного самоуправления, а обязанность граждан – своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги – определена ст. 153 ЖК РФ. Что касается заключения договора, то законодательством предусматривается вступление такого договора с силу на основании конклюдентных действий. Например, если собственник уже воспользовался такой услугой или оплатил ее. При этом собственник жилого помещения вправе требовать надлежащего оказания такой услуги.

Таким образом, нужно обратиться к региональному оператору с претензией по факту размещения контейнерной площадки, а также несвоевременного вывоза ТКО, и требованием отменить оплату услуги, которая не была предоставлена (ст. 779-781 Гражданского кодекса РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Если региональный оператор продолжит начислять плату за вывоз ТКО и не устранит нарушения (установит соответствующую контейнерную площадку, будет осуществлять вывоз ТКО), тогда можно обратиться с жалобой в прокуратуру. Все претензии и жалобы рекомендуется подкреплять фото- и видеодоказательствами.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Читайте также: