Как написать первое резюме

Обновлено: 28.06.2024


Люди меняют профессию по разным причинам — надоело, босс не очень или платят мало. Да и мало ли ещё что. Важно, что у всех есть вероятность однажды оказаться перед пустой формой для резюме вообще без опыта работы.

Предупреждение: все советы работают для вакансий в РФ. Рекомендации для других стран могут отличаться. Если вы рассматриваете возможность трудоустройства в иностранную компанию, то создайте отдельное резюме на английском языке.

Напишите, кто вы

Если вы ищете работу в России, то имя и фамилия должны быть заполнены по-русски.

Укажите место проживания. Эта информация важна, чтобы работодатель понимал, сможете ли вы ходить в офис, или в каком часовом поясе вы находитесь, если работа удалённая. Явно укажите, готовы ли вы работать удалённо или рассматриваете только офис. Если готовы переехать — так и напишите.

Отсутствие даты рождения — не ок. Рекрутёр всё равно сможет предположить ваш возраст по дате окончания вуза или по стажу работы и, вероятнее всего, отложит резюме в папку “отказать”.

Загрузите фотографию

По этому пункту много споров — некоторые говорят, что фотография ни на что не влияет и в иностранных компаниях это необязательный пункт. Тем не менее в российских компаниях на наличие фотографии чаще всего смотрят. Её присутствие говорит о том, что человек себя не скрывает и готов заявить о себе заочно.


Есть несколько правил к фото в резюме:

не должно быть лишних людей,

желательно на однотонном фоне

в меру строго и с улыбкой. Когда кандидат доброжелателен на фотографии, это притягивает.

Определитесь с должностью

Пишите по делу и что-нибудь одно — это самый хороший вариант. После курсов по разработке вполне рабочие версии такие:

Если вы ищете работу продавцом утюгов и одновременно фронтенд-разработчиком, то создайте отдельное резюме для каждой должности. Объединять не стоит — если кандидат сам не может понять, чем он хочет заниматься, то и работодатель вряд ли станет тратить на это время.

Напишите, сколько хотите денег

Зарплата — хороший фильтр, ещё и двухсторонний. Кандидат не будет откликаться на вакансию, где платят мало, а компания с подозрением отнесётся к кандидату, который хочет сильно меньше или намного больше среднего. Как и везде, тут бывают исключения, но в основном так.

Если не знаете или сомневаетесь, что писать, посмотрите, сколько предлагают компании на такую же работу в вашем регионе, и поставьте средний уровень по рынку и вашему опыту. Иногда зарплата корректируется уже на собеседовании, но это уже другая история.

Вспомните всё, что было похоже на опыт

Если опыт по специальности есть, то и укажите его. Но раз мы тут решаем, что делать без опыта, поэтому давайте разбираться отдельно, что засчитывается за опыт работы.

Например, прохождение стажировки в настоящей компании тоже считается опытом, даже если денег за это не платили.

Рассказывает Екатерина Новографская, HR-менеджер компании iBrush:

Расскажите о себе

Этот раздел важно заполнить правильно, если совсем нет опыта работы. Здесь важнее то, чего вы хотите достичь, чем то, что уже было.

Поэтому вместо рассказов о внутреннем мире здесь лучше написать, как вы пришли в разработку (или куда вы устраиваетесь) и как получаете новые знания. Расскажите подробно о том, какими знаниями уже владеете, что недавно изучили и коротко о планах по развитию на ближайший год. Здесь же напишите о своих хобби и увлечениях, если считаете нужным.

Напишите, что умеете из новой профессии

Укажите основные технологии которыми владеете и пользуетесь в работе. Не указывайте то, что только планируете изучить.

Умеет делать адаптивную кроссбраузерную оптимизированную вёрстку, совместимую с современными браузерами. В вёрстке использует SVG.

Идеально знает CSS. Использует препроцессор Sass. Знает флексы. Умеет делать CSS-анимации и использует БЭМ. Знает библиотеку Bootstrap.

Знает HTML. В работе использует Canvas. Шаблонизирует HTML с помощью PUG.

Использует Git. Умеет работать в GitHub.

Может натянуть вёрстку на CMS: Bitrix и Wordpress.

JavaScript пишет с помощью jQuery, но не чурается ES6.

Умеет автоматизировать свою работу с Node.js, npm-скрипты, Autoprefixer, Gulp или Webрасk.

Уверенно владеет Photoshop и Illustrator или знает Figma или Sketch.

Имеет своё портфолио, инициативный, готов пройти испытательный срок

Конечно, для новичка здесь много непонятных слов и аббревиатур. Ничего страшного. Предположим, вы уже неплохо знаете HTML и CSS, работали с SVG и немного понимаете, как устроен JavaScript. Значит эти навыки и нужно указать, а некоторые пункты, о которых только слышали, перенести в план развития (тем более, выучить их всё равно придётся).

Рассказывает Назир Хасавов, основатель и арт-директор Студии NKH

Очень важен опыт вёрстки. Даже если человек только прошёл курсы, то можно указать в резюме учебные проекты. И обязательно прикладывать ссылки на GitHub и GitHub Pages, чтобы можно было посмотреть на код. Также важно запомнить, сколько времени ушло на проект такой сложности.

Для джуна важно развивать софт-скиллы — умение общаться и работать в команде. Технические пробелы всегда можно подтянуть, но если с человеком тяжело общаться, то далеко на такой телеге не уедешь. Поэтому хорошо бы чуть чуть рассказать о себе. Конечно, краткое описание в полной мере не раскроет человека, но небольшой спойлер уже будет. Часто на собеседованиях умение общаться бывает важнее технической части.

Напишите, где учились

Указывайте образование, даже если оно не профильное. Возможно вы получили смежную профессию или полученные знания для новой сферы работы будут плюсом. Также указывайте все дополнительные курсы повышения квалификации с датой получения сертификатов. Эта информация покажет, что вы развиваетесь как специалист, готовы к обучению и новым знаниям.

Хороший объем — две страницы А4

Вообще без опыта сложно наскрести и столько, но если вдруг получилось, то держите в голове следующий факт.

Заполненное резюме должно занимать не больше двух страниц (представьте, что его нужно распечатать с двух сторон листа на А4, как раз поместится). Постарайтесь кратко и ёмко изложить всю необходимую информацию.

Напишите хоть какое-нибудь сопроводительное

Перед отправкой отклика проверьте всё спеллчекером — они сейчас встроены даже в браузер, так что просто не забудьте.

Как составить резюме, если нет опыта работы

Честно напишите, кто вы — имя, возраст, город

Фотка с улыбкой — сила

Напишите, сколько хотите денег. Даже если сумма с потолка

Если нет никакого опыта, сгодится любой похожий

План развития важнее пятёрок в школе

Чем больше навыков совпадёт с вакансией, тем лучше. Остальное пойдёт в план развития

Обратитесь к специалистам нашего агентства для соискателей ИМ Консалтинг! Мы работаем с 2013 года. Нам доверились более 3000 клиентов. Вы можете ознакомиться с более 150 отзывами. Мы с удовольствием показываем примеры резюме наших клиентов.

Образец резюме для устройства на работу

Фото соискателя для примера резюме

Смирнов Александр

Дата рождения: 01.04. 1981
Проживание: г. Санкт-Петербург, Приморский район. Готов к командировкам.
Готов к переезду в г. Москва.

Желаемая должность: Руководитель отдела продаж

Желаемый уровень дохода: 100 тыс. рублей

Ключевые навыки:

  • Активные продажи, расширение клиентской базы;
  • Работа с ключевыми клиентами, устранение возникших разногласий;
  • Руководство отделом продаж.

Достижения:

Опыт работы:

Сфера деятельности компании: оптовая торговля строительной техникой и комплектующими к ней

  • Руководство отделом продаж (в подчинении до 5 человек);
  • Работа с ключевыми клиентами, устранение возникших разногласий;
  • Работа с дебиторской задолженностью.

07.2003-09.2008 Менеджер по продажам

Сфера деятельности компании: оптовая торговля строительной техникой

  • Активные продажи, расширение клиентской базы;
  • Работа с ключевыми клиентами, устранение возникших разногласий;
  • Своевременный и систематический мониторинг цен аналогичной продукции конкурентов;
  • Работа с дебиторской задолженностью.

Образование:

2003 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербург

Дополнительная информация:

Иностранные языки: английский язык – advanced.

Знание ПК: уверенный пользователь (MS Office; CRM; 1С).

Рекомендации предоставляются по запросу

Бланк резюме

Вы также можете бесплатно скачать чистый бланк резюме на русском языке в форматах DOC (WORD) или PDF и заполнить его в соответствии с нашими рекомендациями.

Бланк резюме для устройства на работу

50 шаблонов для различных профессий

Самое главное о написании резюме за 4 минуты

Как составить резюме

Правильное написание резюме часто является залогом начала вашей успешной карьеры. Вы можете быть трижды профессионалом, но если вы не сможете донести эту информацию, ваш потенциальный работодатель может вас просто проигнорировать. Именно потому так важно знать, как написать резюме, наглядно демонстрирующее все ваши достоинства.

Общие правила

Виды резюме

Сегодня существует три типа современного резюме: хронологическое, функциональное и смешанное (гибридное). Выбор конкретного вида резюме зависит от вашего опыта (его плюсов и минусов).

Хронологическое резюме

Так, хронологическое резюме делает акцент на описании вашего карьерного пути (в обратном хронологическом порядке). Оно лучше подойдет тем, кто не менял сферу деятельности и развивался в одной компании или отрасли.

Структура хронологического резюме проста

  • Личные данные (ФИО, возраст, проживание)
  • Желаемая должность/Желаемый доход
  • Опыт работы (в обратном хронологическом порядке)
  • Образование основное и дополнительное
  • Дополнительная информация (владение ПК и иностранными языками, наличие прав и т.п.)

Плюсы этого резюме – его простота и привычность для рекрутеров. Минусы – в таком резюме очевидны пробелы вашего опыта и большие перерывы в работе.

Функциональное резюме

Функциональное же резюме делает акцент на ваших ключевых навыках и достижениях. При этом сам опыт работы указывается очень кратко. Такое резюме подойдет тем, кто часто менял работу в рамках одной должности или менял сферу деятельности.

Структура функционального резюме

  • Личные данные (ФИО, возраст, проживание)
  • Желаемая должность/Желаемый доход
  • Ключевые навыки и достижения
  • Опыт работы (в обратном хронологическом порядке указываются: годы работы, название организации и должность)
  • Образование основное и дополнительное
  • Дополнительная информация (владение ПК и иностранными языками, наличие прав и т.п.)

Плюсы такого резюме – рекрутеру сразу понятно, что знает и умеет кандидат. Минусы – сложно оценить этапы развития вашей карьеры.

Гибридное (смешанное) резюме

И, наконец, смешанное или гибридное резюме, как видно из названия, совмещает в себе особенности резюме хронологического и функционального.

Здесь и акцент на ключевые навыки кандидата, и видно развитие соискателя от должности к должности. Лично мне больше всего нравится смешанный тип резюме.

Оформление резюме

Название файла

Размер

Размер вашего резюме с фотографией не должен превышать 400-500 Кбайт, иначе могут быть сложности с его отправкой.

Формат файла

Используйте самые распространенные форматы (doc или pdf), чтобы у рекрутера не возникло сложностей с его открытием.

Объем

Максимальный объем 2 страницы. Все подробности — на собеседовании.

Структурирование текста и использование в оформлении разных шрифтов и цветов

Как оформить резюме? Используйте стандартные шрифты Word (Calibri, Arial, Times New Roman). Цвет текста только черный. Из выделений – жирный шрифт для заголовков. Четко структурируйте информацию с помощью заголовков, списков и т.д.

Структура резюме

1. Фото

Большинство организаций сейчас предпочитает резюме с фотографией, чтобы сразу видеть человека, претендующего на должность.

Что делать нужно:
  • Выбирать цветную фотографию хорошего качества на нейтральном светлом фоне.
  • Отдать предпочтение фото в деловой одежде с умеренным макияжем. Минимум аксессуаров для женщин и аккуратная стрижка для мужчин.
  • Если обстановка позволяет, можно сделать фото на вашем нынешнем рабочем месте.
Чего делать не нужно:
  • Отправлять групповое фото.
  • Отправлять фото с отдыха, в купальнике, или дома на фоне ковра.
  • Отправлять фото, на котором лицо закрывают очки или шляпка.
  • Игнорировать этот пункт. Многие рекрутеры просто не станут рассматривать резюме без фотографии.
Пример фото для резюме

Пример фото в резюме для мужчины

Пример фото в резюме для женщины

2. Проживание

Как выглядит пункт ПРОЖИВАНИЕ в резюме

3. Контакты

Крайне важный пункт, потому отнеситесь к его заполнению внимательно.

Что делать нужно:
  • Указать несколько способов с вами связаться (контактные телефоны, электронная почта).
  • Убедиться в работоспособности указываемых контактов.
Чего делать не нужно:
  • Указывать в качестве контакта нерабочий телефон или просто отключать его после отправки резюме. Достаточно пропустить один звонок от рекрутера, и на собеседование пригласят уже не вас, а создание резюме, даже очень качественного, окажется напрасной работой.
  • Указывать в качестве контакта электронную почту с игривым названием. Если у вас еще нет именной электронной почты, обязательно обзаведитесь ею на стадии поиска работы. Игривые е-мэйлы – верх непрофессионализма и могут стать причиной отказа вам как соискателю.

Как выглядит пункт КОНТАКТЫ в резюме

4. Желаемая должность

Казалось бы, тут все понятно: указываем должность, на которую претендуем. И все же и в этом пункте часто допускают ошибки.

Что делать нужно:
  • Четко обозначить, на какую должность вы претендуете.
Чего делать не нужно:
  • Перечислять все свободные должности компании, утверждая, что справитесь с любой из них. Вы, конечно, вполне можете быть таким человеком-оркестром, и все же цель у вас должна быть одна. Иначе у рекрутера может сложиться впечатление, что вам все равно, кем работать – а это уже легкомысленное отношение к выбранной должности.
  • Оставлять этот пункт без внимания. Рекрутер должен сразу понимать, резюме на какую должность он читает. Вчитываться в ваш опыт работы и навыки, пытаясь догадаться, на какой должности вы хотите этот опыт и умения применить, никто не станет.

Как выглядит пункт ЖЕЛАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ в резюме

5. Желаемый уровень дохода

Пункт, который часто становится камнем преткновения в написании резюме.

Что делать нужно:
  • Указать, какую оплату вы хотели бы получать на руки после налогообложения.
Чего делать не нужно:

Как выглядит пункт ЖЕЛАЕМЫЙ УРОВЕНЬ ДОХОДА в резюме

6. Ключевые навыки

Один из главных пунктов.

Что делать нужно:
  • Выбрать 5-7 ваших навыков, оптимально подходящих для выбранной должности. Это могут быть экспертные знания, важные для отрасли, в которой вы хотите работать, умение работать со специальными программами или техникой, необходимой на вашей будущей должности, или навыки управления коллективом, если вы претендуете на должность руководителя.
Чего делать не нужно:

Как выглядит пункт КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ в резюме

7. Достижения

Тут вы описываете все, чего добились благодаря описанным в шестом пункте навыкам.

Что делать нужно:
  • Указать в виде списка до пяти ваших ключевых достижений.
  • Обязательно выделить этот пункт.
  • Использовать в описании достижений больше цифр: количество приведенных клиентов, проценты, на которые возросли продажи и т.д.
  • Завоевывали за время работы профессиональные награды? Обязательно укажите в этом пункте.
  • Если вы претендуете на должность руководителя, обязательно укажите и достижения своей команды. Это характеризует вас как успешного лидера.
Чего делать не нужно:
  • Указывать достижения, не имеющие ничего общего с должностью, на которую вы претендуете.
  • Приписывать себе чужие достижения: вы должны суметь подтвердить все, что указываете в этом пункте резюме.

Как выглядит пункт ДОСТИЖЕНИЯ в резюме

8. Опыт работы

Тут указываем свой карьерный путь за последние 10 лет (3 последних места работы).

Что делать нужно:
  • Указать в обратном хронологическом порядке 3 предыдущих рабочих места (или все места работы за последние 10 лет).
  • Правильный формат этого пункта:
    • месяц и год начала работы – месяц и год окончания – должность с указанием занятости
    • название компании (полностью) и ее форма собственности с указанием ссылки на сайт компании и города ее расположения
    • сфера деятельности компании
    • должностные обязанности (кратко, 5-7 основных)
    Чего делать не нужно:

    Как выглядит пункт ОПЫТ РАБОТЫ в резюме

    9. Образование

    Что делать нужно:
    • Указать в обратном хронологическом порядке основное и дополнительное (если таковое имеется) высшее и/или среднее специальное образование.
    • Правильный формат для этого пункта: год окончания образования – название учебного заведения – факультет – специальность – квалификация.
    • При необходимости можно указать дополнительное образование (курсы, семинары и т.д.) в формате: год прохождения – название учебного учреждения – название курса.
    Чего делать не нужно:
    • Указывать учебные заведения в качестве аббревиатуры. Рекрутер не обязан знать поименно все вузы страны, но должен сразу понять, где именно вы учились.
    • Перечислять все пройденные за жизнь курсы и семинары, если они не имеют отношения к должности, на которую вы претендуете.
    • Наоборот, умалчивать о семинарах или тренингах, повлиявших на ваши профессиональные качества.
    • Особую ценность имеет обучение, пройденное за последние 5-10 лет.

    Как выглядит пункт ОБРАЗОВАНИЕ в резюме

    10. Дополнительная информация

    Как правило, этот пункт отводят для навыков, которые не вошли в шестой пункт.

    Что делать нужно:
    • Указать уровень владения иностранными языками в соответствии с европейской классификацией (Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced, Fluent для английского языка).
    • Указать уровень владения компьютером (Пользователь, Уверенный пользователь, Продвинутый пользователь, Программист). Можно также указать программы, которыми вы владеете.
    Чего делать не нужно:
    • Воспринимать этот пункт как место для своей полной биографии. Достаточно будет описать указанные выше навыки. Более детальную информацию лучше оставить для собеседования.

    Как выглядит пункт ОБРАЗОВАНИЕ в резюме

    11. Рекомендации

    Как выглядит пункт РЕКОМЕНДАЦИИ в резюме

    Особенности резюме на английском языке (CV)

    Как составить резюме, ориентированное на западный рынок? Структура и требования к оформлению англоязычного и русскоязычного резюме очень близки, но западные критерии правильного резюме несколько отличаются от российских. Поэтому для создания резюме на английском языке вам понадобятся соответствующие советы и примеры.

    Помните: недостаточно просто сделать перевод с русского языка: при написании англоязычного резюме необходимо учитывать все нюансы оформления. Для тех, кто собирается искать работу за границей или претендует на должность в международной компании, мы предлагаем бланк резюме на английском языке и образец его заполнения, написанные высококвалифицированными специалистами.

    Шаблон резюме на английском языке

    Пример профессионального резюме для устройства на работу на английском языке

    Бланк резюме на английском языке

    Бланк резюме на английском языке для устройства на работу

    Как создать резюме в Word

    Когда вы нашли подходящий под вашу должность шаблон резюме, откройте его, удалите использованный по умолчанию текст и замените его информацией о себе. Закончив заполнение, внимательно перечитайте документ и сохраните его (Файл > Сохранить как).

    Как уже писали выше, название файла с резюме должно быть понятным и информативным. В нем обязательно должны быть ваши ФИО и должность, на которую вы претендуете. Чтобы работодатель смог без лишних трудностей открыть ваше резюме, сохраняйте файл в формате DOC или PDF.

    Вы также можете создать собственный шаблон документа, чтобы в дальнейшем процесс создания резюме в Word был проще. Чтобы сохранить файл как шаблон, при сохранении измените тип файла с Документ Word на Шаблон Word(Файл > Сохранить как > Компьютер > Тип файла).

    Заключение

    Помимо резюме, рекомендуем также составить хорошее сопроводительное письмо к резюме.

    Надеемся, что благодаря нашим рекомендациям, вас обязательно пригласят на собеседование.

    Собеседование — это следующий этап в поиске работы и мы предлагаем ознакомиться с подробным материалом о том, как пройти собеседование.

    Просто и понятно о том, как составить резюме, которое привлечёт работодателей - самая полная инструкция.

    Составить хорошее резюме с первого раза сложно, но мы знаем как.

    1605a81ec6.jpg

    Должность

    Или название резюме. Здесь нужно написать самое распространённое название желаемой должности. Например: менеджер по продажам, водитель, учитель английского языка, PHP-программист.

    В названии резюме не нужно указывать специфику и уровень владения профессией. Например: менеджер по продажам стройматериалов, начинающий Java-программист, бухгалтер на удаленную работу.

    В графе “Должность” нельзя указывать несколько профессий сразу. Например: Водитель\ Плиточник\ Логист.

    Если вы планируете искать работу по разным специальностям - для каждой придётся составить отдельное резюме с соответствующими названием и навыками.

    Образование

    В резюме лучше указывать только профильное профессиональное образование - вузы и сузы, сертификаты и курсы, которые напрямую относятся к работе.

    Данные о среднем образовании, музыкальной школе и прочем указывать не обязательно - это бесполезная для работодателя и утяжеляющая резюме информация.

    Важно помнить - перечисляя предыдущие места работы, рассказывайте только о релевантном опыте.

    Например, при поиске работы журналистом: можно - писать об опыте в газетах, журналах, о копирайтинге на удалёнке, опыте работы pr- и smm-специалистом, и другой деятельности в близких сферах. Нельзя - упоминать об опыте работы администратором фитнес центра, продавцом-консультантом парфюмерии и другом трудовом стаже, не связанном с массмедиа.

    Распространённая ошибка резюме - переписывать весь трудовой опыт из трудовой книжки, начиная с летней подработки курьером в 18 лет.

    Работодателю интересно знать о схожем опыте работы и чем занимался кандидат последние 3 года - это главное.

    Навыки

    Не пишите про коммуникабельность и исполнительность. Ответственные и пунктуальные кандидаты откровенно надоели hr-специалистам и не запоминаются.

    Просто перечислите полезные профессиональные навыки в рамках резюме. Владение программами, методиками, профессиональные компетенции и знания.

    Например: свободный английский язык, управление командой, HTML, JavaScript, PHP5, CSS, Yii, Atlassian Jira, MySQL - набор навыков разработчика.

    Не забывайте, в резюме нельзя указывать ложную информацию. Обман обязательно раскроется и нанесёт серьёзный репутационный удар.

    О себе

    В резюме для поиска работы не нужно писать о хобби и подробно расписывать автобиографию.

    Рассказ о себе не должен превышать 10-15 предложений и содержать нужную работодателю информацию: профессиональный уровень, количество успешно реализованных проектов, общая сумма закрытых сделок, профессиональные награды, рейтинги и достижения.

    Также можно дополнить информацию о пройденных курсах, рассказать подробнее о редких и полезных проф-навыках.

    Зарплата

    Кроме основной информации в резюме необходимо указать сумму желаемой зарплаты. С этим много проблем - не хочется выставлять маленькую планку, но и не завышать зарплатные ожидания.

    Чтобы адекватно оценить стоимость на рынке труда, придётся провести небольшое исследование: изучить статистику зарплат коллег как в среднем по России, так и в отдельном городе, понять свою практическую ценность и уровень навыков.

    Единственный способ увеличить или удержать собственную ценность как специалиста - постоянно учиться.

    Фотография

    Фотография нужна. Мы давно поняли, что резюме с фотографиями нравятся больше и хорошо запоминаются. Для этого случая подойдёт портретное фото.

    Фотографии из отпусков, рыбалки и модельные снимки в осенней листве оставьте для личного архива.

    Оформление

    Не забудьте о структуре. В среднем hr тратит 5-10 секунд на знакомство с анкетой кандидата. За это время специалист пробегает глазами по основным пунктам и делает выводы.

    Красивая структура и подзаголовки помогут выделить основное и не позволят рекрутеру упустить важную информацию.

    Язык резюме должен быть деловым и достаточно простым - без узкоспециализированной терминологии и профессионального жаргона.

    Как составить резюме

    Как только вы научитесь составлять правильное резюме, работа мечты не заставит себя долго ждать. В этой статье вы узнаете, как написать профессиональное резюме быстро и качественно.

    Важно понимать, что резюме — это не только:

    • перечень предыдущих мест работы;
    • список навыков и умений;
    • 100% гарантия получения желаемой должности.

    Резюме — это реклама, и продуктом в данном случае является вы. Ваша цель — убедить менеджера по персоналу/начальника купить продукт, то есть пригласить вас на собеседование.

    Для того чтобы выделиться из толпы, вам необходимо предоставить в резюме такую информацию, которая поможет максимально быстро привлечь внимание менеджера по персоналу и при этом раскроет ваши способности, навыки и умения на 100%.

    Далее в статье вы найдете подробную пошаговую инструкцию по составлению правильного резюме.

    Что такое резюме

    Как написать резюме: 10 шагов

    Следующие шаги помогут вам составить резюме, которое будет соответствовать вашим целям и которое обязательно поможет вам в получении желаемой должности.

    ШАГ 1. Выберите нужный формат резюме

    Выделяют 3 формата составления резюме: обратный хронологический, функциональный и комбинированный.

    Обратный хронологический формат резюме

    Обратный хронологический формат считается традиционным способом составления резюме. Данный формат встречается чаще других, потому что является гибким и универсальным — подходит для любой профессии и опыта работы.

    Образец резюме, составленного в обратном хронологическом формате:

    Обратный хронологический формат резюме включает следующие блоки:

    2. Краткая информация о себе, желаемой должности и своей специализации. Например:

    3. Опыт работы в обратном хронологическом порядке, то есть начиная с последнего или текущего места работы:

    4. Краткое описание своих навыков, личных качеств:

    5. Описание полученного образования: дипломы, сертификаты и т.д.

    6. Достижения и рекомендации.

    Используйте данный формат резюме, если хотите:

    • продемонстрировать свой карьерный рост;
    • устроиться на работу в аналогичной сфере.

    Не используйте формат резюме в обратном хронологическом порядке, если:

    • меняете место работы каждые несколько месяцев;
    • долгое время были без работы;
    • хотите поменять область профессиональной деятельности.

    Функциональный формат резюме

    Если в хронологическом формате резюме внимание акцентируется на карьерных достижениях и карьерном росте, то в функциональном — основной упор на квалификацию, навыки и умения работника.

    В данном формате присутствуют практически такие же блоки, что и в хронологическом, но с некоторыми изменениями:

    1. Контактная информация.
    2. Информация о специализации и квалификации. Этот блок в функциональном формате более подробный, в нем необходимо расписать все свои сильные стороны.
    3. Опыт работы. В данном формате блок об опыте работы занимает значительно меньше места. Не указывается продолжительность работы, это позволяет преуменьшить значение опыта работы.
    4. Описание навыков и личных качеств. Этот блок необходимо расписать подробно, наравне с блоком о квалификации.
    5. Информация об образовании, о прохождении всевозможных курсов, о полученных дипломах и сертификатах.
    6. Достижения и награды, связанные с профессиональной деятельностью.

    Пример резюме, составленного в функциональном формате:

    Используйте функциональный формат для составления резюме, если:

    • длительное время не работали (есть пробелы в трудовом стаже);
    • нет опыта работы;
    • хотите сменить область и направление профессиональной деятельности;
    • желаете сделать упор на свои навыки и достижения.

    Не используйте данный формат, если:

    • если хотите сделать упор на достижения в карьере и показать свой карьерный рост;
    • недостаточно навыков и умений.

    Комбинированный формат составления резюме

    Как вы уже успели догадаться, комбинированный формат резюме включает в себя элементы и функционального, и хронологического форматов.

    Как и в функциональном формате, в комбинированном внимание акцентируется на квалификации работника, в то же время основная часть резюме — это блок с описанием опыта работы в обратном хронологическом порядке.

    Комбинированный формат включает следующие блоки:

    1. Контактная информация.
    2. Профессиональный профиль — сведения о квалификации и навыках.
    3. Опыт работы — более конкретизирован, чем в функциональном формате.
    4. Навыки и достижения (еще один дополнительный блок о навыках, связанных с профессиональной деятельностью).
    5. Образование.

    Используйте комбинированный формат при составлении резюме, если:

    • вы мастер своего дела (кандидат наук, ученый, профессор, врач и т.д.) и хотите сделать упор на свои профессиональные навыки и умения;
    • хотите сменить область профессиональной деятельности;

    Не используйте данный формат, если:

    • не хватает опыта;
    • недостаточно умений и навыков.

    После того, как вы определились с форматом резюме, пора приступать к работе, и первый раздел, который вы должны заполнить — контактная информация:

    Примеры оформления блока с контактной информацией:

    ШАГ 3. Введение/личные данные/о себе

    Цель введения — привлечь внимание работодателя.

    Помните, указывать нужно только тот опыт работы, который имеет непосредственное отношение к должности, на которую вы претендуете.

    В обратном хронологическом порядке, то есть начиная с последнего места работы, напишите название компании, в которой работали, должность, период работы (месяц и год). Если на данный момент времени вы работаете, тогда укажите дату начала работы — настоящее время (например, июль 2018 — настоящее время).

    Под каждым местом работы распишите свои обязанности и достижения (3-5 пункта):

    Адаптируйте свой опыт работы к тем требованиям, которые выдвигает потенциальный работодатель: например, одним из требованием к кандидату на должность указано профессиональное владение английским языком, тогда вам следует акцентировать внимание работодателя на этом моменте и написать, что вы успешно вели переговоры с англоязычными клиентами (конечно, указывайте только правдивые сведения).

    Включите в блок об образовании следующую информацию:

    1. Название университета, института, техникума, колледжа.
    2. Местоположение учебного заведения (г. Одесса, Украина).
    3. Годы обучения или только год выпуска.
    4. Ученая степень (бакалавр, специалист, магистр, кандидат наук и др.).
    5. Средний балл (опционально).

    Профессиональные навыки — это знания и умения, необходимые работнику для выполнения должностных обязанностей.

    Существует 2 типа навыков. К первому типу относятся навыки, которые поддаются качественной и количественной оценке:

    • знание иностранных языков;
    • знание языков программирования;
    • навыки обработки данных;
    • навыки ведения бухгалтерского и налогового учета;
    • навыки создания и ведения клиентской базы;
    • навыки проведения анализа продаж, анализа экономических показателей; анализа конкурентов;
    • навыки ведения переговоров;
    • навыки проведения ценообразования;
    • навыки работы с различными программами (например, 1С);
    • навыки работы с оргтехникой;
    • и др.

    Ко второму типу профессиональных навыков относятся те, которые так или иначе связаны с вашим темпераментом, чертами характера и способностями:

    • исполнительность;
    • инициативность;
    • дисциплинированность;
    • аккуратность;
    • аналитическое мышление;
    • коммуникабельность;
    • ответственность;
    • порядочность;
    • креативность;
    • организованность;
    • пунктуальность;
    • целеустремленность;
    • способность к обучению;
    • стрессоустойчивость;
    • стремление развиваться;
    • умение работать в команде;
    • и др.

    В хорошем резюме 2 типа навыков должны находиться в балансе: дополнять и усиливать друг друга.

    ШАГ 7. Достижения, награды, сертификаты, лицензии, публикации

    На данном этапе все ключевые блоки вашего резюме готовы. Но почему бы не включить в него еще один интересный блок и не рассказать о своих достижениях и наградах. Вдруг именно эта часть резюме привлечет внимание работодателя.

    Сертификаты и лицензии следует добавить в резюме в том случае, если это соответствует вашей профессии, например, данный блок актуален для медицинских работников, массажистов, электриков, водителей и др.

    Публикации будут актуальны для творческих, гуманитарных профессий, для деятелей науки.

    Достижения и награды подчеркивают ваши способности и выделяют вас среди конкурентов:

    ШАГ 8. Как написать резюме: оформление

    Для составления резюме рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор с множеством уже готовых шаблонов (в том числе, бесплатных).

    Стандартный объем резюме — один лист формата А4.
    Бывают исключения, когда в связи со специфической квалификацией и специализацией, в резюме необходимо включить больше информации, тогда приходится добавлять дополнительный лист.

    Шрифт. Используйте стандартные шрифты, удобные и привычные для прочтения (Times New Roman, Arial, Georgia, Helvetica, Bookman Old Style, Tahoma, Century Gothic, Calibri).

    Разделительные линии. Такие линии позволяют визуально разделить текстовую массу на отдельные блоки, это способствует лучшему сканированию и восприятию информации:

    ШАГ 9. Сопроводительное письмо к резюме

    Приложите к резюме сопроводительное письмо. Желательно, чтобы оба документа были оформлены в одном стиле.

    ШАГ 10. Заключительные штрихи

    Профессиональное резюме полностью готово. Обязательно проверьте документ на наличие ошибок. Прочтите резюме несколько раз, желательно сделайте это и сегодня, и завтра: есть шанс, что на свежую голову вы найдете в своем резюме какие-то недочеты или ошибки.

    Сохраните резюме в нескольких форматах, например, как документ Microsoft Word и в PDF формате.

    В статье представлены примеры резюме с Canva. Очень удобная программа с множеством бесплатных шаблонов резюме на любой вкус и цвет.

    P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо! Хорошего дня!

    Last updated on 02.10.2021

    Post navigation

    Previous Post

    Как написать синопсис фильма, книги или сценария: план, советы и пример синопсиса

    Next Post

    Как написать мотивационное письмо для учебы: в магистратуру, аспирантуру, учебы за границей (пример)

    Читайте также: