На кого рекомендуется возлагать функции лица ответственного за осуществление

Обновлено: 14.05.2024

  • организация, эксплуатирующая ОПО, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
  • руководитель организации, эксплуатирующей ОПО;
  • специально назначенные лица, на которых возложены такие обязанности.

Кто назначается ответственным за производственный контроль

За организацию производственного контроля отвечает лично генеральный директор (директор) компании или его заместители, назначенные специальным приказом.

Обязанности по осуществлению производственного контроля можно возлагать (п. 8 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263):

1) На одного из заместителей руководителя – если численность работников на ОПО меньше 150 человек.

  • административные и инженерно-технические специалисты (главный инженер, инженер, главный энергетик, энергетик, главный механик – в зависимости от типа ОПО);
  • специалисты по охране труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности (если такая должность есть в штатном расписании);
  • руководители отделов, департаментов, служб, которые непосредственно связаны с ОПО и т.д.
  • иметь высшее техническое образование по профилю производственного объекта;
  • иметь стаж работы не менее 3 лет на аналогичном ОПО;
  • не реже 1 раза в 5 лет получать дополнительное профобразование и проходить аттестацию по промышленной безопасности.

Как назначить ответственных за производственный контроль

Ответственных за производственный контроль назначают приказом по эксплуатирующей организации.


Такие работники должны:

1) Состоять в штате организации.

Обязанности ответственных за ПК

  • в положении о производственном контроле (ППК), которое утверждает руководитель эксплуатирующей организации;
  • в должностной инструкции;
  • в договоре (контракте), который заключают с этим работником.

2) Разрабатывать план по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.

3) Проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах.

4) Ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности (на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда).

5) Организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА) на ОПО I, II или III классов опасности.

6) Организовывать своевременное проведение экспертизы промышленной безопасности.

7) Участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев.

8) Проводить анализ причин аварий и инцидентов на ОПО и хранить документацию по их учету.

9) Организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности.

10) Участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования.

11) Сообщать работникам ОПО об изменении требований промышленной безопасности, выходе новых нормативных актов (в том числе обеспечивать работников такими документами).

  • о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
  • об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
  • о приостановлении работ на ОПО в случае нарушения требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников;
  • о приостановлении работ на ОПО, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде;
  • об отстранении от работы лиц, у которых нет соответствующей квалификации и которые своевременно не прошли подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;
  • о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности.

Права ответственных за ПК

  • в ППК;
  • в должностной инструкции;
  • в трудовом договоре (контракте).
  • свободно проходить на ОПО в любое время суток;
  • изучать документы, необходимые для оценки состояния промышленной безопасности в организации;
  • участвовать в разработке декларации промышленной безопасности;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
  • вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, которые принимают участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности.

Положение о производственном контроле со скидкой -24%

Практические задачи ответственных за ПК

Помимо исполнения основных должностных обязанностей, ответственный за осуществление ПК должен решать следующие практические задачи:

  • следить за выполнением лицензионных требований при эксплуатации ОПО;
  • следить за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО;
  • контролировать ремонт технических устройств на ОПО;
  • следить за устранением причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;
  • следить за своевременным проведением испытаний и технических освидетельствований технических устройств на ОПО, за ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
  • следить за наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств на ОПО (сертификаты соответствия, декларации, экспертизы);
  • следить за выполнением предписаний Ростехнадзора и активно участвовать в устранении нарушений, которые лежат в сфере его компетенции и должностных обязанностей.
  • проверять готовность оборудования к пуску в работу (к началу эксплуатации);
  • проводить (участвовать в проведении) техническое освидетельствование оборудования;
  • регулярно осматривать оборудование и проверять, соблюдаются ли установленные режимы при его эксплуатации;
  • вести учет оборудования, учет его освидетельствований (испытаний, обследований, экспертиз) в бумажном и/или электронном виде;
  • выдавать техническому персоналу ОПО предписания по устранению нарушений промышленной безопасности (если выявил таковые при внутренней проверке), контролировать обязательное выполнение этих предписаний;
  • проверять правильность ведения и хранения технической документации при эксплуатации и ремонте оборудования.
  • следить, чтобы соблюдался установленный порядок допуска рабочих к эксплуатации ОПО;
  • проверять выдачу рабочим производственных инструкций;
  • требовать отстранения от работы и проведения внеочередной проверки знаний для работников, нарушающих требования промышленной безопасности;
  • следить за проведением противоаварийных тренировок персонала и т.д.

5) Не реже 1 раза в квартал подавать сведения (отчет) об инцидентах, происшедших на ОПО (если инциденты были).

6) Присутствовать при плановых и внеплановых проверках Ростехнадзора, представлять документы и давать разъяснения.

Санкции для ответственных за производственный контроль

Работники, ответственные за ПК, могут быть наказаны как должностные лица по итогам проверки Ростехнадзора (если есть нарушения промышленной безопасности).

Штрафы накладывают согласно КоАП РФ:

Статья КоАП РФ Административная ответственность (должностные лица)
часть 1 статьи 9.1 – Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО административный штраф от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года
часть 2 статьи 9.1 – Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до полутора лет
часть 3 статьи 9.1 – Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО административный штраф от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
статья 9.19 – Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте 1 административный штраф от 15 000 до 20 000 рублей
статья 19.7 – Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор)…, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление … таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде 2 административный штраф от 300 до 500 рублей
часть 11 статьи 19.5 – Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности ГТС, государственный горный надзор 3 административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

1 штраф по статье 9.19 могут наложить вместе с наказанием по статье 9.1; то есть в рамках одной проверки ответственных могут оштрафовать дважды.

2 по статье 19.7 могут наказать за непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля (отчета о производственном контроле) и/или квартального отчета об инцидентах, происшедших на ОПО (если не квалифицировано по части 1 статьи 9.1).

3 речь идет о невыполнении в установленный срок или ненадлежащем выполнении предписания Ростехнадзора, выданного по результатам плановой или внеплановой проверки (штраф накладывают независимо от наказаний по статье 9.1).

В рабочей среде постоянно разделяют обязанности и ответственность. Требования к работе секретарей в целом сформированы давно, но они имеют свои особенности, которые связаны с тесным взаимодействием с подразделениями. Исполнители пишут письма, выполняют поручения и обеспечивают текущее хранение документов. А кто виноват, если письмо написано плохо, поручение просрочено, а оригинал документа утерян? Расскажем, на какие из этих вопросов есть ответы в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, а о каких аспектах придется подумать самостоятельно.

Почему важно распределить ответственность?

Часто сотрудники подразделений пытаются оправдать собственные недоработки и переложить ответственность за те или иные нарушения на плечи секретаря (Схема 1).

Фразы, которые используют работники, чтобы переложить ответственность за нарушения на секретаря

  • не знает, как должен быть организован тот или иной процесс и за что он должен отвечать;
  • выполняет слишком много обязанностей, чтобы повысить свою ценность.

Стандарты для управления документами

Вопросу управления документами посвящены следующие стандарты:

В ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 распределению ответственности между работниками уделено особое внимание. Так, установлено, что ответственность должна быть определена для:

  • всех участников процесса создания документов;
  • лиц, участвующих в управлении документами;
  • всех пользователей документных систем.

Согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 ответственность распространяется на всех сотрудников, которые создают и используют документы, и должна быть определена, установлена и доведена до их сведения (Таблица 1).

Распределение ответственности между сотрудниками по ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 в организации необходимо закрепить ответственность в ряде документов (Схема 2).

Где закрепить ответственность, связанную с документами?

Для эффективного управления документами следует распределить ответственность между работниками. ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 регламентирует реализацию системы управления документами (далее – СУД), которая связывает управление документами с успешной деятельностью организации и подотчетностью путем создания структуры, включающей политику, цели и руководства для документов. Положения этого стандарта используют те организации, которые приняли решение о разработке и внедрении СУД.

Нормативные и методические документы по делопроизводству об ответственности

Основным нормативным актом организации, регламентирующим вопросы работы с документами, является инструкция по делопроизводству. При ее составлении мы традиционно рекомендуем организациям всех форм собственности ориентироваться на положения трех документов:

1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления[1] (далее – Правила делопроизводства).

2. Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления[2] (далее – МР по разработке ИД).

3. Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях[3] (далее – Примерная инструкция по делопроизводству).

Распределение ответственности в соответствии с нормативными и методическими документами по делопроизводству в России

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения (фрагмент)

Чтобы задача по обеспечению согласованности положений организационных и нормативных документов была успешно реализована, целесообразно разработать и закрепить единые формулировки для их включения в проекты должностных инструкций. Сделать это можно в нормативном документе, устанавливающем требования к структуре и тексту должностных инструкций в организации (если он есть), или же разместить информацию в общем доступе на корпоративном портале. Контроль за включением тех или иных обязательных положений в должностную инструкцию осуществляется в ходе согласования ее проекта. Делать это может как специалист по управлению документацией (начальник службы делопроизводства), так и работник, координирующий деятельность по разработке должностных инструкций в организации (например, начальник отдела кадров).

Ответственных за делопроизводство в подразделениях, как правило, назначают персонально (пофамильно) приказом руководителя, при этом их должностные инструкции (с соблюдением норм трудового права) включают обязанность по ведению делопроизводства в структурных подразделениях. Обычно детализация этой задачи в должностной инструкции не предусматривается. Перечень операций, вменяемых ответственному за делопроизводство в подразделении, удобно оформить отдельным пунктом приказа.

Распределение ответственности за работу на разных этапах жизненного цикла документа

В организации, которая провела глобальное распределение ответственности, служба делопроизводства (или секретарь) обеспечивает методическое руководство и контроль соблюдения порядка работы с документами. А пишут письма и выполняют поручения исполнители – сотрудники структурных подразделений. И кто же виноват, если документ содержит ошибки, а поручение не исполнено вовремя?

На практике вопрос разграничения обязанностей и ответственности приобретает особую остроту именно тогда, когда речь заходит о конкретных действиях тех или иных сотрудников на разных этапах работы с документами. Разберем два направления работы, по которым чаще всего возникают споры между секретарем и исполнителями: создание документов (документирование) и исполнение документов (поручений).

Создание документов (документирование)

Критериями для оценки эффективности процесса работы над проектом документа (документирования) можно считать:

  • качество документа – документ прошел оценку (согласование) всеми заинтересованными сторонами; текст и композиция соответствуют нормам официально-делового стиля и требованиям к конкретному виду документа;
  • своевременность выполнения операций – соблюдены сроки, установленные для каждого этапа работы: создания, согласования, подписания, регистрации, рассылки документа.

Различные упущения в ходе работы над проектом документа могут повлечь за собой неприятности. Например:

  • документ оформлен с нарушениями и не принят к регистрации организацией-адресатом, в результате чего руководителю придется подписать его повторно;
  • в документе обнаружены ошибки (от грамматических до фактических), что нанесло ущерб репутации компании и ее первого лица;
  • между подписанием документа и его регистрацией или отправкой прошло длительное время (руководитель думал, что письмо отправлено, но выяснилось, что нет, и началось внутреннее разбирательство) и т.д.

Действующие нормативные акты по делопроизводству возлагают максимальную ответственность за качество документа на исполнителя (Таблица 3).

Распределение ответственности между работниками организации при создании документов

В зависимости от специфики организации, особенностей и формы организации делопроизводства в локальной инструкции по делопроизводству предусматривают дополнительные положения по разграничению обязанностей и ответственности. Так, документ может содержать требования, связанные с особенностями взаимодействия между секретарем и исполнителями на этапах регистрации документа и подготовки к отправке (например, требование заполнять поля регистрационной карточки документа в системе электронного документооборота на разных этапах работы). Учтите следующие советы:

1. В п. 4.4 Примерной инструкции по делопроизводству определен перечень подразделений и лиц, с которыми необходимо согласовывать проекты документов. В их числе – служба делопроизводства. И если, например, для юридической службы очерчен круг рассматриваемых документов (проекты ЛНА, проекты приказов), то согласно этому нормативному документу служба делопроизводства должна согласовывать все документы организации. По крайней мере те, требования к которым регламентированы в третьем разделе Примерной инструкции по делопроизводству. Одновременно с этим лишь для одной группы документов (а именно для распорядительных документов) оговорен обязательный контроль за правильностью оформления со стороны службы делопроизводства (см. п. 3.17 Примерной инструкции по делопроизводству). Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству однозначно определить, какие виды документов согласовывает служба делопроизводства (секретарь) и что является предметом согласования.

2. Действующие нормативные акты по делопроизводству содержат требования к срокам выполнения тех или иных процедур. Так, например, согласно п. 5.36 Примерной инструкции по делопроизводству регистрация исходящих документов осуществляется в день их подписания или, в некоторых случаях, на следующий рабочий день. За регистрацию документов, как известно, отвечает служба делопроизводства или секретарь. Одновременно с этим в п. 7.11 Примерной инструкции по делопроизводству указано, что после подписания документа исполнитель передает его на регистрацию в порядке, установленном в локальной инструкции по делопроизводству. Кто будет виноват в срыве сроков и как обосновать это, если исполнитель забудет о подписанном документе на несколько дней? Рекомендуем обращать особое внимание на нюансы при разработке локальной инструкции по делопроизводству, продумать и описать единый порядок работы на тех этапах, которые в Примерной инструкции по делопроизводству не освящены и зависят от специфики организации. Как организован процесс передачи документов на подпись руководителю? Что происходит с документами после подписания? Как организовано взаимодействие исполнителя и службы делопроизводства (секретаря) на этом этапе? Ответы на эти вопросы желательно закрепить документально.

3. В соответствии со своими трудовыми обязанностями секретарь руководителя обеспечивает организацию работы с документами в приемной руководителя. Это, как правило, установлено в его должностной инструкции. А вот в действующих нормативных актах, устанавливающих требования к инструкциям по делопроизводству, о работе приемной как таковой не сказано. Рекомендуем подумать о регламентации работы приемной при регламентации делопроизводства вашей организации.

Исполнение документов (поручений)

Распределение ответственности между работниками организации при исполнении документов

Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству в разделе, посвященном организации контроля исполнения, предусмотреть следующие нюансы:

1. В соответствии с п. 6.8 Примерной инструкции по делопроизводству служба делопроизводства осуществляет проверку своевременности доведения документов, подлежащих исполнению, до работников. Однако практика показывает, что неправильно концентрировать всю ответственность в одном месте. В ЛНА целесообразно установить обязанность работников по регулярной проверке новых задач в СЭД, электронной почты, забору документов на бумажном носителе из ячеек структурных подразделений.

2. С учетом специфики компании и ее документооборота (традиционный или электронный) следует тщательно описать работу службы делопроизводства (или секретаря) по предварительной проверке и регулированию хода исполнения документов (поручений), чтобы все действующие лица понимали допустимую степень вмешательства контролера, а ответственность за неисполнение не перекладывалась на его плечи из-за отсутствия конкретики во внутренних нормативных актах. Это касается и взаимодействия службы делопроизводства (или секретаря) с руководителем: подумайте о том, какая информация и в какие сроки необходима руководителю для осуществления контроля по существу рассматриваемых вопросов и своевременного вмешательства.

Резюме

3. Процессы работы с документами следует тщательно проработать и описать в инструкции по делопроизводству, определив для каждой операции ответственных лиц и сроки выполнения поручений. При этом рекомендуем ориентироваться на действующие в Российской Федерации нормативные и методические документы по делопроизводству – в них содержатся ответы на многие вопросы и на них удобно ссылаться. Однако помните, что некоторые этапы работы в них не детализированы: определите и опишите их с учетом специфики вашей организации.

на кого возлагается общее руководство организацией и осуществлением производственного контроля

Ответственность за своевременность организации производственного контроля — это обязанность по проверке соблюдения санитарно-гигиенических нормативов, а также норм безопасности на предприятии. Этими функциями наделяют сотрудника, обладающего подходящей квалификацией.

Как осуществляется производственный контроль

Компании, действующие на территории Российской Федерации, обязаны следить за качеством выпускаемой продукции, чтобы не допустить причинения вреда здоровью потребителей в результате ее использования или других возможных негативных последствий. Организация и осуществление производственного контроля на предприятии требуется для мониторинга качества продукции и технических условий ее производства в соответствии с действующим законодательством.

Чаще всего осуществление производственного контроля предполагает проверку соблюдения эпидемиологических и профилактических требований в ходе изготовления продукции. В соответствии со статьей 32 федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ такой контроль должны проводить все компании, занимающиеся производством продукции или оказанием услуг.

Производственный контроль осуществляется по продуманной схеме, учитывающей особенности технического процесса.

организация и осуществление производственного контроля на предприятии

Лицом, ответственным за проведение ПК, назначается конкретный сотрудник, отвечающий установленным требованиям к уровню квалификации. Порядок организации ПК определяется приказом руководителя предприятия, который указывает, на кого возлагается общее руководство организацией и осуществлением производственного контроля в компании. Кроме этого, права и обязанности тех, кто несет ответственность за ПК, должны закрепляться в Положении о производственном контроле. Также данная информация должна присутствовать в должностных инструкциях и договорах с сотрудниками, которые ответственны за эту задачу.

Программа ПК

Типовая программа ПК, которая подойдет большинству учреждений, включает в себя следующие разделы:

  • издание санитарных правил, методик и методов осуществления контроля основных параметров технологической среды;
  • проведение лабораторных испытаний в целях осуществления такого контроля. Соответствующие проверки по соблюдению установленных требований организуются в отношении всех составляющих производственного процесса, включая сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию и отходы производства, и самой технологии. Кроме того, контролю подвергается воздух на границе защитной зоны с целью обнаружения возможного негативного влияния его характеристик на работников компании, людей, живущих поблизости от объекта, и состояния окружающей среды;
  • проведение регулярных медицинских освидетельствований для выявления состояния здоровья особых категорий ответственных работников. Освидетельствования проводятся для сотрудников, которые занимаются педагогической деятельностью и непосредственно контактируют с детьми, задействованы в производстве продуктов питания или предоставлении коммунальных и бытовых услуг;
  • организация контроля за наличием обязательной документации для различных составляющих технологического процесса, включая санитарно-эпидемиологические заключения, санпаспорта, личные медицинские книжки работников и другие документы, подтверждающие качество и безопасность сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, и отсутствие проблем со здоровьем у персонала;
  • разработка обоснования безопасности используемых материалов и технических параметров производства с позиции отсутствия негативного влияния на здоровье работников, населения, проживающего в непосредственной близости от промышленного объекта, и состояния окружающей среды;
  • организация документооборота и ведения отчетности по вопросам санитарно-эпидемиологической безопасности предприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • типовая матрица функционала ответственных лиц производственного контроля по охране труда и промышленной безопасности в компании;
  • информирование местных органов власти, контролирующих государственных органов, населения и работников об авариях, несчастных случаях и других происшествиях, которые угрожают санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан и территории;
  • проведение регулярного мониторинга соблюдения действующих требований безопасности;
  • порядок отслеживания выявленных нарушений.

Приведенная структура типовой программы дополняется и модифицируется в соответствии с характером технологической, юридической и иной деятельности компании или требованиями законодательства к данному виду деятельности.

Заказать расчет стоимости

Нормативная база

Нормативы действующего законодательства, определяющие, кто является ответственным лицом, осуществляющим производственный контроль на предприятии, сформулированы в следующих правовых актах:

    , посвященный вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения; о порядке организации ПК в компаниях, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 13 июля 2001 года N 18;
  • постановление Правительства от 10 марта 1999 года N 263 о ПК на ОПО;
  • другие нормативные документы.
  • промышленные производственные объекты;
  • водные объекты, включая те, которые предназначены для хозяйственных и рекреационных целей;
  • сети и иные объекты водоснабжения;
  • общественные здания и сооружения, предназначенные для ведения медицинской деятельности;
  • производственные объекты, на которых осуществляется выпуск специализированных средств для дератизации, дезинфекции и дезинсекции.

В таких компаниях ответственность за своевременность организации производственного контроля возложена на руководителя, а он вправе поручить это специалисту, отвечающему установленным квалификационным нормативам.

Постановление правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263

Для каждого из перечисленных типов объектов действуют особые требования к проведению производственного контроля. Но в отношении производств такие требования являются особенно строгими. Это обусловлено тем, что на таких объектах присутствует большое количество факторов риска, включая опасное производственное оборудование, загрязнение воздуха, повышенные температуры и другие неблагоприятные условия, способные подорвать здоровье людей и нарушить благополучие окружающей среды. Здесь функции ПК рекомендуется возлагать на специально назначенного решением руководителя организации работника, который занимается этим видом деятельности и отвечает установленным квалификационным нормам.

Условие о необходимости осуществления производственного контроля на предприятии, представляющем повышенную опасность для людей и окружающей среды, установлено ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, посвященного вопросам промышленной безопасности. Ст. 11 данного нормативно-правового акта описывает правила осуществления такого контроля. ПК на таких объектах осуществляется с применением требований особого нормативного документа – постановления Правительства № 263. Согласно требованиям этих правовых актов ключевыми задачами контроля на ОПО являются:

  • обеспечение выполнения требований промышленной безопасности;
  • анализ состояния промбезопасности в компании различными методами, включая проведение специализированных экспертиз;
  • разработка и внедрение мер по улучшению защищенности работников и состояния окружающей среды;
  • проведение работ по профилактике возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • своевременное проведение необходимых испытаний и поверок, обеспечивающих исправность и безаварийную работу оборудования;
  • контроль за соблюдением требований производственной и технологической дисциплины.

Информация о параметрах ПК на предприятии и о том, какие квалификационные требования предъявляются к работнику, ответственному за осуществление производственного контроля, предоставляются в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Они направляются и в другие контролирующие государственные органы, если такое требование предусмотрено для данной категории предприятий действующим законодательством. В соответствии со статьей 11 федерального закона № 116-ФЗ соответствующая информация направляется в Ростехнадзор не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с постановлением Правительства от 6 августа 2020 г. N 1192 с 1 января 2021 года постановление № 263, регулирующее правила проведения производственного контроля на ОПО, утратит силу. Такое решение было принято Правительством в рамках реализации программы регуляторной гильотины, предполагающей ликвидацию или пересмотр большого количества нормативных документов, содержащих избыточные или устаревшие регулятивные нормы. С 2021 года основным нормативным документом, регулирующим требования к выполнению ПК на ОПО, станет федеральный закон № 116-ФЗ.

Ответственное лицо, уполномоченное организовывать производственный контроль

В п. 8 постановления № 263 приводятся рекомендации по выбору ответственного сотрудника и квалификационных требований к нему. Они уточняют, при какой численности работников эксплуатирующей организации, занятых на опасных производственных объектах, функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать на специально назначенного решением руководителя организации работника компании.

Численность сотрудников, непосредственно занятых в работе опасных промышленных объектов

Лицо, ответственное за проведение ПК

Менее 150 человек

Заместитель руководителя эксплуатирующей компании, ответственный за проведение ПК параллельно с другими должностными функциями

От 150 до 500 человек

Один ответственный сотрудник, отвечающий квалификационным нормативам, для которого проведение ПК станет основной должностной задачей

Свыше 500 человек

Руководитель созданной службы ПК с распределением задач на ответственных сотрудников этой службы, отвечающих квалификационным нормативам

Так, при численности рабочих эксплуатирующей организации, занятых на опасных производственных объектах, составляющей более 500, в учреждении следует создать отдельную службу, которая будет заниматься только вопросами ПК. Ее сотрудники должны отвечать установленным квалификационным нормативам

Квалификационные требования к ответственному лицу

Вне зависимости от того, какова численность сотрудников предприятия, относящегося к категории опасных объектов, ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут сотрудники, удовлетворяющие следующим квалификационным требованиям:

  • наличие высшего образования технической направленности, профиль которой соответствует специфике деятельности объекта;
  • наличие стажа работы на предприятии соответствующего профиля, составляющего не менее трех лет;
  • наличие действующего квалификационного удостоверения, свидетельствующего о прохождении обучения по промышленной безопасности.

Права и обязанности ответственного лица

Общий перечень квалификационных нормативов, прав и обязанностей, возлагаемых на лицо, ответственное за обеспечение ПК, определяется локальным нормативным документом предприятия и должностной инструкцией ответственного сотрудника и содержанием подписанного с ним трудового договора. Положения всех этих документов не могут вступать в противоречие с содержанием нормативных актов, регулирующих данную квалификационные требования и другие нормы в этой сфере.

Должностные функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать на специально назначенного решением руководителя организации работника, способного решать следующие задачи:

  • планирование и анализ результативности обеспечения производственной безопасности, проверок знаний ответственных сотрудников в соответствующих областях, профилактики и устранения последствий аварийных ситуаций и проч.;
  • планирование модернизации оборудования, обучения персонала в области безопасных технологий труда, новых требований законодательства и промышленной безопасности;
  • формирование и внесение предложений руководству относительно повышения эффективности различных составляющих ПК и квалификационных характеристик сотрудников.

Что касается трудовых прав такого сотрудника, работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь возможность:

  • беспрепятственного доступа на объект вне зависимости от времени суток и ознакомления с необходимыми документами;
  • осуществления разработки деклараций промышленной безопасности;
  • участия в расследовании аварийных ситуаций;
  • внесения предложений о поощрении ответственных сотрудников, деятельно участвующих в повышении уровня промышленной безопасности на предприятии и квалификационных нормативов.

Результаты производственного контроля

Результаты производственного контроля на предприятии подлежат обязательной тщательной фиксации. Это делается не только чтобы иметь возможность предъявить данные сотрудникам контролирующих органов в случае возможной проверки, но для отслеживания динамики интенсивности воздействия негативных технологических факторов и иметь возможность оперативно принять меры в случае выявления опасных тенденций.

Заказать расчет стоимости

Фиксация результатов ПК осуществляется в особом журнале. Логика его ведения базируется на том, что используемая форма журнала включает информацию обо всех пунктах, предусмотренных в учреждении. Типовой бланк журнала содержит следующие сведения:

  • название проверяемого объекта;
  • дата проведения проверки;
  • список обнаруженных нарушений и несоответствий;
  • указания по устранению нарушений;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица, выполнившего проверку, его квалификационные характеристики;
  • срок, отведенный на устранение выявленных нарушений;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за устранение нарушений, его квалификационные характеристики;
  • дата фактического устранения.

После реализации соответствующих работ данные о выполнении или невыполнении соответствующих требований с указанием причин вносятся в этот журнал. Если речь идет о проведении измерений или испытаний с применением лабораторного оборудования, их итоги должны отмечаться в протоколах установленного образца, а сами протоколы – прилагаться к журналу. После того, как журнал заполнен целиком, он подлежит хранению в архивах в течение как минимум пяти лет.


В соответствии с законодательством ОПО 4 класса опасности не подпадают под плановые проверки Ростехнадзора. Однако практика проверок других надзорных организаций показывает, что наибольшее количество нарушений выявляется именно на этих объектах. Практически все предприятия, имеющие ОПО 4 класса опасности, пользуются ситуацией и уделяют этим объектам минимальное внимание и время.
Надо понимать, что никто эти предприятия из числа опасных производственных объектов не исключал, и весть спектр нормативной документации, содержащей требования по промышленной безопасности, распространяется на эти объекты, в том числе обязательный производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.


Нормативная база

Каждая организация, эксплуатирующая ОПО, разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.

Задачи ПК

Основными задачами производственного контроля являются:
- обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
- анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;
- разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
- контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
- контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
- контроль за соблюдением технологической дисциплины.
На практике эти требования часто не выполняются. Особенно это касается небольших предприятий, где не так много ОПО.


Положение о ПК

Требования к ответственному за ПК

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:
- высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
- стаж работы не менее трех лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;
- удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.
Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:
- на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;
- на специально назначенного работника — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;
- на руководителя службы производственного контроля — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.


Обязанности службы ПК

Обязанности ответственного за ПК

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан:
- обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;
- разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;
- проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;
- ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда;
- организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности;
- организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности;
- участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;
- проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;
- организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;
- участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;
- доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;
- вносить руководителю организации предложения:
- о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
- об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
- о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде;
- об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;
- о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;
- проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.


Отчет об организации ПК

Все предприятия, независимо от формы собственности, обязаны до 1 апреля соответствующего календарного года сдать сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы. Форма отчета должна соответствовать требованиям приказа № 25.
Анализ предоставляемых предприятиями отчетов показал следующие недостатки:
- В представленных отчетах не всегда разрабатывается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год.
- Не указываются сведения о проведенных экспертизах, а если указываются, то часто недостоверные. Отмечено, что в Ростехнадзоре ведется реестр экспертиз, и эти данные легко сопоставить.
- Не указываются сведения об аттестации специалистов.
- Некорректно отображается процент износа технических устройств. Без учета фонда, который приведен на сайте Ростехнадзора. Многие предприятия эти расчеты не предоставили.
- Не указываются проверки, проведенные службой ПК, а если указываются, то отсутствуют выявленные нарушения.
Специалисты Ростехнадзора рекомендуют заранее приступить к формированию отчета о производственном контроле. Срок подготовки может растянуться на несколько месяцев: какие-то документы могут отсутствовать (или истек срок их действия), сотрудники могут быть не обучены, экспертизы не проведены. Тем самым возникает риск наложения штрафных санкций со стороны Ростехнадзора.

Ответственность за непредоставление отчета

Читайте также: