Как найти размер дотации

Обновлено: 01.06.2024

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Соглашения о получении дотаций, которые федеральный центр распределяет для сокращения разрыва между самыми бедными и самыми богатыми регионами, пока не помогли снизить зависимость дотационных регионов от центра (сейчас их 72). К такому выводу пришла Счетная палата, рассказала "РГ" аудитор СП Светлана Орлова. В результате регионы сталкиваются с нехваткой денег на выполнение своих основных полномочий.

 Фото: Павел Смертин/ТАСС

Речь идет о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности. Если упрощенно, они призваны сократить разницу между налоговыми доходами на одного жителя в регионе и среднероссийским уровнем (с учетом факторов, влияющих на стоимость государственных и муниципальных услуг в том или ином субъекте Федерации). Чем больше появляется предприятий, которые платят налоги, тем выше бюджетная обеспеченность региона.

Фото: Виктор Погонцев/ РГ

На 2020 год дотации на выравнивание составляют примерно четверть всех запланированных по состоянию на 1 апреля трансфертов регионам (717,9 млрд рублей). В 2018 году 73 региона получили в виде таких дотаций 644,5 млрд рублей (31,5% всех межбюджетных трансфертов), в 2019 году дотационных регионов стало 72, а объем дотаций вырос до 675,3 млрд (28,3%).

Как отмечает Светлана Орлова, по итогам 2018 года уровень дотационности вырос в 51 субъекте РФ, из них 10 и в 2017, и в 2018 годах допускали неисполнение обязательств по соглашениям (например, не смогли до нужного уровня повысить зарплаты бюджетникам), еще 30 допустили неисполнение по итогам одного из этих лет. Например, в 2018 году нормативы по расходам на органы власти превысили Карачаево-Черкесия, Мордовия, Хабаровский край, Новосибирская и Магаданская области. Выполнили все обязательства только 11 субъектов РФ. За невыполнение очень жестко спрашивает Минфин, сокращая дотации, а власти регионов не могут, например, повысить зарплаты в органах власти, если не уложились в обязательства, под которые были даны дотации, поясняет Светлана Орлова.

"Исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, должно оказывать влияние на изменение уровня дотационности субъектов, но в 2017-2018 годах эта зависимость явно не прослеживается, на что мы указали правительству", - говорит Орлова. Счетная палата подготовила доклад о результатах своей оценки и в письме правительству предложила рассмотреть вопрос о том, нужно ли заключать такие соглашения в будущем с регионами, за исключением высокодотационных (к ним сейчас относятся Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чечня, Камчатский край).

Первый замминистра финансов Леонид Горнин, напротив, указывает, что число высокодотационных регионов с 2017 года сократилось с 8 до 6, число регионов с расчетной бюджетной обеспеченностью выше единицы (среднероссийского уровня) увеличилось с 13 до 17, а доля дотаций в собственных доходах консолидированных бюджетов регионов имеет тренд к снижению (позиция Минфина приведена в бюллетене Счетной палаты).

Фото: iStock

По итогам этого года из-за распространения коронавирусной инфекции очень многие регионы не смогут исполнить принятые по соглашениям о дотациях обязательства, считает Светлана Орлова. Может потребоваться дальнейшая "настройка" методики распределения дотаций (впрочем, она идет постоянно, лишь в 2012 году методика не менялась), но сейчас это важно делать максимально аккуратно, подчеркивает она.

Счетная палата также предложила публиковать соглашения о дотациях и отчетность об исполнении обязательств, которые они предусматривают. Поручение об этом вице-премьер Марат Хуснуллин дал Минфину 27 марта. "Люди, бизнес должны видеть - или региональные власти покупают дорогие машины и повышают себе зарплату, или выполняют свои прямые обязательства", - подчеркнула Орлова.

В 2020 году Минфин увеличил дотационным регионам объем финансирования, но не всем. В некоторых регионах дотации уменьшились. Дотируются по-прежнему 72 субъекта Российской Федерации. При этом следует отметить, что число бездотационных регионов не изменилось. Их количество, как и в прошлом календарном году, составило 13. Суммарный объем выделяемых средств при этом вырос с 675,260 до 717,866 млрд. рублей (увеличение составило 42,606 млрд.).

Наибольшие дотационные отчисления получили следующие регионы (тройка лидеров):

  1. Дагестан (увеличение составило +6,626 млрд.);
  2. Саха (Якутия) (увеличение составило +4,691 млрд.);
  3. Камчатский край (увеличение составило +3,739 млрд.)

График (по убыванию):


Наполняемость субъектных бюджетов по-прежнему остается на низком уровне. Сказываются не только санкции, отток инвестиций, но и грядущий мировой кризис, который может значительно пошатнуть экономики всех стран, включая и российскую.

Таблица. Дотации регионам России в 2020 году:

Наименование региона Значение, млрд. руб.
Республика Дагестан 72,892
Республика Саха (Якутия) 51,598
Камчатский край 41,129
Чеченская Республика 33,485
Алтайский край 29,522
Ставропольский край 24,291
Республика Бурятия 21,862
Республика Крым 21,454
Республика Тыва 18,626
Республика Башкортостан 17,173
Ростовская обл. 14,994
Кабардино-Балкарская Республика 14,023
Брянская обл. 13,382
Курганская обл. 13,250
Ивановская обл. 12,918
Кировская обл. 12,659
Чукотский АО 12,364
Забайкальский край 12,353
Чувашская Республика - Чувашия 12,226
Республика Ингушетия 11,181
Краснодарский край 10,711
Республика Северная Осетия - Алания 10,493
Карачаево-Черкесская Республика 10,062
Саратовская обл. 9,850
Волгоградская обл. 9,811
Архангельская обл. 9,557
Тамбовская обл. 9,523
Республика Алтай 9,375
Приморский край 9,097
Омская обл. 8,135
Пензенская обл. 8,015
Воронежская обл. 7,974
Республика Карелия 7,710
Республика Марий Эл 7,226
Хабаровский край 7,075
Челябинская обл. 6,941
Новосибирская обл. 6,405
Владимирская обл. 6,134
Орловская обл. 5,988
Томская обл. 5,255
Оренбургская обл. 5,027
Тверская обл. 4,721
Псковская обл. 4,685
Республика Адыгея (Адыгея) 4,504
Магаданская обл. 4,493
Удмуртская Республика 4,410
Рязанская обл. 4,343
Амурская обл. 3,977
Нижегородская обл. 3,784
Республика Калмыкия 3,733
Курская обл. 3,665
Костромская обл. 3,634
Ульяновская обл. 3,506
Кемеровская обл. - Кузбасс 3,477
Смоленская обл. 3,475
Республика Хакасия 3,464
город федерального значения Севастополь 3,199
Республика Мордовия 3,118
Калининградская обл. 2,741
Пермский край 2,536
Астраханская обл. 2,501
Еврейская АО 1,975
Иркутская обл. 1,927
Новгородская обл. 1,653
Вологодская обл. 1,495
Тульская обл. 1,221
Белгородская обл. 0,997
Липецкая обл. 0,950
Красноярский край 0,907
Ярославская обл. 0,704
Республика Коми 0,311
Мурманская обл. 0,015
Республика Татарстан (Татарстан) 0,000
Калужская обл. 0,000
Ленинградская обл. 0,000
Московская обл. 0,000
Самарская обл. 0,000
Сахалинская обл. 0,000
Свердловская обл. 0,000
Тюменская обл. 0,000
г. Москва 0,000
г. Санкт-Петербург 0,000
Ненецкий АО 0,000
Ханты-Мансийский АО - Югра 0,000
Ямало-Ненецкий АО 0,000
Всего 717,866

Представленная выше информация базируется на официальных данных, публикуемых Министерством финансов Российской Федерации. Более подробную и детальную информацию Вы можете посмотреть по ссылке - подробнее.

Читайте также: