Как можно применить законы менделя к человеку если в семье двое детей

Обновлено: 28.06.2024

Задача 358.
У кур черная окраска оперения доминирует над бурой, наличие хохла доминирует над его отсутствием.
Курица и петух – черные и хохлатые, гетерозиготы по обоим признакам. Каких цыплят можно получить при их скрещивании?
Решение:
А – черная окраска оперения;
а – бурая окраска оперения;
В – наличие хохла;
b – отсутствие хохла.
Схема скрещиания
Р: AaBb x AaBb
Г: AB; Ab AB; Ab
aB; ab aB;ab
F1: 1AABB – 6,25%; 2AABb – 12,5%; 2AaBB – 12,5%;
4AaBb – 25%; 1AAbb – 6,25%; 2Аabb – 12,5%;
1aaBB – 6,25%; 2aaBb – 12,5%; 1aabb – 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу – 1:2:2:4:1:2:1:2:1.
Фенотип:
AABB – черное оперение, наличие хохла – 6,25%;
AABb - черное оперение, наличие хохла – 12,5%;
AaBB - черное оперение, наличие хохла – 12,5%;
AaBb - черное оперение, наличие хохла – 25%;
AAbb - черное оперение, отсутствие хохла – 6,25%;
Аabb - черное оперение, отсутствие хохла – 12,5%;
aaBB – бурое оперение, наличие хохла – 6,25%;
aaBb- бурое оперение, наличие хохла – 12,5%;
aabb - бурое оперение, отсутствие хохла – 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
черное оперение, наличие хохла – 56,25%;
черное оперение, отсутствие хохла – 18,75%;
бурое оперение, наличие хохла – 18,75%;
бурое оперение, отсутствие хохла – 6,25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 56,25%:18,75%:18,75%:6,25% = 9:3:3:1.

Выводы:
1) при этом скрещивании можно ожидать потомство -
черное оперение, наличие хохла - 9 частей:
черное оперение, отсутствие хохла – 3 части:
бурое оперение, наличие хохла – 3 части:
бурое оперение, отсутствие хохла – 1 часть.

Наследование окраски и формы плодов у растения томата

Задача 359.
У томатов красный цвет плодов доминирует над желтым цветом, а круглая форма плода - над грушевидной. В результате скрещивания гетерозиготных по двум генами растений с растениями, которые имеют желтые и грушевидные плоды, получено 280 потомков. Сколько из них будут иметь желтые круглые плоды?
Решение:
А - ген красной окраски плодов томата;
а - ген жёлтой окраски плодов томата;
В - ген шаровидной (круглой) формы плодов томата;
в - ген грушевидной формы плодов томата;
ааbb - растение с желтыми грушевидными плодами;
АаВв - дигетерозигота.
Схема скрещивания
Р: AaBb х ааbb
Г: AB; Ab ab
aB; ab
F1: AaBb - 25%; Aabb - 25%; aaBb - 25%; aabb - 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 25%:25%:25%:25% = 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb - растения томата с красными круглыми плодами - 25%;
Aabb - растения томата с красными грушевидными плодами - 25%;
aaBb - растения томата с жёлтыми круглыми плодами - 25%;
aabb - растения томата с жёлтыми грушевидными плодами - 6,25%.
Наблюдается 4 типав фенотипа. Расщепление по фенотипу - 25%:25%:25%:25% = 1:1:1:1

Так как вероятность в (%) желтых круглых плодов составляет 25%, то из 280 потомков их будет 70 растений [(25% * 280)/100%] = 70).

Наследование цвета глаз и группы крови у человека

Задача 360.
У кареглазых родителей имеется четверо детей. Двое голубоглазых имеют I и IV группы крови, двое кареглазых — II и III. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с I группой крови. Карий цвет глаз доминирует над голубым и обусловлен аутосомным геном.
Решение:
А - кареглазость;
а - голубоглазость.
За наследование групп крови отвечают три гена: I 0 - ген I-й группы крови; I A - ген II-й группы крови; I B - ген III-й группы крови. Наличие двух какх-либо аллелей в генотипе человека отвечает за группу крови, причем аллель I 0 является рецессивной по отношению к I A и I B . Возможные генотипы групп крови у человека:
I 0 I 0 - I-я группа крови;
I A I 0 - II-я группа крови;
I A I A - II-я группа крови;
IBI 0 - III-я группа крови;
I B I B - III-я группа крови;
I А I B - IV-я группа крови.
У кареглазых родителей появляются детии как кареглазые так и голубоглазые, то это значит, что оба родителя по признаку цвета глаз являются гетерозиготами (Аа).
Так как в данной семье у четверых детей наблюдается I, II, III и IV (в соотношении - 1:1:1:1) группы крови, то это указывает на то, что родители являются гетерозиготами по 2 и 3 группам крови. Тогда генотип одного родителя - АаI A I 0 , другого - АаI B I 0 .
Схема скрещивания
Р: АаI A I 0 х АаI B I 0
Г: АI A ; AI 0 AI B ; AI 0
aI A ; aI 0 aI B ; aI 0
F1: 1AAI A I B - 6,25%; 1AAI A I 0 - 6,25%; 2AaI A I B - 12,5%; 2AaI A I 0 - 12,5%; 1AAI B I 0 - 6,25%; 1AAI 0 I 0 - 6,25%; 2AaI B I 0 - 12,5%; 2AaI 0 I 0 - 12,5%; 1aaI A I B - 6,25%; 1aaI A I 0 - 6,25%; 1aaI B I 0 - 6,25%; 1aaI 0 I 0 - 6,25%.
Наблюдается 12 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1:2:2:1:1:2:2:1:1:1:1.
Фенотип:
AAI A I B - кареглазый и IV группа крови - 6,25%;
AAI A I 0 - кареглазый и II группа крови - 6,25%;
AaI A I B - кареглазый и IV группа крови - 12,5%;
AaI A I 0 - кареглазый и II группа крови - 12,5%;
AAI B I 0 - кареглазый и III группа крови - 6,25%;
AAI 0 I 0 - кареглазый и I группа крови - 6,25%;
AaI B I 0 - кареглазый и III группа крови - 12,5%;
AaI 0 I 0 - кареглазый и I группа крови - 12,5%;
aaI A I B - голубоглазыйй и IV группа крови - 6,25%;
aaI A I 0 - голубоглазыйй и II группа крови - 6,25%;
aaI B I 0 - голубоглазыйй и III группа крови - 6,25%;
aaI 0 I 0 - голубоглазыйй и I группа крови - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
кареглазый и IV группа крови - 18,75%;
кареглазый и III группа крови - 18,75%;
кареглазый и II группа крови - 18,75%;
кареглазый и I группа крови - 18,75%;
голубоглазыйй и IV группа крови - 6,25%;
голубоглазыйй и III группа крови - 6,25%;
голубоглазыйй и II группа крови - 6,25%;
голубоглазыйй и I группа крови - 6,25%.
Наблюдается 8 типов фенотипа. Расщепление по фенотипу - 3:3:3:3:1:1:1:1.

Ответ: вероятность рождения ребенка кареглазым с I группой крови составляет 18,75%.

Наследование окраски цветков и формы венчика у флокса


Задача 361.
У флоксов белая окраска цветков определяется геном W, кремовая — w;
плоский венчик — S, воронковидный — s. Растение с белыми воронковидными цветками скрещено с растением, имеющим плоские кремовые цветки. В потомстве 1/4 растений имеет цветки белые плоские, 1/4 — белые воронковидные, 1/4 — кремовые плоские и 1/4 — кремовые воронковидные. Определите генотипы исходных растений и потомков.
Решение:
W - белая окраска цветков;
w - кремовая окраска цветков;
S - плоский венчик;
s - воронковидный венчик.
Так как при скрещивании растений с белыми воронковидными цветками с растениями, имеющими плоские кремовые цветки, получено потмство с расщеплением по фенотипу - 1:1:1:1,то это означает, что растения с доминантными признаками являются гетерозиготами. Тогда генотипы у родительских растений будут иметь вид - Wwss и wwSs.
Схема скрещивания
Р: Wwss х wwSs
Г: Ws; ws wS; ws
F1: WwSs - 25%; Wwss - 25%; wwSs - 25%; wwss - 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 25%:25%:25% = 1:1:1:1.
Фенотип:
WwSs - белые плоские цветки - 25%;
Wwss - белые воронковидные цветки - 25%;
wwSs - кремовые плоские цветки - 25%;
wwss - кремовые воронковидные цветки - 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 25%:25%:25% = 1:1:1:1.

Наследование вюющихся темных волос у человека

Задача 362.
У людей темное и вьющиеся волосы - доминантный признак, а светлые и прямые - рецессивный. Гены этих признаков локализованы в разных хромосомах. Определите вероятность рождения ребенка с темным и прямыми волосами, если родители гетерозиготные по этим признакам.
Решение:
А - темные волосы;
а - светлые волосы;
В - вьющиеся волосы;
b - прямые волосы.
Схема скрещивания
Р: АаBb x АаBb
Г: AB; Ab AB; Ab
aB; ab aB; ab
F1: 1AABB – 6,25%; 2AABb – 12,5%; 2AaBB – 12,5%; 4AaBb – 25%; 1AAbb – 6,25%; 2Аabb – 12,5%; 1aaBB – 6,25%; 2aaBb – 12,5%; 1aabb – 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу – 1:2:2:4:1:2:1:2:1.
Фенотип:
AABB – темные вьющиеся волосы – 6,25%;
AABb - темные вьющиеся волосы – 12,5%;
AaBB - темные вьющиеся волосы – 12,5%;
AaBb - темные вьющиеся волосы – 25%;
AAbb - темные прямые волосы – 6,25%;
Аabb - темные прямые волосы – 12,5%;
aaBB – светлые вьющиеся волосы – 6,25%;
aaBb - светлые вьющиеся волосы – 12,5%;
aabb - светлые прямые волосы – 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
темные вьющиеся волосы – 56,25%;
темные прямые волосы – 18,75%;
светлые вьющиеся волосы – 18,75%;
светлые прямые волосы – 6,25%.

Таким образом, в этом браке вероятность рождения ребенка с темным и прямыми волосами будет составлять 18,75%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу – 9:3:3:1.

Наследование веснушек и цвета глаз у человека

Задача 363.
Кареглазый мужчина без веснушек, отец которого был голубоглазым, женился на голубоглазой женщине с веснушками, мать которой была без веснушек. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения голубоглазого ребенка без веснушек в этой семье?
Решение:
А – кареглазость;
а – голубоглазость;
В – наличие веснушек;
b – отсутствие веснушек.
Кареглазый мужчина без веснушек, отец которого был голубоглазым, является гетерозиготой по кареглазости и рецессивной гомозиготой по отсутствию веснушек, его генотип – Ааbb.
Голубоглазая женщина с веснушками, мать которой была без веснушек, является гетерозиготой по признаку веснушек, поэтому её генотип – ааBb.
Схема скрещивания
Р: ♀ааBb х ♂Ааbb
Г: aB; ab Ab; ab
F1: AaBb – 25%; aaBb – 25%; Aabb – 25%; aabb – 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу – 25%:25%:25%:25% = 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb – кареглазый ребенок с веснушками – 25%;
aaBb – голубоглазый ребенок с веснушками – 25%;
Aabb - кареглазый ребенок без веснушек – 25%;
Aabb - голубоглазый ребенок без веснушек – 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу – 1:1:1:1.

Таким образом, вероятность рождения голубоглазого ребенка без веснушек в этой семье составляет 25%.

Вопрос 1.
Генетика изучает закономерности наследственной изменчивости и материальные основы наследственности. Основателем генетики был Г. Мендель, который разработал гибридологический метод. О результатах своей работы он сообщил в 1865 г., но признание новый метод изучения наследственности получил гораздо позднее — в 1900 г., когда Г. де Фриз, К. Корренс и Е. Чермак независимо друг от друга заново воспроизвели основные закономерности, описанные Г. Менделем.

Вопрос 2.
Г. Мендель проводил опыты по скрещиванию разных сортов гороха, отличающихся контрастными (альтернативными) признаками.

Вопрос 3.
В исторических документах можно встретить упоминания о патологических признаках и наследственных болезнях, передаваемых ил поколения в поколение.
В медицинской литературе прошедших веков описывали случаи рождения детей с патологическими признаками, наследуемыми детьми от своих родителей. Например, полидактилию (шестипалость) можно было проследить в семье на протяжении четырех поколений. Ученые обращали внимание на то, что в случае возникновення семейных заболеваний родители могли состоять в родстве. Отмечали также, что некоторые заболевания проявлялись в различном возрасте.
При выведении новых пород животных и сортов растений люди обращали внимание на то, что признаки, проявляющиеся в потомстве, зависели от подбора родительских пар. Для прослеживания передачи признаков у породистых животных из поколения в поколение составляли родословные.
Первые попытки экспериментального решения проблем, связанных с передачей признаков из поколения в поколение, предпринимались уже в XVIII в. Ученые, скрещивая между собой различающиеся особи и получая помесное потомство, стремились, узнать, как наследуются родительские свойства. Однако неверный методический подход - одновременное изучение большого количества признаков приводил к невозможности выявить какие-либо закономерности.
Многие ботаники путем скрещивания родительских форм, обладающих разными вариантами одного и того же признака, пыталась выявить механизмы наследования. Однако честь открытия количественных закономерностей наследования признаков принадлежит Грегору Менделю (1822-1884), монаху из Августинского монастыря в г.Брно (Чехия). Первое, на что обратил внимание ученый, — это выбор объекта исследования. Для своих опытов Мендель взял горох. Особенности метода Менделя состояли в следующем:
1. Для скрещивания Мендель брал растения, которые отличались по нескольким парам контрастных (альтернативных) признаков (например, цветки у одного растения были белые, у другого — пурпурные; цвет семядолей у одного растения был желтый, у другого — зеленый). Важной особенностью его исследований было то, что он выбрал для экспериментов организмы, относящиеся к чистым линиям, т. е. таким растениям, в ряду поколений которых при самоопылении не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку. В каждом поколении Мендель вел учет отдельно по каждой паре альтернативных признаков, независимо от других пар признаков.
2. В ряду поколений Мендель вел количественный учет гибридных растений, которые различались по отдельным признакам.
3. Мендель применил индивидуальный анализ потомства от каждого растения в ряду поколений. Кроме того, очень удачным оказался выбор объекта исследования — гороха. Горох — это самоопыляющееся растение, то есть цветки гороха защищены от попадания посторонней пыльцы; горох имеет несколько пар хорошо выраженных альтернативных признаков (всего Мендель изучил у гороха наследование семи пар признаков).
Мендель начал свои исследования с моногибридного скрещивания, при котором родительские формы растений отличались только по одной паре альтернативных признаков: у материнского растения семядоли были желтого цвета, а у отцовского — зеленого. Перед скрещиванием таких форм необходимо было убедиться в том, что избранные признаки являются постоянными (константными) в ряду поколений, то есть при самоопылении такой признак стойко наследуется.

ЗАДАЧА 1 . Мужчина со свободной мочкой уха (аутосомно-доминантный признак), чьи родственники имели такой же признак, женится на девушке с приросшими ушными раковинами. Определите генотипы и фенотипы их детей.

РЕШЕНИЕ. Обозначим признаки: А - свободная мочка уха, а – приросшая мочка уха. В задаче оговаривается, что все родственники мужчины имели свободную мочку уха, значит он, по-видимому, представляет собой чистую линию (гомозиготу АА), девушка имеет рецессивный фенотип, значит ее генотип - аа. Когда установлены генотипы родителей, надо определить образуемые ими гаметы. У мужчины гаметы одного типа – А, у девушки тоже одного типа – а. При слиянии гамет возможны дети только с генотипом Аа и фенотипом – свободная мочка уха.

ЗАДАЧА 2. Наличие пигмента в волосах у человека доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента). Муж и жена гетерозиготны по пигментации волос. Возможно ли рождение у них ребенка альбиноса?

РЕШЕНИЕ . Вначале делаются обозначения: А - наличие пигмента, а - отсутствие пигмента. В задаче сразу оговорено, что родители гетерозиготны, значит они имеют генотипы Аа х Аа, первый родитель дает гаметы А и а, и второй также дает гаметы А и а, тогда при встрече гамет отца и матери могут появиться дети с генотипами: АА, Аа, Аа, аа. Схема решения задачи следующая:

ОТВЕТ: да, в этой семье может родиться ребенок альбинос с вероятностью 25%. Проявляется второй закон Менделя – закон расщепления.

ЗАДАЧА 3. У человека преимущественное владение правой рукой (правша) доминирует, над владением левой рукой (левша). Какова вероятность рождения ребенка левши у женщины-правши, отец которой был левшой, и мужчины – левши.

РЕШЕНИЕ . Обозначив гены: А - праворукости, а - леворукости, необходимо определить генотипы предполагаемых родителей.

Поскольку о фенотипе женщины сказано, что она - правша, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. Кроме того, известно, что ее отец был левшой, т.е. он мог иметь генотип только аа. Следовательно, с его гаметой дочка могла получить только рецессивный ген а. Таким образом, генотип женщины однозначно - Аа.Что же касается генотипа мужчины, то здесь ситуация более простая. Так как по условию задачи он левша, то его генотип имеет два рецессивных гена аа. На основании этого записываются генотипы обоих родителей - Р: Аа х аа. Поскольку при мейозе гомологичные хромосомы расходятся в разные гаметы, то у матери образуются гаметы: А и а, а у отца гаметы: а и а.

Соединив гены женских и мужских гамет, можно определить все возможные варианты генотипов у потомков (F1):

Первые два варианта генотипов потомков Аа гетерозиготные. Доминантный ген определил доминирущий признак - праворукость. Два других генотипа аа соответствуют рецессивному признаку леворукости. Следовательно, соотношение указанных фенотипов составляет 1:1.

ЗАДАЧА 4. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женится на кареглазой женщине, чья мать была кареглазой, а отец голубоглазым. От этого брака родилось двое детей - кареглазая дочь и голубоглазый сын. Каковы генотипы всех указанных лиц, если учесть, что ген голубых глаз рецессивен? Какова вероятность рождения голубоглазых детей в этой семье?

РЕШЕНИЕ : Для решения задачи надо установить генотипы родительской пары, в данном случае как своеобразные подсказки даются генотипы детей, а также бабушек и дедушек. Поколения записываются в отдельные строки друг под другом. Следуя условию задачи, запишем родословную:

Теперь остается восстановить генотипы всех указанных лиц. Поскольку у родительской пары родился голубоглазый ребенок (F1) следовательно оба имели рецессивный ген голубоглазости (а), значит кареглазая женщина имеет гетерозиготный генотип. Голубоглазый мужчина (аа) мог родиться у кареглазых родителей только в случае, если они оба были гетерозиготны (Аа). То, что у женщины был голубоглазый отец доказывает ее гетерозиготность. Мать женщины могла иметь с одинаковой вероятностью генотип АА или Аа. В результате рассуждений генотипы выглядит следующим образом:

Первый родитель (мужчина) дает гаметы одного вида - а. Второй родитель (женщина) дает гаметы двух видов - А и а. Поскольку все гаметы имеют равную вероятность встречи, то вероятность рождения голубоглазых и кареглазых детей в этой семье одинакова и равна 50%. Такое скрещивание, когда среди потомков наблюдается фенотипическое расщепление 1:1, называется анализирующим, и в генетике применяется для установления генотипа особи с доминантным признаком. Если родительская особь имеет генотип Аа, то при скрещивании с чистой линией по рецессивному гену (аа), она даст фенотипическое расщепление 1 : 1, а при генотипе АА все потомки расщепления не будет, т.е. все потомки фенотипически одинаковы.

ЗАДАЧА 5. В семье, где оба родителя кареглазые, родилась голубоглазая девочка. Определите генотипы родителей и ребенка. Какова вероятность рождения в этой семье второго голубоглазого ребенка?

РЕШЕНИЕ . В этой задаче не оговаривается, какой признак доминантный, а какой – рецессивный. Это надо установить самим. Если родители имеют одинаковый признак, а рождается ребенок с альтернативным признаком, значит родители были гетерозиготны по доминантному признаку (Аа), а ребенок имеет рецессивный признак (аа). Значит А- кареглазость, а – голубоглазость. Схема задачи выглядит так:

ОТВЕТ : генотип голубоглазой девочки – аа, вероятность рождения второго голубоглазого ребенка – 25 %, так как сколько бы голубоглазых детей не рождалось в этой семье, вероятность их появления остается постоянной.


МЕНДЕЛЯ ЗАКОНЫ, основные закономерности наследования, открытые Г. Менделем. В 1856–1863 гг. Мендель провёл обширные, тщательно спланированные опыты по гибридизации растений гороха. Для скрещиваний он отбирал константные сорта|сорта (чистые линии), каждый из которых при самоопылении устойчиво воспроизводил в поколениях одни и те же признаки. Сорта|Сорта различались альтернативными (взаимоисключающими) вариантами какого-либо признака, контролируемого парой аллельных генов (аллелей). Напр., окраской (жёлтая или зелёная) и формой (гладкая или морщинистая) семян, длиной стебля (длинный или короткий) и т. д. Для анализа результатов скрещиваний Мендель применил математические методы, что позволило ему обнаружить ряд закономерностей в распределении родительских признаков у потомков. Традиционно в генетике принимают три закона Менделя, хотя сам он формулировал лишь закон независимого комбинирования.

Первый закон Менделя — закон единообразия

Первый закон, или закон единообразия гибридов первого поколения, утверждает, что при скрещивании организмов, различающихся аллельными признаками, в первом поколении гибридов проявляется лишь один из них – доминантный, а альтернативный ему, рецессивный, остаётся скрытым (см. Доминантность, Рецессивность). Напр., при скрещивании гомозиготных (чистых) сортов гороха с жёлтой и зелёной окраской семян у всех гибридов первого поколения окраска была жёлтой. Значит, жёлтая окраска – доминантный признак, а зелёная – рецессивный. Первоначально этот закон называли законом доминирования. Вскоре было обнаружено его нарушение – промежуточное проявление обоих признаков, или неполное доминирование, при котором, однако, сохраняется единообразие гибридов. Поэтому современное название закона более точное.

Второй закон Менделя — закон расщепления

Второй закон, или закон расщепления, гласит, что при скрещивании между собой двух гибридов первого поколения (или при их самоопылении) во втором поколении проявляются в определённом соотношении оба признака исходных родительских форм. В случае жёлтой и зелёной окраски семян их соотношение было 3:1, т. е. расщепление по фенотипу происходит так, что у 75 % растений окраска семян доминантная жёлтая, у 25 % – рецессивная зелёная. В основе такого расщепления лежит образование гетерозиготными гибридами первого поколения в равном отношении гаплоидных гамет с доминантными и рецессивными аллелями. При слиянии гамет у гибридов 2-го поколения образуется 4 генотипа – два гомозиготных, несущих только доминантные и только рецессивные аллели, и два гетерозиготных, как у гибридов 1-го поколения. Поэтому расщепление по генотипу 1:2:1 даёт расщепление по фенотипу 3:1 (жёлтую окраску обеспечивает одна доминантная гомозигота и две гетерозиготы, зелёную – одна рецессивная гомозигота).

Третий закон Менделя — закон независимого комбинирования

Третий закон, или закон независимого комбинирования, утверждает, что при скрещивании гомозиготных особей|особей, отличающихся по двум и более парам|парам альтернативных признаков, каждая из таких пар (и пар аллельных генов) ведёт себя независимо от других пар, т. е. и гены, и соответствующие им признаки наследуются в потомстве независимо и свободно комбинируются во всех возможных сочетаниях. Он основан на законе расщепления и выполняется в том случае, если пары|пары аллельных генов расположены в разных гомологичных хромосомах.

Часто как один из законов Менделя приводится и закон чистоты гамет, утверждающий, что в каждую половую клетку попадает|попадает только один аллельный ген. Но этот закон был сформулирован не Менделем.

Видео по теме : Законы менделя

Законы менделя


Грегора Менделя по праву считают основателем современной генетики, и горох, с которым он экспериментировал, не менее известен в научном фольклоре, чем яблоко Ньютона. Его научные изыскания в монастырском фруктовом саду|саду в городе Брюнн (сейчас Брно в Чехии), первоначально вызванные лишь интересом к земледелию, переросли в многолетнюю серию трудоёмких опытов по скрещиванию растений, в результате чего Мендель пришёл к выводу, что наследственность определяется генами.

Его работа была несложной, но кропотливой: он надевал на цветки гороха специальные мешочки для того, чтобы каждое растение опылялось лишь тщательно отобранной пыльцой. Затем, сравнивая признаки родительских и дочерних растений, он смог вывести законы наследования.

Классические эксперименты Менделя заключались в скрещивании двух линий гороха — высокорослой и низкорослой. Всё|Все дочерние растения первого поколения были высокими (а вовсе не низкого или среднего роста|роста, как ожидалось). Однако при последующем скрещивании растений первого поколения между собой только три четверти дочерних растений второго поколения оказались высокорослыми, оставшиеся растения были низкорослыми. Чтобы объяснить результаты этих (и многих других) экспериментов, Мендель постулировал следующее:

— если дочерний организм получает гены, отвечающие за альтернативные признаки, то один из этих генов будет доминантным и будет экспрессироваться (т. е. кодируемый этим геном|геном признак проявится у организма), а другой будет рецессивным (т. е. не экспрессируемым).

Как это нередко случается в истории науки, работа Менделя, законченная в 1865 году, не сразу получила должное признание у современников. Итоги его опытов были обнародованы на заседании Общества естественных наук города|города Брюнна, а затем опубликованы в журнале этого Общества, но идеи Менделя в то время не нашли поддержки. Хотя этот журнал получали более ста научных организаций всего мира, номер журнала с описанием революционной работы Менделя в течение тридцати лет пылился в библиотеках. Лишь в конце XIX века учёные, занимавшиеся проблемами наследственности, открыли для себя труды Менделя, и он смог получить (уже посмертно) заслуженное признание.


Сегодня мы знаем, что открытые Менделем гены — это участки находящихся в клетке молекул ДНК. Согласно центральной догме молекулярной биологии, механизм действия генов состоит в том, чтобы кодировать белки|белки, которые, в свою очередь, выступая в роли ферментов, регулируют всё|все химические реакции в живых организмах.

Читайте также: