Как оплатить мед страхование

Обновлено: 17.05.2024

Контроль за использованием средств ОМС

МО приобретает для работников списочного состава противогазы и средства защиты органов дыхания – газодымозащитные комплекты, используемые в качестве запаса, создаваемого в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне и противопожарной безопасности. Возможно ли использовать средства обязательного медицинского страхования на приобретение вышеуказанных материальных запасов?

Кроме того, согласно Положению о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются:

а) федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий - для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в) организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" определено, что, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их.

Кроме того, согласно приказа МЧС "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Также важно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1481 (ред. от 07.06.2017) "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" не предусмотрено создание резервов СИЗ за счет таких источников как средства обязательного медицинского страхования. Мероприятия, предусмотренные вышеуказанной программой, предусматривается реализовывать за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, выделенных на эти цели, таких как средства организаций. Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях, определяются по согласованию с хозяйствующим субъектом.

Таким образом, расходы на приобретение для работников списочного состава противогазов и средств защиты органов дыхания – газодымозащитных комплектов, используемых в качестве запасов, создаваемых в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне (СИЗ), не связаны с оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не являются необходимыми для содержания и обеспечения деятельности медицинской организации и при проведении проверок правильности использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования контрольно – ревизионными службами ТФОМС будут расцениваться как нецелевое использование средств ОМС.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обеспечение безопасных условий и охраны труда является обязанностью работодателя. В частности, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований). Возможно ли проведение вышеуказанных медицинских осмотров за счет средств ОМС?

Структура тарифов на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы ОМС, помимо затрат МО непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи, предусматривает расходы для обеспечения деятельности МО в целом, в том числе по прочим услугам (КОСГУ 226).

Следовательно, обязательные медицинские осмотры работников МО, содержание которых осуществляется за счет средств ОМС, можно осуществлять за счет средств ОМС.

Возможно ли приобретение МО дорогостоящего медицинского оборудования в рамках договора финансовой аренды (лизинга)?

Согласно статье 609 ГК РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

В соответствии со ст.624 ГК РФ в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Таким образом, договор аренды с последующим выкупом изначально предполагает покупку дорогостоящего основного средства, общие расходы, на приобретение которого будут включать в себя арендные платежи и выкупную стоимость, значительно превышающие лимит в размере 100,0 тысяч рублей за единицу, предусмотренный действующими нормативными документами в сфере ОМС и за счет средств ОМС производиться не могут.

1. Медикаменты и перевязочные средства;

6. Прочие материальные запасы.

Возможна ли оплата за счет средств ОМС составление проектно-сметной документации на установку автоматической пожарной сигнализации и возможна ли оплата за счет средств ОМС последующего приобретения и установки автоматической пожарной сигнализации, в случае стоимости данного оборудования до 100,0 тысяч рублей.

Согласно Тарифному соглашению в сфере ОМС Волгоградской области в состав тарифа включаются расходы на проведение пусконаладочных работ основных средств стоимостью до 100,0 тысяч рублей за единицу.

Автоматическая пожарная сигнализация отвечает перечисленным выше требованиям, поэтому в целях бухгалтерского учета такие объекты следует относить к основным средствам.

Автоматическая пожарная сигнализация принимается к учету по первоначальной стоимости. Согласно п.23 Инструкции №157н первоначальной стоимостью объекта признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). В частности, к фактическим вложения относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) (стоимость оборудования);

- суммы, уплачиваемые организациям за работы, осуществляемые в целях создания объекта основного средства (стоимость работ по монтажу, установке оборудования)

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением;

- затраты по доставке оборудования для монтажа;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением.

Таким образом, если стоимость автоматической пожарной сигнализации с учетом вышеперечисленных расходов превысит 100,0 тысяч рублей, то расходы на ее приобретение, изготовление, разработку проектно-сметной документации не могут осуществляться за счет средств ОМС.

Может ли МО осуществлять расходы по приобретению ГСМ, оплате труда водителей из средств ОМС для транспортировки больных на процедуру гемодиализа?

В соответствии с п.4.1.1. Тарифным соглашением сфере ОМС Волгоградской области от 21.12.2017 в состав тарифа не включаются расходы МО на транспортировку больных на процедуру заместительной почечной терапии (гемодиализ).

Таким образом, расходы по приобретению ГСМ, оплате труда водителей из средств ОМС для транспортировки больных на процедуру гемодиализа будут рассматриваться ТФОМС, как нецелевое использование средств ОМС.

Возможно ли софинансирование расходов на приобретение основных средств стоимостью свыше 100,0 тысяч рублей за счет средств ОМС и других средств МО, при условии, что расходы за счет средств ОМС не превысят 100,0 тысяч рублей?

Вышеуказанная статья ограничивает размер стоимости единицы приобретаемого основного средства, а не размер осуществляемых расходов за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на приобретение основного средства.

Таким образом, нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе ОМС, не предусматривают возможность софинансирования расходов на приобретение дорогостоящих основных фондов стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу средствами обязательного медицинского страхования.

Возможна ли оплата труда из средств ОМС консультаций врачей-психиатров, психотерапевтов, фтизиатров?

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона №326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы медицинской организации, связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда.

Таким образом, если стандартом медицинской помощи по заболеванию, включенному в базовую программу обязательного медицинского страхования, предусмотрены консультации врачей-психиатров, психотерапевтов, фтизиатров, оплата предоставленных услуг возможна за счет средств обязательного медицинского страхования.

При этом, медицинские организации вправе заключать гражданско-правовые договоры непосредственно с медицинскими организациями на привлечение врачей-специалистов этих организаций, а не с физическим лицом.

Приобретение медицинских изделий, не указанных отдельной позицией в приложении № 5 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Волгоградской области медицинской помощи возможно в том случае, если их применение необходимо для оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

В уходящем году в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) произошли серьезные изменения. С некоторыми из них граждане столкнулись уже в этом году, часть решений вступит в силу только в следующем. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) напомнил о пяти главных событиях в системе ОМС, которые стоит знать каждому гражданину.

Новые условия для федеральных медицинских учреждений

С 1 января 2021 года вступил в силу закон, который вменил полномочия страховщика в отношении федеральных медицинских учреждений (ФМУ) Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Соответственно, контроль качества медицинской помощи и защита прав пациентов медицинских организаций федерального уровня должны были стать прерогативой ФФОМС.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

"Однако, в соответствии с официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок, на протяжении всего нынешнего года пациенты федеральных медучреждений оставались без планового контроля качества оказанной им помощи со стороны ФФОМС, поскольку экспертиза качества медицинской помощи в ФМУ начнет осуществляться только с 2022 года", - отметили во ВСС.

В то же время интересы пациентов региональных медицинских учреждений (а это подавляющее большинство больниц и поликлиник) по-прежнему защищают страховые компании, выдавшие им полисы ОМС. По данным ВСС, с января по октябрь 2021 года страховые компании провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений со стороны медиков. Подавляющее большинство из них касается несоблюдения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.

Страховые компании по прямому поручению ФФОМС все же продолжают работать с жалобами пациентов федеральных клиник. Однако, как отмечают в ВСС, реальные возможности страховых компаний по восстановлению и защите прав пациентов федеральных медучреждений ограничены, так как между ФМУ и страховыми компаниями не заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи.

Углубленная диспансеризация после перенесенного коронавируса

С 1 июля 2021 года переболевшие COVID-19 могут пройти бесплатную углубленную диспансеризацию, чтобы выявить возможные "постковидные" осложнения. В первую очередь углубленно обследуют пациентов с хроническими заболеваниями, которые переболели коронавирусной инфекцией в среднетяжелой или тяжелой форме. Пройти углубленную диспансеризацию можно спустя 60 дней после тоо, как пациент переболел COVID-19. При этом в ВСС подчеркивают: диспансеризацию также можно пройти по инициативе самого гражданина.

Как отметила зампредседателя ФФОМС Светлана Кравчук, сегодня по некоторым страховым компаниям отклик на приглашение пройти диспансеризацию вырос до 38% по сравнению с 2% в летние месяцы.

Записаться на углубленную диспансеризацию можно в поликлинике по месту жительства или на портале госуслуг, напомнили в ВСС. Если в поликлинике отказываются принять пациента, можно обратиться к страховому представителю по номеру телефона своей страховой компании (указан на полисе ОМС).

Автоматическое информирование через госуслуги

С 1 июля 2022 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет доступна информация о медицинской помощи, предоставленной застрахованному гражданину и его несовершеннолетним детям.

Можно будет в подробностях увидеть, какую помощь и когда человек получал амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, вне медорганизации. Кроме того, гражданин получит полные сведения о стоимости оказанной ему медицинской помощи по ОМС, несмотря на то, что для него все услуги были бесплатны. Также будут доступны результаты контрольно-экспертных мероприятий страховой компании (информация о характере нарушений при оказании медицинской помощи).

Как пояснил эксперт ВСС Сергей Шкитин, при необходимости разъяснений выявленных нарушений и при обнаружении "приписок" гражданин может обратиться в свою страховую компанию.

Цифровой полис

Важным нововведением 2022 года для граждан станет возможность отказаться от полиса ОМС на материальном носителе (пластиковая карта или бумажный документ) и получить цифровой полис с уникальным штриховым кодом. Электронный полис можно будет оформить с 1 июля 2022 года, например, путем подачи заявления на портале госуслуг.

Сведения о застрахованных гражданах находятся в едином регистре застрахованных лиц, что начиная со второй половины 2022 года позволит получать медицинскую помощь без использования пластикового или бумажного полиса. Для получения медицинской помощи достаточно будет предъявить любой документ, удостоверяющий личность, или же сам цифровой полис ОМС. Такое нововведение избавит пациентов от бюрократических издержек, например при потере документа.

Смена страховой компании

Сейчас при смене региона проживания или пребывания, если гражданин не обратился с заявлением о выборе новой страховой компании, он будет застрахован в той же страховой, что и ранее. В случае если в регионе нового места жительства отсутствует филиал его прежней страховой компании, то выбор новой компании будет осуществляться рандомно территориальным фондом ОМС.

Фото: Сергей Михеев

С 2024 года у застрахованного гражданина больше не будет обязанности сообщать об изменении каких-либо персональных данных в свою страховую компанию - все обновления будут автоматизированы. Это связано с тем, что необходимая информация о гражданине (изменение ФИО, места жительства или временного пребывания) регулярно будет обновляться в Едином регистре сведений о населении.

Шкитин напомнил, что выбор страховой компании все же остается важным правом граждан, поскольку от этого в дальнейшем будет зависеть качество клиентского сервиса и экспертного контроля. В подавляющем большинстве регионов России можно выбрать медицинского страховщика из трех-четырех компаний.

"Уровень защиты прав застрахованных - это показатель, характеризующий эффективность рассмотрения жалоб и консультаций застрахованных граждан, полноту их информационного сопровождения при маршрутизации неотложных и плановых больных, например пациентов с новообразованиями или пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Наличие здоровой конкуренции за застрахованного для страхового сообщества является отличной мотивацией для развития принципов пациентоориентированности страховщиков", - отметил Шкитин.

В каждом регионе виды, объемы, условия предоставления и критерии качества медицинской помощи могут отличаться. Посмотреть и скачать территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи вы можете на странице филиала.

Страховая компания защищает права застрахованного на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и условиях, указанных в территориальной программе обязательного медицинского страхования. В рамках Программы государственных гарантий предоставляются бесплатно:

Включает в том числе первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную помощь. Это мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, которые оказываются в условиях амбулатории или дневного стационара, планово либо неотложно.

Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме в случае заболеваний, травм, несчастных случаев и других состояниях, требующих срочного вмешательства врачей. Оказывается вне медицинской организации, в амбулатории или стационаре.

Включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе период беременности, родов и послеродовой период и требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Эта помощь оказывается в условиях стационара или дневного стационара врачами-специалистами бесплатно.



Является частью специализированной медпомощи и применяет новые сложные и (или) уникальные методы лечения. Включает в себя также ресурсоемкие методы лечения с научно доказанной эффективностью: клеточные технологии, роботизированная техника, информационные технологии, методы генной инженерии и другие, разработанные медицинской наукой и смежными научными и техническими отраслями,

Паллиативная медицинская помощь (включающая паллиативную первичную доврачебную, врачебную и специализированную помощь) оказывается бесплатно медицинскими работниками, прошедшими соответствующее обучение. Оказывается в амбулаторных условиях, на дому, в условиях дневного стационара и в стационаре.

Направлена на полное или частичное восстановление нарушенных и/или компенсацию утраченных функций органа либо системы организма, призвана предупреждать, диагностировать на ранней стадии и корректировать возможные нарушения функций поврежденных органов или систем. Улучшает качество жизни, сохраняет работоспособность, предупреждает или снижает степень возможной инвалидности, помогает социальной интеграции пациента. Оказывается бесплатно амбулаторно, стационарно, в условиях дневного стационара. Включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов,

Медицинская помощь в рамках территориальных программ оказывается в следующих формах:

экстренная - при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, представляющих угрозу жизни пациента;

неотложная - при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояниях, без явных признаков угрозы жизни пациента;

плановая - при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, которые не сопровождаются угрозой жизни пациента, не требующих экстренных или неотложных действий и отсрочка которых не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Различают следующие условия оказания медпомощи в рамках территориальной программы ОМС:

вне медицинской организации;

в амбулаторных условиях (в том числе на дому при вызове медицинского работника);

в условиях дневного стационара;

в стационарных условиях с круглосуточным медицинским наблюдением и лечением.


Для разных видов и форм оказания медицинской помощи законом предусмотрены разные сроки, в которые ее можно получить.

Безотлагательно оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в экстренной форме.

До 20 минут – таково время, за которое бригада скорой медицинской помощи должна доехать с момента вызова до пациента для оказания скорой медицинской экстренной помощи.

В территориальных программах госгарантий время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

До 2 часов — срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должен превышать 2 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Максимум 24 часа — срок ожидания приема терапевта, участкового педиатра и врача общей практики не должен превышать суток с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Не более 3 рабочих дней — срок с момента постановки диагноза онкологического заболевания и до момента установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленной онкологией.

7 рабочих дней — срок проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания со дня назначения исследования.

От 7 до 14 рабочих дней: сроки ожидания оказания специализированной медицинской помощи (кроме высокотехнологичной), в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. Для пациентов с онкологическими заболеваниями этот срок сокращается до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).

14 рабочих дней с момента обращения или назначения — установлены сроки для:

  • проведения консультаций врачей-специалистов,
  • проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи,
  • проведения КТ, МРТ и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи.

В случае подозрения на онкологические заболевания эти сроки сокращаются до 3 рабочих дней.

При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию по онкологии для оказания специализированной медицинской помощи в установленные Программой госгарантий сроки.

В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме и осуществляется информирование пациентов о сроках ожидания в доступной форме.

Критерии качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Доступность медицинской помощи определяется исходя из критериев базовой программы ОМС или территориальной программы ОМС, принимаемой соответствующим субъектом РФ.

Приказом Минздрава России от 10 мая 2017 г. N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" утверждены Критерии качества медицинской помощи. Критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Критерии качества применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

Помимо указанных нормативных актов регулированию качества оказания медицинской помощи посвящен приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1340н "Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности".

Кроме того, критерии доступности и качества медицинской помощи устанавливаются в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (например, в Программе государственных гарантий на 2021 г. указанные критерии выделены в IX разделе).

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"

Льготный период оплаты за ОСМС продлили до 1 июля 2020 года, передает официальный сайт столичного акимата.

Что это значит для населения и какие привилегии получил казахстанский бизнес в связи с режимом ЧП, рассказала старший менеджер департамента анализа и прогнозирования Фонда медицинского страхования Актолкын Султанова.

Что такое льготный период?

Это период, на который все казахстанцы считаются условно застрахованными в системе обязательного социального медицинского страхования, вне зависимости от уплаты отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования. То есть до 1 июля все медицинские услуги будут оказываться каждому человеку бесплатно и в полном объеме сразу в двух пакетах – ГОБМП и ОСМС.

Однако это не является отсрочкой и не освобождает плательщиков от обязательных ежемесячных платежей. Если человек по истечении льготного периода не произведет взносы на ОСМС за неоплаченные месяцы и не станет участником системы медстрахования, то он будет считаться незастрахованным и сможет получать медуслуги только в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Для дальнейшего участия в системе и получения статуса застрахованного ему необходимо будет сделать взносы на ОСМС за период с 1 января 2020 года, то есть за 6 месяцев пользования пакетом ОСМС.

Кто полностью освобожден от уплаты взносов за ОСМС и на какой период?

Кроме того, не удерживаются взносы за обязательное социальное медицинское страхование с надбавок, которые с 1 марта 2020 года выплачиваются медработникам, задействованным в противоэпидемических мероприятиях.

Какие категории крупного бизнеса освобождены от уплаты за ОСМС?

Постановлением Правительства определены 10 категорий бизнеса. Это розничная торговля автомобилями, легкими автотранспортными средствами, например, мотоциклами, автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, за исключением произведенных станциями техобслуживания, находящимися на придорожной полосе. Сюда же относится розничная торговля в крупных торговых сетях, стационарных торговых объектах, неспециализированных магазинах, являющихся торговыми объектами, за исключением аптек, торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями.

К крупному бизнесу отнесена деятельность воздушного пассажирского транспорта, предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания, деятельность ресторанов и предоставление услуг по доставке продуктов питания, аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью, предоставление коммерческих помещений в аренду, за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями.

Все они освобождены от уплаты отчислений и взносов за своих работников до 1 июля 2020 года.

Какая деятельность в данном случае подпадает под освобожденные категории МСБ?

Отнесены такие же виды деятельности, перечисленные среди освобожденных категорий крупного бизнеса, а также ряд других направлений. Это деятельность в области права – юридические консультанты, нотариусы, адвокаты, частные судебные исполнители, медиаторы.
Также консультанты по вопросам коммерческой деятельности и управления, туристские агентства и туроператоры, санитарно-эпидемиологические, больничные и санаторно-курортные организации, частные дошкольные, начальные и средние учебные заведения, частная врачебная практика, стоматологии, концертные и театральные залы, фитнес-клубы, стирка и химчистка текстильных и меховых изделий, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Все они освобождены от уплаты взносов и отчислений за своих наемных работников до 1 октября 2020 года.

Как оплачивают взносы за ОСМС индивидуальные предприниматели?

Если ИП имеет наемных сотрудников и их деятельность подпадает под одну из вышеперечисленных категорий крупного или малого и среднего бизнеса, они полностью освобождаются от уплаты отчислений до соответствующего установленного периода. В ином случае индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ежемесячные выплаты за себя в размере 5% от 1,4 МЗП, что в 2020 году составляет 2 975 тенге.

Сколько платят за ОСМС самозанятые граждане и кто входит в эту категорию?

Для физических лиц, проживающих в городах республиканского и областного значения, размер ЕСП составил 1 МРП, или 2 651 тенге. Для лиц, проживающих в других населенных пунктах, – 0,5 МРП, или 1 326 тенге. Согласно статье 775 Налогового кодекса, порядок исчисления и уплаты этого вида платежа устанавливается, исходя из размера МРП на 1 января соответствующего финансового года.

Важно также помнить, что этот платеж необходимо производить за текущий отчетный месяц. Оплатить за предыдущий налоговый период или авансом за будущий не получится. В случае если платеж по каким-либо причинам не был уплачен своевременно, можно оплатить задолженность в качестве самостоятельного плательщика – 5% от 1 МЗП, или 2 125 тенге.

Как быть, если человек работает по договору гражданско-правового характера и одновременно по трудовому договору?

За физическое лицо, которое работает по договору ГПХ, взносы в размере 1% от суммы договора за ОСМС удерживает налоговый агент, или услугополучатель. В 2021 году это будет 2% от суммы договора. В случае если этот договорник работает параллельно в другой компании по трудовому договору и за него там делают отчисления в Фонд медстрахования, ему необходимо получить справку с основного места работы и предоставить в ту компанию, где он числится на договоре ГПХ. При этом предельный доход, с которого могут быть удержаны отчисления, не может превышать 10 МЗП, или 425 тыс. тенге.

Как быть гражданину, который не имеет дохода и работы?

В случае, если гражданин относится к одной из этих категорий, но при этом отражается в системе как незастрахованный, необходимо обратиться с подтверждающими документами в Правительство для граждан для разъяснения ситуации. В целом статус присваивается автоматически.

Как быть, если гражданин не входит в число льготных категорий граждан, не является ИП, не имеет дохода?

Читайте также: