Как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства

Обновлено: 07.07.2024

А. По­ли­ти­ка свя­за­на с уча­сти­ем в делах го­су­дар­ства.

Б. По­ли­ти­ка — это де­я­тель­ность, свя­зан­ная с от­но­ше­ни­я­ми между боль­ши­ми об­ще­ствен­ны­ми груп­па­ми по по­во­ду вла­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

2.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об уча­стии граж­дан в по­ли­ти­че­ской жизни?

А. Граж­да­не участ­ву­ют в по­ли­ти­че­ской жизни по­сред­ством вы­бо­ров и ре­фе­рен­ду­мов.

Б. Граж­да­не участ­ву­ют в по­ли­ти­че­ской жизни, на­прав­ляя свои об­ра­ще­ния в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о го­су­дар­стве?

Б. Го­су­дар­ство об­ла­да­ет ис­клю­чи­тель­ным пра­вом из­да­вать за­ко­ны.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

4.Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство осуществляет публичную власть в стране.

Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Все современные демократические государства являются республиками.

Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. В России сложилась двухпартийная система.

Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9.Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Одна из функций политической власти — управление общественными процессами.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10.Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории.

Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских ре­жи­мах?

А. К де­мо­кра­ти­че­ским ре­жи­мам при­над­ле­жат такие формы прав­ле­ния, в ко­то­рых глав­ную роль иг­ра­ет пар­ла­мент — ре­жи­мам при­над­ле­жат такие формы прав­ле­ния, в ко­то­рых глав­ную роль иг­ра­ет пра­ви­тель с не­огра­ни­чен­ной вла­стью.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о го­су­дар­стве?

А. На­ци­о­наль­ное го­су­дар­ство — это ис­то­ри­че­ски позд­няя форма цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства.

Б. На­ци­о­наль­ное го­су­дар­ство со­зда­ет­ся за счет цен­тра­ли­за­ции зе­мель, где про­жи­ва­ет одна нация.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

13.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о при­зна­ках го­су­дар­ства?

А. Го­су­дар­ство имеет еди­ную тер­ри­то­рию, очер­чен­ную го­су­дар­ствен­ны­ми гра­ни­ца­ми.

Б. Для го­су­дар­ства ха­рак­тер­но обя­за­тель­ное на­ли­чие един­ствен­ной офи­ци­аль­ной ре­ли­гии.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15.Верны ли суж­де­ния о фор­мах государственно-территориального устройства?

А. Ос­нов­ны­ми фор­ма­ми государственно-территориального устрой­ства являются: уни­тар­ное государство, фе­де­ра­ция и конфедерация.

Б. Со­вре­мен­ная Рос­сия яв­ля­ет­ся при­ме­ром конфедерации.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

16.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о де­мо­кра­ти­че­ском государстве?

А. В де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве ни при каких усло­ви­ях не могут вво­дить­ся огра­ни­че­ния прав и сво­бод людей.

Б. В де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве га­ран­ти­ру­ет­ся су­ще­ство­ва­ние по­ли­ти­че­ской оппозиции.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

17.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о раз­де­ле­нии властей?

А. Раз­де­ле­ние вла­стей на законодательную, судебную, ис­пол­ни­тель­ную спо­соб­ству­ет пра­во­во­му огра­ни­че­нию го­су­дар­ствен­ной власти.

Б. Су­деб­ная власть — са­мо­сто­я­тель­ная и не­за­ви­си­мая ветвь власти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

18.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о прин­ци­пах де­мо­кра­ти­че­ских выборов?

А. Прин­цип ра­вен­ства за­клю­ча­ет­ся в при­над­леж­но­сти каж­до­му из­би­ра­те­лю толь­ко од­но­го голоса, ко­то­рый оце­ни­ва­ет­ся одинаково.

Б. Про­це­ду­ра тай­но­го го­ло­со­ва­ния — не­об­хо­ди­мый прин­цип де­мо­кра­ти­че­ских выборов.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

19.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о раз­де­ле­нии вла­стей?

А. Ис­пол­ни­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет пар­ла­мент.

Б. По­сле­до­ва­тель­ное со­блю­де­ние прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей яв­ля­ет­ся одним из при­зна­ков то­та­ли­тар­но­го го­су­дар­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о государстве?

А. Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на при­ме­не­ние силы на ос­но­ва­нии закона.

Б. Го­су­дар­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность ини­ци­а­тив­ных объ­еди­не­ний граждан.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

21.Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
А) свободные выборы в органы государственной власти Б) правовое государство В) обязательная государственная идеология Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества Д) многопартийная система 1) демократический 2) тоталитарный

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

23.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и функ­ци­я­ми го­су­дар­ства, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ ФУНК­ЦИИ ГО­СУ­ДАР­СТВА
А) обес­пе­че­ние пра­во­по­ряд­ка Б) под­пи­са­ние пре­зи­ден­том до­го­во­ра о друж­бе и со­труд­ни­че­стве с гла­вой со­сед­не­го го­су­дар­ства В) раз­ра­бот­ка пра­ви­тель­ством дол­го­сроч­ной про­грам­мы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны Г) уча­стие армии в во­ен­ных уче­ни­ях сов­мест­но с ар­ми­ей дру­го­го го­су­дар­ства Д) го­су­дар­ствен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние стро­и­тель­ства ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных дорог 1) внеш­ние 2) внут­рен­ние

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

24.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ти­па­ми по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ ТИПЫ РЕ­ЖИ­МОВ
А) га­ран­тии прав и сво­бод лич­но­сти Б) власть еди­ной мас­со­вой пар­тии В) офи­ци­аль­ная обя­за­тель­ная идео­ло­гия Г) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм 1) де­мо­кра­ти­че­ский 2) то­та­ли­тар­ный

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

25.Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми формы государства: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
А) демократия Б) федерация В) республика Г) уни­тар­ное государство Д) монархия 1) форма государственно-территориального устройства 2) форма правления 3) по­ли­ти­че­ский режим

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

1) верховенство закона

2) наличие органов и структуры правления

3) государственный суверенитет

4) система разделения властей

Черты сходства Черты отличия

27.В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) монарх передает свою власть по наследству

2) монарх вынужден считаться с мнением парламента

3) для принятия или отмены закона достаточно воли монарха

4) является формой правления в государстве

Черты сходства Черты отличия

28.В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходства Черты отличия

29.На уроке уче­ник по­лу­чил за­да­ние срав­нить два вида республик: пар­ла­мент­скую и президентскую. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку — порядковые но­ме­ра черт различия.

1) Глава пра­ви­тель­ства — лидер партии, по­бе­див­шей на выборах.

2) Президент яв­ля­ет­ся гла­вой государства.

3) Парламент об­ла­да­ет за­ко­но­да­тель­ной властью.

4) Президент из­би­ра­ет­ся все­на­род­ным голосованием.

Черты сходства Черты отличия

30.В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства де­мо­кра­ти­че­ско­го и не­де­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­мов и черт раз­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые номер черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) су­ще­ство­ва­ние оп­по­зи­ции и плю­ра­лиз­ма

2) гос­под­ство еди­ной идео­ло­гии

3) уча­стие на­ро­да в фор­ми­ро­ва­нии по­ли­ти­че­ской вла­сти

4) про­воз­гла­ше­ние прав и сво­бод граж­дан

Черты сход­ства Черты от­ли­чия

31.В го­су­дар­стве Z уста­нов­лен де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский режим, а в го­су­дар­стве Y — то­та­ли­тар­ный. Срав­ни­те эти два по­ли­ти­че­ских ре­жи­ма. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) пре­се­че­ние на­ру­ше­ний об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка

2) на­ли­чие ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти

3) сво­бод­ные вы­бо­ры на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

4) вы­не­се­ние при­го­во­ров вне­су­деб­ны­ми ор­га­на­ми

Черты сход­ства Черты от­ли­чия

32.За­пол­ни­те про­пуск в таб­ли­це.

Орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти Пол­но­мо­чия
… РФ Раз­ра­бот­ка и ис­пол­не­ние го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та
Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ Раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов РФ

1.Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

2.В чем, по мысли ав­то­ра тек­ста, со­сто­ит зна­че­ние все­об­щих вы­бо­ров в со­вре­мен­ных усло­ви­ях? Ука­жи­те три по­зи­ции.

3.Что, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, пред­при­ни­ма­ет го­су­дар­ство для обес­пе­че­ния рав­ных воз­мож­но­стей всех кан­ди­да­тов и пар­тий, участ­ву­ю­щих в из­би­ра­тель­ной кам­па­нии? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, соб­ствен­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те, как ис­поль­зу­ют­ся сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции для обес­пе­че­ния та­ко­го ра­вен­ства. При­ве­ди­те при­мер одной из форм, с по­мо­щью ко­то­рой кан­ди­да­ты зна­ко­мят из­би­ра­те­лей со своей по­зи­ци­ей через СМИ.

4.В тек­сте от­ме­ча­ет­ся, что в не­ко­то­рых стра­нах уча­стие в вы­бо­рах не толь­ко право, но и долг граж­дан. Со­глас­ны ли вы с таким под­хо­дом? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей точки зре­ния.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Автор ука­зы­ва­ет, что власть су­ще­ству­ет в любом со­ци­у­ме. Опи­ра­ясь на текст и зна­ния из кур­сов ис­то­рии и об­ще­ство­ве­де­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­держ­ку этого вы­во­да.

4.Воз­мож­на ли власть без при­нуж­де­ния? Обос­нуй­те свое мне­ние, опи­ра­ясь на до­ку­мент и ис­то­ри­ко-об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

Народ — источник власти

. Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством.

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: два балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок. Правильно выполненное задание В4 оценивается одним баллом.

Часть 3

С1.Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) значение всеобщих выборов

2) принципы предвыборной кампании


3) требования к кандидатам на выборную должность

4) участие в выборах — право или обязанность?

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

С2.В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов:

1) основная форма участия в политике;

2) выборы показывают расстановку политических сил;

3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам;

4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный

С3.Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы следующие принципы:

1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий;

2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов;

3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании

Названы три принципа


Названы два принципа

Назван один принцип, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

С4.Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний;

2) указание о том. как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении;

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример

Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример

Ответ неверный или отсутствует

С5.По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации И получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названы две формы избирательной активности граждан:

2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.

Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними

Названы две формы избирательной активности -

Ответ неверный или отсутствует .

Максимальный балл

С6.В тексте отмечается что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что

- в этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе,

- отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям;

в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что

- в условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет;

- среди тех, кто не является в день голосования к избирательным урнам, немало граждански незрелых людей, формально проголосовав, они вряд ли бы положительно повлияли на результаты выборов.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Задание 29 Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

Задание 30 По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

Задание 31 В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Тест 2

Задание 1 Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы?

1) собственность, доход

2) искусство, образование

3) общечеловеческие ценности, социальные нормы

4) разделение властей, форма государства

Задание 2 Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

1) духовные потребности

2) социальные потребности

3) физиологические потребности

4) потребности в безопасности

Задание 3 В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

Задание 4 Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми нередко является отсутствие умения слушать другого человека.

Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём компромисса сторон.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 5 Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере

Задание 6 Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ми­ро­вых религиях?

А. Древ­ней­шей из ми­ро­вых ре­ли­гий яв­ля­ет­ся буддизм.

Б. Наи­бо­лее мо­ло­дая из ми­ро­вых ре­ли­гий — ислам.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Задание 7 Работник К. про­из­во­дит в те­че­ние часа в два раза боль­ше продукции, чем его сменщик, ра­бот­ник Л. О каком эко­но­ми­че­ском яв­ле­нии идёт речь?

1) раз­де­ле­ние труда

2) спе­ци­а­ли­за­ция труда

3) эф­фек­тив­ность производства

4) про­из­во­ди­тель­ность труда

Задание 8 Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает

1) создание духовных ценностей

2) обмен культурными достижениями

3) распределение материальных благ

4) сохранение традиций и обычаев

Задание 9 Принадлежащие раз­ным владельцам спор­тив­ные клубы го­ро­да объявили о пред­празд­нич­ном снижении цен на або­не­мен­ты и раз­лич­ных подарочных акциях. Какое эко­но­ми­че­ское явление от­ра­зи­лось в дан­ном факте?

1) ры­ноч­ное равновесие

Задание 10 Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о роли эко­но­ми­ки в жизни общества?

А. Эко­но­ми­ка обес­пе­чи­ва­ет людей ма­те­ри­аль­ны­ми благами.

Б. Эко­но­ми­ка ис­сле­ду­ет по­ли­ти­че­скую ор­га­ни­за­цию общества, про­бле­мы внут­рен­ней и внеш­ней политики.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

11. Задание 11 Структура об­ще­ства пред­став­ле­на со­во­куп­но­стью со­ци­аль­ных общ­но­стей и групп в мно­го­об­ра­зии их связей. Какая со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ле­на по по­ли­ти­че­ско­му признаку?

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)


СМИ — главный поставщик актуальной информации. Это институт, чье влияние касается всех сфер нашей жизни. В этой статье расскажем, какую роль играет СМИ в политике и какие способы влияния использует.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную пе­редачу различной информации для широких слоев населения при помо­щи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

прямые эфиры радио и телевидения;

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование обще­ственного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социали­зация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходя­щих процессов

Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

Выражение обществен­ных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулирова­ть интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:

Читайте также: