Взрослый векслер складывание фигур как предъявить

Обновлено: 25.06.2024

/module/item/name

Разработанные американским психодиагностом Дэвидом Векслером Шкалы измерения интеллекта находят широкое применение на Западе, в основном в англоязычных странах. Об интересе к ним свидетельствуют несколько тысяч публикаций, появившихся к настоящему времени как в журналах и монографиях, так и в ежегодных обзорах тестов США. Их популярность объясняется рядом причин. Во-первых, они охватывают большой возрастной диапазон (от 3 до 74 лет). При этом на всех возрастных уровнях используются, в основном, одни и те же типы заданий, что позволяет проследить изменение одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека.

Во-вторых, шкалы Векслера используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза. Векслер и другие психологи-клиницисты считают, что анализ выполнения индивидом отдельных субтестов, а также паттернов и профилей их показателей помогают раскрыть конкретные расстройства психики (болезнь Альцгеймера, эмоциональные нарушения и пр.).

В-третьих, в шкалах Векслера присутствуют как вербальные, так и невербальные субтесты, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития — понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память.

Будучи индивидуальными тестами, шкалы Векслера отличаются от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания трудности.

Шкалы Векслера были стандартизированы и проверены на надежность на репрезентативных выборках, подобранных на основе последних (по отношению к году разработки методик) переписей населения США с учетом места жительства, принадлежности к городским или сельским жителям, расы, профессии (для детских шкал учитывалась профессия главы семьи). К настоящему времени каждая из шкал Векслера была подвергнута нескольким переработкам.

Векслеровские методики были разработаны для трех возрастных диапазонов: для взрослых (начиная с 16 лет), детей 6–16 лет и дошкольников (последний вариант — от 3 лет до 7 лет 3 месяцев).

Первая форма шкал Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера — Белльвью, была опубликована в 1939 г. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся, в основном, величины и репрезентативности нормативной выборки, а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устранены в следующем варианте, опубликованном в 1955 г. и предназначенном для индивидов в возрасте от 16 до 64 лет. В 1981 г. появилась пересмотренная редакция этой методики для возрастного диапазона от 16 до 74 лет; в 1997 г. подготовлена ее третья редакция (для тех же возрастов).

В 1949 г. появилась первая форма шкал Векслера для детей в возрасте 6–16 лет. Переработанное ее издание вышло в 1974 г. Третья редакция опубликована в 1991 г.

Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников впервые появилась в 1967 г. Она предназначалась для детей в возрасте 4–6,5 лет. Ее пересмотренный вариант 1989 г. рассчитан на детей от 3 до 7 лет 3 месяцев.

В каждой методике первичные показатели каждого субтеста переводятся в стандартные с М=10 и М=3. Затем раздельно вычисляются коэффициенты интеллектуальности для вербальной и невербальной шкал, а также полный показатель. Нормы для тестов Векслера имеют границы 85 и 115.

По всем векслеровским шкалам имеется полная информация о надежности, касающейся как отдельных субтестов и раздельно вербальной и невербальной частей, так и полной шкалы. Гомогенность по всем методикам для вербальных шкал находится в границах от 0,86 до 0,97; для невербальных шкал — от 0,85 до 0, 94. Для общего показателя по шкалам каждого возраста этот показатель расположен от 0,90 до 0,98. Гомогенность отдельных субтестов несколько ниже.

Данные о ретестовой надежности удовлетворительные, выше 0,80. Для последних редакций векслеровских шкал имеются неплохие показатели валидности разных видов. Корреляции с показателями тестов Стенфорд — Бинэ суммарных показателей находятся в пределах от 0,73 до 0,80. Примерно в том же диапазоне находятся корреляции вербальных шкал; несколько ниже они для невербальных шкал — около 0,60. Имеются сведения о конструктной валидности и валидности по содержанию.

Прагматическая валидность шкал для взрослых и детей оценивалась посредством вычисления корреляций их показателей с результатами тестов учебных достижений и с оценками в школах, колледжах, институтах. Эти корреляции варьируют в диапазоне от 0,40 до 0,60. У методики для дошкольников этот вид валидности устанавливался посредством сопоставления ее показателей у особых групп детей (умственно отсталых, одаренных, испытывающих трудности в обучении и др.).

Со времени выхода в свет первых шкал Векслера было предложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал — уменьшить время тестирования. Самый простой способ их создания — изъять некоторые субтесты, а также сократить число заданий в субтестах. Были сделаны попытки объединения от двух до пяти субтестов как в методике для взрослых, так и в методике для детей. Корреляции показателей сокращенных и полных шкал были высокими (от 0,80 — для детской методики, от 0,90 — для взрослого теста).

Однако, несмотря на высокую валидность, а также на то, что для их получения было затрачено много усилий, психодиагносты не рекомендуют использовать краткие формы за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это связано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, касающейся отдельных интеллектуальных умений, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.

Векслеровские шкалы измерения интеллекта довольно широко используются в отечественных исследованиях. Методика для взрослых была переведена и адаптирована в Ленинградском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева (1969) и неоднократно использовалась для исследовательских целей. Отсутствие стандартизации, а также проверок на надежность и валидность, выполненных на российских выборках, делают невозможным ее применение на практике.

Шкала для детей была адаптирована и стандартизирована на отечественных группах (А.И. Панасюк, 1973) и широко применялась школьными психологами, а также психологами-клиницистами. Однако следует признать, что в настоящее время этот вариант методики устарел и на практике использоваться не может. Известно, что диагносты считают необходимым рестандартизировать тесты, а также перепроверять их надежность и валидность через определенные периоды времени, так как содержание их устаревает и не может быть адекватным содержанию психики новых поколений испытуемых. Как показывают американские исследователи, нормы интеллектуальных тестов увеличиваются в среднем на один балл каждые три года. Поэтому старые тесты нельзя считать полезными для оценки того, на что они были рассчитаны, недопустимо их применение в практических целях.

На Западе психодиагносты строго соблюдают требования Этического кодекса психологов и регулярно пересматривают устаревшие методики, видоизменяя их иногда очень существенно. Это относится и к методикам Векслера. Выше уже было отмечено, сколько редакций имеет каждая из них. Рассмотрим, насколько значительными являются изменения в новых модификациях теста Векслера на примере детской методики. Сравним ее с распространенной у нас версией Панасюка (1973).

Таким образом, анализ новой редакции детской шкалы Векслера показывает, что произошедшие в ней изменения очень существенны и касаются как процедуры, так и содержания теста. Эти изменения, вероятно, адекватно отражают произошедшие на протяжении полувека изменения в психическом развитии детей диагностируемого возраста. Последние нельзя не замечать, поэтому следует отказаться от использования устаревшего варианта методики Векслера.

Автор

Акимова Маргарита Константиновна

Читайте также: